Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Какие слова можно подобрать сочетания чу щу. Урок-сказка "правописание сочетаний ча, ща"

Какие слова можно подобрать сочетания чу щу. Урок-сказка "правописание сочетаний ча, ща"

Последние комментарии:

1. Хотелось бы написать о тренере бассейна 246 школы Татьяне Владимировне!Нервный и дерганный человек,к... читать 2. Хотелось бы оставить отзыв о тренере бассейна 246 школы о Татьяне Владимировне! Не могу даже ее назв... читать 3. Школа отличная, добрая. ... читать 4. Отличная школа... читать 5. Здраствуйте хотела б узнать с какими отклонениями здоровья дети учатся в вашей школе? Буду Вам блог... читать 6. В вашей школе учится ученик Садов Семен. он остался без матери и его отец алкаш в запое. парень в тя... читать 7. сильно изменилась школа когда я училась с 1997 по 2005 г школа была в плачевном состоянии... читать 8. сильно изменилась школа когда я училась с 1997 по 2005 г школа была в плачевном состоянии... читать 9. Сайт не обновляется! До сих пор Крохолев -директор, действующего директора на рабочем месте нет пост... читать 10. Хуйня а не школа... читать


Наши партнеры:

Последние комментарии:

11. Любовь Викторовна неодыкватный человек ребёнок пришёл после болезни 1 день начала докапывать ребёнка... читать 12. Я являюсь мамой учеников школы № 153, которые в 2016-2017 учебном году закончили 9-й класс вечернего... читать 13. Хочу сказать, что мы учимся в этой школе 3-год.С самого начала, моего ребёнка встретили очень хорошо... читать 14. телефоны не работают 2022717; 2744982; 2744899 отключены за неуплату..есть ли еще телефоны - неизв... читать 15. телефоны не работают 2022717; 2744982; 2744899 отключены за неуплату..есть ли еще телефоны - неизв... читать 16. В нашей школе работают отличные учителя. Мы получаем хорошие знания по предметам. В школе интересно... читать 17. Плохо работает заведующая столовой не выполняет свою работу... читать 18. В столовой грубый пенсонал, хочется, чтобы относились к нашим детям терпеливее и приветливее. Есть с... читать 19. 20.09.17 детей в столовой кормили рыбой с запахом и давали хлеб если вы не примете ни каких мер мы п... читать 20. не школа а гадюшник. ребенок не хочет ходить в школу т.к каждый день избиение. ... читать

Жили-были Ча и Ща –
Очень честные друзья:
Ча и Ща всем признавались,
Что только с буквой А писались.

Слова, в которых есть слог "ща"

Слова со слогом ща можно найти в этом небольшом стихотворении (это слова роща, чаща, пища):
Роща , чаща и свеча,
Пища , туча, саранча –
Если встретишь ЧА и ЩА, не спеши,
С буквой А ты всегда их пиши!

Некоторые существительные, в которых есть слог ща: ща вель, гуща , площа дь.

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Источник: интернет

1 КЛАСС, 2 ЧЕТВЕРТЬ (декабрь, 3 неделя)

РАБОТА №1

ТЕМА: Слово, предложение, текст.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых не расходится с произношением; умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Трудимся.

Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на елку. На партах клей, яркая бумага, краски.

Нарядная будет елка! (18)

Грамматические задания

В первом предложении над словами указать количество слогов.

Во втором предложении над словами поставить знак ударения.

В третьем предложении подчеркнуть в словах мягкие согласные.

*Придумать и записать по одному слову, состоящему из одного, из двух, из трех слогов.

*Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (три слова).

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Наш двор.

Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. (24)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.

В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.

Во втором предложении найти слово из двух слогов.

*Из данных слогов составить три слова: ща, жи, е, щу, ча, ка.

Подчеркнуть в словах гласные после шипящих. Написать по одному слову на эти правила.

5. *Записать предложение на тему «Зима», соответствующее схеме (4 слова).

1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (февраль, 1 неделя)

РАБОТА № 2 .

ТЕМА: Мягкий знак на конце и в середине слова.

ЦЕЛЬ: проверить навык правописания слов с мягким знаком в конце и в середине слова; умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Все небо в тучах. Идет сильный дождь. У крыльца большие лужи. Кот прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. (21)

Грамматические задания

Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: лес, шишка, пень, ель.

*Спрячь мягкий знак в середину слова и запиши слова:

День…, крыль…, пень…, огонь…, Машень… .

5.* Записать названия летних месяцев, подчеркнуть в них мягкие согласные.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Зимний вечер.

На дворе сильный мороз. Метет метель. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Кот Васька лег спать в уголке. Юра читает. Маленькая Надя слушает. (24)

Грамматические задания.

1. Подчеркнуть в словах мягкий знак.

Разделить слова для переноса: сильный, метель, угольки.

Выбрать слово, в котором букв больше, чем звуков: белка, ножи, конь, ельник.

*Записать названия зимних месяцев, подчеркнуть мягкие согласные.

*Записать по памяти по 2 слова с мягким знаком на конце и в середине слова.

1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ (март, 3 неделя)

РАБОТА № 3

ТЕМА: Гласные после шипящих.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, а также умение оформлять предложение на письме.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Пушистый снег укрыл зимний лес.

Я иду в чащу леса. Пестрый дятел стучит по дубу. Под елкой лежат шишки. (19)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Разделить слова на слоги: ландыш*, площ*ди, ч*деса.

Изменить слова еж, чиж, мышь так, чтобы в них было по 2 слога.

*Дописать слоги, подчеркнуть буквы, обозначающие шипящий звук:

ча…, ро…, лу…, стри…, малы…..

5. *Составь предложение со словосочетанием душистый чай.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу. (24)

Грамматические задания

Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

Цифрой обозначить количество букв и звуков в слове дача, нарисовать звуковую схему.

*Записать по одному слову с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

*Закончи предложение: В роще хлопочут …………….. .

1 КЛАСС, 4 ЧЕТВЕРТЬ (апрель, 3 неделя)

РАБОТА №4

ТЕМА: Заглавная буква в именах собственных.

ЦЕЛЬ: проверить сформированность навыка правописания заглавной буквы в именах собственных.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аня Петрова живет в селе Лесном. Она любит животных. У девочки есть пес Шарик и котенок Пушок. Анюта дает им хлеб, молоко. (22)

Грамматические задания

Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

В словах первого предложения подчеркнуть глухие согласные.

Разделить слова для переноса: тайны, серая, огоньки.

*Вставь первую букву и запиши слова:

…ашенька, ….анечка, …ндрюша, …етенька.

5 . *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

В класс поступил новый ученик Костя Демин. Мальчик приехал из города Астаны. Жил

он там на улице Пушкина. Ребята быстро подружились с новичком. (22)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть заглавную букву в именах собственных.

2. В словах первого предложения подчеркнуть звонкие согласные.

3. Разделить для переноса слова: новый, новичок, приехал.

4. *Запиши по 3 имени девочек и мальчиков.

5. *Запиши 2 предложения: - Как тебя зовут?

В каком городе ты живешь?

1 КЛАСС,4 ЧЕТВЕРТЬ (май, 3 неделя)

РАБОТА №5

Итоговая контрольная работа за 1 класс.

ЦЕЛЬ: проверить усвоение учащимися основ русской графики (оформление предложения, правописания слов на изученные правила)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23)

Грамматические задания

2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и.

4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -……

узкий - …..

далеко- …

5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.

ВОЗМОЖНЫЙ УРОВЕНЬ

Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25)

Грамматические задания

1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.

2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.

3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.

4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:

высокий - …. далекий - …. узкий - …. добрый - ….

5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.

Предложение.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях,

в названиях городов и рек

№ 1. Слуховой диктант.

Дети рады зиме. Идет снег. Коля и Митя бегут домой. Руки зябнут.

№ 2. Зрительный диктант.

Названия городов и рек.

Чита, Казань, Уфа, Севастополь, Истра, Калуга, Ярославль, Углич, Ангара, Дон, Иртыш, Ока, Амур.

№ 3. Слуховой диктант.

Вася и Юра идут в школу. Оля пишет брату письмо. Он живет в Уфе. Там есть река Белая. Брат часто удит рыбу.

№ 4. Зрительный диктант.

1. Мой дядя Василий Петрович уехал в Саратов. 2. В Самаре живет моя тетя Ольга Алексеевна. 3. Евгения Николаевна учит детей. 4. Ксения Петровна - директор школы в Коломне.

№ 5. Зрительный диктант.

1. В Москве есть река Москва. 2. В Волгу впадают Ока и Кама. 3. Реки Сибири - Обь, Енисей, Амур, Лена. 4. Днепр и Днестр впадают в Черное море.

Слова с буквами я, ю, е, ё

№ 6. Зрительный диктант.

Заяц, сеял, малина, моя. Яша, земляника, лапа, лягушка, какая, ягоды, ячмень, твоя, стоять.

№ 7. Слуховой диктант.

1. Папа вел Яшу в ясли. 2. Зоя и Валя были в саду. 3. Оля играла в мяч.

№ 8. Зрительный диктант.

Индюк, утюг, ключ, луч, тюк, круг, варю, лук, дарю.

№ 9. Слуховой диктант.

1. Миша мал. Леша мял клюкву. 2. На лугу вол. Папа вел сына в школу.

№ 10. Зрительный диктант.

1. Гадюка - ядовитая змея. 2. Идет гусь. Идут гуси и гусята. 3. Рыбаки тянут сеть. Попал в сети большой окунь. 4. Часто идет дождь. 5. Медведи всю зиму спят. Медведь любит мед. 6. Летят журавли. Журавль - большая птица.

Примечание. Данный материал можно распределить на два диктанта.

Сочетания жи, ши

№ 11. Зрительный диктант.

Малыши, лужи, стрижи, ерши, рыжики, жир, пружина, сшил, пиши, шиповник.

№ 12. Слуховой диктант.

1. Я кормил ежика. 2. Ужи шипят. 3. У дома стоит машина. 4. Мы жили в лесу. 5. Стрижи летали у реки.

№ 13. Зрительный диктант.

Шестерка - шесть, шинель, шептать - шепот, хижина, желток - желтый, ширина - ширь, лужи, крыши.

Сочетания ча, ща, чу, щу

№ 14. Зрительный диктант.

Туча, свеча, овчарка, чайник, пища, щавель, площадь, чаша, пищали, грачата, прощай.

№ 15. Слуховой диктант.

1. Мы гуляли час. 2. Над рекой чайки. 3. Коля жил у сестры. 4. Сестра живет в Москве.

№ 16. Зрительный диктант.

Щука, чулан, щурился, чулок, стучу, тащу, угощу, научу, полощу, чурка.

Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

Дети: Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя,

Потому что был звонок!

Начинается урок!

Учитель: Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

– Над какой темой мы с вами работали на предыдущем уроке? /Правописание сочетаний жи, ши./

– Вспомните, правописание каких ещё сочетаний мы изучали в букварный период? /ча – ща, чу – щу/

– В русском языке для вас припрятано очень много хитростей. Но вы их постепенно узнаете и сможете грамотно написать любое письмо. Сегодня мы с вами закрепим наши знания о правописании сочетаний. Каких? Это вы мне сами скажете после выполнения некоторых заданий.

– Но сначала послушайте и ответьте, из какой сказки эти строки? «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем». (Эти строки из сказки «Колобок»).

– Ой, ребята, кто это там? /Колобок./



(На экране появляется колобок). Это же сам колобок в гости к нам пришёл. Но он пришёл не просто в гости, а с просьбой. Его встретили заяц, волк, медведь, лиса и сказали: «Если ты не ответишь на наши вопросы, не выполнишь наши задания, мы тебя съедим». Вот он и просит нас с вами помочь ему. Ведь мы не оставим колобка в беде? /Нет!/

Молодцы, ребята, вы настоящие друзья! Но чтобы отправиться на помощь колобку, нам необходимо открыть тетради, записать число и «классная работа». А ещё выполнить несколько тренировочных упражнений. Это поможет нам стать более грамотными и справиться с теми заданиями, которые приготовили для колобка заяц, волк, лиса и медведь.

1. Минутка чистописания.

2. «Соберите» из отдельных слов предложение.


На экране появляется предложение.

/Нач…тое дело доводи до конца./

– Ребята, посмотрите на экран и встаньте те, у кого получилось такое же предложение. Молодцы!

– Ребята, что за высказывание вы написали?

– Как вы понимаете значение этой пословицы?

3. На экране появляется загадка.

По чаще идёт

Таёжный хозяин –

Валежник ломает,

Пчёл разоряет.

Что за зверь.

Кто отгадает?


–Медведь.

–Сколько слогов в этом слове? /2/

– Какой слог ударный? /Второй/

–Ребята, правописание безударной гласной в первом слоге нужно запомнить.

– А какая ещё орфограмма есть в слове медведь?/Правописание парных согласных на конце слова./

– Какие бывают медведи? /Бурые, белые./

На экране появляются изображения медведей.




– А где они живут? Дайте полный ответ. Запишите предложение.

Белый медведь живёт на севере.

– Подчеркните главные члены.

–Ребята, вы хорошо справились с тренировочными упражнениями, и теперь мы можем отправиться на помощь колобку. А по дороге поработаем над новой темой. Какой? На этот вопрос, я уверена, вы ответите сами.

–Слушайте внимательно и запоминайте слова.

1 ученик: Ча и ща, ча и ща –

роща, чаща и свеча,

пища, туча, саранча –

с буквой а и ща и ча.

Пища, чаща, роща, куча,

саранча, кочан и туча,

дача, гуща и свеча –

все слова на ча и ща.

3 ученик: Сочетанья ща и ча

в словах пища и свеча,

куча, гуща, каланча,

туча, роща, саранча,

чаща, дача и печать –

нужно с буквой а писать.

Каланча – высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды.

Саранча – насекомое, вредитель сельского хозяйства, перелетающее большими массами, с жадностью, опустошая все.

А знаете ли вы, ребята, что такое каланча и что такое саранча?

­– Ну что, ребята, догадались, над какой темой мы с вами работаем? /Да! Сочетания ча и ща/.

На экране появляется название темы урока.

Правописание сочетаний ча, ща.


А колобок тем временем катится по дороге. Вдруг навстречу ему ­– заяц. /Колобок и заяц появляются на экране./ Заяц и говорит: «Если ты не выполнишь моё задание, я тебя съем. Тебе нужно выбрать слова, в которых после шипящих пишется буква а».

Ча и ща, ча и ща –

роща, чаща и свеча,

пища, туча, саранча –

Пища, чаща, роща, куча,

саранча, кочан и туча,

дача, гуща и свеча –

все слова на ча и ща.

Сочетанья ща и ча

в словах пища и свеча,

куча, гуща, каланча,

туча, роща, саранча,

чаща, дача и печать –

нужно с буквой а писать.

Ребята, поможем колобку? Выберите и запишите слова с ча и ща.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разжимать.


– Восстановите и запишите эти слова.

Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь. Медведь и говорит: «Не выполнишь моё задание, я тебя съем». / На экране появляются колобок и медведь/

Задание «Буква заблудилась».

Ученик: Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

– Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву-путешественницу, хором назовите нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Отгадки записываем в тетрадь, разделяя слова для переноса, и обозначаем ударение.




На экране появляется запись.

Зве –ри, кры – ша, грач, чай – ки.

– Ребята, У кого получилась такая же запись, поднимите сигнальные карточки. Молодцы!

– Ребята, к каким животным относится лиса? /Диким./

– А какая она в сказках? /Хитрая./

Вот и приготовила она вам задание по- труднее. /Тест на тему: «Сочетания ча, ща»./

I. Правописание каких сочетаний надо..запомнить?

II. Какая буква пропущена в пословице:

«Сам пропадай, а товарищ… выруч…й»?

III. Какое слово написано с ошибкой?

в) стучать

IV.Какая буква пропущена в скороговорке:

«Волки рыщ…т – пищ… ищ…т»?

Работа с учебником.

Упражнение 168, страница 128 /устно/.

А теперь возьмите карточки. В каждой карточке 3 вида задания. Вы выбираете то, которое больше нравится.

1 уровень. Какая буква пропущена в словах?

Алыч…, ч…совщик, возвращ…ю, пощ…да, выруч…й, стуч…ть, ч…сто, пищ…л, площ…дка.

2 уровень. Вставь вместо точек слоги ча, ща, чтобы получились слова.

Зада…, уда…, …вель, зай…та, обы…й, осве…ет, обе…ет, запре…ет.

3 уровень. Поставь в конце каждого предложения знаки. Подчеркни сочетание букв, написание которых надо запомнить.

Лес вздохнул и затих птицы больше не кричат белка укачала своих бельчат всё живое спит.

Ребята! Поднимите руку, кто выбрал и выполнил все 3 задания. Молодцы!

– Как вы думаете, мы добились поставленной в начале урока цели?

– Обведите в кружок то количество баллов, насколько вы поняли, как надо писать слова с сочетаниями ча, ща.

Домашнее задание. Упражнение 169.

Мне было очень интересно с вами работать. А вам?

Что мы узнали с вами нового? Чему научились на этом уроке?

А что же герой нашего урока – колобок? /На экране колобок/. Ему очень понравилось, что вы такие дружные, отзывчивые, трудолюбивые, старательные и сообразительные. Он благодарит вас за помощь: «Спасибо, ребята! Очень хорошо работали. Молодцы!»