Меню
Бесплатно
Главная  /  Пупок  /  Психолог Джоэл Шнайдер: о чем на самом деле говорит IQ. Чем гении проигрывают обычным людям Выше уровень iq тем

Психолог Джоэл Шнайдер: о чем на самом деле говорит IQ. Чем гении проигрывают обычным людям Выше уровень iq тем

Текст: Илья Янович

Идея измерять человеческий интеллект с помощью относительно простого теста появилась больше ста лет назад и с тех пор попадала в разные руки. Единого и универсального теста на IQ не существует, но к подобной методике до сих пор прибегают как некоторые работодатели на собеседованиях, так и сторонники ультраправых взглядов, пытающиеся с научных позиций доказать теорию расового превосходства.

Впрочем, некоторое время назад учёные заметили , что среднее значение коэффициента интеллекта в развитых странах от Великобритании и Дании до Австралии начало падать, хотя стабильно росло последние 80 лет. Разбираемся, важен ли вообще показатель IQ и что он в действительности говорит о человеке.

Что влияет на наше
умственное развитие

Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности - вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.

Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, - и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.

На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго - именно того, в котором Флинн вёл свои исследования - добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.

Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия - по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.

Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.

Вторая версия Флинна: высокий уровень жизни давно уже стал нормой для большинства развитых стран, уровень этот сегодня растёт незначительно или не растёт вовсе, из-за чего и средний IQ больше не поднимается.


Что на самом деле измеряют IQ тесты и почему они не универсальны

Тест, очень близкий к тому, что мы сегодня понимаем под тестом на IQ, в 1912 году разработал немецкий психолог Уильям Льюис Штерн. Он взял за основу разные задачи и головоломки XIX века и подвязал их под свою систему изучения детской психологии - результат частично напоминал параллельно разрабатываемый Альфредом Бине психологический тест. По сути, Штерн хотел создать методику оценки потенциала развития у детей, но все последующие IQ-тесты (в том числе и тесты неоднозначного британского психолога Ганса Юргена Айзенка, популяризовавшие саму идею измерения IQ) предполагали вариации для взрослых.

Тест, во время которого надо ответить на 40 вопросов за 30 минут, слишком несовременный и неточный. Но он так глубоко проник в университеты, исследовательские институты, а теперь уже и в интернет , что его не могут выветрить до сих пор. Если вы проходили тест на IQ в школе, это наверняка была одна из многочисленных вариаций теста Айзенка. При этом стандартизированный тест за 100 с лишним лет так и не появился: есть несколько десятков основных вариантов (Кеттела, Векслера и других психологов), а также несколько сотен их модификаций - и это если учитывать только тесты, которыми пользуются крупные учёные, и не брать в расчёт адаптированные версии для разных возрастов.

Тест на IQ, скорее всего, проходил каждый из нас, хотя бы из интереса, но многие затрудняются ответить, что же именно он измеряет. Самый популярный ответ - какой-то условный «ум». На деле средний тест на IQ определяет вашу способность анализировать новую информацию (как используя, так и не используя старую) относительно вашего возраста. При этом тесты специально разрабатывают таким образом, чтобы среднее значение было равно 100 очкам. Считается, что результат ниже 70 очков говорит о проблемах в умственном развитии, а вот так называемый порог гениальности сильно варьируется от версии к версии: где-то он начинается со 140 баллов, где-то - со 160.

Негласно человеком с самым высоким IQ в истории считается американец Уильям Сайдис, родившийся в 1898 году. Писатель, асексуал, политический активист, он в три года прочитал «Илиаду» в оригинале, знал к совершеннолетию несколько десятков языков и придумал один собственный, был невероятно способен в математике, выпустил несколько фантастических книг и монографий на разные темы. Точные данные о его показателе IQ не сохранились, но, по неподтверждённым данным, достигали коридора в 250–300 баллов. Тем не менее единственным его прагматичным изобретением, «вечным календарём», сегодня никто не пользуется.

Умный и успешный по всем видимым параметрам человек с заурядным
или даже низким IQ - далеко не исключение

Проходя один и тот же тест с небольшими перерывами, вы можете получить разные результаты, потому что на концентрацию значительно влияет ваше физическое и психологическое состояние. Но даже в потенциально стерильных условиях IQ-тестам далеко до высокой точности. Например, в варианте теста Айзенка, долго использовавшемся в США для того, чтобы проверять дошкольников в возрасте от 3 до 5 лет, был вопрос, какого цвета яблоко. Правильный ответ - сказать, что цветов много, и назвать некоторые из них, но высока вероятность, что трёхлетний ребенок мог видеть только красные или только зелёные яблоки, и это никак не влияет на его умственные способности.

Некоторые версии теста Рудольфа Амтхауэра вообще задают вопросы на эрудицию («что измеряют в джоулях?») - ответ можно за секунду узнать в интернете или справочнике, отчего вы не станете способнее. Психолог У. Джоэль Шнайдер в интервью изданию Scientific American также напоминает, что средний тест на IQ даёт не только очень приблизительное, но и очень усреднённое значение, потому что складывается из нескольких субтестов, каждый из которых проверяет разные типы мышления. Таким образом, человек с выдающимся абстрактным мышлением и слабым вербальным с большой вероятностью получит средний результат.

Исследовательские центры используют более совершенные системы, выдающие не только средний балл, но и очень подробную статистику. Одну из таких программ под названием Compositator разработал сам Шнайдер, хотя признаёт, что и она далека от нужной точности, а умный и успешный по всем видимым параметрам человек с заурядным или даже низким IQ - далеко не исключение. В своём блоге, во многом посвящённом как раз измерению IQ, Шнайдер отмечает, что общественный интерес к тестам на коэффициент интеллекта и их результатам падает: их уже не воспринимают слишком серьёзно. Это особенно заметно по американским работодателям: в 50-е годы, когда измерение IQ стало популярным, крупные компании хотели брать на работу только людей с высоким баллом и даже устраивали тесты прямо на собеседовании, но к 2000-м от такой практики почти полностью отказались.

Наконец, ещё одна важная проблема тестов на IQ - строгая привязка ко времени. Известно, например, что Альберт Эйнштейн думал чрезвычайно медленно и не укладывался в отведённые сроки на экзаменах, но едва ли кто-то будет сомневаться в уровне его интеллектуальных способностей.


Важен ли высокий IQ

Есть несколько организаций, объединяющих людей с чрезвычайно высоким IQ. Mensa International примет тех, чей результат выше, чем у 98 % населения (то есть двух человек из ста). Хотя проходить вам всё равно нужно будет не стандартный IQ-тест, а специально переработанный. Prometheus Society гораздо строже: их тесты разработаны таким образом, чтобы их мог пройти лишь один человек из 30 тысяч. Организация растёт очень медленно: в 2013 году она насчитывала лишь около 130 членов.

Сайт Mensa позволяет поучаствовать в интеллектуальном упражнении - пройти тест из 30 вопросов за час. Это не традиционный тест на IQ и не экзамен для приёма в Mensa. Вас предупреждают, что тест создан исключительно для развлекательных целей, но на основе тех вопросов и методик оценки интеллекта, что и настоящий Mensa-экзамен, которого в открытом доступе нет. Многие задания напоминают тест Айзенка, но в конце вам детально распишут методы решения вопросов и самые распространённые ошибки, допущенные вами.

Каких-то необычайных достижений у членов Mensa и Prometheus нет. 68-летняя американская журналистка Мэрилин вос Савант, член Prometheus и рекордсмен Книги рекордов Гиннесса по баллам IQ с 1986 по 1989 год, ведёт колонку в журнале Parade, решает логические парадоксы, выпустила несколько книг и написала несколько пьес. Но вы могли вовсе о ней не слышать, хотя по результатам теста это самая выдающаяся женщина в истории. Последний рекордсмен книги Гиннесса, кореец Ким Ун Ён, быстро осваивал математику и иностранные языки, решал задачки на скорость в передачах местного телевидения, но к своему 51 году тоже не отметился ничем по-настоящему значимым. В 1990 году Книга рекордов Гиннесса вообще перестала включать IQ-чемпионов в свои издания, объяснив это тем, что тестов слишком много, все они дают разные результаты и определить победителя невозможно.

Хотя средний IQ и правда падает по всему развитому миру, это ни на что заметным образом не повлияло, говорит Томас Тидл, профессор университета в Копенгагене и тот самый учёный, заметивший снижение среднего IQ у датских военных. Количество научных публикаций растёт, всё больший процент людей получает высшее образование, темпы развития технологий повышаются с каждым годом, и не очень понятно, может ли вообще среднее значение IQ влиять на что-то, кроме статистики. Так что не следует придавать слишком большое значение каким-то условным цифрам.

Как размышляют люди с низким уровнем интеллекта?


Дэвид Стюарт

учитель

«Я работаю в школе для детей с задержкой умственного развития. Все они прошли тестирование, и результаты показали, что их IQ ниже 70. Образовательная программа, рассчитанная на обычных детей, им не подходит. Когда я говорю о них, окружающие думают, что мой день полностью заполняет общение с идиотами. Все представляют это как постоянную борьбу с пещерными людьми, которые бьются головами о стены и кричат «Моему мозгу больно!», когда я прошу учеников запомнить собственные имена. Но правда в том, что если бы вы посадили такого подростка в один класс с «нормальными» детьми, вы бы не заметили разницы. В большинстве случаев их мышление такое же, как и у обычных детей. Они хватают телефоны, когда слышат, что им звонят, читают текст без артикулированных движений губами и отвечают так же быстро, как и другие дети их возраста.

У меня есть ученик, который мог бы сразиться с любым другим ребёнком его возраста в знаниях о футбольных командах. Он может рассказать вам всё о сегодняшнем составе команды, её достижениях за все годы и об играх текущего сезона в подробностях. Он не учёный с фотографической памятью, он всего лишь подросток, который увлекается футболом и ничем не отличается от своих сверстников. Некоторые ребята, которых я учу, сходят с ума по Minecraft, освоили игру в оригинальной и нескольких модифицированных версиях. Некоторые ученики свободно разговаривают на двух языках. Одна девочка за год сама выучила английский, смотря австралийское телевидение. Она учила язык в родной стране, но начала свободно на нём разговаривать, как и её сверстники, благодаря собственным усилиям и практике.

Можно заметить разницу, когда вы пытаетесь научить таких детей новым вещам. Чаще всего им нужно повторять новый материал большее количество раз, чем их ровесникам, и они не всегда сразу запоминают то, что, как вам кажется, они уже поняли. Им часто нужно объяснять что-то новое на нескольких примерах, прежде чем они усвоят информацию. Но в большинстве случаев они размышляют точно так же, как и мы с вами, а иногда могут быть даже умнее в некоторых вопросах. Мысль о том, что разница в 20 пунктов IQ или около того - это разница между нормальным человеком и другой формой жизни с иначе функционирующим мозгом - просто не объективна».


Алекс ТАбаррок

экономист

«Если вы мало спите, уровень IQ снижается. Так что вы можете убедиться на своём опыте после нескольких бессонных ночей. Правда, из-за недостатка сна вы устаёте, и настроение ухудшается, поэтому сравнение не совсем корректное. Как бы то ни было, перед экзаменом лучше высыпаться».


Р. Эрик Сойер

распорядитель похорон

«Мне приходилось работать в ночную смену с человеком, у которого были достаточно ярко выраженные физические ограничения - и это на работе, где требуется недюжинная сила. Но на деле он был моим «спасителем». Джонни мог делать только 70 % того, что может обычный человек его роста и веса, и из-за этого многие думали, что он для них обуза. Но Джонни отдавал свои 70 % всё время, для каждого задания и каждой смены. Вы получали бы от него всё, на что он способен.

Я руководил стажёрами, некоторые из которых были настоящими атлетами. Этих людей, которые имели от 100 % до 110 % возможностей обычного человека, иногда нужно искать, чтобы сделать ту или иную работу. А Джонни сам искал работу. «Нормальные» люди отдавали только половину того, что могли. Но я бы выбрал эти 70 % Джонни в любой день, а не 50 % от ребят, которые способны на все 100. Так я вырываюсь на 20 очков вперёд.

По моему опыту, люди с низким и высоким уровнем интеллекта иногда работают одинаково. Покажите мне кого-нибудь не столь одарённого, но заинтересованного и мотивированного, кто попытается докопаться до истины и внимательно слушает других. Я всегда предпочту такого человека вместо умного парня, который думает, что он гений, что ему больше нечему учиться и что все должны слушать только его».


пользователь Quora

Допустим, есть два парня в футбольной команде, Билл и Джон. Джон - атлет, который хорош в любом виде спорта, тогда как Билл должен всё время работать, для того чтобы достичь успехов. Время идёт, Джон рассчитывает только на навыки, которыми уже обладает, тогда как Билл тренируется каждый день. Билл с энтузиазмом относится к игре, а Джон видит в ней лишь ещё один вид спорта. Долгое время Джон показывает результаты лучше, чем Билл, но наконец Билл обгоняет Джона. А всё потому, что пока Джон ничего не делал, пользуясь врождённым талантом, Билл настойчиво и с энтузиазмом добивался своего.

То же самое с уровнем интеллекта. IQ - это показатель потенциала, который у вас есть для того, чтобы преуспеть в решении задач, размышлениях и тому подобном. Но это не единственный фактор успеха. С достаточным упорством и работая не покладая рук человек с более низким IQ обгонит человека с более высоким IQ, если тот не приложит сил. В конце концов, главное не то, что у вас есть, а то, как вы это используете».

Статистически доказано, что с возрастом IQ меняется. Своего пика он достигает к 25 годам. В мире принято считать, что коэффициент интеллекта, равный 100 баллам, является средним. IQ пятилетнего достигает 50-75 баллов, в 10 лет он колеблется от 70 до 80 баллов, в 15-20 лет он может достичь среднестатистического значения для взрослого человека в 100 баллов. Во многих странах мира (например, США и Японии) на основе тестов IQ-тестов отбирают одаренных , и они потом обучение по усиленной и ускоренной системе. Это связано с тем, что дети с повышенным для своих лет IQ, как правило, учатся значительно лучше и быстрее своих сверстников.

Раса

Как бы это ни странно, но IQ колеблется от расы к расе. Например, средний IQ для афроамериканцев составляет 86 баллов, для белых европейского он составляет 103 балла, а для евреев - 113 баллов. Все это говорит в пользу сторонников научного расизма. Однако из года в год данный разрыв сокращается.

Пол

Женщины и мужчины не имеют отличий друг от друга в интеллекте, но, согласно статистике, IQ между ними различается в зависимости от возраста. Мальчики в возрасте до 5 лет несколько умнее сверстниц, но, начиная с возраста 10-12 лет девочки опережают мальчиков в развитии. Этот разрыв сходит на нет к 18-20 годам.

Нормальный IQ

Коэффициент интеллекта взрослого человека зависит от множества факторов - генетика, воспитание, окружающая среда, раса и т.д. Хотя средний IQ составляет порядка 100 баллов, он меняется от 80 баллов до 180. Такой предельный уровень IQ заложен в классическом тесте на IQ, разработанный английским психологом Гансом Айзенком в 1994 году. Для того чтобы получить адекватные данные по данному тесту, его надо пройти 1 раз в жизни в зрелом возрасте. Повторное прохождение искажает и завышает результаты.

Если коэффициент интеллекта ниже 80 баллов, то это говорит о физических и умственных девиациях человека. Если же IQ превышает 180 баллов, то это говорит о гениальности обладателя таких баллов. Но эти зависимости весьма условны. Например, великий физик Альберт Эйнштейн был самым отстающим в классе по успеваемости, что не помешало ему в будущем разработать теорию относительности. И с другой стороны, согласно книге рекордов Гиннеса, самый большой IQ в 228 баллов был зафиксирован в 1989 году у десятилетней американки Мэрилин Во Саван. На этом личные достижения для нее заканчиваются.

"Если ты такой умный, то почему такой бедный?" - известная присказка нашла свое научное объяснение.

Чем выше ай-кью - тем лучше. Так звучит распространенное мнение. Но у высокого коэффициента интеллекта есть и неприятные минусы, которые в чистую проигрывать менее талантливым согражданам.

Минусы высокого iQ обнаружили американские физиологи, не так давно протестировавшие мозги умных и не очень и выяснившие, что умные...

Минусы высокого коэффициента интеллекта

...Смотрят в книгу - видят... книгу
"Фигу" же видит не очень умный. И это его огромное преимущество.

Так полагают ученые из Университета Рочестера (США), которые отобрали несколько десятков человек с iQ от 80 до 140 и предложили им посмотреть несколько видеороликов, а затем описать увиденное. У всех роликов был один нюанс: в них мелькали крупные и мелкие элементы. Причем крупные "лежали на поверхности" - то есть появлялись в центре экрана, где их было виднее всего, а мелкие мельтешили на задворках.

Изучив все описания, ученые обнаружили четкую закономерность. Чем умнее был "подопытный" - тем более подробно он описывал мелкие элементы. А вот о крупных отчего-то отзывался мельком: не мог описать их форму, путался в цветах. Добровольцы с низким ай-кью, наоборот, лучше фиксировали крупные детали, не замечая мелких.

Лучшие же результаты показали подопытные со среднестатистическим (100-110 пунктов) коэффициентом интеллекта: они одинаково хорошо увидели и мелочь, и "крупняк". Но речь не об этом.

Почему не стоит завидовать гениям

Чем умнее человек, тем пристальнее он сосредоточен на всевозможных деталях и мелочах, - таков вердикт ученых. И неспроста. "Высокий коэффициент iQ качественнее фильтровать поступающую информацию, отбрасывая ненужное, - объясняет руководитель исследования. - В некоторых случаях такое точечное видение мира приносит хороший результат: к примеру, когда в людном месте - будь-то офис или интернет-кафе - требуется максимально сконцентрироваться на работе за компьютером. Или приступить к поискам пресловутой микроскопической частицы мироздания - бозона Хиггса в Большом адронном коллайдере".

Но в большинстве случаев вместе с "ненужным" мозг интеллектуала отсеивает и важное: например, фиксируется на словах собеседника, не принимая во внимание тон и (которые несут не менее важную информацию); или видит крошечный самолет в небе, не замечая огромную дождевую тучу. Или...

"Мир человека с высоким iQ - крайне узок. Не завидуйте : они замечаю куда меньше того, что замечает среднестатистический человек.", - призываю ученые.

Высокий коэффициент интеллекта = рассеянность

Такая "суженность" мировоззрения объясняет и то, почему среди гениев - уйма рассеянных людей. История сохранила анекдотический факт о том, как однажды Исаак Ньютон, желая сварить яйцо, взял часы, чтобы засечь время - и через некоторое время с огромным удивлением обнаружил, что в руке у него осталось яйцо, а варит он часы; или о том, как , повстречав однажды приятеля, пригласил его: "Заходите ко мне сегодня вечером, у меня в гостях будет профессор Стимсон!". Но ведь я и есть Стимсон!" - изумился приятель. "Это не имеет значения, все равно приходите", - рассеяно ответил ему Эйнштейн. На этом фоне среднестатистические люди в бытовом и бизнесплане действительно оказываются более приспособлены к жизни и .

Бьет по гениям и еще один минус - их привычка слышать вполуха. Все те же американские физиологи установили, что таким образом мозг высокоинтеллектуальных людей защищается от перегруза внешней информацией и не позволяет себе сбиться с важной темы.

Поэтому, если среди ваших знакомых есть человек, который в беседе часто невпопад ляпает какую-то чепуху, присмотритесь к нему внимательнее: вполне возможно, у него очень высокий коэффициент интеллекта (iQ) и однажды он совершит прорыв в какой-нибудь научной или творческой области. Простите ему маленькую гениальную слабость.

Феноменальные возможности памяти и интеллекта