Меню
Бесплатно
Главная  /  Физическое развитие  /  Что развивают шахматы? Для чего нужны шахматы.

Что развивают шахматы? Для чего нужны шахматы.

Поскольку в шахматы играют два противника, которые изначально находятся в равном положении, становится понятно, что проиграть можно лишь из-за собственных ошибок и непродуманных ходов. Настольная игра имеет множество последователей разного уровня подготовленности, поэтому при обширной практике поражений не избежать.

Рано или поздно приходит понимание ответственности за свои действия. Часто приходится справляться с проблемными ситуациями на доске. Делать это нужно самостоятельно, без чьей-то помощи.

В ходе шахматных партий производится непрерывный расчет вариантов в игровой форме. Что помогает развивать память.

Такая самостоятельность повышает общий уровень ответственности, без которого развитие полноценной личности немыслимо.

Логическое мышление

В свою очередь принятие на себя ответственности и поражения в партиях с более сильным противником ведут к тому, что играющий начинает продумывать шаги (не только свои, но и оппонента) на несколько ходов вперед. Такая последовательность мыслей, связанные с ними действия и результат, развивают стройную логику.

Если ребенок с ранних лет занимается шахматной игрой, то скорее всего у него не возникнет больших трудностей с математикой и физикой в школе.

Аккуратность

При борьбе двух равных по силе противников любая, даже самая ничтожная неточность может решить судьбу партии. Желание интеллектуально победить мобилизует все имеющиеся в наличие силы. Так повышается стремление к безошибочной игре, развивается аккуратность.

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником.

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Шахматы влияют и на картину мира человека. Многие великие шахматисты имеют уникальное видение политики и социальных процессов. Например, оппозиционеры Фишер, Каспаров.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.

Большой привет всем читателям блога о школе и не только. Знаете ли вы, что такой известной игре, как шахматы, насчитывается уже около полутора тысячи лет, и пришла она из Индии под чудным названием «чатуранга»? Это уже потом правила настольной игры изменились, и стала она той, где «шах умер» — именно так переводятся шахматы с персидского языка.

Передвигают по клеточной доске «коней» и «пешек» философы, политики и учёные, увлекаются шахматами по вечерам музыканты, писатели и художники. Сидят в раздумье над очередным ходом не только взрослые, но и совсем юные Карповы и Каспаровы. Чем же интересна эта игра и какая польза шахмат для детей?

План урока:

В чём сила шахмат?

С нестандартными правилами игры, разными по размеру досками и фигурами, на официальных турнирах, по телефону, в Интернете и по переписке – люди играют в шахматы, предоставляя широкое поле деятельности для мозга. Даже в математике решают шахматные задачи. Вы, например, слышали когда-нибудь о «Задаче о ходе коня» или «Задаче о восьми ферзях»?

Это интересно! Исторические факты утверждают, что шахматами баловались Людовик XIII и Карл Великий, Пётр Первый и Наполеон, Ленин и Сталин.

Шахматы – это не просто увлечение, это профессиональный спорт. Есть там и звания, и система прохождения турниров, существуют международные лиги и шахматные конгрессы. Хоть и не берут шахматы в олимпиаду, но самый главный «шахматный орган» под названием ФИДЕ состоит в Международном олимпийском комитете.

В чём же сила этой настольной игры? Как утверждают знатоки нашего организма, в особенности предметно изучающие мозговую деятельность, шахматы – замечательный способ развития интеллекта.

Любители различных экспериментов хором заверяют, что вовлечение ребёнка с раннего возраста в шахматные состязания обеспечивает опережающую успеваемость по точным наукам в школе.

Что может дать доска в клетку?

Что нужно делать, чтобы тебя «не загнали в угол», сделав шахматный мат, или чего более – не оставили без королевской короны? Оказывается, не так уж и мало!


Стоит ли игра свеч? Думаю, безусловно!

Как научить и что нужно помнить про шахматы?

Конечно, любая игра, в том числе и шахматное состязание, для ребёнка – это творчество, увлечение и радость. Считается, что возраст три – четыре года – уже достаточно подходящий для того, чтобы познакомить будущего шахматиста с ферзями, ладьями, конями и слонами, объяснить, для чего нужны маленькие воины-пешки, а также дать понять, как король с королевой могут потерять свои короны.

Азы шахматной игры малыши осваивают с завидным интересом, и 20 минут вполне достаточно, чтобы подогретая увлечённость не успела остыть.

Любящие своё чадо родители изначально пытаются ему подыграть, что крайне не советуют бывалые шахматисты, да и психологи тоже. Привыкший к лёгкой победе ребёнок получит от внезапного проигрыша как минимум разочарование в игре с другим, «не знающим тонкостей» игроком, а как максимум охладеет к шахматам совсем, будучи не уверенным в своих силах и знаниях.

При вовлечении ребёнка в настольную игру, продолжительность которой иногда достигает нескольких часов подряд и требует собранности и внимания, необходимо помнить, что следует разбавлять малоподвижный образ физическими нагрузками. Забитый очкарик с шахматной доской никогда не пользовался успехом у сверстников.

И напоследок видео, в котором найдете 10 очень интересных фактов о шахматах. Посмотрите, не пожалеете!

Убедила Вас в том, что игра в шахматы – хороший тренер для ума? Попробуйте преподнести первый урок вашему ребёнку, вдруг в нём спит будущий великий шахматный гений. А может и убеждать не нужно, возможно в вашей семье шахматный турнир – один из способов приятно скоротать вечер?

Желаю вам и ваши деткам только побед!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Доброго времени суток, дорогой друг!

Привычка - вторая натура, извиняюсь за избитую фразу. То, чем мы занимаемся – во многом формирует нашу личность. Давайте обсудим влияние шахмат на развитие ребенка с этой точки зрения.

Бытует мнение, что шахматы развивают память. Это действительно так. Однако далеко не самое главное, и развитие памяти – только малая толика целого спектра полезных качеств и навыков, которые дарит древняя игра.

Развитие мышления

О том, как шахматы влияют на развитие мышления, мы говорили в статье. Коротко повторю:

Обобщение

Приобщившись к шахматам, ребенок быстро поймет, что победа не приходит сама по себе. Партию надо выигрывать, а для этого необходимо думать и принимать решения.

Ребенок неосознанно начинает постигать логику и сравнительный анализ, обобщает информацию и старается выделить главное.

Концентрация внимания

В жизни важно концентрироваться на главном, отделяя его от второстепенного. И держать это главное в поле зрения.

Исследования (Н.Греков ) показали, что рассеянность резко снижается, после того, как дети приобщаются к шахматам.


Дисциплина мышления

Время – один из важнейших факторов реальности. Управление временем – необходимый навык.

Шахматисту важно распределять отведенное время на обдумывание так, чтобы не угодить в цейтнот. Пренебрежение временем, нерациональное его использование приводит к печальным последствиям.

Интуиция

В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции. Однако в основе интуиции лежит опыт и знания. Привычка доверять интуиции – это тоже навык . И шахматы эту привычку развивают.

Это тренажер для творческих изысканий, творческая лаборатория. Кстати, не забудем, что любые занятия, тренировки, тем более ребенка, — лучше проводить под руководством специалиста.


Далеко ходить не надо. Школа обучения шахматам «Шахматы с Жориком» буквально в одном клике от вас.

Окружение

Очевидно, что для развитии важное значение имеет окружение. Общее дело сближает людей, как ничто другое. Как известно:

Друзья не растут в огороде

Скажу за себя: друзья детства — шахматисты были для меня лучшими друзьями. Мы друзья и по сей день, хотя судьбы разбросала нас по разным работам и даже городам. Но у нас особая связь. Мы «свои» и всегда поможем друг другу, как никому другому.

И еще одно: шахматы могут стать «пропуском в построении карьеры на работе . Лично у меня пару раз было именно так. О чем я рассказывал .

Жизненно-важные навыки

Шахматы воспитывают и формируют важные в жизни навыки:

Самостоятельность

За доской шахматист наедине как с возможностями, так и с угрозами. Помочь некому. Результат игры – плод исключительно собственных решений.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений, да еще с учетом противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность создает ответственность. Привычка искать и принимать собственные решения и отвечать за них делает человека надежным и ответственным.

Эмоциональный интеллект

Способность понимать свои эмоции и эмоции других людей. И управлять ими.

Шахматист во время игры наблюдает за партнеров автоматически. Кто больше, кто меньше. Кто сверлит партнера уничтожающим взглядом, кто бросает взгляд украдкой.


Он пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние . И это тоже ценный для жизни навык.

Спортивные качества

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Партия иногда переходят в довольно жесткое противоборство двух людей, желающих выиграть. Но невозможно выиграть обоим. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или ничья. Так устроена игра.

Зависть, подозрительность, чрезмерная агрессивность, могут появляться в спорте как и в жизни. И в шахматах такое случается.

В нужное русло

Важно, чтобы увлечение спортом и шахматами в том числе развивало важные и полезные качества, а не те, о которых мы сказали абзацем выше.

Известно, что в восточных единоборствах вначале разьясняют нечто вроде «морального кодекса» спортсмена. Это задача наставника, тренера.

В шахматах также есть правила «джентльменского поведения» и честной игры. Важно, чтобы ребенок услышал их из уст родителя или .

Тем более, что невозможно играть в одиночку. Да и обучаться также желательно в сообществе «себе подобных» В секции, кружке. Или дистанционно. Онлайн Школа «Шахматы с Жориком » предоставляет все возможности обучения, включая членство в сообществе шахматистов.


Обучайте ребенка шахматам. Занятия окупается сторицей, «игра мудрецов» щедро отплатит за любовь и преданность.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

День добрый, дорогой друг!

Полагаю, сомнения в том, развивают ли шахматы мозги и мышление, — вряд ли возникают у большинства людей. Вопрос скорее в другом: каким образом это происходит и какие аспекты мышления развиваются. Об этом и поговорим сегодня.

Немецкий философ Георг Клаус писал:

«Логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели по учебникам. Человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при других способах обучения»

Учебники и обучение тоже нужны. Однако интерес и эмоциональная активность ускоряют развитие.

Отдавая должное мудрости философа, отмечу, что развитие логики далеко не единственный аспект мышления, который развивается при занятиях шахматами. Я не философ, но позволю себе дополнить Клауса.

Навык обобщения

Уже на первых порах приобщения к шахматам, новичек быстро осознает, что одного желания недостаточно. Выясняется, что выигрывающие комбинации возникают не на пустом месте, а после тщательной подготовки .

Выбор решения требует самостоятельности в использовании уже имеющихся знаний.

Занятия с детьми 5-7 лет показывают, что уже через 4 месяца они находили типичные комбинации в позициях с различным расположением фигур.


То есть, не осознавая того, дети используют сравнительный и логический анализ. Появляется способность к обобщению и выделению главного, ключевого аспекта ситуации.

А это уже серьезный навык, более чем востребованный в предстоящей жизни.

Смысловая память

Бытует неправильное мнение, что шахматист оперирует точным запоминанием позиций и вариантов. Это не так. У шахматистов превалирует логическое, смысловое запоминание.

Часто спрашивают: как шахматист, играющий вслепую на нескольких досках, может держать в уме ход борьбы в нескольких партиях, да еще не глядя на доску? Это проявление сверхспособностей?

Никакого волшебства здесь нет. Просто шахматист запоминает по особому, избирательно: не столько точную позицию, сколько логическую картину партии.

Если у сеансера «украть» пешку или фигуру, он заметит это не потому, что помнит «фото» позиции. А потому, что существенно меняется его оценка позиции до и после пропажи. Он обнаруживает трудности в реализации ранее намеченного плана и тогда начинается «разборка».


Шахматы развивают и механическую память, однако в большей степени логическую, смысловую.

Внимание, концентрация

Последовательной игрой можно привести партию к выигрышному положению, но стоит ослабить внимание, как с трудом добытое преимущество может моментально сойти на нет. Шахматы формируют способность к длительной концентрации внимания.

А также важную для жизни способность распределять внимание, вовремя переключать его на более важные участки и объекты .

Известный педагог Н.Греков показывал, как резкое уменьшение рассеянности у детей совпадает с началом серьезных занятий шахматами.

Дисциплина мышления

Шахматы наглядно демонстрируют последствия нерационального использование времени.

Длительные сомнения и откладывание «на потом» противопоказаны. Так же как и торопливость.

Шахматист должен управлять своим временем, — распределять и отмеривать соответственно ходу борьбы и ситуации.

Здесь и сейчас

В жизни мы нередко оглядываемся назад тогда, когда в этом нет особого смысла. Мысли типа «Надо было…» возникают автоматически.


Человек уже в новой ситуации переживает решения прошлого.

Шахматы быстро излечивают от подобных бесперспективных сетований . Шахматист за игрой прекрасно понимает, что ход уже сделан, прошлого не вернешь и сожаления бесполезны. Да и времени на это нет.

Прогнозирование

Во время партии происходит постоянное сопоставление своих расчетов в возможными действиями противника. То есть процесс прогнозирования динамический, – связанный с имитацией мыслей действий соперника и анализом собственных рассуждений.

По сути партия, – тренажер навыков сценарного планирования и прогнозирования.

Интуиция

Многие позиции, возникающие в игре не имеют точного, единственно верного решения.

Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, опираясь не на математическую, а на вероятностную оценку.

Это важное качество в жизни. Часто люди проявляют нерешительность из-за того, что трудно просчитать последствия, а доверять интуиции они не привыкли. И упускают благоприятные возможности.


Интуицию иногда называют внезапным постижением истины. Однако эти озарения в шахматах (и в жизни тоже) возникают не на пустом месте. В основе интуиции всегда ранее накопленный опыт и знания.

Ключевая способность, характеризующая творческое мышление, — способность к самостоятельному переносу знаний и умений в новую ситуацию.

Все эти качества формируются в процессе занятий шахматами и как показывают исследования, заметно выражены у шахматистов.

Тренажер ценных навыков

В шахматах, в отличие от многих видов реальной деятельности, — более высокая концентрация проблемных ситуаций. Практический каждый ход – решение такой ситуации.

Шахматы – своеобразный тренажер интеллектуальных творческих способностей.

Ну и как любой процесс тренировки лучше проводить под руководством компетентного специалиста и не абы как, а по определенной стройной системе.


Для этого все уже есть и далеко ходить не надо. Школа «Шахматы с Жориком» в одном клике от вас. И это моя рекомендация, о которой уже не раз.

Обучайтесь шахматам сами, обучайте своего ребенка. Сопутствующие результаты в плане интеллектуального развития, — вас приятно удивят.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

«Меня часто спрашивают – спорт ли это. Конечно! Сами убедитесь в этом, стоит взглянуть на эту игру шире. Во-первых, это игра, такая же азартная, как например, футбол или волейбол. Во-вторых, здесь также присутствует дух соперничества, развит он даже сильнее, чем при командных играх. Это спорт, но не физический, а интеллектуальный» - рассказывает о любимой игре молодой шахматист Игорь Прокопенко.

Он играет в шахматы с самого детства и в свои 19 лет уже начинает преподавать юным ученикам. Он убежден, шахматы – это самый настоящий спорт, не развлечение и не веселая игра, и это еще раз подтверждается наличием соревновательных турниров по шахматам.

В чем польза и вред шахмат для детей?

Мнения о пользе шахмат для детей разделились, одни считают его полезным, другие твердят о его вреде для молодого игрока.

Чем же может навредить игра в шахматы?

  • Статичная поза, в которой пребывает шахматист долгое время, не идет на пользу физическому развитию, это стоит компенсировать подвижными играми, прогулками или физкульт-минутками во время игры.
  • Когда малыш увлечен игрой, он перестает контролировать свою позу, а долгое сидение в неправильном положении может привести к болезням спины и позвоночника, среди которых чаще всего встречается сколиоз.
  • Моральное и умственное напряжение – именно в таком состоянии находится маленький спортсмен. Само по себе оно опасности не несет, но есть риск переутомления.
  • Шахматист пристально следит за передвижением фигур на поле «боя», а потому глаза его напряжены и требуют отдыха после игры.

Эти минусы легко избежать, если правильно организовать тренировки и свободное время ребенка. Не стоит отказываться от этого «умного» спорта, ведь он имеет массу полезных свойств.

Чем полезны шахматы?

  • С самых ранних лет ребенок научится принимать самостоятельные решения , логически оценивать происходящее. Стоит ли сейчас ходить конем? – даже такой простой вопрос, станет его первым шагом на пути к самостоятельности и ответственности.
  • В шахматы весьма сложно играть маленьким непоседам, но если все-таки удастся заинтересовать игрой сорванца, это положительно скажется на его поведении, он станет спокойнее и усидчивее. Особенно это полезно перед началом школьных занятий, так как игра учит концентрировать внимание.
  • Ребенок учится планировать свои действия, строить прогнозы, распоряжаться временем и достигать поставленных целей.
  • Этот спокойный и немного скучноватый с виду спорт воспитывает характер малыша, тренирует его волю к победе. Уже через пару тренировок ребенок понимает, что результат поединка зависит только от него, он сам отвечает за ошибки и победы.

В качестве вида спорта шахматы официально признаны более чем в 100 странах, например, в Великобритании это произошло всего десять лет назад, в 2006 году. Международным олимпийским комитетом шахматы признаны спортом еще в далеком 1999 году, но в программу соревнования они включены так и не были, также, как и другие интеллектуальные виды спорта: бридж, шашки, китайские шахматы.

С чего начать занятия?

Так как этот спорт полностью безопасен для физического здоровья малыша, начинать занятия можно довольно рано, оптимальный возраст – три года, хотя первое знакомство с шахматами может произойти и в два года.

С чего начать? Начать с домашних турниров по вечерам или сразу отдать спортсмена в специальную школу? Здесь все зависит от конкретных шахматных школ, которые есть в вашем городе.

Например, в Москве в основном принимают в секции детей 4-летнего возраста, хотя есть совместные группы для занятий с родителями, которые могут посещать и двухлетки. Летом, как и в настоящей школе, у детей каникулы, в учебное время занятия проходят дважды в неделю, каждое из которых длится не более часа. В детской группе обычно 10-12 человек.

Опытные шахматисты отмечают, что при возможности стоит все-таки начать обучение шахматам именно в домашних условиях, во-первых, смена обстановки не будет отвлекать ребенка от самого процесса. Во-вторых, семейный турниры сплотят малыша и родителей. В качестве первых учебных пособий родители могут использовать учебники Кострова, Давлетова, Гришина, Сухина и др.

Как организовать «домашнюю» школу шахмат?

Если вы сами увлекаетесь игрой в шахматы, то смело приступайте к обучению ребенка, как только ему исполнится два года. Для посещения школы еще рановато, но родители справятся не хуже, чем опытный тренер.

  • Малыш с трудом понимает правила? Не требуйте от него многого, будьте терпеливы и доброжелательны к крохе.
  • Следите за состоянием ребенка, заканчивайте урок до того, как ему станет скучно.
  • Длительность урока зависит от возраста шахматиста: 2 года – 20 минут, 4 года – не более получаса.
  • Физкультминутка – обязательная часть игры, ее стоит грамотно связать с темой урока, например, приседать можно с конем в руках.
  • Работа над ошибками – обязательный ритуал после каждой тренировки.
  • Учите ребенка сдерживать эмоции, ведь шахматы – игра тихая, спокойная, здесь не принято кричать или ругаться с противником.
  • Вам кажется, что малыш не способен обыграть вас, а поражение его сильно расстроит? Поддаетесь раз за разом? Не стоит этого делать! Играйте честно, малыш должен стремиться к победе, дайте ему шанс проявить себя.

Вы уже полгода обучаете ребенка шахматам, а он до сих пор путает ферзя и пешку? Не переживайте, шахматы – игра сложная, не каждый взрослый сразу постигнет ее премудрости, что уж говорить о трехлетнем малыше. Если вы видите, что интерес ребенка угас, можно на пару месяцев отложить это занятие, тогда после перерыва кроха с большим энтузиазмом сыграет с вами в шахматы. Если вы чувствуете, что ваших знаний ребенку недостаточно, пора отправить его на занятия в специальную школу, где он сможет играть со сверстниками.

А вы считаете игру в шахматы спортом? Или это просто настольная игра для детей и взрослых?