Меню
Бесплатно
Главная  /  Общие навыки  /  Драгоценные камни: их название, описание и фото. Виды огранки драгоценных камней Виды огранки драгоценных камней на видео

Драгоценные камни: их название, описание и фото. Виды огранки драгоценных камней Виды огранки драгоценных камней на видео

Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую , фасетную и смешанную .

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую , и фантазийную .

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре) , часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион . Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза : у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.

Красота драгоценного камня, блистающего на бархатной подушечке в ювелирном магазине, кажется нам чем-то незыблемым: неуловимо мерцая в своей золотой или серебряной оправе, играя всеми красками радуги под солнечными лучами или светом электрической лампы, он представляется нам чудесным гостем, почтившим своим парадным сиянием наш серый и бренный мир. Однако настоящая история любого самоцвета похожа на историю Золушки: частенько ни за что не признать этот шикарный, сияющий кристалл в невзрачной неопределенного цвета глыбе, извлеченной из земных недр горняком. Путь, который придется пройти минеральной руде до того, как она станет украшением для очередной прелестницы, длинен и тяжел - ведь естественные грани драгоценных камней редко бывают совершенными, и лишь кропотливая работа ювелира-гранильщика способна полностью раскрыть их очарование.

Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Прозрачные самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.


Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Строение бриллианта. Верхняя часть круглого бриллианта — корона.

Строение бриллианта. Нижняя часть круглого бриллианта — павильон.

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка , которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Ступенчатая бриллиантовая огранка встречается на бриллиантах квадратной, прямоугольной или трапециоидной форм. Грани бриллианта ступенчатой огранки могут быть в виде прямоугольника или трапеции, и всегда расположены параллельно рундисту — так называется грань, разделяющая бриллиант на верхнюю и нижнюю части. Ступенчатая огранка не так ярко демонстрирует «игру», «огонь» и вспышки света по сравнению с бриллиантовой огранкой, зато подчеркивает прозрачность и чистоту бриллианта.

Бриллианты ступенчатой огранки: Ашер , Изумруд .

Видоизмененная бриллиантовая огранка относится к наиболее распространенному виду огранки бриллиантов, потому что стандартную бриллиантовую огранку можно эффективно модифицировать в множество различных форм, сохраняя при этом количество граней и принципы расположения относительно друг друга. Алмазы, ограненные видоизменной бриллиантовой огранкой, «играют» и очаровывают своими вспышками практически так же, как и круглые бриллианты.

Фантазийные бриллианты с измененной бриллиантовой огранкой: Овал , Маркиз , Груша , Сердце , Кушон .

Смешанная огранка бриллианта объединяет свойство ступенчатой огранки сохранять исходный вес алмаза и преимущества бриллиантовой огранки в демонстрации «игры» и оптических свойств бриллианта. Впервые смешанная огранка появилась в 60-ых годах прошлого века — публике был продемонстрирован камень с короной бриллиантовой огранки и павильоном ступенчатой огранки, тогда же миру была представлена огранка бриллианта Принцесса , ставшая в наше время настолько популярной, что уступает только классической круглой бриллиантовой огранке.

Бриллианты смешанной огранки Принцесса , Радиант .

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную геометрическую форму, обычно овал или круг, напоминает «застывшую каплю») Простой Плоское основание, выпуклая верхняя грань
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя поверхности изогнуты в противоположные стороны
Выпукло-вогнутый Обе поверхности изогнуты в одну сторону, образуя «линзу»
Роза (Наклонные грани сверху и плоское основание, более не применяется) Голландская Выпуклость в форме летящей капли на плоском основании, 24 треугольных и ромбических грани
Полуголландская Аналогично, 12 граней
Бриллиантовая (Округлая форма, состоит из двух противопоставленных пирамид, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Содержит 17 граней
Полная бриллиантовая Содержит от 57 до 240 граней
Ступенчатая (широкая верхняя площадка и различное число «ступеней»-пологих фасок) Изумрудная ступенчатая Восьмиугольная форма, используется в основном для изумрудов
Лестничная Все грани параллельны друг другу, в верхней части граней меньше, чем в нижней
Багет Квадратная или трапециевидная форма, большая площадка сверху, мало боковых граней
Клиньевая (каждая фасета разбита на несколько клиньев) Радиант Восьмиугольная огранка квадратной или прямоугольной формы
Триллион Треугольная форма
Смешанная (сочетает в себе элементы бриллиантовой и ступенчатой огранок в различных комбинациях) Бриолет Полукабошон Грушевидная форма с перекрещивающимися вытянутыми фасетами
Принцесса Пластинка с глубокими врезами-насечками
Полукабошон Верхняя часть - округлая (кабошон), нижняя - фасетная в форме усеченного конуса
Фантазийная (содержит все формы граней, включая несимметричные и искаженные, применяется для получения нестандартных форм вставок) Сердце Сердцевидная форма, образованная множеством мелких клиновидных граней
Маркиза (челнок) Заостренный с обеих сторон эллипс
Подвесок Удлиненно-каплевидная форма
Груша Яйцевидная форма

На самом деле, количество видов огранки огромно - ведь сочетаний треугольных, прямоугольных и ромбовидных фасет можно придумать великое множество, а если прибавить к этому еще и фантазийные огранки, то становится ясно - здесь потребуется не статья, а целая энциклопедия. Ювелиры не останавливаются на достигнутом - они постоянно совершенствуются, придумывают все новые и новые комбинации, которые еще лучше отражают игру света на гранях очередного бриллианта или топаза. А нам, пожалуй, не стоит учить наизусть сложносочиненные термины и знать разницу между челноком и бриолетом - не нужно быть экспертом, чтоб увидеть, как солнце отражается в самоцветных гранях и вновь восхититься тому, как симбиоз Природы и человека оказался чрезвычайно удачным и вылился в такое великолепное произведение искусства. Ведь драгоценное украшение в первую очередь - собственный кусочек счастья, журавль в руке, который приоткрывает нам еще одну удивительную грань бытия.

Большинство драгоценных и полудрагоценных камней требует дополнительной обработки для полного проявления их красоты, блеска и цвета. Обработка любого минерала включает несколько этапов и зависит от вида самоцвета, его состояния, эскиза будущего изделия и мастерства ювелира . Основные подготовительные операции перед установкой вставки в украшение - распиловка и огранка камней, а также шлифовка и полировка.

Основные способы обработки самоцветов

Это наиболее древний и известный способ огранки драгоценных и полудрагоценных камней. В результате получается ювелирная вставка сферической формы. Обработка камня кабошоном позволяет скрыть его природные дефекты.

В этом случае обработка драгоценных камней заключается в нанесении на поверхность граней в форме геометрических фигур.

Гранильщик придает минералу форму двух усеченных пирамид, соединенных основаниями. Камень имеет круглый контур и 57 или 58 граней. Данная обработка является наиболее популярной и дорогостоящей по причине больших потерь в весе и объеме исходного сырья. Если необходимо сохранить вес самоцвета, применяется огранка «Кушон» с округлыми углами.

Драгоценная вставка имеет плоское основание и рисунок на вершине, образованный треугольными гранями. Наиболее известные виды огранки: голландская, антверпенская, полуголландская, крестовая, двойная голландская, шар, бриолет.

Фантазийная . Количество граней равно 80, они располагаются в 4 ряда под разными углами. Эта огранка драгоценных камней имеет несколько разновидностей:

  • лесенка - самоцвет принимает форму усеченной пирамиды с трапециевидными боковыми гранями;
  • овальная - овальная форма и грани в виде клиньев;
  • звездчатая - треугольные грани в центре камня образуют звезду;
  • маркиз - форма «лодочки» и клиньевые грани;
  • груша - боковые грани выполнены в виде клиньев, камень имеет форму капли;
  • принцесса - минерал квадратной или прямоугольной формы, с клиньевой огранкой и острыми углами;
  • изумруд - минерал прямоугольной формы обрабатывается ступенчатой огранкой, углы усекаются, основание имеет форму октагона (8-угольника);
  • радиант - основание выполнено в виде октагона, грани – в виде клиньев;
  • ашер - вариация изумрудной огранки, камень квадратной формы имеет большее число ступеней;
  • сердце - контур основания выполнен в виде сердца с клиньевыми гранями.

Смешанная . Соединение в камне плоских и вогнуто-выгнутых граней.

Триллиантовая или треугольная . Ограненный камень имеет форму треугольника, грани выполнены в виде клиньев.

Минерал прямоугольной формы гранится ступенчатой огранкой. Изготавливают трапециевидный и квадратный багет, очень редко - октагон.

Выбор способа

Огранка в форме кабошона применяется в большинстве случаев для непрозрачных или полупрозрачных минералов с ярко выраженной окраской поверхности. Данная обработка позволяет скрыть многочисленные дефекты самоцветов или посторонние включения, которые невозможно удалить.

Круглая бриллиантовая огранка применяется для ювелирных камней с сильной световой дисперсией: алмазов, изумрудов, рубинов и сапфиров. Для крупных драгоценных камней зачастую используют огранку в виде груши или овала. Бриллиантовая огранка «радиант» применяется для больших алмазов фантазийных цветов. «Триллиантовые» вставки делают, как дополнение к основному крупному камню, поэтому данным способом обрабатывают мелкие и средние самоцветы.

Особенности камней с разной огранкой

Камни, ограненные кабошоном, обладают способностью сосредотачивать в себе свет. Они часто используются для украшения предметов религиозного и мистического назначения.

Бриллиантовая огранка под силу только опытному ювелиру, поскольку все грани и ребра должны быть выполнены с точным соблюдением всех пропорций. В этом случае рассеивание световых лучей и сверкание будут максимальными.

Прозрачные драгоценные вставки с удлиненной формой часто приобретают «галстук-бабочку». Это оптический эффект потемнения в центре минерала перпендикулярно его удлиненной части. Подобное явление снижает стоимость ювелирных изделий. Кольцо с камнем, ограненным «грушей», «маркизом» или в форме овала, зрительно удлиняет пальцы, а серьги с такими вставками делают круглое лицо овальным.

Самоцвет после огранки «Принцесса» должен быть тщательно закреплен по углам, чтобы не допустить их сколов. Изумрудная обработка делает минерал «открытым», поэтому на нем даже невооруженным взглядом заметны дефекты цветности, трещины и сколы. Камни, имеющие форму багета, тоже требуют тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений и естественных недостатков.

Ступенчатую огранку используют для прозрачных и полупрозрачных ювелирных камней с неравномерной окраской. Гранильщик может подчеркнуть основной цвет или превратить самоцвет в «хамелеон», меняющий свою расцветку в зависимости от угла зрения и освещения.

Работа с алмазами

Перед началом работы по облагораживанию алмаза ювелир оценивает исходные параметры: размер, форму, чистоту, наличие трещин или помутнений. После этого принимается решение об использовании минерала. Можно сделать большой бриллиант невысокого качества или несколько мелких с идеальными характеристиками. К сожалению, приходится жертвовать одним из ювелирных параметров качества алмазов: весом, цветом, огранкой или чистотой.

Следующий этап - распиловка или раскалывание кристалла. Сейчас эта процедура выполняется с помощью лазера или специальной пилы с алмазным напылением. Если необходимо получить из заготовки два алмаза, проводят распиловку. Для большего количества камней основной минерал раскалывают по линиям кристаллической решетки. Если планируется получить бриллиант формы «октагон», у заготовки спиливают верхнюю часть. Возможен вариант раскола алмаза пополам.

На шлифовальном круге алмазу придают круглую, овальную или фантазийную («лодочка», октагон, квадрат) форму. На нем проявляется рундист - тонкий «поясок», отделяющий верхнюю часть камня от нижней. В зоне рундиста алмаз имеет наибольший диаметр. Затем в определенной последовательности наносят грани - фасеты, доводя их количество до классических 58. Если используются другие виды огранки, граней может быть больше.

Заключительный этап - полировка. Ее проводят в несколько стадий с помощью алмазного порошка. После этого уже готовый бриллиант вставляют в украшение и фиксируют.

Кристина Цурцумия

2015-09-21

Только высококлассные мастера могут разглядеть в мутном осколке минерала блистающий всеми гранями драгоценный или полудрагоценный камень. Всего существует 3 вида огранки (фацетная, круг и кабошон), которые насчитывают более 250 разновидностей. Выбор обработки зависит от множества факторов, например, вида и размера минерала, его твёрдости, чистоты, оптических свойств и, конечно же, мастерства огранщика.


Предлагаем вам погрузиться в мир сверкающих самоцветов и познакомиться с самыми распространёнными огранками ювелирных камней.

Кабошон

Один из самых древних видов обработки, при котором камню придаётся выпуклая форма без граней. Название произошло от французского «caboshe» - шляпка гвоздя. Обычно кабошон выбирают для огранки полупрозрачных или непрозрачных вставок, «звёздчатых» камней, а также минералов с эффектом «кошачьего глаза». Кабошон должен быть идеально гладким, поэтому чрезвычайно важно качество шлифовки и полировки камня.


Круг

Пожалуй, самая распространённая огранка ювелирных камней. Круглые вставки симметричны, хорошо поддаются полировке и отлично пропускают свет. Из всех разновидностей круглой огранки самая известная - «бриллиантовая» с 57 гранями. Именно она считается эталонной.


Овал

Вставка имеет форму овала с гранями в виде клиньев. Эта огранка считается разновидностью круглой, используется, как правило, для крупных камней. В отличие от круглой, которая была известна уже в конце XVII века, овальная огранка появилась сравнительно недавно, лишь в 1960-е годы.


Груша

Вопреки своему названию, эта огранка больше напоминает не грушу, а каплю с верхней гладкой площадкой, которая обеспечивает игру света, и боковыми гранями-клиньями. В форме груши обрабатываются как крупные, так и небольшие камни. Разновидностями классической грушевидной формы являются капля и бриолет.


Маркиз

При правильной огранке маркиз напоминает лодочку или зерно с заострёнными уголками. Обычно ширина камня примерно в два раза меньше его длины, что позволяет ювелирам закреплять маркизы не только в кольца, но и в серьги, подвески и браслеты. Разновидность этой огранки - форма челночок, которая имеет меньшее количество граней и более узкую верхнюю площадку.


Багет

Разновидность ступенчатой огранки, которая имеет прямоугольный контур. Багет - своего рода зеркало качества, отражающее как достоинства, так и недостатки камня. Так, во вставках этой формы даже невооружённым глазом заметны внутренние дефекты или плохая огранка. Поэтому при покупке украшений с багетами обращайте внимание на качество камня.


Квадрат

Квадрат - та же ступенчатая огранка, которая имеет равную длину и ширину. Камни этой формы могут быть как центральными, так и обрамляющими, складываться в линию (например, на браслете) или узор.


Октагон

Восьмигранная ступенчатая огранка. Самая известная разновидность октагона получила название изумрудной. Эта огранка предохраняет от повреждений и сколов даже самые хрупкие минералы, а также выигрышно представляет цвет камня и его чистоту.


Триллион

Одна из самых эффектных форм камней, представляет собой треугольник с клиньями. Преимущество триллиона в том, что форма и количество граней может меняться в зависимости от характеристик минерала, дизайна изделий и вкуса огранщика. Триллион впервые был изобретён в Амстердаме, но в настоящее время это одна из самых популярных в мире огранок для драгоценных и полудрагоценных камней.


Сердце

Считается одной из самых сложных и дорогостоящих видов огранки, поэтому её часто применяют в эксклюзивных украшениях, созданных специально в подарок любимым. Приобретая украшения с камнями в виде сердца, обратите внимание на ровность контура вставки - красота сердца всецело зависит от мастерства огранщика.


Кушон

Иногда эту огранку ещё называют античной или антик. Как правило, кушон используется тогда, когда необходимо максимально сохранить первоначальный вес минерала. Так, большинству бриллиантов эпохи Барокко придавалась именно такая форма.


Пятигранник

Пятигранные камни полностью повторяют форму известной геометрической фигуры. Они смотрятся достаточно основательно, поэтому обычно вставляются в объёмные украшения, которые приобретаются не на один сезон, например, гарнитуры с полудрагоценными вставками.


Шестигранник

Грани отражаются друг в друге, благодаря чему камень напоминает одну из причудливых фигур калейдоскопа. Как правило, шестигранную форму придают крупным вставкам, которые становятся центральным элементом украшений.


Восьмигранник

Одна из фантазийных огранок. Восьмигранные камни повторяют форму геометрической фигуры и выглядят особенно впечатляюще. Огранка позволяет раскрыть цвет камня, поэтому такая форма обычно придаётся крупным вставкам или полихромным минералам, например, аметринам.

http://goldenhands.info/stati/masters/yuvelirnye-izdelija/vidy-ogranki-dragocennyh-kamnei.html

Любой самый красивый драгоценный камень в своей естественной форме является грубым и не привлекательным. Предпродажной обработке подвергается даже самые совершенные творения природы - жемчужинки.

Существует много различных техник огранки драгоценных камней. Любой из методов призван сделать камень более привлекательным: будь то резка для более твердых пород (алмаз), или обычная полировка для менее твердых пород (бирюза).


Цех обработки камня и ограненные камни, конец XX века, СССР


Ограненные природные топазы (голубые и винные топазы в огранке)


Ограненные природные аквамарины


Виды огранки: 1 - полирная (ступенчатая изумрудная); 2 - клиньевая; 3 - розой; 4-бриллиантовая; 5 - комбинированная; 6 - фантазийная; 7 - кабошон

http://magic154.sitecity.ru/ltext_1407011535.phtml?p_ident=ltext_1407011535.p_2007234301

Кристаллы и минералы обладают лечебными и магическими свойствами не только благодаря их видимым и невидимым излучениям, их цвету, но и существованием у них эффекта форм.

Благодаря эффекту формы один и тот же кристалл, но с различной огранкой проявляет разные физические и биоэнергетические свойства.

Поэтому амулеты, вырезанные, к примеру, из сердолика, но различной формы (круг, крест, треугольник и т.п.) несут разные смысловые нагрузки.
Так, крест охраняет, треугольник заряжает, круг выравнивает энергии ИНЬ-ЯН.

Ближе всего к пониманию камня подошли мистики древности, придавая большое значение форме и огранке камней, а не их цвету.
Из многочисленных наблюдений они выработали магическую систему связи формы кристаллов со стихиями и числами.
Так, Платон, а также пифагорейцы тщательно изучили философские, математические и магические аспекты правильных выпуклых многогранников. Их по сей день называют телами Платона.
Таких правильных выпуклых многогранников пять:
тетраэдр (все грани - правильные треугольники и из каждой вершины которого выходит ровно три ребра),
гексаэдр (четырехгранник - куб),
октаэдр (восьмигранник),
додекаэдр (двенадцатигранник) и
икосаэдр (двадцатигранник).

Каждый из этих многогранников соответствует определенной стихии:
тетраэдр - ОГНЮ,
куб - ЗЕМЛЕ,
октаэдр - ВОЗДУХУ,
икосаэдр - ВОДЕ,
додекаэдр - ВСЕЛЕННОЙ.

Цвет и огранка камня определенным образом ориентируют его свойства, выявляя скрытую, соответствующую планете или созвездию астральную энергию.
Вот почему жрецы и маги в древности держали в тайне формы огранки, соответствующие каждому виду минерала.

Путем огранки создается возможность повысить игру камня, его блеск и магические свойства. Возникает «эффект формы».

С оккультной точки зрения кристалл имеет вершины, которые излучают энергию, и центры граней, поглощающие энергию.

Так, гексаэдр (куб) имеет 8 излучающих энергию точек-вершин и шесть граней, в которых происходит поглощение энергии. Так как излучающих точек больше, чем поглощающих, то куб относится к мужскому принципу ЯН.


У октаэдра существует шесть точек-вершин излучения и восемь точек-центров граней поглощения. Следовательно, октаэдр поглощает больше энергии, чем излучает, поэтому он относится к женскому началу ИНЬ.

Тетраэдр имеет четыре вершины и четыре грани, что приводит к равенству ИНЬ-ЯН.

У икосаэдра 12 вершин и 20 граней, имеющих вид правильных треугольников, поэтому он выражает принцип ИНЬ.

Додекаэдр имеет 20 вершин и 12 граней, и поэтому он выражает принцип ЯН. Его 12 граней имеют форму правильных пятиугольников. Додекаэдр по своей форме напоминает футбольный мяч.

Необходимо заметить, что излучательные центры можно разместить в центрах граней, а поглощательные - в вершинах. Очевидно, что это приведет к инверсии отношений (ИНЬ-ЯН), что в очередной раз подтверждает единство этих двух начал.

Для того, чтобы кристаллические свойства самоцвета проявились в полной мере он обязательно должен быть огранен.
Любая огранка хороша по-своему.
Меньшее количество граней и заостренная верхушка говорят о концентрации энергии камня на одной цели.
Большое количество граней и закругленный верх означают, что влияние камня многогранно и затрагивает много сторон жизни.

В природе многие виды камней обладают прекрасной силой блеска и изумительными гранями, но очень редко внутренняя красота камня может быть полностью раскрыта без вмешательства рук мастера-гранильщика. Усилению природного очарования ювелирных камней, естественные грани которых редко бывают совершенными, способствует придание им определенной формы.

ИСТОРИЯ ОГРАНКИ КАМНЕЙ

В древние времена камням почти не пытались придать какую-то определенную форму, главным образом камни просто шлифовали, раскрывая частично лишь их цветовые возможности.

Постепенно шлифовкой камням стали придавать округлую форму, известную под названием кабошон. Слово "кабошон" произошло от французского слова, которое в свою очередь было образовано от латинского "cabo" - голова".

Даже при таком простом способе обработки, как шлифование, можно выделить несколько типов формы кабошонов: двойной (выпуклый), простой и двойной (выпукло-вогнутый).

Этот самый древний способ огранки используется при подготовке камней для ювелирных украшений и в настоящее время.
В современных ювелирных изделиях камни, обработанные кабошоном применяются в тех случаях, когда художник-ювелир пытается показать цветовую силу камня.
Но все-таки при таком способе огранки камень остается "мертвым", его внутренняя жизнь и "игра" остаются нераскрытыми.

До 16 века были созданы только очень простые и правильные формы огранки алмазов - алмазный наконечник и алмазная таблица.
Постепенно появилась более сложная огранка с симметрично расположенными гранями - огранка розой. Она состоит из полусферы с нанесенными на последнюю 24 правильно расположенными треугольными гранями и плоской базы. Сейчас розой гранятся только самые мелкие алмазы.

Для камней вытянутой несимметричной формы используется форма бриолет - на каплевидную форму по всей поверхности наносятся треугольные грани, как и в огранке розой.

Но основной формой огранки, на которой строится большое количество разновидностей обработки драгоценных камней, стала бриллиантовая огранка.
На протяжении многих веков считалось, что впервые ее применил в 17 веке венецианский гранильщик Винченцо Перуцци. Но этот факт не является непреложным.

Очевидно лишь то, что появление бриллиантового способа огранки связано с усовершенствованием примитивного способа огранки таблицей путем спиливания углов.

Бриллиантовая огранка рождалась в многочисленных пробах и ошибках гранильщиков, поскольку для получения максимального эффекта необходимо было соблюдать в камне определенные пропорции. Соблюдение этих пропорций и строгого порядка в расположении граней необходимо для достижения того, чтобы поток света, попадая в камень, преломлялся и испускал как можно больше лучей, создавая радужный эффект.

ОГРАНКА
Огранка — это обработка драгоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска.

Форма огранки отнюдь не является случайной. Камень должен быть огранён так, чтобы большая часть вошедших, в него лучей не прошла насквозь, а вернулась бы обратно, преломившись в гранях.

В ограненном камне РАЗЛИЧАЮТ


Рундист — это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа.

Корона — это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом.

Павильон — это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки.

Калета — это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.

РАЗЛИЧАЮТ ТРИ ТИПА ОГРАНКИ: кабошон, фасеточная, смешанная.
Огранка пробуждает камень к активному действию.
Огранка это как бы приказ камню действовать определенным образом, в зависимости от формы огранки.

КАБОШОН


Кабошон наиболее древний вид огранки - выпуклая форма без граней. Такая форма позволяет накапливать камню энергию и передавать ее владельцу.

Камень в этом случае как бы выполняет определенный приказ, при огранке кабошоном сам выбирает как ему действовать.
Наружная сторона огранки символ самого действия камня, внутренняя то, что будет происходить с хозяином.

ВЛИЯНИЕ
Излучение камня можно описать в виде поля. Это поле можно направить, но лучик получится рассеянный.
Для мгновенной атаки не слишком удобно, но подходит для изменения какой-либо структуры или неторопливой работы, например медитация, самолечение и т.д.
Кабошоны «смягчают» тех, кто вследствие каких-либо причин резок и неуравновешен или погряз во внутренних противоречиях. Отсутствие направленных углов не позволяет неосознанно направлять энергию. Кабошон стабилизирует, успокаивает, концентрирует силу.

Овальная форма - позволяет сливаться астральным телам хозяина и камня и обмениваться энергией. Влияет в основном на психику, поведение и т.д.
Круглая форма - усиливает сам камень, позволяет ему конденсировать энергию лучшим образом. Служит в основном для усиления здоровья.
Наиболее редкая форма кабошона - чечевица или капля. При этой форме происходит общение человека и камня на равных. Они обмениваются энергией но не сливают тела. Также такой камень реагирует на мысли хозяина. Если человек задумал сделать что -то из области влияния камня, тот откроет ему энергопоток для подпитки. В другое время просто влияет на самочувствие.

Кабошон бывает ТРЕХ ВИДОВ: ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ, ПРОСТОЙ, ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ.


ПРОСТОЙ - нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх. Этот вид огранки обнажает магическую силу камня.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛЫЙ - обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.

ДВОЙНОЙ ВЫПУКЛО- ВОГНУТЫЙ - эффект линзы Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.

КАБАШОНЫ ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ ЗОДИАКА
К стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН, т.е. поглощающе -излучающие свойства) относятся также кабошоны круглой или овальной формы с необработанной скрытой частью камня.

Стихии Земли (мужской принцип ЯН, т.е.излучающие) соответствует овальный кабошон с обработанной скрытой частью.

Стихии Воды (выражает принцип ИНЬ, т.е поглощающие.) соответствует кабошон круглый, «пирамидкой», с обработанной скрытой закругленной частью.
Стихии Воздух (равенство ИНЬ-ЯН т.е. поглощающе -излучающие свойства) - кабошон с необработанной скрытой частью

ФАСЕТОЧНАЯ ОГРАНКА - форма, образованная плоскими многоугольниками.
В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней
Этот вид огранки обнажает магическую силу камня и соответствует стихии Огня (равенство ИНЬ-ЯН).
Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей:

ФАСЕТНАЯ огранка применяется главным образом для прозрачных камнем. Большинство разновидностей фасетных огранок ОТНОСИТСЯ К ДВУМ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ - БРИЛЛИАНТОВОЙ И СТУПЕНЧАТОЙ.

БРИЛЛИАНТОВАЯ ОГРАНКА


ВЛИЯНИЕ
Бриллиантовая огранка гармонизирует человека, носящего этот камень, а также, и в первую очередь влияет на камень, который становится более восприимчивым для входящей информации, что очень удобно использовать в магии.

ВИДЫ БРИЛЛИАНТОВОЙ ОГРАНКИ

ПОЛНАЯ БРИЛЛИАНТОВАЯ

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.
Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы.
Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид — полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная — на 57 граней и упрощённая — на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).

Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: "Звезда Кэра", так называемый "старый американский бриллиант", английский бриллиант, огранка "юбилейная" и так далее.


Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма "маркиза" (или "челнок") и "панделок" (или каплевидная огранка).

ОГРАНКА ВОСЬМЕРКОЙ
Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

РОЗА

Роза — фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).
В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.
Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.
Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.
Из-за плохой игры она теперь почти не используется.

СТУПЕНЧАТАЯ ОГРАНКА

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

ВЛИЯНИЕ - множество граней позволяет получать/излучать больший объем информации, достаточно обширный набор возможностей при создании направленных потоков, сложных поливариантных программ.

ОГРАНКА ТАБЛИЦЕЙ
Огранка «площадкой» или «таблицей» - первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.

ИЗУМРУДНАЯ ОГРАНКА
Изумрудная огранка — ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.

ЛЕСТНИЧНАЯ
Ступенчатая (лестничная) огранка — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.

КЛИНЬЕВАЯ
Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

ЦЕЙЛОНСКАЯ
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

БАГЕТ
Гладкая шлифовка может быть ровной (плоской) или округлой, выпуклой (сводчатой). В смешанной шлифовке (огранке) совмещены два типа шлифовки: верхняя часть гладкая, нижняя фасетированная или наоборот.

СМЕШАННЫЕ ОГРАНКИ

Смешанные - древняя ступенчатая огранка улучшается бриллиантовой. Как правило, коронка в бриллиантовой огранке, павильон - ступени или наоборот, коронка плоская, павильон фасеточный или ступенчатый.
ВЛИЯНИЕ - сходно с алмазной огранкой, но дает больший простор для творчества. Возможно найти совершено радикальные сочетания, индивидуализирующие камень, соответственно, помогающие раскрыть вашу индивидуальность при работе.

ОГРАНКА ПО СТИХИЯМ ЗНАКОВ

Для всех женских знаков предпочтение при обработке (если это возможно) отдается кабошону.
Грань выявляет мужские качества, она предполагает взаимодействие, активность, пробуждает определенные силы, камень становится кричащим, его заставляют работать.

ОГОНЬ — огранка фасеточная или ступенчатая, кабошон круглый или овальный с необработанной скрытой частью камня.

ЗЕМЛЯ - кабошон овальный (кроме Девы) с обработанной скрытой частью.

ВОЗДУХ - огранка "розой" или "трапецией", кабошон с необработанной скрытой частью.

ВОДА - кабошон круглый "пирамидкой" с обработанной скрытой закругленной частью.

Вообще для проявления мужских энергий (мужских знаков, если у вас там добрые планеты по статусу) нужно оправлять камни в мужские металлы: золото, железо, вольфрам, олово и его сплавы и т.д.
Для проявления женских энергий необходимо оправлять камни в женские металлы: серебро, титан, свинец, висмут, медь.
Нейтральные металлы: алюминий (Меркурий), иридий (Уран).

ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКАЗАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОГРАНКОЙ КАМНЕЙ

Некоторые камни можно огранить по желанию, но на некоторые существуют ограничения.
Некоторые могут быть выполнены только в виде кабошонов, а другие — только граненые.

Некоторые камни гранить вообще нельзя, особенно для магических целей.
Будучи ограненными, некоторые камни теряют магическую силу.
К таким камням относятся: лабрадор, кровавик (для магии, а для ношения его гранят), обсидиан, селенит, кахолонг, хризопраз (граненый хризопраз не приносит счастья), турмалин (для магических и тантрических целей) и другие камни Луны и Венеры.
Камни непрозрачные, пестрые, за редким исключением лучше делать кабошонами. Так нужно обрабатывать все халцедоны, агаты и т.д. Хризопраз делается кабошоном.
Хризолиты делают кабошоном и лишь благородный оливин-хризолит зеленого цвета гранят.

Некоторые камни нельзя делать кабошонами: изумруд, сапфир, циркон (гиацинт), шпинель (лал), рубиллит, алмаз. Неграненые алмазы, в конечном итоге, становятся вредоносными. Лучше гранить аквамарин, неграненый он становится неуправляемым.

Изменчивые камни — александрит, рубин — их можно выполнять и так, и так, в зависимости от назначения.

В сущности должны быть кабошонами ИНЬские камни, а ЯНские — гранеными.

http://kolibrigems.com.ua/cirkoniy/6-forma-ogranki.html

Помимо самого распространенной классической круглой формы, пользуются популярностью и формы огранки, именуемые фантазийными («маркиз», «принцесса», «овал», «груша», «изумруд», «сердце», «багет»), каждая из которых по-своему красива и великолепно смотрится в ювелирных украшениях.

Применение оригинальных форм расширяет творческие горизонты ювелирного искусства, позволяя создавать новые украшения с вставками, соответствующие тенденциям современной моды. Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанным с формой кубического циркония по телефонам указанным .


http://www.zoloto.peterlife.ru/jewelldoc/128603.html#.VP-2U3ysViQ

ОБРАБОТКА Ювелирные камни

Ювелирные камни в природе часто встречаются в виде прекрасных крсталлов и изумительных по красоте образцов, отличающихся сильным блеском и природной игрой света. Однако человек уже в глубокой древности научился усиливать красоту, блеск и сияние камней путем их дополнительной обработки.

Цветные камни обрабатывали уже в IV тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округлых пластин найдены при раскопках древних захоронений.

Одним из самых древних видов обработки камня является искусство резьбы на самоцветных камнях, или глиптика . В нем ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки. Резной камень носит название геммы .

Около 1600 г. в Париже удалось произвести полную бриллиантовую огранку алмаза и был получен бриллиант (от французского "брийе" - блестеть, сверкать); этот тип огранки в существенных чертах сохранился до наших дней.

Современные формы бриллиантовой огранки рассчитываются различными способами. При этом принято называть верхнюю его часть коронкой или верхом, нижнюю часть - низом или павильоном. Плоская часть коронки называется таблицей или площадкой, а линия, отделяющая коронку от павильона, называется рунд истом. Грани павильона сходятся в одну точку - шип. Раньше вместо шипа делали одну маленькую площадку - калетту, в настоящее время калетту не делают.

Форма бриллиантов может быть различной: чаще всего круглая, но для крупных кристаллов используют формы: "маркиз", "груша", овальная, багет, изумрудная и др. При огранке драгоценных камней решающее значение имеют оптимальные углы наклона граней павильона, так как пучок лучей света, входящий через коронку в камень, должен "отражаться от граней низа и выйти через грани верха в воздух". Чем большее число лучей света выйдет из камня, тем лучше блестит и сверкает камень. Если же грани павильона будут наклонены не под оптимальными углами, то большая часть лучей пройдет через камень, не отражаясь от нижних граней, блеск камня будет тусклым, а цвет бледным. Показатель преломления у различных камней различный, поэтому для каждого камня существуют свои критические углы наклона граней низа.

Гладкая шлифовка самоцветов - другой тип их обработки, известный с древних времен. Ее выбирают не только для просвечивающихся и непрозрачных камней, но и для прозрачных (рубинов, изумрудов, урмалинов и др.), если они содержат много включений. При гладкой обработке камень не покрывается гранями, а ему лишь придается выпуклая форма. К этому типу шлифовки относятся также и кабошоны . Круглый кабошон имеет правильную форму, если его высота примерно соответствует радиусу круга основания. Если она больше этого радиуса, говорят о высоком, если меньше - о плоском (низком) кабошоне.

Основные типы огранки

Формы, придаваемые камню при обработке

· Шахматная

Шахматную огранку обычно используют для цитрина, граната, топаза, аметиста и полудрагоценн