Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Не умеющий говорить карьеры не сделает. Разговаривает не умеющий говорить человек Боитесь ли, что вас разлюбят

Не умеющий говорить карьеры не сделает. Разговаривает не умеющий говорить человек Боитесь ли, что вас разлюбят

Вопрос: Ирина

Ответ: психолог Алена Москвина

Здравствуйте, Ирина. Очень хорошо понимаю ваши переживания по поводу происходящего. С такой проблемой, как ваша, в той или иной степени сталкиваются очень многие люди , и они так же, как вы, не знают, что с этим делать. Таким образом, прежде всего, перестаньте думать, "...что это звучит смешно..." и не отчаивайтесь, выход есть. Давайте разбираться.

В основе той проблемы, с которой вы столкнулись, лежит явление, называемое социофобией. Социофобия (от лат "социо" - общество, "фобия" - страх) - это страх перед общением. Проявляется социофобия у разных людей по-разному: и как страх публичных выступлений, и как страх показаться смешным, неловким, глупым, выглядеть как-то неправильно - заикающимся, краснеющим, плачущим и пр. Сюда относится и страх, что над тобой будут смеяться, что к тебе будут плохо относиться, что ты станешь отвергнутым.

Всё происходящее с вами происходит по той причине, что вы, Ирина, уже ПРИВЫКЛИ ИСПЫТЫВАТЬ ТРЕВОГУ в ситуациях, когда вам надо высказаться. И когда эта тревога у вас появляется, вы начинаете думать не о том, что происходит вокруг вас, а боритесь со своей тревогой. Поэтому вместо того, чтобы "...выразить какую-то свою мысль или идею, чувства" ничего сказать не получается. Голова-то в этот момент занята "посторонними вещами": сейчас снова заплачу или покраснею, или в ступор войду, или глупость скажу и пр. Ваша тревога и ваши эмоции буквально парализуют вас, лишая возможности говорить. Поскольку всегда (или часто) вы имеете одну и ту же реакцию в подобных случаях, то это ещё и ещё раз подтверждает ваше собственное представление о том, как будет проходить ваш разговор и каков будет его исход. В результате мы имеем дело с замкнутым кругом.

Всё происходящее усугубляется ещё и тем, что вы, судя по вашему описанию, человек от природы ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ. Возможно, более эмоциональный, чем те люди, с которыми вам приходилось общаться. По всей видимости, на фоне этого у вас в определённый момент времени и возникла существующая проблема. Обычно её корни находятся в подростковом возрасте , когда ведущей деятельностью растущего человека является общение , когда любое отклонение от "стандартов" воспринимается сверстниками в лучшем случае, как недостаток, а ещё хуже как порок. Поэтому, дети впечатлительные, не достаточно общительные, тихие и пр. часто становятся предметом насмешек сверстников, сторонятся контактов с ними, боятся выражать свои чувства, боясь показаться глупыми, несуразными. А вырастая, эти люди получают видоизменённые проблемы с общением примерно такие же, с которой столкнулись вы, Ирина. Однажды чьё-то грубое слово или неодобрительная реплика испугали или обидели вас. С тех пор в сходных ситуациях вы стали думать о том, что это может повториться снова (причём явно в сознании этот факт может быть и не представлен). Но всё дело в том, что вы не просто так думаете, вы себя ещё и внутренне настраиваете на то, что "...не умею говорить" . Ну а если постоянно предвидеть неудачу, то согласитесь, сложно выглядеть уверенным.

Поэтому ваша первостепенная задача на пути избавления от данной проблемы состоит в том, чтобы этот замкнутый круг разорвать. Как вы боретесь со своим страхом? Вы чувствуете, что кровь приливает к лицу, слёзы наворачиваются на глаза - это состояние (страх) вас сковывает - и от этого вы ещё больше в него погружаетесь . Что делать?

Во-первых , вы, Ирина, должны знать, что у вас не какая-то исключительная, а обычная проблема. Состояние схожее с вашим знакомо очень многим людям.

Во-вторых , необходимо понять, что большая часть проблемы сконцентрирована в вашем собственном отношении к происходящему , нежели в отрицательном отношении окружающих к нему. Из этого следует, что часть решения данной проблемы состоит в том, чтобы хорошо понимать механизм её возникновения (мы его разобрали).

В-третьих , чтобы справиться с ситуацией и побороть "приступ слёз", необходимо переключить внимание с внутреннего ощущения на внешнюю реальность, на то, что происходит вокруг вас и рядом с вами .

В-четвёртых , начинать разговор с мужем (да и любое общение в принципе) нужно добившись полного мышечного расслабления, отрегулировав равномерное спокойное дыхание - всё это целесообразно сделать перед началом беседы . Для этой цели разработано огромное множество релаксационных техник , которые вы при желании можете найти в популярной литературе или в Интернете. Выберите одну наиболее удобную для себя технику для регуляции дыхания, другую для мышечного расслабления.

В-пятых , научитесь правильно выражать свои эмоции. Что это такое? Вместо того чтобы подавлять их (будь то плачь или гнев) проявляйте их открыто. Вам грустно? Скажите о своих чувствах, обозначьте их словесно . Это поможет уменьшить их интенсивность.

В-шестых , если в очередной раз произошла "неудача" и разговор опять из-за слёз не удался, запретите себе мысленно возвращаться в эту ситуацию. Дело в том, что мысленное проигрывание одной и той же сцены не приносит ни удовлетворения, ни пользы . Вы только напрасно расходуете свои эмоциональные резервы.

Если вы, Ирина, будите придерживаться тех правил, которые были нами рассмотрены, то со временем ощущение того, что ситуация подконтрольна. И когда вы почувствуете, что можете контролировать свой страх, вы сможете контролировать и свои эмоции, а это, в свою очередь, поможет вам совершенно по-другому начать реагировать на общение, на людей.

Несколько слов об эмоциональности. Как я уже сказала, вы, по всей видимости, человек эмоциональный, впечатлительный. Это не хорошо и не плохо - это не недостаток, это просто так есть. Это как цвет глаз или тембр голоса - то, что вам дано от рождения. Научитесь это ценить, не ругайте себя за свои слёзы . Здесь важно понять, что, табуируя собственные эмоции, мы невольно создаём благоприятные условия для формирования заниженной самооценки .

В заключении хочу сказать, что данную проблему не всегда удается решить самостоятельно. Заочные консультации в подобных случаях также не всегда достаточно эффективны. Поэтому, если предложенные мной рекомендации не будут иметь должного эффекта, вам, Ирина, будет полезно обратиться к врачу-психотерапевту, который поможет вам уточнить истинную причину происходящего и наметить более детальные пути её решения. Я желаю вам всего хорошего!

С уважением, Алена Москвина

- 22.97 Кб

Сочинение на тему: Не умеющий говорить карьеры не сделает.

"Никакая другая способность человека не даст

ему возможности с такой быстротой сделать

карьеру и добиться признания,

как способность хорошо говорить"

С древних времён существует мнение, что тот, кто владеет словом, владеет умами и сердцами людей. Мысли античных мыслителей подтверждает и современная наука, которая пришла к выводу, что эмоциональная, образная, богатая речь является одним из мощнейших способов воздействия на сознание людей. Действительно, в нашем современном обществе без навыков устной и письменной речи придется очень трудно. Без них нам не обойтись в любой деятельности. В речи проявляется личность, интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека, явно и неявно отражаются в том, что и как он говорит. Речь, мне кажется, достаточно эффективное “оружие” каждого человека, но прежде нужно научиться им правильно пользоваться. Тем не менее, почти все мы часто говорим как придется, опираясь на свои эмоции, не задумываясь о том, как воспринимает нас собеседник и какой эффект наша речь может произвести.

«Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал Сократ, когда к нему привели нового ученика, который молчаливо осматривал все вокруг. Эти слова философа и мудреца вовсе не свидетельствуют том, что Сократ был слеп. Просто он, как никто, понимал: для того чтобы составить мнение о человеке, нужно услышать, как он говорит. Потому что голос – лучший инструмент для самопрезентации. Человек, владеющий своим голосом в совершенстве, может достичь очень многого.

Как говорил Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Говорить, конечно же, можем мы все, даже малолетние дети. Но вот говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может все-таки не каждый.

В Америке, уже в течение многих лет в научной и популярной литературе муссируется вопрос о важности владения речью для рядового человека, коль скоро он хочет добиться успеха в жизни. Прославившись своей деловитостью, американцы добрались до самой сути дела, дошли до самых ее корней.

В советское время в России этому вопросу не придавалось столь важного значения, потому что там не было стремления воспитывать в каждом человеке бизнесмена (в американском понимании этого слова). В России взялись за проблему как овладеть искусством слова в публичной или деловой речи, лишь в начале 90-х годов. В этот период времени в России был востребован «человек говорящий», и в стране начался подлинный «риторический бум»: стали проводиться многочисленные научные конференции, издаваться пособия по риторике (слово «риторика» происходит от греческого слова rhetorike, означающего теорию и искусство красноречия). Классическая риторика определяется как учение об убедительной речи.

Сегодня мы все независимо от рода деятельности и занятий, абсолютно все работаем в индустрии убеждения, каковы бы ни были наши производственные обязанности, должности и звания. Каждый день нам приходится кого-то в чем-то убеждать. Это может называться по-разному: ведение переговоров, презентаций, установление деловых контактов, например, в процессе купли или продаже, собеседовании при устройстве на работу. В общем, мы постоянно убеждаем другого принять наши идеи, товары и услуги, наши представления о жизни, в конце концов – нас самих.

Честно сказать, в нашем обществе недооценивается практическое знание языка, а язык в практическом смысле есть инструмент благоустройства нашей жизни. Кстати, счастливым и благоденствующим является тот человек, который умеет пользоваться своим языком. Верны слова Скилефа: «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Поэтому в некотором смысле наше благополучие, в том числе, как это ни странно, экономическое, зависит от того, как мы пользуемся нашим языком. Если бы наши экономические реформы и государственные дела были правильно организованы с точки зрения речевых отношений, мы имели бы внятное объяснение всем социальным, идеологическим явлениям нашей жизни: как построена юридическая сфера, как построена наша государственная политика, и мы бы почувствовали себя в этой жизни достаточно удобно.

Если человеку нужно убедить кого-то, сформулировать своё мнение и суметь его отстоять, то он просто обязан владеть целым спектром речевых навыков. И от этого умения, в конечном счёте, зависит успешность карьеры. Вряд ли можно представить себе видного учёного, крупного руководителя или президента серьёзной компании, не умеющих понятно и грамотно говорить.

Безусловно, человек должен быть профессионалом в своей области. И быть хорошим дворником, грузчиком и сантехником не так просто, как кажется. Но если человек хочет строить карьеру, занимать высокие публичные должности, представлять не только свои интересы, то ему просто невозможно обойтись без умения говорить. Отсутствие необходимых речевых и коммуникативных навыков для многих рядовых учителей, врачей, менеджеров становится практически непреодолимым барьером на пути к дальнейшему повышению по службе.

Что заставило Элизу Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион” брать уроки грамотной речи? Цель, карьера. Сама героиня сформулировала цель своего визита к фонетисту так: “Я хочу поступить продавщицей в цветочный магазин. Надоело мне с утра до ночи торчать с корзиной на Тоттенхем-Корт-Род. А меня там не берут, им не нравится, как я говорю. Вот он сказал, что мог бы меня выучить…”

Действительно, по тому, как мы говорим, как владеем искусством слова, можно многое сказать о нашем уровне образования, об уровне лингвистической и культурной эрудиции. Иногда речь даже служит показателем социального статуса. Об этом писал ещё Пушкин. В “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях” есть эпизод, когда богатыри вернулись домой и обнаружили там незваную гостью. Как они определили, кто перед ними? Только гениальный филолог мог выразить это двумя словами: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. По речи! Речевая “визитная карточка” героини помогла ей заявить о себе без лишних речевых усилий.

В другой сказке Пушкина - “Сказка о золотой рыбке” - есть не менее важное для нас лингвистическое замечание в эпизоде, когда старуха уже хочет быть царицей, а старик отговаривает её. Чем он мотивирует свой отказ? “Что ты, баба, белены объелась, ни ступить, ни молвить не умеешь”. Молвить! То есть недостаточная речевая компетенция воспринимается важным фактором, который препятствует попытке занять более высокое место на социальной лестнице.

Наша жизнь построена на общении. Язык и речь являются средствами коммуникации. С их помощью мы можем общаться с людьми, обмениваться мнениями, передавать и распространять информацию, сохранять её для будущего поколения. Общество определённой эпохи старается обогатить речь, внести что-то новое и сохранить старое. Это необходимо, ведь пока человек говорит – он живет и развивается. И даже если мы говорим о людях с ограниченными возможностями коммуникации (например, глухонемые), их особый язык жестов также является богатым и разнообразным, и другие люди при желании всегда могут их услышать и понять.

В заключение хочется привести слова одного крупного петербургского предпринимателя: “Тем, кто хочет стать президентом, если не страны, то крупной компании, руководителем высокого уровня, бизнесменом и особенно тому, кто уже чего-то добился в своём деле, именно публичные выступления дают новый толчок для развития. Я убедился в этом на собственном опыте”.

Заберите у меня все, чем я обладаю,

но оставьте мне мою речь,

и скоро я обрету все, что имел.

Дэниэл Уэбстер


Краткое описание

С древних времён существует мнение, что тот, кто владеет словом, владеет умами и сердцами людей. Мысли античных мыслителейподтверждает и современная наука, которая пришла к выводу, что эмоциональная, образная, богатая речь является одним из мощнейших способов воздействия на сознание людей.Действительно, в нашем современном обществе без навыков устной и письменной речи придется очень трудно. Без них нам не обойтись в любой деятельности. В речи проявляется личность, интеллект, чувства, характер, цели и интересы человека, явно и неявно отражаются в том, что и как он говорит. Речь, мне кажется, достаточно эффективное “оружие” каждого человека, но прежде нужно научиться им правильно пользоваться.

А как быть со знаками препинанияв таком предложении: "Я не дерусь, это не значит не умею "

Я не дерусь - это не значит не умею .

Вопрос № 289514

Добрый день. В предложении: Люди, знающие, но неумеющие применять логику. как правильно писать, неумеющие или не умею щие? "Не" с причастиями пишется раздельно в случае наличия у причастия зависимого слова. Если в данном случае "не" пишется раздельно, то что является зависимым словом?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать раздельно. Зависимое слово: применять .

Вопрос № 286771

Правильно ли использованы частицы "не" и "ни" в предложении: Я тоже не умею ни спать / ни на гитаре играть / ни в бассейне нырять. Я тоже не умею не спать / не на гитаре играть / не в бассейне нырять. Выразить необходимо следующий смысл: мы необходимы сон, бассейн, игра на гитаре.

Ответ справочной службы русского языка

Следует использовать отрицательную частицу не (в первом варианте получается: я не умею спать, не умею играть на гитаре, не умею нырять в бассейне) и изменить порядок слов: Я тоже не умею не спать, не играть на гитаре, не нырять в бассейне.

Вопрос № 276017
Добрый день. Перед как нужна запятая? (Они хотят рассказать, но не умею т). Подскажите им(,) как.

Ответ справочной службы русского языка

Здесь запятая не нужна, т. к. придаточная часть сокращена до одного союзного слова.

Вопрос № 275823
Как правильно пишется - "эти не_умеющие писать и не_умеющие говорить люди" или "эти неумеющие писать и неумеющие говорить люди"?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: эти не умею щие писать и не умею щие говорить люди .

Вопрос № 269923
По поводу вопроса № 269903.
Мне кажется, написано очень даже правильно: пусть родители читают, прививая умение пользоваться книгами, а не Интернетом. А касательно формулировки - как же тогда написать: для чтения родителей? родительми? родительского чтения? Нормальное употребление Тв. п. Тем более что дети сами ещё и читать не могут, так что процесс чтения только через самых близких им людей.
Если я что-то не так говорю, предложите, пожалуйста, свою формулировку - очень стало интересно...

Ответ справочной службы русского языка

При чем же здесь Интернет? Речь шла о книгах, которые читают детям, не умею щим читать, те, кто читать умеет (взрослые, родители, старшие дети и т. д.).

Вопрос № 265330
Приветствую.
По поводу сказуемого при подлежащем "большинство" и ему подобных. По поиску на портале я нахожу и "Подавляющее большинство российских школьников не умею т мыслить", и "Подавляющее большинство российских граждан нуждается в коррекции своего языка". И остальные примеры в пополаме. Так все же, в каком числе ставить сказуемое?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 261566
В каких случаях слово "правда" выделяется запятыми? Например, стоит ли ставить запятую в предложении "Я правда не умею водить машину"?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 259471
Здравствуйте, интересует вопрос, нужны ли запятые перед и после слова "вот" и после слова "скажете" в следующем предложении:

>а с программами я не умею обращаться, хоть вы сейчас все скажете, что это легко, а я вот туповата для этого

Ответ справочной службы русского языка

Запятые перед и после вот не нужны; запятая после скажете поставлена правильно.

Вопрос № 258166
В интервью на первом канале Михаил Прохоров отвечал на некоторые вопросы так: «Я не умею мыслить в сослагательном наклонении».
Что это значит?

Ответ справочной службы русского языка

Мыслить в сослагательном наклонении здесь - представлять себе события, которые могли бы произойти, но не произошли.

Вопрос № 249605

Вы сообщаете, что: Уведомление об ответе придет на Ваш адрес электронной почты.
Сомневаюсь. Летом задавала вопрос, но ни уведомления, ни ответа не получала.
Может есть более простой способ проконсультироваться насчёт орфографии такого простого вопроса, как: вырАстают сады и крылья или вырОстают (они же) ? Не сомневаюсь, что вопрос простой, однако, у меня, иногда, настолько замыливается глаз на инетской орфографии, что начинаю сомневаться насчет грамотности своего автопилота. Пыталась через ваш поисковик *Проверка слова* найти ответ, отвечает, что по моему запросу ничего не найдено. И что же, мне по таким пустякам запросы вам писать? Или я не умею пользоваться?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: вырастают. Слова в словарях приводятся в начальной форме, для глагола это инфинитив (неопределенная форма). Т. е. в качестве поискового слова в окошко «Проверка слова» надо вводить не вырастают , а вырастать.

Вопрос № 246886
Подскажите, пожалуйста, НЕ с прилагательным писать слитно или раздельно в следующем предложении: "Для не умею щих плавать был спущен огромный парус."
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать раздельно.

Вопрос № 246814
Выделяется ли "к тому же" запятой? Например, к тому же приезжает новый тренер!; К тому же я не умею делать два дела сразу.

Ответ справочной службы русского языка

Сами по себе слова к тому же не обособляются. Но выделяются запятыми присоединительные обороты, начинающиеся этим союзом, например: Я не смогу выполнить это поручение: времени очень мало, к тому же я не умею делать два дела сразу.

Вопрос № 226401
Вы наверняка уже ответили на всё мыслимые и немыслимые вопросы, но, увы, Поиск не дает возможности найти искомое. Или я просто не умею им пользоваться? Так или иначе, вот вопрос: скучать (стрелять и т.п.)по НАМ (ВАМ) или НАС (ВАС)? Розенталь уверяет, что НАС. Но на практике так никто не говорит.

Ответ справочной службы русского языка

У строки поиска есть ссылка [помощь]. См. ответ № .
Вопрос № 217023
Доброго времени суток! Возник вопрос: как следует писать "не умею щих" - слитно или раздельно? Я полагаю, раздельно. Мои оппоненты - слитно.

Ответ справочной службы русского языка

Если при этом причастии есть зависимые слова или есть противопоставление, корректно раздельное написание. Иначе -- слитное.

Неумение отказывать приносит множество проблем и тягот : ненужные встречи, лишние дела, ответственность, которая вообще не должна на вас лежать, постоянную усталость и многое другое. Что делать, если хочется перестать под всех подстраиваться, и как научиться отказывать? Не будем обещать быстрого успеха: процесс будет долгим, но результат того стоит.

Как отследить проблему

Это важная работа. Вам предстоит проанализировать своё поведение и чувства в те моменты, когда вместо «нет» вы сдавленно (или бодро, но фальшиво) произносите: «Да, конечно, давай…» Наблюдать лучше всего в полевых условиях: как только у вас возникает тягостное чувство, что вы согласились на что-то совершенно вам не близкое, неприятное и нежелательное - отмечайте, как это произошло. А ещё лучше эти моменты записывать: вести дневник, делать пометки в телефоне, блокноте и тому подобное. Помечайте, что произошло, кто обратился к вам с просьбой или предложением, какие чувства вы испытали, что подумали и что ответили вслух.

Хорошо, если есть возможность делать это с поддержкой психотерапевта, потому что за неумением отказывать обычно стоит целый ряд вопросов: это может быть пренебрежительное отношение к себе и к своим нуждам, страх перед авторитетами, боязнь оказаться плохим человеком и даже идея, что «за всё в жизни нужно платить». Вот несколько вопросов, над которыми стоит подумать самостоятельно.

Кому вам сложнее отказывать?

Кто-то боится авторитетных людей - робеет перед чиновниками, врачами, людьми старшего возраста. А кто-то, напротив, легко вступает в конфликт с начальством, но не может отказать более слабому, младшему и беззащитному - даже если «слабый и беззащитный» давно вышел из детского возраста и откровенно злоупотребляет сочувствием окружающих.

Иногда это бывает связано с гендером: кто-то легче поддаётся давлению мужчин, кто-то - женщин. Стоит подумать о фигурах из детства: авторитетных мужчин нередко боятся те, у кого был жёсткий, возможно агрессивный отец или отчим, а женщин - те, чья мама, бабушка или другая близкая родственница прибегали к давлению и эмоциональному шантажу. Это очень условные примеры, связь может быть менее однозначной - но если вы заметили, что вам сложнее отказывать определённой группе людей, подумайте, на каких персонажей из вашей жизни они похожи.

Понаблюдайте за тем, в какой обстановке, в каких обстоятельствах вам сложнее всего отстаивать себя. Может быть, вы обнаружите, что труднее всего даются отказы в конкретной сфере: на работе, при общении с родными или в личной жизни. Это повод задуматься о том, что происходит в этой части жизни, в отношениях с этими людьми. Какие у вас установки насчёт работы, дружбы, брака и отношений, семейных уз?

Нередко на нашу способность держать границы влияет настроение и то, насколько мы бодры. В каком физическом и моральном состоянии вы соглашаетесь на то, чего на самом деле не хотите? На многих легко надавить, когда они расстроены, устали, напуганы, не выспались. Но у кого-то другая проблема: они готовы всем помогать и уступать, когда находятся в хорошей форме и отличном настроении, и в таком состоянии набирают себе непосильное количество дел.

Какое чувство толкает говорить «да»?

Может быть, это чувство стыда или вины. Например, за то, что вы откажете тому, кто действительно нуждается в вашей помощи, и тогда будете «бессердечным» и «чёрствым» человеком. Или за то, что вы более благополучны, обеспечены, здоровы - и поэтому считаете, что должны помогать тем, у кого меньше денег, кто болеет и не имеет других привилегий, доступных вам. Или за то, что вы работаете не бескорыстно, а получаете зарплату и премии, и при этом ещё хотите уходить с работы не позже восьми.

Полезно будет понять, что стоит за стыдом и виной. Например: «Напоминать руководству об обещанной прибавке некрасиво, ведь тогда я выдам свои корыстные намерения». Откуда эта идея, что работать нужно на энтузиазме, а не за деньги? Кто так считает в вашей семье или окружении? При каких обстоятельствах? Как эта мысль сейчас на вас влияет? Или, например, когда вы впервые услышали, что быть более успешным и удачливым «стыдно» и это необходимо «компенсировать» помощью другим, например подвозя на своей машине, одалживая деньги, помогая связями?

А может быть, говорить твёрдое «нет» вам мешает ощущение, что вы малозначимы по сравнению с другими, находитесь ниже их? Таким людям кажется, что они не могут претендовать на хорошее отношение, достойную жизнь, справедливое обращение - а если вдруг получают их, то каким-то образом должны «отплатить».

В худшем случае это чувство вообще говорит человеку, что он ходит по этой земле и дышит воздухом «в долг». В этом случае необходимо обратиться за психологической помощью. Это чувство и без того портит жизнь, а в крайних проявлениях просто опасно: оно заставляет поддаваться на манипуляции, может подтолкнуть и заставить остаться в абьюзивных отношениях, терпеть плохое обращение со стороны близких, друзей, коллег, соглашаться на опасные авантюры или невыгодные предложения - словом, вредить себе.

Боитесь ли, что вас разлюбят?

Часто страх отказать - это страх испортить отношения, потерять близких, оказаться в одиночестве. Нам кажется, что люди покинут нас, если мы перестанем всё время уступать. Но важно осознать, что «любимый» и «удобный» - это совершенно разные вещи. Во-первых, люди, которые любят вас только удобной (-ым), вряд ли вообще вас любят. Это скорее похоже на использование. А те, кто действительно вас любят, примут отказ. Хотя поначалу могут удивиться, если это совершенно новое для вас поведение.

Слухи о том, как легко любить человека, который пытается всем угодить, тоже сильно преувеличены. Рядом с таким человеком неловко: окружающие чувствуют его скованность и тоже начинают испытывать напряжение. Когда вы становитесь излишне уступчивой (-ым) и услужливой (-ым), вы ставите второго человека в положение, когда он вроде бы обязан ответить вам тем же - тоже подвинуть свои границы или же почувствовать себя чёрствым и эгоистичным (а это не самый приятный выбор).

Наконец, постоянное сдвигание границ не проходит даром и рано или поздно сделает вас сердитым и раздражительным. И вместо того, чтобы сказать: «Нет, а давай по-другому, так мне неудобно», - вы соглашаетесь, потому что чувствуете, что не можете отказать, а потом саботируете начинание или нападаете на своего собеседника с упрёками («Разве ты не понимаешь, как мне сложно было тащиться на другой край города после работы?»). В этом ловушка излишней уступчивости: вы пытаетесь додумывать за других, но в ответ ждёте того же. Хотя удобнее было бы каждому думать за себя, а потом просто договориться.

Как начать говорить «нет»

После того как вы разберётесь с причинами, можно приступать к практике - и постепенно отрабатывать навык отказывать другим. Рассказываем о нескольких приёмах и принципах, которые могут в этом помочь.


Не додумывайте за других

Перестаньте входить в чужое положение - думайте в первую (и во вторую тоже) очередь за себя. На прямо поставленный вопрос отвечайте прямо. Можете дополнить отказ альтернативным предложением, а можете ничего не предлагать, если у вас нет идей. «Тебе удобно в среду?» - «Нет, совершенно неудобно. Могу во вторник или пятницу». «Хочешь пойти погулять?» - «Совсем не хочу гулять, устала».

Как правило, за этим следует следующий вопрос, вроде: «Тогда, может, посмотрим кино?» Если собеседник реагирует агрессивно или начинает обвинять вас («Прости, совсем не хочу гулять сегодня». - «Да? Что ж, может, нам вообще перестать видеться?»), вероятно, вы имеете дело с манипулятором. Это совершенно точно агрессивная реакция, и стоит уточнить её причины - но не соглашаться на предложение только из страха или нежелания обидеть.

Вокруг людей, которые не умеют говорить «нет», обычно кучкуются манипуляторы разных мастей. Это отчасти шутка, конечно, но представьте, что на каждые пять ваших «нет» ваше близкое окружение покидает один манипулятор. Какое облегчение!

Проясняйте или не замечайте завуалированные просьбы

«Зарплата на следующей неделе, у меня в кошельке две последние тысячи на еду, а тут этот переезд… И машины у меня нет… Вот я попал!» - это просьба помочь с перевозкой вещей? Нет. Тренируйтесь не видеть завуалированные просьбы. Если взрослому человеку действительно нужна бесплатная услуга, да ещё такая серьёзная и хлопотная, он может набраться смелости и попросить о ней прямо. В такой форме получаются туманные рассуждения человека о нелёгкой судьбе - можете посочувствовать или вообще перевести разговор на другую тему. Кстати, может быть и так, что человек просто ждёт сочувствия и делится переживаниями - тогда он обрадуется моральной поддержке.

Есть и второй вариант, для смелых. Просто спросите прямо: «Мне показалось или ты хочешь попросить меня о помощи с переездом?» Кстати, этот вопрос - прояснение, а не обещание. И если собеседник признает, что хотел попросить о помощи, вы всё ещё можете сказать: «Извини, нет».

Отказывайте не оправдываясь

Если вам трудно отказывать, оправдания - это ловушка. Стыд или нежелание портить отношения толкают вас извиняться за своё «нет» и подробно объяснять его - но отказ в таком случае звучит гораздо менее убедительно. «Ты понимаешь, я никак не могу предложить тебе остановиться у меня. Как раз на той неделе приедет мама…» - оправдываетесь вы. На это собеседник может сказать: «А давай я возьму билеты на неделю позже, когда твоя мама уедет?» В этот момент отказать становится ещё сложнее. Во-первых, потому что человек как будто вошёл в ваше положение (хотя на самом деле он просто пытается настоять на удобном для себя варианте). Во-вторых, потому что первая часть вашего отказа будет противоречить второй: придётся признать, что вы использовали маму как предлог. Если правда в том, что следом за приездом мамы вы не готовы принимать в гостях кого-то ещё, а хотите отдохнуть, то говорите: «Прости, не могу». Можете посоветовать хорошую гостиницу.

Вы фрилансер или работаете на проектной работе и решительно не хотите браться за новый проект? Отказывайте сразу. В этом случае причину назвать можно, но нужно чётко соблюсти границы. Если вы считаете недостаточной цену - называйте ту, на которую действительно согласны, а не среднее арифметическое. Если вас не устраивает время - называйте реалистичные сроки. Ваша работа не в том, чтобы быть удобной или удобным. Ваша работа – профессионально выполнять свои обязанности, ничего больше.

Кстати, если вас пытаются застыдить, например, за сроки или за цену, скорее всего, это неудачный работодатель (клиент, подрядчик), и с ним лучше совсем не иметь дела. Как правило, человек, который счёл вашу цену завышенной, удивится, или обратится к подрядчику подешевле, или просто скажет: «К сожалению, мы не можем предложить таких денег». Попросит скидку, в конце концов. Но возмущение «неправильной» ценой или «слишком медленным выполнением задания», а в самых запущенных случаях попытка рассказать вам, «каких денег на самом деле стоит ваша работа» (обычно почему-то выясняется, что очень маленьких), - ничего больше, чем выплеск агрессии и желание продавить.

Учитесь видеть манипуляции и агрессию

Огорчаться в ответ на отказ естественно: мы не можем требовать от людей, чтобы они радовались, услышав наше «нет». Они могут быть раздосадованными или даже обидеться. Что же тогда манипулятивная реакция? Неадекватно стыдить вас за то, за что вам не должно быть стыдно: что вы не хотите идти в кино на боевик, потому что не любите этот жанр, что вам не нравится японская кухня и вы просите выбрать другое кафе, что вы заняты на ближайших выходных и можете встретиться только на следующих.

Насторожить должна и ситуация, когда на вас пытаются переложить всю ответственность и требуют больших уступок вместо поиска третьего варианта. К примеру, вам удобно встретиться в среду, а бойфренду - в пятницу, но вместо попытки найти компромисс он сердится, что вы не подвинете все дела и не придёте, когда удобно ему. И даже делает из этого далеко идущие выводы: «Наверное, ты меня просто не любишь, и фитнес тебе важнее встреч со мной».

Крайний случай - когда просьба выходит за границы ваших базовых потребностей (еда, сон, безопасность, физический комфорт), и даже зная это, человек бурно обижается на отказ или ведёт себя агрессивно. «Прости, я не могу приехать к тебе в гости так поздно вечером, мне страшно ходить одной в том районе», - говорите вы подруге, а в ответ слышите, что два тёмных переулка не должны стать препятствием для крепкой дружбы и что, наверное, вы просто не хотите с ней общаться.

Или ваши близкие просят вас запланировать совместные дела на раннее утро или поздний вечер, когда вы ещё (уже) спите, и глубоко возмущены вашим отказом, приписывая вам лень, нежелание участвовать в семейных делах и пренебрежение ими (хотя вы просто заявили о своём праве нормально выспаться). Вас пытаются насильно накормить или насильно посадить на диету и злятся, когда вы отказываетесь. Друзья недовольны, что вы посреди прогулки хотите зайти в кафе, потому что без еды, по их мнению, можно легко потерпеть ещё часик-другой. Вы очень устали, а муж злится на отказ в сексе и обвиняет вас, что вы его не любите и не хотите. Всё это примеры неадекватных реакций: никто не может требовать от вас пренебрегать своим физическим благополучием.

Но и в менее угрожающих случаях неспособность человека признать ваше «нет» не предвещает ничего хорошего. Конечно, если на пятое предложение куда-то сходить вы говорите, что вам не подходит день и не нравится место, и при этом сами не предлагаете ничего в ответ - наверное, человек сочтёт, что его или её просто не хотят видеть. Возможно, это правда, и тогда вам стоило бы сказать это прямо и объяснить причину. Но плохо, когда в ответ на осторожное: «Прости, я не могу до выходных. Давай выберем на следующей неделе удобный день?» - на вас обрушиваются обвинения вроде «Работа тебе дороже друзей», «Забыла родную мать», «Ты что-то очень занятая стала». На такое можно и нужно реагировать твёрдым обозначением своих границ: «Извини, но я действительно занят (-а). Могу предложить только…» Если ситуация повторяется снова и снова, к сожалению, единственным выходом остается увеличить дистанцию. Вас не считают равноправным человеком, имеющим свои отдельные дела, интересы и потребности.

Много говорить во сне - придется молчать наяву именно тогда, когда необходимо будет говорить.

Говорить перед слушателями - прийти к соглашению с врагами.

Произносить речь с трибуны - к улучшению в делах.

Говорить что-то "не к месту" - активно бороться с противником, а для влюбленных - проявить корыстные побуждения.

Говорить с младенцами или слышать, как они говорят, - к исполнению желаний.

Говорить с деревьями - к благополучию, богатству.

Если во сне разговариваете с невидимым лицом, услышите о чьейто смерти или потеряете друга.

Разговаривать с умершим - к опасности, болезни.

Говорить в своей стране или у себя в доме на иностранном языке - попасть в необычную, неординарную ситуацию.

Толкование снов из Сонника Роммеля

Сонник - Говорить

Говорить во сне с человеком, которого вы не видите - к тревожным новостям.

Говорить с плохим человеком - к ссоре.

Говорить о его смерти - к здоровью и долголетию.

Врать во сне - к одновременной выгоде в одном и потере в другом.

Хвастаться - разоблачить злой умысел друга или человека, которому вы доверяли.

Заикаться во сне - к радости.

Рассказывать во сне сказку - к новостям, басню - к радости.

Говорить долго и без остановки - вы получите подтверждение правильности выбранного пути.

Толкование снов из