Меню
Бесплатно
Главная  /  Учимся ходить  /  Цитаты о нынешнем поколении. Народное воспитание и преемственность поколений

Цитаты о нынешнем поколении. Народное воспитание и преемственность поколений

Что означает слово «преемственность»? Это важная связь между прошлым, настоящим и будущим, когда элементы прошлого сохраняются и переносятся в настоящее. С помощью преемственности из рода в род передаются культурное прошлое, социальные ценности.

В чём заключается преемственность поколений?

Наследие — это невидимая связь между потомками. Очень хорошее сравнение привёл учёный который соотнёс поколения с морскими волнами. Он говорил, что если сравнивать историю с мировым океаном, а каждого индивида с каплей этого океана, то поколения в таком случае будет волнами этого океана. Они торопятся, набегая друг на друга, поднимаются высоко вверх, а потом стремительно падают вниз. И так за разом раз. Так и в жизни. Одно поколение сменяется другим, но именно то самое «океанское» прикосновение помогает передать самые важные и жизненно необходимые ценности от одних людей к другим. К сожалению, динамика развития общества намного опережает возможности механизма преемственности.

В чём скрывается проблема?

Проблема преемственности поколений скрыта в современном техническом прогрессе. Рассмотрим пример родительского наказания. Десятилетиями ранее ребёнок совершает плохой поступок — обижает того, кто слабее его. Тут же получает строгий выговор от родителей. На будущее он будет знать, что поступил плохо, так делать больше нельзя. Сейчас с появлением гаджетов, планшетов и телефонов дети быстрее впитывают всю информацию, которую предоставляет интернет.

К сожалению, большая половина того, что ребёнок видит на разнообразных сайтах, — сплошной негатив. Мозг закладывает информацию о том, что видели глаза, а вот объяснить, насколько это плохо, просто некому. И когда ребёнок совершит что-то страшное, чему его научили просмотры интернета, он даже не сможет сразу осознать, за что его отругали. Ведь он это видел, значит, так можно. Ещё одним ярким примером может выступить такое направление культуры, как субкультура. Здесь чётко прослеживается порой слепое подражание молодых людей чему-то, что было возведено в ранг популярных направлений. Каждый второй гот не сможет объяснить, зачем он так одевается и почему ему близки эти цвета, главное - следовать за друзьями.

Что происходит сегодня?

Если рассматривать эту проблему более широко, можно вывести следующие стороны. Скорость важных социальных изменений в идеале должна совпадать со скоростью смены поколений. Как показывает история, значимые перемены в обществе приходятся примерно на срок жизни трёх поколений — дети-отцы-деды. То есть другими словами, переход социальных ценностей и других традиций осуществляется между тремя близкими поколениями — от дедов к внукам.

Говоря конкретнее, на первом этапе происходит рождение идеи, на втором этапе просматривается переучивание поколения и лишь на третьем — принятие новых взглядов. Конечно, за это время многое меняется, но не настолько резко, чтобы новые поколения не успевали адаптироваться. Успешная адаптация отводила в сторону конфликтные ситуации, возникающие от простого недопонимания. Примеров тому может быть бесконечное множество - начиная от бескультурия в автобусах, когда молодые делают упорный вид, что не замечают стоящего рядом пожилого человека, до банального хамства - когда в ответ на замечание старший по возрасту может услышать оскорбительное выражение от того, кто значительно младше.

Преемственность поколения — это не только судьба одного конкретного рода. Можно также рассмотреть более широкий пример — люди советского воспитания (СССР) — СНГ — и настоящий период (россияне).

Развитие технического прогресса сегодня идет невероятными темпами, вводятся новые технологии, за которыми людям советского времени угнаться практически невозможно. Кто из пенсионеров в наши дни владеет компьютером хотя бы так, как это умеют ученики начальных классов? А что говорить о более старшем возрасте россиян! Нанотехнологи всё быстрее создают новые методики, всё больше упрощающие жизнь граждан. Однако стоит помнить, что именно преемственность поколений обеспечивает моральные устои современных людей. Но частой реакцией на замечания пожилых становится агрессия, рождённая банальным отсутствием понимания. Воспитанные в духе свободных граждан молодые люди уверены, что знают всё, и тем более в какой ситуации и как им надо поступать. Поэтому любое замечание от старших расценивается как нудный воспитательный процесс. И лишь гораздо позднее, и далеко не во всех случаях, приходит понимание, что вам желали только добра и что-то ещё действительно можно было изменить в лучшую сторону.

Родители на первом месте

Специалистами различных научных институтов был проведён опрос среди молодого поколения — что из опыта старших действительно является ценным для молодёжи. Ответом большинства было: преемственность — связь поколений, поэтому главное — это любовь к родителям и

На втором месте стоят достаток и материальное обеспечение. А дальше — по убывающей: любовь, честность, стремление к успеху, ответственность, образование, трудолюбие, вежливость, доброта, независимость, мир, патриотизм. В конечном итоге результат оказался неплохим. Однако патриотизму, благодаря которому молодёжь сегодня живёт в свободной стране (речь о Великой Отечественной войне), досталось лишь последнее место среди основных ценностей. А вот достаток и желание зарабатывать больше — на втором, сразу после семьи. Пострадали и о которых практически никто и ничего не сказал.

Выводы

Как показал данный опрос, преемственность между поколениями советского и российского времени оказалась достаточно слабой. Уважение к культуре своего народа, к истории, любовь к Родине — всё это очень далеко от современной молодёжи. Сегодня идёт активная пропаганда свободной жизни, навеянная СМИ на примерах иностранных сограждан.

Уже на сегодняшний день можно чётко проследить, что нравственность и мораль для молодых людей нашей страны — очень далёкие и совершенно чужие понятия. Нельзя говорить обо всех, однако несколько поколений детей, а теперь уже подростков, проигнорировали преемственность поколений, сделав выбор в свою сторону, опираясь на чужие, не всегда культурные ценности. Данная позиция формирует совершенно новые специфические устои, которые в итоге могут привести к нарушению целостности нашей страны.

Проблемы, волнующие молодёжь сегодня

По данным ещё одного глобального опроса, посвящённого насущным проблемам, ситуация на сегодняшний день выглядит следующим образом. Больше всего волнует инфляция и рост цен, а следом — отсутствие нормальных условий для получения образования и медицинской помощи. Большая половина высказалась за то, что острой проблемой в стране является преступность, и почти столько же человек разделили мнение, что наравне с ней стоит терроризм. Кто-то вспомнил о том, что у молодых людей нет собственной национальной идеи, а также то, что из-за пагубно влияющих на здоровье привычек происходит стремительное сокращение численности населения. Отдельной строкой была выделена религиозная нетерпимость, бездуховность и развивающаяся деградация. Основным решением этих проблем небольшая часть молодых людей признала сохранение преемственности поколений.

Своё важнее

Из приведённых выше итогов опроса можно сделать неутешительный вывод — личные проблемы, касающиеся конкретного индивида, стоят намного выше, чем интересы общие. Молодёжь не заинтересована в образовании уникальной нации, самостоятельно решающей свои проблемы. Вот здесь просматривается яркая потеря тех ценностей, которые должна была донести преемственность поколений. Хотя нельзя говорить об этом так утвердительно. Глядя на школьников средних и старших классов, можно с уверенностью утверждать, что в них загораются те самые нотки социальных и культурных ценностей, которые в своё время не получилось донести до предыдущих поколений. Всё больше получают популярность такие мероприятия, как многолюдные флешмобы, акции, приуроченные к праздникам, дань Великой войне и тем, кого ещё можно сегодня поздравить с Победой лично.

В заключение

В заключение хочется напомнить ещё раз: преемственность поколений — это нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать. Надо уметь хранить то, что было заложено предками, чтобы наряду с техническими процессами так же быстро шло и моральное воспитание нашего народа. Преемственность поколения — это своего рода кривая, со своими падениями, но, несомненно, и со следующими за ними подъёмами.

Важно помнить и то, что, если у людей, живущих в одной стране, будут разные взгляды — это будет похоже на рисунки на песке, которые легко смоются вновь набежавшими волнами. Без центральной идеи будут совершенно бесполезными любые социальные, политические, экономические изменения. Всегда найдётся тот, кому хорошо, а на него ещё один — которому плохо.


Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости.

Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.

Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.

Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом, материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа, социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознано и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства.

Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она осуществляется в сугубо личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и как духовная связь людей и единство поколений. Преемственность касается судьбы целых народов. Она может носить общенародный, общенациональный, общечеловеческий характер. Усиление общечеловеческих моментов преемственности ускоряет социальный прогресс.Чем шире и глубже преемственность, тем благоприятнее условия для прогресса и отдельного индивида, и общества.

Преемственность может затрагивать сферу нравственности и способствовать формированию отрицательных черт личности младших членов семьи. Например, добившийся «теплого места под солнцем» может служить воодушевляющим примером для ряда поколений родственников, готовых добиваться личного успеха за счет интересов других людей и даже народа в целом.

Преемственность может быть и стихийной, но чаще всего она явление осознанное. Интересно характеризует К.В. Иванов осознание своей связи с предками по линии материнского рода. Он считал, что особенности характера рода определялись влиянием прабабушки Прты: «...и род ее был подобен ей: отважный, смелый и злой». Им выделены и отдельные факторы, содействовавшие преемственности поколений рода: в их числе он приводит песенный речитатив, переходящий из поколения в поколение, призывавший помнить предков и свою принадлежность к роду Прты. Биография рода как своеобразная история группы семей, связанной общностью происхождения, духовно питает преемственность поколений.

В сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жили лучше, тоже проявляется педагогический аспект преемственности. В благословении новобрачных, в свадебных ритуалах, в благопожеланиях новорожденным постоянно присутствует забота о преемственности поколений. Эта забота сказывается в повышенном внимании к вопросам воспитания. В.Г. Белинский видел преемственность поколений народа прежде всего в его самобытности. Каждый народ может принести свою долю в общую сокровищницу человечества, только живя самобытной жизнью: «В чем же состоит эта самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предмет, в религии, языке, и более всего в обычаях... Все эти обычаи укрепляются давностью, освящаются временем и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомков от предков».

Народ, считал Белинский, крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим достоянием, и посягательство на внезапную и решительную реформу их без своего согласия считает посягательством на свое бытие. В данном случае такое посягательство означает разрушение духовной преемственности поколений и поэтому вызывает протест народа, его ожесточеннейшее сопротивление. Национальная преемственность связана с народностью в воспитании, ибо «национальная физиономия всего больше сохранилась в низших слоях народа».

Народные идеи о преемственности поколений по существу, являются педагогическими. «Не хвались отцом, хвались молодцом» в этой пословице утверждается преемственность трех поколений содержится призыв к воспитанию сына по примеру своего от (деда). К заслугам отца сын не имеет отношения, но, воспитав сына он прибавит славу к доброму имени своего отца. Другая пословица внушает: «Не хвались родителями, хвались добродетелями». Главное - считают в народе - воспитание и самовоспитание, добродетели делают человека достойным своих родителей. Подобные народные афоризмы имеют большое воспитательное значение.

Пословицы «Из роду в род - тот же урод», «От худого семени не жди доброго племени», «Кто от кого, тот и в того», «Одного отца дети», «Один отец, один и норовец», свидетельствуют о признании народом наследственной преемственности. Две пословицы, приведенные в предыдущем абзаце, как бы выполняют контролирующие функции по отношению к настоящим. В совокупности же они создают картину взаимодействия наследственной преемственности с педагогической. В народной педагогике не допускается ухудшение передаваемых дурным воспитанием «из рода в род» черт личности: «Сын - в отца, отец - во пса, а все - в бешеную собаку», отрицательный пример отца в воспитании вызывает ухудшение нравственных качеств детей. Человек может быть телесно красив, но уродлив в силу воспитания: «Бел лицом, да худ отцом». Сын может быть похож на отца лицом, но определяющим, является сходство с ним в поведении, характере, деятельности, сформировавшееся благодаря примеру, воспитанию. «Отец рыбак, и дети в воду смотрят». В подобных афоризмах косвенно проводится мысль о роли воспитания: «Не такого он отца сын, не такой матери дитя (чтобы сделать худое)» - это педагогическое изречение, кроме всего прочего, интересно и тем, что может быть адресовано воспитуемому и может послужить ему опорой в преодолении некоторых отрицательных черт в поведении, т.е. самовоспитании.

В народных представлениях о педагогической преемственности немало противоречивого, ибо в них отражаются разные исторические эпохи, различные человеческие характеры и многообразные, конкретные жизненные ситуации: «И от доброго отца родится бешена овца», «Бывает добрая овца и от беспутного отца», «От одной матки, да не одни ребятки», «Один брат сыт и крепок, другой брат жидок и редок» и др. Однако во многих случаях противоречия оказываются только кажущимися. Во-первых, тот же народ говорит: «Нет правил без исключений». Во-вторых, в народе живет оптимистическое убеждение в том, что «Любой человек - хозяин своего счастья» и самовоспитанием может добиться удивительных результатов в корректировке своего нравственного облика. Говорят: «Он словно переродился. Будто снова на свет народился».

Преемственность в педагогической сфере очень устойчива. Прогресс народа - в духовном обогащении людей из поколения в поколение: «Чего мать не видела - дочь увидит, чего отец не видел - сын увидит». Преемственность - не только в том, что, как говорят чуваши, «Отец и сын едут на одной телеге», но самое главное - в том, что «Задние копыта идут по следу передних» (в смысле - молодежь идет по стопам старших). Как говорит И. Я. Яковлев, настоящий воспитатель живет в воспитанниках и воспитанниках воспитанников.

«Для родины нужно, чтобы дети были лучше отцов» - говорит грузинская пословица. И действительно, преемственность сказывается и в том, что результаты воспитания предшествующего поколения отражаются на поведении следующего, причем плохое становится хуже, хорошее - лучше: «От избалованного родится ребенок, подрастет и вором станет», - утверждают чувашские старцы. В этой пословице три поколения оказались в преемственной связи: дед избаловал своего сына, внук стал вором. Суровый тон пословицы можно понять: для чувашей, как и для других народов, воровство означает крайнюю степень человеческого падения. В народе издавна родство также рассматривалось как одна из сторон преемственной связи поколений. Однако считалось, что родство надо еще доказать и делом. Родство душ проверяется в деятельности, в поведении. В преемственности выше всего ценится духовная общность людей: «Духовное родство пуще плотского» - гласит русская народная пословица.

Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.

Народное воспитание в прошлом, отмечает И.Т. Огородников, включало и определенные виды обучения, предполагавшего усвоение знаний, закрепленных в многовековом опыте человечества, т.е. в народной педагогике воспитание и обучение находились в едином целостном процессе и дополняли друг друга. С возникновением обучения, организованного эксплуататорскими классами, создалась угроза народному воспитанию. Домашнее воспитание у трудящихся выступало фактором установления связи обучения с трудовой и духовной жизнью народа. Обучение же в государственных учебных заведениях выступало как средство перевоспитания, преодоления последствий народного (домашнего) воспитания. Особенно это было характерно для монастырских училищ, созданных в XVII-XVIII вв. для «инородцев» Поволжья. Дифференциация господствующими классами и их государством обучения и воспитания создала угрозу формированию целостной личности. Вот почему принцип воспитывающего обучения, научно обоснованный Коменским, в истории воспитания имел эпохальное значение. Его огромный смысл состоял в восстановлении преемственной связи материнского (родительского) воспитания с изучением в школе родного языка, в обеспечении единства обучения и воспитания в целом.

Духовный контакт отдельных личностей несет на себе печать преемственности поколений. Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед, пращур. Так, в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредованно - через своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими. Однако при отсутствии письменности чем дальше в глубь веков уходят предки, тем слабее слышен их голос, тем труднее доходит их мысль. Здесь на помощь народной педагогике должно прийти подлинно народное образование на государственном уровне, которое, контролируя и сохраняя все самое лучшее, обеспечит приемственность поколений в едином процессе обучения и воспитания.


Навигация

« »

Подготовка к написанию итогового сочинения по направлению "Спор поколений: вместе и врозь"

  • Литература к направлению «Спор поколений»
    (что нужно прочитать)

Что нужно прочитать на тему «Спор поколений: вместе и врозь»

  • А.С. Грибоедов "Горе от ума";
  • Д.И. Фонвизин "Недоросль";
  • И.С. Тургенев "Отцы и дети";
  • Л.Н. Толстой "Война и мир";
  • А.Н. Островский "Гроза";
  • А.П. Чехов "Вишневый сад";
  • В.Г. Распутин "Прощание с Матёрой".

Темы сочинений по данному направлению

Информация о темах. В период подготовки к итоговому сочинению известны только тематические направления . Экзаменационные темы сочинения станут известны только за несколько минут до экзамена. Но предположить вероятный список сочинений можно уже сейчас – скорее всего на экзамене предложат формулировки близкие к данному перечню.

  • Современные проблемы детей
  • Любовь и дети
  • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
  • Смысл названия романа "Отцы и дети"
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  • «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан)
  • Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
  • Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?
  • Дети и детство в русской литературе
  • Роль семьи в жизни человека

Примеры готовых сочинений (образцы) по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной "

Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»? Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети – “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П. Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова: "Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…

Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама - самая добрая и красивая, а папа -самый сильный и умный.

Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего Енюшеньку, не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался. А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители - люди отставные, и их песенка спета, что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много

больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать... Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

Писатели показывают, что зачастую в основе извечного конфликта лежит обыкновенная чёрствость и неблагодарность детей.

Жизнь непроста: родителям и детям нельзя прожить, никогда не споря, не ссорясь, не обижая друг друга. Но если те и другие будут помнить, что они - это одно звено в бесконечной цепочке поколений, что жизнь - крепко связанные звенья этой цепи, что всё держится на любви, доброте, взаимопонимании, то, может быть, исчерпает себя давний конфликт поколений, а люди на земле будут счастливее. Я думаю, это возможно.

Подборка цитат к сочинению "Спор поколений: вместе и врозь"

  • "Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких" (Бабрий).
  • "Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое" (В.Г. Белинский).
  • "Любовь к родителям - основа всех добродетелей" (Цицерон).
  • "Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери" (Г. Мопассан).
  • "Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" (А.С. Пушкин).
  • "Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми" (Р. Роллан).
  • "Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети" (В.А. Сухомлинский).