Меню
Бесплатно
Главная  /  Социальное развитие  /  Проблемы интернационального воспитания современных условиях. Сущность и проблемы интернационального воспитания

Проблемы интернационального воспитания современных условиях. Сущность и проблемы интернационального воспитания

Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще задумываются и говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо осуществлять воспитание?

Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения? .

Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства формированием личности в соответствии с поставленными целями. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.

Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. .

Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в защиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против национального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов

Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.

Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.

Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.

Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества .

Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.

Вопрос об интернациональном воспитании детей в начальной школе имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Было бы большой ошибкой думать, что интернациональное воспитание может заключаться лишь в усвоении ребятами общих лозунгов и положений. Вся политика Советской власти по отношению к национальностям, населяющим СССР, воспитывает чувство интернационализма; наша страна представляет собою среду, наиболее благоприятствующую развитию интернационализма. Однако мы ни на минуту не можем забывать о прошлом нашей страны. «Дело веков поправлять нелегко». Вся политика царского правительства воспитывала самый безудержный великодержавный шовинизм среди русских, с одной стороны, с другой – озлобленный национализм, национальную замкнутость среди угнетаемых национальностей, которых сплачивал гнет господствующей нации, и было бы наивно думать, что в быту, во взглядах широких масс нет пережитков великодержавного шовинизма, что изжито до конца недоверие к русским, нет националистических настроений, что классовый враг не использует этих настроений, этого наследия прошлого.

На самотек надеяться не приходится. Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания. Интернациональное воспитание является одной из составных частей коммунистического воспитания.

Интернациональное воспитание должно быть повседневный делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа.

В начальной школе у нас преподавание ведется на родном языке каждой национальности, причем во внимание берется не происхождение, а тот язык, на котором ребенок говорит. Это необходимо, иначе ребята не понимали бы ничего из того, что преподается, дети нацменьшинств отставали бы в своем развитии от детей господствующей национальности, на языке которой велось бы преподавание.

Однако при обучении детей разных национальностей в различных школах может создаваться иногда отчужденность между детьми разных национальностей. Тут нужна бдительность. Надо, чтобы дети школы одной национальности побольше знали о жизни других национальностей. Надо, чтобы учитель рассказывал ребятам не только о том, как угнеталась данная национальность при царизме, – это само собой необходимо, но надо говорить не только об этом, а также показывать положительные стороны в чертах характера этой национальности, красочно рассказывать о таких моментах в прошлом данной национальности, которые покажут ценность данной национальности. Мне писали как-то русские ребята одного детдома в Средней Азии (к сожалению, я забыла республику, где это дело происходило, – это было несколько лет назад), что учитель им рассказывал, какая отсталая национальность местные жители, как их угнетал царизм, и они обещали, когда вырастут, помогать этой национальности стать культурной. На первый взгляд как будто бы все хорошо, но не годится, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность; и в своем ответном письме ребятам я написала о том, что некультурности у нас еще очень много, стала им приводить примеры некультурности среди русских, а потом спросила, играют ли они с ребятами окружающей национальности, знают ли они, какие это смелые, ловкие ребята, рассказала им несколько примеров.


Надо обращать внимание ребят на положительные особенности в характере тех или иных национальностей, показывать их смелость, героизм в революционной борьбе и т. д. и т. п. Много можно найти ведь таких моментов. Возьмем, например, антисемитизм. На пережитки его часто приходится натыкаться. Иногда дети могут сказать: «евреи – это буржуазия», не подозревая даже того, какой смысл имеют их слова. Тут нужна большая бдительность. Чтобы изжить плохое отношение к евреям, надо рассказать детям о геройстве отдельных евреев – борцов за дело социализма, о выдержке и упорстве в труде у евреев-рабочих и т. п.

Очень важно использовать в этих целях художественную литературу (как русскую, так и национальную). При выборе художественной литературы нужна, однако, большая осторожность. Мы иногда очень беспечны в этом отношении. Возьму такой пример. Есть такой рассказ Л. Толстого – «Кавказский пленник», его обычно дают читать детям. Произведение чрезвычайно художественное. Но если давать его без всяких объяснений, то оно может породить ненависть к татарам, делающим из пленников предмет торговли. Тот же самый рассказ можно снабдить предисловием, в котором сравнить отношение к русскому пленнику богатых татар и противопоставить отношение девчурки татарки. Надо рядом дать другой какой-нибудь рассказ, где показать, как русский предприниматель или кулак эксплуатировал нацменьшинства. Очень важно использовать национальную художественную литературу, знакомить с ней ребят всех национальностей.

Но нужно не только знакомить ребят теоретически с жизнью других соседних национальностей, важно заботиться о фактическом сближении ребят различных школ, еде учатся дети различных национальностей. Тут нужно, чтобы на помощь педагогам, на помощь школе пришла пионерская организация и советская общественность. Надо организовать постоянные встречи ребят школ для детей различных национальностей. Тут искусство может сыграть особую роль. Надо широко практиковать совместное посещение кино, совместное участие в советских празднествах, в прогулках, в экскурсиях. Очень важно отобрать лучшие песни разных народностей, близкие по содержанию ребятам, перевести их, осветить их содержание, организовать совместное хоровое пение этих песен. Это очень сближает.

В жизни ребят особое значение имеет игра. Очень важно изучить игры ребят различных национальностей, анализировать их, взять из них наиболее интересные формы и влить в них современное содержание, в некоторых изменить целевые установки. Тут можно найти очень интересный материал. Игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят – это самая настоящая учеба.

Сближает также совместный труд. Детские технические станции, где совместно будут работать дети различных национальностей, имеют очень большое воспитатель-нос значение. Когда ребята вместе работают над постройкой какой-нибудь модели или над изготовлением каких-нибудь нужных вещей – это сближает.

В старших классах надо уже организовать некоторые формы общественной работы – организовать, например, совместные детские субботники помощи яслям, детплощадке, по украшению клуба, помощи библиотеке и т. д. По-особенному должны быть организованы эти детские субботники – они должны быть организованы так, чтобы дети не уставали, чтобы работа была интересная, неутомительная. Важна постановка цели. Можно практиковать субботники взаимообслуживания школ. Например, школа, где учатся русские ребята, мастерит что-либо для школы, где учатся дети татары, и наоборот.

Совместные игры, прогулки, совместная работа пробуждают и стремление изучить язык той национальности, с которой имеешь дело. Одна из форм великодержавного шовинизма сказывалась уже в том, что русские не хотели – считали ниже своего достоинства – изучать язык угнетенной национальности. Угнетения уже нет, а знанию языка освободившейся национальности еще часто не придается должного значения.

В III и IV классах начальной школы надо вводить кружки по изучению языка той национальности, с которой приходится постоянно иметь дело. Эти кружки могут получить широкое развитие и сыграть большую роль в деле сближения национальностей. Занятия в них надо ставить по так называемому фонетическому методу, положив в основу особенности произношения каждого языка. Это вообще один из самых целесообразных методов изучения иностранного языка, а в данном случае это имеет еще и то значение, что целевая установка этих кружков – научиться говорить на том языке, на котором говорят товарищи, с которыми постоянно имеешь дело. Такие кружки очень полезны будут для пробуждения интереса к данному языку, изучение которого глубже надо будет ставить в старших классах.

Наряду с этим важно на уроках географии рассказывать о том, где какая национальность расселена; на уроках истории и обществоведения надо рассказать о политике царского самодержавия и о политике Советской власти, о роли Ленина и Сталина в проведении политики равноправия отдельных национальностей. В национальных областях и республиках этому вопросу должно быть уделено больше внимания, чем это указано в общей программе. Конечно, в истории для ребят надо избегать разных сложных формулировок, лозунгов и т. д. Рассказы должны быть конкретны, особенно понятны ребятам, особенно красочны. Надо рассказать, как политика царской власти создавала тяжелые условия жизни национальностей, развивала фанатическую религиозность, держала нацменьшинства в темноте, усиливала классовое расслоение и гнет внутри каждой национальности, закрепощала женщину.

Вопрос интернационального воспитания должен начинаться с вопросов, касающихся различных национальностей внутри СССР, потому что тут все вопросы для детворы можно сделать более наглядными и близкими. Но, конечно, на этих вопросах нельзя останавливаться. От них надо перекинуть мост к интернациональному воспитанию в мировом масштабе. Надо рассказать, как более сильные империалистические государства грабят более слабые. Надо рассказать, например, как грабят они Китай. На основе рассказа о колониальной политике надо рассказать об империалистической войне, о том, каких жертв она стоила трудящимся. Затем надо рассказать, как упорно борются большевики за мир, против новой грабительской войны, которую хотят затеять империалисты. Надо рассказать о том, что рабочие всех стран должны объединяться, чтобы дать отпор капиталистам, не допустить войны. Рассказать о дне Первого мая, и не только рассказать, а организовать в школах с особой заботой этот день.

В школьных и детских библиотеках можно и нужно подобрать соответствующую художественную литературу.

Надо использовать каждый случай приезда в СССР иностранцев, чтобы приглашать иностранцев-рабочих в наши школы, пионерские клубы и пр.

Надо, чтобы в пионерских газетах больше писалось о загранице, чтобы ребята приучались читать газеты с картой в руках, чтобы делали себе выписки из газет, перечерчивали себе карты, читали побольше о загранице. Конечно, более основательные сведения о загранице ребята получат в средней школе, но и в начальной школе они должны уже получить известную зарядку – уже в начальной школе должен быть пробужден интерес к вопросам международного положения.

Надо употребить все усилия, чтобы лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сделать им родным и близким.

Интернациональное воспитание

целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "интернациональное воспитание" в других словарях:

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - см. Патриотическое и интернациональное воспитание … Российская педагогическая энциклопедия

    Интернациональное воспитание - воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремлениZ к национальной консолидации. Частью интернационального… …

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления… … Профессиональное образование. Словарь

    ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувства дружбы, равенства и взаимопомощи народов … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Интернациональное воспитание советских воинов - целенаправленное и систематическое формирование у воинов верности идеям пролетарского, социалистического интернационализма; часть ком иунистического воспитания. Ведётся в единстве с политическим, нравственным, правовым и эстетическим воспитанием … Словарь военных терминов

    воспитание - Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

    Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… …

    Семейное воспитание - систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи (См. Семья) и семейного уклада. Главная и общая задача С. в. подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная усвоение ими… … Большая советская энциклопедия

    Военно-патриотическое воспитание - ВОÉННО ПАТРИОТИ́ЧЕСКОЕ ВОСПИТÁНИЕ, одно из важнейших направлений в деятельности Коммунистической партии, государственных и общественных организаций по формированию у сов. народа, прежде всего молодёжи, готовности и способности к защите… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Интерсоциальное воспитание - учащихся есть воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно экономического уклада, других жизненных ориентации на основе понимания общности жизни,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;

Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Принципами патриотического воспитания являются:

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

С понятием «патриотизм» тесно связано другое понятие - «интернационализм». Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.

Интернационализм - принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий.

Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач.

В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.

"

Стержнем всего гражданского, воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия.«патриотизм » включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения Народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и

воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Общечеловеческие аспекты гражданского

Воспитания

Гражданско-политическое воспитание имеет общечеловеческие аспекты. Планета Земля представляет собой единую экологическую систему. Растут и расширяются экономические, политические, культурные взаимосвязи всех стран. Мирово.е сообщество, объединившееся в ООН, оказывает влияние на решение глобальных и региональных проблем. Но единство в мире - это одновременно и борьба противоположностей, возникновение и обострение противоречий, которые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации люди должны разрешать политическими средствами, мирным путем. В преодолении. глобальных противоречий могут и должны внести, свой вклад школа и педагогика всех стран, независимо от их общественного строя и политической системы, национальных различий и отношения к религии.



Сущность общечеловеческих аспектов гражданско-политическо-го воспитания заключается в формировании у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения; проблем экологии; защиты и сохранения мировой художественной культуры; экономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий. Для школы и педагогики общечеловеческое воспитание есть органическая часть граж-данско-политического воспитания, определяемая гуманизмом научного мировоззрения и его идеалом -- всесторонним развитием человека. Исторический спор о социальной справедливости может быть решен только в условиях мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, соперничества "в экономической, культурной области, уважения суверенитета, права каждого народа самостоятельно выбирать путь социально-экономического развития.

В содержание общечеловеческого воспитания входит прежде всего разоружение, борьба за мир, против ядерной угрозы, за выживание людей на Земле, а также ликвидация последствий стихийных бедствий. В этой борьбе объединяются люди различного социального положения, политических убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов. Вместе с общественными организациями, родителями, наставниками в нее включаются и дети.

Другая проблема-загрязнение окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощение природных ресурсов, борьба с голодом и эпидемиями. Эти отрицательные явления промышленного производства, нищеты и антисанитарного состояния могут нанести непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Одна из острых проблем - обеднение художественной культуры, созданных человечеством духовных ценностей. Практика массовой псевдокультуры ведет к оскудению и разложению духа людей. Наконец, проблема международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности.

Функциями общечеловеческого воспитания являются: развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению; обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задач; налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество"художественной культуры.

Основное противоречие общественного воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поколениям быть активными участниками борьбы за мир, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество. С другой стороны, среди части молодежи существует бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, питающие свободное общение детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубляется понимание процессов, происходящих в мире, расширяется кругозор. Наконец, школьники принимают непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение-окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса. Большое внимание им может быть уделено в процессе обучения. Помимо специального «Урока мира» учащиеся обсуждают проблемы мирной политики на уроках истории и других общественных дисциплин, которые вводятся в школах («Человек и общество», «Граждановедение» и т. п.). На уроках музыки школьники разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, связанные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры. На уроках физики они знакомятся с научными данными, которые добыты в результате тесного сотрудничества и совместных исследований российских и зарубежных ученых.

В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школьников с экономическими и культурными связями России в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено международное разделение труда. Особого внимания заслуживает изучение учащимися деятельности ООН и ее международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др. Это дает представление об усилиях мирового сообщества в решении глобальных общечеловеческих проблем.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем является знание и понимание их детьми. Показателен интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность, побуждаемая высокими и благородными мотивами сохранения мира, природы, материальных и духовных общечеловеческих ценностей.

Правовое воспитание

Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения - органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности.

Законодательство - один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов.

Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Основным источником права является Конституция, раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, о собственности, о предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды, административное, семейное, уголовное. В этом проявляется регулирующая функция права. Воспитательная функция исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук: педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым, юриспруденция - от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры. Защитная, охранительная функция права оберегает закон, права граждан от нарушений и преступлений. Она исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом. Центральной для педагогики является воспитательная функция права, через которую она взаимодействует с регулирующей и защитной.

Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность : общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Подростки и юноши нередко пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и тайно идут на правонарушение. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием - гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает школьнику понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное со-" знание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Например, привычная ложь, мелкий шантаж, обман товарища и коллектива в школьные годы расчищают дорогу к припискам, взяточничеству, обсчету, воровству, мошенничеству во взрослой жизни. Неуважение к товарищу, учителям и родителям ведет к нарушению нрав и оскорблению достоинства личности. Безалаберное, нерадивое отношение к труду цорож-дает нарушения трудовой дисциплины и законов о труде. Пьянство способствует совершению преступлении и правонарушений. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, обязательно возникает отклоняющееся от правовых норм, нарушающее" их поведение. Оно порождает преступное сознание и извращенную антиобщественную мораль. И наоборот. Высоконравственное сознание стимулирует общественно ценное поведение, гарантирует от правонарушений.

Важнейший элемент правового сознания - нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством явля-ется глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Чувство страха возникает в человеке, утратившем совесть, преступившем закон, осознавшем неотвратимость наказания. И хотя это чувство не представляет собой социально-духовной ценности, оно способно удерживать молодежь в рамках закона,

Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление , Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю , направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры . Она включает в себя: знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбы с правонарушениями.

Определяющим элементом системы правового воспитания школьников является цель правового воспитания подрастающего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая среди них - формирование гражданина правового государства. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. В его сознании образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравственности облегчают ему понимание норм права, которое в свою очередь способствует более глубокому осознанию нравственных истин. Наконец, правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность школьников, стремление вести активную борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями.

Осознание цели правового воспитания помогает педагогически осмыслить его место в целостном воспитательном процессе, осознать взаимосвязи с другими видами детской деятельности. Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуправление, участие в политических кампаниях, производительном труде, физкультурных соревнованиях.

Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Он впитывает все это с молоком матери и приходит в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей.

Младшие школьники и подростки продолжают свое «правовое образование» на более организованной морально-правовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан. В воспитании их морально-правовых чувств огромную роль играют музыка и изобразительное искусство - разучивание песен о Родине, изображение жизни общества в рисунках. Школьники этого возраста, участвуя в гражданских отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм. Поэтому уже младшим подросткам необходима нравственно-правовая профилактика, разъяснение ситуаций, когда их поведение стоит на грани правонарушения, когда эгоизм, избалованность, распущенность, разгильдяйство могут причинить вред друго--му человеку или нанести ущерб общественному достоянию. Это особенно важно потому, что у школьника, который еще не несет юридической ответственности, накапливается опыт безнаказанного право-нарушительского поведения.

Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, этику и психологию семейной жизни, дающую представление о семейном праве. Правовое воспитание школьников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старшеклассники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Школьники знакомятся с жизнью трудовых коллективов, их правами и обязанностями, участием в управлении государством. Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, милиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые старшеклассники, нарушающие закон, приобретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресечения. В целях предотвращения правонарушений среди старшеклассников с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравственно-правового воспитания. Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, которые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредоточивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной литературы. Существует немало высокохудожественных приключенческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к романтике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предостерегающий от противоправного поведения.

Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование у детей прочной нравственно-правовой эмоциональной основы . Нравственные чувства есть та почва, на которой произрастает нравственное сознание. В формировании правового сознания большую роль играет также отработка представлений о праве, которая приводит к усвоению школьниками правовых понятий. В результате учащиеся старших классов получают возможность осмыслить правовые аспекты своей разнообразной общественной деятельности, с большой пользой для себя обсуждать публикации на правовые темы.

Осуществление правового воспитания, требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании, создающих почву для правонарушений.

Значительное число детей, которые живут в неполных семьях, с родителями-алкоголиками, уже от рождения получают подорванную генетическую основу развития организма. Как правило, они предоставлены самим себе, часто попадают в стрессовые ситуации, легко поддаются негативным явлениям, встают на путь правонарушений. С искалеченными душами, при живых родителях, они попадают в детские дома, специальные интернаты и исправительные колонии, в которых далеко не всегда существует благополучная обстановка.

Часть подростков и юношества из так называемых «благополучных семей» допускают в своем поведении отклонения от норм нравственности, совершают правонарушения и преступления, причины которых коренятся в недостатках, ошибках воспитания, в педагогической запущенности. Дети в таких семьях воспитываются эгоистами, усваивают психологию иждивенчества, вещизма, потребительства, мещанства, вседозволенности, прав без обязанностей, удовлетворения потребностей в отрыве от личного труда, не приучаются к контролю за своим поведением, в распущенности усматривают свободу личности. В школе и семье эти молодые люди приучаются к двойной морали, к лицемерию. Они неплохо учатся, участвуют в общественной работе, пишут сочинения на патриотические темы, выступают с «правильными» речами, вежливы с окружающими. В свободное же от «формальной» жизни время предаются удовлетворению своих подлинных интересов: курят, употребляют спиртное, наркотики, токсические вещества, исповедуют культ сильного человека, сквернословят, проявляют безответственность в поступках. Это размывает их нравственное сознание, создает атмосферу привычного безнравственного поведения, подталкивает к правонарушениям и преступлениям. В сознании этой части детей мера потребления перестала увязываться с мерой труда в учебе, быту, на производстве.

Существенной причиной правонарушений среди школьников является противоречивость положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения; с другой - из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью, доверием народа. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм. Осуществлению правового воспитания школьников противодействует также устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных родителей, других взрослых людей. Неустойчивость, противоречивость правового сознания и поведения подростков и юношей обусловлены также склонностью поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к «романтическому» приключению. Все эти. обстоятельства требуют внимательного их учета в правовом воспитании, систематической профилактической работы, особенно с педагогически запущенными детьми.

Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение сущности гражданского сознания, его культуры. гражданского воспитания и его основных функций. Раскройте систему граж-данско-политического воспитания.

2. Раскройте сущность и содержание патриотического, интернационального воспитания.

3. Расскажите о сущности правового сознания, его структуре и общественных функциях, а также о системе правового воспитания школьников.

Литература для самостоятельной работы:

I. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. М., 1993.