Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Вопрос. Динамика возрастного развития

Вопрос. Динамика возрастного развития

Кризис - непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями,связан с переходом на новый этап развития.
восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново-рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.
Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легко чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Причина психологического кризиса, по Выготскому, кроется в растущем несоответствии между развивающейся психикой ребёнка и неизменной социальной ситуацией развития, и именно на перестройку этой ситуации направлен нормальный кризис.
Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.
Кризис новорожденности (0-2 месяца).
Младенчество (2 месяца - 1 год).
Кризис одного года.
Раннее детство (1-3 года).
Кризис трех лет.
Дошкольный возраст (3-7 лет).
Кризис семи лет.
Школьный возраст (8-12 лет).
Кризис тринадцати лет.
Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет).
Кризис семнадцати лет.
Юношеский период (17-21 год
4) Проблема обучения и развития в классической и современной психологии.
5) Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
Изучали: Лисина М.И., Смирнова АН., Талигузова ОН., Коломинский Я.Л.
Общение выступает основным условием полноцен-ного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познаватель-ные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).
Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) - эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потреб-ности в общении у ребенка. Этапы:
- I младенчество - потребность в любви и заботе - ситуативно-эмоциональная форма
общения взрослого (ласка, улыбка, речь);
- 2 ранний возраст - потребность в совместной предметной деятельности со взрослым -
ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка);
- 3 младший и средний дошкольный возраст - потребность в информации -
внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы,
рассказ, чтение литературы);
4 средний и старший дошкольный возраст - потреб-ность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отноше-ний с ним, в самопознании - внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем).
Особое значение имеет общение в семье: любовь, удовлетворение потребности в признании со стороны взрослых; родители как эталоны; подражание; нарушения общения при стилях семейных отноше-ний, неполной семье. Общение с воспитателем в группе влияет на самооценку ребенка и оценку его со стороны сверстников
Общение дошкольника с другими детьми способст-вует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познава-тельной сферы. Потребность а общении со сверстни-ками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начина-ет воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антомет-рии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба.

Последствия депривации: Основным «симптомом» здесь будет
резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:
. отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в
6 раз меньше);
. отставании в умственном развитии;
. трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
. недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной
деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
. двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце
жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений.
Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (как
разновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был
впервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся после
рождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находились
в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на
ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети
не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество
игрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследования
детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% из
них погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному
передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3
слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следует
помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с
формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок
начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому
часть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательной
активности в этом возрасте;
. сниженном общем коэффициенте развития.

Большинство специалистов делит детство на различные периоды. По какому признаку – отдельный вопрос. По одной из наиболее авторитетных классификаций, принадлежащей Л.Выготскому, периодизация психического развития ребенка происходит на основе ведущей деятельности. Что это значит?

Ведущая деятельность на определенном этапе является смыслообразующей. В ее контексте складываются отношения со взрослыми и со сверстниками. Осваивая ведущую деятельность, ребенок приобретает новые навыки и способности, которые называются «новообразования возраста» - например, умение говорить, умение ходить.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

За время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются.

Сензитивные периоды

В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Границы сензитивных периодов не бывают точными: они могут быть смещены на несколько месяцев. И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Ведущая деятельность на определенном этапе является смыслообразующей. В ее контексте складываются отношения со взрослыми и со сверстниками. Осваивая ведущую деятельность, ребенок приобретает новые навыки и способности, которые называются «новообразования возраста» - например, умение говорить, умение ходить.

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

    Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

    Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

    Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

За время развития ребенка критические и стабильные периоды чередуются.

Сензитивные периоды

В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Границы сензитивных периодов не бывают точными: они могут быть смещены на несколько месяцев. И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Л.С. Выготский, поясняя сущность возрастных кри­зисов, указывал, что возрастные изменения могут про­исходить резко, критически, и могут происходить по­степенно, литически. В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным, или ли-тическим течением. Это возрасты преимущественно плавного, часто незаметного внутреннего изменения личности ребенка, изменения, совершающегося путем незначительных «молекулярных» достижений. Здесь на протяжении более или менее длительного срока, ох­ватывающего обычно несколько лет, не происходит ка­ких-либо фундаментальных, резких сдвигов и перемен, перестраивающих всю личность ребенка. Более или ме­нее заметные изменения в личности ребенка происхо­дят только в результате длительного течения скрытого «молекулярного» процесса. Они выступают наружу и становятся доступны прямому наблюдению только как заключение продолжительных процессов латентного развития.

В относительно устойчивые, или стабильные, воз­расты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, ко­торые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологичес­ки, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при срав­нении ребенка в начале и в конце стабильного возра­ста отчетливо выступают огромные перемены в его личности.

Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом разви­тия - кризисами. Последние отличаются чертами, про­тивоположными устойчивым, или стабильным возрас­там. В этих периодах на протяжении относитель­но короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капи­тальные сдвиги и смещения, изменения и перело­мы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах лично­сти. Развитие принимает бурный, стремительный, иног­да катастрофический характер, оно напоминает рево­люционное течение событий как по темпу происходя­щих изменений, так и по смыслу совершающихся пе­ремен. Это поворотные пункты в детском развитии, при­нимающем иногда форму острого кризиса.

Первая особенность таких периодов состоит, с одной стороны, в том, что границы, отделяющие начало и ко­нец кризиса от смежных возрастов, в высшей степени неотчетливы. Кризис возникает незаметно, трудно оп­ределить момент его наступления и окончания. С дру­гой стороны, характерно резкое обострение кризиса, про­исходящее обычно в середине этого возрастного перио­да. Наличие кульминационной точки, в которой кризис достигает апогея, характеризует все критические воз­расты и резко отличает их от стабильных эпох детского развития.

Вторая особенность критических возрастов послу­жила отправной точкой их эмпирического изучения. Дело в том, что значительная часть детей, пережи­вающих критические периоды развития, обнаружи­вает трудновоспитуемость. Дети как бы выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их вос­питания и обучения. В школьном возрасте в критичес­кие периоды у детей обнаруживается падение успевае­мости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается бо­лее или менее острыми конфликтами с окружающи­ми. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болез­ненными и мучительными переживаниями, с внутрен­ними конфликтами.

Правда, все это встречается далеко не обязательно. У разных детей критические периоды проходят по-раз­ному. В протекании кризиса даже у наиболее близких по типу развития, по социальной ситуации детей су­ществует гораздо больше вариаций, чем в стабильные периоды. У многих детей вовсе не наблюдается сколь­ко-нибудь ясно выраженной трудновоспитуемости или снижения школьной успеваемости. Размах вариаций в протекании этих возрастов у разных детей, влияние внешних и внутренних условий на ход самого кризиса значительны.

Внешние условия определяют конкретный харак­тер обнаружения и протекания критических пери­одов. Несхожие у различных детей, они обусловлива­ют крайне пеструю и многообразную картину вариан­тов критического возраста. Но не наличием или отсут­ствием каких-либо специфических внешних условий, а внутренней логикой самого процесса развития выз­вана необходимость критических, переломных перио­дов в жизни ребенка. Так, если перейти от абсолютной оценки трудновоспитуемости к относительной, основан­ной на сравнении степени легкости или трудности вос­питания ребенка в предшествующий кризису или следующий за ним стабильный период со степенью трудновоспитуемости в период кризиса, то нельзя не уви­деть, что всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с са­мим собой в смежном стабильном возрасте. Точно так же, если перейти от абсолютной оценки школьной ус­певаемости к ее относительной оценке, основанной на сравнении темпа продвижения ребенка в ходе обуче­ния в различные возрастные периоды, нельзя не уви­деть, что всякий ребенок в период кризиса снижает темп продвижения сравнительно с темпом, характер­ным для стабильных периодов.

Третьей и, пожалуй, самой важной в теоретическом отношении особенностью критических возрастов, но наи­более неясной и поэтому затрудняющей правильное по­нимание природы детского развития в эти периоды, яв­ляется негативный характер развития. Все, кто писал об этих своеобразных периодах, отмечали в первую оче­редь, что развитие здесь, в отличие от устойчивых воз­растов, совершает скорее разрушительную, чем созида­тельную работу. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое так отчетливо выступало во всех стабильных воз­растах, в периоды кризиса как бы затухает, вре­менно приостанавливается. На первый план выдви­гаются процессы отмирания и свертывания, распа­да и разложения того, что образовалось на предше­ствующей ступени и отличало ребенка данного воз­раста. Ребенок в критические периоды не столько при­обретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности, новых форм внутренней жизни.

Ребенок, вступающий в периоды кризиса, скорее харак­теризуется обратными чертами: он теряет интересы, вчера еще направляющие всю его деятельность, кото­рая поглощала большую часть его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают. Л. Н. Толстой образно и точно назвал один из таких критических периодов детского развития пусты­ней отрочества.

Это и имеют в виду в первую очередь, когда говорят о негативном характере критических возрастов. Этим хотят выразить мысль, что развитие как бы меняет свое позитивное, созидательное значение, заставляя наблю­дателя характеризовать подобные периоды преимуще­ственно с отрицательной, негативной стороны. Многие авторы даже убеждены, что негативным содержанием исчерпывается весь смысл развития в критические пе­риоды. Это убеждение закреплено в названиях крити­ческих возрастов (иногда такой возраст называют нега­тивной фазой, иногда - фазой строптивости и т. д.).

В переломные моменты развития ребенок становит­ся относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности. Педагогика критических возрастов наиме­нее разработана в практическом и теоретическом отно­шении.

Как всякая жизнь есть в то же время и умирание, так и детское развитие - эта одна из сложных форм жизни - с необходимостью включает в себя процессы свертывания и отмирания. Возникновение нового в раз­витии непременно означает отмирание старого. Пере­ход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста. Процессы обратного развития, отмира­ния старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Но было бы величайшим заб­луждением полагать, что этим исчерпывается значение критических возрастов. Развитие никогда не прекращает свою созидательную работу, и в критические периоды мы наблюдаем конструктивные процессы развития. Бо­лее того, процессы инволюции, столь ясно выраженные в этих возрастах, сами подчинены процессам положи­тельного построения личности, находятся от них в пря­мой зависимости и составляют с ними неразрывное це­лое. Разрушительная работа совершается в указанные периоды в зависимости от необходимости развития свойств и черт личности. Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды - только обратная, или тене­вая, сторона позитивных изменений личности, со­ставляющих главный и основной смысл всякого кри­тического возраста.

Так, позитивное значение кризиса трех лет сказыва­ется в том, что здесь возникают новые характерные чер­ты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невырази­тельно, то это приводит к глубокой задержке в разви­тии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. В отношении 7-летнего кризиса всеми исследователями отмечалось, что, наряду с нега­тивными симптомами, в этом периоде имеется ряд боль­ших достижений: возрастает самостоятельность ребен­ка, изменяется его отношение к другим детям. При кри­зисе в 13 лет снижение продуктивности умственной ра­боты учащегося вызвано тем, что здесь происходит из­менение установки от наглядности к пониманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллектуальной де­ятельности сопровождается временным снижением ра­ботоспособности. Это подтверждается и на остальных негативных симптомах кризиса: за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоя­щее обычно в переходе к новой и высшей форме. Нако­нец, не вызывает сомнений наличие позитивного содер­жания в кризисе одного года. Здесь негативные симпто­мы очевидно и непосредственно связаны с положитель­ными приобретениями, которые делает ребенок, стано­вясь на ноги и овладевая речью. То же самое может быть отнесено и к кризису новорожденного. В это вре­мя ребенок деградирует вначале даже в отношении фи­зического развития: в первые дни после рождения па­дает вес новорожденного. Приспособление к новой фор­ме жизни предъявляет такие высокие требования к жизнеспособности ребенка, что никогда человек не сто­ит так близко к смерти, как в час своего рождения. И тем не менее в этот период больше, чем в какой-либо из последующих кризисов, проступает тот факт, что раз­витие есть процесс образования и возникновения ново­го. Все, с чем мы встречаемся в развитии ребенка в пер­вые дни и недели, есть сплошное новообразование. От­рицательные симптомы, которые характеризуют нега­тивное содержание этого периода, проистекают из труд­ностей, обусловленных именно новизной впервые воз­никающей и в высшей степени усложняющейся формы жизни.

Самое существенное содержание развития в кри­тические возрасты заключается в возникновении но­вообразований, которые в высшей степени своеоб­разны и специфичны. Их главное отличие от ново­образований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Это значит, что в после­дующем они не сохраняются в том виде, в каком возни­кали в критический период, и не входят в качестве не­обходимого слагаемого в интегральную структуру буду­щей личности. Они отмирают, как бы поглощаясь ново­образованиями следующего, стабильного возраста, вклю­чаясь в их состав как подчиненная инстанция, не име­ющая самостоятельного существования, растворяясь и трансформируясь в них настолько, что без специально­го и глубокого анализа часто невозможно открыть на­личие этого трансформированного образования крити­ческого периода в приобретениях последующего стабиль­ного возраста. Как таковые новообразования кризисов отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать в латентном виде внутри его, не живя самостоятельной жизнью, а лишь участвуя в том подземном развитии, которое в стабильные возра­сты приводит к скачкообразному возникновению ново­образований (табл. 1).

Таблица 1 Отличия стабильных и кризисных периодов

Критерий развития

Стабильный период

Кризисный период

1. Темп возрастного развития

Постепенный, лити-ческий

Резкий, критический

2. Длительность пе­риода

Несколько лет

От нескольких меся­цев до года (макси­мум до двух)

3. Наличие кульмина­ционной точки

Не характерно

Характерно

4. Особенности пове­дения ребенка

Без значительных изменений

Значительные изме­нения, конфликты, трудновоспитуемость

Прогрессивная

Регрессивная

6. Особенности воз­растных новообразо­ваний

Устойчивые, закреп­ляются в структуре личности

Неустойчивые, имеют переходный характер

Таким образом, Л.С. Выготский утверждал, что ос­новным критерием деления детского развития на отдель­ные возрасты должны служить новообразования. Пос­ледовательность возрастных периодов должна опреде­ляться чередованием стабильных и критических перио­дов. Сроки стабильных возрастов, имеющих более или менее отчетливые границы начала и окончания, пра­вильнее всего определять именно по этим границам. Кри­тические же возрасты из-за другого характера их про­текания правильнее всего определять, отмечая кульми­национные точки, или вершины, кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествую­щее полугодие, а за его окончание - ближайшее полу­годие последующего возраста.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Вы­готского о возрастном развитии. Он рассматривает ре­бенка как целостную личность, активно познающую ок­ружающий мир: мир предметов и человеческих отно­шений, включая его при этом в две системы отноше­ний: «ребенок- вещь» и «ребенок- взрослый». В то же время эти системы отношений осваиваются ребен­ком в деятельностях разного типа. Среди видов веду­щей деятельности, оказывающей наиболее сильное вли­яние на развитие ребенка, Д.Б. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, кото­рые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Вторую группу составляют ведущие деятель­ности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами.

Кризис – непродолжительный отрезок времени в онтогенезе, характеризуются резкими психологическими изменениями, связан с переходом на новый этап развития.

Восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново-рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.

Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легко чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы характеризуются революционными изменениями, критерием которых является появление новообразований. Причина психологического кризиса, по Выготскому, кроется в растущем несоответствии между развивающейся психикой ребёнка и неизменной социальной ситуацией развития, и именно на перестройку этой ситуации направлен нормальный кризис.

Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом (сопровождающимся появлением тех или иных новообразований), за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований.

Кризис новорожденности (0-2 месяца).

Младенчество (2 месяца - 1 год).

Кризис одного года.

Раннее детство (1-3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3-7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8-12 лет).

Кризис тринадцати лет.

Подростковый (пубертатный) период (14-17 лет).

Кризис семнадцати лет.

Юношеский период (17-21 год).

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода. Дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.


Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими – типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а рой почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – таким каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снимается темп продвижения в учебной работе.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но, наряду с потерями, создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.