Меню
Бесплатно
Главная  /  Одежда  /  Конспект урока опк христианская семья. Христианская семья

Конспект урока опк христианская семья. Христианская семья

Семья - это самое емкое слово. В нем слышится «семя» - жизни основа. Семь «я» - это семеро, связанных прочно, И будущих жизней - надежный источник. Семья - это радостный детский смех. Семья - то, что в жизни нам дарит успех! Пусть будут опорой друг другу родные, И пусть всех минуют несчастья любые! Семья - нашей жизни надежный оплот, Что в детстве и в старосты нас бережет. Семья - на любви построенный дом, Пусть радость и счастье царствуют в нём!




Библейское повествование о сотворении мира завершается установлением брачного союза. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). Мужчину и женщину соединяет Сам Бог, дающий их совместному выбору Божии освящение и благословение.


ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ От супругов требуется, чтобы они хранили "брак честен и непорочен", жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех» – говорили старцы. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом,оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»(1 Пет. 3,7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф. 5, 22–23). Поэтому в христыанской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав.


Хорошая, крепкая, полноценная семья – та семья, где супруги уважают друг друга, не протывопоставляю т себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся.




«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радосты для них обоих восхитытельнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудосты само единодушие приятнее богатства. У них одно питые из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святытель Григорий Богослов)


СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА ХРАНИТ ЛЮБОВЬ В ДОМЕ Молитва, усиленная и постоянная, является связующей основой каждой православной семьи. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство во всем остальном. Молитва – это духовная пища для души. Вся жизнь и быт членов православной семьи строятся на молитве. Все вместе молятся, вместе трудятся, ходят в храм, соблюдают посты и другие церковные традиции. Семейная молитва сильна.


РОДИТЕЛИ – ВСЕГДА ПРИМЕР ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ Процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Образ жизни в семье имеет огромное значение. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. Приобресты смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участые в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка в православной семье приучают с детства.


ЧЕМУ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ? С детства в православной семье приучают следующему порядку: старшие деты должны уступать младшим, прислужить им, если нужно, младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Детей приучают помогать друг другу. Когда деты маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком.


Родители – естественные посредники между Богом и своими детьми, так как именно им Господь вверил рождение детей, их воспитание и заботу о них. Вот почему важно и сильно благословение родительское, особенно же, если родители благословляют от всего сердца. Родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу родительского благословения. Деты должны дорожить родительским благословением: Делом и словом чты отца твоего и матерь, да найдет ты благословение от них. (Сир. 3, 8. 9).


Должносты в отношении к родителям предписывает пятая заповедь: чты отца твоего и матерь твою, да благо ты будет, и да долголетен будешь на земли. Итак, пятая заповедь предписывает следующие особенные должносты в отношении к родителям: 1) почтытельно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить родителей во время болезни и старосты; 4) после смерты родителей так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не протывные закону Божию и гражданскому.


А закончить свою презентацию мы бы хотели стыхотворением о маме… Я мамины добрые Руки люблю. Она мой хороший И преданный друг! В беде утешает Чудесным теплом. И молится Богу Со мной перед сном. Когда я болею, Не спит она ночь, Словами и лаской Мне хочет помочь. Она мне нужнее Всех в мире лекарств. Она мне важнее Всех взятых богатств!



2015

Жук Марина Владимировна учитель начальных классов

МАОУ «Школа № 139»

2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ». ПРЕДМЕТ – ОРКСЭ. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»


МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУР Ы »

Методическая разработка

Урок № 27

по теме «ХРИСТИАНСКАЯ Семья»

Цель урока: продолжить знакомство с традициями православной культуры и отношением православной религии к семье.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи в православной религии на основе примеров жизни Петра и Февронии Муромских, семьи царя Николая II , раскрыть значение семьи в жизни людей.

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.

Оборудование и материалы:

    Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);

    Слайд-шоу «Семья»;

    Аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении

хора «Пересвет»

    Учебник «Основы православной культуры» для 4-5 классов под ред.

А.В. Кураева

Тип урока: урок-презентация.

План урока:

    Организационный момент (1 минута).

    Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока (6 минут)

    Изучение нового материала (25 минут)

    Закрепление пройденного материала (10 минут)

    Итог урока и домашнее задание (3 минуты)

Ход урока:

К этому уроку по данной теме учащимся предлагается Опережающее домашнее задание : подготовить презентации, фото, рисунки, буклеты, мини-книжки к выставке на тему «Моя семья».

Организационный момент:

(слайд 1)

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас .

Мотивация.
Учитель:

Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

(слайд 2)

Определение темы и целей урока
Учитель

Ребята, как вы думаете, что является опорой в жизни каждого человека?

Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

Учитель:
– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».Участвуют заранее подготовленные учащиеся.
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

Изучение нового материала

2. Понятие слова «семья»

Учитель:

Как вы понимаете слово «семья»?

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С. И.Ожегова ищет определение слова «семья» .

Это группа живущих вместе близких родственников;

Объединение людей, сплочённых общими интересами. (слайд 3)

Вывод : Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

3.Учитель: А сейчас небольшая разминка «Загадки» о семье»:

(Учитель читает загадки, а ученики отгадывают)

1.Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

3. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано?

Лишь заботливая...(мама)

4. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…. (бабушка).

5. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …(дед).

(слайд 4)

4. Синквейн «Семья»
Учитель:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде
.(слайды 5, 6 )

Пример синквейна:

Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.

Дорожить ею нужно каждому.
Ребенок.

Второй пример:

Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.

Ее нужно беречь.
Родители.


Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь)
, уважению старших.

Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи. Прекрасным примером любви и верности в семье является история о Петре и Февронии . (звучит аудиозапись)

(Слайды 7,8)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности.

Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.

- Еще одним примером любящей семьи можно назвать семью последнего русского императора Николая II , его жены Александры Фёдоровны, четырех дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их брата цесаревича Алексея .(слайды 9,10)

В 1917 году Николая II отрекся от престола, был сослан в ссылку, а потом казнен большевиками в Екатеринбурге. Его участь постигла всю семью, всех расстреляли.

Несмотря на то, что семья была царской, все ее члены были очень простыми человечными людьми. Мать, Александра Федоровна, много сил отдала на воспитание пятерых детей, царевны во время войны работали в госпитале сестрами милосердия: перевязывали раненых, стирали белье, дежурили у постели тяжелораненых.

Александра Федоровна в своем дневнике писала: «В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном мире царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности».

А вот ее слова об истинной любви: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает такой сильной, как в дни страданий и горя…»

5.Работа с пословицами

Учитель: О семье написано немало пословиц. Объясните смысл данных пословиц: (слайд 11)

Не нужен клад, когда в семье лад.

В семье и каша гуще.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Согласную семью и горе не берет

Семья в куче – не страшна и туча.
- На что клад, когда в семье лад.

6. Рассказ о своей семье.

Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью? ( Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся. )

Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

Не причиняй боли родному человеку.

Помогай родителям.

8. Обобщение материала (слайд 13)

- О каком тепле идет речь в стихотворении?

Что означает слово семья?

Что такое генеалогическое дерево?

Какие семейные традиции вы можете назвать?

9. Домашнее задание.

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

Составь генеалогическое древо своей семьи

Нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.

Доклад Николаевой И.В., учителя православной культуры
и Поповой В.Н., учителя начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»
на XI муниципальных Рождественских чтениях
«Семья в истории России», прошедших
13 февраля 2013 г. во 2-й школе г. Старый Оскол

Важнейшей проблемой современного общества является духовно-нравственное воспитание детей. Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и приумножала Православная Церковь. Протопресвитер Василий Зеньковский еще более полувека назад писал: «Духовная крепость семьи раньше давалась легче… теперь же она дается с трудом…
Целостность в семье сохраняется и проявляется легче в сфере внешнего быта, ущемление же этой целостности больше всего касается духовной стороны… Тот духовный аромат, который раньше выделялся семьей… ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу…». Восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на православных традициях семейного воспитания, поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играют уроки православной культуры.

Вот так представляют себе семейный бюджет современные школьники

На уроках православной культуры очень важно знакомить детей с православным взглядом на семейные ценности. Благодаря урокам у школьников формируется правильное представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи. Также дети учатся выражать заботу, про-являть любовь и послушание.
Большие возможности для формирования у детей ценностного отношения к семье имеет материал учебного курса «Православная культура» в начальной школе. Уже на первых уроках учителя начинают формировать у своих подопечных осознанное отношение к семье как к одной из главных ценностей.
Важнейшим условием духовного здоровья семьи является авторитет родителей. Укоренению этой идеи в детском сознании способствует изучение библейских сюжетов, заповеди о почитании своих родителей, чтение житийных произведений, просмотр фильмов-призеров кинофестиваля «Семья России». Важно, чтобы дети восприняли пятую заповедь как необходимое условие семейного счастья.
Счастливая, радостная семья - не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. При изучении тем «Родословная моей семьи» и «Мои обязанности» ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости.
Важно не только познакомить учеников с распределением семейных обязанностей, но и дать им почувствовать себя в роли других членов семьи. Для этого можно создать на уроке игровые ситуации «Распредели обязанности в семье», «Помоги маме распределить семейный бюджет»; провести диспут на тему: «Нужно ли наказывать детей?» или «Как поощрить ребенка?», предложить написать сочинение о своей будущей семье.
Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственных семейных отношений, которые невозможны без наличия у всех членов семьи таких качеств, как благодарность, всепрощение, терпение, трудолюбие, доверие, без понимания таких понятий, как «долг», «ответственность».

У каждого в семье своя роль, но без любви в доме — никуда, считают школьники

Одной из главных обязанностей детей по отношению к своим родителям является послушание. Воспитательный процесс, направленный на формирование в детях этой добродетели, начинается уже на первых уроках православной культуры и продолжается на протяжении изучения всего учебного курса в начальной школе. Вопросы «С какого раза ты выполняешь поручения родителей?», «Какое из требований родителей тебе выполнить труднее всего?», «Что для тебя является решающим при выполнении родительских требований?» заставляют ребят серьезно задуматься. Обсуждая ответы, ребята приходят к выводу, что послушание – это быстрое и радостное исполнение воли родителей, а установление понятийно-содержательных связей «послушание – добро – радость» формирует у детей ценностное отношение к этой добродетели. Очень поучительным в этом отношении является чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского, Б.Ганаго, Л.Родиной. Необходимы ученикам и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Вопрос о нравственном идеале семьи является одним из важнейших в формировании семейных ценностей. Для многих православных христиан образцом семейной жизни, ведущей к святости, является семья царя Николая II. Ученики знакомятся с жизнью семьи Романовых на уроках православной культуры в 4 классе. Просматривая фотографии семейного альбома, кадры кинохроники семьи Романовых, читая письма императрицы Александры Федоровны и императора Николая Александровича, ребята проникаются духом семьи, воплотившей черты идеальных отношений между мужем и женой, родителями и детьми многодетной семьи.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Возрождению такой традиции, как семейное чтение, во многом способствует изучение на уроках православной культуры житийных произведений, произведений Л.Чарской, Е.Поселянина, с которыми дети продолжают знакомиться дома вместе с родителями. Чтение же произведений И.Шмелева помогает пробудить в детях и родителях интерес к традициям православных и семейных праздников. Привлечение детей к участию в различных творческих конкурсах возрождает еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

а) образовательные: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
б) развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
в) воспитательные: воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.

Ход урока

I. Оргмомент.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

– Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

II. Актуализация опорных знаний.

– Кто на свете для ребёнка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка)

– Кто в очках сидит с газетой,
Всё читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает?
А политиков ругает?
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь? (Дедушка)

Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)

– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)

Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)

– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья)

– Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя : тяжесть, тягота).

– Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви. – Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха. – Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.

– Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа. В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле».

– Что значит благо тебе будет? (будет хорошо) (Слайд 16)

– Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

– Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

– Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи.Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу – научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,– близких и родных людей

(заполнение строки: «Уважение родителей, старших членов семьи»).

– Детей любить тоже непросто. Вы сами знаете, какими несносными вы бываете. И все же рождение ребенка и чудо его роста – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом. (Слайд 17)

– В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». К какой же мысли привела нас русская пословица?

(Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть).

– Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.

(заполнение строки: « Дети, радость»).

Задание по вариантам.

– Прочитайте самостоятельно свои истории и подготовьте ответ на вопрос (устно).

1 вариант

Жил в одном селении гончар. Знаменитый он был мастер, приезжали к нему с заказами и важные господа. А среди соседей считалось делом чести держать в доме посуду, сделанную этим гончаром. Одним словом, изделия мастера всеми очень ценились.
Гончар сам лепил, сам расписывал, сам и обжигал. А в помощниках у него были сыновья да дочки, да жена – золотая душа. Поднимутся под солнышко, помолятся – и за дело. Кто печи топить, кто глину месить, а кто цветочков да петушков рисовать. Работают да поют, поют да работают.

Если крутятся колеса у телеги – это дело,
Запрягай коня в телегу и езжай по делу смело,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!
Если крутятся колеса, то не стоит горевать,
Если трудная работа, нужно дружно напевать,
Э-ге-гей, не ленись,
Э-ге-гей, улыбнись!

Вопрос: Молитва, песня объединяла всех членов семьи гончара. Подумайте, что еще является связующим звеном для всех в этой семье?

– В семье гончара, кроме молитвы и песни связующим звеном является труд. Трудился каждый в семье, даже маленькие дети.

(заполнение строки: «Труд каждого»; «Общее дело».)

2 вариант

Жили два брата. Старший был женат, у него были дети. А младший был холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону мельницы, у младшего – по другую.
Старший брат украдкой брал зерно из своей ямы и ссыпал его в яму брата, говоря:
– Бог дал мне жену и детей, у меня есть кому зарабатывать на хлеб. А у моего брата нет никого. Пусть он ест этот хлеб.
Но младший брат тоже брал зерно из своей ямы и тайком высыпал его в яму старшего брата, говоря:
– Один я на земле, куда бы ни забрел – легко найду пропитание. У брата же семья, ему больше моего нужно. Пусть это хлеб достанется ему.
Так прожили они всю жизнь. Бог приумножал добро обоих братьев, и доля каждого не оскудевала. Господь всегда помогает в благих и добрых деяниях.

Вопрос: Почему Бог приумножил добро и старшего, и младшего брата?

– Бог приумножил добро каждого из братьев, так как оба помогали друг другу. Каждый заботился не о себе, а о брате.

(заполнение строки: «Братская любовь», «Нравственный долг».)

– Посмотрите, наше понятие «семья» обогатилось очень емкими словами. Прочитаем их вслух. Данные компоненты необходимы, чтобы семья христианина была дружной и крепкой.

– Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, соблюдались семейные традиции. Что такое семейные традиции? (Слайд 18,19)

– В жизни православной Церкви есть свой календарь. И когда вся семья вместе празднует Пасху и Рождество Христово, конечно, в такие дни люди становятся ближе и дороже друг другу.

– Какие традиции и праздники есть в вашей семье? (Слайд 20)

(заполнение строки «Традиции и праздники»)

– Ребята, посмотрите внимательно, сколько необходимо компонентов, чтобы семья была счастлива, дружна, крепка.

– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд 21)

(У учащихся на партах полоски на которых записаны правила. Зачитывают правила по очереди).

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.
  10. Воспринимай людей как равных себе.

V. Итог урока.

– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?

– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?

– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И все-таки произнесите сейчас всего лишь одну ценность для семейного счастья (по кругу).

– А можно ли обойтись одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!

– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. (Слайд 22, 23)

Домашнее задание (по выбору):

1. – Отгадайте кроссворд:

По вертикали: 1. Имя, которое получила Феврония в монашестве. 2. Город, где жили и были прославлены святые Пётр и Феврония.

По горизонтали: 3. Имя муромской крестьянки, ставшей супругой князя и прославленной Церковью. 4. Имя князя, супруга Февронии. 5. Имя, полученное князем Петром в монашестве.

2. – Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».

3.– Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.

Филиал МБ ОУ Никитинской СШ – Шагаевская ОШ

Открытый урок по ОПК

Тема урока

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Учитель: Шипилова Любовь Николаевна

Цели и задачи урока:

Образовательные: знакомство с понятием семьи, дать представление о христианском понимании семьи; рассказать о последнем Императоре Николае II ; о празднике «Семьи, любви и верности». Раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Воспитательные: воспитание любви к своим родителям, уважительное отношение друг к другу

Развивающие: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.

Ключевые понятия урока : семья, любовь

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация к уроку, семейные фотографии учащихся, ромашки, дерево, видео и аудиоматериалы.

Ожидаемые результаты:

дети должны научиться:

отличать понятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», сказать о тех ценностях, на которых зиждется настоящая христианская семья, запомнить и воспроизвести историю Петра и Февронии, дать чёткое определение понятия «Семья»

План урока

Время

1

Организационный момент

Приветствие друг друга и гостей урока

1 мин

2

Ввод в тему урока

Представление притчи

8 мин

3

Сообщение темы урока

Наводящие вопросы учителя

2 мин

4

Беседа по теме

Понятие семьи из словарей и народная мудрость

5 мин

5

Физкультминутка

«Солнышко»

1 мин

6

Погружение в тему урока

Любовь (настоящая, ненастоящая – отличие).

6 мин

7

Слово и Семье Николая II

Связь темы урока с примером настоящей православной семьи

3 мин

8

Связь с заповедями

«Чти отца своего и мать свою». «Дарите любовь»

3 мин

9

Праздник

2 мин

10

Пётр и Феврония

История

2 мин

11

Видеоклип

«День семьи, любви и верности»

Ромашки

7 мин

12

Запись д/з

Оформить альбом. Мини сочинение о своей семье.

1 мин

13

Рефлексия

Я увидел… Я узнал… Я почувствовал…

2 мин

14

Итог

Ключ любви.

2 мин

ХОД УРОКА

На сегодняшнем уроке мы с вами совершим путешествие, раскроем тайну и узнаем, что самое главное должно быть в жизни любого человека!

А сейчас мы с вами увидим и послушаем притчу. Смотрите и слушайте очень внимательно.

Представление притчи

Старые птицы: Максим Пантюшин (4 класс), Денис Акулов (3 класс)

Рассказчики: Даша Власова, Настя Терешина (3 класс)

Птицы-дети: Данил Захаркин, Женя Козлов, Саша Никонов(4 класс).

Птица-разумница: Даша Якушкина(3 класс)

Спасибо за выступление, садитесь, пожалуйста!

Сообщение темы урока

Назовите главную мысли данной притчи! (Только все вместе: родители и дети могут справиться с любыми невзгодами, преодолеть любые трудности, победить болезни). Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (Мне кажется, что тема нашего урока – семья). (слайд №3)

Беседа по теме

Как вы понимаете слово семья? (Высказывания детей)

А сейчас послушаем как раскрывается понятие Семья в различных источниках.

1 ученик ( группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе - Ушаков)

2 ученик (основанная на браке или кровном родстве малая группа людей - БЭС)

3 ученик (залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...)

4 ученик (Моя семья – моя крепость).

1 ученик (В семейной жизни самый важный винт - это ) .2 ученик (Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро). (слайды 4-9)

Физкультминутка

«Солнышко» (слайд №10)

Погружение в тему урока

Слово о Николае II

Связь с заповедями

Праздник

Пётр и Феврония

Видеоклип

Объяснение д/з

Ни одна семья невозможна, если нет любви.

«Любовью весь мир держится» (слайд №11). Мир без любви невозможен, немыслим. Но как понять «держится любовью»? (ответы детей) Любовь точно невидимый клей соединяет сердца, держит их вместе крепко-крепко. А как отличить настоящую любовь, как не обмануться? Ведь иногда за прекрасной наружностью человека скрывается чудовище, и наоборот за внешней неприметностью – преданное и любящее сердце. Настоящая любовь, как сказал Апостол Павел: «Всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит» (слайд 12). Давайте разберёмся, что значит, всё извиняет? (прощает ошибки любимого, не осуждает его за них, всему верит. Это значит, полностью доверяет тому, кого любит). На всё надеется… (значит верит в лучшее). Всё переносит … (любые тяготы и невзгоды кажутся ему лёгкими с любимым).

Истинная христианская любовь в семье и должна быть такой.

Вы знаете, вам посчастливилось узнать о том, что в истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать.

В России была семья, которая стремилась к идеалу настоящей христианской семьи. Это Семья последнего Императора Николая Второго. (слайд №13) Эта семья стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Какая самая важная заповедь? (Чти отца своего и мать свою.) Человек, который любит своих родителей, никогда не может быть плохим человеком. Подробнее с этой семьёй мы ознакомимся на других уроках ОПК, а сейчас (Смолин Артём) вам прочитает стихотворение, из дневника Государыни Императрицы Александры Фёдоровны.

(чтение стиха «Дарите любовь») (слайд № 14)

Дарите любовь. Взгляните кругом.
Помогайте
Тем, с кем рядом вам выпало
в жизни идти,
Дни их, как можете, украшайте,
Чтоб свой жизненный крест было им легче нести.

Дарите любовь. Взгляните -
поодаль ваш брат,
Отчаявшись, грех уж готов совершить.
Вы руку ему протяните, и рад
Он будет чистою, новою жизнию жить.

Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд № 15)

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.

А сейчас мы с вами посмотрим видеоклип. (во время видео открывается доска с семейными фото)

Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)

Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках ромашки. (индивидуальная работа)

А теперь прикрепите ваши ромашки к фотографии своей семьи.

Дома оформите страничку нашего альбома: приклеите фотографию своей семьи, ромашку и напишите мини сочинение о своей семье

Рефлексия

Я увидел…

Я узнал…

Я почувствовал… (слайд 16)

Итог

Что является ключом к счастливой семейной жизни? (любовь)

Сегодня я хочу подарить вам вот такие ключи, которые приоткроют дверцу любви в ваших сердцах! Спасибо за внимание! (слайды 17-18)