Меню
Бесплатно
Главная  /  Социальное развитие  /  Экологическое воспитание детей через фольклор. Экологическое воспитание детей средствами фольклора

Экологическое воспитание детей через фольклор. Экологическое воспитание детей средствами фольклора

Цель: Опытным путем доказать роль фольклора в формировании у дошкольников отношения к природе.

В рамках эксперимента я организовала кружок «Вечерки с тетушкой Совой». Где в течение года группа из десяти человек занималась по определенному плану (приложение №1). Занятия в кружке проходили 1 раз в неделю, где я с детьми разучивала заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии применяла в повседневной жизни, в конце месяца совместно с музыкальным руководителем проводились со всей группой детей.

Темы фольклорных занятий определены в соответствии с сезонностью, основными датами земледельческого календаря, содержанием программы экологического образования. Занятия построены в форме увлекательного путешествия в прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр, объединенных общим содержанием и сюжетом.

Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования разных видов деятельности, что обусловлено эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация, сатира, комизм. Фольклорно-экологического занятия опираются на традиционно детский материал - сказки, потешки, заклички, загадки, дразнилки, песни, игры с пением, игры-хороводы и др. Предпочтение отдается фольклорному материалу нашего края. Сложилась система работы со сказкой, которая включает: эмоциональный пересказ, игру-беседу, игру драматизацию. В игре-беседе происходит «выход» к детям отдельных героев сказки. Дети воспринимают их как живых, сопереживают, спорят с ними и т.д.

В народных сказках экологической направленности, в которых, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов; описываются национальные культурные традиции и праздники. В работе кружка используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики героев), потешки, заклички, небылицы. Особое место в музыкально - театрализованных представлениях отводится народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. (Приложение 3)

Сказанное позволяет обратить внимание на мою позицию: знакомя малышей с экологией, используя фольклор, я с одной стороны, сохраняю колорит народности в передаче сказочного образа, с другой - элементы занимательности. Конечно, я учитываю конкретность восприятия детьми, отсутствие их житейского опыта, понимание каких-либо обобщенных отношений в социальном окружении. В целях взаимодействия детского сада с семьей родители так же были привлечены к разучиванию с детьми заклическ, песен, припевок и т.д. Работу по данной технологии можно проводить в подгрупповой и фронтальной форме, в зависимости от поставленных целей и задач.

Цель: Выявить уровень отношения детей к миру природы после формирующего этапа.

Контрольный эксперимент включал в себя те же методики, которые использовались в констатирующем. На контрольном этапе при диагностировании я получила следующие результаты которые отразились в диаграмме (приложение 2)

Таким образом, можно увидеть, что уровень сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы значительно повысился. Дети, которые имели низкий уровень, повысили его на средний. Дети которые имели средний уровень повысили его на высокий уровень. У детей, которые имели высокий уровень, были сформированы представления о ценности природных объектов и причинно - следственных связей между природными явлениями. Поэтому можно говорить о том, что работа на формирующем эксперименте, благотворно повлияла на результаты детей экспериментальной группы.

Составитель: Гончарова Ирина Сергеевна музыкальный руководитель

Введение

I . Фольклор и экология как важные факторы развития личности

1.1 Экологическая культура как результат экологического образования

1.2 Фольклор – источник познания

II . Русский фольклор как средство воспитания экологической

культуры

2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания

Заключение

Литература.

Введение

Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, все это вызывает необходимость определить одну из основных задач педагогики – воспитание у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.

Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями.

Целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний, чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным,

В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

Отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально - ­экологического материала;

Недостаточно конкретного материала, разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения;

Дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.

Методика экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость моей исследовательской работы.

Цель исследования: выявить и опытным путем проверить роль фольклора в формировании у дошкольников экологической культуры.

Объект исследования: процесс формирования экологической культуры при использовании фольклора как средство.

Предмет исследования: эффективность использования фольклорных произведений в процессе формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически.

Задачи исследования

Разработать систему перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий;

Подобрать репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности;

Составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;

Прививать интерес к русскому устному народному творчеству.

I Фольклор и экология как важные факторы развития личности

1.1 Экологическая культура как результат экологического образования

Вопросы экологической культуры подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году.

Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно- эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: зна­ние основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индиви­дуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимально­сти в процессе личного и производственного природопользования; вы­работку чувства ответственного отношения к природе, окружаю­щей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бы­товой и профессиональной деятельности.

Для теоретического обоснования методики экологического вос­питания дошкольников, формирования у детей начал экологи­ческой культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие поло­жения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Понома­рева и др.).

Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человече­ство лишь на последней стадии исторического развития стало гео­логической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образова­ния, при любых способах интеграции его содержания знание эко­логических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры.

Именно знание законов позволяет правильно организовать дея­тельность в природе, предвидеть результаты воздействия на жи­вые системы, предотвратить их деградацию.

Познание законов биоэкологии может быть начато в дошколь­ном возрасте на конкретном природном материале из непосред­ственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержа­тельного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эко­лого-педагогической работе с любой возрастной категорией до­школьников.

Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой («единство организма и среды»). Оно универсально с разных точек зрения: с экологиче­ской - распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической - применимо для лю­бого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообще­ствах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической - оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и под­держание определенных условий для них, т.е. практическую дея­тельность; с психологической - познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все обо­значенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры.

Таким образом, экологическая культура - это сложная катего­рия, которая развивается на протяжении всей жизни человека; на­чало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника.

Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сло­жившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, вла­деет методикой - профессиональными навыками развития у малень­ких детей начал экологической культуры.

Для развития экологической культуры недостаточно лишь обу­чения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспита­ния детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности при­роды, т. е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая обра­зованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.

1.2 Фольклор – источник познания

Предметный мир, социальная жизнь и природа - вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает» ...

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки.

Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало: живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость».

Детский фольклор – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно.

Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка.

Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.

Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми.

Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д.

Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.

Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, разнообразные трудовые процессы), и по задачам.

Фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. Фольклор эффективно влияет на формирование ценностных представлений (отношение к природе; родителям, традициям, труду и т.д.).

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ре­бенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

3аклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Считалки - коротенькие стишки, служащие для справед­ливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и частоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называю­щие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в осо­бенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, ко­торые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа.

Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, и несомненно, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

II . Русский фольклор как средство воспитания экологической культуры

2.1 Создание технологии фольклорно – экологического воспитания

В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально поло­жительного отношения к миру как к чу­ду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведе­ний опиралась на следующие принци­пы.

Доступность содержания детям до­школьного возраста.

Познавательная и нравственная значимость.

Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир.

Народ на протяжении долгого време­ни копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром лю­дей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), «угады­вать» погоду на ближайшее время, нахо­дить дорогу домой... Знание и использо­вание примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми целесообразно ис­пользовать приметы, правильность ко­торых можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время.

Например.

Если зимой вечером на небе много звезд, жди на следующий день мороза.

Кошка скребет пол - жди метели.

Собака в снегу валяется - не за го­рами вьюга.

Утром нет росы на траве - жди дождя.

Пчелы облепили цветущую акацию - будет дождь.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Ласточки и стрижи летают низко ­скоро начнется дождь.

Наблюдения, связанные с приметами, мы зарисовывали: что ожидалось и что было на самом деле. Некоторые дети сами «открывали» приметы погоды?

Заклички, приговорки . Их обычно произносят, когда что-то делают (на­пример, скачут на одной ноге, чтобы из уха вылилась попавшая туда во вре­мя купания вода); обращаются к кому­ - то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молоч­ного) и т.п.

Заклички, приговорки были преис­полнены глубочайшей веры наших предков во всемогущие силы природы, а знание их сближало детей и взрослых: приговорки наполняли их сердца на­деждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к житейским неурядицам.

Заклич­ки и приговорки использую прежде всего как игровой прием.

Наблюдая за радугой, дети просили ее напоить землю.

Радуга - дуга,

Пришли нам дождя.

Когда идет дождь, дети радостно закликают его, «задабривают»

Уж дождь-дождем,

Поливай ковшом,

Поливай весь день

На наш ячмень.

На бабью рожь,

На мужиков овес,

На девичью гречу,

На маличье просо

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай ­

Сколько хочешь поливай

Когда дождь идет долго и дети не мо­гут выйти на улицу, мы призываем сол­нышко.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить, есть хотят.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко,

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

С просьбой «подарить» хорошую погоду обращались к радуге.

Радуга-дуга,

Перебей дождя!

Радуга - дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко­ Колоколнышко!

Дети обращаются с приговорками к божьей коровке, которая может «преду­гадать» погоду: если она улетит - к вёд­ру, если будет ползать по ладошке - жди дождя.

Коровушка, буренушка,

Завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Божья коровка,

Вёдро иль ненастье?

Некоторые заклички связаны с празд­никами, которые приближали человека к природе. Так, на Руси обычно на Бла­говещенье (7 апреля) выпускали птиц.

Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята - молодцы,

Воры-воробьи!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам скорей весну ведите!

Сейчас птиц на волю не выпускают: если они долго прожили в клетке, им трудно адаптироваться в природе. По­этому эту закличку можно использо­вать в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали разных птиц.

К весне, которую все ждали с нетерпе­нием, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, по­явилась трава шелковая; в других проси­ли дать богатый урожай.

Весна-красна, появись,

Солнышком ярким обернись!

Растопи нам снежок,

Зазелени наш лужок

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Использование в работе с детьми за­кличек, приговорок помогает не только привлечь их внимание к при­роде, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоя­тельным наблюдениям.

Потешки . Они, как правило, сопро­вождали игры с малышами (с их пальца­ми, руками, ногами).

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко!

Домой принесите,

Всех угостите!

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать!

В работе со старшими дошкольниками потешки облегчают процесс ознакомле­ния с окружающим миром.

Например. Я показываю детям иллюстрации ло­шадей различной масти и читаю потешку:

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь, пегая,

Мимо двора бегала.

Другая - гнедуха ­

Ушла с голодухи.

Третью - савраску ­

Свел со двора Тараска,

А четвертый - соловой.

Его давит домовой.

Сиди, Ерема, дома.

Затем дети рассматривают иллюстра­ции и определяют, какой же масти были лошади у дядюшки: пегая - с большими белыми пятнами; гнедая - красновато­рыжая, с черным хвостом и черной гри­вой; савраска - желтоватого цвета с черным хвостом и черной гривой; соловой - лошадь желтоватой масти со светлым хвостом и светлой гривой.

Дети любят прибаутки (или малень­кие сказки в стихах), которые «приближают» окружающий мир, делают его ре­альным и понятным.

Дошкольники наблюдают, как убира­ют сено на участке дворники Алексей Иванович и Петр Николаевич; я объясняю, для чего это делают, и читаю прибаутку.

Стучит, бренчит на улице ­

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

Туда же по дорожке.

«Куда, Фома, едешь?»

«Сено косить»

«На что тебе сено?»

«Коровок кормить»

«На что тебе корова?»

«Молоко доить»

«На что тебе молоко?»

«Ребенка поить»

Среди прибауток много небылиц . Их используем для игр типа «Бы­вает - не бывает».

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался,

Поварешка бы утят высидела?

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Журавелюшка всю ночь проходил,

Он насилу жеребеночка родил!

Ну, а уточка - телушечку,

Ну, а курочка - бычка, бычка!

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза зацвела.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Небылицы, перевертыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанав­ливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток

Старшие дошкольники не только оп­ределяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы сопро­вождают различные действия людей в поле, огороде, дома. Дети любят обыг­рывать содержание таких песен.

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили.

А мы просо рушили, рушили.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы кашу варили, варили.

В песне встречаются незнакомые де­тям слова, которые я объясняю: землю парить - давать ей отдых; рушить просо - дробить, очищать зерно.

При посадке репы, огурцов, бобов, ка­пусты и других овощей обязательно пе­ли приговорные напевы.

Уродися, репка,

Ни густа, ни редка,

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу

Да капустку сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укреп­ляют бережное и любовное отношение детей к домашним животным.

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль ей крапивушку нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

Пословицы и поговорки так же, как и заклички и приговорки, надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было про­верить путем наблюдений, в ходе бесе­ды, постановки опытов и т.д.

Например, дети могут понять смысл следующих вы­ражений только в ходе наблюдений.

· Апрель водой славен, почками красен.

· Без росы и трава не растет.

· Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть некоторых по­словиц, мы ставили опыты.

Для «проверки» пословицы «По семе­нам всходы» дети проводили два опыта. Первый позволил нам убедиться в том, что из разных семян вырастают разные расте­ния: По форме, величине и т.д. В этом смысле данная пословица перекликается с другой – «Не родит верба груши». Вто­рой опыт показывает, что всходы зависят от качества семян. В этом смысле разбира­емая пословица аналогична другой - «От худого семени не жди доброго племени».

Чтобы понять прямой смысл посло­вицы «Снег-то холодный, а от холода греет», я обсуждала с детьми сле­дующие вопросы.

· Почему некоторые птицы ночуют в снегу?

· Зачем некоторые деревья и кустар­ники специально засыпают снегом?

· Почему трава под снегом остается зеленой?

· Для чего на полях проводят работы по снегозадержанию?

Потом дети ставили опыт (помещали бутылки с теплой водой на поверхности сугроба и в его глубине) и делали вывод: снег сохраняет тепло.

После проведения опытов я объясняла переносный смысл по­словиц и предлагала детям зарисовать полученные результаты в своих альбо­мах-дневниках.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следст­венные связи в природе, например: «Красна ягода, да на вкус горька». Целе­сообразно порассуждать о прямом и пе­реносном смысле этой пословицы.

Дети пробовали спе­лые ягоды рябины обыкновенной и ка­лины (обязательно предупреждала детей, что не все ягоды съедобны, среди них есть и ядовитые, например жимолость, волчье лыко, воронец и т.д.), а затем за­рисовать их в альбоме-дневнике.

Загадки использовала для проверки знаний, наблюдательности и сообрази­тельности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описа­ния чего-либо. Я подбирали загадки, которые позволят детям увидеть многообразие природного мира, приоткрыть, под­нять завесу над его тайнами.

Много загадок посвящено землянике.

Капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек

Разгибаем стебельки

Собираем огоньки.

Прежде чем разгадывать эти загадки, которые предлагала детям летом, рассматривали ягоды земляники, подобрали эпитеты, сравнения; пытались сочинить свои загадки.

В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особен­ности и изменчивость. Например.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубой,

А порой такой красивый,

Кружевной и синий - синий.

Постелен ковер,

Рассыпан горох,

Ни ковра не поднять,

Ни горох не собрать.

По небу лебедь черный

Рассыпал чудо-зерно,

Черный белого позвал,

Белый зерно поклевал.

Чтобы дети могли отгадать эти загад­ки, я организовала цикл наблюде­ний за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила изобразить на не­скольких рисунках один и тот же пей­заж, но с разным цветом неба в зависи­мости от погоды: В ясный день (пери­стые облака на голубом и синем фоне), в пасмурный (темные тучи, нависшие над по-осеннему грустной землей или во время летних затяжных дождей).

Разбирая загадки, обращала внимание на сравнения, образные вы­ражения (небо - ковер, ночь - черный лебедь, день - белый лебедь). Это помо­гало детям составить свои интересные и образные загадки.

Чтобы сформировать у детей доброе, ласковое, нежное чувство - чувство любви к живому, стоя у березки, вместе с детьми хлопаем в ладоши. Я читаю стихи:

У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зелены косицы.

Затем я показываю «рожки», как бы бодаю березку:

Со двора к березке

Выбежали козы,

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

Вместе с детьми беремся за руки и идем хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяемся березке, гладя рукой ее белый ствол.

Такими сценками и словом, и игровым действием воспитываю любовь к природному окружению.

Пробуждая в ребенке этические и эстетические чувства к природе, я пользуюсь следующими приемами,

Даю возможность полнее воспринять природный объект, отметить цвет, запах, форму, красоту цветка, ветки, листочка и т.п.

Вызываю доброе чувство к рассматриваемому природному объекту.

Разговариваю с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой), наделяя его человеческими качествами и «ответным чувством» к доброму поступку малыша. Например, сказать: «Видишь, как березка гладит тебя своими веточками. Она шепчет: «Спасибо, Сашенька, что ты меня ласково погладил!».

Ввожу в наблюдение элементы поэзии и детского фольклора, рассказываю о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Отождествляю природный объект с человеком, ласково обращаться к нему. Например, березонька-красавица, травушка-муравушка, зайчик - побегайчик и т.п.

Ввожу элементы игры, побуждая детей к игровому взаимодействию с природными объектами (например, покажи, как качаются березки, какой елочка была маленькой и какой она стала, когда выросла, и т.п.).

В присутствии детей не допускаю неблаговидного поведения по отношению к природе со стороны других людей, осуждать их действия словами: «Это некрасиво», «Так нельзя делать» и т. п.

Работу по ознакомлению с фолькло­ром проводила одновре­менно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием по­требности общаться с природой и при­ходить ей на помощь, участвовать в тру­довой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении).

В своей работе я часто использую «экологическую сказку», рассчитанную в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово - «из уст в уста» - передавать ее содержание детям, создавая приоритетную установку на целенаправленное восприятие. Все важно здесь: и форма, и содержание, и художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное - умение в трактовке сохранить изюминку народной мудрости. Иными словами, знакомя ребенка с экологической сказкой, я задумываюсь: что лежит в основе ее содержания, с какой целью она создана автором (чему-то научить, удивить или позабавить)? Стараюсь понять, благодаря каким ценностным ориентациям эта сказка представляет интерес и для современного ребенка. Выше изложенное позволяет заметить: для практической работы необходимы знания по фольклористике народной сказки, чтобы методически грамотно раскрыть детям с помощью богатства национальной культуры экологические знания.

Дети, видя отдельные явления природы, воспринимают их как само собой разумеющуюся данность, не задумываясь над объективной реальностью разворачивающейся перед ними картины мира. Моя задача - помочь ребятам обрести сугубо «человеческое видение» мира (и в социуме, и в природе), которое формируется благодаря возможности усваивать опыт, преподносимый взрослыми, опыт материальной и духовной культуры в образе их жизни и отношении к окружающему миру.

Сказанное позволяет подчеркнуть: познавательная ценность и воспитательное значение фольклора для самых маленьких в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Занятия по экологии я преподношу только в светлых тонах, при этом ярко выделяю позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с не­преодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности.

Заключение

Природа - это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания по­знавать. Помня о том, что повседневные наблюдения в природе не должны носить излишне обучающий характер, я использую каждый удобный случай, чтобы обратить внимание ребенка на природное явление, побудить задуматься над ним.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явления природы в слове является фольклор. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, я выделяю круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью - сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой ­рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

Я передаю детям свою способность тонко чувствовать природу, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности. Ведь ребенок в своих воззрениях на мир «идет» за взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценки, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия.

Работу по ознакомлению с фольклором провожу одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь.

Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от меня не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Я стараюсь привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия проходят не в традиционной форме (учебной деятельности), а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий­ вершина педагогического мастерства. Не случайно именно на фольклорных занятиях многие воспитатели «открывают» себя.

Фольклорные произведения для дошкольников несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви.

Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольк­лорные произведения для детей - народная дидактика, школа материнства.

Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

Ценность фольклорных произведений для экологического воспитания обус­ловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для дошкольного возраста, а также другими жанровыми особенностями - речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют детей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, то есть моя. Рассказывая о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы (смена дня и ночи, сезонные изменения, изменения погоды). Что солнце бывает разным (зимой - далекое, холодное, а летом ­жаркое), а луна - не всегда круглой. Я учу ребенка «видеть» и «слышать» природу. Дети усваивают эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта и с помощью фольклора.

Основная задача заключалась в том, чтобы разработать систему знакомства дошкольников с жизнью родной, близкой, непосредственно окружающей их природы. Вторая задача ­познакомить детей с образом жизни, традициями и наследием их предков, ориентируясь на даты народного календаря.

Литература

1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2002. – 335 с.

2. Кондратьева, Н.Н. «Мы» - программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А.. Маркова, Т.А.. Виноградова. – Санкт-Петербург: Детство – пресс, 2002. – 227 с.

3. Волосникова, Т.В, Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. – 6. – С. 16-17

4. Даль, В. И Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – Москва: 1955.

5. Забелин М Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.

6. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков /Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. Новосибирск, 1981.

7. Ковалев В. М, Могильный Н Я. Русская кухня: традиции и обычаи. М., ;1990.

8. Крылов Г В. Травы жизни и их искатели. Новосибирск, 1972.

9. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Лапшина Г.А.- Волгоград: Учитель, 2006.

10. Ляховская Л П Энциклопедия православной обрядовой кухни. СПб., 1993.

11. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. В 2-х томах. М., 1993. (Репринтное воспроизведение издания XIX в.)

12. Менра. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. М., 1991.

13. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Младенчество. Детство/Сост. В.П.Аникин. М., 1991.

14. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. Г. Д. Рыженков. М., 1992.

15. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988.

16. Сахаров П. И. Сказания русского народа/ Сост. В. П. Аникин. М" 1989.

17. Соколова В. К. Весенне - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX - нач. хх в. М., 1979.

18. Старинная кухня. Нижний Новгород, 1993.

19. Церковно-народный месяцеслов И. П. Калинского. М., 1990.

Статьи/Крымские татары/

Происхождение народа прежде всего связано с конкретной территорией, с конкретной географической средой. Люди приспосабливаются к ландшафту, подчиняя свои занятия и помыслы единственной цели - выживанию в этих природных условиях, накапливают обычаи, диктуемые географической средой, создают культуру, связанную с окружающим ландшафтом. Со временем природа начинает воздействовать и на антропологические черти и психологию человека, формируя тип, который наиболее приспособлен к соответствующей среде.

Культура крымскотатарского народа неразрывно связана с природой родного края - Крыма.

Народные традиции в отношении к природе многими учёными-педагогами трактуются как опыт, обычаи, связанные с природой, а также нормы поведения в природе, которые сложились исторически и передавались от поколения к поколению через народные приметы, фольклор, элементы обрядовости, праздники, трудовую деятельность, игры.

Крымскотатарские народные традиции в отношении к природе складывались в течение многих столетий и явились основой культуры крымскотатарского народа. Так, например, совершенно различны представления русского и крымскотатарского народов о временах года. Если в фольклоре русского народа зима белая, искристая, морозная (отражение российской природы), то у крымскотатарского народа зима "черная", понурая, зябкая (отражение зимы в Крыму), весна у русского народа с капелью и проталинами, у крымскотатарского народа - с зеленью и цветами и т.д.

Наблюдая за явлениями природы, крымскотатарский народ метко назвал месяцы года (апрель -"чичек айы - месяц цветов, июнь - "кирез айы" - месяц черешни; октябрь - "сары ай" - желтый месяц, ноябрь - "кузь айы" - понурый месяц, декабрь -"къара къыш" - черная (темная) зима и.т.д.). Первым признаком ранней весны "илькбаарь" считается появление подснежника "акъбардакъ" - в народе этот цветок называют "наврез чичеги" (цветок навреза). "Наврез" - это праздник встречи весны и нового года, который отмечается в дни весеннего равноденствия 21-22 марта, праздник встречи лета "Къыдырлез" отмечается 5-6 мая, в крымской природе он совпадает с опаданием цветков и появлением завязи на деревьях. Поэтому ознакомление детей с крымскотатарскими народными традициями взаимоотношения человека с природой было бы ценным вкладом в экологическое воспитание детей в Крыму.

Проявление крымскотатарских народных традиций отношения к природе наиболее ярко выражено в его фольклоре, как способе фиксирования и передачи социально-ценностного опыта старших поколений во взаимоотношениях с природой. Посредством фольклора появляются возможности в воспитании у детей бережного отношения к природе. Человек бережет и защищает то, что знает, любит, и то, что создает своими руками.

С целью экологического воспитания детей в условиях Крыма в учебно-воспитательном процессе целесообразно шире использовать Крымскотатарские пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни, которые отражают мудрое отношение народа к природе, дают знания, прививают любовь к ней, побуждают к созиданию.

В народных пословицах и поговорках поощряются или осуждаются определенные действия в отношении к природе: "Ерни терен сюрьсенъ, бол берекет алырсынъ" (Глубже вспашешь, получишь богатый урожай), "Къаида олсанъ анда ол, пердалязда эвде ол" (Где бы ни находился, в пердаляз будь дома. Пердаляз - предвесенняя неделя 14-20 марта. "В эти дни на день семь раз погода меняется" - говорит народ), или "Мышыкъ беслемеген - сычан беслер" (Кто не содержит кошку, содержит мышей); они дают рекомендации: "Бир кунь эвель сачсанъ, бир афта эвель алырсынъ" (Посадишь на день раньше, получишь на неделю раньше), поучают: "Итнинъ артындан кечь, атнынъ огюнден" (Обходи собаку сзади, коня спереди), остерегают в тех или иных действиях: "Ит агъызындан суек алынмаз" (Нельзя отбирать кость у собаки), прямо указывают на необходимость взаимодействия с природой "Къышны яздан къаршыла" (Встречай зиму летом), советуют: "Атына ишанмасанъ, ёлгъа чыкъма" (Если не уверен в коне, в дорогу не выходи).

Многие пословицы отражают гармонию жизни человека и природы, их взаимозависимость. Например: "Ер тоймаса, эль тоймаз" (Если земля не насытится, не насытится и народ), "Инсан ерни бакъар, ер де инсанны" (Человек кормит землю, а земля человека). В пословицах "Тереги чокъ олгъан коининъ мезары аз олур" (В селе, где много деревьев, мало могил), "Кунеш кирмеген эвге, хасталыкъ кирер" (В дом, куда не входит солнце, входит болезнь) показано значение природы для жизни и здоровья человека.

Следует знакомить детей с пословицами и поговорками, которые прививают интерес и любознательность, стимулируют желание наблюдать и изучать природу "Март къапыдан бакътырыр, къазма курек якътырыр" (Март двери открывает, но и лопаты сжигает), "Яз ягьмуры тез кечер" (Летний дождь быстро проходит), "Къаргъа кельсе, къар кетер" (Грач приходит, снег уходит), «Культе кельди, кузь кельди» (Пришел сноп, жди осени), «Апрельде тамсын, майыста ягъсын да ягъсын» (В апреле пусть задает, а в мае пусть льет).

В крымскотатарских традициях особое отношение к воде как к святыне. В народных пословицах показана важность воды в природе и жизни человека: "Ер хазине, сув онынъ джаныдыр" (Земля клад, а вода его жизнь), "Сув тонракъкъа къан берир, небадаткъа джан" (Вода земле кровь дает, а растениям жизнь), "Сув киби тендирист ол" (Будь здоров, как вода), "Сув ичкенде кишиге йылан биле тиймез" (Когда пьют воду, и змея не трогает), "Севап ичюн къую къаз" (Вырой колодец, и воздастся).

Особое значение имеют пословицы, которые призывают беречь, заботиться о природе, воспитывают чувство долга и ответственности перед ней:

"Алмагьа истесенъ, бермеге алыш" (Если хочешь брать, научись отдавать), "Бир алсанъ, эки бер" (Одно возьм¨шь, два отдай), "Атны бакъсанъ бинъ куньге, бакъмасанъ бир куньге" (Ухоженный конь на тысячу дней, неухоженный на один день), "Бал тамчыдан джыйылыр" (Мед собирается по капле), "Сачмагъан алмаз" (Кто не сеет, тот не получит), "Баарьдеки арекет - кузьдеки берекет" (Весенняя работа - осенний урожай), "Къачып кетсенъ - сачып кет" (Даже если убегаешь, убегай сея), "Багъны бакъ таре - юзюм олсун, оны да ашамагьа юзюнъ олсун" (Ухаживай за виноградником, чтобы был виноград, который не стыдно будет есть).

Прекрасным средством экологического воспитания являются сказки. В сказках героями являются растения, животные, явления природы, которые, общаясь с человеком, помогают в беде, поучают. Они доступны, понятны детям, захватывают их душу, прививают любовь к героям, в конечном сч¨те эта любовь переходит на действительные явления природы. Крымскотатарские народные сказки обычно сказочник начинает с присказки, где в небылицах в смешной, шутливой форме изображены животные, и, конечно, смеясь над небылицами, дети с радостью воспринимают их героев и переполняются чувством добра и любви к тем, кто их повеселил, развивается мышление детей. Например:

Давным-давно, когда время было временем

Воробей был судьей,

Дочь хана была ведьмой,

Лягушка парикмахером, а буйвол банщиком,

Черепахи окрылились улететь,

Рыбы в море собрались переселиться,

Минарет Акмечети наклонился

Из Салгира водицы напиться,

Я из дырявого котла бульона напился.

Наелся, напился и к вам прибежал.

Повесил на уши я несколько слов,

Изо рта потянул я сказок поток.

В сказке "Чокърачыкъ" ("Родничок" - где зайчик, белочка, ¨жик и лисичка, спросив разрешения у родничка, аккуратно набрали воды и напились, а медвежонок, не спросившись, сунул морду в родничок, вода разлилась, а медвежонок остался без воды), показано, как нужно относиться к роднику и к чему может привести неправильное поведение. В сказке "Эйиликке кемлик япма" (Не делай зло добру) маленькая лисичка спасает человека от дракона. В сказке "Чегертки ве къырмыскъа" (кузнечик и муравей) показаны взаимозависимость явлений природы друг от друга: выпадение одного звена может привести к нарушению всех остальных.

В сказке "Алтын Башнен Хыяр Баш" (Златовласка и Огуречные волосы) волшебница с помощью воды из речки награждает трудолюбивую девочку и наказывает ленивую.

В крымскотатарских народных сказках и легендах одушевляется вода. С помощью фантастических образов "Сув анасы" (Русалка), и "Деньиз баба" (Бог моря) наказывается зло, они же приносят людям добро. Например: "Алтын балта акъкъында масал" (Сказка о золотом топоре), легенды "Арзы къыз" (Девушка Арзы), "Къыз чокърагьы" (Девичий родник), "Аюв дагь" (Медведь-гора).

В крымскотатарском фольклоре большое воспитательное значение имеют притчи и притчи-анекдоты Ахмет ахая. Так, в притче "Чам тереги ве торгъайчыкь" (Сосна и воробышек) в увлекательной форме представлен познавательный материал о жизни деревьев и птиц зимой и осенью. В занимательной шутливой форме знакомят с природой, обучают поведению в природе, рациональному использованию даров природы притчи-анекдоты Ахмет ахая. Например, в притче-анекдоте "Тюбсиз чапчакъ" (Бездонная бочка) Ахмет ахай благодаря шутке сумел заставить все село полить виноградники и огороды и спас урожай от засухи.

В притчах и легендах наряду с реальными компонентами с воспитательной целью используются домысел и выдумка. Особенно полезно опираться на притчи и легенды, которые поясняют возникновение местного растения, такие, как "Кизил - шайтанова ягода".

Таким образом, сказки, притчи, легенды заматывают детей поэтическими образами, динамичными действиями героев, вызывают у них положительные эмоции, закрепляют светлое, радостное восприятие природы.

Богатейшим материалом в экологическом воспитании детей могут служить Крымскотатарские народные песни, чынлар (поэтические речитативы), мане (хороводные напевы), в которых ярко отражена природа Крыма, гармония природы и человека. Их напевы напоминают журчание горных ручьев ("Тым-тым"), ритмический прибой бушующих волн моря ("Ант эткенмек"), раскачивающийм ритм идущего каравана ("Чалбаш борай" - Седоголовый верблюд), горное эхо ("Дагъларнынъ ¨ллары" - Горные дороги), ширь степного простора ("Джанай"), они воспевают сады и виноградники, созданные трудом человека, красота человека сравнивается со стройным кипарисом, с нежной розой, могучим дубом. Например:

Айя десем ярашыр, айненни,

Гуль багъчалар долашыр, айненни.

Гуль багъчанынъ ичинде, айненни,

Алтын бешик ярашыр, айненни.

Салгьыр бою

Эй, яврум да Салгъырнынъ бою,

Озь тувгьынымнынъ да тою.

Кефеден, Керчьтен, Джанкойден келир Озюмнинъ арув да союм.

Босторгьай

Босторгьай деген къушчыкънынъ да

Йылгъада олур ювасы.

Ягъмур ягьса сель олур да,

Агьлап та къалыр анасы.

¨л янында босторгъай да.

Тары да септим ашады...

Колыбельная

Спою я ласково и нежно, баю-бай

Эхо откликнется в садах, баю-бай

Среди розовых садов, баю-бай,

Сверкает золотая колыбель, баю-бай.

Набережная Салгира

Ах, как прекрасны берега Салгира

Это свадьба моего брата.

Из Феодосии, Джанкоя, Керчи

Съезжаются гости: друзья и родня

Жаворонок

У жаворонка, бедной пташечки,

Гнездо бывает в оврагах.

Если весенние потоки снесут его,

Горько заплачет пташка-мать,

У самой дороги жаворонок,

Тема: "Фольклор в экологическом воспитании дошкольников"

Цель: развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных)

Задачи:

1)Закрепить знания о домашних животных.

2)Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения.

3)Активизировать словарный запас детей.

4)Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

5)Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок, со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

-С добрым утром, глазки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ручки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, ножки!

- Вы проснулись?

- С добрым утром, солнце!

- Мы проснулись?

Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путь.

У меня лошадь большая, а у вас детеныш лошади - жеребёнок.

Садимся и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко - нарядись!

Красное - покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

(Появилось солнышко ). Что мы с вами делали? (Закликали солнышко). Вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик. воспитатель уходит за домик и одевает платок и юбку).

Здравствуйте, детушки - малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. А знаете ли вы, какие домашние животные живут в деревне? Отгадайте:

  1. Вместо хвостика - крючок,

Вместо носа - пятачок,

Пятачок - дырявый,

А крючок - вертлявый. (поросенок )

  1. Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком

Мяу! Как мне часто снится

Блюдечко с молочком. (кошка )

  1. С хозяином дружит, дом сторожит

Живет под крылечком, хвост колечком (собака )

  1. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

Грива вьется на ветру (лошадь )

Хорошо, умеете отгадывать загадки. А теперь давайте, поговорим о том, какую пользу приносят домашние животные людям: кошка, корова, собака, конь? Молодцы. Пока мы с вами играли, мои домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.

Игра "Путаница" - найдите, какие животные здесь спрятались.

У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? (Дети рассказывают мирилку)

Мирись, мирись мирись.

И больше не дерись.....)

Теперь они будут жить дружно.

А теперь давайте поиграем. Я знаю весёлую потешку, давайте её покажем:

Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.

Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем.

Глазками похлопаем, ножками потопаем.

А коза бодается, а старик ругается.

Ребята, вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:

У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.

Моя корова Ночка очень громко хрюкает.

А вчера кошка Мурка начала бодаться.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.

Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как её надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:

Котя, котик, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать

Мою деточку качать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

Вот мы и отдохнули. Ребята, пока мы с вами отдыхали, мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стерли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать чего здесь не хватает.(Дети дорисовывают усы кошке, рога корове, хвост поросенку). Молодцы!

А теперь давайте поиграем в «Добавлялки»:

Ок-ок-ок-стоит в поле (теремок)

Су-су-су- петушок поймал (лису)

Цо-цо-цо-снесла курочка… .(яйцо)

Ёк-ёк-ёк-не садись на (пенёк)

Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы можем их развеселить, потешить-частушкой.

1 ребенок:

Я сидела на рябине,

Меня кошки теребили,

Маленькие котяточки,

Царапали за пяточки.

2 ребенок:

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы - женихи.

3 ребенок:

Пошла плясать

Бабушка Лукерья,

Нет волос на голове,

Нацепила перья!

Вот мы сами развеселились и гостей потешили. Молодцы!

Ребята, а раньше в деревнях сочиняли и рассказывали сказки детям, давайте вспомним как звали животных в сказках?

1.Кошку, которая помогала деду и бабке тянуть из земли репку.(Кошка Машка)

2."Слепого" кота, товарища лисы Алисы. (кот Базилио)

3.Кота дядя Федора. (Матроскин)

4.Умного кота, который достался в наследство младшему брату.(Кот в сапогах)

5.Собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тянуть (Жучка)

6.Пуделя Мальвины. (Артемон)

Ребята, у меня есть мечта - я хочу развести лошадок. Помогите мне - подойдите к столам и давайте их разукрасим, чтобы они у нас ожили. Дети разукрашивают шаблон в виде лошадей и ставят их на заранее подготовленный макет "Деревня".

А теперь пришла пора прощаться: скажем, бабушке и её питомцам «До свиданья». (воспитатель уходит переодеваться за домик, младший воспитатель следит за детьми).

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут быстрые лошадки:

Цок, цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Мы вернулись в детский сад. Вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?

А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

На этом мы заканчиваем наше занятие.

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад № 70»,

реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Воспитатель

Лапина Людмила Николаевна

Сызрань

2013

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным, я считаю целесообразно использовать фольклор, как одно из средств формирования экологических знаний.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края. Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передачи чувств словом. Надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.

Начинала я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, сейчас я работаю в старшей группе и поэтому наряду с малыми фольклорными средствами я использую народные сказки, песни, поговорки, приметы.

Остановились мы на работе в огороде и цветнике – это самое доступное для детей практическое занятие в природе. Участвуют в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой и уходом за зелеными насаждениями, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории нашего участка и детского сада имеется небольшой цветник и огород. Уход за растениями состоит в поливе, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Этому способствует чтение потешек таких как:

«Иван –Иван

Вырывай бурьян

Чтобы выросла репка

Сладкая да крепкая

Чтобы вырос огурец

Длинноусый молодец!

Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- ведерышко». При появлении радуги « Радуга- дуга».

При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

« Как у нашего кота

Шуба очень хороша»

Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:

*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.

*Птицы сидят нахохлившись - к дождю.

*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.

После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.

*Неведимкой озорной: все играет он с травой

Листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (ветер)

*Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (одуванчик)

Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.

Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями мы сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и поговорки, загадки), подробно описала каждый месяц, жизнь животных и растений. Это было частью проектной деятельности.

В работе с родителями использую все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Я провожу беседы, консультации, оформляю тематические ширмы, провожу родительские собрание, где рассказываю о своей работе с детьми. Оформила экологический стенд «Стань другом природы», где размещаю стихи, пословицы, народные приметы, пословицы и поговорки. Совместно с родителями мы озеленяли и оформляли наш участок.

Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.

Пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому воспитанию дошкольников.

Обогатился словарный запас детей, образная и связная речь дошкольников

Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.