Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку. Как приучить ребенка к горшку: правила и советы докторов Подготовка состоит из нескольких действий

Пошаговые рекомендации по приучению годовалого малыша к горшку. Как приучить ребенка к горшку: правила и советы докторов Подготовка состоит из нескольких действий

Рано или поздно каждая мама сталкивается с вопросом, как приучить ребенка к горшку. Способов решения проблемы – великое множество, новаторские идеи на тему “ребенок и горшок” увеличиваются с каждым годом. Как же выбрать эффективный вариант, чтобы быстро приучить к горшку малыша? Попробуем разобраться.

Время пришло: когда приучать ребенка к горшку?

Итак, когда необходимо начинать знакомить малыша с горшком. Амбициозные родители берут курс на идею “чем раньше – тем лучше”, и со всей серьезностью начинают приучать к горшку ребенка с грудничкового возраста. Но требовать от малыша, которому едва исполнился год, сознательного отношения к горшку совершенно бессмысленно. Физиология неумолима: для обучения пользования горшком , ходить, но и прочно усвоить логическую цепочку “писать-туалет”, а это возможно только при готовности нервной системы малыша.

Педиатры называют 1,5-2,5 года ребенка самым оптимальным периодом для начала приучения к горшку. В этом возрастном диапазоне малыш особенно чувствителен к похвале, уже адекватно воспринимает рекомендации взрослых и готов к “сотрудничеству”.

Если посмотреть на современную статистику, то:

– до 2,5 лет начинают уверенно пользоваться горшком 25% детей;

– к 3 годам навык осваивают 50% детей;

– после 3 лет “подтягиваются” остальные 25%.

Важно! По мнению специалистов, до 4,5-5 лет считаются нормой периодические “промахи” у ребенка, особенно если они происходят в ночные часы.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет ;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение “туалета”.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша “сходить на горшочек” оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле – время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, – в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость – всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года < 5 месяцев На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей – сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

  1. Приобретите горшок и поставьте его в детской комнате (или туалете). Расскажите ребенку, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться. Первое время можно позволить посидеть на горшке одетым, чтобы малыш не испытывал страха перед ним.
  2. Если ребенок охотно и с интересом начал садиться на горшок, предложите ему попробовать сесть на него, сняв подгузник. Покажите правильное положение – ножки должны твердо стоять на полу, это важно во время дефекаций. Пусть сидение на предмете гигиены постепенно становится частью дня малыша, начните с 1 занятия и увеличивайте до 3-4 раз в сутки.
  3. Когда кроха привыкнет к присутствию нового предмета в доме, попробуйте сменить ему наполненный подгузник возле горшка. Содержимое подгузника стряхните в горшочек, чтобы ребенок понял – горшок предназначен именно для этого.
  4. Вскоре после регулярных занятий стимулируйте ребенка использовать горшок по назначению. Снимите с крохи памперс, горшок поставьте возле игрового места. Позвольте малышу поиграть возле горшка, напоминая, что если ему захочется “в туалет”, то нужно воспользоваться стоящим рядом предметом. Ребенок наверняка будет забывать о горшке первое время, но не упрекайте его за это – просто продолжайте напоминать. Дождитесь момента, когда у малыша всё получится, и обязательно похвалите свое чадо.
  5. Как только пользование горшком станет регулярным, замените подгузники с липучками на одноразовые тренировочные трусики. На этой стадии обучения горшком мальчики учатся мочиться во “взрослый” унитаз, повторяя за отцом или старшим братом. Девочки также могут проявлять желание воспользоваться специальным стульчаком для унитаза. Хвалите ребенка, когда он проявляет инициативу самостоятельно сходить в туалет.

На заметку! Обучение пройдет гладко и без стресса, если родители будут сохранять спокойное отношение в случае ошибок и не отказывать давления на своего малыша.

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:

Полтора года - вполне подходящее время для приучения ребенка к горшку. Причем делать это можно не только на уровне рефлекса. Малыш в таком возрасте уже достаточно сознательный, чтобы ему объяснить предназначение горшкаУдобный горшок

Для начала необходимо подобрать такой горшок, какой будет удобен именно вашему ребенку. Возможно, придется перебрать несколько разных вариантов, пока не найдется нужный. Он должен быть удобной высоты и ширины.

Пусть ребенку нравится сидеть на горшке. Но не надо позволять ему играть с этим предметом. Единственная игра, которую можно разрешить ребенку с горшком, - это имитация процесса с игрушками. Пусть малыш сажает кукол и медведей на горшок. Подобная игра покажет вам, что ребенок четко усвоил его назначение.

Частота и регулярность

Во-первых, малыша надо высаживать на горшок как можно чаще. Например, делайте это раз в 20 минут. Чем больше малыш сидит на горшке, тем выше вероятность того, что помочится он именно в него, а не в штаны. Во-вторых, важно делать это регулярно. Всегда до сна, после прогулки и после еды, например. Если вы будете так поступать, со временем организм малыша выработает рефлекс: после еды надо сходить в туалет. Сходить на горшок станет частью режима дня.

Хвалите за успех

Похвала за успехи закрепляет их намного эффективнее, чем ругань за неудачи. Конечно, нервы мамы иногда натягиваются до предела, когда ребенок постоянно мочит штаны, а на горшке не сидит. Но необходимо набраться терпения. Ваши порицания легко могут внушить малышу отвращение к горшку. Поэтому просто спокойно переодевайте мокрые штаны, объясняя, что делать так нехорошо. А вот если он вовремя сел на горшок, то обязательно похвалите его, покажите свою искреннюю радость от этого. Можете даже налеплять на горшок красивые наклейки за каждый успешный раз.

Уберите подгузники

Вполне реально в 1,5 года использовать подгузник только на период сна. Никогда не надевайте его во время бодрствования дома. Можете не всегда сразу переодевать мокрые штаны, чтобы малыш почувствовал, что это неприятно. В подгузнике ребенку очень тяжело контролировать мочеиспускание: он плохо чувствует, когда и сколько пописал. Тогда как в мокрых трусиках быстро становится неприятно, что стимулирует сдерживаться.

Проще прекратить использовать подгузники тем, кто достиг возраста в 1,5 года летом. В теплое время года вы можете часто предлагать ребенку сходить в туалет, спрашивать его об этом. Даже когда малыш отказывается, отводите его периодически в кустики, если чувствуете, что уже подошло время. Всегда берите с собой комплект запасной одежды, чтобы в случае неудачи переодеть мокрые штаны.

Сложнее тем, кто приучается к горшку зимой. Но даже в холодное время года можно найти способы, чтобы не надевать подгузник на прогулку. Например, старайтесь выходить на улицу сразу после того, как малыш помочился, и гуляйте недолго. Питье лучше давать после возвращения. Тогда вы сможете отказаться от использования подгузников.

Альтернативы горшку

Если вы перепробовали уже много моделей, а ребенок все равно не хочет сидеть на горшке, то можете приучать его контролировать мочеиспускание и другими способами.

Некоторые мальчики изначально больше любят стоять во время процесса и наблюдать за струей. В таком случае вы можете поставить ребенка в ванну или на ее край. Делать это нужно часто и регулярно, как и в случае использования горшка. Включите небольшой напор воды в раковине, чтобы звук текущей воды стимулировал мочеиспускание.

Другая альтернатива горшку – взрослый унитаз. Здесь можно придумать несколько вариантов. Почти все малыши любят подрожать взрослым. А ведь родители не сидят на горшке. Для начала вы можете поставить его рядом с унитазом в туалете. Но если и это не поможет и желание на сидеть на горшке не появится, то приобретите специальную детскую насадку на унитаз. Ребенку в 1,5 года вполне можно объяснить, что он теперь ходит в туалет, как взрослый. Конечно, перед этим вам придется позволить ребенку увидеть, зачем взрослые используют унитаз.

Педиатры единодушны во мнении: в 18 месяцев ребенок уже вполне готов к приучению к горшку. Он достаточно сознателен, чтобы понять, что от него требуют. К тому же, малыш физиологически «дозрел» для произвольного контроля сфинктеров.

Конечно, есть и исключения. Некоторые крохи развиваются в ускоренном темпе и им не обязательно «париться» в подгузниках до 18 месяцев. Другие же, как правило, физически неразвитые и слабенькие детки, и к полутора годам еще не готовы. Требовательность в этом вопросе со стороны родителей может обернуться для них стрессом. Но в общем случае, задуматься о том, как приучить ребенка к горшку стоит в 1,5 года малыша.

Выбираем горшок

Все начинается с правильного горшка. Он должен устраивать кроху по всем параметрам. Лучше в процессе выбора дать малышу «примерить» ту или иную модель, чтобы узнать, какая лучше всего подходит именно ему. Если же покупка совершается через интернет, крохе важно показать хотя бы несколько картинок на выбор.

Не стоит приобретать слишком «навороченный» горшок с кучей отвлекающих элементов: держателем бумаги, рулем, музыкальной панелью, игрушками. Если Вы действительно задумались о том, как приучить полуторагодовалого ребенка к горшку, помните: главное донести до крохи, что горшок – не игрушка. Четкое понимание этого момента поможет малышу пройти путь обучения легко и просто.

Горшок должен быть:

  • устойчивым;
  • удобным;
  • нетоксичным (никакого химического запаха и вредных материалов);
  • безопасным – в его конструкции должны присутствовать лишь плавные линии, никаких острых деталей и углов.

Впрочем, некоторые крохи категорически не признают горшки. Для таких детей есть прекрасная альтернатива – детская накладка на унитаз. Малыши обычно охотно подражают взрослым. И возможность ходить в туалет как «большие» кажется им весьма привлекательной.

Кстати, на пути приучения к горшку очень полезен наглядный пример. Раздумываете над тем, как приучить девочку в 1,5 года к горшку? Лучше всего пару раз показать ей, как ходит в туалет мама. Для мальчика же, соответственно, то же самое должен сделать папа.

Горшочные друзья

В продолжение разговора о пользе наглядного примера стоит вспомнить и о детках, всего на несколько месяцев старше Вашего крохи, которые уже познали «горшочные премудрости». Стоит периодически приглашать таких малышей в гости – пусть они дадут начинающему ученику «мастер-класс».

Другой вариант «горшочного друга» — любимая мягкая игрушка малыша. Оденьте трусики на плюшевого мишку, и преподайте крохе урок в виде веселой игры. Пусть он сам правильно посадит игрушку на горшок. Для реалистичности можно даже незаметно подлить в него воды. Не забудьте выразительно похвалить мишку и даже угостить его чем-нибудь вкусненьким.

Перед тем, как приучать ребенка в полтора года к горшку, важно уяснить один момент: это произойдет не сразу. Придется перестирать горы детского белья, вытереть большое количество луж и проявить просто чудеса терпения. В этот момент для спасения одежды и мебели родителям пригодятся «помощники» — «дышащие» клеенки и специальные трусики.

Похвала и наказание

Конечно, за успешный поход на горшок кроху необходимо хвалить. При этом важно делать акцент на том, какой он становится самостоятельный и взрослый. Очень мотивируют малыша и яркие небольшие наклейки, которыми он может украшать горшок после каждого использования его по назначению.

А что же в случае неудачи? Нужно понять: они неизбежны. И даже если при виде очередной лужи закипают эмоции, необходимо взять себя в руки и успокоиться. Никакого негатива, это может способствовать только отвращению от горшка и, что еще более опасно, зарождению психологических проблем. После каждого «промаха» важно четко и методично говорить малышу фразу: «Нужно писать на горшок». Более пространные и подробные рассуждения с «полуторогодовасиком» о горшке абсолютно бесполезны.

Как должно проходить обучение?

Во-первых, горшок всегда должен быть на видном месте, лучше всего одном и том же, чтобы при необходимости малыш мог вспомнить о нем и использовать его по назначению.

В обучении важна регулярность. Предлагать ребенку горшок лучше с некой периодичностью – полчаса, час, два – все зависит от особенностей конкретного ребенка. Удобно при этом использовать таймер или «напоминалку» на телефоне.

В полтора года самое время отказаться от подгузников. Первое время их еще можно использовать во время длинного ночного сна. Но днем они станут серьезной помехой для приучения к горшку. Ребенок должен изучить свои половые органы, понять, что происходит с организмом во время мочеиспускания и дефакции, прочувствовать, как неприятно находиться в мокром и грязном белье.

Беспокойство родителей часто вызывают первые прогулки без подгузников, выпадающие на холодный сезон. Но изменять принципу не нужно и зимой. Просто не давайте ребенку много пить перед выходом из дома и непосредственно перед прогулкой высадите его на горшок. Это гарантирует определенное количество «безопасного» времени.

И, напоследок, несколько товаров, способных сделать путь Вашего крохи к приучению к туалету легче, приятнее и интереснее:

Детский писсуар на присоске в ванную комнату синий Roxy Kids (Рокси Кидс) ~ 740 руб.

Каждый малыш, едва почувствовав потребность опорожнить мочевой пузырь, будет сразу же бежать в туалет, если его там будет ждать такой оригинальный писсуар. Дети обожают подражать взрослым, и эту их особенность обязательно нужно использовать на стадии приучения к горшку. Писсуар Рокси обладает следующими преимуществами:

  • легко крепится к стене на нужном уровне с помощью присоски, что избавляет от необходимости дырявить кафель;
  • имеет съемную чашу с удобной ручкой, что облегчает процесс очищения писсуара;
  • компактные размеры писсуара позволяют поместить его даже в очень маленькой туалетной комнате;
  • изделие изготовлено из прочного легкого нетоксичного пластика.

Такой писсуар позволит даже годовалому малышу научиться справлять нужду стоя, как папа.

Горшок-стульчик голубой Бытпласт ~ 740 руб.

Горшок в виде низенького стульчика обязательно понравится малышу и станет незаменимым подспорьем для родителей в деле его приучения к самостоятельному справлению нужды.

Горшок-стульчик обладает рядом важных преимуществ:

  • благодаря своей форме он не будет ярко выделяться в интерьере своим предназначением;
  • удобная съемная чаша облегчает уход за горшком;
  • 4 ножки продуманной конструкции обеспечивают устойчивость изделия;
  • специальный передний бортик защищает от разбрызгивания;
  • конструкция оснащена рифлеными подлокотниками округлой формы.

Горшок-насадка 3 в 1 зеленый Roxy Kids (Рокси Кидс) ~ 2 165 руб.

Модель создана специально для приятного и легкого приучения к взрослому туалету детей от 1 года и примерно до 4 лет. Горшок-насадка имеет ряд достоинств:

  • антискользящее покрытие днища, предотвращающее движение насадки под ребенком;
  • удобная подножка, легко регулируемая по высоте;
  • подлокотники округлой формы для большего комфорта малыша;
  • малый вес и компактные размеры, делающие транспортировку изделия максимально легкой;
  • наличие в комплекте съемного горшка;
  • экологически чистые и прочные материалы изготовления.

Дорожный складной горшок Potette Plus ~ 1 455 руб.

Приобретение этой модели избавит от всех «туалетных» проблем в дороге. В любом месте и в любое время малыш будет иметь возможность сделать свои дела с максимальным комфортом и в наиболее естественной позе.

Конструкция изделия практична и проста – круг, прикрепленный к раскладывающимся ножкам. В комплект также входит 3 сменных пакета, подлежащих после использования утилизации. При необходимости, можно приобрести и сумку для переноски горшка.

Функциональная вещь предусмотрена к использованию и в качестве накладки на унитаз. Горшок имеет малый вес и компактные размеры, что делает его транспортировку невероятно удобной. Изделие выполнено из экологически чистых и безопасных материалов.

Сколько же споров и разногласий вызывает этот «горшечный вопрос» и у детских психологов, и у родителей, и, конечно, у бабушек. Одни говорят, что нужно высаживать малыша чуть ли не с рождения, другие категорически отказываются снимать памперс до того момента, пока ребенок сам от него не откажется. Но истина, как всегда, где-то посередине. И маме нужно прежде всего внимательно наблюдать за своим малышом и прислушиваться к своей интуиции. А все советы и подсказки – это не руководство к действию, а просто хорошее подспорье на тернистом пути освоения малышом непростых навыков гигиены.

Одноразовый подгузник или горшок: кто победит?

Существует расхожее мнение, что «памперсные» детки гораздо позже обучаются пользоваться горшком, чем их сверстники, которые одноразовых подгузников никогда не носили или пребывали в них лишь несколько месяцев после рождения. Противники одноразовых подгузников объясняют это тем, что в них малыш всегда сухой и чувствует себя вполне комфортно, а следовательно, у него нет потребности проситься на горшок. А вот походи-ка в мокрых трусиках! Неприятно… Тут волей-неволей научишься пользоваться горшком. На самом деле все это далеко от истины. Несколько лет назад японские ученые провели исследование двух групп ребятишек. Одна группа с рождения носила одноразовые подгузники, другая росла без них. И в той, и в другой группе возраст, когда малыши начали пользоваться горшком, был примерно одинаковым – 2 года.

Вывод очевиден: пока малыш психологически и физиологически не будет готов пользоваться горшком, все наши титанические усилия почти бесполезны. А готовность эта наступает в среднем как раз к 2 годам.

Когда приучать ребенка к горшку?

В своем желании приучить малыша проситься на горшок как можно раньше родители упускают важную вещь – особенности детской физиологии. У новорожденного процессы мочеиспускания и дефекации подчиняются безусловным рефлексам, не связанным с корой головного мозга. А это означает, что они непроизвольны и не контролируются ребенком. Конечно, можно пытаться держать грудничка над тазиком или над ванной, приговаривая заветное «пись-пись». И в некоторых случаях это даже увенчается успехом. Но нужно понимать, что это просто случайно (или благодаря маминой наблюдательности) был пойман момент. Но ни о каком осознанном действии со стороны малыша речь не идет. Именно сейчас подошло время, вот кроха и пописал… Заниматься этим или нет – решать вам. Ничего плохого в этом нет, но и особого смысла тоже нет. Раньше, когда детки росли без одноразовых подгузников, смысл был: количество стирки сокращалось. А сейчас? Ну, разве что поможет чуть-чуть на подгузниках сэкономить. Кроме того, в первый год жизни мочевой пузырь ребенка опорожняется довольно часто. С 15–16 месяцев число мочеиспусканий уменьшается, а пузырь удерживает все большее количество мочи. К 1,5–2 годам у малыша в достаточной мере развиваются нервы и мышцы, управляющие актами дефекации и мочеиспускания, и ребенок начинает ощущать позывы. Постепенно кроха учится контролировать свои естественные потребности, что позволяет ему успеть воспользоваться горшком. Только теперь приучение к горшку может быть по-настоящему осознанным для малыша. И потому совершенно недопустимо стыдить годовалого ребенка за мокрые штанишки. Разве можно наказывать за то, с чем он не может справиться в силу своего возраста? Среднестатистический малыш осваивает горшок в возрасте между 22 и 30 месяцами. Стойкий же условный рефлекс формируется, как правило, к 3 годам.

Ну, раз такое дело, значит, можно впервые познакомить малыша с горшком в 2 года, и он быстренько обучится туалетным навыкам? Не совсем так. Обладая достаточно развитым умом и порядочным упрямством, двухлетний малыш может категорически отказаться садиться на горшок. Зачем? Ему и в одноразовом подгузнике удобно! И, возможно, пройдет еще немало времени, прежде чем вы убедите его попробовать это сделать. Поэтому первое знакомство должно состояться гораздо раньше. Не столько для того, чтобы кроха стал ходить на горшок самостоятельно (в силу возраста это пока маловероятно), а для того, чтобы он начинал потихоньку осознавать, для чего же этот предмет нужен.

Как приучить ребенка к горшку?

Прежде чем приступить к своей «миссии», мама должна определить для себя и всех домашних основную тактику поведения. То есть все, кто ухаживает за ребенком (папа, бабушка, няня), должны вести себя одинаково. Главное – спокойное отношение к «горшечному вопросу» и вера в то, что вы все делаете правильно. И не расстраивайтесь из-за неудач (а они непременно будут). Это – совершенно нормальное явление, которое случается со всеми и ни в коей мере не означает, что вы – нерадивая мама или что с вашим малышом «что-то не так».

Впервые познакомить кроху с горшком можно в возрасте около года (при желании можно после 6 месяцев – когда он научится самостоятельно сидеть). Годовалый малыш любопытен, и все новое вызывает у него интерес. Делать это можно сразу после сна или кормления. Покажите малышу новый предмет, дайте его потрогать, ребенку после года можно попробовать объяснить, зачем он нужен (сделать это можно в игровой форме, усаживая на горшок игрушки). Проследите, чтобы горшок не был холодным, иначе в следующий раз вы вряд ли заманите на него сына или дочурку. Пусть малыш посидит немного на горшке (но не более 5 минут, даже если ничего сделать не получилось). Похвалите его, а в случае удачи – даже с удвоенным усердием. Нужно понять одну важную вещь: правильный процесс – это когда малыш почувствовал, что его мочевой пузырь наполнен, сел на горшок и сделал свои дела. Если же постоянно сажать кроху на горшок в те моменты, когда у него нет потребности в мочеиспускании, рано или поздно он может взбунтоваться и начать отстаивать свою независимость, не желая действовать «по команде». Это будет выражаться в стойком нежелании садиться на горшок. Поэтому в раннем возрасте злоупотреблять горшком не стоит.

Если кроха отказывается садиться на горшок, не настаивайте. Выждите пару недель или месяц. Если малышу уже больше 1,5 лет, на этапе приучения к горшку вы можете продолжать пользоваться одноразовыми подгузниками, например, на ночь, во время прогулок и дневного сна. А в моменты бодрствования и игр надевайте на кроху трусики. Ваша главная цель – выработать позитивное отношение малыша к горшку и его постепенное понимание, что «делать свои дела» можно не только в подгузник.

Самое главное правило: никогда не ругайте малыша за временные неудачи и старайтесь не показывать своего огорчения. Можно слегка подбодрить: «Ну, ничего, бывает. Мы еще немножко подрастем, и у нас обязательно все получится!» Ни при каких обстоятельствах не усаживайте ребенка на горшок силой. Этим вы только усугубите ситуацию. Вообще в вопросах приучения к горшку не должно быть даже намеков на принуждение: уговаривайте, поощряйте, играйте, но никогда не заставляйте!

Даже на начальном этапе обучения обращайте внимание малыша не только на сам горшок и процессы, с ним связанные, но и на «антураж». Вот достаем горшочек, открываем, снимаем трусики, садимся… После успешного завершения «мероприятия» вместе с малышом выливайте и мойте горшок, пусть малыш с вашей помощью спустит воду в унитазе. А может, перед тем как усадить на горшок малыша, вы станете сажать на него любимую игрушку. Для маленького человечка все это – интересная игра. Таким образом, кроха не только обучается гигиене. Для него поход на горшок превращается в своеобразный приятный ритуал, наполненный положительными эмоциями. Именно это и есть залог успеха!

Лучше не позволять ребенку играть с горшком. Вот сажать на него кукол и мишек можно, а «катать», как машинку или надевать на голову, будто это шляпа, складывать туда кубики – лишнее. Горшок должен быть для малыша однозначным предметом, приспособленным для конкретных целей (мишка и кукла ведь тоже с определенной целью усаживаются на горшок!).


Если малыш, несмотря на ваши усилия и оптимизм, все-таки отказывается от горшка, отложите свои уроки на месяц-другой. В этом нет ничего страшного. Ребенок просто еще «не созрел». И нет смысла тратить много времени, сил и нервов на то, что чуть позже с легкостью придет само. Вы обязательно справитесь, и кроха научится пользоваться горшком. Потому что вы – самая замечательная мама, и ваш малыш самый лучший!

Как выбрать горшок для ребенка?

  • Важно, чтобы горшок нравился малышу. Так, например, если он сделан в виде какого-нибудь страшного животного с разинутой пастью, ребенок может попросту побояться на него садиться. Так что покупка первого горшка – дело ответственное.
  • Горшок должен быть сделан из экологически чистой пластмассы.
  • Иметь удобную форму и размер, чтобы малыш в него не проваливался.
  • Горшок, предназначенный для мальчика, должен иметь в передней части специальный выступ-бугорок (чтобы малыш не сдвигал ножки и не зажимал между ними половые органы).
  • Желательно наличие спинки у горшка.
  • Не стремитесь покупать горшок со звоночками, колесиками и т.п. Малыш должен относиться к горшку не как к игрушке, а как к предмету для конкретных действий.

В каждом ребенке природой заложена своя программа развития. Поэтому не стоит на все 100% полагаться на мнение педиатров, которые так и норовят поселить в голове любой мамочки, что ее любимое чадо чем-то да отличается от других детей (это не в коей мере не относится к тем деткам, у кого, уж простите, на лицо видны отклонения в развитии).

И вот, после очередного посещения кабинета врача, молодые мамы, заламывая руки, пытаются понять, как заставить ребенка держать ложку, самостоятельно кушать, пить, садиться на горшок и т.п.

Не стоит принуждать малыша к проявлению какого-либо деятельности, поверьте, стоит немного подождать - и ваш ребенок освоит все необходимые жизненные навыки. Конечно, это может произойти и через неделю, и две, и немного больше (по времени).

Но вот о чем стоит задуматься, а правильно ли вы ведете себя со своим ребенком?

Может, просто не даете ему проявить инициативу, боитесь, что он испачкается, что-нибудь лишнее съест и т.д. Дети должны наблюдать и учиться именно на наглядном примере (это как раз тот случай, когда следует перенимать опыт старших).

Сложнее всего приучить ребенка к горшку. И этому имеется ряд причин.

Первая: раннее и неправильное высаживание может привести к проблемам в развитии тазобедренных суставов у ребенка (особенно, у мальчиков).

Вторая: в процессе привыкания может случиться так, что ребенок испугается (или его что-то напугает), а он уже подсознательно перенесет полученный эффект именно на процесс сидения на горшке. И как результат - будет испытывать определённого рода затруднения - от простого испуга до сильнейших истерик при виде горшка.

Бывает и так, что дети спокойно писают в горшок, но «сделать» что-то большее категорически отказываются. Как же поступить родителям, если их ребенок не только не хочет ходить на горшок, а даже если он на нём не сидит.

Все способы хороши

Итак, стоит точно определиться со сроком: в год еще рано, в два уже поздновато, хотя некоторые дети на горшок начинают садиться только в садике. Впрочем, это то как раз и понятно - делают они это за компанию)

Оптимальное время для выработки привычки - 1,5 года. Максимальный предел - три года (но все равно встречаются родители, у которых дети и в 4 и в 5 лет ходят в подгузниках).

Эффект мокрых штанишек

Существует несколько действенных вариантов. Один из них можно описать как «эффект мокрых штанишек». Ребенок начинает ощущать взаимосвязь между тем, что он пописал или покакал, и тем, что ему дискомфортно (холодно, неприятно и т.п.). Этот метод стоит использовать в теплое время года, когда можно пойти на улицу без памперсов, а перед гулянием объяснить малышу, что «стоит сходить в туалет».

Родителям потребуется много терпения, а облегчить процесс привыкания можно, если внимательно понаблюдать за ребенком. Как правило, дети в непроизвольной форме выражают свои желания: кряхтят, проявляют недовольство, у девочек сжимаются плечи, а мальчиков иногда просто передергивает дрожью.

Главное, вовремя заметить подобные проявления и как-бы между делом предложить горшок. Можно также акцентировать внимание на том, что перед улицей (или сном) мама, папа и другие члены семьи идут в туалет. Подражание - это самый действенный способ приучить кого угодно к чему угодно.

Если ребенок начинает понимать связь между желанием сходить в туалет и тем, что для этого следует сесть на горшок, значит, у вас получилось! В конце не забудьте похвалить ребенка и сказать, что он молодец.

Лучший друг

Следующий способ - посадить на горшок любимую игрушку, чтобы она сделала все «нужные дела». В данном случае, ребенку следует очень просто и понятно объяснить, что делает его мишка, зайка, кукла или кто-то еще на горшочке. А затем, спустя некоторое время похвалить «друга» и предложить малышу повторить процесс. Конечно, со стороны, данный способ слегка похож на дрессуру, но, если честно признаться, большинство методов работы с детьми (а зачастую и со взрослыми) именно так и выглядят.

Педиатры рекомендуют как можно чаще оставляться детей голышом, чтобы малыши видели результаты свой «деятельности». Бытует мнение, что чем больше времени дети проводят голышом, тем меньше время у них затрачивается на приучения к горшку. Верно это утверждение или нет - каждый родитель решает для себя сам.

Как правильно познакомить ребенка с горшком

Когда наступает время «знакомства» родителям следует придерживать ряда определённых правил. Они не только в значительной степени помогут им убыстрить процесс привыкания, но и спасут в будущем от различных «неприятных» ситуаций.

1. Попытайтесь соблюсти тонкую грань между тем, что горшок - это удобное приспособление, на котором можно посидеть, и тем, что это все же не игрушка. На практике зачастую получается, что в своем благом намерении родители покупают большие (напоминающие, скорее, стульчики, а не горшки) поющие, звенящие и даже катающиеся детские аксессуары. И как результат - дети начинают воспринимать горшки как игрушки, а не приспособления для туалета.

Помните, что о главном предназначении горшка. А дополнительные функции будут отвлекать кроху от столь важного дела. Поэтому, цвет, форма, и рисунок не имеют принципиального значения. Важно, чтобы горшок был устойчивый и, конечно же, безопасный. Но и экономить на нем не стоит, поэтому покупать следует горшок из качественных и не токсичных материалов.


Также не забудьте, что он должен быть удобным. Самый приемлемый вариант - горшок-стул со небольшой по высоте спинкой, можно даже с подлокотниками). И обязательно чтобы горшок был теплым - уместно купить малышу специальное сиденье. В ином случае ребенку станет просто некомфортно на нем сидеть, и он не захочет повторить столь неприятный для него эксперимент.

2. Если ребенок привык к горшку и все же иногда «ходит» в штанишки (или просто на пол) - не ругайте его за подобное поведение. Как и взрослым, детям бывает затруднительно избавиться от привычек. К тому же бывают ситуации, когда ребенок увлекается играми и просто забывает сходить пописать (или что-то другое сделать), и пока бежит, спохватившись к горшку, не может сдержаться.

3. Бывает, что процесс привыкания сбивается незапланированными болезнями: простудой, зубками и т.п. В этом случае следует дать ребенку отдохнуть (ему и так нелегко), а затем терпеливо повторить процесс заново.

4. Важно приучать к горшку постепенно, а не «вдруг», потому что маме именно сегодня захотелось это сделать. Следует заранее высаживать ребенка, чтобы он сходил в туалет на газетку, пеленку или в тазик. Для этого просто садите малыша себе на ноги, так чтобы и ему было удобно, и вам. Делать это уместно тогда, когда ребенок уже может самостоятельно сидеть.

5. Не применяйте грубую силу и принуждение, в противном случае у ребенка сформируется негативное восприятие горшка как предмета туалета. Кроме того, если усадить ребенка на горшок насильно - он станет усиленно пытаться сдерживаться (так сказать, назло), а данный процесс ни к чему хорошему не приведет (а лишь к проблемам с кишечником и мочеиспускательной системой).

Если малыш сначала воспринял предлагаемое новшество на ура, а через несколько дней вдруг закапризничал и стал отказываться от горшка - не усугубляйте ситуацию, а просто дайте ему время отдохнуть. Возможно, через 2-3 дня ребенок сам попросит вас поставить для него его детский аксессуар. Важно, чтобы малыш осознал, что он уже немножечко большой и может «как взрослый» делать свои нужные «дела».