Меню
Бесплатно
Главная  /  Общие навыки  /  Как развить мышление у детей дошкольного возраста. Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Как развить мышление у детей дошкольного возраста. Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Министерство образования Республики Беларусь

УО Витебский государственный университет имени П.М. Машерова

Контрольная работа № 6

по предмету Возрастная психология

на тему Развитие мышления у детей


Введение

1.2 Развитие речи и мышления в дошкольном возрасте

1.3 Развитие речи и мышления в раннем школьном возрасте

Глава 2. Теория развития детского интеллекта по Ж. Пиаже

2.1 Основные понятия и принципы интеллектуального развития

2.2 Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

2.3 Эгоцентризм детского мышления

2.4 Феномены Пиаже

Глава 3. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру

Таблица

Заключение

Литература

Введение

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления – наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (тенденция связывать все со всем), 3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), 4) отсутствие представления о сохранении количества. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Так, Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятий. Первый – ребенку 2-3 года – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, – это синкретизм детского мышления. На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож только на один из первой пары – возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.


Глава 1. Развитие речи и ее влияние на мышление

1.1 Развитие речи и мышления в раннем детстве

Раннее детство - сензитивный период для усвоения речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию и значению слова заменяются ловами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь при полноценном общении ребенка со взрослым. Если общение со взрослым не достаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения.

В раннем возрасте растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2 – 3 года, возникает понимание и речи-рассказа.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные ко взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2 – 3 слов. Это чаще всего субъект и его действия («Мама идет»), действия и объект действия («Дай булку», «пошли гулять») или действие и место действия («Книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Я очень рад, что ты приехал», «Вова обижал Машу. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой».

Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. В таких случаях в основном проговаривается практическое действие ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослыми деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны и дети не всегда отвечают друг другу.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Развитие мышления у детей

У детей становление мышления проходит через определенные этапы.

1 этап. Наглядно-действенное мышление.

Ребенок на практике решает примитивные задачи - вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.

2 этап. Наглядно-образное (конкретно-предметное) мышление.

На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.

3 этап. Словесно-логическое (абстрактно-логическое) мышление.

Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Например, в раннем детстве определенное слово ассоциируется у ребенка с конкретным, виденным им предметом. Например, при слове кошка ребенок младшего дошкольного возраста представляет себе именно свою кошку, и может удивится, что другую кошку тоже зовут кошкой. Дети старшего дошкольного возраста понятие “кошка” уже могут обобщить. Ребенок с развитым словесно-логическим мышлением способен оперировать такими например, абстрактными понятиями как время и пространство.

При правильно развитом мышлении человек способен:

* Анализировать - разделять предметы или явления на составляющие компоненты.

* Синтезировать - объединять разделённые анализом с выявлением при этом существенных связей.

* Сравнивать - сопоставление предметы и явления, при этом обнаруживать их сходства и различия.

* Классифицировать - группировать предметы по признакам.

* Обобщать - объединять предметы по общим существенным признакам.

* Конкретизировать - выделять частное из общего.

* Абстрагировать - выделять какую-либо одну сторону или аспект предмета с игнорированием других.

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первым средством решения задач для ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме.

Особенные дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть.

Мышление у детей необходимо развивать. Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить мышление ребенка.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития мышления.

«Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию (папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.) и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч надо отбить.

«Назови предмет» Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

«В чем сходство?» Набор предметных картинок складываются в колоду. Каждому игроку раздается по одной предметной картинки. Игроки по очереди берут из колоды любую карточку и кладут ее рисунком вверх. Затем они сравнивают свою карточку с той, которая лежит на колоде. Если им удается найти сходство и пояснить его, тогда они забирают карточку и кладут ее поверх своей. Следующее сходство ищется с этой карточкой.

«Сравни предметы» Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку, не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.

«Придумай заголовок» Детям читается небольшой рассказик, после чего выясняется понимание смысла рассказа. Если смысл понят, то детям дается задание подобрать к рассказу как можно больше различных заглавий, отражающих его содержание.

«Почему нравится, не нравится?» Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

«Чередование» Предложите ребенку нарисовать и раскрасить или нанизать на веревочку бусы. Обратите внимание, что бусины должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек.

«Радуга» Соберите и перемешайте несколько различных предметов (игрушки, тряпочки, стаканчики) базовых цветов. Лучше начинать с двух цветов, постепенно увеличивая количество. Предложите ребенку разложить синее к синему, а красное к красному. Комментируйте происходящее, называйте и описывайте предметы.

«Поиграй с котенком» Нарисуйте или наклейте на лист бумаги картинку котенка. Вспомните вместе с ребенком, во что любят играться котята. Вырежьте маленькие картинки. Пусть малыш сам подберет из набора картинок игрушки для котенка, наклейте их на лист с котенком. Если у вас нет каких-то картинок, о которых вспомнит ребенок, вы можете их нарисовать вместе. Получится настоящая забавная картинка. Так же можно подбирать продукты для супа, мебель для спальни и пр.

«Что внутри?» Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места. (дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, кастрюля – суп и др.)

«Сложи картинку» Покажите ребенку одну картинку со схематичным изображением предмета (вагончик, корабль, снеговик, гриб), рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур, лежащих рядом, попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

«Узнай и нарисуй» Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки несколько 3 - 6 изображений отдельных предметов. Для начала объекты берутся из одной смысловой группы. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

«На кухне» Попросите ребенка помочь, например, отсчитать картофелины по количеству членов семьи (четыре большие - для папы, три большие - для мамы, - две маленькие - для зайки и куклы и т.д.); отличить картофель от морковки и свеклы; отсортировать крупу разных видов.

«Отгадай предмет по его частям» Играющим раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

«Найди предмет» Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание.

«Угадай предмет» Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этот предмет, для чего он нужен, их какого материала он сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, какой предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, и в этом случае ребенок лучше научиться выделять существенные признаки предмета.

«Говори наоборот» Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой – противоположное по значению, антоним. Например: «холодный – горячий», «небо – земля», «светло – темно» и т. д.

«Универсальный магазин» Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы). Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом.

«Кто самый-самый» Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение – изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких-широких, длинных-коротких). Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

–Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

–Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

–Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?

«Я луна, а ты звезда» Один из участников говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Следующий продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить: "Я - осень". И так далее...

«Схема сказки» Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки "Три медведя" выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

«Скорость мышления» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет.

«Кто кем будет?» Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

«Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

–Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

–Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

–Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«Успей дотронуться» Предложите малышу, пока вы считаете до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься, пожалуйста, до двух круглых предметов»

“Что лишнее” Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.

“Опиши словами” Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.

“Нравится - не нравится” Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем, что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т.д.

“Назови одним словом” Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.

“Бывает - не бывает” Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.

“Отвечаем быстро” Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным), а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами.

Игры со словарями

“С толковым словарем” Играем в игру “опиши словами”, только с толковым словарем. Читаем определение из детского толкового словаря, ребенок угадывает, о чем идет речь.

“Фразеологический словарь” Здесь нужно попытаться объяснить смысл фраз таких как: “повесить нос”, “сыт по горло”, “проще пареной репы”…

“Игра Перевертыши”. (Словарь антонимов) Попробуйте рассказать сказку малышу по другому: заменяйте ключевые слова на антонимы. Примерные сказки: “Пес без шляпы” (Кот в сапогах), “Синий сапожок” (красная шапочка)… Меняем не только название сказки, но и по мере возможности содержание


В психике человека происходит огромное количество очень важных процессов. Но одним из самых приоритетных из них является мышление. Что это такое, каких бывает видов, и каким образом происходит его развитие? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что такое мышление?

В повседневной жизни под этим термином мы понимаем словесные рассуждения. С точки зрения психологии мышление обладает более широким значением. Под ним понимается любой психический процесс, позволяющий человеку решить ту или иную задачу. Люди в этом случае воспринимают вещи без всяких анализаторов (обонятельного, слухового, тактильного, зрительного, болевого и т.д.), на основе одних только речевых сигналов.

Немного истории

Мышление, являясь видом умственной деятельности, интересовало людей с давних времен. Изучить его пытались еще философы древнего мира. Они же стремились дать ему точное объяснение. Так, Платоном мышление приравнивалось к интуиции. А Аристотелем была создана даже целая наука - логика. Познавательный процесс им был разделен на части, в числе которых находятся понятие, суждение и умозаключение. И на сегодняшний день изучить специфику мышления пытаются представители разных наук. Однако, несмотря на все высказанные идеи и выводы, полученные в результате проведения многочисленных экспериментов, прийти к единому четкому определению данного процесса пока еще не удалось.

Виды мышления у детей раннего возраста

Данный процесс рассматривается наукой психологией. При этом в дисциплине выделено три основных формы мышления, которыми обладают дети дошкольного возраста. Это наглядно-действенное и наглядно-образное, а также пространственно-временное, или темпоральное.

Развитие мышления у детей условно разбито на определенные этапы. Причем каждый из них малыши проходят в процессе познания окружающего мира. Рассмотрим развитие каждой из форм мышления подробнее.

Наглядно-действенный вид

Развитие мышления данного типа у происходит благодаря непосредственному восприятию ими окружающего мира. Это время, когда малыш начинает свое взаимодействие с различными предметами. Из всех процессов, которые развиваются в психике, главная роль отводится именно восприятию. Все переживания маленького человечка сосредотачиваются на тех явлениях и вещах, которые его окружают.

Мыслительные процессы в этом случае представляют собой внешне ориентированные действия, которые, в свою очередь, являются наглядно-действенными.

Развитие мышления наглядно-действенной формы позволяет детям открывать для себя обширные связи между человеком и предметами, находящимися в его окружении. В этот период ребенок приобретает необходимый опыт. Он начинает регулярно и настойчиво воспроизводить элементарные действия, целью которых является ожидаемый им результат. Полученный опыт позднее станет основой более сложных психических процессов.

Данный этап развития мышления у детей, которое имеет наглядно-действенную форму, является неосознанным. Он лишь включается в процесс совершаемых малышом движений.

Развитие наглядно-действенного мышления

У ребенка в процессе совершаемых им во время манипуляций с различными предметами ориентировочных и зрительных действий происходит формирование определенного образа. На раннем этапе развития мышления наглядно-действенного вида главным признаком вещи для малыша является ее величина, форма. Цвет пока еще не обладает своим основополагающим значением.

Особую роль в развитии мышления на данном этапе будут играть разнообразные движения, направленные на развитие действенных и наглядных психических процессов. Постепенно малыш учится соотносить размеры двух или более предметов, их форму, а также место расположения. Он нанизывает на пирамиду колечки, ставит кубики друг на друга и т.д. Принимать во внимание различные характеристики предметов и подбирать их по форме и по размеру он будет гораздо позже.

Никаких заданий на развитие мышления данного вида давать малышу не надо, так как его формирование происходит, как правило, самостоятельно. Взрослому необходимо только заинтересовать маленького человечка игрушкой и вызвать у него желание взаимодействовать с ней.

Особенности, касающиеся развития мышления данного вида, особенно ярко проявляются, например, при игре с матрешкой. Малыш, стараясь получить необходимый результат, будет прикладывать две совсем не подходящих друг к другу половинки силой. И только после того как он убедится в том, что все его действия не приводят к желаемому результату, начнет перебирать детали до тех пор, пока ему не попадется нужная. Для того чтобы ускорить процесс развития мышления у детей, производители разрабатывают игрушки таким образом, чтобы они сами «подсказывали» малышу, какой из элементов подойдет лучше всего.

После освоения внешних ориентировочных действий ребенок приобретает навык по соотношению различных характеристик предметов. С этого момента начнется закладка фундамента зрительного восприятия, когда малыш будет сравнивать одну игрушку с другими.

Следующий этап развития наглядно-действенного мышления наступает после достижения детьми 2-летнего возраста. Малыши начинают подбирать вещи зрительно, исходя из имеющегося образца. Взрослый человек во время такой игры предлагает ребенку подать ему точно такой же предмет. На это маленький ученик должен отреагировать и подобрать среди всех игрушек наиболее подходящую.

Несколько позже, по мере развития данного вида мышления, детки способны приобрести постоянные образцы. С ними они в дальнейшем будут сравнивать все предметы.

Развитие наглядно-образного мышления

Данный вид психического процесса начинает формироваться у малышей, возраст которых приближается к трем годам. К этому времени дети производят сложные манипуляции, используя наглядно-действенную форму.

Для развития данного вида мышления, как, впрочем, и любого другого, малышу понадобятся развивающие игрушки. Это намного ускорит процесс. Самыми подходящими при этом являются составные игрушки, при использовании которых малышу необходимо соотносить имеющиеся детали по цветам и по размеру.

Первые воспроизводящие действия ребенок начинает выполнять к концу первого года своей жизни. Он достает свои игрушки из коробки, а затем разбрасывает. И даже после того как взрослый наведет в комнате порядок, малыш вновь достанет их. Несколько позже ребенок начинает собирать небольшие по размеру игрушки в имеющуюся у него емкость. Взрослому важно поддержать подобное начинание, а для ускорения процесса формирования мышления наглядно-образного вида самому показать, как все вещи можно сложить в коробку или в другую тару. Ребенок в этом случае будет получать удовольствие не от результата, а от самого действия.

Очень полезной для детей является такая игрушка, как пирамидка. Родителям важно научить своего малыша правильно надевать и снимать ее кольца. Как развить мышление с помощью такой игрушки? Взрослый должен установить перед ребенком стержень и показать ему, как правильно нанизывать, а затем снимать кольца. На начальном этапе родитель даже может взять ручку малыша и, вложив в нее деталь пирамиды, нанизать все вместе с ним. После выполнения подобного упражнения несколько раз подряд ребенку это можно позволить сделать самостоятельно.

Для малышей постарше действия с такой игрушкой можно несколько разнообразить. Им предлагается выложить из колечек дорожку, располагая детали от большей к меньшей.

Игры на развитие мышления образного типа с детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить с применением двух пирамидок. В этом случае малышу показывают, например, зеленое кольцо, и просят найти на второй игрушке деталь такого же цвета.

Развитие мышления в дошкольном возрасте на начальных этапах происходит при неразрывной связи речи и действий. Но проходит какое-то время, и ребенок свои поступки начинает уже предварять словами. Вначале он говорит о том, что собирается выполнить, а после делает запланированное. На данном жизненном этапе происходит переход наглядно-действенного мышления в наглядно-образное. Ребенок уже обладает достаточным жизненным опытом, чтобы представить в своей голове те или иные предметы, а уж потом совершать с ними некоторые действия.

В дальнейшем в мышлении детей-дошкольников все большая роль отводится слову. Но все же приблизительно до 7 лет умственная деятельность остается конкретной. Другими словами, она пока не вычленяется из общей картины окружающего мира. Приблизительно с 6 лет развитие мышления образного типа позволяет дошкольникам смело применять на практике имеющийся у них фактический материал. При этом детки начинают обобщать различные явления и делают для себя необходимые выводы.

Визуально-словесное мышление

Что характерно для данного этапа психического развития ребенка? Формирование происходит более всего на основе описаний и объяснений, а не на восприятии предметов. При этом малыш продолжает мыслить конкретными понятиями. Так, ребенок уже знает о том, что металлические предметы в воде тонут. Именно поэтому у него возникает полная уверенность в том, что гвоздь, помещенный в емкость с жидкостью, пойдет ко дну. Тем не менее свои познания он стремится подкрепить личным опытом.

Это возраст, когда детки очень любознательны. Они задают много вопросов, на которые взрослые обязательно должны дать им ответ. Это необходимо для развития детского мышления. Вначале вопросы, как правило, связаны с нарушениями привычного для малышей порядка вещей. Например, им нужно знать, почему сломалась игрушка. Позже начинают появляться вопросы, касающиеся окружающего мира.

Развитие мышления младших школьников, а также деток среднего дошкольного возраста начинает набирать скорость. Деятельность же ребенка, который сел за парту, претерпевает существенные изменения. На развитие мышления школьников влияет расширение круга тех предметов, которые вызывают у них интерес. И здесь весьма важной становится роль учителя. Педагог должен способствовать тому, чтобы дети в классе свободно излагали собственные мысли с помощью слов. Им рекомендуется вначале подумать, а после начать выполнять определенные действия.

И несмотря на то что у школьников младшего возраста развитие мышления пока еще находится на этапе конкретно-образной формы, в них начинает закладываться его абстрактный тип. Умственные процессы маленького человека начинают распространяться на окружающих людей, растения, животных и т.д.

Развитие памяти, внимания, мышления младшего школьника будет зависеть, прежде всего, от правильного подбора программы обучения. Дети, которым предлагается материал повышенной сложности, уже к 8 годам проявляют более высокие способности к отвлеченному рассуждению, чем их сверстники, обучающиеся по стандартным методическим пособиям.

Пространственно-временное мышление

Взрослый человек прекрасно осознает тот факт, что время является понятием относительным и неоднозначным. Детям же с этим ознакомиться еще предстоит.

Психологами уже давно подмечен тот факт, что ребенок ориентируется во времени, используя значимое для него впечатление, ожидание чего-либо или яркое событие. Получается, что малыш хорошо ориентируется в прошлом и будущем, но настоящее время для него отсутствует. Текущий момент у ребенка - это тот, который происходит в данную секунду.

Намного проще усваивают время те детки, которым с самого раннего детства был привит конкретный распорядок дня. Ведь их организм уже подстроен под существующий ритм жизни. Именно поэтому в мозгу такого ребенка представление о временных отрезках складывается намного быстрее. Если сегодня малыш ел в полдень, а вчера мама его кормила днем в 2 часа, то ориентироваться во времени ему довольно сложно.

Для того чтобы ускорить и мышления пространственно-временного типа, родители с самого раннего возраста должны знакомить его с понятием времени. Для этого не нужно проводить отдельных бесед. Достаточно просто проговаривать словами временные понятия. Это должно происходить в процессе общения или игры с малышом. Взрослому просто нужно комментировать свои планы и действия.

Своеобразные уроки развития мышления детей-дошкольников родители могут проводить начиная с двухлетнего возраста своего чада. Такие малыши уже осознают смену времен года. Взрослым же необходимо обращать внимание ребенка на изменения, происходящие в природе при переходе от одного сезона к другому. При этом о них нужно не только рассказывать малышу, но и расспрашивать, к примеру, о том, какие изменения он видит на детской площадке или в сквере.

Критическое мышление

Различные задачи, в которых участвуют реальные предметы, ребенок начинает решать после 4-5 лет. Этому способствует развитие у него наглядно-образного мышления. В сознании дошкольника возникают различные модели и схемы. Он уже начинает анализировать и обобщать информацию, получаемую из внешнего мира. Достижение ребенком данного этапа в развитии мышления должно стать поводом для перехода на новую жизненную ступеньку, где станет формироваться критическая форма видения мира. Почему указанное направление считается важным? Для того чтобы понять это, стоит определиться с самим понятием критического мышления. В современной психологии данному термину дано несколько трактовок. Однако смысл у всех их один. Итак, под критическим мышлением понимают сложный мыслительный процесс, началом которого служит получение ребенком информации. Заканчивается он принятием обдуманного решения с формированием личного отношения к тому или иному предмету.

Развитие критического мышления позволяет развить у ребенка способность к постановке новых вопросов, к выработке аргументов в защиту собственного мнения, а также возможности делать выводы. Такие дети интерпритирируют и анализируют информацию. Они всегда аргументировано доказывают собственную позицию, опираясь при этом на мнение собеседника и на логику. Следовательно, они всегда могут объяснить, почему согласны или не согласны с тем или иным вопросом.

Развитие критического мышления начинается еще в дошкольном возрасте. Об этом свидетельствует, например, вопрос «Почему?». Ребенок при этом показывает взрослому, что он желает знать причины природных явлений, человеческих поступков и событий, которые он видит. В этом случае родителям важно не только ответить на вопрос своего чада, но и помочь ему в объективной оценке фактов. После этого малыш должен сделать определенные выводы и сформировать собственное отношение к полученной информации. И не стоит думать о том, что хороший ребенок не должен спорить со старшими. Ведь принцип, согласно которому малыш обязан делать только то, что ему говорят взрослые, уже не подходит для существующей реальности. Разумеется, в семье необходимо уважать старших и вежливо общаться с близкими людьми, но без использования технологии развития критического мышления ребенку сложно будет приспособиться при поступлении в школу к требованию учебных программ. Ведь большинство из них требует совершенно иного подхода к изучению материала.

Высокие требования в этом направлении предъявляются уже к младшим школьникам. Успешность учебы в первом классе уже мало зависит от умения детей считать, писать и читать. Детям предлагается решение простых логических задач. Кроме этого младшие школьники должны делать собственные выводы, прочтя короткие тексты. Порой учитель даже предлагает ребенку поспорить с ним, чтобы последний доказал педагогу свою правоту. Такой подход в системе образования имеется во многих современных учебных программах.

Технология развития критического мышления предлагает родителям ряд советов, которые помогут им в правильном воспитании:

  1. С раннего возраста ребенка необходимо учить логически мыслить. Для этого при нем нужно чаще рассуждать и обязательно обосновывать свое мнение.
  2. Приучать малыша развивать критическое мышление различными способами, в том числе и во время игры.
  3. Сравнивать с ребенком предметы, находить в них отличия и общие черты. После этого малыш обязательно должен сделать свои выводы.
  4. Не принимать ответ вроде такого: «Потому что я так хочу». Ребенок должен назвать настоящую причину, приведя собственную аргументацию.
  5. Позволить ребенку сомневаться. В этом случае у него появится недоверие к определенным фактам, и он захочет больше узнать об объекте, вызвавшем спор.
  6. Стараться учить ребенка делать выводы только после выяснения всей информации. Родители должны рассказать, что подвергать критике то, о чем ничего не знаешь, просто неразумно.

Творческое мышление

Психологи различают такое понятие, как креативность. Под этим термином они понимают способность человека видеть обычные вещи в новом свете, что и позволяет найти уникальное решение для возникающих проблем.

Креативное мышление является явной противоположностью шаблонному. Оно позволяет уйти в сторону от привычного взгляда, от банальных идей, и способствует рождению оригинальных решений.

Исследователями интеллекта уже давно был сделан однозначный вывод о том, что творческие способности человека обладают слабой связью с его интеллектом. В этом случае на первый план выходят особенности темперамента, а также возможность в быстром усвоении информации и зарождении новых идей.

Креативные способности человека находят свое проявление в различных видах его деятельности. Именно поэтому родители пытаются получить ответ на вопрос: «Возможно ли развитие творческого мышления у ребенка?». Психологи дают на это однозначный ответ: да. Особенно эффективно данный процесс будет протекать в дошкольном возрасте. Ведь в это время психика у детей очень восприимчива и пластична. К тому же у малышей великолепно развито воображение. Благодаря этим качествам возраст от 3 до 7 лет весьма благоприятен для того, чтобы развивать креативность индивида. Способов для этого существует большое множество и, прежде всего, у родителей. Дело в том, что именно близкие люди лучше всего смогут организовать эффективный процесс творческого развития для своего ребенка. Все это происходит благодаря тому, что:

  • родители для ребенка являются авторитетом, и он высоко ценит с ними общение;
  • мамы и папы хорошо знают свое дитя, и поэтому могут подобрать для него самые действенные возможности развития, которые будут интересны малышу;
  • внимание родителей посвящено только одному своему ребенку, а воспитателю необходимо распределять его между группой детей;
  • эмоциональные контакты со значимыми для малыша взрослыми доставляют ему особую радость от совместного творчества;
  • родители, как правило, применяют различные средства для эффективного процесса развития памяти и мышления, что позволяет умножить эффективность результата практически вдвое.

Каким образом можно ускорить данный процесс? Технология развития мышления предполагает выполнение с ребенком некоторых упражнений. Одно из них - занятия сочинительством. Родители могут придумать со своим сыном или дочкой фантазийную сказку, главными героями которой станут выбранные их чадом персонажи в виде предметов, картинок, просто озвученные устно. Сочиняя незнакомую для ребенка историю, рекомендуется не выбирать привычных для него собак, лис и куриц. В противном случае отойти от известного сюжета будет довольно сложно. Главным персонажем можно сделать один из предметов домашнего интерьера или бытовую принадлежность. Можно также придумать жителя, который тайно поселился в вашем доме. В этом случае можно сочинить неповторимый рассказ. А вообще сочинительством можно заниматься на любые темы, пришедшие в голову.

Развитию творческого мышления будут помогать занятия по рисованию или складыванию из бумажных, деревянных, пластиковых и других геометрических заготовок неких фигур, которым впоследствии нужно дать имена.

Родители также могут вместе со своими детьми складывать изображения растений и животных, коллажи, предметы мебели и строения, используя кусочки ярких иллюстраций. Развитию творческого мышления будет способствовать и создание из подобного материала целых пейзажей или портретов.

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.

Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.

Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.

В это же время появляются суждения напоминающие умозаключение: «Папа сидит, мама сидит, Лена сидит, все сидят». Встречается и другая форма умозаключения. Ребенок, видя, как отец надевает пальто, говорит: «На работу идет папа». Таким образом, уже в преддошкольном возрасте возникают формы предложений, выражающие некоторые связи и отношения.

Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно - родовое понятие, другое - обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.

Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным..

В одном из исследований детям от 3 до 7 лет предлагали решать задачи трех типов: в наглядно-действенном плане, в наглядно-образном и в словесном.

В первом случае ребенок мог достичь цели, пользуясь рычагами, смонтированными на экспериментальном столе; во втором случае мог решить аналогичную задачу, пользуясь только рисунком; в третьем случае условия задачи экспериментатор сообщал словесно, а ребенок рассказывал, как он решит ее (исследование Г. И. Минской).

Результаты получились следующие:

Возраст детей, лет Решили задачи (в % к числу предложенных)
в наглядно- действенном плане в наглядно-образном плане в словесном плане
3-4 55 17,5 0
4-5 85 53,8 0
5-6 87,5 56,4 15
6-7 96,3 72 22

Из данных видно, что лучше всего дети решали задачи в наглядно-действенном плане. Даже трехлетние дети дали 55% правильных решений, а 6-7-летние решили их почти все (96,3%). Задачи второго типа оказались труднее. Самыми трудными оказались задачи третьего типа, словесные. Младшие дети их вообще не решили, а из более старших правильно ответили менее четверти. Данные указывают на определенную последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идет развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

У преддошкольника мышление не вычленяется из восприятий и носит ситуативный характер; младшие дошкольники могут думать и о том, что они непосредственно не воспринимают; средние и старшие дошкольники в мышлении выходят далеко за пределы личного опыта и могут рассуждать, рассказывать. Ребенок 6-7 лет достаточно умело использует факты, обобщает их и приходит к правильным предположениям.

Процесс отвлечения совершается у него не только при восприятии ряда предметов, но и под влиянием словесных описаний и объяснений. Однако ребенок все еще находится в плену образов конкретных предметов. Зная из опыта, что железные предметы тонут в воде, он говорит, что гвоздь потонет, но этот вывод он подкрепляет не общим положением («все железные предметы тонут»), а ссылкой на единичный случай: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

Об активности мышления детей красноречиво говорят их вопросы, которых очень много. Первые вопросы порождаются затруднениями в практических действиях ребенка (сломалась игрушка, не крутится колесо машины, не достать мяч из-под дивана). Ребенок спрашивает, как достать, что делать. Затем дошкольник, пытаясь приобщить взрослого к своей игре, спрашивает, как построить плотину на ручейке, почему не получается, где взять что-либо и пр.

Еще позже появляются вопросы. в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан? и т. д. Мысль детей теперь направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.

Поступление в школу меняет содержание деятельности детей. Значительно расширяется круг предметов и явлений, о которых они должны думать, повышаются и требования к самим процессам мышления. Учитель учит детей внимательно следить за ходом рассуждения, точно выражать мысли в словах, сначала думать, а потом делать что-либо и пр. Хотя мышление младших школьников в целом остается еще конкретно-образным, элементы абстрактного мышления выражены все заметнее. Дети могут мыслить на уровне общих понятий о том, что им хорошо известно, о знакомых животных, растениях, людях и их труде.

Темп развития мышления детей школьного возраста в значительно!: мере зависит от того, как их обучают. Опытное обучение младших школьников по специальным программам повышенной трудности доказывает, что уже у детей 7-8 лет способность к отвлеченному рассуждению и последовательному выполнению умственных действий достаточно высока. Применение научно разработанных методов обучения детей убыстряет развитие мышления. Преимущество этих методов в том, что учитель всегда знает, когда, на каком фактическом материале и каким образом следует формировать отдельные мыслительные процессы.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11 - 15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др.- учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы. В одном исследовании было изучено понимание школьниками разного возраста переносного значения басни Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Учащиеся I и II классов не понимали обобщения, лежащего в основе басни. Они воспринимали басню как маленький рассказ о петухе: «Петух копает», «Петух коричневый», «У петуха перья красивые». Учащиеся III класса понимают, что в басне идет речь о человеке, а не о петухе, но понимание сковано конкретной ситуацией: «В басне говорится о том, что ячменное зерно для человека вкуснее, а жемчуг есть нельзя», «Подразумевается глупый человек, которому только бы поесть».

Школьники IV класса подмечают некоторые особенности художественного образа, дают развернутую характеристику персонажа: «Петух разрывает навозную кучу, думает, что все знает, гордый такой, белый», «Петух идет важный, гордый, надутый», и на основе описания делают из басни верный вывод. Учащиеся VI класса заметно выражают свое ироническое отношение к образу.

Восьмиклассники создают еще более детальный и динамичный образ, что позволяет им глубоко понять моральный смысл басни. Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщенности и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

Как указано выше, в усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся Ле ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для формирования личности школьника большое значение имеет усвоение моральных понятий (понятий долга, честности, скромности, чуткости, товарищества и пр.). Овладение ими также проходит несколько уровней. Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы.

На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия («чуткость-это помощь другу», «честность - это значит не вступать в сделку с собственной совестью», IX кл.). Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развернутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвертом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни.

Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения. Для учащихся I-II классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников III-IV классов появляются суждения проблематические и условные.

Учащийся IV класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают.

Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с выражением предположения, допущения, сомнения и т. д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой легкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением школьниками логическими операциями - анализом, синтезом, сравнением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.