Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Картотека упражнений по автоматизации звука

Картотека упражнений по автоматизации звука

Звук [Ш] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Ш]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Ш].

Материал для автоматизации звука [Ш] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Ш].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Ш] в прямых слогах:

Ша-ша-ша ше-ше-ше

ши-ши-ши шо-шо-шо

шу-шу-шу аша-аша-аша

эше-эше-эше ыши-ыши-ыши

ошо-ошо-ошо ушу-ушу-ушу

Звук [Ш] в словах с прямым слогом:

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, шахматы, шарик, шаль, шагом, шорох, шёл, шёлк, шёпот, шов, шок, шорты, ширь, шило, шина, шить, ширма, шили, шик, шип, шифр, шибко, шум, шут, шуба, шутка, шумный, шея, шейх, шейка, шеф.

Мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, лапша, мешок, пушок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, ушёл, нашёл, пришёл, вошёл, хорошо, порошок, корешок, зашёл. дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, решили, зашить, ковши, дышу, ношу, тушу, мишутка, прошу, чешуйка, парашют, машу, пляшу, мишень, ошейник, решение.

Шакал, шалун, шалфей, шагать, шаги, шампунь, шампиньоны, шоколад, шофёр, шинель, шипеть, широкий, шиповник, шипит, ширина, шитьё, шимпанзе, шипы, шуруп, шутить, шутник, шелуха, шевелить.

Ваша, наша, каша, крыша, Ванюша, Даша, Маша, Луша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, Андрюша, ноша, лошадь, вешалка, афиша, кушать, чаша, уши, мыши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина, груши, наши, ваши, чешуя, кошелёк, вишенка, башенка, тише, выше.

Повтори словосочетания и предложения:

Шуба и шапка, шины у машины, широкие шаровары, большой шатёр, мышиное шуршание, шёлковая шаль, шум шагов, хороший шоколад, шорох камышей, шумные шалуны, шутник Мишутка, Дашина шапка, тёплая шуба, хоккейная шайба, тихий шёпот, глубокая шахта, шипы шиповника.

Шумят камыши. У машины шина. Яша ушиб лоб. Петушок клевал горошины. У Катюши болят уши. Миша пишет без ошибок. Маша вешает шубу на вешалку. У Лёши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки шумят камыши. Миша нашёл камешек. На дороге шумит машина. У шиповника колкие шипы. Тише, тише, кот на крыше! В шалаше пять ребятишек. Хороша уха из ершей! Гриша и Паша гоняют шайбу. Гриша пошёл к камышам. Миша играет в шахматы. У Паши машина. Мышонок упал в кувшин. У лошади уши лошадиные. Надели Маше галоши и гамаши. Хорошую шубу подарили Даше. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки. Шапка да шубка - вот наш Мишутка! У Андрюшиной машины хорошие шины. Даша вымыла голову шампунем. Лушина шапка упала под вешалку. Маша пришила Паше вешалку на шубу. Алёша нашёл много волнушек и шампиньонов.

Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный". В таких слогах буква Ж произносится как звук Ш, например: пишем -"лоЖка", "уЖ", произносим -"лоШка", "уШ". Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся ШТ и ШН; примеры: пишем -"ЧТо", произносим - "ШТо", пишем - "конеЧНо", произносим - "конеШНо".

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Автоматизация звука [ш] в слогах

Произносить слоги.

аш - ош - уш - ыш
ыш - уш - ош - аш
яш - ёш - юш - иш - еш
еш - иш - юш - ёш - яш
аш - яш - уш - юш
ыш - иш - еш - аш
яш - аш - юш - уш
иш - ыш - аш – еш

Автоматизация звука [ш] в словах

Произносить слова.

Аш: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.

Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

Уш: душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, пушнина, тушканчик.

Ыш,яш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш.

Ёш, ёшь: даешь, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.

Еш, ешь, иш, ишь: пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Автоматизация звука [ш] в предложениях

Произносить предложения.

Во дворе Бишка.
Накрой кружку крышкой.
Пташка прыгает у окошка.
Вот чашка и кашка, лепешка и ложка.
Надевай на малышку рубашку.
Наш Антошка глядит в окошко.
Вот картошка на окрошку.
Промокни пятнышко промокашкой.
Ребятишки играют в «кошки-мышки».
Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки.
Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку.
Плохо мышке одной в норушке.
Петушок с моей ладошки клюет зернышки и крошки.
У кошки ушки на макушке.
В одно ушко вошло, в другое вышло.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Шила в мешке не утаишь.
Напишешь пером - не вырубишь топором.

Загадки.

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

В большой избе - избушка, а в избушке - щебетушка. (Птица в клетке)

Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)

С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки.
Есть ледышки - больше шишки. Есть ледышки меньше крошки.(Град)

Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? (Гриб)

Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб)

Потешки.

Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!

Шапка да шубка - вот он, наш Мишутка!

Петушок, петушок! Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что ты рано поешь, детям спать не даешь?

Повтори (прочитай) чистоговорки:

Аш, аш аш - у меня гуашь.

Аш, аш, аш - делаю массаж.

Аш, аш, аш - папин патронташ.

Аш, аш, аш - мы идём на пляж.

Аш, аш, аш - в пенале карандаш.

Аш, аш, аш - покупаем мы гараж.

Ыш, ыш, ыш - шумит камыш.

Ыш, ыш, ыш - у меня малыш.

Иш, иш, иш - тут такая тишь.

Иш, иш, иш - в небо улетишь.

Иш, иш, иш - прилетишь в Париж.

Иш, иш, иш - сел на ветку стриж.

Эш, эш, эш - приготовь кулеш.

Эш, эш, эш - хлеба мне отрежь.

Эш, эш, эш - яблочко поешь.

Эш, эш, эш - в нашей стенке брешь.

Ош, ош, ош - покупаю брошь.

Ош, ош, ош - поспевает рожь.

Ош, ош, ош - маму не тревожь.

Ош, ош, ош - примеряю юбку клёш.

Уш, уш, уш - принимаю душ.

Уш, уш, уш - мы играем туш.

Уш, уш, уш - безобидный уж.

Уш, уш, уш - во флаконе тушь.

Уш, уш, уш - на прилавке плюш.



Автоматизация звука [ш] в текстах

Произносить тексты.

По ровненькой дорожке

Описание игры. Дети сидят на скамейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два...

Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам.

Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки. «Вышли из ямы», - говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются.

Затем текст изменяется

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Там мы живем.

На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них.

Игру можно повторить 3-4 раза.

Игра «Кот на крыше»

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети - мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише, мыши... Тише, мыши...

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом - норку, куда кот не может забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком ш.

Кошка и мышка.

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка ее догнала.

На опушке.

Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.

Ревушка.

Вышла Машенька на крыльцо и ревет.

Подошел к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошел к Машеньке теленок и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной».

«Давай», сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугалась Машенька и больше не ревет.

(По И. Мазнину)

Лиса и заяц.

Почему это. Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?

А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы!

(Н. Сладков)

Скороговорки для автоматизации звука [Ш].

Шила в мешке не утаишь.

Шутил, да вышутил.

Луша у душа мыла шею и уши.

Маланья вышла в поле не для гулянья.

Метил в лукошко – попал в окошко.

Наш Филат не виноват,
И ваша Ната не виновата.

Не найду я ушки
У нашей лягушки.

Пыхтит как пышка
Наш пухлый Мишка.

Я по камешкам пошел,
Шубу шелкову нашел.

Кошка на окошке
Шьет рубашку для Ермошки.

По ремешку, по брёвешку
Боком проведу кобылку.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.
Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

Ваша Парашка,
Да наша на ней рубашка.

Времена шатки,
Береги шапку.

Макар да кошка,
Комар, да мошка.

Наш Гришка не берет лишка.

Работай до пота –
Так и поешь в охотку.

Тимошка Трошке
Крошит в окрошку крошки.

Вашему пономарю
Нашего пономаря
Не перевыпономарить,
Не выпономарить.

Наша река широка, как Ока,
Так, как Ока, широка наша река.

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ш]:

Губы в форме «рупора» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются , язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Подражание сдувающемуся колесу, шарику и т.п.

Ш-ш-ш-ш-ш…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ш], произносим его более длительно

ША

ШО

ШУ

ШИ

ШЕ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ш], произносим его более длительно.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши

Ше-ше-ше

Ша-шо-шу

Ши-ше-ша

Шо-ше-ши

Шу-шо-ше

Ше-ша-шо

Ша - шо - шу - ши - ше
Ши - ша - шо - шу - ше
Шо - ша - шу - ши - ше
Ше - ша - шо - ши - шу
Шу - ша - шо - ши - ше

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш]:

Ша: шаг, шайба, шахматы, шапка, шахта; шампунь, шампиньон.

Шо, Шё: шов, шёпот.

Шу: шум, шут, шуба, шутка; шутить, шумовка, шутник, шуметь.

Ши: шить, шип, шина; шипы, шитьё, шифон, шипеть, шиповник.

Ше: шея, шесть, шелест; шептать.

Штанга, штаб, штаны, штопка, штопать, штука, штык, шкаф, школа, швы, швед, швея, шпага, шпагат, шпатель, шпиль, шпинат, шпион, шмель, шницель, шлейф, шлем, шлюпка, шляпа.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш] :

Ша: ушанка, мышата, дышать; каша, Маша, Даша, Паша, Наташа, ваша, наша, Яша, Гоша, Антоша, Миша, кушать, вешать.

Шо, Шё: мышонок, мешок, пушок, капюшон, петушок, кукушонок, большой, тушёнка, нашёл, ушёл.

Шу: мишутка.

Ши: машина, пушинка, ошибка, ушиб; уши, вышивать, мыши, тишина.

Ше: мишень, ошейник; бушевать.

Пшено, пшённый, ковшик, кувшин, кувшинка.

6. Произносить слова со стечением согласных, выделяя звук [Ш]:

Башня, букашка, пашня, кашка, пташка, башмак, каштан; кошка, окошко, мошка, Тимошка; пушка, подушка, избушка, мушка, кукушка, опушка, квакушка, катушка, бабушка, дедушка, ушки, кадушка; пышка, мышка, донышко, пятнышко; вишня, мишка.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ш]:

Ваш, наш, гуашь, душ, тушь, тишь, мякиш, финиш, мышь, камыш, детёныш, ешь, пьёшь, поёшь, идёшь, ландыш; ковш.

8. Заменить в словах первый звук на звук Ш:

тапки -

губы -

топот -

мыло -

(пар) -

(споры) -

9. Заменить в словах последний звук на звук Ш:

дуб -

идёт -

поёт -

едет -

дышит -

падает -

10. Игра на автоматизацию звука [Ш] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ш; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ш].


11. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Изба - избушка

кума -

зима -

штаны -

тётя -

дядя -

хозяйка -

солнце -

хлеб -

камень -

пятно -

дно -

окно -

дед -

12. Ответить на вопросы, отчетливо произнося звук Ш:

Каша из пшена какая?

Сок из вишни какой?

Слон не маленький, а какой?

Компот из груш какой?

Конфеты из шоколада какие?

Шоссе не узкое, а какое?

Шапка из шерсти какая?

13. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.



14. Проговаривать слова с двумя звуками [Ш]:

Шишки, штанишки, шашки, шипишь, шутишь, пишешь, шьёшь, шумишь.

15. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ш].




16. Образовать родственные слова:

мышь - (мышонок, мышата, мышиный, мышка…)

лягушка - (лягушонок, лягушата, лягушиный, лягушатник…)

17. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ш]:

Дедушкины шахматы вишнёвый компот

новая подушка тихий шаг

швейная машинка пшённая каша

шумные пташки двойной шов

дубовый шкаф бабушкина шуба

пуховая шапка новая ушанка

18. ДИ «Сосчитай до 5»:

плюшевый мишка -

плюшевый капюшон -

плюшевая шапка -

19. Проговаривать предложения:

Предложения проговаривать по блокам (первый абзац, после того как все хорошо произнесено - второй абзац и т. д.)

У Маши шуба. У Яши машина. У Антоши шапка. У Даши шахматы. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. Камыши шумят тихо. Наташа пишет тушью. У Яши пшённая каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Маша пьёт вишнёвый компот. У Яшиной машины шины. Мишутка дует на пушинки. Наташа вешает шубу в шкаф. На опушке кукует кукушка. Пшённая каша из пшена.

У кошки ушки на макушке. Дома у Яши мешок каштанов. На опушке мушки и квакушки. Шапка да шубка - вот и Мишутка. Паша катает мишку на машине. Мама шьёт на швейной машинке. Мама-мышь и мышата едят шпинат. У Паши и Даши мышонок Пушок. У мышки - мышата, у кошки - котята.

Шахматы и шашки у Даши в шкафу. Наша Даша под душем моет шею и уши. Дедушка и Яша едят пшённую кашу. У Антоши - машинка, а у папы - машина. Бабушка и мама готовят пышки. Наши шапки и шубы в дубовом шкафу. Паша едет на машине к дедушке и бабушке.

20. Послушать предложение, найти и исправить ошибки:

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашел Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

21. Проговаривать тексты:

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши.

22. Проговаривать чистоговорки:

Кот Шалун сидит на шторе,

Потому что Маша в школе.

Будет Маша после школы

Штопать шелковые шторы.

Петя, Петя, петушок,

Дам тебе пшена мешок,

Дам воды немножко,

Подойди к окошку.

Мышонку шепчет мышь:

Ты все шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку шьет капюшон,

Наденет кукушонок капюшон -