Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Диагностика межличностных отношений дошкольников. Моральное и нравственное развитие дошкольников

Диагностика межличностных отношений дошкольников. Моральное и нравственное развитие дошкольников

В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Межличностное взаимодействие включает в себя взаимоотношения - общение - взаимооценивание. Поэтому социально-психологическое изучение группы дошкольников предполагает соответствующие диагностические процедуры, составляющие в итоге целый комплекс методик.

Изучение внутригруппового общения осуществляется с помощью методов наблюдения, прямо нацеленных на процесс непосредственного взаимодействия. Положение ребенка в системе взаимооценок выявляется с использованием разных вариантов оценочных методик. Важнейшим принципом диагноста межличностного взаимодействия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости взаимообусловленности. Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собственным методическим инструментарием.

На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их "общество" представляет собой диффузную группу, предполагает наблюдение (включенное, невключенное) за поведением детей. Программа наблюдения включает такие моменты: проявляет ребенок потребность в социальных контактах или избегает их, каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистическая, эгоистическая); развитие эмпатии, рефлексии и др..

На втором этапе осуществляется собственно социометричес­кое исследование. В нем выявляются и описываются статусна? структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд групповых социально-психологических индексов.

Однако для того, чтобы выявленные параметры могли слу­жить целям диагностики, необходимо сравнить их со средними оптимальными уровнями и установить закономерные связи с другими групповыми и личностными характеристиками. Социо­метрические индексы сопоставляют с показателями аутосоцио-метрического, оценочного экспериментов, других несоциометри­ческих процедур. Решение этих задач составляет третий этап.

На четвертом этапе по результатам полученных диагностиче­ских показателей, определения максимального числа детермини­рующих их факторов составляется социально-психологическая характеристика группы и каждого ребенка в системе межлично­стного взаимодействия. Исходя из этого, планируются и осуществ­ляются коррекционные воздействия, направленные на оптимиза­цию межличностного общения, отношений, в конечном счете - на полноценное развитие личности каждого ребенка. Только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексах, актометрических коэффициентах, оценочных шкалах, обретает психолого-педагогический смысл.

Диагностика межличностных отношений детей

Сфера межличностных отношений детей сложна и завуалирована. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объ­ективно и корректно. В эксперименте, разработанном профессо­ром Я. Л. Коломинским {"Выбор в действии"), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который ус­ловно назван "У кого больше?". Экспериментальная процедура со­стоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, "присвоенный" каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: "Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает.

Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь". Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.

Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей (табл. 6).

Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), "присваиваются" им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесообразно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например, Алеша К. в первую очередь выбрал Сергея П.; во вторую – Олю Л. в третью - Костю Т. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Для этого смотрим, кто выбрал Алешу К. (1). Если среди тех, кто выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

Если в эксперимент включен вариант аутосоциометрии ("Как ты думаешь, кто тебе положил (или положит) открытку?" (Я. Л. Коломинский), таблица принимает несколько иной вид: на каждого ребенка клеточка делится пополам - одна под другой. В верхней отмечается, как прошел выбор самого ребенка, в нижнем -ожидаемый (табл.7).

Эксперимент "У кого больше?" может проводиться с детьми с 4-летнего возраста 2 раза в год.

Для младших дошкольников эксперимент с вариантом аутосоциометрии может иметь другую форму. Готовятся фотогра­фии детей всей группы; макеты или рисунки 4 строений, разных по привлекательности: сказочного дворца, обычного дома, бревен­чатой избы, ветхой избушки "на курьих ножках". Индивидуально даем ребенку инструкцию: "Перед тобой красивый сказочный дворец, обычный жилой дом, бревенчатая изба и ветхая, в паути­не, избушка на курьих ножках. А вот фотографии детей твоей группы. Разложи их в эти строения так: тех, которых, как тебе кажется, любят все или очень многие, - во дворец; тех, кого лю­бит меньшее число детей, - в дом; тех, кого любят немногие,- в избу, а кого никто не любит - в ветхую избушку. Не забудь и свою фотографию положить". Результаты действий ребенка наиболее Удачно могут быть зафиксированы в виде круговой диаграммы, где каждая окружность соответствует 4 видам строений.

Социометрический эксперимент может быть проведен по варианту Т. А. Репиной "Секрет" 2 раза в год (в октябре - ноябре " в апреле - мае). Игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о положе­нии его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которые полу­чили отрицательные выборы. В данной методике эти задачи реша­ется путем качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации ("Если бы только трем детям у тебя не хватило картинок, кому бы ты не дал?").

Для проведения экспериментальной игры "Секрет" нужно под­топить по 3 картинки на каждого ребенка и 6-8 запасных. Игру проводят двое взрослых, не работающих непосредственно в группе.

В раздевалке, где находятся шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (для ребенка и для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: "Сегодня все дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется "Секрет". По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки". Чтобы ребенок мог легче принять дачу - подарить другим то, что нравится самому, его заверяют. "Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе". Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: "Ты можешь их подарить детям, которым захочешь, только каждому по одной. Ее хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют), последняя фраза произносится быстро, чтобы дети не в принимали ее как обязательный совет). Если ребенок долго может решить, кому сделать подарки, взрослый объясняет. "Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть". После того, как ребенок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, взрослый обращается к нему: "Почему ты в первую очередь решил подарить картинку...?" Далее ребят спрашивают: "Если бы у тебя было много картинок и только трем детям группы не хватало, кому бы ты не стал давать картинку и почему?" Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя "подарки". Для этого экспериментатор использует запасные картинки.

Можно воспользоваться в диагностической работе и социометрическим экспериментом "Игра в почтальона" (Л. Кантат). Идентичен игре "Секрет", но здесь ребенку предоставляется право дарить открытку самому себе.

Методика "Краски в подарок на день рождения", разработанная на основе социометрического эксперимента Е. А. Панько и М. Кашляк, используется для диагностики как структуры детской группы, так и характера отношений между сверстниками.

Предварительно заготавливаются 8 разноцветных фломастеров (или карандашей): синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый. Выявляется степень привлекательности каждого из этих цветов для конкретного ребенка, тем с каждым из испытуемых экспериментатор вступает во взаимодействие, в ходе которого говорит: "У каждого человека раз в год бывает день рождения, его праздник. На него обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей нашей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?" Все выборы ребенка фиксируются и социометрической таблице-матрице. В данной методике, помимо основного анализа социометрических данных, осуществляется анализ цветовых предпочтений на основе цвета "подаренного" фломастера, исходя из того, что каждый цвет обладает определенным эмоциональным значением (К. Изард, М. Люшер, В. Тернер, Г. Хоментаускас). Так, радость ассоциируется с красным цветом, удивление - с желтым, утомление - с серым, страх - с черным, гнев - с красным и черным, грусть - с синим и серым, интерес - с синим и зеленым. Таким образом, кроме традиционных диагностических показателей взаимоотношений (KB - коэффициента взаимности; УБВ - уровня благополучия взаимоотношений; ИИ - индекса изолированности) появляется новый - "цвет" предпочитаемого выбора.

Обработка и анализ социометрических исследований. Первичная информация каждого социометрического исследования - социометрический выбор - (фиксируется в процессе самого исследования (см. табл. 7). Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: "число полученных выборов", "число взаимных выборов", "число ожидаемых выборов", "число оправдавшихся выборов" (последние 2 графы - в варианте аутосоциометрии). Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Для этого следует начертить 4 концентрические окружности - разделить их пополам вертикальной линией. Справа расположить номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в I окружности - дети, получившие 5 и более выборов; во II - 3-4 выбора; в III - 1 -выбора; в IV - ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность (рис. 10).

Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ); в) коэффициент взаимности (KB); г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) индекс изолированности (ИИ); е) устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей; ж) мотивация социометрических выборов; ч) половая дифференциация взаимоотношений: и) "цветовая палитра" социометрических выборов (в варианте "Краски в подарок на день рождения").

Остановимся на описании этих социометрических показа­телей межличностных отношении и дошкольной группе.

А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к од­ной из четырех статусных категорий: I- "звезды" (5 и более выборов); II- "предпочитаемые" (3-4 выбора); III- "принятые"" (1-2 выбора); IV- "непринятые" (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий "Кому бы ты не стал давать картинку?" (""Секрет"), появляется статусная категория "отверженных". Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру -I и II статусные группы являются благоприятными, III и неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами - насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный или отчуждающий.

Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УЬВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В. Коэффициент взаимности (KB).

Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к этому следует относиться внимательно. По величине показателя можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I-КВ= 15-20 % (низкий), II - KB = 21-30 % (сред-, III - KB = 31- 40 % (высокий), IV - KB = 40 % и выше - сверхвысокий).

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ), определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ =33% и ниже, II - КУ = 34-49%, 111 - КУ = 50-65%, 1V - КУ = 66% и выше.

Но еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае оп­ределяется как процентное отношение числа сверстников, с кото­рыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четы­рех групп: I - высшая - входят дети, КУ которых равен 45-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %.

Такое условное распределение детей на группы имеет реаль­ный психологический смысл. Становится ясно, что ребенок, ко­торого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоцио­нального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.

Д. Индекс изолированности (ИИ).

Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 % и менее - благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.

Е. Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей.

Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией. Рекомендуем их проводить, используя разные варианты, изменяя критерии выбора, 2 раза в год.

Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используются 4 основных показателя:

1) количество сохранившихся выборов,

2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор;

3) устойчивость социометрического статуса;

Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать отношения дружбы. Устойчиво благоприятным будет положение тех детей, которые во всех экспериментах находились в I и II статусных группах; устойчиво неблагоприятными - в III и IV.

Ж. Мотивация социометрических выборов.

Почему одни дети пользуются симпатией сверстников, а другие - нет? Почему Кате предпочли подарить картинки шестеро ребят, а Оле - лишь один?

Ответить, на эти вопросы поможет анализ мотивировок детьми своих выборов. Выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам. Мотивы отличаются разнообразием. В зависимости от содержания их разделяют на IV типа. К I типу относится общая положительная оценка сверстника, эмоционально положительное отношение к нему ("он хороший", "нравится!"); ко II типу - выделение тех или иных положительных качеств ребенка: а) внешние, б) качества, обеспечивающие успешность деятельности, в) нравственные; к III типу - интерес к совместной деятельности ("интересно втроем", "строим вместе гаражи и дом", я c ним смешусь"): а) ребенок в центре совместной деятельности б) партнер в центре совместной деятельности, в) "мы"; к IV типу - дружеские отношения ("он мой друг", "она самая хорошая подруга").

3. Половая дифференциация взаимоотношений. Показателем половой дифференциации межличностных отношений дошкольников является соотношение выборов, отданных сверстникам своего пола и противоположного. Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте более высокие показатели половой дифференциации, чем в младшем. Обнаруживается тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.

И. "Цветовая палитра" социометрических выборов.

Высокий уровень эмоциональной привлекательности, симпатии ассоциируется с предпочитаемым ребенком цветом "подаренной" краски. Так, преобладание красных и черных тонов может являться симптомом напряженных амбивалентных отношений, авторитарности "звезды"; желтых, сине-зеленых - показателем интереса к взаимодействию; черно-коричневых - стремления избегать контактов.

Существенно дополняют представления о межличностных отношениях дошкольников факты, полученные в результате использования других, не социометрических методик. В числе таковых Наблюдение за самостоятельными играми детей с элементами выбора: "Колпачок" (ребенок, выбирая партнера, говорит: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет имя) больше всех!"), "Каравай, каравай, кого хочешь выбирай", "Колечко, колечко...", "Я садовником родился...", "Ручеек". Нерегламентированный выбор ребенка следует фиксировать, чтобы в дальнейшем сопоставить с результатами социометрии.

Экспериментальные игры "За рулем" (6-7 лет), "Железная дорога" (4-5 лет) по методике А. А. Рояк дополняют социально-психологическую характеристику дошкольной группы фактами индивидуальных стилях межличностного поведения детей по шкалам "эгоизм - альтруизм". Они помогают определить статус детей с эгоистическими тенденциями поведения.

Построение исследования: в группу приносят игру, с которой дети уже учились играть. Экспериментатор обращается к детям: "Перед вами хорошо знакомая игра. Каждый из вас уже учился управлять автомобилем, пультом железной дороги. Договоритесь, друг с другом об очередности ваших действий - кто первый нач­нет, кто второй". Таким образом, детям предоставляется полная свобода действий в игре, инструкция их никак не регламентирует. Экспериментатор наблюдает за играющими, незаметно фиксиру­ет особенности взаимодействия. Диагностическими показателя­ми выступают: симптомы положительных общественных тенден­ций поведения ребенка (уступает место товарищам по их просьбе без конфликтов, разрешает выполнять часть действия другому ребенку); симптомы эгоистических тенденций поведения ребенка (использование силы для "захватывания" роли, произвольное про­дление собственного игрового действия, хитрость, уловки типа "ты не умеешь", "у тебя не получится", неумение терпеливо дожи­даться своей очереди, уступать товарищам, прислушиваться к их замечаниям).

Эгоистическое поведение может быть классифицировано как неавторитарное и авторитарное (открытое или завуалированное). Полученные результаты сопоставляются с индивидуальными со­циометрическими характеристиками детей. Это дает возможность представить более полно картину структурно-динамических тен­денций межличностных отношений.

Целям исследования детских отношений служит и специаль­ный опрос. Он проводится индивидуально с каждым ребенком группы. Получить ценную информацию в изучаемой области по­могут, например, такие вопросы:

    Кого из детей больше всех любят в группе? С кем больше всего хотят играть? С кем не хотят играть? Почему?

    Какие ребята из вашей группы все время вместе играют, дружат? Кто у них бывает главным, командует? Или никто осо­бенно не командует? А есть такие дети, которые друг с другом не дружат и часто ссорятся?

    Если бы наш детский сад закрыли на ремонт, с кем бы из детей группы ты хотел перейти вместе в другой детский сад? Кого бы не взял? Почему?

    С кем из ребят ты хотел бы играть в первую очередь? Поче­му? С кем из детей не хотел бы играть совсем? Почему?

    С кем ты хотел бы вместе дежурить?

    Идти в одной паре на прогулке?

    Сидеть за одним столом?

8. Если бы тебе справляли день рождения, кого из ребят группы ты пригласил бы к себе в гости?

Экспериментальная совместная деятельность имеет целью определить внутригрупповую дифференциацию "микролидеров" в дошкольной группе. Содержанием ее может быть изготовление панно "Осень", "Зоопарк", "Стойкий оловянный солдатик" Т. (А. Репина).

Группе дошкольников предлагается изготовить панно по образцу. Его изготовление включает многие операции (рисование, раскрашивание, аппликация и др.) и предполагает использование различного материала и орудий труда.

Предварительно раскладывается материал на 5 столиках. На большом отдельном столе выкладывается образец и чистый лист.

Группу детей приводят в комнату и говорят: "Посмотрите, дети, это панно "Стойкий оловянный солдатик" (знакомят с ним, образцами материалов, орудиями). Сейчас вы будете делать такое же. А пока послушайте, что написано в сказке Андерсена (чита­лся отрывок). Теперь подумайте, что будет делать каждый из вас: здесь надо резать, здесь - клеить и разрисовывать. На этом столике приготовлено все для дворца, значит, некоторые ребята будут делать дворец; другие будут делать озеро с лебедями; на этом столике - все для изготовления солдатиков; на этом - для деревьев, а этом - для танцовщицы. А вот чистый лист, на котором должно все поместиться. Можно делать точно так же, как здесь (на образце), а можно немного по-другому, как хотите. Теперь договоритесь между собой, кто, чем будет заниматься, и начинайте".

Анализ протоколов наблюдения позволяет определить наличие группировок, их половой, качественный состав; особенности взаимодействия в них детей, связи микрогруппировок между собой, микролидеров.

Используя экспериментальную ситуацию "Подарок сверстнику", можно выявить направленность личности ребенка: эгоистическая или альтруистическая, его социальные предпочтения.

Ход эксперимента . В группу приносится много открыток, картинок или мелких игрушек. Подзывают ребенка (индивидуально) и говорят ему: "Посмотри, как много здесь игрушек. Можешь взять. Если хочешь, оставь себе несколько, остальные отдай детям".

Экспериментатор незаметно наблюдает за ребенком: экспрессивными проявлениями, поведением, обращениями, действиями.

Фиксируется "предпочтение", т. е. кому дошкольник подарит игрушки.

Эти исследования могут быть успешно проведены воспитателем группы в промежутках между социометрическими экспериментами. Их результаты помогут обнаружить динамические процессы межличностных отношений.

Целостная характеристика отношений между сверстниками в дошкольной группе составляется на основе комплексного анализа данных, полученных во всех видах исследований.

В презентации описаны разные методики диагностики межличностных отношений. Предложенные методики помогут воспитателю выявить причины возникновения конфликтов, устанавливать доброжелательные отношения между детьми в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ АР «ЦРР - Д/С № 6 «Олененок» «ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ». Подготовила: Самонкина Е. А. воспитатель высшая категория

Введение Практически в каждой группе д\с разворачивается сложная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уж в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важная задача педагога и психолога. Отношение к другим людям является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Таким образом, нравственное развитие, отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе и с характером его самосознания. На основе этих представлений была определена проблема и сформулирована гипотеза:

ПРОБЛЕМА: конфликты в отношениях детей ГИПОТЕЗА: Если мы с помощью разных методик выявим проблемы детей в общении, то сможем осуществлять коррекционную работу по развитию нравственных качеств детей и отношений со сверстниками (Сможем определить детей с конфликтным и бесконфликтным поведением). Если дети научатся прислушиваться к сверстникам, понимать их качества и достоинства, они научится сопереживать другим людям, принимать их точку зрения.

Цель: выявление проблем межличностных отношений детей в группе. Задачи: Апробировать методы диагностирования. Выявить избирательные предпочтения детей в группе сверстников. Формировать у детей нравственные чувства. (сопереживание, эмпати, сочувствие, сопереживание). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений. Обогащать опыт социальных отношений детей.

Предполагаемый результат: -создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка; -выявление детей с разным типом поведения; -развитие нравственных качеств детей; -оказание помощи в преодолении ребенком конфликтных ситуаций; -разработка занятий; оказание помощи родителям.

І. Объективные методы (выявляющие объективную картину межличностных отношений): -социометрия; -метод наблюдений; -метод проблемных ситуаций. Социометрия Положение детей в группе в психологии выявляется социометрическими методами, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. Уже в старшей группе д\с существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, другие – менее. Степень популярности ребенка в группе имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития.

«КАПИТАН КОРАБЛЯ» Стимульный материал: рисунок корабля или игрушечный кораблик. Проведение методики: Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушка) и задает следующие вопросы: Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя? Кого ни за что не взял бы с собой в путешествие? Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

«ДВА ДОМИКА» Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета, а другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Проведение теста: Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: « Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный домик, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь. Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домике.

Метод наблюдения Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает интересные факты, отражающих жизнь ребенка. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: - инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение; - чувствительность к воздействиям сверстников – отражает желание и готовность ребенка воспринимать его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных действиях ребенка на обращения сверстника, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраивать под него; - преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной. На каждое испытание заводится протокол отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности, которая измеряется в условных баллах – от 1 до 3.

Ситуация: «МОЗАИКА» В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому – наблюдать за действиями партнера. Важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрение или принимает их. После того, как домик завершен. Взрослый дает аналогичное задние другом ребенку. 2 часть проблемной ситуации – детям предлагается на перегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого - синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой дети вынуждены обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

«ЗАКОНЧИ РИСУНКИ» Дети садятся полукругом. У каждого набор карандашей и листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который начали рисовать не вернется к вам». Дети начинают рисовать картинку на любой сюжет, затем по хлопку ведущего передают ее соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того, как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось, и кто из ребят, что нарисовал. В этой методики формируются различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстниками, помогать в процессе совместной деятельности, общение направлено на достижение общего результата. Эта методика способствует развитию взаимопомощи, способности принимать замыслы другого и радоваться успеху.

ІІ. Субъективные методики- (выявляющие субъективные аспекты отношения к другому). Все методики, направленные на выявление внутренних, субъективных аспектов отношения к другому, имеют проективный характер: ребенок проецирует (переносит) свое Я (свои ожидания, представления и установки) на других людей. «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ИСТОРИИ» Метод позволяет выявить отношение ребенка к окружающим. Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций: Маша и света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: « Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила:… Что ответила Маша? Почему? Петя принес в детский сад новую игрушку – машину. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему? Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера…Что сделала Вера? Почему? Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: « Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала…Что сказала Таня? Почему? При анализе ответов детей особое внимание следует обращать не только на правильность ответов ребенка, но и на его мотивировку.

«ЛЕСЕНКА» Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка. Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывает) ставят хороших детей, чем выше –тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Воспитательница? Твой друг? Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение взрослого. Анализ результатов. Прежде всего, обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие дети» и даже «самые хорошие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. При этом у ребенка развивается установка, что он или вовсе недостоин любви, или что его любят только за его соответствие определенным требованиям (выполнить которые ребенок порой не в состоянии).

«БЕСЕДА О ДРУГЕ» Отвечая на вопросы взрослого о других детях, ребенок открывает свое восприятие других и отношениях к ним. В ходе беседы взрослый спрашивает ребенка, с кем из детей он дружит, а с кем – не дружит. Затем просит охарактеризовать каждого из них: « Что это за человек? Что ты мог бы о нем рассказать?». При анализе ответов выделяются два типа высказываний: 1)Высказывания о друге: добрый/ злой, красивый/ некрасивый, смелый/трусливый и т.д., а также указание на его конкретные способности, умения и действия (хорошо поет, громко кричит). 2) Высказывания об отношении друга к себе: «он мне помогает/не помогает,». «он меня обижает/не обижает», «он со мной дружит/не дружит». При обработке результатов этой методики подсчитывается процентное соотношение высказываний 1и2 типа. Если в описаниях ребенка преобладают высказывания 2 типа, в которых доминирует местоимение «Я» (меня, мною и т.д.), мы можем говорить, что ребенок воспринимает не сверстника как такового, а его отношение к нему. Это свидетельствует о восприятии другого через призму собственных качеств и характеристик. Преобладание высказываний 1 типа свидетельствует о внимании к сверстнику, о восприятии другого как самоценной, независимой личности.

Вывод: Предложенные методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание должно привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную «группу риска» в развитии проблемных форм межличностных отношений.

Особенности отношений детей со сверстниками Бесконфликтное поведение -Никогда не остаются безразличными к действиям сверстников;- переживают и поддерживают других детей;-предпочитают разрешать конфликты мирным путем;-успехи сверстников радуют их;-в большинстве случаев бескорыстно помогают сверстникам (отдают им то, что нужно им самим). Конфликтное поведение -доминанта на собственной ценности;-приписывает людям определенное отношение к себе и переживает его как реальное;- не признают свою вину, в конфликтах обвиняют других, наказывают их;-трудности в отношениях с другими людьми и с самим собой;-самоутверждение - дети постоянно дерутся, агрессивны;-другие люди сами по себе им не интересны.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

Выступление на тему:

«Межличностные отношения старших дошкольников.

Диагностика и коррекция»

Подготовила:

Николаева Татьяна Ивановна

Ст.воспитатель

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Секрет

Инструкция для испытуемых: Каждому ребенку из группы сказали «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Ребенку дают три картинки и говорят: «Давай представим, что эти картинки твой секрет. Кому бы ты их доверил? Ты можешь дать тем детям, которым захочешь, только по одной «картинке-секрету» каждому.

После выбора ребенком детей, его спрашивают «Почему ты решил отдать самый большой и красивый секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать средний секрет…..(называется имя)? Почему ты решил отдать самый маленький секрет…..(называется имя)? А кому бы ты никогда не доверил свой секрет».

Методика по определению:

В бланке специальными знаками отмечены выборы сделанные ребенком в отношении трех детей группы:

По итоговому количеству выборов каждого ребенка определяют статусное положение каждого и распределяют детей по условным статусным категориям:

- «звезда» - 5 и более выборов; I

- «принятые» - 2-4 выборов; II

- «непринятые» - 1 выбор; III

-«изолированные» - 0 выборов. IV

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе: соотносятся число членов группы, находившийся в благоприятных статусных категориях (I-II), с числом членов в группы, оказавшихся в неблагоприятных группах (III-IV).

Определить УБГ:

Высокий (I+ II) больше (III+IV);

Средний (I+ II) равно (III+IV);

Низкий(I+ II) меньше (III+IV) .


Важным показателем является индекс «изолированности», т. е процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 20 % процентов).
Метод вербальных выборов

Старшие дошкольники (5-7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

Обработка данных и анализ результатов

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):


ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Юра К.

+

-

-

Боря Ж.

+

+

+

Инна Г.

+

-

-

Света Ч.

-

Коля И.

-

-

-

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,

игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),

отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Со взрослыми и сверстниками.

Социометрия помогает изучить сферу межличностных отношений детей наиболее объективно и корректно. В эксперименте, разработанном Я.Л.Коломинским («Выбор в действии»), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?».

Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги.

Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого оказывается больше картинок – тот выигрывает. Никто не будет знать, куда ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.

Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической матрице выборы. детей.

Имена детей № п/п
Алёша К. ////////
Сергей П. ////////
Костя Т. ////////
Лена О. ////////
Света Д. ////////
Света Р. ////////
Наташа Л. ////////
Катя Д. ////////
Число полученных выборов
Число взаимных выборов

По этой таблице осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам) и записываются в соответствующую графу матрицы.

Социометрический эксперимент может быть проведен по варианту Т.А.Репиной «Секрет». Игра дает возможность выявить существенные характеристики детских отношений в группе. По количеству полученных каждым ребенком картинок можно судить о положении его в группе сверстников. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков, а также на тех, которые получили отрицательные выборы. В данной методике эти задачи решаются путем качественного анализа мотиваций детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации («Если бы только трем детям у тебя не хватило картинок, кому бы ты не дал?»).



Для проведения экспериментальной игре «Секрет» нужно подготовить по 3 картинки на каждого ребенка и 6-8 запасных. Игру проводят двое взрослых, не работающих непосредственно в группе. В раздевалке. Где находятся шкафчики для одежды детей, ставят подальше друг от друга два детских столика с двумя стульчиками у каждого (для ребенка и для взрослого.)

Перед началом эксперимента ребенку дают инструкцию: «Сегодня все дети нашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету все будут дарить друг другу красивые картинки». Чтобы ребенок мог легче принять задачу – подарить другим то, что нравится самому, его заверяют: «Ты будешь дарить ребятам, а они подарят тебе». Далее взрослый дает ребенку 3 картинки и говорит: «Ты можешь их подарить тем ребятам, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можешь подарить картинки и тем ребятам, которые болеют» (последняя фраза произносится быстро, чтобы дети не воспринимали ее как обязательный совет). Если ребенок долго не может решить, кому сделать подарки, взрослый объясняет: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того, как ребенок сделал свой выбор, назвал имена детей, которым хочет преподнести подарки, взрослый обращается к нему: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку…?» Далее ребят спрашивают: «Если бы у тебя было много картинок и только трем детям из группы не хватало, кому бы ты не стал давать картинку?» Все ответы записываются в тетради, а на обратной стороне картинки отмечается имя ребенка, которому она подарена. Важно, чтобы все дети нашли у себя «подарки». Для этого экспериментатор использует запасные картинки.

Обработка и анализ социометрических исследований . Первичная информация каждого социометрического исследования – социометрический выбор – фиксируется в процессе самого исследования.

Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы. Для этого следует начертить 4 концентрические окружности, разделить их пополам вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева – девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в 1-ой окружности – дети, получившие 5 и более выборов; во 2-ой – 3 – 4 выбора; в 3-ей – 2 выбора; в 4-ой – ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность.

Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: «звезды» (5 и более выборов), «предпочитаемые» (3 – 4 выбора), «принятые» (1 – 2 выбора), «непринятые» (0 выборов).

Цветовой тест отношений.

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребёнка к нравственным нормам. Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги и 8 карточек разного цвета (синяя, зелёная, красная, жёлтая, фиолетовая, коричневая, серая, чёрная). Исследование проводится индивидуально. Перед ребёнком раскладывают на белой бумаге произвольно восемь цветных карточек.

Инструкция: Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нём живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?

Далее называется весь список понятий. Необходимо чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. При этом цвета могут повторяться, то есть ребёнок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.

В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия и комментарии ребёнка.

Протокол обследования.

Обработка результатов.

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета.

Эмоционально-психологическая характеристика цветов.

СИНИЙ добросовестный, спокойный, несколько холодный

ЗЕЛЁНЫЙ самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый

КРАСНЫЙ дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный

ЖЁЛТЫЙ очень активный, открытый, общительный, весёлый

ФИОЛЕТОВЫЙ беспокойный, эмоционально напряжённый, имеющий потребность в душевном контакте

КОРИЧНЕВЫЙ зависимый, чувствительный, расслабленный

СЕРЫЙ вялый, пассивный, неуверенный, безразличный

ЧЁРНЫЙ молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

ДОБРЫЙ – жёлтый, красный цвета, т.е. дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный и открытый.

ЗЛОЙ – чёрный цвет.

ЧЕСТНЫЙ – жёлтый, фиолетовый и красный цвета. Для детей данное понятие ассоциируется с потребностью в душевном контакте, общительностью, дружелюбием.

ЛЖИВЫЙ – чёрный цвет.

ЖАДНЫЙ – красный и чёрный цвета. То есть дети считают жадного человека решительным, сильным, может даже агрессивным и враждебным.

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – фиолетовый и жёлтый цвета.

ЛЕНИВЫЙ – коричневый, серый, синий цвета.

Тест «Рисунок семьи»

Рисуночные техники исследования личности ребенка и системы его межличностных отношений (в том числе и рисунок семьи) выделяются среди других методик адекватностью требованиям, выдвигаемым к методикам психологического обследования в условиях психологической консультации (эти требования изложены – Бодалевым А.А., Столиным В.В., 1981г.) Методика рисунка семьи доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога – консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи; невербализованность техники позволяет экстериоризировать то содержание, которое является неосознанным или не вполне осознанным, а также содержание, которое ребенок не может выразить словами; вследствие привлекательности и естественности задания она способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться »в воображаемую ситуацию, т. е. От тех особенностей психической деятельности, которые осуществлены при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Как недостаток данной методики можно упомянуть большую долю субъективности как при оценке результатов. Так и при интерпретации. Однако, малая структурализация процесса интерпретации тем самым дает возможность более глубокого проникновения в суть проблем ребенка, хотя не всегда достаточно достоверного. С этим связано также требование к квалификации психолога, способности целостного воспринять внутренний мир ребенка.

Рисунок семьи, как и все проективные методики, нуждаются в глубоко индивидуальном подходе, в лабильности интерпретации отдельных признаков и целого в зависимости от более широкого контекста. Представленные ниже основы интерпретации являются точками отсчета, заключают в себе тенденции, но, тем не менее, требуют осмысления и критического отношения к ним в каждом конкретном случае. Поэтому на настоящем уровне разработки методика может применяться как среднего ориентации психолога в проблемах ребенка, служить для построения рабочей гипотезы, но полученные при ее помощи результаты не могут стать единственной основой психологического заключения, диагноза. Это обусловлено и тем, что данная техника недостаточного разработана (как и большинство проективных методик) с точки зрения диагностической и прогностической валидности. Оговоренные обстоятельства накладывают определенные требования к сфере применения методики рисунка семьи и к заключениям, сделанным на ее основе. Однако, теоретическая валидность главных принципов интерпретации рисунка семьи (см. Хоментаускас Г., 1984), по нашему мнению, является достаточным основанием для применения этой методики в тех сферах, где на ее основе формулируется рабочая гипотеза, может впоследствии уточняться, верифицироваться, т.е. в психологическом консультировании, медицинской и педагогической психологии.

Процедура исследования

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21 * 29см) шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью ». Ни в коем случае нельзя объяснять, что означает слово «семья», т.к. Этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длиться не более 35 мин.). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

А) последовательность рисования деталей;

Б) паузы более 15 сек;

В) стирание деталей;

Г) спонтанные комментарии ребенка;

Д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1.Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло), что значит для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. п.) . При этом, по возможности,следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, т.к. это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?»,

«Кого мама позовет идти с собой?» и т. д.).

После опроса просим решить ребенка 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три - позитивные.

1.Представьте себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого ты бы позвал с собой?

2.Представь, что вся семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3.Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4.Ты имеешь … билетов (на один меньше,чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто остается дома?

5.Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6.Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть,но вас одним человеком больше,чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

А) возраст исследуемого ребенка;

Б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

В) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или в школе.