Меню
Бесплатно
Главная  /  Пупок  /  Норвежская национальная одежда. История норвежского стиля

Норвежская национальная одежда. История норвежского стиля

Историко-культурологическая заметка про шведский национальный костюм.

Шведский народный костюм как символ национальной идентичности

Костюм и политика
В исследованиях современных учёных прослеживается тенденция считать народный костюм инструментом формирования национальной идентичности. Политика приспосабливает народную культуру к требованиям времени, создаёт новые традиции. Так искусственно созданные в XVIII столетии килт и клетчатая ткань – «шотландка» стали неотъемлемыми атрибутами Шотландии.
Похожим образом обстоит дело с «национальными костюмами» в европейских странах. Швеция в этом отношении не является исключением. Интерес к народному костюму в этой стране связан, с одной стороны, с интересом к прошлому, а с другой – несёт совершенно другие функции, олицетворяет «шведскость». Особенно это относится к шведскому национальному костюму, хотя главным принципом при его создании был возврат к прошлому.

О понятии «народный костюм» в Швеции
На первый взгляд определение «народный костюм» кажется простым и ясным. При более детальном рассмотрении проблемы, всё оказывается сложнее. При изучении шведского народного костюма следует различать понятия «народный костюм», «костюм простого народа».
Народным костюмом (folkdräkt), в строгом смысле, может называться только документированный (все части костюма сохранены) крестьянский костюм определённой местности, с определённым набором характерных черт. Такие костюмы создаются в районах, с чёткими естественными границами (лес, горы, водоёмы). Одежда и обувь изготавливались по определённым правилам, которые портные и сапожники обязаны были соблюдать под угрозой штрафа или церковного наказания – отсюда и характерные признаки, отличия костюма одной деревни от другой. Это не означает, однако, что шведские крестьяне носили униформу – некоторые индивидуальные различия всё-таки были.
Народным костюмом может считаться костюм прихода (sockendräkt) и костюм уезда (häradsdräkt), в том случае, если границы прихода или уезда чётко очерчены.
Помимо "folkdräkt", существует также понятия "bygdedräkt" и "hembygdedräkt" – это костюм области, реконструкция, либо костюм, воссозданный на основе народного.
Название "Landskapsdräkt" – костюм лена, является более изобретением эпохи национального романтизма, чем полноценным термином. Ни в одном уезде или приходе такого костюма не было – это символ, костюм, составленный из разных деталей для того, чтобы служить символом одной из 25 исторических провинций Швеции. Однако, несмотря на несостоятельность этого определения, в популярной литературе постоянно говорят о том, что каждый лен имеет собственный костюм. Об этом также можно говорить, как о примере «изобретённой традиции», не связанной с историческим прошлым, но пользующейся популярностью.
Следует различать «народный костюм» (folkdräkt) и «костюм простого народа» (folklig dräkt). Несомненно народный костюм – одежда простых людей, но не всякая одежда народа – народный костюм. Например, мы не можем называть народным костюмом городской костюм.
Термин «национальный костюм» весьма расплывчат. К «национальным» относятся смоделированные на рубеже XIX-XX по образу крестьянских костюмы, использовавшиеся городским населением или представителями высшего общества для особых случаев. К примеру, костюмы, представлявшие землячества на костюмированных вечерах студентов университета в Упсале, или же «даликарлийские» костюмы придворных короля Оскара II во время театральных представлений. «Национальным» можно также считать созданный в 1902-03 гг. общешведский национальный костюм (almänna svenska nationaldräkten), который также называется «sverigedräkt».

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма
В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.
Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.
Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.
В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedräkt
Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.
Sverigedräkt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.
Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874-1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.
После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet för de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRÄKTSFÖRENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.
Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedräkt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.
Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.
Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedräkt
В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedräkt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skräddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedräkt был исключительно женским).
В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.
Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?
В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НОРВЕГИИ.
Часть третья: НОРВЕЖСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Вообще говоря о Норвегии, нельзя не остановиться на традициях.

Норвежский флаг. Норвежцы патриотичный народ. Буквально каждый пятый дом имеет флагштанг с норвежским флагом. Рождественскую елку, праздничный стол, свадебное шествие - все украшают флажками. Интересна сама история норвежского флага. Норвегия 400 лет находилась в союзе в Данией и рассматривалась, как единое государство. Затем был 100-летний союз с Швецией, и только в 1905 году, страна получила независимость. Норвежский Парламент пригласил на царство Датского принца Карла, который принял в Норвегии имя Хокон. Встал вопрос и о национальном флаге. Норвежцы хотели иметь всей флаг, но в то же время хотели, что бы этот флаг подчеркивал их датские корни. И тогда взяли за основу датский флаг, белый крест на красном фоне и провели по центру этого креста синие полосы. Вот и получился синий крест в белом и все это на красном фоне.

Несколько слов о норвежском костюме:

Норвежский национальный костюм. Это было, наверное, то, что больше всего поразило меня в Норвегии. Я всегда интересовалась различными костюмами различных стран и эпох. По-моему, через костюмы можно очень многое понять о стране и о времени. Во все времена женщины любили украшать себя и делали это всеми возможными способами. И конечно, одежда играла огромную роль в любом обществе. Не даром у нас говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. К сожалению, русский костюм почти не сохранился и мало кто знает, какой костюм использовался в какой области России. А норвежцам удалось сохранить эту культуру, они носят костюмы по месту рождения. Поэтому мне очень захотелось немного рассказать об этом.

Я приехала в Норвегию в конце апреля. 17 мая - национальный день Норвегии. Я была просто потрясена! Все женское население страны, от 3 лет до 80, одело национальные костюмы. Каждая область (фильке) и каждая коммуна имеет свой костюм. Они очень красочные, украшены богатой вышивкой. Костюм состоит из белой блузки, шерстяной юбки и жилетки. Мужские костюмы тоже встречаются, но не так часто. На мой взгляд, самый красивый костюм - из Телемарка. Норвегия лютеранская страна и все дети в 15 лет проходят конфирмацию (церковный обряд совершеннолетия). Обычно, родители шьют для девочек национальный костюм для конфирмации. Это очень дорого 2-3 тыс. долларов, потому что костюм украшен серебром и это ручная работа. Часто одевают костюм на свадьбы, конфирмации, всякие торжественные праздники.

Норвегия долгое время (400 лет) находилась под унией Дании. Датчане старательно изживали все норвежское и пытались изменить народ. Яркая одежда была запрещена. Поэтому отдушиной для народа оставался народный костюм. Его расшивали и украшали, по костюму могли судить о ловкости женщины к рукоделию. Да и много всего. Так как страна северная и холодная, то костюм состоит из плотной шерстяной юбки, такой же жилетки и блузки. Еще полагается накидка или платок, которые используют в холодное время. Юбка часто двойная, нижняя из тонкой шерсти или льна + верхняя. Часто встречаются многослойные юбки. Например в Телемарке, на юбку одевают еще что-то типа передника, украшенного богатой вышивкой. Жилетка скрепляется серебряной цепочкой и вместо пуговиц на блузке тоже используют серебряные запонки. Так же полагается брошь и пояс из серебряных бляшек. Все серебро богато инкрустировано, украшено подвесками. Блузка льняная и тоже с вышивкой. Мужской костюм состоит из панталон до колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно вышит, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии не так широко используются, как женские. Для женщины просто необходимо иметь национальный костюм. 17-го мая на улицах только редкие исключения одеты в обычную одежду. Но даже обычную одежду многие стараются подбирать с учетом цветов норвежского флага (красто-сине-белую). Лучше всех рассказов говорят фотографии. Областей в Норвегии великое множество и каждая имеет свой костюм. Я постаралась выбрать самые типичные и из всех регионов. Север, юг, запад и восток Норвегии представлен в этой фото-серии.

Вестфолд Ауст-Агдер Телемарк

Бюскерюд

........ Хордалан
Оппланд Согн Трумс
Не многие знакомы с географией Норвегии поэтому даю небольшое разъяснение.
Вестфолд - восточная (а Остфольд - западная часть) берега Осло-фьорда. (Осло)
Ауст-Агдер - это юго-запад Норвегии (Кристиансанд)
Телемарк - юг
Бюскерюд - это юго-восток (Драммен)
Хордалан - средняя прибрежная часть Норвегии (Берген)
Оппланд - центральная, не прибрежная часть (Хаммар)
Согн - тоже недалеко от Бергена, средняя часть
Трумс - север (Трумсё)

Норвежский язык тоже очень своеобразный. Во-первых, их два: ни-и-ношк и букмоль. Букмоль основан на датском языке и более распространен на юге страны. Ни-и-ношк основан на диалектах. Каждая область имеет свой диалект. Особенно отличается город Берген. Его жители даже считают себя жителями отдельной страны. Говорят - "Я не из Норвегии, я из Бергена". Мы с мужем были на семейном празднике, собралось более 70 человек. Это была золотая свадьба его тети. И там подняли тост за новых иностранных членов нашей семьи. Это были: я - из России, одна девушка из Америки и еще одна из Бергена. Ее тоже назвали, как иностранку. Семейные связи очень крепкие. Обычно, на свадьбу собирается 60-70 человек. Наша свадьба на 20 человек считалась очень скромной. И даже если нет особых денег, тогда угощают только кофе и свадебным тортом. Ведь главное - не еда, а общение. Меня так часто спрашивали о русском костюме, что даже пришлось его сшить.

О норвежских мужчинах. Можно еще много рассказывать о этой замечательной стране, но всего все равно не расскажешь. Я хочу еще отдельно сказать о норвежских мужчинах. Они очень надежные партнеры, отличные мужья и отцы. Никакая работа в доме не делиться на женскую и мужскую. Меня просто потряс случай с норвежским наследным принцем. Здесь право на отпуск по уходу за ребенком имеет не только мать, но и отец. Первые 4 недели ухаживают за новорожденным оба родителя. А как же! Ведь женщина после родов еще слаба и ей требуется помощь. Король сейчас серьезно болен и его функции выполнял наследный принц. Но когда у него родилась дочь, он ушел в отпуск, невзирая на полемику в газетах и осуждение Парламента. Он считает, что самое важное для него - это семья. Каждый день его ребенка бесценен и не повторится, поэтому он должен быть с ними. И это характеристика для всех мужчин Норвегии. И это не совсем правда, что жен по Интернету ищут только те, у кого есть какие-то проблемы. Норвежские женщины не хотят замуж, им и одним хорошо. Поэтому мужчины вынуждены искать себе пару в других странах. Конечно, тот, кто мечтает о соболях и бриллиантах их вряд ли здесь получит. Но хорошую семью, уважение и любовь здесь найти можно. Я знаю тому множество примеров. Приглашаю всех приехать в Норвегию, страну викингов, толлей и фьородов. Тут есть что посмотреть и где отдохнуть. Спасибо всем, кто прочел мой рассказ об этой удивительной стране.

ОЛЬГА (НОРВЕГИЯ)
[email protected]

НАЧАЛО СТАТЬИ О НОРВЕГИИ

ПРЕДЫДУЩИЕ ПИСЬМА ОЛЬГИ ИЗ НОРВЕГИИ:
О правилах оформления документов для детей
Я прочитала письмо Ирины из Англии по поводу детей мужа
Ответ на письма Марины и Елены
Как вывезти ребенка?
О письмах Натальи (Норвегия) СЛЕДУЮЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЗАРУБЕЖНОЙ РУБРИКИ ЖЕНСКОГО ЖУРНАЛА WWWoman:

НАТАЛЬЯ ТКАЧЕНКО (США):
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В АМЕРИКЕ, ИЛИ КАК ЕЕ ИСКАТЬ...
***
ТАТЬЯНА ТВЕРДЕНКО (ЯПОНИЯ): НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА. ЦИКЛ РАССКАЗОВ О СУДЬБЕ ТРЕХ ЯПОНСКИХ ЖЕН-РОССИЯНОК ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЖУРНАЛА НА ТЕМУ НОРВЕГИИ :
Ольга Колышева: Моя история о поисках заграничного принца
Ирина Шестопал: Неверный муж
Малина
Проблемы из-за бывшей жены моего мужа и его дочери-1
Проблемы из-за бывшей жены моего мужа и его дочери-2
Юлия: История любви и жизни
Наталья Копсова (Осло): Будущее Норвегии - неужели в XXI веке национализм опять поднимет голову?
Елена: Ответ на письмо Ларисы из Норвегии ("Мужские комплексы")
Ирина Шестопал: Некогда я была молодой, красивой и жила в России
Лариса:
Ирина: По поводу письма Ольги из Норвегии об изучении норвежского языка
Ольга:
Хочу предупредить всех, кто собирается замуж в Норвегию и имеет детей
О письмах Натальи (Норвегия)
Елизавета:
Цель моего письма - предупредить
Ответ на письмо Лены, Россия ("Замуж за француза")
Елена: Я прошу Вас, люди, будьте бдительны! (О письме Елизаветы, Норвегия)
Наталья Копсова (Осло):
Некоторые размышления о будущем России
Любовники нашей с вами мечты
О любви, о счастье и обо всем, что важно
Отцы и дети - скандинавский вариант
Построение коммунизма в отдельно взятой Норвегии
О равенстве, любви и одиночестве
Путешествие в Рай и из Рая
Наташа: О знакомстве с норвежцем
Марина К. Шай (Ставангер):
Галопом по Европам
Мой американский одноклассник
Советы уезжающим в Норвегию (ответы Наташе)
Моя весна

Собираюсь в Финляндию, а сказ пойдет про Норвегию. Так бывает:)

***
Интернет магазин Quelle решил провести исследование и рассказать своим читательницам о культуре платья, национальных костюмах разных стран мира. Возможно, вы давно мечтали одеваться в индийском, шотландском стилях, но что-то вас всегда останавливало. Сегодня речь пойдет о Норвегии.
Норвегия раскинулась на западной территории Скандинавского полуострова. Неспроста эти земли древние скандинавы прозвали «путь на север», ведь месторасположение страны и климат, царствующий здесь, целиком и полностью соответствуют этой фразе. К тому же вся местность Норвегии покрыта горами и фьордами. Разумеется, природа не может не оказывать влияния на менталитет народа, моду и многое другое.


Национальный костюм Норвегии известен во всем мире и носит гордое название «бюнад». Как он вошел в культуру северного народа? Промышленная революция, выпавшая на конец девятнадцатого века, значительным образом повлияла на рынок, в результате чего в продажу поступила дешевая ткань, из которой люди могли себе сшить традиционные костюмы. И, к сожалению, старая одежда все больше приходила в негодность и грозила полным исчезновением. Поэтому представители Романтического движения решили запечатлеть в документах и рисунках старые национальные костюмы, чтобы они не канули в небытие. Их труды не остались незамеченными. Первыми, кто поддержал это стремление сохранить историю, стала буржуазия, которая нашла в костюмах своей Родины некое очарование, привлекательность и красоту. Они начали надевать национальное одеяние на разные торжества, продвигая его в массы. Удачным стечением обстоятельств стало и обретение Норвегией независимости, тем самым подняв самосознание и гордость жителей этих территорий. И именно тогда в национальный костюм снова вдохнули жизнь.

Бюнад представлял из себя полное облачение с ног до головы: юбка, украшенная вышивкой блуза, жилет, жакет, головной убор, чулки и обувь. К слову сказать, некоторые виды бюнада представляют из себя цельное платье. Со временем на его частях стало появляться все больше украшений, вышивки и аппликаций. Наряд обозначил приверженность народа к традициям и в то же время подчеркивал их индивидуальность и необычность. В настоящее время бюнад есть в гардеробе почти каждой жительницы Норвегии, и его видов насчитывается около двухста. Если вам посчастливиться оказаться в этой стране на 17 мая, вы удивитесь, какими разнообразными могут быть бюнады, и вообще останетесь под большим впечатлением от обилия костюмов на улице. Хотя эта одежда считается универсальной для многих видов празднеств: начиная от свадьбы и заканчивая крестинами.

Разумеется, есть люди, которые больше других чтут традиции (традиционалисты), они утверждают, что бюнад не должен надевать иностранный гражданин, ровно, как и житель Норвегии определенной территории не должен облачаться в одеяние других частей страны, ведь для определенного поселения характерны свои орнаменты, цвета. Интересен тот факт, что большинство бюнадов сохранились еще в своем первоначальном виде, лишь некоторые из них претерпели какие-то реконструкции.
Но как же выглядят идеальные одежды современной норвежской девушки?

Дело в том, что яркие детали присутствуют преимущественно только на бюнаде, подчеркивая тем самым его яркость и значимость. Поэтому норвежский стиль спокойный, монохромный и комфортный. Если вы хотите соответствовать этой холодной стране и, чтобы при взгляде на вас окружающие чувствовали свежесть и безмятежность фьордов Норвегии, воспользуйтесь несколькими советами.
Во-первых, соблюдайте минимализм при составлении своего образа. Норвежцы не любят в повседневной одежде экспериментировать с кроем и фасоном. Поэтому придерживайтесь классических моделей.
Во-вторых, отдавайте предпочтения спокойным, монохромным цветам.
Как правило, жители Норвегии не любят принты, но если и рискуют разбавить им свой образ, то делают выбор в пользу клетки, полоски и горошка. Вы можете купить красивое платье в морском стиле, накинуть сверху тренч цвета кэмэл и отправляться на покорение Осло.

Разумеется, в силу того, что погода в этих землях не очень радует жителей теплом и бесконечными солнечными днями, норвежцы отдают предпочтение качественным и комфортным вещам. Поэтому так важно или другой элемент гардероба из натуральных тканей: хлопка, шелка, шерсти и др. Многие магазины и в том числе интернет предоставляют людям возможность за разумную плату приобрести качественные товары.
Для норвежского стиля характерна многослойность, опять же в силу климатических условий. Поэтому часто можно увидеть на фотографиях с улиц Осло девушку в джемпере, кардигане, куртке и сверху с завершающим штрихом – хомутом.

Традиционная национальная одежда норвежцев называется «бунад». Существует несколько форм ее покроя и бесчисленное множество расцветок. Последнее характерно преимущественно для женского костюма. В течение многих веков норвежский костюм испытывал влияние общеевропейского городского костюма, поэтому в наше время норвежцы надевают бунад только по большим праздникам, свадьбам, на народные гулянья.

Описания национального костюма сохранились в скандинавских сагах и на античных изображениях жителей Северной Европы. Из них следует, что для древненорвежского костюма характерны узкие длинные штаны, короткие куртки, плащи с капюшоном. В настоящее время в мужском бунаде заметны две формы покроя. Мужской национальный костюм западных областей Норвегии состоит из узких длинных штанов, которые вверху доходят почти до груди и удерживаются плечиками. Одежда дополняется жилетом, прошитым орнаментом н отделанным пуговицами на груди. Для восточных районов страны более типичны куртка или жилет, короткие штаны, обычно чуть ниже коленей. Куртки и штаны декорируют пуговицами, расположенными рядами. Костюм дополняется традиционными гольфами, имеющими геометрический рисунок и связанными из толстой шерсти. 11 обоих районах к костюму надевают белую рубаху с широкими рукавами и узкими манжетами, черные штаны, черные плащи, кожаные башмаки с пряжками и, конечно, шляпу или цилиндр.

Народный костюм дополняется декоративными деталями: великолепными вышивками на жилетах, передниках, жакетах, яркими поясами и многоцветными оторочками по краю подола юбки. Это привело к тому, что практически для каждого района страны стали характерны разнообразные варианты женских костюмов.

Женский норвежский национальный костюм тоже представлен двумя формами покроя (рис. 7). На большей части территории страны он состоит из блузки и юбки, только в западных районах блузки носят с сарафанами. Это основа женского костюма. В отдельных областях к нему добавляют передник, жилет или жакет. Традиционно костюмы шьют из шерстяной ткани. В холодные дни используют платки, накидки, плащи, многослойные юбки. Мужские костюмы тоже имеют яркие цвета, но вышивкой обработаны не в такой степени, как женские. В Норвегии каждая определенная местность (фульке) представляет свой самобытный национальный костюм.

Хотя на бытовом уровне в наше время используется современный общеевропейский вариант городского костюма, имеется одна народная традиция, которой норвежцы остались верны до сих пор. Здесь особенно популярны знаменитые теплые норвежские свитера, связанные из толстой пряжи и украшенные национальным орнаментом. Они очень красивы, надежны (согреют в самую холодную погоду), занимают немного места. Изделия из 100%-ной шерсти покрываются специальными северными узорами: на них можно увидеть оленей и лосей, снежинки и изморозь, геометрический рисунок, что делает их узнаваемыми во всем мире.

Норвегия... Удивительная северная страна с прекрасной природой, чистейшей экологией, самым высоким уровнем жизни, с бережно хранящимися традициями. К национальному достоянию норвежцы причисляют и свой народный костюм БЮНАД. Его одевают в Национальный День Норвегии -17 мая, на свадьбы,конфирмации,крестины, фольклорные празденства, т.е. он стал почти универсален.

Правда сами норвежцы до сих пор дискутируют, что же такое бюнад и чем он отличается от национального костюма .

Одни утверждают, что бюнад – это общее название множества национальных костюмов, которые носят в разных областях Норвегии, и, кроме того, это еще и название реконструированных в XX веке праздничных одежд в национальном стиле.

Иные исследователи считают, что бюнад – это праздничная одежда в национальном стиле , существовавшая испокон веков, которая надевается в исключительно торжественных случаях. Бинард, по их утверждению, отличается от «ненастоящих» народных костюмов для торжественных случаев, которые были «сконструированы» в подражание настоящим народным костюмам. Такие «реконструкции» часто называют «праздничным нарядом» - фестдракт /festdrakt/ В магазинах бюнадов они продаются именно как festdrakt, а не как bunad.

И, наконец, некоторые фольклористы считают, что бюнад отличается от национального костюма, так ка под национальным костюмом следует понимать каждодневную одежду , а бюнад – одежда праздничная .

С каждой точкой зрения можно поспорить, тем более что само слово «бюнад » произошло от древнесеверного búnaðr– «одежда для дома» - и дает каждой стороне возможность утверждать, что права она. Все, однако, правы в том, что и БЮНАД и ФЕСТДРАК Т потрясающе красивы и неповторимо оригинальны, и их с достоинством носят норвежцы!

ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют:

Украшенная вышивками блуза, жилет, жакет, юбка, нижние юбки.

Чулки (специальные, тоже иногда вышитые!!!),

Сумочка с серебряным замочком,

Шаль, варежки для зимы.

Украшения ручной работы из серебра или реже золота:особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются сёлье (sølje), серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.

Особые туфли.

«Находка" последних пару лет – специальные зонтики к бюнаду из шерсти, украшенные ручной вышивкой и специальной серебряной табличкой с именем на ручке!


МУЖСКОЙ КОСТЮМ состоит из панталон ниже колена, льняной рубашки, плотной жилетки с несколькими рядами пуговиц и верхней куртки. Так же полагаются шерстяные носки-гольфы до колена. Мужской костюм не так сильно украшен вышивкой, как женский, зато часто бывает очень ярких цветов, красный с желтым или черный с красным. Многие носят широкополую шляпу или шляпу-котелок. Мужские костюмы в современной Норвегии сейчас все более востребованы.

Практически в каждом селении, городе есть свой тип бюнада. У каждого есть свое «прошлое» и свои «традиции». Очень часто бюнад из одной местности может быть выполнен в разных цветах. Иногда в одном селении бывает несколько видов национального костюма.