Меню
Бесплатно
Главная  /  Ребенок плачет  /  Методике макото шичиды. Конспект занятия по методике макото шичида

Методике макото шичиды. Конспект занятия по методике макото шичида

Здравствуйте, уважаемые родители!

Продолжаем интересоваться развивающими темами для наших дошколят. Сегодня вашему вниманию хочу предложить довольно необычный и своеобразный метод японского происхождения. Итак, методика Макото Шичида.

Об авторе

Макото Шичида (1929—2009 годы жизни) — японский профессор, доктор наук, более 40 лет занимался разработками и исследованиями в области человеческого мозга, его стимулировании, уникальных и бескрайних возможностях.

На протяжении всей своей жизни стал основателем многочисленных семейных и детских центров раннего развития в Японии. Так же написал лекционные и литературные труды, которые довольно сложно приобрести на русском языке.

Шичида уверен, что все дети без исключения от рождения гении, только не все умеют развить и вовремя воспользоваться своими возможностями, использовать их и довести до совершенства.

Суть методики

Данная методика широко известна за рубежом, в России же она прижилась совсем недавно и мало, кто про нее слышал и уж тем более применял.

Первым основополагающим фактором играет тот момент, что в занятиях с ребенком обязательно присутствует мама, она задействует и активирует детский мозг.

В возрасте от 0 до 3 лет, по мнению автора, у человека в большем своем преимуществе задействовано правое полушарие головного мозга. Которое является бескрайним архивом нашей памяти. И все, что туда попало, остается там на протяжении всей нашей жизни.

Шичида настоятельно рекомендует сделать упор на все 5 чувств, развивать их. Более того, он утверждает, что клетки мозга к 3 годам уже сформированы на 70% и ребенок может воспринимать столько информации, сколько вы ему предоставите. Всю любую информацию, которую вы будете давать ребенку до 3 лет он быстрее усвоит, нежели после этого возраста.

Занимаясь по данной методике, ребенок будет быстро читать и запоминать невероятные объемы информации, показывать отличные спортивные результаты, сможет овладеть несколькими иностранными языками и играть на музыкальных инструментах, это лишь небольшой перечень возможностей.

Нужно развивать правое полушарие с помощью кратковременных регулярный занятий, не более 4-5 минут. Занятия эти должны проходить в расслабленной фазе головного мозга. В противном случае желаемого эффекта вы не достигнете, так как активная работа мозга будет мешать сконцентрироваться при помощи левого полушария.


Методика отдает мистическим, потусторонним, из-за чего многие родители сомневаются в ее эффективности и реализации, не доверяют ей и относятся к ней довольно скептически. Достаточно трудоемкая, к ней нужно основательно подготовиться, требуется много чего приобрести. Но так же можно использовать, то что уже у вас есть.

Принципы методики

Наше классическое образование в любой стране мира направлено на развитие логики, изучения аналитики, математики, что является следствием работы левого полушария, а правому не уделяется совсем.


Метод Шичида уделяет пристальное внимание развитию именно правого полушария, которое отвечает за интуицию, мечты, фантазии, воображение.

Многие методики на достижение целей работают именно с левым полушарием, а так как оно у нас всю жизнь находится в пассивном состоянии, то мечты наши, так и остаются мечтами и никогда не воплощаются в реальности .

И в этом и кроется уникальность данного метода. Отсюда так же оправдывается возраст применения до трех лет. Здесь есть схожесть с . В этом возрасте у ребенка еще не работает логическое мышление, не развита речь, аналитические способности. И есть возможность развивать правое полушарие, чтобы подготовить основу для будущих способностей.

Можно выделить основные принципы методики:

  1. Обнимайте ребенка не менее 8 секунд. Так ваша любовь дойдет до сердца ребенка и успокоит его и вселит уверенность и силу.
  2. 5 минутный настрой. После того, как ваш малыш уснул, последующие пять минут его подсознание слышит вас и вы можете скорректировать поведение ребенка, внушив это его подсознанию. Так например, ребенок не хочет идти в детский сад или боится темноты. Вы можете сказать несколько предложений в позитивном ключе не употребляя частицу «не». Например, Данюша, ты такой уже большой, тебе уже три годика, ты любишь ходить в детский садик и играть с ребятами. Ты уверенный и смелый. Утром ты проснешься и все будет хорошо. Мы с папой тебя очень любим.
  3. Будьте внимательны к своему ребенку. Слушайте его, что он вам говорит и что хочет сказать.

Упражнения

Время проведения всех упражнений не должно превышать 50 минут. Для выполнения упражнений автор рекомендует расслабиться и одновременно сосредоточиться, в этом помогают музыка с альфа-волнами. Так как работа правого полушария начинается в расслабленном и спокойном состоянии.


Для того, чтобы приступить непосредственно к самим заданиям нужно подготовиться самому и подготовить ребенка. Задания своеобразные и некоторым покажутся абсурдными.

В целом на выполнение одного задание должно уходить несколько минут 2-3-4. Чем меньше, тем лучше. Если ребенок не может выполнить задание за этот интервал времени, значит нужно применять более простые и доступные для него задания.

Убедитесь, что ребенок спокоен и его ничего не отвлекает.

Подготовительные упражнения

Основные упражнения

Занятия охватывают большое поле знаний: это и математика, и гуманитария, иностранные языки, творчество, музыка и физическая активность. Приведу самые популярные.


Если ребенок еще не умеет говорить и соответственно не поймет, что от него требуется, мама предлагает вспомнить какой-то конкретный эпизод из совместной жизни. Выбирайте что-то яркое, которое малыш наверняка запомнил и понял бы, о чем вы говорите. Не пренебрегайте этим упражнением, по мнению автора оно является обязательным.

Предлагаем ребенку пофантазировать и представить себя кем-нибудь. Пусть это будет какой-нить определенный герой или предмет, или дерево во дворе, или просто воробушек. Задавайте ребенку наводящие вопросы: как бы он тогда выглядел, что чувствовал, чего хотел, что делал.

Или с использованием ролевых игр. Ребенок выбирает игрушку и рассказывает о ней: кто это, как зовут, где живет, что кушает, что любит делать.

Можно смотреть на картинку и рассказывать по ней: кто, что это, что делает, куда едет или идет, на что смотрит и т.д.

  • Упражнения на развитие функции ESP

Эта функция мозга у современного человека находится в спящем состоянии и попросту отключена за ненадобностью. Но ее способности по истине безграничны и могут творить необъяснимое. Много скептических мнений по этому поводу. Тем не менее Шичида уделяет этому немаловажное значение. Сюда входит телепатия, ясновидение, предвидение.

Здесь могут быть такие варианты заданий:

Жмурки . Как не банально это звучит, но именно в этой игре при отсутствии зрительного восприятия начинают работать другие органы чувств, в том числе и экстрасенсорные.

Раскладываете перед ребенком нескольких перевернутых рубашкой вверх карточек . Две или четыре, не берите много. Раскладываете перед ребенком, перемешиваете и мысленно говорите ему, где лежит например карточка с яблоком, а он должен угадать, где эта карточка

Наперстки . Прячете мячик или небольшую игрушку в непрозрачные стаканчики и тоже мысленно говорите ему, в каком из них находится игрушка.

Волшебный мешочек . В непрозрачный мешочек положить одинаковые детали конструктора, но разного цвета. Ребенок засунув руку в мешок выбирает деталь и должен угадать какого она цвета.

Разложите перед ребенком 2-3 перевернутые карточки. Малыш должен угадать, что изображено на карточке.

Положите 2-3 детали конструктора на стол и накройте пеленкой или коробкой, угадать сколько деталей спрятано.

    Упражнения с флеш — карточками Шичида

М. Шичида утверждает, что подобные занятия должны проводиться по нескольку раз в день и каждая карточка не должна повторяться более 3 раз. То есть карточек должно быть много, очень много. Занятия необычайно полезны для развития правого полушария. Так как оно является хранилищем нашей памяти, то будем таким образом пополнять его новыми образами.


Они должны быть на разные темы и каждую карточку показывать по полсекунды. Удерживайте ее на расстоянии вытянутой руки на уровне глаз ребенка. Показали, озвучили, потом следующую. Следите за ребенком, сколько карточек он сможет воспринять. Прекрасно развивает визуальную память, стимулирует речевые навыки.

Здесь можно использовать не только карточки Шичиды, но и любые другие карточки, имеющиеся у вас. Это могут быть , серия карточек «Смотрю Играю Узнаю» /посмотреть в Лабиринте /.

Так же карточки можно не только просматривать, но и увлекательно с ними играть. Например,

Сетка памяти . Мне нравится это упражнение я и сама стараюсь запоминать вместе с ребенком и стала замечать, что со временем запоминаю гораздо больше, чем раньше. Автор предлагает раскладывать карточки по таблице, я же с сыном просто раскладываю их на столе, мне лень. Сетка может быть 2*2, 3*3, 4*4 и так далее. Вы выкладываете карточки на столе в таблице. В течение 10 секунд ребенок их должен просмотреть и запомнить. Переворачиваете. Нужно угадать какая где лежит.

  • Конструирование, моделирование

Здесь можно использовать разнообразные конструкторы, мозаики, танграммы, пазлы, разрезные картинки. Любые игры с ними. Например, с конструктором можно давать собирать ребенку конструкцию по образцу. Вы собираете из 5-6 разноцветных деталей в одну и такие же детали даете ребенку, его задача собрать такую же конструкцию.


Танграмы. На мой взгляд самая трудная и одновременно полезная игра на конструктивное мышление. Танграм можно приобрести в готовом виде /посмотреть в Озоне /, а можно быстро сделать самим из плотного картона.

Пазлы могут быть тоже разными, как покупные для ребенка 3 лет, или его заменят разрезные картинки, сделанные своими руками. Мы начинали с самых простых пазлов /посмотреть в Лабиринте /, интересные задания в тетрадях Komon /посмотреть в Лабиринте /. Затем уже можно приступать к более сложным, я использовала тетрадь Gakken /посмотреть в Лабиринте /

  • Мандалы

Это довольно сложное геометрическое изображение даже для взрослого человека, не говоря уже про ребенка. Когда на нее смотришь, как завораживает. Для маленьких детей есть мандалы (скачать мандалы) с более простыми изображениями, их легче запомнить и применять.

Так же вы можете изготовить свои уникальные мандалы при помощи чудесного набора «Мини мандала: сила цветов» /посмотреть на Озоне /. В инструкции указано с 6 лет, но у меня ребенок в 2,6 года уже рисовал по трафаретам из набора, просто поправляйте и показывайте ему, как нужно делать.

В методике автор дает такие упражнения: нужны мандалы двух видов: одна цветное изображение, другая такая же — черно-белая. Показываете ребенку несколько секунд цветную мандалу, даете ему черно-белую и ребенок должен раскрасить ее по памяти или хотя бы черточками или точками обозначить, где должен быть по его памяти какой цвет.

Скажу сразу, у меня ребенок не хочет выполнять данное задание, как я его только не пыталась заинтересовать и мы решили играть по-другому. Раскладываю перед ним черно-белые и выдаю цветные, он ищет одинаковые и накладывает их сверху. Это ему нравится делать.

  • Чтение книг

На этом Шичида делает акцент и считает неотъемлемым пунктом обучения. В своих лекциях он упоминал, что чтение должно быть ежедневным по 3-4, а то и чаще в день. Чем чаще вы читаете ребенку, тем лучше.


У малыша стимулируются речевые навыки, пополняется пассивный словарь. И он даже может начать читать без применения какой-либо методики обучения чтению, просто потому, что вы ему часто читаете. У ребенка развивается представление, воображение, фантазия. Творческие навыки, как ни странно, тоже стимулируются, а это все работа правого полушария.

С какого возраста

Шичида настаивает на применении метода с 3 месяцев до 3 лет. Этот возраст наиболее подходит для освоения данной методики. Однако, применение данного метода может быть использовано и с детьми более старшего возраста до 6 лет.

Если вы начнете с 3 месяцев, конечно, это будет просто зритель. Но зритель, в памяти которого все сохранится, помните об этом. Затем по мере развития и роста, ребенок будет осматривать материалы, трогать их. Затем выполнять простейшие манипуляции с ними, выполнять с маминой помощью и наконец от двух лет будет самостоятельно их выполнять, а кто-то и раньше, намного раньше.

Итак, у Шичиды как мы можем видеть, затронуто обширное количество знаний и можно развивать их все. Но вы можете составить свою индивиуальную программу и включить в нее только те задания, которые вы считает нужным. Я так и сделала, рекомендую и вам.

Обо все тонкостях своего похода и заданиях вы можете узнать из авторской книги М. Шичиды «Дети — гении» (скачать книгу)

Надеюсь вы не уснули и почерпнули для себя что-то полезное.

Заходите в соц. сети и пишите комментарии.

От себя добавляю, что методика развивает мышление, память, и логику. Это ПО МОЕМУ мнению важнейшие качества, которыми ДОЛЖЕН обладать человек ПРЕЖДЕ ВСЕГО! А уж имея их, остальное просто будет притягиваться как магнит само по себе. Я этого мнения придерживалась еще учась в школе, и изначально ребенка своего учила всему именно опираясь на развитие этих качеств (перечитав множество методик Домана, Монтессори и т.д беру из ним именно то, что развивает конкретно эти качества). Не так давно наткнулась на блог мамы Лизы , кое что от нее я вам сюда кидала, и вот она со своим ребенком занимается именно по методике Шичида с 5 месяцев вроде как. Точно не скажу, но думаю что лучше не ранее года. а так как Вы сами решите, читайте методику ниже. Буду делать по этой методике карточки, если кто будет по ней развиваться тоже(сейчас или в будущем) пишите, я буду и вам отсылать. ВК так же выложу все.

Ну и сама статья по методике:

=========================================

Меня интересуют разные методики и методы. Думаю, что из каждой интересной методики можно взять что то свое, что применимо к конкретному вашему малышу. В этом на мой взгляд и есть мамина задача - интуитивно выбрать нужные способы и методы воспитания и наставления своего малыша.

Вот и еще одна методика раннего развития в копилочку знаний (несколько заинтересовавших меня статей на эту тему):

Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость – все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, - так утверждает японский профессор Макато Шичида.

В своих книгах он пишет о том, что в возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию и очень хочет учиться. Дети растут и созревают быстрее, чем родители думают.Человеческий мозг начинает развиваться вскоре после рождения, а к десяти годам мозг ребенка развит уже почти на 90%.
В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этот период важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей.

Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Шичида считал, что именно так в будущем можно добиться синхронной работы полушарий мозга: это когда одновременно действуют и правое, и левое полушарие. Считается, что таким мозгом обладают гениальные люди. И, по словам Шичиды, каждый родитель должен верить в потенциал своего ребенка.
В учебных учреждениях Шичиды дети быстро и без зубрежки запоминают огромные объемы информации, улучшают свои спортивные и музыкальные способности и даже предсказывают будущие события. И все благодаря развитию правого полушария мозга.
Профессор считал, что целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка. Не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет. Главное - создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Человеку с таким мозгом очень легко учиться, соответственно никогда не приходится зубрить. Но достигнуть этого можно только первоначальным интенсивным развитием правого полушария мозга.

Немного о Макато Шичиде
Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать.
Сегодня существует более 450 Шичида-учреждений в Японии, а также открыты филиалы в Сингапуре и Малайзии.

Что такое метод Шичиды?
Это комплексные занятия, нацеленные на развитие у ребенка правого полушария мозга. Эффективнее всего это делать, когда данное полушарие является доминирующим – в возрасте с рождения до 3 лет. Но заниматься этим полезно и подросткам, и даже взрослым.
Дети в школах Шичиды сначала расслабляются под музыку с альфа-волнами, делают дыхательную гимнастику и упражнения на развитие воображения, что позволяет активизировать правое полушарие мозга. А сразу после этого приступают к играм на развитие экстрасенсорных способностей (телепатии, ясновидения, интуиции), показу флэш-карточек и упражнениям на фотографическую память.
Также в школах Шичиды дети слушают сказки или рассказы, которые звучат в ускоренном темпе (так быстро, что сначала совершенно непонятно, о чем говорят): это тоже развивает правое полушарие мозга. Кроме того, на этом занятии тренируют и скорочтение, потому что коротенький рассказ сначала звучит в нормальном темпе, а потом все быстрее и быстрее. Во время такого занятия родители листают перед ребенком специальную книгу с крупными шрифтом. Как правило, мини-блоком идет иностранный язык – читают книгу сначала на родном, а потом на английском (или другом) языке. Далее, в зависимости от школы, могут следовать пазлы, танграмы и творческое занятие – рисование, лепка, аппликация.

Как можно заниматься по методу Шичиды дома?
Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня. Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Поете с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода.

1.Релаксация под музыку с «альфа» волнами . Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

2.Дыхательное упражнение : ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

3.У пражнение «шар энергии» : в ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичиды. Лучше посмотреть, как это делается на видео, выложенном на youtube.

4.«Внушение» : улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь все» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите

5.Тренировка воображения (Image training). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

6.Тренировка экстрасенсорики (ExtraSensoryPerception):
Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.
Упражнение на интуицию начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

7.Гимнастика для глаз для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше гимнастику можно скачать в интернете.

8.Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант - 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для истовременного подключения и левого полушария - так происходит синхронизация полушарий мозга.
Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичиды карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.
Стоит отдельно упомянуть математику по Шичиде. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более 0.5 секунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно – бабочек, слонов и т.п. В общем, делать все, чтобы поддержать интерес ребенка.

9.Игры на развитие фотографической памяти.
Похожие картинки (Photo memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.
Размести правильно (Spacememory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п.
Найди новую картинку (Flashmemory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее.
Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.
Мандала . Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.
Абсурдная история или память «цепочкой» (Linkingmemory).Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штук) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

10.Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия. Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

11. «Внушение» , описанное выше, завершает занятие. В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть.
Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности.
Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому, что перед занятием очень важно расслабиться.

Метод Шичиды только начинает обретать популярность в России. Еще сложно судить, насколько он подходит детям с нашим менталитетом. Например, не каждый родитель захочет развивать у своего малыша телепатию и ясновидение. Но это не повод совсем отказаться от метода, ведь правое полушарие можно развить и без экстрасенсорики.

Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш - ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно.
Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедите на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения или image training.
Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано. Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

Сегодня, когда наука и технологии развиваются невероятными темпами, когда человека окружает постоянный и мощный поток всевозможной (зачастую противоречивой) информации, одним из важнейших условий достижения успеха и благополучия является обладание хорошим «чутьем» и умением быстро мыслить и принимать верные решения.

Вот, например, открываю книгу, на обложке которой красуется гордая надпись: «Эта книга - для стратегов и новаторов, для тех, кто меняет правила игры и всегда готов пойти на риск ради разрушения устаревших бизнес-моделей и построения предприятий будущего «. Смотрю оглавление: «Визуализация «, «Ценность образного мышления «, «Генерация идей «…

Всем этим ведает правое (творческое) полушарие головного мозга, возможности которого мы, взрослые, признаем, но практически не используем. Зато у детей до 3х лет «правый мозг» играет ведущую роль , постепенно уступая лидирующие позиции (между 3-мя и 6-ю годами) левому полушарию, отвечающему за рациональное мышление и логику.

В Японии сейчас очень популярна система Макото Шичиды - японского профессора, потратившего 40 лет жизни на разработку уникальной методики раннего стимулирования и развития человеческого мозга. Его система широко применяется уже более 20 лет в Японии, США, Канаде, Австралии и Китае.

По мнению профессора, «правый мозг» умеет:
- переводить образы в слова , цифры, символы и обратно;
- запоминать информацию в виде образных «слайдов»;
- просматривать эти «слайды» в любое время;
- овладевать иностранными языками ;
- интуитивно получать информацию;
- ловить творческий импульс и правильно им распоряжаться (тут кроме всего прочего имеются в виду телепатия и ясновидение)

Ученый утверждает, что каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором способностей , и только от родителей и педагогов зависит, сможет ли он реализовать и применить все свои таланты.

«Безграничная любовь, непрерывные похвалы, безоговорочное принятие… Это путь для роста вашего ребенка» (лозунг на сайте школы Макото Шичида в Гонконге)

Основа правильного воспитания «по Шичиде» - крепкая родительская любовь и умение полноценно ее донести до ребенка. Для этого он советует использовать три очень действенных метода:

Крепкие объятия

Попросите малыша помочь вам убрать игрушку на место или вытереть со стола пролитый им сок. И когда он это сделает (пусть даже не самым идеальным образом), крепко его обнимите и скажите на ушко, какой он замечательный, отзывчивый и заботливый человек. При этом ваши слова должны быть обязательно наполнены искренней любовью. Ни в коем случае не произносите их формально, из чувства долга.

Я обожаю применять этот способ с воспитанниками. Так радостно видеть сначала удивление, а потом удовольствие в их глазах. Малыши тут же бесхитростно повторяют то действие, за которое их похвалили, еще раз. Таким образом ловится сразу два зайца: я сообщаю малышу о своих чувствах и одновременно мотивирую его на дальнейшее сотрудничество:)

Внимание к тому, что говорит ребенок.

Тот, кого постоянно (или часто) ругают, закрывает свою душу от окружающих. Именно в этом, по мнению японского профессора, причина отчуждения, возникающего между родителями и детьми. Чтобы научиться слушать, педагог рекомендует использовать метод Карла Роджера, известный как «метод эхо». Он заключается в следующем: перед тем как задать очередной вопрос в разговоре с ребенком, повторите вслух сказанные малышом фразы. Так карапуз поймет, что вы действительно внимательно относитесь к его словам. Кроме того, постарайтесь заменить императивные инструкции («Я так сказал!») на мягкие фразы вроде «давай подумаем, как это сделать» или «мне бы хотелось, чтобы…».

Эта методика действенна не только с детьми. Взрослые тоже очень любят, когда их по-настоящему «слышат». Но при этом, опять же, важно избежать ироничного тона, иначе весь положительный эффект сойдет на нет, так как ваши «слышание» превратится в насмешку. А это вряд-ли вызовет доброе расположение у собеседника.

«Метод настроя 5 минут»

В течение первых пяти минут после того, как ребенок засыпает, его подсознание еще бодрствует. Именно в этот небольшой промежуток времени нужно успеть шепотом дать малышу положительные установки. Можно поробовать «заговорить» сына или дочку от сосания пальца, писания в штаны или привычки драться при малейшем поводе. Также можно записать свой голос на магнитофон и включать в нужный момент.

Еще одно подтверждение мудрости материнского инстинкта, побуждающего мамочек «ворковать» над малышом, проговаривать всякие милые, добрые «бессмыслицы» когда он засыпает.

Очень радостно, что сегодня существует множество методик раннего развития. Каждый родитель может выбрать наиболее подходящую. И есть среди этого многообразия одна жемчужина научно-педагогической мысли, о которой в России знают пока немногие. Имя ей - методика Макото Шичиды.

Ее уникальность заключается в том, что она дает ключ к сохранению и приумножению природных, так называемых «скрытых» способностей ребенка. Эту методику очень часто сравнивают с системой Глена Домана, однако у них есть принципиальное отличие.

Макото Шичида главной целью обучения ставил не обычное запоминание множества фактов, а воспитание в ребенке способности самостоятельно учиться, развитие его творческих способностей, таких как фотографическая память, свободное владение иностранными языками, способность невербального общения и другие.

«Времена стремительно меняются. Когда наши дети вырастут, то это будет совершенно иной мир. Поэтому наша задача как родителей - уметь адаптироваться к новой грядущей эпохе и воспитать детей в соответствии с её требованиям» (Макото Шичида)

Дети от природы талантливы. Но мы, взрослые люди, не всегда можем в полной мере разглядеть способности ребенка, понять его. Еще каких-то сто лет назад детей вообще не воспринимали как личность. Страшно подумать, но младенцам делали операции без анестезии дескать потому, что они ничего не понимают и не чувствуют.

XX век стал переломным в нашем отношении к детям и их способностям. Для наглядности несколько дат.

В 1923 году была принята Декларация прав ребенка, в которой были прописаны такие базовые принципы как право ребенка на еду, дом и помощь в сложных ситуациях.

50-е годы - начало исследований Глена Домана и Макото Шичиды.

1971 год - Масару Ибука (японский предприниматель, один из основателей корпорации Sony) издает ставшую популярной во всем мире книгу «После трех уже поздно».

1981 г. - Нобелевская премия в области физиологии и медицины присуждена американскому неврологу Роджеру Сперри. Он доказал, что познавательные функции левого и правого полушарий во многом различаются. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно и аналитически, правое - интуитивно и одновременно.

Получается, что левое, так называемое доминирующее полушарие на самом деле не является главным. Таковым его сделал наш подход к образованию: акцент на логику, последовательную обработку и заучивание информации. При этом правый мозг работает по другим принципам и таит в себе такие колоссальные возможности, которые нашему «левополушарному» сознанию и представить себе сложно.

Макото Шичида утверждал, что у детей до 6 лет более активно именно правое полушарие, именно поэтому многие дети обладают признаками гениальности. И если не стимулировать работу правого мозга наравне с левым, то постепенно эти врожденные способности угасают.

«Современный человек обладает левым полушарием, развитым сверх меры.
В то время, как человек будущего обладает хорошо развитым правым полушарием, и оба его полушария хорошо скоординированы» (Макото Шичида)

В Японии издано около 100 (!) книг профессора Макото Шичиды, открыто более 400 школ, работающих по его методике. На английский язык переведено 4 его книги, русского официального издания пока нет. Мамы, желающие заниматься со своими детьми, сами переводят книги, собирают по крупицам информацию, делятся ей на форумах и блогах.

Кратко о способностях, которые заложены в ребенке от природы.

Правое полушарие обладает особыми свойствами:

1. ESP (то, что обычно называют «шестым чувством»).

5 чувств левого полушария (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание) имеют своих «двойников» в правом полушарии. К ним относятся:

Телепатия (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств). Именно эта способность больше всего развита у младенцев еще с внутриутробного периода. Они способны общаться с родителями через образы и чувства;
ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств);
психометрия (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним);
предвидение (способность предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить);
духовная (спиритическая) сила (энергия).

2. Образы интуиции (память правого полушария).

То, как описывает это свойство профессор Шичида, очень напоминает визуализацию, т.е. умение осознанно вызывать в сознании определенные образы. Еще он называет это свойство памятью правого полушария. Причем здесь память?

Наше подсознание хранит огромное количество образов, картинок. Это невероятно большая «картотека» нашей памяти, но доступ к ней имеет только тот, кто может эти «карточки» увидеть внутренним взором.

Вот отсюда и описанные Шичидой случаи: ребенок плохо учился в школе и не мог запомнить учебный материал. Учитель начинает тренировать с ним способность видеть образы и результаты по «школьным» предметам резко возрастают.

3. Скорочтение (фотографическая память правого полушария).

Насколько я поняла, под скорочтением имеется в виду способность быстро воспринимать текст и точно запоминать его. Тренировать эту способность следует уже после того, как ребенок научится оперировать образами и разовьет таким образом память правого полушария.

4. Вычислительные способности.

У детей доминирует правое полушарие головного мозга, которое воспринимает целостный образ. Поэтому после некоторой тренировки они вполне способны отличить картинку, на которой нарисованы 50 красных точек от аналогичной - но с 47 точками.

5. Идеальный слух (способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты).

Все способности человека связаны между собой и при развитии одного из них повышается способности и в других сферах. За идеальный слух отвечает правое полушарие, поэтому тренировка образного мышления влечет за собой улучшение музыкальных способностей ребенка.

6. Способность к овладению языком (языковая способность правого полушария).

В списке способностей эта указана последней. Но по заинтересованности родителей она занимает, наверное, самое первое место. Еще бы, говорить на нескольких языках - ведь это дверь в мир успеха.

Ребенок до 6 лет способен впитать иностранный язык легко. После 6 лет, когда начинает преобладать логика, это сделать будет намного труднее.
Как заниматься с ребенком по методике Шичиды

Сейчас родителям, уделяющим большое внимание развитию своих детей, доступно просто невероятное количество самых разных методик. В этом «педагогическом море» несколько особняком стоят и при этом вызывают огромный интерес труды японских специалистов.

Любовь - основа всего

Первый постулат Макото Шичида может удивить: профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребёнка всегда лежит огромная . Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном. И этот ощущаемый ребятами и не замечаемый родителями недостаток любви самым пагубным образом сказывается на развитии и воспитании детей всех возрастов. Для того чтобы такого не произошло, профессор предлагает использовать следующие способы:

  • Частые и крепкие объятия

Даже незначительные успехи малыша или ребёнка постарше, любая его помощь вам (пусть и неумелая) или даже просто готовность откликнуться на просьбу обязательно должны быть вознаграждены. И лучшая награда - объятия. Они не только помогают продемонстрировать детям глубину родительских чувств, но и прекрасно мотивируют их для будущих «подвигов». Обнимайте детей как можно чаще, шепчите им на ушко слова благодарности и любви. Только обязательно делайте это искренне, а не потому, что так «велит» методика. Объятия не должны быть формальными, «для галочки», ведь дети это очень тонко чувствуют.

  • Внимательное и чуткое отношение

Никогда не слушайте ребёнка «вполуха», не давайте бесконечные инструкции и откажитесь от постоянной (или очень частой) критики, ведь именно в этом кроется основная причина отчуждения, которое нередко возникает между родителями и детьми. Мы часто забываем о деликатности, когда общаемся с нашими чадами. А ведь они заслуживают чуткого и уважительного отношения ничуть не меньше, чем другие люди. Поэтому обязательно призывайте на помощь ещё и чувство такта и хорошее воспитание. А вот декларативности и нескрываемой назидательности в нашем общении с детьми должно быть как можно меньше. Вместо того чтобы заявлять: «Делай, как я сказала!», мягко и доброжелательно предложите: «Давай подумаем и решим вместе».

  • Правильный настрой

Профессор убеждён, что в течение первых пяти минут с момента засыпания, подсознание человека не спит. Эти драгоценные мгновения можно и нужно использовать для воздействия на детей. Положительные установки, полученные в это время, способны творить чудеса. Родители могут «надиктовать» чадам буквально всё: хороший аппетит или крепкий сон, уверенность в своих силах или доброжелательный настрой. Но самое главное - в эти минуты подсознание детей услышит и запомнит слова любви, которые, помимо прочего, обязательно должны звучать во время «настройки». Интересно, что даже прослушивание записей родительских «установок» самым благотворным образом влияет на детей. Поэтому, даже если родители часто уезжают и не имеют возможности ежевечернее давать «установки», они могут просто записать их и попросить бабушку или няню включать запись. Имейте в виду, что говорить нужно негромко (можно даже шёпотом) и ласково, а не вещать на всю квартиру. Этот способ Макото Шичида называет «пятиминутным внушением» и советует использовать регулярно.

Как организовать занятия

Какие советы по организации занятий даёт Макото Шичида:

  • Урок должен идти не дольше одного часа
  • Смена деятельности происходит не реже, чем раз в пять минут.
  • Схема организации занятий для детей всех возрастов одинаковая. Разница - в уровне сложности заданий.
  • Дети старше трёх лет должны так же делать специальное упражнение, активирующее «дремлющее» правое полушарие.

Мандалы - пособия из методики Шичиды, развивающие фотографическую память

Схема занятий

Как же проходят занятия?

1. Вступительная часть

  • Пение или прослушивание (для совсем маленьких учеников) песенки, для этого выбираются жизнеутверждающие произведения.
  • Дыхательные упражнения. Они довольно простые. Например, нужно сидя на стульях или на полу, расслабиться, несколько раз глубоко вдохнуть - выдохнуть. Вдыхая, руки следует разводить в стороны, выдыхая - обхватывать тело. Малышам в выполнении дыхательных упражнений должны помогать родители.
  • Медитация. За этим словом, которое может насторожить родителей-противников восточных практик, скрывается, скорее, нечто похожее на аутотренинг из любимого нашими зрителями фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Только настраивать маленького ребёнка должны родители. Спокойным и ласковым тоном необходимо сказать несколько ободряющих напутствий: «ты очень способный», «ты любим нами», «ты можешь всё», «тебе всё под силу» и т.д. Дети постарше вполне могут «проводить настройку» и сами.

После этого этапа дети до трёх лет могут переходить к основным упражнениям, а ребят постарше необходимо «переключить на образы». Макото Шичида предлагает для этого несколько способов, в том числе игры на развитие воображение, визуализацию. Ребёнок может представлять себя мотыльком или рыбкой, кузнечиком или птицей.

2. Основная часть

В основную часть занятия входит несколько блоков:

  • 1 блок - тренировка сверхъестественных способностей

Пожалуй, это наиболее спорная для многих родителей составляющая методики Шичиды, она противоречит нашим традиционным взглядам на жизнь. Профессор Шичида уверен, что все люди обладают сверхъестественным (экстрасенсорным) восприятием и что его необходимо развивать, поскольку подобные умения невероятно расширяют возможности человека. Ведь в его арсенале появляются, например, телепатия, ясновидение, психометрия и предвидение. Учёный убеждён, что для маленьких детей выполнение этого блока заданий не составляет труда, а в ребятах постарше это «заснувшее» умение можно «разбудить».

  • 2 блок - тренировка памяти

В этом блоке заданий активно используются так называемые мемо-техники, облегчающие запоминание. Вот, например, как может выглядеть упражнение:

  1. Ребёнку показывают карточки с разными изображениями, например, рыбкой и домиком.
  2. При этом произносят текст, помогающий запомнить, что изображено на картинках, к примеру, «рыбка живёт в домике».
  3. После этого карточки кладут изображением вниз и просят ребёнка вспомнить, что на них нарисовано.

Постепенно количество карточек необходимо увеличивать. Когда ребёнок сможет в нужной последовательности называть 15 впервые увиденных (!) карточек, его память будет натренирована настолько, что никакие вспомогательные тексты уже не понадобятся. Ведь он сможет запоминать любые образы без вербального подкрепления.

Шичида разработал множество подобных упражнений, развивающих, в том числе, и фотографическую память, которая способна значительно облегчить жизнь, пожалуй, каждому из нас. Поэтому этот блок пользуется огромной популярностью и вызывает большой интерес у родителей из разных стран.

  • 3 блок - развитие музыкальных и математических способностей и др.

В этом блоке так же используются упражнения, помогающие лучше усваивать и запоминать новые сведения. Профессор призывает опираться не на один путь получения информации, а одновременно на несколько. Например, песни дети учат с опорой на зрительные образы, а музыку слушают, глядя на карточки с нотами.

Если дети не могут справиться с какими-то заданиями, родители должны выполнить их на глазах у малышей, обязательно объясняя каждое своё действие.

Задания для настольной игры танграм, развивающие абстрактное мышление

Многие из родителей, которые решили попробовать заниматься с детьми по методике Шичиды, рассказывают о том, что используют далеко не всё. Чаще всего отказываются от «экстрасенсорного» блока. А вот упражнения на развитие памяти, музыкальных и математических способностей, на овладение навыками скорочтения у наших соотечественников вызывают большой интерес. При этом родители-экспериментаторы отмечают, что исключение некоторых вызывающих сомнения заданий не влияет на достижения ребёнка в других направлениях. Поэтому тем, кто хотел бы попробовать методику Шичиды, но кого смущает «сверхъестественный» блок, можно посоветовать взять на вооружение не все задания, а лишь те, которые кажутся вам наиболее подходящими и допустимыми.

Заниматься по методике Шичиды легко и приятно. Ведь она основана на большой любви к детям и глубокой вере в их гениальность.

Занятия основаны на простых играх, поэтому вы можете сами заниматься дома. К сожалению, книги по этой методике пока недоступны на русском языке. Поэтому мы расскажем вам, какие упражнения и игры разработал профессор Шичида.

Выбирайте то, что понравится вам и вашим детям, сочетайте при желании с другими методиками и получите превосходный результат!

Подготовка

Для занятий необходимо, чтобы ребенок был спокоен и расслаблен. Выберите подходящее время в течение дня, когда он сыт и всем доволен, или помогите ему настроиться.

  • Музыка. Очень хороший результат дает специальная музыка в альфа-ритме. Она активизирует работу правого полушария и многократно усиливает эффект от занятий.
  • Дыхательные упражнения помогают успокоиться, сосредоточиться, насытить кровь кислородом. С маленькими детьми делайте то, что им интересно: дуйте на перышки, в дудочку, в воду через трубочку, задувайте свечки, пускайте мыльные пузыри. Для детей постарше есть упражнение «8 секунд»: в течение 8 с нужно делать вдох, затем на 8 с задержать дыхание и столько же времени выдыхать воздух. Необходимо сделать 3 повтора.
  • «Шар энергии» – это эзотерическая практика, направленная на получение положительной энергии извне. Не все принимают и делают её, но малышам обычно нравится. Нужно поставить ладошки друг напротив друга (самостоятельно или вместе с мамой) и представить, как между ними начинает образовываться маленький светящийся шар энергии. Постепенно он становится большим, тяжелым и его можно как бы «надеть» на себя, оказаться внутри него. Или наоборот, проглотить маленький шар.
  • Позитивные утверждения. Установите зрительный контакт с ребенком, можно взять его на руки и скажите примерно такие слова: «Ты особенный. Ты всё можешь. Я тебя очень люблю». Такой настрой помогает малышу поверить в себя и в вашу любовь и улучшает его психические функции.

1 блок – Задания на развитие воображения

Развивать воображение необходимо для того, чтобы ребенок полностью раскрыл свой потенциал, не мыслил шаблонам и его сознание не было ограничено жесткими рамками. Все гениальные ученые и самые успешные люди планеты имели незаурядное воображение, которое позволило им выйти за рамки обыденности и создать нечто, что стало ценно для всего мира и изменило жизнь миллионов.

Даже если у вас не такие наполеоновские планы насчет своих детей, развитое воображение позволит им достичь успеха в любой выбранной области, найти выход в любой сложной жизненной ситуации.

  • Предложите ребенку представить, что он стал очень маленьким, или очень легким, или твердым как камень. Пусть представит себя каким-то животным или предметом. Помогайте ему с помощью таких вопросов, которые помогут ощутить это: «Какого ты цвета? Какая у тебя шерстка? Что ты теперь можешь делать?»
  • Вспомнить события какого-то интересного дня (день рождения, поездка к бабушке, в зоопарк). Маленькому расскажите сами в подробностях, а ребенок постарше пусть сам расскажет то, как он помнит эти события.
  • Покажите ему картинку. Затем пусть закроет глаза, представит её и опишет с максимальными подробностями.
  • Подготовьте такую картинку: на оранжевом фоне круг синего цвета диаметром 2 см. Нужно смотреть на неё в течение 30 сек на расстоянии 30 см от глаз. Если теперь закрыть глаза, то картинка может предстать перед внутренним взором иначе – другие цвета или формы.

2 блок – Демонстрация карточек

Быстрый показ большого количества карточек с разными изображениями позволяет загружать большой объем информации в память с помощью правого полушария. Карточек необходимо большое количество – начиная со 100 штук в день, причем каждую карточку не рекомендуют показывать более 3 раз.

Карточки демонстрируются очень быстро, за полсекунды. Так задействуется именно правое полушарие и развивается фотографическая память. Одновременное называние изображений стимулирует и левое полушарие.

Этот блок не занимает много времени, но его требуется довольно много на подготовку и распечатку материала, но готовые карточки можно и купить. Они не должны быть подписаны с лицевой стороны. Показывать следует на расстоянии вытянутой руки от глаз ребенка и чуть выше их. Начинать рекомендуется с 3 месяцев, но и с года они пойдут хорошо.

3 блок – Игры с карточками

Эти игры увлекают малышей и способствуют развитию памяти.


  • Покажите одну карточку, затем спрячьте её. Возьмите вторую карточку, похожую на первую. Продемонстрируйте теперь эти две карточки и спросите, какая из них была первой.
  • Покажите три карточки. Затем уберите, добавьте еще одну, снова покажите – необходимо найти лишнюю.
  • Покажите три карточки. Затем одну уберите, покажите оставшиеся две и спросите, какой не хватает.
  • Покажите ребенку цветную мандалу. Затем уберите её и дайте такую же, но не цветную, и попросите раскрасить в те же цвета.

4 блок – Развитие сверхспособностей (ESP-функций мозга)

Правое полушарие мозга, которое так активно развивает методика Шичиды, отвечает за наше 6 чувство – ясновидение, телепатию, психометрию. Конечно, многие скептически относятся к таким заданиям. Но сам Шичида утверждает, что даже без выполнения этого блока упражнений, развитие правого полушария с помощью других заданий параллельно тренирует и ESP-функции мозга.

Задания на развитие психометрии (тактильной чувствительности):

  • Положить перед ребенком одну или несколько карточек лицом вниз. Предложите ему потрогать их и почувствовать, что там изображено. Вариант – найти парные карточки.
  • Давать в руки шарики разных цветов так, чтобы он их не видел. Например, сделать в коробке отверстия для рук, положить туда шарики и, просунув руки, потрогать их и попробовать определить цвет наощупь.
  • Нарисовать на листочке бумаги букву, цифру или геометрическую фигуру, сложить его, дать ребенку и попросить почувствовать, что там изображено.

Упражнения на телепатию:

  • Возьмите несколько одинаковых стаканчиков и под одним из них что-то спрячьте. Спросите малыша, где спрятана вещь, при этом мысленно посылайте ему правильный ответ.
  • Из ряда карточек загадайте одну, и пусть ребенок постарается угадать.

Развитие ясновидения:

  • Завяжите ребенку глаза и положите перед ним какой-либо предмет. Пусть он попробует увидеть, почувствовать, описать его.
  • Возьмите два одинаковых набора карточек. Разложите свои карточки лицом вниз. Пусть малыш попытается разложить свой набор в том же порядке.
  • В ящик положите несколько одинаковых предметов и спросите, сколько их там.
  • Угадать, кто звонит по телефону или в дверь.
  • Предугадать что-то в будущем: какая будет погода, какую карту вытащите из колоды.

5 блок – Математика по методике Шичиды

Здесь также всё подчинено образному мышлению и визуальному восприятию. Ребенку показывают карточки с точками (цветочками, грибочками и.т.д.) и одновременно называют число изображенных точек. Показ длится также 0,5 сек.

Дети очень быстро учатся с первого взгляда определять числа. Можно показать две карточки и спросить: «Где пять?»

Заниматься можно также с примерами: говорите «Один плюс два равно…» и демонстрируете карточку с тремя точками.

6 блок – Чтение

Методика Шичиды не преследует цели научить читать как можно раньше – буквам учат после 3 лет. Не зацикливается она и на том, нужно ли учить буквы или слова целиком – и то, и другое нужно.

Поэтому занятия проходят так:

  • Показываем картинку, называем то, что на ней изображено. Показываем карточку с этим словом и также называем. Это способствует формированию грамотности.
  • Изучаем буквы, по одной за занятие. Подход максимально творческий – рассказываем сказки о буквах, поем их, лепим из пластилина.
  • Читаем много разных книг. Дети, которым много читают, могут освоить чтение без специальных занятий. Также чтение заставляет ребенка представлять всё происходящее в книге, а значит, развивать воображение и правое полушарие в целом. В этом смысле аудиокниги тоже хороши.

7 блок – Упражнения на развитие сенсорики

Лучше всего завершать занятия упражнениями на сенсорику:

  • Тактильные игры – изучение наощупь различных фактур, определение предметов наощупь, сенсорные коробки
  • Цветовосприятие. К карточкам разных цветов подбираем предметы того же цвета (карандаши, бусинки, пуговицы)
  • Музыкальные занятия – поем, отстукиваем ритм, играем на музыкальных инструментах, слушать различную музыку
  • Игры с изучением вкусов и запахов. Закрываем глаза и пробуем или нюхаем различные продукты и специи. Угадываем их на вкус и запах.
  • Рисование, аппликации, лепка.

Как вы видите, упражнений по методике Шичиды много, но она очень гибкая. Вы можете заниматься каждый день понемногу, выбирая упражнения из разных блоков. А можете подготовиться и провести одно большое комплексное занятие раз в неделю. Как вариант – взять из этой методики наиболее понравившиеся вам обоим задания и сочетать их с другими «развивашками».

Не для кого ни секрет, что с рождением ребенка и по мере его взросления в голове родителей возникает масса вопросов и одним из них является вопрос развития малыша. Современный мир с огромным количеством информации просто обязует родителей начинать развивать и обучать малыша практически с пеленок. Но главное, конечно, в данном процессе - учитывать физиологические возможности и возрастные особенности малыша. Также важно, чтобы развивающие игры и занятия приносили ребенку удовольствие.

Существует достаточно большое количество различных методик раннего развития ребенка. В этой статье мы хотим рассмотреть не очень популярную в России - методику Макото Шичиды.

На чем основана методика Макото Шичиды.

Методика японского педагога основана на занятиях и играх для развития правого полушария предпочтительнее в раннем возрасте.

От рождения до примерно 3 лет, ребенок использует преимущественно правое полушарие мозга. Однако, по мере взросления младенца, левое полушарие мозга начинает развиваться и доминировать, а правое «угасать». Таким образом, с возрастом доступ к возможностям правого полушария ограничивается.

До 5- 6 лет у ребенка еще доминирует правое полушарие, хотя не так активно как до трех лет. Поэтому до 5-6 лет по-мнению Шичиды еще можно начинать и заниматься правополушарным развитием с ребенком.

Методика Макото Шичиды хотя и сосредоточена на развитие правого полушария мозга, тем не менее, в занятия включены и игры на развитие левого полушария. Таким образом, занятия по методике Макото Шичиды развивают обе стороны мозга, позволяя им работать вместе в балансе.

Кроме игр и занятий, по-мнению Шичиды, основу воспитания и обучения детей составляет родительская любовь.

Поэтому очень много внимания в данной методике уделяется взаимоотношениям родителей и детей. Когда родители любят своих детей, передают эту любовь в общении с ребенком, принимают ребенка таким, какой он ест, детский ум, как пишет Шичида, «открывается». А когда детские умы «открыты» будут развиваться и их врожденные способности. Вырастая в любви, ребенок становится гармонично развитой и уверенной в себе личностью.

Что дает развитие функций правого полушария мозга.

Левое и правое полушария мозга имеют разные возможности. Левое полушарие мозга отвечает за логические, последовательные, рационально-аналитические способности и стремиться разделить все вокруг на составляющие. Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, целостное, синтезированное видение мира, оно способно охватывать изображения в целом.

За счет функций правого полушария:

  • Дети обладают прекрасной образной (фотографической) памятью
  • Младенцы имеют абсолютный музыкальный слух
  • Иностранными языками может овладеть быстро любой малыш
  • Мозг малыша готов воспринимать и запоминать безграничный объем информации

Активность правого полушария способствует быстрому интеллектуальному развитию ребенка. За счет этого, миллионы детей имеют потенциал к безграничным возможностям и успеху в будущем.

Недаром многие успешные люди демонстрируют такую ключевую свою способность, как мысленная визуализация изображений. Эта способность является практически ключевой в открытии и развитии необыкновенных человеческих возможностей, по мнению Макото Шичиды. И, развивая эту способность, человек «помогает» развиваться другим функциям правого полушария.

Как активизировать функции правого полушария.

Макото Шичида разработал специальные игры и занятия для развития всех функций правого полушария: развитие визуализации, воображения, фотографической памяти, ESP-игры и др. Его методика хотя и сосредоточена на развитие правого полушария мозга, тем не менее, в занятия включены и игры на развитие левого полушария. К таким можно отнести игры на развитие логического мышления. Более подробно об играх и занятиях по методике Макото Шичиды можно почитать

Таким образом, занятия по методике Макото Шичиды развивают обе стороны мозга, позволяя им работать вместе в балансе.

Очень важным мероприятием, активизирующим правое полушарие является просмотр флеш-карточек (большое количество изображений различной тематики). Просмотр быстро сменяющихся флеш-карточек должен быть быстрым (0.5-1 сек на картинку). Только в таком темпе возможно восприятие полученной информации правым полушарием. При просмотре картинок обязательно нужно проговаривать ребенку их названия. Так укрепляются связи между правым и левым полушарием (левое полушарие воспринимает слова, правое - изображения), как указывает Шичида.

Если не соблюдать быстрый темп, а показывать картинки медленно, то получаемая информация будет обрабатываться только левым полушарием.

Как заниматься по методике Макото Шичиды.

В Японии, Китае Канаде, Индонезии и еще в некоторых странах открыты специальные школы, где занимаются по методике Макото Шичиды. Но в России, к сожалению, на данный момент пока школ подобных не открыто. Поэтому заниматься по этой методике приходиться дома.

Занятие состоит из нескольких коротких блоков различной развивающей направленности.

  • Развитие сенсорных способностей;
  • Чтение книг;
  • Развитие математических способностей;
  • Скорочтение;
  • Обучение иностранным языкам;
  • Физическое разитие;
  • Развитие творческих качеств;

Игры по каждому из блоков (или по нескольким из них) должны быть максимально короткими 2-5 минут, а по возможности еще меньше. Быстрая смена деятельности не дает малышам заскучать, поэтому на протяжении всего занятия (30-40 мин) они находятся в состоянии заинтересованности.

В процессе занятия важно удерживать тесную взаимосвязь родителя и ребенка, проявлять максимум любви и понимания к ребенку.

При осуществления занятия по методике, тут самое главное знать побольше информации об конкретных играх, занятиях по этой методике и том, как примерно их распределять на занятии. В этом надеемся хотя бы немного поможет наш сайт.

На сайте Вы найдете теоретическую информацию по методике Макото Шичиды и практические материалы по каждому из игровых направлений (раздел ).

Также есть программа , которая показывает карточки по различным тематикам с озвучкой их названия. Особенностью программы является несколько временных режимов - 0,6 сек, 0,8 сек и 1 секунда. Это выбор скорости, с которой Вы бы хотели, чтобы пролистывались карточки.

Результаты занятий по методике Макото Шичиды.

Все уникальные способности правого полушария врожденные и занятия по методике Макото Шичиды помогают открыть и развить их. Ведь если этого не делать, эти способности либо вообще не откроются, либо «угаснут». Мозг можно сравнить с мышцами, чем больше тренируешь, тем быстрее растут их способности. Как только забываешь об их потребностях, они ослабевают и даже атрофируются.

Детям даются не только лишь знания, главное, что они получают - это своеобразная база для дальнейшего успешного обучения. В будущем Ваш подросший ребенок сможет запоминать огромные объемы информации и быстро вспоминать давно полученную информацию.

Занимаясь, малыш сможет научиться быстро читать, свободно осваивать иностранные языки, достигать прекрасных спортивных результатов и даже обладать телепатическими способностями.
Дети, учась по методике Шичиды, приобретают удивительные способности «поглощать» новые знания очень быстро и легко.

При помощи занятий развивается индивидуальность и креативные качества у ребенка.

Укрепляется сбалансированная работа функций обоих полушарий мозга.

Так как методика основана на родительской любви, укрепляются отношения родитель-ребенок, у ребенка воспитывается доброе сердце.

Природа наделила Вашего малыша необыкновенными возможностями и задача родителей разглядеть, открыть в нем их и всеми силами развивать, что поможет ребенку в будущем быть успешным и счастливым человеком.