Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Как сделать шарнирную куклу из ткани. ​Чертёж куклы - ваша личная инженерная разработка

Как сделать шарнирную куклу из ткани. ​Чертёж куклы - ваша личная инженерная разработка

Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. ГЛАВА 1 Я, конечно, не гуру, но кое-что умею, поэтому представляю вашему вниманию курс по созданию шарнирной куклы из папье-маше и самозатвердевающих пластиков. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Скрывать ничего не буду, расскажу всё как есть. Первая часть будет посвещена материалам. Запаситесь сразу всем неободимым, дабы ничего не отвлекало вас от творческого процесса. Первым делом найдите подходящие инструменты, лучше всего стоматологические, но вполне можно подобрать кое -что и в маникюрных наборах. Кроме того понадобятся надфили, пилки, крошечные свёрла, шило, острые ножницы, миниатюрная пила, канцелярский нож со съемными лезвиями, хорошо бы заиметь также скальпель. Для лепки и росписи понадобятся различные кисти. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Кроме всего прочего запаситесь набором наждачной бумаги от самой крупной до нулёвки. Также понадобятся зубочистки, деревянные шпажки, коктельные трубочки, клей ПВА (большая банка 1литр) и плотный пенопласт. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Для лепки я использую два вида папье-маше с опилками и с туалетной бумагой, правда, если надумаете делать папье-маше с опилками, то придётся найти мельчайшие как пыль опилки. Мои знакомые держат мебельный заводик, так, что опилки я нашла, но если таких знакомых у вас нет, делайте папье-маше просто из туалетной бумаги. Также придётся купить и самозатвердевающие пластики, например такие: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. (Керапласт, правда, я не советую, он трескается, но за неимением ничего лучшего, для учебы пойдет и этот пластик). Ни в коем случае не открывайте пачку застывайки заранее, если открыли, тут же поместите пластик в прочный полиэтиленовый пакет, завяжите и уберите в стеклянную банку, которую плотно закройте крышкой, точно также следует хранить и папье-маше. Папье-маше их опилок я делаю просто: беру пудрообразные опилки, заливаю их готовым обойным клеем, затем добавляю для крепости клей ПВА, все это тщательно вымешиваю и оставляю на сутки разбухать.Так выглядит папье -маше из опилок: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. А так из туалетной бумаги: Итак, я взяла рулон дешевой за 2 рубля туалетной бумаги, разорвала его на куски и замочила в воде. Бумага бысто разошлась превратилась в бумажную массу, затем я отжала эту массу и влила клей ПВА, на глазок. Замесила тесто. Тесто показалось мне жидковатым для лепки, тогда я разровняла поверхность и стала на неё выкладывать листочки туалетной бумаги, я дожидалась, когда лист намокнет и вмешивала его в общую массу и только затем прилепляла к разглаженной поверхности следующий листочек. Получилась вот такая масса Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Я также очень часто беру 1 часть папье-маше их опилок и смешиваю с таким же количеством папье-машовой массы из туалетной бумаги. Опилки держат форму и масса после высыхания слабо деформируется, а туалетная бумага связывает опилки волокнами, добавляя прочности. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Для росписи понадобятся набор пастели, карандаши и набор акриловых красок. Кроме того нужен будет глянцевый акриловый лак для глаз или готовые стеклянные глазки. Я готовые глаза не использую, но вставляю для удобства подходящие по размеру перламутровые бусины, которые затем расписываю и покрываю лаком. Подумайте также над материалом для паричка, поищите в закромах, возможно у вас есть кусочки шкурки ламы или овчины, на худой конец можно найти паклю(продается в супермаркетах) или распустить атласную ленту подходящего цвета. Вариантов масса. Также понадобятся обыкновенные канцелярские скрепки, из которых мы будем делать крючки. На рабочий стол я кладу лист стекла, так удобнее и проще. Всегда под рукой должы быть чистая тряпочка и чашка с водой. Распечатайте подходящие фото лиц и фигур, в фас, профиль, 3/4, сзади. Если есть хорошая статуэтка или кукла, держите её на столе. Найдите фото черепа, во всех ракурсах, найдите альбомы по рисованию, идеально анатомию Бамеса для художников, распечатайте и сложите в папку, которая станет вашей настольной книгой. Начните смотреть на лица людей, внимательно изучайте сторение лица и тела всех попадающихся на глаза людей, сравнивайте и мотайте на ус. Просмотрите все возможные видео с лепкой лиц и фигур. Как правило начинающие художники и скульпторы делают одни и те же ошибки. Некоторые кукольники повторяют косяки из куклы в куклу, им просто никто вовремя не подсказал, а сами они не видят, так усторен наш мозг, тут уж ничего не поделаешь. Именно поэтому художественному мастерству учас из века в век, вундеркинды случаются редко, остальных художников просто научили. Не копируйте чужие куклы как бы они вам не нравились. С первой же куклы вырабатывайте свой стиль. Начните с эскиза, не жалейте себя рисуйте до тех пор, пока изображение не удовлетворит вас. Образ куклы должет быть сформирован еще до начала, он может в пути чуть-чуть меняться, но нужно стараться придерживаться намеченной цели. Как правило, в результате получается всё намного лучше, чем задумывалось. И ещё, когда рисуете и лепите, выключите часть мозга, отвечающую за ум, отдайтесь творчеству, не тормозите себя и не ограничивайте, позвольте себе творить без ума, результат вас удивит. Не позволяйте домочадцам отвлекать и дергать вас, лучше всего закрыться в отдельной комнате, уединится на даче и т.д. Ваша задача: войти в транс и творить. На сегодня всё. В следующем уроке мы попробуем нарисовать чертёж. ГЛАВА 2 Сегодня мы попробуем нарисовать чертёж будущей куклы. Я задумала сделать девочку лет восьми. Соответственно подбираем и пропорции. Мы нарисуем свою девочку, но пропорции придётся соблюсти. Рисовать будем схематически, но точно обозначим где будут шарниры и заранее определимся с типом шарнира. Я собираюсь сделать бобовидный шарнир в ногах и шарообразный в остальных частях тела. Шарниры должны гармонично вписаться в фигуру, сильно не выпирать, но и жертвовать красотой в ущерб работоспособности шарниров не следует, тут нужно соблюсти баланс. Еще раз просматриваем анатомию Бамеса: http://www.grafik.org.ru/heand.html Не лишним будет и сходить на вот этот полезнейший сайт с позами: http://www.posemaniacs.com/ В шарнирной кукле ценится нутуральность пропорций, если это не стилизация, держим эту книгу под рукой. Поскольку мы с вами не художники и не скульпторы, то мы не изучали так тщательно анатомию тела, как они, и нам придётся всё время сверяться с фотографиями настоящих людей. Итак рисуем. На эскизе мы должны как можно более точно обозначить ключицы, высоту груди, пупок, колени, локти, уровень глаз, носа и губ, размер кистей рук и ступней. В последствии этот поможет нам точнее вылепить куклу, поскольку при лепке мы будем всё время сверяться с чертежом. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Художник из меня так себе, чертежи я рисовать не люблю, но это обязательная часть, без которой кукла, конечно будет, но кривая, хромая и косая, так что не поленитесь и обязательно сделайте подобный чертёж. Поскольку куколка предполагается в обуви, я нарисовала примерный чертёжик колодки, на которой будет клеиться обувь. Как правило ноги у шарнирной куклы делают длиннее, чем у обычного человека, но я этого делать не стала, мне хочется натуральности и в фигуре и в лице и в одежде, а вы можете смело удлинять конечности, как вам заблагорассудится. Это ваша и только ваша кукла и вы вольны (конечно в рамках анатомии, которую нужно уважать) делать всё, что угодно. Вы можете удлинить конечности, но не можете проигнорировать строение ноги и руки, нельзя делать руки и ноги прямые как палочки, все выпуклости и изгибы должны быть. Глаза делят условно голову напополам, это тоже всегда должно соблюдаться, какая бы стилизация не применялась. Обязательно должен быть подбородок, многие начинающие кукольники почему-то забывают его вылепить. Радужка глаза всегда, (кроме особого сумашедшего выражения) спрятана под верхнее веко, начинающие кукольники все как один рисуют радужку посередине глаза, из-за чего глаз выглядит неестественно напряженным. Соблюдайте также пропорции кистей и ступней. Приложите свою кисть к лицу и вы увидите истинный размер. Не делайте кисти рук и ступни длиннее, если это не гоблин или какой-то другой мифический персонаж. Кисти рук и ног у детей меньше, чем у взрослых, обязательно учитывайте это, когда будете рисовать чертёж. Чертёж можно отсканировать и увеличить или уменьшить на компьютере и распечатать вновь уже с удовлетворяющим вас размером. Распечатайте его трижды, нам понадобиться эти чертёжи для выкройки. Данный чертёж позволяет сделать куклу 25 см росту, что, согласитесь маловато, 30-40 см будет в самый раз. Не замахивайтесь в первый раз на 60 или 70 см, намучаетесь со шлифовкой больших поверхностей и это может отбить всякую охоту делать куклы дальше. Вырезаем выкройку торса и головы в двух ракурсах: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Берем достаточно толстый кусок пенопласта, накладываем выкройки сначала в фас, обводим карандашом: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Острым канцелярским ножом со съемными лезвиями вырезаем заготовку по контуру: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Затем разворачиваем детали, прикладываем выкройки в профиль и обводим карандашом: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Вырезаем по контуру: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Далее отрезаем всё лишнее и формируем фигуру, стараясь максимально насколько это возможно приблизить модель к реальности, не спешите, нож острый, берегите пальцы! —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Затем берем папье-маше из туалетной бумаги (забудем об опилках, зачем усложнять себе жизнь) и облепливаем фигурку со всех сторон, не забудьте воткнуть в ногу и снизу деревянную шпажку, а в голову на уровне ушей вставляем деревянную перекладину, за которую затем будет цепляться резинка: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — — Если вы собираетесь вставить в голову бусины для глаз, делайте это сейчас, вствляйте абсолютно симметрично, покрутите голову и так и эдак и смотрите под разными углами, потом будет исправить невозможно: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Оставим детали сушить: поставим шпажки в карандашницу и на время забудем о них, пусть хорошенько высохнут. Тем временем пришла пора заняться шарнирами. Берём шпажку, надеваем на неё коктельную соломинку, и лепим вокруг соломинки заготовку для шарниров: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Постоянно сверяемся с чертежом, шарниры должны быть подходящего размера. -Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Заготовки должны хорошенько высохнуть, это займет дня два а то и три, наберитесь терпения и хорошенько всё высушите. ГЛАВА 3 Пока детали и шарниры сохнут, мы не будем терять времени и займёмся кистями рук и ступнями ног. Сегодня нам понадобятся: круглозубцы, нитки ирис, клей ПВА и скрепки. —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Круглозубцами сгибаем из разогнутых канцелярских скрепок крючки, они нам понадобяться позже: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Из тех же скрепок отрезаем кусочки проволоки по размеру каждого пальчика на руках и ногах: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Затем берем нитки ирис и обматываем каждую проволочку в два слоя, заготовку проклеиваем кистью клеем ПВА и оставляем сушить, заготовки для ступней обматываем наполовину. —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Собираем кисти рук и ног, обматывая ниткой и закрепляя клеем, большой палец руки прикрепим позже: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — После того, как заготовки хорошо высохнут, лепим из папье маше начерно кисти и ступни сразу с шарниром, шарнир должен выглядеть как часть шарика, обязательно сверяйтесь с чертежом, кропотливо и старательно попытайтесь сделать детали как можно более точно,у высохших деталек обрезать пальцы или вытянуть проволочки будет трудно. —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Проволочный каркас ступней нужно выгнуть круглозубцами по изгибу, ступня человека стоит не плоско, выгните в соответсвии с чертежом также и пальчики. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Оставляем детали сушить, положив их на кусочек пленки. Детали высохли и мы можем приступать к работе. Сегодня нам понадобятся: пластилин, пищевая пленка и скальпель. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Довольно трудно найти подходящие по размеру шарики из стекла или пластика, поэтому из пластилина формируем подходящие по размеру шарики, имитирующие шарниры, сверяемся с чертежом: Оборачиваем каждый шарик пищевой пленкой, кончики скручиваем: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. У заготовки вынимаем часть пенопласта на глубину 7-8 мм под шарниры: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Тщательно заполняем пустоты папье-машовой массой, делаем пальцем углубления в местах шарниров: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Вставляем шарики, постоянно сверяясь с четежом, если заметите косяки, их легко исправить на данном этапе, потому, что деталь немного размякла. Долепите пустоты вокруг шариков: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — —— — — Ещё раз поправьте все косяки и осторожно не вынимая шариков, положите на просушку: То же самое повторяем с головой: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Заполняем голову массой не полностью, оставляем пространство внутри под будущий крепёж: Вставляем шарик, если нужно долепливаем пустоты папье-машовой массой: Детальки просохли и можно продолжать работу. Нам просто необходимо на данном этапе сделать подробные чертежи шарниров. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — Детали шкурим крупной нождачкой, сворачивая её в фунтик: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. На пальчиках рук намечаем карандашом места сгибов и круглозубцами сгибаем каждый пальчик, как нам нравится, пальчики, впрочем можно и не гнуть. Отшлифованные детальки прикладываем к чертежу и тщательно сравниваем: Шариниры рук меня вполне устраивают, отложим их в коробочку. Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Шарниры ног придётся долепить. Долепливать будем снова папье-машовой массой, чем толще слой папье-маше, тем прочнее деталь. Дело в том, что самозатвердевающие пластики более хрупкие и чем меньше будем их использовать, тем лучше. Итак я долепила ножной шарнир, постоянно сравнивая детальки с чертежом, детали нужно долепливать на коктельной соломинке. Я сняла их с соломинки для фото, но вы не снимайте. -Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Долепить пришлось также кисти рук и ступни ног. Долепливая эти детали, оставьте чуть-чуть пространства для будущего слоя самозатвердевайки. — Детальки оставляем сушиться на коктельной трубочке, а сами переходим к приготовлению шликера. ГЛАВА 4 Сегодня пришло время открыть пачку самозатвердевающего пластика. Обычно я леплю из Jovi, мне нравится в нём всё, к тому же пластик выпускается в белом и терракотовом цвете. Я беру большую пачку 500г белого пластика, смешиваю её с одной третью маленькой 200г пачки терракотового цвета, хорошенько вымешиваю и вуаля: получается замечательный телесный цвет. Лепить, впрочем можно и из белого пластика, именно из белого пластика под названим La Doll, я и буду лепить куклу. Для тех, кто не нашёл самозатвердевающую глину, рецепт из журнала «Ручная работа». Автор: Валентинка 747 Берем по 10 ст. ложек крахмала, клея ПВА и зубной пасты. Замешиваем как тесто, добавить можно водички. Лепите что угодно! Застывает уже через 20 минут. Моделирующая паста очень дорогая, а эта и дешевле и по свойствам не уступает! (Как утверждает автор) Рецепт мною не испытан, так, что прежде чем применять, попробуйте на одной лишней детальке как шлифуется, какова прочность, не крошиться ли край шарнира, попробуйте также распилить деталь и просверлить дырку. Если этот состав вам не понравился, а самозатвердевающую глину никак невозможно достать, (например вы живете в деревне или маленьком городке), тогда придётся выходить из положения по-другому. Сходите с хозяйственный магазин и купите маленькую баночку шпатлёвки по дереву. В этом случае вам придется долепливать все детали папье-машовой массой, тщательно зашкуривать высохшие поверхности и промазывать шпатлевкой по дереву. Шпатлевка влагостойкая, быстро сохнет, через 5-6 часов уже можно шкурить, шкурится прекрасно, держится прочно, лепится на сухую поверхнось, что очень удобно. Помним, что самозатвердевающую глину нужно хранить в прочном, туго завязанном пакете в стеклянной банке с плотно закрытой крышкой. Во время лепки берём только маленький кусочек, а пакет тут же закрываем. Итак, мы открыли пачку застывайки, отделите от неё кусок в 50г и поместите в небольшую стеклянную банку, например из-под горчицы, залейте водой и перемешайте, воду лейте постепенно, ваша задача: получить массу с консистенцией сметаны. Шликер нам понадобиться не раз, так,что заготовьте. — Банку с шликером закрываем крышкой и откладываем, недоразмешенные комки завтра снова попытаемся размешать. Из деталей торса и головы убираем пластилиновые шарики и досушиваем детальки уже без них, шарики не выбрасываем, они ещё нам пригодятся. Поскольку почти все комплектующие куклы пришлось долепить, и они должны хорошенько высохнуть. Наши детали просохли, и мы можем приступить к творческому процессу. Если вам захотелось сделать корпус куклы подвижным, придется снова нарисовать чертеж: Отшлифуем крупной шкуркой шероховатости, а затем согласно чертежа нарисуем карандашом места прорезей: — — Пропилим минипилой прорези в боках, затем канцелярским ножом прорежем аккуратно по линии рисунка, нож держим строго перпендикулярно: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — — Удалим из верхней и нижней частей весь пенопласт и лишние наплывы папье-маше, если такие есть, срежем их скальпелем или ножом, среднюю деталь оставим с пенопластом внутри: Пустоты с боков у нижней части заполняем папье-машовой массой, формируя пространство под округлый шарнир, воспользуемся любым подходящим шариком и загладим скругляя внутреннюю поверхность детали со всех сторон. Снова вставляем пластилиновые шарики, тщательно выравниваем так, чтобы шарики ровно стояли на поверхности и в таком виде не вынимая шарниров сушим вертикально: — В шее верхней части просверливаем отверстие и вставляем коктельную трубочку, пустоты вокгуг неё заполням плотно папье-машовой массой, работаем подходящим инструментом. Для чего это делается: стенки очень тонкие и шея может сломаться при поворотах головы, поэтому мы её и укрепляем. Боковые края детали так же как и нижнюю часть промазываем папье-маше и разглаживаем поверхность шариком: Вырезаем из пенопласта подходящие по размеру полусферы, прикрепляем их к средней детали зубочистками, накроем чертёж пленкой и сравним, лишнее срежем: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. В верхнюю часть детали вставляем перекладину из деревянной шпажки, кончики перекладины должны чуть-чуть выдаваться наружу: — Облепляем пенопласт со всех сторон папье-машовой массой и снова сверяемся с чертежом: — Детали кладем на пленку и оставляем сушиться, а сами займемся мелкими детальками. Отшлифуем их шкуркой и покроем заготовленным в прошлый раз шликером из самозатвердевающей глины: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Пальчики рук и ног также тщательно покрываем шликером, убираем перепонки тонким ножом и оставляем сушить: ГЛАВА 5 Настало время поговорить о защите, прежде чем приступать к шлифовке деталей, обзаведитесь маской и очками, дабы удовольствие от процесса не превратилось в аллергическую муку: Детали тщательно шлифуем мелкой шкуркой, постоянно сравнивая с чертежом, снова покрываем шликером, сушим, снова шкурим, и так до тех пор, пока не добъемся идеально гладкой и правильной поверхности. Крупные вмятины замазываем маленькими кусочками самозатвердевайки, прежде чем налепить, смачиваем кисточкой поверхность детали водой, лепим и размазваем массу, лишнее затем после полного высыхания можно будет также отшкурить. Процесс может занять несколько дней, зависит от температуры и влажности в помещеннии и от вашей лени 🙂 — Вчера вечером я нанесла первый слой и отшлифовала, как видно из фото, детали отнюдь не совершенны, над ним ещё работать и работать, так что наберитесь терпения: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Лирическое отступление Поскольку я не люблю заниматься одним и тем же, параллельно лепке и шлифовке я занимаюсь одеждой и волосами, а также обувью. Я вылепила из папье-маше колодку под обувь, пока заготовка несовершенна и требует корректировки, обратите внимание, что основа скручена из фольги: — Также нашло на меня желание сделать крылышки и веночек, возможно эти аксессуары и не подойдут будущей кукле, куклы, знаете ли бывают с характером:), но мне захотелось, и я сделала Волосы у куклы предполагаются золотисто-рыжего цвета, подходящих трессов я не нашла, красить мне не хотелось, и я решила сделать трессы из обычных советских штор, которые по случайности ещё не выкинула. Я вырезала кусочки ткани нужной мне длины, с одной стороны (там где я наклеила для наглядности красную полоску) я прошлась тонким слоем клея ПВА и высушила, для того, чтобы нити прочно держались при выдергивании утка.Основа ткани состоит из прекрасных прочных золотистых нитей однородных по цвету и толщине, уток же сделан из разнородных нитей и по толщине и по цвету, таким образом я выдернула уток и выбросила, а основу оставила. Этот способ позволяет сделать трессы любой длины: — -99- Затем я накрутила пряди на кусочек скрученной фальги и прокипятила несколько минут в воде, это во-первых позволит расправить мелкие волны на нитях, а во вторых закрутит пряди, и получатся кудри. Сушим, разложив на поверхности не вынмая фольги: — Вот такие в результате получились трессы. На сегодня всё, до следующего раза, пойду шкурить и покрывать шликером. — Сегодня нам понадобятся мини-сверла, размеры на фото, круглый надфиль, мини-пила, канцелярский нож: — Прежде чем доводить наши детали до совершенства, необходимо пропилить шарниры. Чтобы довести круглые шарниры до совершенства воспользуйтесь линейкой с круглыми отверстиями, смочите шарик чуть-чуть водой и покрутите в подходящей ячейке линейки со всех сторон, шарик будет идеально круглым. Способ не мной придуман, автора к сожалению не знаю. Итак все шарниры долеплены и дошкурены до идеального состояния: — — Остро-заточенным карандашом рисуем места пропилов, отмечаем кружками точки для просверливания отверстий: — — — — Самым маленьким сверлом на 1,5 мм высверливаем по намеченым кружочкам. Если у вас нет мини дрели (дреммеля), то вам придется наметив точку шилом, свелить отверстия руками, тяжело, но возможно: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Мини-пилой очень осторожно пропиливаем прорези, где это невозможно прорезаем канцелярским ножом: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — — Шарниры на кистях рук протачиваем металлической пилкой для ногтей: Коленные и локтевые шарниры протачиваем круглым надфилем: — — Просвеливаем отверстия под крепёж в кистях и ступнях: — Надфилем расширяем центральное отвепстие на ступнях ног и кистях рук: — Вставляем крепёж, для этого отрезаем от скрепки кусочки подходящего размера, проволочки должны быть такой длины, при которой кончики не торчали бы из шарниров, в данной кукле это 1, 5 см: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — В коленные и локтевые шарниры примеряем резинку, которая будет использоватся при перетяжке, если необходимо, то расширяем прорези: Теперь прокрываем все прорези и отверстия под крепёж шликером, вешаем на спицу за крючки сушиться, с крючками будет намного удобнее доводить до совершенства кисти рук и ступни ног. Коленные и локтевые шарниры снова надеваем на трубочку и шпажку и покрываем шликером. На сегодня всё, над деталями ещё работать и работать. ГЛАВА 6 Зашкуриваем крупной наждачкой детали торса снаружи и изнутри, складываем и сравниваем с чертежом: Обратите внимание, что шея должна быть немного наклонена в перёд к груди: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Я вижу, что в результате лепки и сушки, возникли кое-какие изъяны, лишнее убираем шкуркой, недостающее долепливаем папье-машовой массой, края нижней и верхней деталей оклеиваем полосками туалетной бумаги, заворачивая полоску внутрь детали, всё тщательно промазываем ПВА: — Работаем кистью, пальцами мы все испортим, поскольку бумажки будут к ним активно липнуть: — Детали оставляем сушить. Оклеивание полосками бумаги укрепит тонкие стенки деталей. среднюю деталь пришлось немного долепить: Настала пора заняться руками и ногами. Берём готовые шарниры и надеваем их на коктельную трубочку, в трубочку вдеваем шпажку, шарниры оборачиваем небольшим куксочком пищевой плёнки и тщательно прячем краешки пленки внутрь шарниров, мягкие трубочки позволяют это сделать, не тыкайте острыми предметами, подберите подходящий инструмент. Тоже самое повторяем с локтевыми шарнирами. Имитируем шарниры кистей: облепливаем трубочку кусочком пластилина и покрываем шарик пищевой пленкой, при э том всё время сверяемя с чертежом, лепите шарнир сразу туда, куда нужно: — Из пенопласта вырезаем шарики под бедренные шарниры чуть меньше, чем на чертеже и надеваем их на шпажку: — — Тщательнейшим образом вымерям всё по чертежу, от этого зависит будет ли будущая кукла хромой и кривой, сравниваем руки и ноги между собой, всё должно быть симметрично: Облепляем детали папье-маше, в руки вставляем кусочки коктельной соломинки, дабы потом не сверлить, места сгибов шарниров оставляем открытыми: Облепливаем слоем 2-3 мм, наша задача на этом этапе сделать почную заготовку, пока не стараемся соблюсти точно все изгибы: Постоянно сверяемся с чертежом, лучше налепить меньше, чем потом срезать: Детали оставляем сушить. На сегодня всё. ГЛАВА 7 Пока руки и ноги сохнут, самое время заняться лицом: — Я приготовила две головы с бусинами и без, я буду лепить на этот раз без бусин, бусины удобны тем, что вместо них затем можно вставить стеклянные глазки. Размечаем лицо, рисуем схематично, но точно: —— Сначала лепим застывайкой лоб и нос: — —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. Затем верхнюю губу: Затем нижнюю губу, выражение лица лепим сразу, при этом, если лицо улыбающееся, то глаза должны быть прищурены, а щёки приподняты, вооружитесь подходящими фото, ещё лучше иметь статуетку или качественную куклу. При этом стараемся вылепить именно тот образ, какой мы задумали: — — Затем лепим глаза и уши: — — Голову оставляем сушить, когда она просохнет, необходимо будет отшкурить её мелкой наждачкой и где необходимо пройтись шликером и долепить. Детали торса нудно облепить тонким слоем застывайкой: — Углубления под шарниры тоже покрываем слоем застывайки, снова используем пластилиновые шарики для выравнивания поверхности, шарики в плёнке смачиваем водой и вращаем, как всегда сверяемся с чертежом — После сушки, преде чем шкурить детали, проверяем, не нужна ли подгонка: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. —— При подгонке оборачиваем среднюю деталь пищевой пленкой, долепливаем внутренние части верних и нижних деталей и вращая среднюю деталь доводим поверхность до идеально-ровного состояния. Когда руки и ноги подсохнут, долепим их папье-маше согласно рисунку и анатомии человека. На сегодня всё, пошла долепливать 🙂 Мы остановимся на этом этапе лепки и шлифовки и проделаем технические отверстия. — Наметим карандашом места сверления сверху и снизу детали, рисуем соразмерные отверстия: — Сверлим по размеченым точкам: Канцелярским ножом осторожно вырезаем отверстия и удаляем весь пенопласт: — — Стенки средней детали показались мне слишком тонкими и я облепила деталь изнутри по кругу папье-машовой массой, если стенки достаточно толстые и крепкие, делать этого не нужно, после просушки я пройдусь по краю отверстий надфилем, а затем покрою шликером. А сейчас деталь оставляю сушить: — В верхней и нижней частях намечаем шилом отверстия и сверлим: Складываю детали вместе и оставляю в таком виде сушить, чтобы средняя деталь не деформировалась при сушке и не испортила бы все дело: — Голову прикладывать, конечно не нужно, её будем дорабатывать. Долепливаем руки и ноги согласно чертежа, на этот раз более точно, но не сильно заморачиваясь над качеством, потом детали будут корректироваться, к тому же при сушке их может повести, лепим в общих чертах папье-машовой массой: — — Не забываем сверять детали друг с другом и с чертежом. Оставляем все для просушки. Поскольку пока детали сохнут проходит немало времени, постараемся заполнить их полезными делами, например сделаем паричок. МК по паричкам например от Натас: http://na-tas72.livejournal.com/24334.html Или от Елены Аки: http://elena-aki.livejournal.com/57689.html На сегодня всё, до следующего раза. Глава 8 Детали рук и ног высохли, зашкуриваем их крупной наждачкой и оклеиваем всю поверхность нарезанными полосками туалетной бумаги, особенно т щательно проклеиваем места шарниров: —Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — Детали сушим, после полного высыхания, отдвигаем деталь от пластилинового шарика и проклеиваем полосками бумаги край шароприёмника, загибая полоску бумаги внутрь, всё промазываем ПВА, ПВА не жалеем, шарик задвигаем обратно и сушим в таком виде. После просушки, пластилиновые шарики убираем, а детали прикладываем к чертежу: Рисуем карандашом места распила и осторожно пилим заготовку мини-пилой. Если пропили таки шарнир, ничего страшного, снова укутайте его пищевой пленкой и продолжайте работу, после всех мучений шарнир можно будет быстро починить шликером. Детали разъединяем, но не снимем с соломинки: Край шароприемника проклеимаем со всех сторон, загибая полоску туалетной бумажки внутрь детали, затем все три части смыкаем обратно и сушим: После полного высыхания, снимем детали с соломинки и таком же точно порядке одеваем на резинку: — сгибаем ноги и руки, лишнее срезаем, детали должны быть более и менее подогнаны уже на этом этапе: Край шароприёмника можно легко и аккуратно обрезать маникюрными ножницами, папье-маше позволяет это сделать при такой толщине. — Если сгибу что-то мешат, сошкуриваем крупной наждачкой, подгоняем с таким расчетом, чтобы уместить последующий слой застывайки. — Шарик позволяет согнуть руку под угом около 90 градусов или чуть больше, но в этом случае придётся подпиливать руку и жертвовать анатомией в угоду подвижности, решайте сами: —— Обязательно сравниваем руки между собой с согнутом виде: —— Детали снова одеваем на соломинки и шпажки и покрываем шликером в том числе и внутри деталей, отдвигая каждый раз шарнир, а затем смыкая детали. После высыхания, примазываем слой застывайки, постоянно сверяясь с чертежом. Поскольку мои детали ещё сохнут после проклеивания шаропрёмников, фото с застывайкой будут в следующей части МК. Пока сохнут детали вполне можно продумать образ будущей куклы, одежду, обувь, аксессуары и т.д. , и даже кое-что пошить. Одновременно доводим до совершенства детальки кистей и ступней, дело это долгое муторное, всё лучше делать одновременно. Раздвигаем детальки по соломинке и промазываем шликером внутренние части: — Детали смыкаем и покрываем шликером всю наружную поверхность. Для чего это делается: если вы сразу намажете застывайку на папье-маше, она может при высыхании отслоиться и вся работа пойдет на смарку, поэтому не поленитесь и прокройте детали шликером: После полного высыхания прикладываем части к чертежу, лишнее сошкуриваем: Долепливаем части застывайкой, постоянно сверяясь с чертежом и анатомией Баммеса. Очень хорошо иметь под рукой фото рук и ног, лучше цветные, полистайте журналы, наверняка такие фото есть в каждом доме. Детали тщательно сравниваем между собой спереди, сбоку и сзади, все должно быть симметрично: — Детали оставляем до полного высыхания, затем зашкуриваем мелкой шкуркой, но не нулёвкой пока: — Детали покрываем шликером и сушим, снова шкурим: В голову вставляем крючок, для этого выгибаем круглозубцами кусочек прочной срепки и загибаем заготовку на перекладину, осторожно, не повредите края головы: — —— Между отвестиями в верхней части руки прорезаем канцелярским ножом прорези: — В ногах пропиливаем прорези, для этого намечаем ножом места сверления и сверлим тонким сверлышком отверстия: — Поскольку у меня есть дреммель, я протачиваю прорези специальной насадкой, а если мини-дрели нет, пропилите мини-пилой и проточите надфилем: — — ГЛАВА 9 ПЕРВИЧНАЯ СБОРКА КУКЛЫ Раскладываем куклу на чертеже и отрезаем подходящие по размеру резинки в два слоя вот таким образом: — Берём резинку, предназначенную для рук и протягиваем крючком, согнутым из прочной проволоки, в отверсия рук вот так: — Концы резинки завязываем внутри детали, резинки выравниваем, они должны быть одинаковые: —— Протягивам крючким резинку через верхнюю деталь рук: Затем средние части. Не перепутайте, надевайте в том же порядке, что и на соломинкке, для верности лучше подпишите карандашиком детали буквами П и Л: — Затем нижнюю часть: Ну и кисти рук: — Резинки подтягиваем и завязываем узлом, старый узел нужно будет развязать: — Начинаем собирать ноги, в кольцо проволочки,торчащей из головы вкладываем резинку, завязанную узлом: Оба кольца резинки протягиваем через отверстие в шее, закидывая за резинку рук, т. е. резинка должна быть ближе к спине: — Резинку протягиваем через среднюю часть корпуса, также через заднюю часть прекладины: Если не загружаются иллюстрации просто обновите страницу. — Крепим нижнюю часть: — Затем крепим верхние части ног: — Затем средние части ног: Затем нижние части и ступни, резинки подтягиваем и завязываем узлом: — Куклу проверяем на подвижность, скорее всего края шароприемников нужно будет подточить шкуркой или надфилем, сгибайте куклу и так и эдак, не жалейте, на этом этапе всё поправимо. Нам необходимо убрать всё лишнее. Если всё будет сделано правильно, впоследствии края шароприемников сыпаться не будут. Я сразу вижу, что руки нужно подточить, ибо они не сгибаются даже на 90 градусов: Куклу усаживаем в различные позы, проверяем, не мешают ли движению черезчур короткие и узкие прорези, резинка должна проходить везде, но не болтаться, поскольку у нас нигде не вставлены проволочные перекладины. Если кукла отказывается прямо садиться и откидывается назад, проточите глубже прорези в бедрах, если отказываются сгибаться руки и ноги, проточите шарниры и прорези, возможно они слишком узкие, подгоняйте до тех пор, пока кукла не станет принимать любые позы. Хорошо бы, конечно чтобы она умела стоять, если вы все сделали точно, то ноги будут одинаковой длины и кукла спокойно встанет. — Сажаем куклу на пяточки, я не очень довольна левой ногой, между шарниром и ногой — щель, скорее всего верх шароприемника слишком узкий и не позволяет свободно ходить шарниру, его нужно пошкурить по кругу, буду доводить до совершенства: — Меняйте позы, вот кукла свободно без усилий села на шпагат, это хорошо: Довольно свободно сидит на попе: — Когда сидит, не откидываеся назад, голова свободно вращаеся во все стороны, это радует: — Проверяем шарниры корпуса, все вращается отлично, кукла гуттаперчевая, это замечательно. Если что-то мешает вращению, смело стачивайте, пока кукла еще не отполирована и не окрашена. Я тут ещё и примерила крылья, вроде соразмерные: — После всех подгонок, куклу снова разбираем и отполироваем детали, где нужно долеливаем, где необходимо домазываем шликером, удачного творчества! Как видите мою куклу ещё шкурить и шкурить. ГЛАВА 9 Итак мы подошли к финалу. Зашкурим мелкой шкуркой все детали и приступим к окраске. Можно просто покрыть все поверхности разведенным 1:1 с водой клеем ПВА, затем высушить и расписывать куклу пастелью, растворяя её в том же растворе ПВА. Можно затем покрыть лаком, но он быстро сойдёт на шарнирах. Мы лёгких путей не ищем, поэтому приготовим водооталкивающую грунтовку. Чем хороша грунтовка, во-первых получается прочное твердое покрытие, которое нельзя поцарапать ногтем, во-вторых грунт служит также основой для росписи, в третьих высохшая грунтовка прекрасно шкурится и зашлифовывается до блеска. Акриловую грунтовку также можно купить в хозяйственных магазинах: Рецепт грунтовки для папье-маше: 10 столовых ложек акриловой белой краски для фасадных работ 10 столовых ложек клея ПВА 2 столовых ложки жидкого стекла (канцелярский силикатный клей) Капля красной акриловой краски, капля желтой, капля синей в общем подбираем телесный цвет нужного оттенка. Смесь тщательно перемешиваем перед каждой окраской. Чтобы окраска грунтовкой не доставила вам никаких хлопот при шлифовке, делает так, берём кусочек поролона, оборачиваем его кусочком тонкой трикотажной х.б тканью и чпокающими движениями наносим грунт. Набираем краску немножко, чтобы покрытие получилось ровным. — Грунтуем этой смесью все детали и сушим, процедуру повторяем несколько раз: Для росписи раскрошим на палитре пастель нужного оттенка, немножко разведем водой и добавим к ней грунтовки, размешаем, получился более темный оттенок, нанесем его на детали, там, где нам необходимо, выделяя локотки, коленки, впадинки и тд. — После высыхания покрываем снова более светлой грунтовкой из общей банки и сушим. После полного высыхания зашкуриваем все делали шкуркой нулевкой. Пожалуйста, одевайте защитные маски и очки, говорю вам как химик, смесь содержит стекло, берегите своё здоровье! Нижний более тёмный слой равномерно проступит и будет выгляеть идеально без резких переходов. —— Лицо расписываем точно также: сначала грунт, затем роспись пастелью, смешанной с грунтовкой, затем опять слой грунта и шкурить. Реснички и бровки рисуем цветным лучше акварельным карандашом, а затем для закрепления покрываем тонким слоем ПВА с водой. Глаза расписывем акрилом и покрываем глянцевым акриловым лаком. Примеряем паричок 🙂 —— Осталось собрать на резинку, надеть паричок, одеть, и кукла готова. Поскольку процесс сборки уже был, я повторяться не буду. Ищите способы окраски, их великое множество. Мне нравится этот, но грунтовка требует тщательной шлифовки, иначе поверхность будет белёсой. А на этом я заканичиваю свой МК. Если есть вопросы, пожалуйста спрашивайте. Удачного всем творчества! Вот какая кукла у меня в результате получилась, зовут Нюся, 24 см:

Устройство кукольных шарнирных соединений

Различные производители используют разные типы шарнирных соединений
Некоторое типы шарниров дают большую амплитуду движений, другие позволяют лучше фиксировать позу, некоторые шарнирные конструкции используются для большей правдоподобности анатомии куклы. Производители пытаются сочетать различные плюсы разных соединений, но компромиссы неизбежны и какими-то параметрами приходится жертвовать. У каждого автора есть свои секреты. Наиболее удачные соединения патентуются. Но независимо от типа все соединения требуют очень высокой точности изготовления. Проиллюстрировать все типы соединений сложно ввиду их многообразия. Вот лиши некоторые.

Примеры соединения, используемые Luts (http://www.luts.co.kr), SoulDoll (http://www.souldoll.com), Dollstown (http://dollstown.com/)























О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы

Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов.

На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться.

Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы.

Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными?

Не удивляйтесь, но этот тип соединения, что вы видете на моём рисунке, я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”).


Иногда, для подвижного скрепления двух листов достаточно толстой лески с оплавленными и приплюснутыми концами (свеча, паяльник). А для более серьёзных деталей из фанеры или дерева, сгодится прочный пластмассовый стержень. Концы оплавляются паяльником.

Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактура, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины, кожу или что-то другое.

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими цветными шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.

Шарниры из медной пружинистой спиральки для кукол-перекладок мультипликации.
Вторая деталь накалывается своим отверстием на установленную ось первой детали, после чего ось скручивается. Напомню, на ватман наклеивается «БФ» ом пищевая тонкая фольга и чёрная бумага. Куклы рисуются и расписываются на белом ватмане. Фольга не даёт бумаге коробиться под акварелью, а чёрная бумага с изнанки предотвращает отблеск фольги на стекле съёмочного стола. Потом детальки вырезаются для соединения их шарнирами в куклу-перекладку, но не все. Часть деталей раскладывается на съёмочном столе для свободной их перекладки с места на место при покадровой съёмке. Сразу скажу, большинство кукол не плоские бумажки, а полуобъёмные зделия из акрила или дерева.

Не пренебрегайте и обычными пуговицами, даже портновскими кнопками, для получения шарнирного соединения. Пуговицы бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими. Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр.

Количество шарниров не обязательно равно количеству суставов человека.

Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает.

С двух сторон детали в отверстие туго вставляются деревянные оси со шляпками. Получаем каталку на колёсиках.

Это тоже марионетка-игрушка. Электролобзиком такие вещи делаются моментально. Если технология отлажена, деревянные оси под рукой, дело за росписью. Она съедает основное время идущее на изгодовление куклы.

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья. Клинья предпочтительней.

Работа электролобзика. Импровизация для неожиданных именин сотрудницы заняла 20 минут.

Простейший вариант паркетной куклы описан в дневнике на странице «Кукла маска».

Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите. Можно пришить к затылку лямку для управления головой, шарики-глаза на лицо, можно закрепить короткие трости к рукам. Понятно, что ткань должна быть праздничная, весёлая, тогда кульки с набивкой и без костюмов изобразят куклу. Создайте движение, и возникнет браз.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.

Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, особенно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, цветные толстые шнуры, молнии, огромные пуговицы), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же сшитую куклу, цепляйте к ним платочки с пряжей волос, самодельные плоские бумажные маски. Ваш театр должен превратиться в настоящее безобразие для детей!

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга только технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты в изготовлении, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции на новые.

Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша конструкторская мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае индивидуально. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвозде), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить всё как есть, это зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени — с ограничителями, голова может и свободно болтаться.

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы. Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол, и многое другое, сцепляется такими крючками.

Ляльки собраны на булавках с колечками, и на шпагате (в плечах и ногах).

Металлические петли можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом.

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног.

Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.

Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины.

Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений.

В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны.

Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, закусывая ось).

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси.

Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров, это забивание в просверленные отверстия проволочной стальной оси в виде скобки. Такая ось сама не выскочит из шарнира во время спектакля.

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в работе. Они быстро и легко фиксируются в шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы.

Хочу проиллюстрировать тему шарниров конструкцией типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются штампом из листового винипласта толщиной в 1,5 — 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища монтируется пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся приличный костюм, в законченном виде на голове куклы укладывается парик, делается роспись.

Партия состоит из персонажей к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборку другие, пошивочные работы распределяются среди надомников. Можно не стесняясь поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю.

Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая).

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии, предельно рациональная конструкция. Всё подчинено заботе о минимальной себестоимости изготовления. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Очень своеобразны «шарниры»! Аскетичность конструкции куклы скроет яркий костюмчик-распахайка.

Небольшой пример из области технологии. Бруску на станках в столярке придают нужный профиль, чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито!

Популярны, и в пакетных и в тростевых куклах не менее простые “шарниры” в виде верёвки. Смотрится так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы.

Типичная горизонтальная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке.

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для спасения стенок от износа. Если у вас есть трубочки подходящено диаметра, то стержни можно выкинуть. Концы такой оси развольцовывают или сплющивают один конец для впрессовки его в отверстие.

От профиля деревянных деталей шарнира зависит степень его подвижности и внешний вид конструкции куклы.

В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания. Тут много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу.

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать её в “скульптуру”. Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое.

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт одежде заминаться в щель при наклонах.

Дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси, шаровая опора позволяет детали плавно менять наклон вращающейся во всех направлениях оси этой детали. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации.

Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла.

Нам известен принцип работы шарнира, но не определена его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям.

Конструктору надо определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

Очевидно, что сферическая деталь должна в любом положении притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления одного конца пружины в центр шара.

Если красное называется головкой с носом, то мы смотрим на работу головки в виде шаровой опоры.

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровосека в поясе.

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое. Пока это очень похоже на головку гапита.

Точка соединения двух тяжей должна быть неподвижна, как бы пружина не была натянута.

В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание проделать отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара.

Более рациональное решение.

Шаровые шарниры для кукол мультипликации.

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.

На прощание маленькая хитрость.

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается отвёртка подходящего размера) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают в работе леску.

Вполне можно изготовить своими руками, для этого необходимо достаточно терпения и скрупулезности. Данный мастер-класс поможет и подскажет, как сделать шарнирную куклу.
Итак, нам понадобиться пластик для подобных работ.

Тело куклы должно быть пустое, для этого необходимо сделать основу из фольги и обернуть ее пищевой пленкой. Вылепить остальные части тела.

После того как пластик затвердеет, вытащить фольгу из тела куклы.

Все детали выкладываем в правильном порядке.

Дорабатываем по необходимости все части тела и прорезаем небольшие прорези для нитки.

Итак, теперь можно аккуратно приступить к лепке и вырезанию ступней и кистей рук. Основой в пальцах является проволока. В случае если тоненькие пальцы ломаются, можно использовать супер-клей.

Так же проверить все шарниры и отверстия для них – все должно быть абсолютно сферическим.

Достаточно хорошо необходимо обработать посадочные места для шарниров. Если этого не сделать, то впоследствии шарнир будет царапаться и заедать.

В голове для крепления волос можно сделать небольшой пропил (хотя это не обязательно).

Вот так должен выглядеть идеальный шарнир, который необходимо отшлифовать наждачной бумагой разной фракции.

Опять пробуем, все детали соединить воедино.

Для грунтовки используется водоэмульсионка и акриловый лак. Красятся детали акриловой краской. Удобнее всего эту работу делать при помощи трубочек для коктейлей, на которые необходимо «насадить» все детали.

После того как на этой стадии все высохнет, все выпуклости необходимо затонировать розовой сухой пастелью, которую предварительно нужно размолоть в муку.

После этого можно все детали покрыть лаком, на ваш вкус шелковисто-глянцевым или матовым.
Теперь нашу куклу можно оживить, проявляя всю вашу фантазию, разрисовываем лицо.

Для крепления волос используем клей момент и ватную палочку, что бы клей не прилипал к рукам.

Доброго времени суток! По просьбам я попытаюсь сделать мастер-класс по созданию шарнирной куклы из пластика . Это мой первый мастер-класс, так что если что-то непонятно объяснила - спрашивайте дополнительно. Мастер класс буду выкладывать частями (как будет продвигаться моя работа, буду походу фотографировать) Мастер классов в интернете много… этот будет называться… скажем так «Как это делаю я». Единственная цель которую я преследую… чтоб собравшиеся на этом сайте творческие (и не очень) люди увидели, что сделать шарнирную куклу своими силами вполне реально. А так как кукол здесь любят решительно все, то думаю будет интересно. К тому же я и сама не знаю что в итоге получится.

Ну начнем. Часть первая, для меня самая неинтересная и даже нудная… но без неё не обойтись.

Сначала нужно сделать чертеж.Или взять любой готовый из интернета… типа этого.Но мне кажется что лучше нарисовать самим… так ваша кукла будет непохожей не других, со своей авторской индивидуальностью.Продумать какой вы хотите видеть готовую куколку… толстенькой… худенькой… какого возраста.

Для работы я использую в этот раз фимо пуппен миниатюра.Как всегда пищевая фольга и несколько инструментов, которые облегчают работу.


Делаем заготовки из фольги, время от времени прикладываем их к чертежу…


Придерживаемся размера и формы.

Облепляем тонким слоем пластики.Примерно 1мм-1,5мм.Изгибаем уже облепленые заготовки в нужном направлении и запекаем в духовке при температуре указаной на пачке пластики, которую будете использовать. Ставим в холодную духовку на 15-20 минут.Продолжение следует…

Если есть какие-то сильно выпуклые бугры, то нужно поправить с помочью наждачной бумаги или есть такие губки для полировки ногтей, чтоб ничего сильно не выступало.Тереть не до фанатизма, а просто немного сгладить.

Далее начинается интересное….но сложное.Запасаемся анатомическим атласом и изучаем где расположены какие мышцы.Прекрасный вариант -посмотреть на себя в зеркало другими глазами…… замечательными объектами для этого дела также являются дети.Для моей дочери уже не будет сюрпризом если я ни с того - ни с сего скажу «покажи колени» или «покажи лопатки».Она мне их с удовольствием продемонстрирует, а потом еще будет гордиться, что принимала участие в создании новой куклы))).Ближе к делу.
Я всегда начинаю лепить с туловища.Первый раз я лепила с головы и ошиблась с размером….она оказалась слишком мала.К тому же черты лица будет легче подобрать если тело уже есть(это для меня так).Вобщем начинаем сверху вних держась руками за уже запеченый пластик.Свежий пластик (уже вылепленые детали)стараемся не трогать.Внимание!!! Лепим только перед туловища.Заднюю часть не трогаем вообще.И таким образом глядя на себя, детей, атлас пытаемся повторить.Это как бы трехмерное срисовывание.
Добавляем шею

Добавляем мелкие детали и грудь


И так постепенно спускамся спускаемся…

и запекаем опять 15-20 минут.Ставим в холодную духовку.Я это уточняю затем, что в горячую -это будет совсем другое время.Остужаем.

Так дальше… хорошенько трём наждачной бумагой, убирая все неровности (трем только перед-то что делали последним)Трем на совесть.Сначала крупной, потом помельче.

Теперь перевовачиваем и производим теже действия с другой стороной.При этом держа за запеченую часть.

Запекаем, остужаем, трём.Стараемся соблюдать симетрию.У меня симетрии пока нет, но сейчас главное сделать основное, а потом можно доработать.
Из палочек делаем ножки...(извиняюсь за фон… это мой рабочий листочек, на котором я запекаю части)

запекаем, трем… после запекания можно будет подправить симетрию… где-то долепить… где-то срезать
Следующий этап… и пусть не дрогнет рука)) разрезаем тушку


Вытаскиваем всю фольгу, помогая себе при этом пинцетом и другими поручными инструментами.


Немного скругляем края нижней части и отрезаем толщину верхней части


должно получиться примерно так, чтобы верх немного надевался на низ


долеплеваем округлость у низа и наращиваем грудь


Такую модель груди я пробую делать первый раз, на каждой кукле пробую что-нибудь новое(шарниры, тип фигуры и т.д.)А то неинрересно делать одно и тоже.


Вспоминаем детство и катаем шарики


запекаем, трем немного… чтоб каждый раз на повторяться-уточню… запекаем каждый раз 15-20 минут НЕ БОЛЬШЕ!!! в холодную духовку.И только когда уже все будет готово, последний раз запекаем 30 минут по инструкции.Объясняю… если запекать дольше, то потом наждачкой тереть будет трудно.
вырезаем отверстия под бедреные шарниры, примеряя шарики.


И традиционо запекаем.Лучше запекать не по такой схеме, а копить несколько деталей чтоб запечь одновременно (для экономии электричества)
На данный момент мы имеем вот это.




Но радоваться рано, еще полно работы.

Продолжение во

Шарнирная кукла - это кукла, сделанная с использованием шарнирных соединений, которые придают ей подвижность. Шарниры крепят в шею, локти, запястья, колени, торс и бедра. Благодаря этому кукла может принимать множество поз.

Классическая кукла шарнирная изготовляется из полиуретана - пластичного материала. Но со временем стали делать такие куклы не только из полиуретана, а еще из запекаемого пластика, холодного фарфора, полимерной глины, самозатвердевающего пластика, тканей, папье-маше и многого другого.

Кукла шарнирная из полимерной глины. Изготовление деталей

Вам понадобятся:

  • Запекаемая глина.
  • Рулон пищевой фольги.
  • Шило.
  • Плоскогубцы.
  • Шарнирные шарики.
  • Бумага.
  • Карандаш.
  • Наждачная бумага.

Нарисуйте на листе бумаги эскиз будущей куклы.

Продумайте, какого она будет роста, телосложения, возраста. Не забывайте о деталях. Разрез глаз, нос, губы, форма черепа, грудь - все это придаст неповторимость кукле, сделает ее уникальной.

Затем из пищевой фольги сделайте заготовки. Не стоит вылепливать цельную фигуру куклы.

Кукла шарнирная должна состоять из деталей, которые в конце крепятся между собой на шарниры и позволяют кукле двигаться. Отдельно смастерите голову, предплечья, туловище, ноги. Время от времени прикладывайте детали к эскизу, чтобы не отдаляться от образа желаемой куклы.

Когда все части будут готовы, можно приступать к работе с глиной. Возьмите небольшой кусок глины и хорошенько разомните его в руках. Когда материал станет хорошо поддаваться, осторожно оберните им детали из фольги так, чтобы не нарушить первоначальную форму. Толщина глины должна быть не больше одного-полутора сантиметров. После того как все детали будут готовы, придайте им окончательные изгибы и поместите в духовую печь на 15 минут.

Проработка деталей куклы

Когда все части будущей куклы пропекутся в духовке, нужно их остудить, а затем приступать к шлифовке. Возьмите для начала грубую наждачную бумагу и пройдитесь по всем буграм, которые некрасиво выпирают. Далее сгладьте их более мягкой наждачной бумагой.

Соединять детали будем свежей глиной. Будьте внимательны, не лепите сразу с двух сторон, займитесь сначала передней частью, а потом задней. Кукла шарнирная своими пропорциями должна напоминать человека, поэтому нелишним будет взглянуть в книгу по анатомии и напомнить себе, где, как и какие располагаются мышцы и кости в человеческом теле.

Начинать всегда лучше с туловища, так как это одна из самых сложных составляющих, не беря во внимание мелкие детали, которые часто приходится прорабатывать иголкой. Куклы шарнирные должны иметь грудь, чуть выступающие кости ключицы, очертания ребер, пупок и т. д. Поэтому уделите этому должное внимание, тогда готовая кукла будет максимально напоминать человеческое тело. Запекайте поделку снова 15 минут в духовке. Далее приступайте к спине. Добавьте на силуэте очертания позвоночника, лопаток, бедер и снова запеките.

Не забудьте, что куклы шарнирные должны быть не заполнены ничем внутри, чтобы можно было без особых усилий продеть шарниры и закрепить их.

Как крепить шарниры

В качестве крепления можно использовать бусины подходящего размера или слепить их заранее из полимерной глины. Позаботьтесь об этом еще в начале работы, чтобы потом не оказалось, что бусины слишком малы или велики.

В готовую руку, ногу или шею поместите бусину с продетой резинкой. Повяжите на концы резинки по одной бусине и протяните ее внутри, к примеру, между руками или ногами.

Теперь можно нарисовать кукле лицо. Используйте акриловые краски. Они стойкие, легки в использовании и довольно насыщенные.

Как сделать волосы для куклы

Волосы для куклы можно сделать из сантехнического льна, который можно купить в любом строительном магазине. Он продается в желтых, светло- и темно-коричневых цветах. Перед тем как клеить волосы, их нужно обработать.

Налейте в таз белизны и замочите там будущие волосы на пять-семь минут, чтобы смыть зеленоватый оттенок и убить неприятный запах. После чего прополосните лен под проточной водой. Используйте кондиционер для волос, которым вы пользуетесь обычно, от этого материал станет более мягким и приятным на ощупь. Смойте его и просушите волосы. Когда они высохнут, то аккуратно расчешите их. Расчесывайте так, как будто это ваши волосы, не тяните расческу, если она запуталась, от этого материал портится. Готовые волосы можно клеить на ПВА или с помощью клея на силиконовой основе.

Сантехнический лен в качестве волос для кукол хорош тем, что он приятен и доступен по цене. А также его можно окрашивать красками для волос, если желаете сменить прическу своей кукле.

Одежда для куклы

Одежда - это то, где можно дать разгуляться вашей фантазии. Можно сшить ее самому, а можно купить в магазине игрушек. Там же можно подобрать обувь для куклы, даже различные аксессуары - очки, шарфы, зонты, шляпы, сумки и многое другое.

Шарнирная кукла своими руками из ткани

Куклы из ткани станут замечательным подарком для любого ребенка. Они мягкие, красочные, с ними приятно играть. Сшить такую куклу так, чтобы она имела анатомическую схожесть с человеком, практически невозможно. Но шарнирная текстильная кукла изготовляется намного проще, чем из твердых материалов.

Начинайте создание куклы как обычно - с чертежа, или выкройки, так будет правильнее сказать. Для наполнения игрушки можно взять поролон, вату или ненужные старые лоскуты. Изготовьте все части тела отдельно, а затем сшейте их между собой с использованием бусины или пуговицы.

С помощью акриловых красок добавьте телу куклы цветов и теней. Нарисуйте рот, глаза, брови. В специализированных магазинах продаются пластиковые глаза для игрушек, их также можно использовать в создании своей неповторимой авторской куклы.

Шарнирная кукла, своими руками сделанная, готова! Она станет прекрасным украшением в любом интерьере или любимой игрушкой ребенка.

Теперь вы узнали, как изготовляется шарнирная кукла. Мастер-класс непременно вам должен был помочь, но весь процесс целиком и полностью зависит только от вас. Если вы новичок, то чтобы облегчить себе задачу, приобретите в магазине игрушек куклу Барби и лепите свою куклу по ее подобию.