Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Как у ребенка побудить интерес к знаниям. Как вызвать интерес к учебе

Как у ребенка побудить интерес к знаниям. Как вызвать интерес к учебе

Учебный год только начался, а многие родители уже начинают искать полезную литературу и советы ? Сегодня важная тема — обсудим что делать, если оценки вашего школьника оставляют желать лучшего. Как сэкономить свои нервы и вдохновить ученика.

Многие дети к 12-14 годам начинают терять интерес к учебе. И даже если в начальной школе вам было просто мотивировать или заставить выполнять все необходимые задания и учиться хорошо, то сейчас ребенку все интереснее проводить время с друзьями или в гаджетах, задерживаться на прогулках или «зависать» у телевизора. Так уж устроен детский организм, что в силу возраста и незрелости, сам школьник еще не понимает всю важность образования. Поэтому задача родителя:

Показать все плюсы и преимущества хорошей учебы. Объясняйте ребенку о будущих возможностях карьеры и достатка, как они зависят от качества образования и знаний.

Обратите внимание на увлечения своего школьника, выявляйте интересы и таланты, смотрите, что доставляет наибольшее удовольствие ребенку. Поощряйте трудолюбие в нешкольных интересах и хобби.

С раннего возраста прививайте любовь к учебе. Это невозможно сделать в возрасте тинейджера, ответственность развивается с годами.

Не используйте шантаж. Вы как родитель должны четко уяснить, что методы шантажа дают обратный эффект. «Будут тройки, не получишь новый телефон». Телефон, конечно, хочется, вот только учеба начинает вызывать все больше отвращение, так как воспринимается как преграда между желаемым и реальностью. Общение с подростками – очень тонкая и деликатная тема.

Доверие ребенка

Завоевать доверие и уважение непросто, а еще проще его потерять. Если ребенок живет в постоянном страхе и слышит угрозы и шантаж, то вряд ли вы выстроите доверительные отношения. При наличии этой проблемы общения искореняйте ее как можно раньше. Общайтесь с ребенком, больше беседуйте об интересах, узнайте какие предметы вызывают радость, уточняйте и понимайте какие предметы не нравятся и почему. Не навязывайте своего мнения, слушайте. Ребенку важно видеть, что вы рядом с ним, на его стороне, а не против.

Похвала

Ее любят все. Отмечайте достижения школьника, поощряйте их, хвалите. В начальных классах этого бывает достаточно, чтобы привить любовь к учебе. В любом возрасте любой человек оценит ласку и похвалу! Беспроигрышный вариант.

Хобби и интересы подростка

Каждый ребенок талантлив. Нет времени – отговорка. Несмотря на свою занятость уделяйте время увлечениям. Узнайте, что нравится вашего ребенку. К тому же часто увлечения подростка можно связать со школьными предметами, например, ваша дочь может любить книги (литература, русский, история), увлекается компьютером (информатика, английский), хорошо танцует (физкультура) и так далее. Сын много играет? Поговорите с ним о процессе создания игр? Какие знания могут быть необходимы для этого? Информатика, программирование, дизайн и так далее.

Дети – наше отражение

Лучшее воспитание – собственный пример. Глубоко убеждена, что если мама с папой работают и постоянно узнают новое, совершенствуются и внимательны к ребенку, то и он будет тянуться ко всему новому, проявлять интерес к учебе. Делитесь своими эмоциями и рассуждениями. Были на интересной конференции – поделитесь впечатлениями за семейным ужином. Получили новый проект – расскажите об этой, порадуйтесь всей семьей. Успех заразителен.

Знания повсюду

Отдать ребенка в школу и быть уверенным, что там его должны всему научить – это ошибка. Образование в России далеко от совершенства. Углубленное изучение, кружки по интересам, доступ к дополнительной литературе – обеспечьте ребенку возможности. Тратьте свое время на дополнительное образование школьника.

Самостоятельность

Очень полезное качество! От него же зависит ответственность и тесно связана безопасность. Общайтесь, рассказывайте подростку о необходимости быть ответственным. Будь то качественное выполнение домашних заданий без надзора родителей или поведение на переменах и по пути из школы домой. Стройте параллели между успешной учебой в школе и поступлением в ВУЗ.

Денежная мотивация

Отличный способ дать ребенку возможность проявить свои положительные качества и заработать дополнительные карманные деньги. Продумайте шкалу поощрения. При этом стоит ограничить спонтанные покупки «хотелок». Пусть ваш подросток сам своим трудом заработает на желаемую вещь.

«Труд сделает из тебя человека»

В запущенной ситуации тоже работает неплохо. Если лень главный спутник подростка, то воздействуйте на него трудом. Можно ограничить карманные деньги и позволить небольшие заработки, например, на время каникул. Низкооплачиваемая работа и график «на ногах» помогут понять все прелести низкоквалифицированного труда. А на контрасте можно беседовать о престижной работе в офисных центрах, прогуливаясь мимо них.

Выберите для себя подходящие рекомендации и попробуйте постепенно вводить их. Например, не стоит сразу прям приходить к подростку с расценками на учебу и предлагать деньги. Хвалите отдельные достижения, поощряйте их, постепенно предложите их систематизировать.

Правила общения, если подросток не любит тему учебы в принципе.

Переходный возраст непростой спутник подросткового периода. Именно сейчас есть риск потерять авторитет в глазах подростка. Резкое осуждение со стороны родителей и постоянные конфликты приводят к отторжению учебы, ребенок может начать прогуливать уроки назло. Хотят что-то доказать! Что – не всегда и сами знают, но сделать назло очень хочется. Почувствовать себя взрослыми.

Правила, которые помогут в общении с подростком:

  • Уважайте личность ребенка, разговаривайте с ним на равных, не унижайте и не обзывайте его.
  • Установите определенные правила поведения. Что вы допускаете, а что категорически запрещено в вашей семье.
  • Слушайте ребенка, задавайте наводящие вопросы, получайте аргументы. Диалог всегда будет идти на пользу в построении отношений. А вот сплошные нотации – наоборот выстоят между вами стену.
  • Не отрицайте сразу критику в свою сторону. Выясняйте ситуацию. Старайтесь поставить себя на место ребенка и понять.
  • Объясняйте важность получения образование, необходимость школьных знаний для дальнейшей жизни.
  • Искренне спрашивайте ребенка о школьных делах. Беседуйте с ним. Безразличные и шаблонные вопросы порождают шаблонные ответы «нормально».
  • Гордитесь достижениями, отмечайте прогресс, не скупитесь на похвалу.
  • В случае сложностей с домашними заданиями или школьной программой постарайтесь помочь, объясните, попросите учителя помочь или и вовсе наймите репетитора. Недопонятый материал сегодня влечет большие проблемы в будущем.
  • Провалы случаются. Не зацикливайтесь на осуждении за плохие отметки, поддержите подростка. Вместе подумайте, как можно исправить ситуацию.
  • Говорите о целях. Подросток должен понимать к чему он стремится, чего хочешь достичь и какие знания ему нужны. Определите склонность к наукам.
  • Поощряйте и хвалите за конкретные успехи. Соизмеряйте свои ожидания с реальными возможностями ребенка.
  • Не сравнивайте отметки и достижения со сверстниками, не обсуждайте одноклассников.
  • Любите своего ребенка.

Каждый родитель в силах привить своему ребенку любовь к учебе. Не игнорируйте советы, приведенные выше. Обдумайте их и постарайтесь применить на практике. Мотивация важна для развития целеустремлённости и ответственности.

Осознание необходимости образования приходит с годами. На начальном этапе дети учатся ради признания родителей и похвалы. Им важно знать, что мама и папа гордятся ими. И только в этом случае рождается желание двигаться вперед и развиваться, когда ребенок знает, что его ценят, а он «не подведет».

Не делайте из учебы культ. Не учите сутками и не читайте постоянные нотации. Опирайтесь на интересы и таланты ребенка, и тогда учеба будет в радость и удовольствие.

Надеемся, что наши советы, как мотивировать подростка на учебу , были вам полезны! Желаем вашим деткам успехов в учебе! Делитесь в комментариях своим опытом и историями!

Так устроен мир, что процесс развития начинается там, где правит интерес. Родители, педагоги и воспитатели задаются вопросом: «Как привить ребенку интерес к учебе и развитию?». Особенно эта проблема встает крайне остро в век цифровых технологий, бесконечного количества развлечений и во многом устаревшей системы образования.

Интерес — это волшебный ключик, который запускает слаженную работу всех «шестеренок» мозга. Интерес в свою очередь появляется тогда, когда возникают эмоции.

Очевидно, что их вызывают не прописные истины, продиктованные учителем, а любопытные и неожиданные вопросы, поломать голову над которыми — целое приключение. Если наша цель — воспитать думающего, развитого, самостоятельного и творческого человека, то необходимо строить процесс обучения так, чтобы учащийся работал на уровне эмоционального восприятия и прикладывал ряд усилий. Всё же учеба — это тоже труд, пожалуй, один из самых непростых, но самый плодотворный. Эмоции могут помочь на начальном этапе, но без усилий не смогут полностью решить проблему интереса к учебе. Это тоже нужно понимать.

Подобное сочетание эмоций и усилий пробудит интерес, который позволит ученику сосредотачиваться на проблеме, легко включать воображение, свободно и креативно мыслить, решать задачи комплексно.

Важно отметить, что эмоции ни в коем случае не должны быть негативными, нужно чтобы они базировались на энтузиазме, радости и удовольствии. Чтобы добиться такого результата, самим родителям и педагогам следует сопровождать процесс обучения положительными эмоциями, отмечать плюсы и значимость изучаемого предмета, не лишать занятия уместного чувства юмора, хвалить учеников и устанавливать с ними доверительные теплые отношения.

Мотивация

Очень тонкий прием. Дело в том, что дети в возрасте до 14-ти лет — достаточно плохие стратеги. Им трудно планировать наперед и думать, как могут пригодиться те или иные знания. На данном этапе разговоры о важности и пользе предмета могут не оправдаться. Но так как дети полны азарта, можно пойти на хитрый ход, также связанный с мотивацией. Например, рассказывая детям о Христофоре Колумбе, который открыл Америку, задать вопрос-задачку: «Когда Колумб собирался уйти в плавание, открыть и освоить новые земли, никто не хотел быть его компаньоном по причине того, что в те времена верили в край Света (т. е. край Земли, люди верили, что она плоская). Поплыть с ними означало обречь себя на смерть. Как Колумб смог решить данную проблему?».

Естественно, детям станет интересно, они даже обратятся к различным источникам, к тому же интернету, получат ответ на вопрос и заинтересуются предметом.

А вот детям постарше необходимо объяснять, как усваиваемые ими знания пригодятся им в жизни. Например, знания из областей физики и химии помогают нам в быту — от жарки пищи на сковородке до заделывания трещин в трубах. Иностранные языки перестают быть отвлеченным набором правил, слов и выражений и превращаются в живой инструмент, с помощью которого можно легко пообщаться с человеком из другой страны. Многочисленные сложные правила тригонометрии начинают вызывать не страх, но уважение. К ребенку приходит осознание, что без них не было бы современных приборов: планшетов и смартфонов, компьютеров и «умной» бытовой техники. Дети начинают иначе относиться к получению знаний в школе.

Соревновательный момент

Конкуренция — мощное «топливо» для подпитки амбиций и желания трудиться, и, конечно, интереса. Это особенно важно для детей, ведь они не всегда руководствуются осознанностью, но захотят включиться процесс, посоревноваться и проявить себя. Данный метод действует не на всех детей, но на большую часть.

Все эти и не только приемы использует школа эффективного мышления «Думалогия». Если вам интересно, загляните на занятия.

Школа «Думалогия» взяла за основу оригинальные методы и принципы ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Ее основоположником стал советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. В прошлом веке он задумался о формировании творческий личности, развитии творческого воображения и мышления и создал своего рода учение, благодаря которому можно научиться выявлять суть задачи, сокращать время на их решение, отходить от традиционных решений.

На основе этой теории мы создали свою уникальную систему, которая называется «5 шагов мысли». Занимаясь по этой системе, дети учатся находить суть проблемы, смотреть на все с разных сторон (дождь — это хорошо, потому что..., дождь — это плохо, потому что...), перебирая всевозможные варианты решения, выявлять и разрешать противоречия (утюг должен быть горячим и холодным одновременно), свободно мыслить («Как спасти колобка от лисы?»). Маскируясь под веселую игру, ТРИЗ, адаптированный для детей, помогает формировать логику, развивает наглядно-образное, причинно-следственное, креативное мышление, воображение, память. У детей растет словарный запас, развиваются широта мышления и творческие способности.

Что важно, на наших занятиях ребенок учится решать реальные жизненные задачи, преодолевать застенчивость и замкнутость. Ребенок тренируется отстаивать свою точку зрения, полагаясь полностью на свои силы.

Все вышеперечисленные советы в ы можете попробовать, освоить и убедиться в их пользе для вас и в аших детей!

Его успеваемость оставляет желать лучшего, не спешите его ругать и записывать в неучи. Может у него есть серьезная причина, по которой он испытывает такие негативные чувства к учебному процессу. Поговорите с ним, спросите, какие у него отношения с одноклассниками, учителями. Может, его в школе обижают, и этот отрицательный опыт он переносит на все обучение в целом. Если это так, то нужно посоветовать ребенку, как можно решить конфликт с одноклассниками. А вот с учителями, возможно, придется побеседовать вам. Если ситуацию разрешить не удастся, то стоит подумать о смене школы.

Возможно, ребенок не интересуется учебой, потому что преподаваемая программа для него слишком сложная. Многие родители стремятся отдать свое чадо в какую-нибудь престижную школу или гимназию, но при этом не учитывают, что ребенок может и не справиться с предлагаемым уровнем нагрузки. А если он не будет понимать, чему его учат, то интереса к новым знаниям у него тоже не будет. В этой ситуации есть несколько вариантов развития событий. Вы можете сами помогать ребенку в учебе, разъяснять то, что он не понимает, можете нанять репетитора. Возможно, со временем, ему станет легче . А может следует обратить внимание на общеобразовательную школу. Во многих из них не хуже, чем в лицеях и гимназиях. Ведь то, как и что преподается, во многом зависит от учителей, а нет от уровня престижности школы.

Посмотрите на режим дня своего ребенка. Если он мчится на дополнительные занятия, посещает музыкальную или спортивную секции, занимается танцами и т.д., то причина его неуспеваемости и безразличности к учебе кроется в том, что он слишком загружен. У ребенка просто не хватает времени на то, чтобы вникнуть в пройденный материал и сделать домашнее задание. В этом случае сядьте вместе с ребенком и подумайте, от каких секций, кружков он мог бы отказаться. В освободившееся время пусть он отдыхает, гуляет с друзьями, читает книги. В результате вы заметите, как его успеваемость повысилась, а может быть какие-то уроки и дисциплины в школе вызовут у него серьезный интерес.

Бывает, что ребенок не , потому что ему просто лень. Вот тут сложнее бороться с его безразличием к учебе. Понаблюдайте за своим чадом. Возможно, он интересуется какой-нибудь областью знаний, но в рамках школьной программы не может реализовать свой интерес. Например, ему нравится химия, но опыты, проводимые в классе, ему кажутся простыми и неинтересными. Возможно, стоит отдать ребенка в химический кружок, где он сможет реализовать себя. Или можете поговорить с учителем, чтобы он дал подготовить какой-нибудь доклад на интересную и увлекательную тему, которую не проходят в школе. Если сможете разбудить интерес к одному предмету, то возможно, он заинтересуется и другими, подобными дисциплинами. Так, чтобы знать хорошо химию, нужны знания также из области физики и математики. Или ему станет интересно изучать химию живых организмов, поэтому он заинтересуется биологией.

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова - «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной - от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так - и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой » предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так - и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию. А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе - процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и .
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию - вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Что такое мотивация? Мотивация – это совокупность факторов, побуждающих нас к тому или иному действию. Она строится вокруг потребностей человека, стремясь удовлетворить которые он и занимается определенной деятельностью. Т.е. просыпаясь по утрам, почти каждый из нас имеет какую-то мотивацию, например, приобретать знания, заработать много денег и стать богатым, получить удовольствие и т.д. И именно под влиянием этих сил мы ходим на работу, на учебу или же, наоборот, прогуливаем занятия. Без мотивации деятельность будет нецеленаправленной и пассивной.

Мотивация на учебу

Разобравшись с тем, что такое мотивация, очень легко понять, какое значение она имеет в жизни человека и насколько важна для успешного обучения. Если ребенок не имеет мотивации к учебе, то будет посещать занятия с неохотой, лениться, выполнять задания спустя рукава. И еще хуже, если будет иметь отрицательную мотивацию, т.е. будет стремиться всеми возможными способами избежать учебы (прогуливать).

Чтобы этого избежать, необходимо замотивировать ребенка на учебу. А для этого важно знать, какие мотивы учебной деятельности существуют. Их можно разделить на три большие группы:

  1. Социальные. Эти мотивы могут быть направлены на какие-то идеалы и ценности (например, хорошо быть отличником, потому что это дает возможность поступить в ВУЗ, а это престижно), на взаимодействие с окружающими людьми (в школе я могу завести новых друзей), на коллективную деятельность (вместе решать задачи проще, в коллективе можно почерпнуть новую идею).
  2. Познавательные. В этой группе мотивов высшую ценность приобретает само знание: получение новой информации, освоение новых способов решения задач. Интерес может вызывать как сам процесс обучения, так и его конечный результат.
  3. Творческие. Здесь главным стимулом выступает возможность получения знаний/навыков/способов решения задач, которые могут пригодиться в любой индивидуальной деятельности.

Приемы мотивирования на учебу


Всем знакомое «Не хочу учиться…»

Разумеется, гораздо проще и эффективнее, когда не нужно заставлять ребенка ходить в школу, а домашние задания он выполняет не из-под палки, а по собственному желанию. Да, и студентам, и взрослым тоже иногда не повредит мотивация, особенно когда впереди сессия или требуется повышение квалификации. Существует несколько различных способов и приемов, как замотивировать ребенка (да и взрослого тоже) на выполнение учебной деятельности.

Поощрения

Поощрения могут быть абсолютно любыми в зависимости от того, что важно для ученика, которого мотивируем. Это положительные оценки, похвала, знаки отличия (например, грамоты), маленькие подарки (компьютерная игра, шоколад, новая игрушка и др.), разрешение каких-то действий (сходить на дискотеку, съездить на экскурсию и др.).

Для младших школьников большое значение имеет похвала, а также одобрение родителей, учителя, одноклассников. Стремление заслужить их будет являться отличной движущей силой обучения. Однако здесь главное не переусердствовать, а хвалить ребенка действительно за дело. В этом случае у ученика любого возраста будет складываться понимание того, что поощрение он получает за свои реальные знания/навыки/старания, и возникнет стремление развивать их и совершенствовать.

ВАЖНО! Наказание и излишняя строгость не имеют такого же эффекта, что и поощрение. Испытывая страх перед гневом родителей, ребенок будет не столько стремиться ходить в школу и хорошо учиться, сколько стараться скрыть от них плохие отметки, замечания в дневнике и т.д. Наверняка каждому знакомы истории с вырыванием листков из дневника, его «потерей» и пр.


Пожалуй, не самый лучший прием учебной мотивации.

Учеба – увлекательная игра

Часто бывает, что 6-7-летний ребенок еще не готов к обучению. Ему сложно сконцентрироваться, долгое время выполнять одну и ту же деятельность, быть внимательным и прилежным. Если оставить ребенка в садике еще на год нет возможности, то можно превратить обучение для него в увлекательную игру.

Например, выполняя домашние задания, необходимо использовать не только материал учебников, но и красочные иллюстрации, различные игрушки. Для обучения арифметике можно создать листочки из цветной бумаги, фигурки деревьев и человека, использовать настоящие фрукты и овощи. В этом случае ребенку будет легче понять и выучить числа, да и работать с ними станет намного увлекательнее – появится интерес к учебе. Задания, которые нельзя напрямую связать с предметами (написание букв, чтение и др.), можно включать в игровой процесс, например, во время игры в дочки матери попросить почитать сказку кукле.

Учеба и реальная жизнь

У детей более старшего возраста, подростков и старших школьников часто проблемы в учебной мотивации возникают на фоне того, что они не понимают, как это связано с их реальной жизнью. В этом случае необходимо показать, что обучение сможет помочь им в дальнейшем, какой бы путь они не выбрали.

Задачи должны быть напрямую связаны с жизнью (например, расчет процентов по банковским вкладам), любые отвлеченные понятия нужно сопровождать примерами (химию важно знать потому, что она неотделима от обычной жизни: лекарства, моющее средства, косметика и пр.).


Учиться в вузе сложнее, чем в школе. Поэтому привыкать лучше заранее.

Старших школьников целесообразно мотивировать на будущее – объяснить, как важна учеба для поступления в ВУЗ и построения карьеры. Отлично помогут в этом посещения открытых лекций в ВУЗе, куда ребенок планирует поступать, беседа с людьми тех профессий, которые ему интересны и пр.

Поиск интересных тем

Любая деятельность будет выполняться с удовольствием, если к ней есть интерес. И обучение не является исключением. Чтобы заинтересовать ребенка любого возраста в обучении, необходимо:

  • Убедиться, что получаемая нагрузка ему по силам. Если у школьника постоянно что-то не получается, то рано или поздно он прекратит попытки и утратит всякий интерес к этой деятельности. Поэтому нужно следить за уровнем сложности заданий, проконсультироваться с педагогом при необходимости, оказать ребенку помощь в освоении материала.
  • Понять, какие именно предметы ему интересны. Ребенок может иметь технический склад ума, гуманитарный или творческий. Поэтому некоторые предметы могут даваться обучающемуся хуже, а некоторые – лучше. Важно понять, в чем именно силен ребенок, и направить на это максимум сил. Однако про другие сферы (предметы) забывать также не стоит: их нужно развивать по мере возможности (занятия с репетиторами, дополнительное изучение и пр.), но в то же время не требовать от ребенка больше, чем он может.
  • Ориентироваться на потребности ученика. Задания должны быть адекватны этим потребностям, которые различны в разном возрасте. Так, у младших школьников доминируют потребности в самооценке, рефлексии, насыщении жажды знаний, теоретическом объяснении явлений, которые они наблюдают. Ребенку такого возраста необходимо объяснять, что и почему происходит (почему солнце светит, почему птицы улетают на юг и т.д.), постоянно снабжать его новой интересной информацией, давать возможность самостоятельно подумать над какими-то явлениями.В подростковом возрасте ведущую роль играют потребности в приобщении к социуму (к миру взрослых), в самоутверждении как личности, в самовоспитании. Поэтому для подростков важно, чтобы деятельность, которую они выполняют, давала навыки необходимые «во взрослом мире», позволяла тем или иным образом самоутверждаться. Задания для подростков должны давать им простор для творчества, должны быть связаны с обычной жизнью, с темами, которые для них актуальны.

Родители и ребенок – отличный тандем


Личный пример – лучшая мотивация. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, родители сами должны быть в нем заинтересованы и должны давать это понять. Для этого необходимо:

  1. Вместе выполнять задания, оказывать помощь при необходимости
  2. Интересоваться тем, что проходит ученик в школе в данный момент
  3. Совместно изучать какие-то интересные темы/вопросы/аспекты
  4. Обсуждать важные вопросы, всегда интересоваться мнением ребенка и не смеяться над ним
  5. Поддерживать и поощрять увлечения ребенка, его исследовательскую и познавательную деятельность

Пару слов напоследок

Плохая успеваемость и нежелание учиться не всегда говорят именно о недостатке мотивации. Иногда причина может быть в слишком большой нагрузке или плохих отношениях с учителем и/или с одноклассниками. Чтобы исключить это, побеседуйте с педагогом, посмотрите на обстановку в классе, поговорите с ребенком. Если в данных аспектах проблем нет, то можно сделать вывод о недостатке учебной мотивации и приступить к ее формированию.

Источник заглавной картинки - igames.by