Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Что такое чувство страсти. Страсть и любовь — две стороны одной медали или взаимоисключающие чувства

Что такое чувство страсти. Страсть и любовь — две стороны одной медали или взаимоисключающие чувства

Слово «страсть» довольно распространенное сегодня. Оно не является новоизобретенным, как, например, "лазер" или "компьютер", или заумным, редким. которое может вызвать массу вопросов. Но все же это слово, как и любое, характеризующее область чувств, имеет много отенков, и стоит разобраться, каких именно.

Что это за чувство

Что же такое страсть? Толковый словарь русского языка Ефремовой дает следующее толкование этому понятию: «страсть» - это сильное чувство, которое возникает на инстинктивном уровне. Это сильное увлечение, тяга или склонность к чему-либо.

Согласно толковому словарю Дмитриева, значение слова "страсть" определяется следующим образом: сильное чувство, физическое или сексуальное влечение одного человека к другому. Также это здоровый интерес к какому-нибудь занятию, профессии.

Толковый словарь Ушакова определяет схожим образом термин «страсть». Что такое страсть? Это очень сильное чувственное влечение, которое возникает у человека подсознательно, инстинктивно.

Таким образом, проведя литературный анализ, можно с уверенностью утверждать, что это все-таки чувство.

Семь самых страшных страстей человеческих

Также довольно часто этот термин употребляется не для описания влечения к человеку, а для описания его тайных желаний, которые невозможно обуздать.

К таким страстям относятся семь человечества. Многим известна эта легенда. К списку грехов относятся: гордыня, чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев и похоть.

Эти семь чувств и деяний потому относят к страстям, что их довольно тяжело сдержать. Каждый из нас много раз в жизни гневался, иногда неосознанно завидовал, или слишком гордился собой, чревоугодничал или ленился, это само собой разумеющийся факт. И это еще один критерий к понимаю того, что же это за чувство - страсть.

Страсть и любовь в подростковом возрасте

Все люди в жизни рано или поздно познают чувство страсти. И очень часто случается так, что путают его с любовью. Почему это происходит?

Особенно часто это случается в юном возрасте, когда молодые люди и девушки впервые начинают испытывать чувства к противоположному полу. Тогда подростки путают страсть с любовью и часто сами себя этим запутывают. Ведь тинэйджеры испытывают, скорее, страсть. Что такое в этом возрасте значат чувства? В данном случае их можно сопоставить с влюбленностью. Это как Речь совсем не идет о сексуальном влечении. Девочки влюбляются в мальчиков, а мальчики - в девочек. Но любви они начинают испытывать в уже более сознательном возрасте.

«Взрослые» страсти

Если говорить о взрослых людях, то стоит отметить, что страсть у мужчин и женщин проявляется немного по-разному.

Мужчины в данном вопросе более вспыльчивы и реактивны. Если мужчина испытывает страсть к женщине, объекту своего желания, то он очень быстро возбуждается, кровь приливает к мозгу, образно говоря. Мужчина пытается использовать все доступные ему методы и способы, чтобы удовлетворить своё желание как можно быстрее.

А вот когда женщина испытывает страсть, её действия более размеренны. Женщины склонны много думать о разных вещах и проводить анализ. Поэтому, как правило, дама добивается объекта своего желания менее импульсивно, возбуждается эмоционально медленнее, старается держать ситуацию под контролем, сдерживая страсть. Что такое явление может привести к негативным результатам - она догадывается.

Разумеется, иногда случается и наоборот. Люди разные, и каждый по-своему может повести себя, нехарактерно, независимо от того, или женщина. На это влияют такие факторы, как эмоциональное и физическое здоровье, темперамент, образ жизни человека или события, которые произошли или происходят в жизни.

Как распознать страсть

Как и в подростковом возрасте, взрослые люди также склонны путать понятия «любовь» и «страсть». Что такое любовь во взрослой жизни, уже становится более понятно. Что это не только веселье, вечный конфетно-букетный период, но еще и постоянная работа над собой, компромиссы, уступки и взаимопонимание. А вот страсть - чувство более легкомысленное и безответственное.

И часто можно подумать, что, испытывая непреодолимую тягу к человеку, мы его любим. Но нужно четко понимать, что любовь - это духовная близость двух людей, а страсть - это чувство, основанное на желании.

Есть два базовых отличия этих чувств:

1) Проявления чувства. Разумеется, отношений между людьми, мужчиной и женщиной, без страсти не бывает. Но есть разница. Если отношения строятся на страсти, то в таком тандеме, как правило, люди не учитывают желаний других людей, а только свои, поскольку страсть - это эгоистичное чувство.

2) Быстротечность. Страсть возникает быстро, и способна быстро «улетучиваться» в зависимости от разных факторов воздействия на человека. В большинстве случаев, когда человек добивается желаемого, страсть затухает. Это и есть её отличие от любви. Но иногда случатся и так, что страсть перерастает в более сильное и глубокое чувство.

Таким образом, каждый немного по-своему может понимать и выставлять рамки для понятия «страсть»: что такое увлечение, тяга, влюбленность, а что такое настоящая любовь.

Зло или благо? Великий двигатель любого нового замысла, она зажигает искру, сдвигает горы. Беда в том, что мы не властны над страстью, это она управляет нами и подчиняет себе. Мы теряем контроль над своей жизнью, вступаем в зону риска.

Определение страсти

Православная религия называет страсть греховной зависимостью, считает борьбу с ней основным призванием духовной жизни христианина.

Философы тоже не остаются в стороне – стоицизм называет страсть симптомом расстройства психики и призывает ее укрощать. Большинство же философских направлений не осуждают состояние страсти, но относят к низменным проявлениям человеческой натуры.

Психологи считают ее бурным эмоциональным всплеском, когда чувства берут верх над разумом и действиями человека. Хотя отмечают, что положительную или отрицательную окраску этому чувству может придать только сам человек, испытывающий страсть.

Обратимся к словарю С.И.Ожегова: «Страсть - сильное, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами могут быть как люди, так и предметы и даже идеи».

Виды страсти

Разновидности страсти можно классифицировать по объекту, на который она направлена.

  • Страсть к хобби, любимому делу – побуждает творческих людей создавать шедевры при полном напряжении всех сил. Безумная увлеченность своим делом помогает совершать великие открытия, генерировать новые идеи.
  • Страсть к работе – делает людей фанатами своей работы, трудоголиками. Сопровождается ненормированным рабочим днем, длинным списком рабочих обязанностей, не оставляющим времени на отдых и сон.
  • Страсть к экстремальным ощущениям – проявляется в тяге к адреналиновым видам спорта, употреблению наркотических веществ. В результате такой постоянной стимуляции нервная система изнашивается, человека уже не интересуют обычные радости и удовольствия.
  • Страсть к человеку – крайняя степень проявления любви, граничащая с одержимостью.

Ты узнаешь ее из тысячи

Из всех эмоций страсть выделяется тем, что она всегда крайнее проявление чувства. Одержимый страстью человек пленник любви к тому, чего у него нет или страха потерять то, что имеет. Например, честолюбец – движим страстной любовью к власти, которой у него нет, он готов получить ее любой ценой. А скупец – заложник страха потерять накопленные деньги.

Любовная одержимость имеет несколько вполне ярко выраженных симптомов:

  • при виде объекта страсти появляются сильные эмоции;
  • потребность сделать что-то безумное ради вожделенного объекта;
  • жажда постоянного тактильного контакта.

Страсть и любовь – 5 различий

Много книг о великой любви на самом деле написано о страсти. Люди часто путают эти понятия. Они вплетены друг в друга, но есть ряд особенностей, которые помогут отличить одно от другого.

Посмотрим на проявления страсти:

  1. Интерес исключительно плотский, к внешности человека, его телу. Разговоры не нужны, только прикосновения и откровенный флирт.
  2. Желание обладать, болезненная ревность и страх потерять.
  3. Требование заботы, подарков, внимания, не готовность делать это в ответ.
  4. Желание чтобы человек соответствовал иллюзиям о нем, не желание узнавать его реальные черты характера, образ мыслей и ценности.
  5. Отсутствие интереса проводить время вместе, если это не связано с сексуальными утехами и необременительным весельем.

А теперь сравним с тем, как проявляется любовь:

  1. Желание прожить рядом с этим человеком различные события, узнать его поближе. Потребность говорить друг с другом на разные темы.
  2. Стремление быть рядом в различных ситуациях, не только приятных.
  3. Потребность дарить заботу, нежность, ласку без ожидания чего-либо в обмен.
  4. Стремление учитывать не только свои желания в сексуальной жизни, но и желания партнера.
  5. Готовность искать компромиссы в отношениях, взаимное уважение чувств.

Страсть, это срывать цветок, чтобы насладиться ароматом, а любовь – желание ухаживать за ним, поливать и оберегать.

Опаленные страстью

Есть такое выражение «любовь живет три года». На самом деле это срок жизни страсти, потом розовые очки бьются стеклами внутрь и отношения обречены, если она не перерастет в нечто большее, в искреннюю привязанность, в настоящую любовь.

Страсть эгоистична, а это губительно для отношений. Тот, кто вчера был готов на всякие безумства ради объекта страсти, сегодня холодно отвернется и уйдет, оставив после себя выжженную пустыню в душе партнера. Потому что одержимые страстью умеют только брать, зациклены на своих желаниях, ведут себя неосознанно, как маленькие дети.

Поэтому когда уходит страсть – это та точка в отношениях, когда вы задумываетесь, продолжать их или завершить.

Можно ли вернуть в отношения угасшую страсть?

Психологи пришли к выводу, что это возможно, если партнеры осознают свои чувства, повзрослеют и научатся не только брать, но и отдавать.

Школа Юрия Окунева

Всем привет! У меня такое впечатление, что сексуальная революция, начавшаяся еще в 60-70-е годы прошлого века, так и забыла закончиться. С обложек модных журналов на нас взирают томными взглядами гламурные барышни, поздними вечерами по ТВ и в кино крутят фильмы категории 30+, даже в рекламе нет-нет, да и проскользнет то чья-то голая пятая точка, то загорелый подкачанный бицепс.

В итоге, молодежь уже чуть ли не с 12 летнего возраста начинает гуглить о том, что такое страсть между мужчиной и женщиной. Ну, что же, мы с Гуглом вас услышали. Сегодня именно об этой самой страсти и будем говорить. Поехали!

В словаре понятие страсти определяется как сильно выраженное чувство увлеченности и даже как любовь с преобладанием фактора влечения к предмету своего обожания. Если попытаться самостоятельно проанализировать, то можно выделить, пожалуй, три ключевых составляющих:

  • Эмоциональный накал.
  • Чувственную и даже телесную подоплеку.
  • Сопряженность ощущений с воображением, которое их стимулирует и подогревает.

Пылкость часто возникает перед влюбленностью или параллельно с ней. Мы видим человека, который нам нравится, и испытываем к нему влечение, выражающееся в стремлении быть рядом, прикасаться, целовать, обнимать и, конечно, находиться с ним в интимных отношениях.

Это чувство возникает спонтанно, мгновенно и поглощает человека целиком. Рациональный фактор, объективные обстоятельства, разумные доводы - все это отходит в момент душевного и телесного порыва далеко на задний план.

Яркими признаками состояния являются:

  • Ухудшение аппетита и сна.
  • Нервозность, неспособность сосредоточиться на чем-то, помимо объекта своих вожделений.
  • В пиковые моменты внешние проявления идентичны состоянию половой возбужденности, т.к. страсть и интимная сфера неразрывно связаны.

Многие люди оказываются не в силах противостоять этому яркому захватывающему чувству и полностью погружаются в новые ощущения, не думая о последствиях. Другие же в силу своих психологических характеристик, убеждений и стереотипов ставят сознательность на первый план и оказываются способными сказать внутренним порывам «нет», если те могут каким-то образом разрушить привычный образ жизни, чем-то навредить.

Несмотря на то, что пылкость многие воспринимают как нечто не слишком хорошее (мол, как это плохо идти на поводу у своего тела и чувств), но она, так же как любовь, способна окрылять. Она дарит мощный эмоциональный подъем, чувство радости и сильнейшую мотивацию.

Мы хотим жить, творить, делать что-то невероятное. Например, совершенно неожиданно для себя начинаем демонстрировать чудеса альтруизма. Ну, там ищем бабушек, которых можно перевести через дорогу, и котят, которых нужно покормить. И, конечно же, мы стремимся быть ближе к объекту своих восхищений. Ближе, еще и еще ближе.

Правда, в отличие от любви эффект «окрылизма» длится совсем не так долго. Чувственный накал спадает обычно так же быстро, как и появляется. Особенно если мы получаем удовлетворение своим желаниям.

Ну или, напротив, не получив желаемого, постепенно остываем и перекидываем внимание на других представителей противоположного пола. Конечно, и здесь бывают исключения - люди, для которых объект вожделений становится идеей-фикс. Такие способны нести, лелеять, вымучивать свои порывы всю жизнь…

Откуда она берется?

Есть разные мнения по этому поводу.

  • Браки заключаются на небесах.
  • Все это условные рефлексы.
  • Всё решает подсознание.

Как бы то ни было очевидно одно – чувства очень сложно контролировать. И страсть вспыхивает зачастую независимо от доводов разума.

Легче всего объяснить страсть с точки зрения биологии. Ведь человек, не так уж далеко ушёл от представителей мира животных.

Теория такова:

Сначала человек на бессознательном уровне анализирует запах другого человека. Если тот «доказывает» ему, что данная «особь» здорова и готова к размножению, то в мозгу откладывается первый «+» в пользу будущего предмета обожания. Дальше мозг посредством органов восприятия изучает телесную составляющую - рост, цвет волос, фигуру, кожу, тембр голоса. Особенно этот этап анализа важен для мужчин, которые, как известно, любят глазами.

Причем, чтобы симпатия возникла у мужчины достаточно буквально пары цепляющих его внимание черт лица/тела дамы. Недостатки, если они незначительные, в расчет обычно не принимаются.

А вот женщины молниеносно оценивают чуть ли не весь образ сразу. И отбить то же самое желание у нее может любая мелочь типа грязной обуви или застрявший в бороде у потенциального кавалера кусочек салями. Посему настоятельно рекомендую мужчинам сделать соответствующие выводы.

Ну, и на завершающем этапе этого «сканирования» человек опять же на бессознательном уровне оценивает поведение другого человека, его речь, статусность и т.п. Если по каждому пункту или большинству из них мозгу удается поставить «плюсик», то зарождается тот самый «огонь».

Сложно поверить, но весь этот нереально крутой и сложный процесс занимает от силы минут 10-15. Дальше еще примерно день-два потребуется на закрепление ощущений. И вуаля - здравствуй новая причина бессонных ночей!

Любовь и/или страсть?

Многочисленные книги умудренных жизненным опытом и познаниями в психологии людей утверждают, что страсть мужчины и женщины - явление, которое постепенно блекнет, иссякает и полностью улетучивается уже через год-два-три совместной жизни.

Было бы глупо с этим не согласиться, такой яркий накал эмоций действительно очень недолговечен.

К тому же, если в отношениях нет ничего кроме страсти – через пару лет вы рискуете оказаться в дурацком положении, вдруг обнаружив, что радом человек, с которым у вас нет решительно ничего общего.

«Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил» – гласит народная мудрость. Как же уберечь себя от разочарования? Как ни странно это звучит – нужно немного притормозить на старте.

Энергия страсти похожа на поток воды, заполняющий бассейн. На стенке бассейна снизу вверх располагаются возможные грани любовных отношений. Внизу секс, чуть выше дружба, ещё выше общие дела и интересы, ещё выше совместное творчество и т.д.

Бассейн продолжает наполняться лишь до тех пор, пока не открыт кран для слива воды – не начались интимные отношения. Таким образом, насколько раскроется ваш партнер в дружбе, творчестве или совместном деле напрямую зависит от того, как долго вы сможете поддерживать платонические отношения.

В традиционных обществах достижение приемлемого уровня взаимоотношений обеспечивал институт помолвки. Сейчас эти вопросы влюбленным приходится решать самостоятельно.

Только от вас зависит хватит ли у вас сил и выдержки, чтоб преодолеть команду матушки природы к немедленному размножению и найти в партнере нечто большее, чем источник телесного наслаждения.

Если окунётесь в водоворот страстей после того, как разглядите в потенциальной половинке друга, соратника, родственную душу, то когда способность трезво смотреть на вещи вернется, влечение не иссякнет и не превратится в свою противоположность, а вольется в палитру развитых и гармоничных отношений, заняв в ней своё уникальное место.

Как и во всех статьях про отношения М и Ж рекомендую почитать Почему представители разных полов думают, чувствуют, действуют по-разному? Как понять и принять друг друга? Читайте и узнаете.

С вами был Юрий Окунев. Взаимной и страстной любви! До новых встреч!

    СТРАСТЬ 1 , -и, род. мн. -е́й , ж.

    1. Сильное чувство, с трудом управляемое рассудком. Обуздывать страсти. Разжигать страсти. Чем отличается страсть от простого чувства? Силою. Чернышевский, Что делать? - Хочется поскорей на биржу попасть, поглядеть, какие там страсти кипят. Саянов, Лена.

    2. Сильная увлеченность чем-л., отдача всех своих душевных сил какому-л. делу, занятию; страстность, пыл. - [Вронский] не только не скучает, но он со страстью занимается. Л. Толстой, Анна Каренина . Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. И. П. Павлов, Письмо к молодежи. || Сильное влечение к чему-л., пристрастие к какому-л. делу, занятию. Я лгал; но мне хотелось его побесить. У меня врожденная страсть противоречить. Лермонтов, Княжна Мери. С ранних лет я охвачен страстью к книге, и эта страсть будет гореть во мне до конца моих дней. Гладков, Клятва. || О том, что является предметом сильного увлечения, постоянной склонности. - А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала одну мастику. Тургенев, Отцы и дети . [Абуладзе:] У вас всюду так уютно. И много цветов. [Евдокия Федоровна:] Цветы - моя страсть. Ромашов, Великая сила.

    3. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения. Она возбудила во мне не мгновенную страсть, но глубокое, искреннее чувство, в котором дружба слилась с любовью. Тургенев, Бретер. Нет, это не любовь, это страсть безумная, это пожар, в котором я весь горю. Гаршин, Надежда Николаевна.

    СТРАСТЬ 2 , -и, род. мн. -е́й , ж. Прост.

    1. Ужас, страх. [Павлик:] Я влез в беду такую, Того и жди в застенок поведут. Ты не бывал, так страсти-то не знаешь. А. Островский, Козьма Захарьич Минин, Сухорук (2-я редакция). - Натерпелась я страсти. Не дай и не приведи… - начала причитать Лукерья. Шолохов, Тихий Дон. || обычно мн. ч. (стра́сти , -е́й ). То, что вызывает чувство страха, ужаса. Она подошла к обрыву шага на два, робко заглянула туда ---. - Страсть какая! - с дрожью сказала она. И. Гончаров, Обрыв . Про эти места рассказывали страсти. А. Н. Толстой, Петр Первый.

    2. в знач. сказ. О большом количестве, множестве чего-л. Большой здесь город, народу на базаре, барок на реке - страсть! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Метель, снегу намело - страсть. Чехов, По делам службы. || О сильной степени проявления чего-л. [Андреев] говорил: - И вот не далее как сегодня сижу на зорьке, а спать хочется - страсть. Только прикорнул, вдруг будто под руку толкнуло. Нагибин, Подсадная утка.

    3. в знач. нареч. Очень, крайне, чрезвычайно. [Проезжий:] Да, брат, плоха крестьянская жизнь, страсть плоха, и говорить нечего. Л. Толстой, Проезжий и крестьянин. - А я, дядя Карп, страсть по тебе соскучился! Гладков, Вольница. - Нет нигде такой малины, как у нас на свежих вырубках. Жирная растет ягода. Ее и медведи страсть любят. С. Антонов, Лена. | В сочетании со словами „как“, „какой“ (страсть как , страсть какой ). - По субботам страсть как тяжело работать! Скиталец, Огарки. - Вишь, испужался, - робко оправдывалась Матрена. - А то он - страсть какой ласковый. Новиков-Прибой, Порченый. - Оно, слышь, ветрено поначалу в тайге было. Зверь такую погоду страсть как не любит. Марков, Сибирь. || (в сочетании со словами „как“, „какой“, „сколько“: страсть как , страсть какой , страсть сколько ). Очень много, сильно или очень большой, сильный. - У нашего Абдул-хана страсть сколько золота. Гл. Успенский, Про счастливых людей. Дело это требовало страсть какого умения. В. Смирнов, Открытие мира.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

сильно выраженное чувство, крайнее увлечение, превратившееся в прочную симпатию, подчиняющее все мысли, чувства и желания человека, поставившее их себе на службу и, следовательно, делающее - как и аффект, только в более сильной степени и более продолжительно - человека несвободным. Оценка страсти должна сообразовываться с тем, направлена ли она на более низкую или более высокую ценность. Гегель называет страсть субъективной стороной энергии, воления и деятельности; он утверждает, что ничто великое не свершилось без страсти и не &может свершиться без нее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СТРАСТЬ

от nm.patior, pad - терпеть, претерпевать): состояние того, кто подвергается испытанию, терпит; пассивность. В работе «Трактат о страстях души» (1649) Декарт отнес к таковым и описал все аффективные состояния (удовольствие, горе, эмоции), которые испытывает душа постольку, поскольку она соединена с телом. В Древней Греции - как у стоиков, для которых страсть синонимична безрассудству, так и у Платона («Апология Сократа») - желания рассматриваются как страсти, источником которых является тело и которые мудрец, если он хочет достигнуть безмятежности, ведущей к счастью и расцвету души, должен укрощать и преодолевать. Для Декарта тем не менее страсти (в смысле чувств, аффектов) должны играть и позитивную роль, они выполняют естественную функцию, а именно: «располагать душу к желанию тех вещей, которые природа считает полезными для нас, и не отступать от этого волевого решения» (там же). Например, чувство боли предупреждает нас о наличии опасности для организма, чувство жажды - о потребности тела.

Природа страсти. В современном значении слова страсть - это наклонность, которая полностью захватывает личность. Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум, и его выбор превращается в акт воли; человек живет в режиме демократического правления наклонностей. Но при наличии страсти все наоборот, и он живет уже в режиме тиранического правления одной-единственной наклонности. В страстном поступке ответственность субъекта может показаться сниженной, в том смысле, что разум вмешивается уже не в выбор индивидом своей цели, а только в процесс оправдания этой цели и поиска любых возможных средств для ее реализации. Существует аффективная логика, с помощью которой одержимый страстью субъект все возводит к своей страсти: если мы ее не одобряем, то мы не понимаем и субъекта, и наоборот, если одобряем, то понимаем. «У сердца свои резоны, неизвестные разуму» (Паскаль, «Мысли», 1670). Существует своеобразная паралогика одержимого страстью человека, когда он оценивает идеи или людей лишь в зависимости от того, как они соотносятся с объектом его страсти. Гегель описал форму страсти: «Эта форма выражает лишь то, что субъект вложил весь живой интерес своего духа, своего таланта, своего характера, своей радости в одно единственное содержание» («Энциклопедия философских наук», 1817); все умственное напряжение сознания целиком поглощено его целью. Страсть не только направляет все силы духа к одной-единственной цели («не существует бессознательной страсти», именно поэтому животные ее лишены) (Кант, «Антропология с прагматической точки зрения», 1797). Она предполагает также широкую активность воображения. Стендаль показывает, как любовная страсть преображает и украшает свой объект, образуя ряд образов - так называемый феномен «кристаллизации» («О любви», 1822). Стендаль так описывает его первую фазу: «Позвольте голове влюбленного работать 24 часа и вот что вы тогда обнаружите: в соляных шахтах Зальцбурга в глубь шахты бросают ветку дерева с оборванными зимой листьями; два или три месяца спустя ее достают покрытую сверкающими кристаллами: самые маленькие веточки - те, которые не больше лапки синицы - окаймлены бесконечным множеством подвижных и сверкающих бриллиантов; уже нельзя узнать прежнюю ветку. То, что я называю кристаллизацией, это операция ума, выводящего из всего, что перед ним предстает, открытие, гласящее, что объект любви наделен новыми достоинствами». Наконец, страсть -- это состояние, основательно модифицирующее личность, в отличие от эмоции, которая представляет собой лишь мимолетное состояние. Кант (там же) даже противопоставлял эмоции и страсти: «Там, где много эмоций, мало страстей», -- понимая под этим, что эмоции рассредоточивают личность на множество направлений, тогда как страсть замыкает ее в одном-единственном.

Страсть как способ познания. Платон в диалоге «Пир» (385 до Р.Х.), отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у истоков познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет другое - единственное в своем роде - существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам, от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте - объекту философии. Юм («Трактат о человеческой природе», 1737) покажет, что разум в качестве познавательной способности не может обосновать ценностные суждения. Милосердие, щедрость и братские чувства могут «привести меня к тому, что я выберу разорение и гибель, чтобы предотвратить малейшее несчастье какого-нибудь индейца или незнакомой мне личности». Разум совершенно чужд такому выбору, как, впрочем, и всякому выбору. Только страстями измеряются ценности, оживляющие наши поступки. Если страсть очень сильна, верность индивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум - это свет, но не побуждение к действию: «Любовь к истине - весьма возвышенное вдохновение, но очень слабая мотивация» (Конт, «Система позитивной политики», 1851-1854). Романтическая литература превозносила страсть как единственную форму истинной жизни. Средневековая история Тристана и Изольды - самая знаменитая на Западе история легендарной страсти: яркий пример непреодолимой силы любовной страсти, символизируемой любовным напитком, заставившим их пренебречь общественным порядком (и прежде всего, супружеством), и совершившейся с силой судьбы, вплоть до гибели героев драмы. Романтики увидят здесь пример несоответствия между истинной жизнью и прозаическими условиями ее здешнего протекания; романтические драмы как правило завершаются смертью героев. Философы-романтики, как Шеллинг («О возможности формы философии вообще», 1796), описали страсть как желание слиться с универсумом и сделать из своей личности нечто другое, отличное от «Я» («абсолютное тождество»): страсть раскрывает глубину индивида, его бесконечную реальность, единственно способную воспринять бесконечность мира. Но эта тождественность нас с миром в чувстве природы может эффективно осуществляться лишь в границах мгновения, за пределами которого она гаснет; согласно все той же романтической философии, основу человеческой души составляют «ностальгия» и «желание».

Индивидуальные страсти как движущие силы и инструменты истории. Моралисты различают страсти, которые скорее можно назвать хорошими, и страсти, которые можно отнести к плохим (скупость, ненависть), в зависимости от их объекта: вдохновенные страсти, порождающие энтузиазм (от греч. en-theos - быть в Боге) и творчество, и слепые страсти, приносящие с собой фанатизм. Психологи здесь различают тех одержимых страстью, что не воспринимают ничего за пределами своей страсти, от фанатика, который хочет заставить другого разделить его страсть любым путем, будь то даже насилие. Социолог заметит здесь, что всякая страсть, стесняющая жизнь в обществе, будет считаться плохой либо даже безумной, тогда как тот одержимый страстью человек, что служит обществу или его изменению, будет квалифицирован как «человек, служащий идеалу». Всегда оказывается так, что «ничего великого в мире не совершается без страсти» (Гегель, «Разум в истории», 1830) и что страсти являются движущими силами истории: «Итак мы утверждаем, что ничто не совершается, не будучи поддержанным интересом тех, кто в этом участвует. Этот интерес мы называем страстью, когда, вытесняя все прочие интересы шпГцели, вся индивидуальность целиком проецирует себя на определенную цель всеми внутренними фибрами своей воли и концентрирует на этой цели свои силы и все свои потребности» (там же). Все индивиды обладают своими частными страстями, самые распространенные из которых - деньги, почести и власть (примеры Канта в «Идее всеобщей истории с космополитической точки зрения», 1784), но за «этой сумятицей, царящей на поверхности... совершается молчаливая и тайная работа, в которой сохранится вся сила феноменов» (Гегель, там же). Во всеобщей истории «страсти составляют активный элемент», но за ними и с их помощью реализует себя идея, т.е. общая эволюция мира в направлении лучшего общественного устройства. Частные страсти будут в таком случае бессознательными инструментами осуществления разума в истории.

Отличное определение

Неполное определение ↓