Меню
Бесплатно
Главная  /  Одежда  /  Коллективная работа огненный петух. Петушок своими руками на новый год

Коллективная работа огненный петух. Петушок своими руками на новый год

Внеурочное занятие для учащихся начальных классов "Встречам Год Огненного петуха"

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 г.о. Самара
Описание: Данный материал могут использовать учителя начальных классов и воспитатели для проведения внеклассных мероприятий в начальной школе.
Цель: формирование представления учащихся о символе 2017 года.
Задачи:
- организовать активный досуг учащихся, воспитывая интерес к чтению познавательной литературы;
- вспомнить и закрепить знания о символе Нового 2017 года;
- расширять кругозор детей;
- совершенствовать умение развернуто и связно отвечать на вопросы;
- развивать память, внимание, мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, систематизировать изученный материал, выделять главное.

Ход занятия


Чтец
Вот сидит на чемоданах
Обезьяна у дверей,
Ведь Петух теперь здесь главный
Среди всех других зверей.

Он привез с собою сани,
А на них дары для нас,
Счастье, денежки, удача,
И здоровье про запас.

И улыбки, и объятья,
Чудеса на целый год,
И мешочек с благодатью,
Что бы жили без забот!


Учитель:
Наступивший 2017 год по китайскому гороскопу является Годом Огненного Петуха.Китайский новый год не имеет постоянной даты, день зависит от фазы Луны. В 2017 году новый год приходится на 28 января. Новогодний праздник в Китае называется Пиньинь, переводится как "праздник весны".
Сегодня мы постараемся как можно больше узнать об этой важной персоне года.
Чтец:
Здравствуй, здравствуй
Новый год!
Петуха настал черед.
Пусть своим «Ку-ка-ре-ку!»
Он разгонит грусть, тоску.
Даст пусть крылья для полета,
Золотых яиц без счета.
Боевой поднимет дух
Пусть нам Огненный Петух.


Учитель:
В древнейшие времена петух символизировал солнце. Своим пением он возвещает весь мир о победе над силами зла, прежде всего тучами. Петух у славянского народа был всегда воплощением Огня. Даже бога огня изображали чаще всего в виде красного огненного петуха. То ли потому что, что эта птица своим пением приветствует зарю, а может быть потому что самые старые породы кур петухи носят красное оперение.
Петух не только возвещает о начале дня, но и является проводником солнца В мифологии считается, что как и солнце, Петух «отсчитывает» время («первые петухи» , «третьи петухи» , до «петухов» и т. п.)


1 Ведущий
Слово «петух» в русском языке происходит от глагола «петь», исстари петуха почитали как солнечную птицу, «глашатая Солнца».Одна из важнейших функций петуха- часовая. Его пение означает начало нового часа. Именно с часов все и начиналось.
Ведь в далекие времена далеко не каждый человек мог позволить себе часы, зато петухи тогда были так же дешевы. Еще древние греки считали, что пение петуха начинает первый час дня.
Русские крестьяне думали, что на ночь небесные врата закрываются. И после этого злые духи получают возможность сделать вред человеку. Так всегда считалось и в Европе.
Ведь не зря злые духи приходят всегда ночью. А уходят они с первым Утренним криком петуха. Петух обладает особо тонким слухом. Он первый узнает о небесной заутрене и оповещает об этом весь мир.
Вероятно, еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца.
Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III...II тысячелетие до нашей эры). Есть мясо петухов строго запрещалось, но в то же время разрешалось охотиться на диких кур и есть их. Лишь много позже в античной Европе мясо домашней курицы, а потом яйца стали употреблять в пищу.


Чтец
Постучался в гости к нам,
Петушок веселый,
Поет он песни по утрам,
В деревнях и селах.

Ярко - алый гребешок,
За окном мелькает,
Новогодний петушок,
Всех нас поздравляет!

2 Ведущий:
Изображение Петуха-стража часто старались помещать на крышах домов, шестах, флюгерах, шпилях, а также на ларцах, сундуках.



Китайцы образ красного Петуха изображают на стенах дома как талисман против огня.


На Руси петух ассоциировался с пожарами." Подпустить красного петуха" -так говорили о разгорающемся пожаре, поджоге из-за его огненного оперения и жаркого характера. О человеке, у которого жилье пострадало от огня говорили:
" У него жареный петух поселился". Поэтому, наверное, и пошло выражение про "жареного" петуха, который символизировал большую степень неприятностей, настоящую беду в хозяйстве.


Чтец
Красный Огненный Петух
Пусть несет в дом доброту,
Здоровье, счастье, верность,
Добро, удачу, щедрость.

С Новым годом, с новым счастьем!
Пусть забудутся несчастья.
От души всей поздравляю,
Много радости желаю!
Учитель:
А вот символом португальского города Барселуш является настоящий жареный петух. Здесь его считают справедливой птицей, так как он спас жизнь человеку.


Вот такая легенда существует:
Как –то раз шли через этот город паломники и остановились переночевать на постоялом дворе. А хозяйке этого двора понравился самый молодой из них. Но паломнику хозяйка не понравилась. За это решила она отомстить юноше: спрятала свое столовое серебро, а в воровстве обвинила этого молодого человека. Приговорили юношу к казни, но он попросил последнее слово. И когда паломника перед казнью привели на пир в дом к судье он сказал, глядя на блюдо с жареным петухом: "Я настолько безвинен, что когда меня будут вешать, этот петух закукарекает!".


Все гости вместе с хозяином посмеялись над бедным несчастным. Но произошло чудо - в час казни этот петух вдруг ожил, расправил крылья и закукарекал. Так петух и спас этого невинного молодого человека.
С тех пор черный петушок является символом города Барселуш.


2Ведущий:
С незапамятных времён символом Франции является галльский петух. Галлами древние римляне называли кельтов, населявших Галлию - территорию современной Франции, Бельгии и Северной Италии. Латинское слово "gallus" означает не только "галл", но и "петух". Римляне дали такое название кельтам потому, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушиные гребешки. В 1792 г. на новой 20-франковой монете появилось изображение петуха и французы, считавшие галлов своими предками, осмыслили его как "галльского петуха" и стали считать своей национальной эмблемой.


Выражение "галльский петух" вошло в литературную речь как аллегория Франции. Президент Франции де Голль вводил его в военные медали как символ боевого духа Франции. Петух - эмблема Национального олимпийского комитета Франции.
Петух перидически появлялся на монетах Франции: в 1871-1914 годах на золотых монетах достоинством 10, 20, 50 и 100 франков; в 1950-1958 гг. на монетах номиналом 10 и 20 франков.


1Ведущий:
Не зря про забияк говорят "драчливый, как петух". Бойцовские качества петухов высоко ценились еще в Древней Греции.. В Древнем Риме родосских и тонагрийских петухов обучали бойцовским приемам. Петушиные бои на островах Ява, Таити, Суматра и Целебес описывали европейские путешественники в XVI в. Английские школьники еще в XII в. развлекались во время каникул петушиными состязаниями, не гнушались этими состязаниями и индийские раджи.


Распространенной забавой не только дворян, но и других сословий - мещан, купцов, чиновников, а также иностранцев - были петушиные бои. Родилось это развлечение в России в XVIII в. с легкой руки А.Г. Орлова, который впервые выписал боевых петухов из Англии. Другой богач Н. В. Всеволжский также выписывал петухов с родословной из Англии, только серых, в то время как Орлов приобретал красных. Каждое снесенное яйцо береглось, так как из него получался породистый цыпленок. Родословная каждого петуха имела свою запись. В XIX в. традиция петушиных боев не только не была утрачена, но и активно развивалась в частных домах и трактирах.
Бои между петухами считались популярным зрелищем в прошлые века в Индии, Китае, Персии и других странах Востока.
Площадки для петушиных сражений делались круглой формы с настилом из циновок диаметром около 6 м. Окружалась площадка оградой, способствующей нахождению петухов непосредственно во время боя в пределах поля. Соревнование (матч) обычно состояло из заранее обговоренного числа боев между участвующими птицами, исход поединка определялся из расчета максимального количества выигрышей.
Учитель:
Поют петухи не просто для красоты. Своим пением они с большим энтузиазмом и точностью предсказывают погоду.


Существуют приметы:
-Петухи начинают петь тотчас после захода солнца - погода переменится.
-Если же кочет поет после 10 часов вечера, ночь будет тихая и хорошая.
-Когда петух поет ранее 9 часов вечера, это признак того, что погода переменится и скоро будет дождь.
- Зимой пение в это время обозначает наступление скорой оттепели.
А вот ночное пение петуха в разных местах трактуется разным образом.
В Грузии считают, что оно служит предвестником перемены погоды к худшему.
В Германии полагают, если кому-то из петухов вздумается петь стоя на навозной куче - погода может остаться такой же, но если ему захочется сделать это в курятнике, то такая же погода простоит еще ровно неделю.
В Польше считают, когда поют петухи - погода просто ненадежна.
Петухи любят скрестись около деревьев. С той стороны, в какую они поворачивают грудь, можно ожидать ветер. Петушиный бой предвещает хорошую погоду, тогда как стояние на одной ноге зимою - мороз.
Кукареканье - это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич. Правда, в случае, когда соперники - петухи одного ранга. Если же закричит, скажем, на том же дворе петух, занимающий подчиненное положение, то господствующий попросту атакует его, не удостаивая ответом.
Крик петуха человек слышит на расстоянии двух километров. Один и тот же петух выкрикивает всегда одну и ту же песню, различия очень небольшие. Во время пения петух, так же как и поющий глухарь, ничего не слышит. Петь молодые петушки пытаются с трехнедельного возраста.


А знаете вы, что человеческие звукоподражания петушиному пению звучат в разных странах по-разному.
В Германии Японии - "ко-кэ-кок-ко".
В Японии- «ко-кэ-кок-ко»
В Швеции - "ку-ке-ли-ку".
В Италии - "чи-ки-ри-чи".
Во Франции - "ко-ко-ри-ко.
В Болгарии - "ку-ку-ри-гу".
А в Англии- "кокей -дудл-ду"
1 Ведущий:
Куриные яйца в основном белого цвета, но бывает и коричневого, и голубого (у южноамериканских кур), а одна курица из итальянской деревни снесла как-то раз зеленое яйцо.

Кукареко-викторина

1. Что означает слово «петух»?
(Петух – «певец»)
2. В какой стране петух является национальной птицей?
(Франция)
3. Как в честь этой птицы назван город во Владимирской области России?
(Петушки)
4. Что означает пение петуха?
(Начало нового часа)
5. Согласно народным поверьям, что исчезает с первым криком петуха?
(Ночные призраки)
6. Как называют оперение на шее петуха?
(Ожерелье)
7. Сколько пальцев на лапе петуха?
(Четыре пальца, из которых один направлен назад, а остальные три – вперед.)
8. В какой стране считают, что петух кричит не «кукареку», а «кокей-дудл-ду»?
(В Англии)
9. Какой петух должен клюнуть человека, чтобы он начал что-то исправлять?
(Жареный.«Пока жареный петух не клюнет».)
10. Какой петух является символом пожара?
(Красный петух. Пустить красного петуха – умышленно поджечь.)
11. Что означает фраза «с первыми петухами»?
(Рано утром)
12. Кто хвалит петуха, в известной басне И.А. Крылова?
(Кукушка. Басня «Кукушка и Петух».)
13. Что помогло Петуху прогнать Лису из Зайкиной избушки в сказке?
(Коса)
14. Кем должен был стать золотой петушок царю Дадону, сидя на спице-шпиле?
(Сторожем)
15. Кто убежал от Карабаса и Дуремара на петухе?
(Буратино. В сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
Учитель: А теперь мы познакомимся с играми, которые тоже связаны с символом года.
«Бой петухов»
Участники делятся на две команды и встают в две шеренги друг напротив друга. Между шеренгами чертится круг диаметром примерно 2 метра.
Из каждой команды выбирается по одному игроку - петухи. Они встают в центр круга, встают на одну ногу, а руки держат за спиной. По команде они начинают толкать друг друга. Цель - вытолкнуть противника из круга или заставить его встать на обе ноги. Если это удалось, то команда получает призовое очко. Затем следующие «петухи» выходят на «поле боя».


Когда все играющие примут участие, эстафета прекращается. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Игра «Круговые жмурки»
Все встают в круг, считалкой выбирают жмурку. После этого жмурке завязывают глаза, ставят на середину круга и дают в руки свернутую бумажную трубочку. Дети берутся за руки и идут хороводом, приговаривая хором:
«В карусели друг за другом
Мы идем широким кругом.»
Теперь дети переместились. Жмурка не знает, кто где стоит. Когда хоровод остановиться, жмурка вытягивает вперед трубочку и двигается вперед до тех пор, пока не упрется трубочкой в одного из ребят. Тот до кого дотронулись должен «подать голос». Например, помяукать или прокукарекать. По голосу жмурка должен догадаться, кто это. Если удалось догадаться, то узнанный игрок становится новым водящим.


Учитель:
В Новый год вам пожелаю,
Чтоб принес петух добра,
Принесет мешок пусть денег,
И душевного тепла.

Пусть огня добавит сердцу,
Ну а голове - ума,
Чтобы вам с доставкой на дом,
Счастья принесла судьба.

Пусть все то, о чем мечтали,
Непременно в этот год,
Что так терпеливо ждали,
Обязательно придет!
(Каждый участник занятия получает леденец петушок)

7

Конспект урока ИЗО в 5 классе.


Тема. Коллективная работа: оформление панно – символ года «ПЕТУХ».
Цель : Закрепить у учащихся умения и навыки по созданию панно в разной технике исполнения.
Задачи: - формирование навыков коллективной работы по составлению панно; - воспитание нравственно-эстетической отзывчивости; - продолжать пополнять словарный запас художественных терминов.
Материалы : в каждой группе учащихся имеется свой материал для выполнения панно; листы А 3; словарики по ИЗО. (На партах в каждой группе: Граттаж» – клеёнка, чистая сухая тряпка – 5 штук, восковая свеча – 3 штуки, гуашь или тушь черная, 5 острых зубочисток, кисточка – 5 штук, стакан с водой, карандаш мягкий. - при изготовлении панно в технике «Гуашь» – клеёнка, палитра – 5 штук, гуашь цветная – 5 штук, кисточки – 5 штук, стаканы с водой, чистая сухая тряпка. - при изготовлении панно в технике «Пастель» – клеёнка, пастель художественная, сухая чистая тряпка, вата, фиксатор или лак для волос. - при изготовлении панно в технике «Уголь» – клеёнка, сухая чистая тряпка, простой карандаш, фиксатор. - при изготовлении панно в технике «Коллаж2 – клеёнка, чистая тряпка, кусочки материи разного цвета, фольга, цветная бумага, клей – 3 штуки, ножницы – 5 штук, гуашь цветная, кисточки, стакан с водой.)

Ход.

I. Организационный момент.(приготовить заранее на партах эскизы петуха и художественные материалы)
II. Сообщение темы урока.Учитель - Сегодня мы с вами закрепим свои умения и навыки при создании панно – символа года – «Петуха» с помощью разных средств и техники исполнения; пополним свои знания еще одним художественным термином. - На прошлом уроке вы разделились на группы и каждая выбрала свою технику исполнения. Вы в группах сделали набросок символа.
III. Формирование новых знаний.Учитель - Я выбрала изображение Петуха не просто так. Многие в вашем классе родились в год Петуха. Поднимите руки, кто это? (ребята поднимают) - Но не только по этой причине. Праздник Нового года уже прошел, а мы опять вспоминаем про символ года. Это все потому, что по лунному календарю в Японии и Китае Новый год наступает 4 февраля. На Востоке считают, что эта птица превыше всего ставит чистоту и возрождение жизни и перемены к лучшему. - Завезена эта птица из Индии. Но все равно петуха мы считаем русской птицей. Недаром он герой множества пословиц, поговорок и сказок. - Скажите, какие вы знаете сказки, где упоминается петушок?

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Лиса, заяц и петух» «Про собаку, кошку, петуха» и др.)

Учитель - Если вы хорошо знаете сказки, то быстро узнаете их по отрывкам. (трое учеников читают отрывки сказок – все остальные отгадывают)

«Узнайте сказку»

1. Жили-были кот, дрозд да петушок-золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют (русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»)
2. Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется И кричит: «Кири-ку-ку Царствуй, лежа на боку.» (А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
3. Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок-золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает: «Что ты, зайка, плачешь?»… (русская народная сказка ««Лиса, заяц и петух»)

IV . Актуализация опорных знаний .
Учитель - Когда мы рисовали эскиз петуха, я дала задание вам найти поговорки или стихотворения про петуха.

(ребята читают подготовленные ими поговорки и пословицы)

(Можно предложить ребятам, если они ничего не нашли, следующий материал:
    «Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит» Скороговорка:
Про пёстрых птиц поёт петух, Про перья пышные, про пух.)

Учитель - Молодцы, многие подготовились, а теперь послушайте что я приготовила для вас: 1. «Цыплят по осени считают» (говорят о том человеке, кто преждевременно выражает радость от успеха, хотя до окончательного результата еще далеко)
2. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух»)

VI . Работа со словариками .
Учитель – Как вы уже знаете, многие русские писатели, поэты рассказывали нам в своих книгах о петушке: это и А.С. Пушкин и С.Я. Маршак. А также и художники: Илья Репин, Валентин Серов изображали животных, птиц в том числе и петушка. Восхищались его гибкостью, окраской, изображали в карандаше, углём, тушью. Самым знаменитым художником в этой области является Василий Ватагин, который всю свою жизнь посвятил изучению повадок животных, птиц. Вот таких художников, изображающих животных, называют – АНИМАЛИСТАМИ. - Откройте словарики и запишите новый термин: (показать на слайде запись) Анималист – (лат. – анимал – животное) – художник, уделяющий основное внимание изображению животных.
- Вернемся к своему уроку. Итак, вы предварительно выбрали технику исполнения своего панно. Давайте еще раз вспомним, кто какую выбрал. (ребята называют: ГУАШЬ, ГРАТТАЖ, КОЛЛАЖ, ПАСТЕЛЬ, УГОЛЬ)
- Что вы знаете об в этой технике? (написано в словарях у ребят) (ответы учащихся по группам: УГОЛЬ – это старинный материал для рисования. С древних времён человек пользовался углём, чтобы набросать на стенах пещеры образ животных. В наши дни уголь получают из виноградных веток, обожжённых в специальных печках. Используется в графике, им можно нарисовать натюрморт, пейзаж, портрет, выполнение набросков, эскизов. Уголь прост в использовании. Но он легко смазывается и поэтому рисунок надо закреплять специалным фиксатором или лаком для волос.
ПАСТЕЛЬ – имеет много оттенков. Это мягкие цветные палочки, изготовленные из мела, дают удивительно бархатистый тон, создают сильный живописный эффект. Легко размазываются клочком бумаги. Масляная пастель имеет цвет яркий и чистый, хорошо рисовать пейзажи, портреты, этюды.
ГУАШЬ – непрозрачная краска, которая разводится водой. Гуашевые краски яркие и допускают исправления во время работы, ими можно перекрывать тёмные тона светлыми. Применяется для эскизов, портретов, пейзажа и живописных рисунков.
КОЛЛАЖ – переводится как – приклеивание, наклейка. Техника выполнения живописных произведений путём наклеивания на основу различных материалов: ткани, верёвки, кожи, дерева, металла и др.
ГРАТТАЖ – эта техника выполняется с помощью воска и туши или гуаши. Есть классический граттаж, когда расплавленный воск выливается на картон и после высыхания заштриховывается гуашью. Рисунок наносится с помощью острого предмета: зубочистки или иголки.)
Учитель - Замечательно, все вспомнили разные техники исполнения, много информации получили, а сейчас, перед самостоятельной работой, давайте отдохнём и проведем физкульминутку.
VII. Физкультминутка.(проводит ученица класса, а ребята повторяют.) Во дворе два петушка, два спортивных дружка. Утром рано умывались, полотенцем растирались. Лапками топали, крыльями хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям – физкульпривет!
VIII . Самостоятельная работа группах .Учитель – приступайте к практической работе. Создание панно – Петух.

(Приложение)

IX. Анализ работ.Учитель – Ребята, все хорошо поработали в парах. Все прошло слаженно, а главное все успели сделать такие замечательные панно. - Кто мне ответит, а кроме выбранных техник исполнения, с какими еще вы знакомы? (гризайль, мозаика, витраж и т.д.)
X. Обсуждение.- Выставка детских работ. Оценивание работы в группах. Оценки за урок.
XI . Домашнее задание .Учитель – возьмите в библиотеке ипрочитайте книги Василия Ватагина. На следующий урок принести гуашь.

Приложение.

Работы учащихся.

Техника « Граттаж»

Техника « Гуашь»

Техника « Коллаж»
Техника « Пастель»

Техника « Уголь»

Фотографии с урока.



План - конспект открытого занятия для младших школьников в студии "Фитодизайн" по теме: «Флористические традиционные новогодние игрушки из природных материалов. Символ года: Петух».

Цель : раскрытие творческого потенциала учащихся через изучение технологии создания традиционной декоративной флористической новогодней игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- освоить технологические приемы и алгоритм создания флористической новогодней игрушки;
- рассмотреть варианты полу объемных и плоскостных новогодних игрушек из природных и декоративных материалов;
- познакомиться с историей и этнографическими характеристиками символа приходящего года.
Развивающие:
- развивать творческие способности и воображение;
- расширять и углублять знания по флористике и фитодизайну;
- уделить внимание развитию психомоторных навыков и аналитических способностей.
Воспитательные :
- стимулировать интерес к природе, традициям и истории родного края и мира,
фольклористике и этнографии;
- воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к прикладному искусству;
- прививать навыки трудолюбия, взаимоуважения, поощрять инициативность и креативность.
Тип занятия : комбинированное.
Вид проведения занятия : коллективное, индивидуальное.
Форма проведения : лекция-беседа и практическая работа.
Метод организации занятия : объяснительно-иллюстративный метод, метод практической демонстрации и практической работы, словесные методы обучения (лекция, беседа), метод игры, мастер-класс.
Оборудование и используемые материалы : лептоп, фотоаппарат, клеевые пистолеты и удлинители, ножницы, клей ПВА и силиконовый, шаблоны игрушек (15 шт), декоративные и природные материалы для оформления.
Методический и дидактический материалы : книги с иллюстрациями, рисунки и декоративные панно сказочной направленности, выполненные учащимися студий декоративно прикладного направления ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»; игрушки и сувениры в виде петушка из личных коллекций учащихся студии, фотоматериалы, образцы работ из природных и декоративных материалов, образцы шаблонов.
Описание мероприятия :
Открытое занятие приурочено к началу подготовки к традиционным зимним праздникам. На занятии учащиеся знакомятся не только с технологическими аспектами работы, но также с символическими, литературными и культурологическими особенностями образа «петушка» в традиционных культурах мира. Дети не просто усваивают новый материал и повторяют изученный, упор делается на креативный подход в работе и авторскую импровизацию. В процессе проведения занятия учащиеся активно взаимодействуют друг с другом и преподавателем. Занятие рассчитано на учащихся студии возрастом от 7 до 12 лет. Число участников 12-15 человек. Время проведения– два блока по 45 минут с перерывом на 10 минут (физкультминутка). Первый блок посвящен теоретической части, когда и проводится интересная лекция-беседа о петухе,его месте в культуре народов мира,символичности образа. Второй блок - практика, во время которого учащиеся изучают особенности оформления образцов, знакомятся с мастер-классом, создают свои елочные игрушки на заданную тему. Данное мероприятие предполагает высокую активность всех его участников.
Предварительная подготовка.
Для преподавателя. Создание мастер класса и образцов новогодних декоративных флористических игрушек «Петушок»; подбор фото материалов, оформление кабинета рисунками, объемными панно, игрушками. Написание плана-конспекта; выбор места и времени проведения мероприятия, согласование со всеми ответственными лицами и участниками, своевременное их оповещение, консультации по возникающим вопросам, любая другая координационная деятельность.
Для учащихся. Вспомнить сказки и стихотворения, пословицы, поговорки, где главным героем выступает петух; принести картинки и рисунки с изображением петушка, любые игрушки или любимые изображения в виде курочки или кочета и рассказать их историю.
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Вступительное слово. Беседа, творческая игра с учащимися.
4. Актуализация опорных знаний.
5.Объяснение нового материала.
6. Физкультминутка.
7. Практическая часть: интерактивная демонстрация и творческая работа.
8. Анализ выполненной работы.
9. Подведение итогов.
10. Уборка рабочих мест.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
Организация группы и рабочих мест, проверка присутствующих. Приветствие. Краткое повторение техники безопасности при работе в студии «Фитодизайн» и нахождении в здании «ДДЮТ».
2.Подготовительная часть.
Объявление темы и цели занятия, знакомство с планом занятия. Инструкции для всех участников учебного процесса.
3.Вступительное слово педагога.
Согласно восточному календарю, у каждого года есть свой покровитель – одно их двенадцати небесных животных. Каждое из них имеет свои особенности, свой характер. Зная это, можно попробовать склонить хозяина года на свою сторону. Тогда все двенадцать месяцев до следующего Нового года будут проходить весело, интересно, а судьба несомненно щедро одарит вас. Самая распространенная и красивая из существующих легенд о появлении восточного гороскопа гласит. Перед тем, как покинуть Землю, Будда пригласил к себе всех животных попрощаться. Первым двенадцати зверям, что поспешат явиться к нему, Будда пообещал ценный дар --возможность царствовать целый год, через каждые двенадцать лет. Первой к Будде прибежала хитрая и проворная Крыса, затем явился трудолюбивый Бык. Третьим примчал воинствующий Тигр, за которым прискакал пушистый Кролик. И тот час же прилетел могучий Дракон и приползла мудрая Змея. Затем настал черед быстроногой Лошади и грациозной Козы. За ними спустилась с ветвей смекалистая Обезьяна, и вошел гордый Петух. Успела к Будде в числе двенадцати верная Собака и, наконец, в священный чертог прибежала жизнерадостно хрюкающая Свинья. За каждым гостем Будда закрепил по году, и этот год обрел их характер и эмоциональные качества.
Наступающий 2017 год станет годом Огненного Петуха, а цветом его – красный.

Издревле считалось, что стихия Огня связана с бесконечной жизненной энергией и непрерывным движением, отличается невероятным стремлением к самосовершенствованию и успеху. В китайском календаре Петух-- утонченный, элегантный, коммуникабельный знак. Он весьма проницателен, щепетилен и даже педантичен. Но также организован, решителен, храбр, вынослив. Он требовательный к себе и другим, но и очень ответственный. Во многом консервативен и практичен. И в то же время перфекционист до мозга костей. А еще он просто обожает внимание и жить не может без комплиментов и похвалы. Хотя склонность к пустой браваде порой делает из порядочного Петуха настоящего пустозвона и брехуна. И таков петушок не только у восточных народов.
Преподаватель:
-Расскажите, что вы помните о петухе, какой он в наших песнях и сказках?
Учащиеся по очереди рассказывают стихотворения или тексты песенок о петухе, вспоминают пословицы сказки.
1.Идет петушок,
Красный гребешок,
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром он встает,
Красны песенки поет

2.«Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Громко песни поешь,
Деткам спать не даешь!»

3.Тише, тише, Петушок!
Ты не пой так громко!
Спит мой маленький внучок,
Потерпи немного!»
«Не могу уж тихо петь!»
Крылья он расправил,
«Не могу я и терпеть,
Вот-вот солнце встанет!
Для того я и Петух,
Всех будить с рассветом,
Пусть встаёт ваш соня-внук,
Будем петь дуэтом
Т. Гарг

4.Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт:
– Лежебоки, хватит спать,
Надо солнышко встречать!
Песню звонкую пропел
И в курятник улетел.
Он немного не доспал
– Слишком рано утром встал.
Т. Лаврова

5.– Для кого, петушок, ты поёшь?
Почему до рассвета встаёшь?
– Должен солнышко я разбудить –
Вдруг забудет, что надо всходить?
Не проснётся – случится беда:
Светлый день не придёт никогда!
Рано я и ложусь, и встаю,
Песни солнышку громко пою.
Выйдет солнце на небо с утра,
Значит, всем просыпаться пора!
Н. Капустюк

6. «Не часы, а время сказывает»;
«Не сторож, а всех рано будит»;
«Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели»;
«Не царь, а в короне»;
«Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом».

Преподаватель:
-Вспомним сказки о петушке.
Учащиеся называют сказки и дают краткий пересказ содержания: «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Колосок» и т.д.
Преподаватель :
-Видите, как часто обращаются к образу петуха. А почему он был так значим, почему такое пристальное внимание к нему, как думаете?
Учащиеся перечисляют:
-Петух будил людей по утрам, по нему определяли время, это такой древний будильник.
-Петух нужен, чтобы курочки несли яйца, а без яиц и тесто не замесить,и пирог не испечь.
--Петух предупреждал криком о пожаре и если в курятник лиса забралась.
Преподаватель:
-А теперь посмотрите на картинки и игрушки. Пусть будет такая творческая игра. Опишите в одно-два слово петуха соседа, можете даже имя придумать.
Учащиеся дают импровизированные характеристики петушкам.
Преподаватель :
-Подведем итог. Какой он- петух, Петушок в нашей русской фольклорной традиции?
Учащиеся :
-Яркий, нарядный, голосистый, трудолюбивый, терпеливый и т.д. Он высокого о себе мнения, хвастун и щеголь, а еще драчун и иногда очень любопытен и глуп.
Преподаватель:
-Все правильно. Не бывает только плохих и только хороших сказочных персонажей, как не бывает и однозначных людей. Сказочные герои совершают разные поступки. Но в целом наш герой, Петух, положительный персонаж и весьма нужный член сказочного сообщества. И вот каким он представлялся нашим предкам.
По народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Недаром говорят про первых-вторых-третьих петухов. Петуха, как защитник от всякого зла и активный борец с темными силами известен с самых древних времен, амулеты с изображением этой птицы были активно распространены в Египте, Греции, Персии. На Ближнем Востоке с петухом связано множество магических и охранных ритуалов. Мотив петушиного крика, разгоняющего нечистую силу и отпугивающего мертвецов, характерен для определенного типа сказок и легенд, постоянен в быличках, актуален и в современных фантазиях. Как только злые силы, выходящие по ночам делать всяческие мерзости и гадости, заслышат петушиную песнь, они тут же бросаются прочь.


Именно крик петуха предвещает восход Солнца. Славяне испокон веков считали петухов помощниками самого Ярила- Солнца. Как и солнце, петух бдителен и всевидящ.Петух стал символом Солнца, оберегом. За точность и постоянство их называли вещими птицами, ведь петухи кричат в одно и то же время. Возможно, именно они стали прообразами волшебной мифической птицы- вещей Гамаюн.
Светлый или красный петух всегда ассоциировался с дневным светилом, теплом и пламенем. Посмотрите на красный гребень петуха: он очень похож на языки огня и костер. И так уж сложилось в представлении наших предков, что птица с пламенем на голове да еще и возвещающая восход солнца однозначно связана каким-то магическим образом со стихией огня и либо сама покровительствует ему, либо огонь благоволит петушку. Стоит вспомнить хотя бы известную поговорку «пустить красного петуха», т.е. поджечь. Петух превратился в некий талисман-оберег, охраняющий дом от пожара. Изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках. Такие изображения должны были охранять жилище и имущество всю ночь, ведь злые силы, страшащиеся песни кочета, ни за что не подойдут к дому, где на крыше несет ночную стражу петух.


А еще ПЕТУХ считался опекуном большого хозяйства. Русские считали, что без петуха не будет плодиться скот, будут невкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такие продукты, говорят: «Держи хозяина в дому!»
Преподаватель:
-Ну а золотой петух, как думаете, какой он?
«Сказка о золотом петушке»
…Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется»…
А.С.Пушкин.
Учащиеся отвечают:
- страж, всевидящий и всезнающий, охраняющий богатства царя и жителей его государства.
Преподаватель:
-Правильно. Золотой петушок –символ всего самого яркого и радостного, символ света,разгоняющий тьму, зло, болезни и невзгоды. И подарив такого петушка, вы желаете человеку богатства, здоровья и много-много радости. А украсив им новогоднюю елку, вы желаете это и своей семье. И именно такого петушка мы начнем сегодня делать.
4. Актуализация опорных знаний.
Преподаватель :
-Но сначала, вспомним приемы оформления и создания коллажей. Какие техники мы используем в работе?
Учащиеся:
-Аппликация, римская коллажная, приклеивания и выкладывания в геометрическом и хаотичном порядке.
Преподаватель:
-А какими материалами, как думаете, можно воспользоваться?
Учащиеся:
-Гречка, горох, фасоль, бусины, ленты, раковины…
Преподаватель:
-А как мы сделаем петушка золотым?
Учащиеся:
-Покрасим, покроем золотой присыпкой, сразу будем использовать золотые украшения, ленты и ткань.
Преподаватель:
-Все верно, вы молодцы.
6.Физкультминутка.
Отбросим усталость, раздражение, обиды, чтобы в нашей игрушке не поселилась частица зла.
Поэтому улыбнулись,
Повернулись,
Хорошенько потянулись
Шеей мягко повертели,
Поиграли на свирели,
Распрямили спинку.
Закончили разминку.
5.Практическая часть.
--Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, посмотрим на новогодних петушков.
Преподаватель демонстрирует примеры игрушек: иллюстрации, открытки, фотографии, примеры из интернета.







Ход работы.

Материалы и инструменты.


Природные материалы, могут любыми, главное,чтобы они были разнофактурными.
1.Готовый шаблон прикладывается к картону средней плотности. Обводим, вырезаем по контуру. На этой основе карандашом прорисовываем части тела петуха: голова, гребень, крылья, перья хвоста.



2.Поверхность картона сегментарно промазываем густым клеем ПВА или «Титаном» и обкладываем природным материалом. Работа начинается с головы петушка. Потом хвост и крылья. Сначала приклеиваем самый крупным материал из имеющегося, потом мельче и мельче.
На фотографии фрагменты оформлены семенами гледичии.


Далее идет горох. Им мы оформили часть хвостовых перьев, лапки, бородку.



3. Покрываем клеем ПВА оставшееся пустое пространство картона и засыпаем пшеном. Просто сыплем его на клей сверху, потом аккуратно его стряхнем.Клюв сделаем кончиком крылатки.


Оставляем высыхать у батареи. Очень хорошо, когда каждый из сегментов-частей тела птицы оформляется различным материалом. Так голова может быть засыпана пшеном или песком, гребень, борода и одно перо хвоста- горохом, для крыльев можно использовать крылатки. Такой же принцип оформления используется при работе с бисером и различными декоративными материалами. Основу оформляем с двух сторон.

4. Когда петушок высохнет, никаких следов клея видно не будет. Оформляем обратную сторону. В первую очередь приклеиваем петлю. Петля крепится не на голове, иначе тяжелая игрушка перевернется, а на спине, возле хвоста. Моно проделать дырочку шилом, можно просто клеем.
Работаем по уже известной схеме: сначала промазываем фрагментарно клеем ПВА, потом украшаем картонную основу самыми крупными элементами.

Ольга Альбертовна Малиновская
Коллективная работа «Петушок». Конспект НОД по конструированию в старшей группе

Цель : Продолжать учить детей слаженно работать в коллективе .

Закреплять умение работать с ножницами , клеем и бумагой. Воспитывать аккуратность, терпение, умение согласовывать свои действия с действиями других ребят. Развивать у детей мелкую моторику, творчество и воображение.

Ход : Дети входят в группу . На столе за ширмой спрятан сказочный персонаж.

Ребята, вы слышите? Кто-то тяжело вздыхает и охает. Кто здесь?

Хотите узнать? Тогда послушайте загадку.

«Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Дети : Петушок .

Воспитатель : Правильно! А какие вы знаете сказки с участием петушка .

Дети : «Петушок и бобовое зёрнышко » , «Теремок» , «Заюшкина избушка» , «Колосок» , «Петушок Золотой гребешок » .

Воспитатель : Молодцы! А из какой же сказки пришёл наш герой? Как вы думаете и почему? Показывает детям петуха . Посмотрите, какой он измученный и напуганный.

Дети : Это петушок из сказки «Петушок Золотой гребешок » , его три раза обманывала и утаскивала лиса. Вот почему он так напуган и потрёпан.

Воспитатель : А кто вспомнит, какими словами выманивала лиса петушка и как , он звал на помощь? (двум детям предлагают лису и петуха из кукольного театра) первый ребёнок озвучивает лису, второй озвучивает петуха .

Ребята, а давайте поможем петушку и подарим ему новое оперение. Вы согласны?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда проходите за столы, сейчас мы будем делать петушку новые перышки . Нам нужно будет сложить листы бумаги пополам и ещё раз пополам, а потом по линиям сгиба разрезать бумагу на полоски вот так. Затем мы склеим концы полосок – это перья. Потом мы подберём и приклеим оперенья для хвоста, гребешка и крыльев.

Дети под спокойную музыку выполняют свою работу . Ну вот, посмотрите, какой красивый получился у нас петушок . Какое у него нарядное, новое оперенье. Вам нравится?

Дети : Да!

Воспитатель : И петушку тоже . Вот только наш петушок очень слаб надо бы его подкормить. Да вот беда хитрая лиса перепутала все зёрна. А вы ведь помните, как уже однажды, петушок пострадал от бобового зёрнышка. Давайте переберём зёрнышки для нашего петушка . Отберём только овсяные зёрна. Дети сортируют зёрна.

Воспитатель ставит перед петушком блюдце с овсом . Ну а чтоб наш петушок совсем развеселел , давайте споём и прохлопаем ему попевку «Петушок* петушок » . Дети поют и прохлопывают попевку. Петушок приободрился и голосисто прокричал «кукареку!» .

Воспитатель : А ещё петушок хочет научить нас новой игре «Петушиные бои » . Двоим детям предлагается показать игру. Ну как понравилась вам игра? Теперь на прогулке мы с вами можем играть в новую игру.

Я вижу, что нашему петушку всё очень понравилось и он хочет вас отблагодарить. Детям от имени петушка раздают угощение .

Конспект урока ИЗО в 5 классе.

Тема. Коллективная работа: оформление панно – символ года «ПЕТУХ».

Цель : Закрепить у учащихся умения и навыки по созданию панно в разной технике исполнения.

Задачи:

— формирование навыков коллективной работы по составлению панно;

— воспитание нравственно-эстетической отзывчивости;

— продолжать пополнять словарный запас художественных терминов.

Материалы : в каждой группе учащихся имеется свой материал для выполнения панно; листы А 3; словарики по ИЗО.

(На партах в каждой группе:

Граттаж» – клеёнка, чистая сухая тряпка – 5 штук, восковая свеча – 3 штуки, гуашь или тушь черная, 5 острых зубочисток, кисточка – 5 штук, стакан с водой, карандаш мягкий.

— при изготовлении панно в технике «Гуашь» – клеёнка, палитра – 5 штук, гуашь цветная – 5 штук, кисточки – 5 штук, стаканы с водой, чистая сухая тряпка.

— при изготовлении панно в технике «Пастель» – клеёнка, пастель художественная, сухая чистая тряпка, вата, фиксатор или лак для волос.

— при изготовлении панно в технике «Уголь» – клеёнка, сухая чистая тряпка, простой карандаш, фиксатор.

— при изготовлении панно в технике «Коллаж2 – клеёнка, чистая тряпка, кусочки материи разного цвета, фольга, цветная бумага, клей – 3 штуки, ножницы – 5 штук, гуашь цветная, кисточки, стакан с водой.)

Ход.

I . Организационный момент.

(приготовить заранее на партах эскизы петуха и художественные материалы)

II . Сообщение темы урока.

Учитель — Сегодня мы с вами закрепим свои умения и навыки при создании панно – символа года – «Петуха» с помощью разных средств и техники исполнения; пополним свои знания еще одним художественным термином.

— На прошлом уроке вы разделились на группы и каждая выбрала свою технику исполнения. Вы в группах сделали набросок символа.

III . Формирование новых знаний.

Учитель — Я выбрала изображение Петуха не просто так. Многие в вашем классе родились в год Петуха. Поднимите руки, кто это? (ребята поднимают)

— Но не только по этой причине. Праздник Нового года уже прошел, а мы опять вспоминаем про символ года. Это все потому, что по лунному календарю в Японии и Китае Новый год наступает 4 февраля. На Востоке считают, что эта птица превыше всего ставит чистоту и возрождение жизни и перемены к лучшему.

— Завезена эта птица из Индии. Но все равно петуха мы считаем русской птицей. Недаром он герой множества пословиц, поговорок и сказок.

— Скажите, какие вы знаете сказки, где упоминается петушок?

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Лиса, заяц и петух» «Про собаку, кошку, петуха» и др.)

Учитель — Если вы хорошо знаете сказки, то быстро узнаете их по отрывкам.

(трое учеников читают отрывки сказок – все остальные отгадывают)

«Узнайте сказку»

1. Жили-были кот, дрозд да петушок-золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют

(русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»)

2. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется

И кричит: «Кири-ку-ку

Царствуй, лежа на боку.»

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

3. Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок-золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает: «Что ты, зайка, плачешь?»…

(русская народная сказка ««Лиса, заяц и петух»)

IV . Актуализация опорных знаний .

Учитель — Когда мы рисовали эскиз петуха, я дала задание вам найти поговорки или стихотворения про петуха.

(ребята читают подготовленные ими поговорки и пословицы)

(Можно предложить ребятам, если они ничего не нашли, следующий материал:

    «Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит»

    Скороговорка:

Про пёстрых птиц поёт петух,

Про перья пышные, про пух.)

Учитель — Молодцы, многие подготовились, а теперь послушайте что я приготовила для вас:

1. «Цыплят по осени считают»

(говорят о том человеке, кто преждевременно выражает радость от успеха, хотя до окончательного результата еще далеко)

2. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»

(говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух»)

VI . Работа со словариками .

Учитель – Как вы уже знаете, многие русские писатели, поэты рассказывали нам в своих книгах о петушке: это и А.С. Пушкин и С.Я. Маршак. А также и художники: Илья Репин, Валентин Серов изображали животных, птиц в том числе и петушка. Восхищались его гибкостью, окраской, изображали в карандаше, углём, тушью. Самым знаменитым художником в этой области является Василий Ватагин, который всю свою жизнь посвятил изучению повадок животных, птиц. Вот таких художников, изображающих животных, называют – АНИМАЛИСТАМИ.

— Откройте словарики и запишите новый термин: (показать на слайде запись)

Анималист – (лат. – анимал – животное) – художник, уделяющий основное внимание изображению животных.

— Вернемся к своему уроку. Итак, вы предварительно выбрали технику исполнения своего панно. Давайте еще раз вспомним, кто какую выбрал.

(ребята называют: ГУАШЬ, ГРАТТАЖ, КОЛЛАЖ, ПАСТЕЛЬ, УГОЛЬ)

— Что вы знаете об в этой технике? (написано в словарях у ребят)

(ответы учащихся по группам:

УГОЛЬ – это старинный материал для рисования. С древних времён человек пользовался углём, чтобы набросать на стенах пещеры образ животных. В наши дни уголь получают из виноградных веток, обожжённых в специальных печках. Используется в графике, им можно нарисовать натюрморт, пейзаж, портрет, выполнение набросков, эскизов. Уголь прост в использовании. Но он легко смазывается и поэтому рисунок надо закреплять специалным фиксатором или лаком для волос.

ПАСТЕЛЬ – имеет много оттенков. Это мягкие цветные палочки, изготовленные из мела, дают удивительно бархатистый тон, создают сильный живописный эффект. Легко размазываются клочком бумаги. Масляная пастель имеет цвет яркий и чистый, хорошо рисовать пейзажи, портреты, этюды.

ГУАШЬ – непрозрачная краска, которая разводится водой. Гуашевые краски яркие и допускают исправления во время работы, ими можно перекрывать тёмные тона светлыми. Применяется для эскизов, портретов, пейзажа и живописных рисунков.

КОЛЛАЖ – переводится как – приклеивание, наклейка. Техника выполнения живописных произведений путём наклеивания на основу различных материалов: ткани, верёвки, кожи, дерева, металла и др.

ГРАТТАЖ – эта техника выполняется с помощью воска и туши или гуаши. Есть классический граттаж, когда расплавленный воск выливается на картон и после высыхания заштриховывается гуашью. Рисунок наносится с помощью острого предмета: зубочистки или иголки.)

Учитель — Замечательно, все вспомнили разные техники исполнения, много информации получили, а сейчас, перед самостоятельной работой, давайте отдохнём и проведем физкульминутку.

VII . Физкультминутка.

(проводит ученица класса, а ребята повторяют.)

Во дворе два петушка, два спортивных дружка.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Лапками топали, крыльями хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям – физкульпривет!

VIII . Самостоятельная работа группах .

Учитель – приступайте к практической работе. Создание панно – Петух.

(Приложение)

IX . Анализ работ.

Учитель – Ребята, все хорошо поработали в парах. Все прошло слаженно, а главное все успели сделать такие замечательные панно.

— Кто мне ответит, а кроме выбранных техник исполнения, с какими еще вы знакомы? (гризайль, мозаика, витраж и т.д.)

X . Обсуждение.

— Выставка детских работ. Оценивание работы в группах. Оценки за урок.

XI . Домашнее задание .

Учитель – возьмите в библиотеке ипрочитайте книги Василия Ватагина.

На следующий урок принести гуашь.

Приложение.

Работы учащихся.

Техника « Граттаж»