Меню
Бесплатно
Главная  /  Физическое развитие  /  Занятие на тему традиции. Конспект занятия «Русские народные традиции

Занятие на тему традиции. Конспект занятия «Русские народные традиции

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

Конспект занятия в старшей группе «Семейные традиции»

Цель занятия:

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и обычаях, развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Задачи:

Подвести детей к пониманию слова «традиция»,

Побуждать их к рассказыванию

Учить правильно, строить простые и сложные предложения.

Активизация словаря: семья, традиция;

прилагательные: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная,

Учить детей работать группой, работать в паре, анализировать, находить путь в решении поставленной задачи или проблемной ситуации, уметь договариваться.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотографий, беседа;

Совместная работа с родителями и детьми.

Материал:

кукла би – ба – бо - мишутка; карточки; цветок - пословиц; рисунки детей; фотографии семей, презентация «Родословное дерево».

Методические приёмы: артикуляционная гимнастика, пальчиковые

упражнения, загадка, игра, беседа, рассказ.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Ведущий: Ребята давайте с вами вспомним игру «Дом».

Пальчиковое упражнение «Дом»

Па поляне дом стоит,

Ну, а к дому путь закрыт.

Мы ворога открываем,

В этот домик приглашаем!

2. Основная часть.

Кто же живёт в этом домике?

Отгадаете загадку - узнаете!

Картинка «семья»

Почему вы решили, что это слово «семья»? (Ответы детей).

У каждого из Вас есть своя семья.

Ведущий: Сегодня собрались, чтобы поговорить о семье. Как вы думаете, что такое семья? (семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково). Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня.

Вопрос - ответ

1) Если в семье все заботятся друг о друге.

То какая это семья? (ответы)

Заботливая семья -

2) - В семье все дружат друг с другом.

Какая семья? (ответы) - Дружная семья -

3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.

Какая семья? (ответы)

Музыкальная семья -

4) - В семье все занимаются спортом.

Какая семья? (ответы)

Спортивная семья,

5) - В семье много детей.

Какая семья? (ответы)

Многодетная семья -

Пальчиковое упражнение «Семья»

Первый пальчик - дедушка,

Второй пальчик - бабушка,

Третий пальчик - папочка,

Четвёртый пальчик - мамочка,

Пятый пальчик - Я.

Вот и вся моя семья!»

Беседа: В семье люди живут вместе, дружно в одной квартире или доме, под одной крышей. В каждой семье появляются свои ТРАДИЦИИ. – Какое слово вы услышали?

«Традиция»

Сегодня в гости к нам пришёл Мишутка. Он хочет рассказать вам о своей семье и её традициях.

Появляется персонаж Мишутка.

Мишутка. Здравствуйте, ребята. Я пришёл к вам из сказки про трёх медведей. У меня небольшая семья, но очень дружная. Моего папу зовут – Михайло Потапыч, маму – Настасья Петровна, а я – Мишутка.

Мы все вместе любим, гулять по лесу, папа знакомит меня с лесными правилами (быть осторожным, ловким, быстрым и т. д.) учить охотиться в лесу. Мама рассказывает о лечебных травах и съедобных ягодах, грибах и корешках. Вот такая у нас семья, а какая ваша семья?

Пример: Все собираются за вечерним чаем, рассказывают.

В моей семье есть такая традиция: каждый праздник мы печём пирожки или

большой пирог. Месим тесто, делаем разные начинки: из капусты, из яблок.

Ведущая. Давайте расскажем ребята о ваших семьях и их традициях мишутке.

Рассказы детей. (показ презентации «Родословное дерево»)

Мишутка. Благодарю детей - за ваши рассказы очень понравились!

3. Заключительная часть.

Сюрпризный момент:

Ведущая. Ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!

Пословицы о семье.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Ведущая. Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы)

Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции.

А я для вас придумала традицию.

(Поднос с предметами)

Что это? Краски.

Кто ими рисует? Художник.

Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы.

Согласны!

Нравится вам такая традиция?

Подведение итога занятия:

Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Человек без братьев и сестер - одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Братская любовь лучше каменных стен.

Цели и задачи занятия:

  • Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  • Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  • Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  • Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие "Семейные традиции".

Цели и задачи:

  1. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  3. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  4. Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.

Ход занятия

1. Вступительное слово

Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

2. Ребус

Ребята, отгадайте ребус "7Я".

Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение - это родственники близкого возраста, например, старшее поколение - бабушки и дедушки, среднее поколение - родители, младшее поколение - дети, внуки бабушек и дедушек).

А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет! И в именах есть тайна.

И таинство есть имянареченье.

Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

Оказывается, в нашей группе самое распространённое имя среди девочек - Анастасия.

Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям.

3. Рассказ о родословной своей семьи.

Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего.

4. Работа в группах. Составление пословиц о семье.

Ребята, а сейчас вам задание в группах - соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).

5. Физкультминутка

6.Традиции вашей семьи

Да, ребята, "родители", "Родина", "род" - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).

Разбор понятия "традиция"

Но есть и семейные традиции.

К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Какие из этих традиций есть в вашей семье?

Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники - это Сабантуй, Навруз

Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.

Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?

Значит, это можно назвать и семейной традицией?

На Руси с древних времён празднуют Масленицу.

У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

Общая народная традиция - встреча Нового года.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву - символу рода.

Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии.

7. Рассказ о семейных реликвиях.

Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии - национального чувашского украшения).

7. Итог урока. Рефлексия.

Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.

Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

Что было для вас интересно на уроке?

Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.


Конспект занятия на тему «Традиции россиян.

Русские народные праздники».

Программное содержание: Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.

Ребята, а вы любите праздники?

А почему?

Какие праздники вы знаете?

Кто такие наши предки?

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.

(Звучит музыка).

А теперь открывайте глаза и слушайте. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили? Какие добрые дела старались сделать?

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы

Всегда читается поучение Иоанна Златоуста, там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение.»

О каком празднике я вам рассказала?

В честь чего праздновали этот праздник?

Что такое благовест?

На Руси отмечали много красивых праздников. Ребята. Сегодня вы узнали немного об одном из них, но скоро я расскажу вам о многих других.

Конспект занятия на тему «Осенние обрядовые праздники.

УСПЕНЬЕ-ПРАЗДНИК ОКОНЧАНИЯ ЖАТВЫ И ВСТРЕЧИ ОСЕНИ.

Программное содержание: воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое.

Познакомить с осенними обрядовыми праздниками. Средствами фольклора учить доброте, взаимопомощи, воспитывать желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе. Учить говорить образно, выразительно.

Оборудование: интерьер крестьянской избы: стол со скатертью, сундук, лавка, печка, икона в красном углу, коромысло, два ведра, белые рукавицы, хлебный сноп.

Ход занятия:

Вед. – Здравствуйте, гости дорогие!

Вед. – Низкий поклон Вам, люди добрые!

(Дети и воспитатели кланяются гостям).

Вед. – Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли русской, ее обычаи красивые, праздники светлые.

Вед. – Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то. Что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома.

Вед. – А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина. Не страшна ему долгая, суровая зима. Можно немного отдохнуть и повеселиться. Послушайте как наши дети споют русскую народную песню «Осень, осень».

Вед. – Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа.

Вед. – Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай.

Ребенок – Ох и слава Богу

Что жито пожали,

Что жито пожали

И в копны поклали.

На гумне стогами

А в печи - пирогами!

Вед. – На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Ребенок – Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Вед. – Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу.

Вед. – Ребята, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Вед. – Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали:

Ребенок – Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

Осень, тетушка!

Тяжела работушка!

Все покосы, нивушка!

Болит моя спинушка!

Как по осени ломала

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку!

Русская народная песня: «Серпы золотые».

Ребенок – Ждали пожали, три пряди нажали

Первую прядь – на еду.

Вторую прядь – на семена,

Третью прядь – его запас!

Ребенок – Землю красит солнце, а человека труд!

Ребенок – Что посеешь, то и пожнешь!

Ребенок – Что пожнешь, то и полопаешь!

Ребенок – Что смолотишь, то и смелешь!

Ребенок – Что смелешь, то и съешь!

Вед. – Действительно, ребята, чтобы собрать хороший урожай, много приходилось трудиться. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

Вед. – Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде знаете вы?

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Терпенье и труд все перетрут.

    Мала пчела, и та работает.

    Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест.

    В большом доме и малая подмога дорога.

    В детстве не научишься, всю жизнь намучишься.

    Умелые руки не знают скуки.

    Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.

Вед. – А лентяев и бездельников в народе не любили, высмеивали их.

(Сходит Тит с большой ложкой).

Тит – Ты, работушка, меня не бойся, а я тебя не трону!

Не колода лодырь, а пень, и лежит целый день.

Не жнет, не косит, а обедать просит.

Тит, иди молотить!

Тит – Живот болит.

Тит, иди кашу есть!

Тит – где моя большая ложка?

Хочешь есть калачи, не лежи на печи!

Вед. – А еще в народе говорили: «КОНЧИЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО» , «ДЕЛУ ВРЕМЯ-ПОТЕХЕ ЧАС!» ДАВАЙТЕ И МЫ С ВАМИ НЕМНОЖКО ОТДОХНЕМ, ПОИГРАЕМ В РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ «ГОРЕЛКИ»

Конспект занятия на тему «Куклы из бабушкиного сундука».

Программное содержание:

Воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;

Развивать фантазию, вкус, творческое воображение;

Постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»;

Знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Ход занятия.

1. Воспитатель: - Давайте отправимся в путешествие в прошлое. Вспомним,

в гостях у каких кукол мы уже бывали? /Ответы детей/. А сегодня встретимся с новыми друзьями. /Читает/.

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шеста.

Одна липова доска,

Ой, да, лебеда,

Одна липова доска.

Воспитатель: О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.

Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки (в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

2. Физкультминутка «Мячики летают, ладошки помогают» (Приложение).

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./

Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».

Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./

Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.

Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?

4. Этапы выполнения работы: фото 10, 11.

1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером

2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.

3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.

4) Выделяется голова.

5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.

5. Самостоятельная работа детей.

Дети объединяются парами.

6. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.

А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.

У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.

Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.

7. Игра с тряпичными куклами-пеленашками «Дочки-матери».

Конспект занятия на тему «Игра не пустая забава»

Цель: Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа.

Задачи: - воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

    развивать интерес к истории своего народа;

    совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений;

    формировать навыки управления своей деятельностью;

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам издалека.

Я бабушка – Cказительница, да ключей хранительница.

Ключей не простых, от волшебного сундучка,

В нем сказки, были, да небылицы живут.

Открывает сундук. Достает из сундука иллюстрации и картинки обрядовых праздников на Руси. Рассказ:

«Одной из характерных черт обрядовых игр является продолжение жизни, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью, благополучию, долголетию, богатому урожаю, хорошему приплоду скота.

Жизнь человека всегда была неотделима от жизни природы. Наиболее любимыми играми были и, наверное, и сейчас остаются: «Коршун», «У медведя во бору», «Волк в лесу».

Давайте и мы поиграем с вами в игру «У медведя во бору».

Считалка: Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Проводится игра, а затем Сказительница продолжает свой рассказ:

«Обряд – это, прежде всего передача культуры народа. Обряд требует соблюдения определенного ритуала. В сельской местности в настоящее время говорят «играть свадьбу», «играть крестины», «играть проводы», «играть песни» и т. д.

Слово «играть» в Тамбовских говорах выступает в значении «веселиться», «шутить», «баловаться». И мы с вами поиграем в игру «Бояре». В эту игру играли на свадьбах.»

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки)

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли?

Молодые, вы зачем пришли?

Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила. (Указывают)

(После этого один из бояр-гостей разбегается и «врезается» в цель между боярами-хозяевами, пытаясь ее «разбить». Если это удалось, то он забирает с собой кого-то из тех, чьи руки удалось ему расцепить. Теперь хозяевами становятся гости. Игра продолжается до тех пор, пока в одной цепи есть хотя бы два человека).

Сказительница – На праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою.

    Игра «Перетягивание каната»

    «Петушиный бой»

Сказительница – Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Собирается народ

На веселый хоровод.

Сказительница – Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. Русские хороводы бывают праздничные и обычные, сельские и городские, дневные и вечерние. Они распределяются по временам года, свободным дням жизни. Эти обряды, дошедшие из глубины столетий, являются одним из средств, при помощи которых древний человек хотел разбудить мать-природу, ускорить приход весны.

Водили хороводы либо за деревней в поле, либо на свободном месте, а иногда просто на деревенской улице. И мы поиграем в хороводную игру

«Ручеек».

Сказительница – Держа друг друга за руки, мы должны оставаться всегда дружными не только в игре, но и в жизни.

Но какой праздник без русской карусели?

Игра «Карусели»

Сказительница – Мы сегодня с вами поиграли,

И много нового узнали.

А теперь вам домашнее задание. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и атрибуты к этим играм положите в волшебный сундучок, и мы с вами в них поиграем.

А мне пора прощаться,

До свиданья говорить.

Конспект занятия на тему « ОСЕННИЕ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ.»

ПРАЗДНИК РЯБИНЫ (ПЕТРА и Павла),праздник Покрова Пресвятой Богородицы».Оборудование: Кисти рябины на красивом подносе.

Вед. – Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла.

Вед. – Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи.

Вед. – Издавна любили рябину русские люди, почитали это дерево, слагали о нем песни, стихи.

Ребенок – Ты рябинушка раскудрявая!

Ты когда взошла, когда выросла?

Я весной взошла, летом выросла,

По зорям цвела, солнцем вызрела!

Вед. – 14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей.

Вед. – Ребята, а что вы знаете об этом празднике?

На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили: «До обеда осень, а после обеда – зима!»

К Покрову старались утеплить избу. Не утеплишь жилье – в холоде настрадаешься. Не даром говорили: «На Покров натопи хату без дров».

Покров – свадебник! На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут!

Вед. – Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Послушайте отрывок из свадебной обрядовой песни невесты.

Ребенок – Вы подруженьки, да вы голубушки!

Как пойдете вы на гуляньице,

На гуляньице на веселое,

Меня вспомните, сердечные!

Как на чужой я на сторонушке,

Да у чужих людей живу!

Вед. – Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. Послушайте отрывок величальной песни, посвященной другу жениха, или попросту дружке!

Ребенок – Идет друженька хорош, он на сокола похож.

Друженька хорошенький, паренек пригоженький.

Вед. – На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки. Наши дети тоже с удовольствием их поют.

(Дети поют частушки).

Вед. – С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы.

Вед. – А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Посмотрите русскую народную игру «Плетень».

Вед. – Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки.

Ребенок – Красна девица Алина, ты куда,куда ходила?

Я на ярмарку ходила, себе ведра там купила.

Что дала?

Рубль дала, коромысло – полтора!

Ходила и Таня на базар, принесла домой товар.

Родной матушке – платок, посередочке цветок.

Братьям-молодцам по кожаным сапогам.

Сестрицам-лебедицам да по белым рукавицам.

Кузьминки, об осень одни поминки.

Кузьминки – встреча зимы.

Вед. – Святые Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия.

Ребенок – В народе говорят, что эти святые были кузнецами и за работу денег ни с кого не брали, от чего зовут их бессербренниками.

Вед. – Кузьминки повсюду считались девичьим праздником. Девушки устраивали посиделки, приглашали на них парней. Пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо журчала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится. А сейчас наши девочки покажут русский народный танец «Прялица».

(Танец «Прялица»).

Вед. – А теперь послушайте русскую народную песню «Посею лебеду»

(Русская народная песня «Посею лебеду»).

Вед. – Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу к зиме вымостили. Подходит к концу и наш праздник.

Дорога нам наша Родина – матушка Россия!

Конспект занятия на тему «Эти мудрые русские сказки».

Программное содержание: Воспитывать любовь к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свой народ; воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие, бережное отношение к природе. Учить использовать в речи пословицы и поговорки, драматизировать отрывки из сказок.

Ход занятия:

Воспитатель – Ребята, вы любите сказки?

Я знаю, что сказки вам читают мамы и папы, рассказывают бабушки и дедушки, сказочные герои обращаются к вам с экранов телевизоров. Многие из сказок, особенно любимые, вы знаете почти наизусть и все таки, готовы слушать снова и снова. Давайте подумаем вместе, чем же нас притягивают сказки? За что мы их так любим? (Ответы детей). Сказка, ребята, это особый прекрасный мир, где может произойти любое чудо, где действуют добрые сила и силы зла, где героев подстерегают разные опасности, им приходится преодолевать трудности, но неизменно добро побеждает зло, на помощь слабым и беззащитным приходит сильный и смелый герой, а такие качества человека как доброта, трудолюбие, терпение – вознаграждаются.

И так, как говорится, это была присказка, а сказка ждет вас впереди. Рассаживайтесь рядком да поговорим с вами ладком.

Расскажу я вам историю, которая произошла с одним моим знакомым мальчиком, по имени Ваня. С раннего детства все его очень любили, нежили, баловали, старались выполнить любое желание и не заметили… как он превратился в злого ленивого мальчика. Ничего не стоило Ване обидеть девочку, дернуть за хвост соседскую кошку, бросить камень в пробегающую собаку, сломать дерево.

Однажды, перебегая улицу, он толкнул старушку и даже не попросил у нее прощения, не заметил он и того, что старушка проводила его долгим задумчивым взглядом и что-то прошептала. А это, ребята, была не простая старушка, а волшебница. Она решила наказать плохого мальчика и превратила его в Ивашку – грязную мордашку.

Из красивого ухоженного мальчика он превратился в страшного уродца. Прохожие на него оглядывались, дети смеялись, друзья… просто не узнавали. Никакие советы умных докторов не помогали ему.

Такая вот грустная история. А вот и сам Ивашка.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, Ивашка!

Ребята, а не могли бы вы помочь моему горю?

Воспитатель – Ох, Ивашка, хоть ты и заслужил такое наказание, мы попробуем помочь тебе, потому что надеемся, что ты исправишься. Ну что ребята, поможем Ивашке?

Поможем!

Воспитатель – В соседнем лесу за большим болотом, на опушке, живет Баба-Яга. Она-то уж точно, что-нибудь посоветует. Только дорого к ней очень трудная. Одному никак не пройти. Придется нам, ребята, проводить Ивашку. Вы согласны?

(Дорога с препятствиями: мостик, кустарник, кочки, тропинка под деревьями).

(Подошли к избушке).

Воспитатель – Посмотрите, ребята, избушка стоит, точь-в-точь как в сказке, к нам задам, к лесу передом. Ивашка, а ты помнишь, какие слова нужно сказать, чтобы избушка к нам повернулась?

Нет, забыл.

Воспитатель – Ребята, а вы знаете? Давайте все вместе скажем: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом».

(Появляется Баба-Яга, нюхает).

Человеческим духом пахнет. А, это ты, Ивашка, пожаловал?

Бабушка-Яга, что мне делать? Помоги моему горю.

И не рассказывай, знаю я твою историю, видела в волшебном зеркале все твои проделки.

Я больше не буду, никогда не буду!

Дети – Помоги ему бабушка, подскажи, как от уродства избавится.

Баба-яга – Ну ладно, так и быть, раз уж вы так за него просите – помогу. Но сначала отгадайте мои загадки.

    В каких сказках живет Баба-Яга? («Гуси-лебеди», «Терешечка», «Лягушка царевна»).

    Какие волшебные предметы помогают людям в сказках? (Волшебное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубочек, колечко, гребешок).

Баба-яга – А что это вы так за него переживаете, все помочь хотите?

Воспитатель – А мы, Баба-Яга, всегда стараемся помочь тому, кто попал в беду.

Баба-яга – Ну, так и быть, уговорили. Дам я тебе, Ивашка, волшебный клубок. Он поведет тебя в страну сказок. Только туда ты пойдешь один. И так же, как дети помогли тебе, поможешь тому, кто будет нуждаться в твоей помощи. Но помни, что хорошие дела под силу только человеку с добрым и смелым сердцем.

Воспитатель – Ну что ж, Ивашка, ты иди, а мы будем ждать твоего возвращения.

До свидания, ребята!

До свидания, Ивашка, доброго тебе пути!

В стране сказок.

Клубок катится, Ивашка идет за ним, бормочет: «Доброе сердце, доброе сердце… какое оно? А клубок куда-то катится, ведет меня…

Ой! Кажется кто-то плачет. Кто там?

(Избушка. Поодаль дерево. Под ним плачет заяц.)

Ивашка – О чем ты, заинька, плачешь?

Как же мне, Ивашка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Солнышко пригрело, ее избушка и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

Пойдем, зайчик, я ее выгоню.

Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал, и ты не выгонишь.

Знаешь, зайчик, слышал я, что лиса больно петуха боится, вот петухом-то я и наряжусь. Не сдобровать рыжей.

Воспитатель – Подошли к избушке, Ивашка как закричит!

Воспитатель – А лиса испугалась, говорит:

Одеваюсь…

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!

Шубу надеваю…

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Воспитатель – Она и выскочила из избушки, в лес убежала.

Заяц – спасибо, Ивашка! Ты очень добрый мальчик!

Ивашка – Вот меня добрым назвали, первый раз за всю мою жизнь. А клубочек все дальше катится.

Что-то мне холодно стало, ветром ледяным дохнуло. Куда же клубочек меня завел.

(Сказка «Морозко»).

Ой, девочка, здравствуй!

Здравствуй, Ивашка!

Как ты сюда попала?

Послала меня мачеха за водой, а ведерко на беду упало в колодец. Спустилась я за ним, и попала в царство Мороза Ивановича. Попросил он меня послужить ему. Вот взбила я его снежную перину, чтобы старику спать мягче было, руки мои окостенели, пальчики побелели. А теперь, кушанье пора готовить, ведь Мороз Иванович с минуту на минуту явится. А воды-то у меня нет!

Давай, рукодельница, помогу – принесу тебе воды.

Спасибо, Ивашка, спасибо. Доброе ты дело сделал, теперь уж я Морозу Ивановичу угожу, порадую его вкусным обедом.

До свидания, рукодельница!

До свидания, Ивашка, счастливого тебе пути!

Ивашка – Куда это я теперь попал?

Воспитатель – А попал ты Ивашка в русскую народную сказку «Кот, петух и лиса». Постой, посмотри и послушай.

Лиса – Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

Воспитатель – Петушок слушает, не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороха. Петушок горох склевал, а в окошко все равно не выглядывает, помнит наказ кота.

Лиса – Что это ты, Петя, такой гордый стал? Смотри сколько у меня гороха! Куда же мне его девать?

Воспитатель – Петушок и выглянул, а лиса схватила его и понесла. Испугался петушок, как закричит!

Петушок - Котик-братик, несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!

Воспитатель – Как петушок не звал, не кричал, не услышал его кот, потому что уж очень далеко был от этих мест.

Ивашка – Съест лиса петуха, ой съест. Что же делать? Как петушку помочь? Попробую я… отобью петушка!

Ивашка – Стой лиса! Отпусти, петушка! Не боюсь я тебя хитрая обманщица!

Лиса – Да уж, ладно, забирай своего петуха! Уж и пошутить нельзя!

Ивашка – Пойдем, петушок, я тебя провожу. Что же ты, Петя, кота не послушался? Ведь вот за это и попал в беду!

Петушок – Спасибо, Ивашка, я больше никогда не буду слушать рыжую плутовку. Если бы не ты – съела бы она меня.

Воспитатель – С тех пор петушок с котом живут в лесу дружно, да ладно. Ивашку добром поминают!

(Сказка «Гуси-лебеди»).

Ивашка – Кажется кто-то бежит.

Девочка – Быстрей, быстрей, Ванечка, а то догонят нас гуси-лебеди. Где же спрятаться? Вон яблонька: «Яблонька, матушка, спрячь нас!»

Воспитатель – А яблонька в ответ: «Собери мои лесные яблочки, тогда спрячу».

Девочка – Ой, как много яблок, не успею, догонят нас гуси-лебеди.

Ивашка – Девочка, давай я тебе помогу собрать яблочки.

(Собирают вместе яблоки в корзину).

Воспитатель – Яблонька заслонила детей ветвями, прикрыла листьями. Гуси-лебеди не увидели детей, пролетели мимо.

Девочка – Спасибо, Ивашка, за помощь. Если бы не ты – унесли бы гуси-лебеди братца. Никогда не забуду твой доброты!

Ивашка – Бегите быстрей домой. Скоро родители вернутся с работы. Волноваться будут.

(Сказка «Снегурушка и лиса»).

(Ивашка присел на пенечек и говорит: «Ох, устал я. Столько всего увидел! По дому сильно соскучился»).

Воспитатель – И привел клубочек Ивашку в сказку «Снегурочка и лиса».

Снегурушка – Ау! Ау! Снегурушка, ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки была внучка Снегурушка.

Ее подружки в лес заманили,

Заманили – покинули!

Ивашка – О чем ты, Снегурушка, плачешь?

Снегурушка – Как мне, Ивашка, не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманили и покинули.

Ивашка – Сойди, Снегурушка, с дерева, я тебя домой отведу.

(Идут до домика, стучат).

Дед – Кто там?

Ивашка – Это я, Ивашка, привел вашу внучку, Снегурушку.

(Выбегают дед и баба, обнимают внучку).

Дед – Ах ты, милый Ивашка!

Баба – Дорогой Ивашка!

Дед – Где нам тебя помадить?

Баба – Чем нам тебя угостить?

Ивашка – Спасибо за приглашение. Только я тороплюсь очень. Домой мне пора. Заждались меня мама и папа.

Дед, Баба, Снегурушка – До свидания, Ивашка!

Дед – Спасибо тебе большое за нашу внучку!

Дед, Баба, Снегурушка – Доброго тебе пути!

Воспитатель – Идет Ивашка, а клубок ему дорогу показывает. Прямо к избушке Бабы-Яги привел. А Бабушка-Яга его уже ожидает.

Баба-Яга – Вернулся, Ивашка! Трудный ты проделал путь и выдержал испытание. Душа-то у тебя все таки добрая. Многим ты помог в беде, и от этого сам стал лучше.

(Ивашка смотрит в зеркало и говорит грустно: «Баба-Яга, ну ведь я все такой же грязный! Неужели я никогда не отмоюсь?»)

Баба-Яга – Не расстраивайся, Ивашка, простила тебя волшебница. За твои добрые дела простила. Иди, умойся и грязь с твоего лица сойдет.

(Пока Ивашка умывается, Баба-Яга обращается к детям).

Баба-Яга – 1. Ребята, а вы помните, за что был наказан Ивашка? (Помним. За плохие поступки, за то, что обижал всех, никому не помогал).

2. А как вы думаете, почему волшебница простила Ивашку? (Ивашка всем помогал, делал добрые дела, стал хорошим, добрым, смелым).

(Выходит Ивашка: «Ребята, посмотрите на меня, я изменился?»).

Дети – Да, ты стал чистым!

Ивашка – Я стал таким, каким был прежде. Но не совсем таким. Я многое понял. Никогда не буду совершать плохие поступки! Всегда буду добрым, смелым, отзывчивым.

Баба-Яга – И всегда помни – худо тому, кто добра не делал никому.

Ивашка – До свидания, ребята!

Дети – Счастливого пути, Ивашка!

Конспект занятия на тему «Русская матрешка» .

Программное содержание:

    воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки;

    развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром;

    развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое;

    развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещении его на предложенной форме.

Материалы для занятия: разные матрешки, иллюстрации с их изображением; белая и цветная бумага, гофрированная бумага, клей, кисточки, клеенки, салфетки, фломастеры.

Ход занятия.

I. Загадка: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка... (Матрешка)

II. Рассматривание матрешек и рассказ.

Первых матрешек сделали более ста лет назад. Деревянная матрешка была похожа на простую деревянную девочку. В большой семье кукол одна меньше другой. Прошло много лет, а матрешка остается по- прежнему любимой игрушкой детей.

Раньше матрешек вырезали из дерева вручную, затем обмазывали слоем глины и покрывали льняным маслом. После того как матрешку хорошо просушивали, мастер наносил узор на игрушку: одних «одевали» в сарафаны, других- в зимнюю одежду, третьих в узорчатые платки. Каждой кукле рисовали свое лицо, поэтому каждая матрешка имеет разное его выражение: одна улыбается, а другая грустит. И каждая из них держит что- нибудь в руках: букет цветов, расписной платочек и т. д.

Хороши матрешки. Ни в одной другой стране мира не делают таких игрушек, поэтому матрешка- символ России, всего русского. 111 .Физкультминутка «Мельница» . (Приложение 1) Г/.Последовательность выполнения работы.

    вырезать матрешку по контуру;

    выбрать способ выполнения аппликации: украсить сарафан вырезанными из цветной бумаги узорами; использовать способ обрывания; гофрированную бумагу;

Дорисовать лицо матрешки. V. Анализ работ.

VI.Итог занятия. Чтение книги С. Маршака «Матрешки»

Марина Катакова
Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа)

Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям . Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов , мудрость традиций , воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое . Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа

Ход занятия

1. Приветствие. Здравствуйте, мои ребятки. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Поезжай за моря - океаны,

Надо всею землёй пролети :

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды.

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля.

Каждый день - как подарок нежданный,

Каждый день - и хорош и пригож.

Поезжай за моря-океаны,

Но богаче страны не найдёшь.

Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями . Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину.

2. Слушаем. Приготовьтесь слушать сказ

Про Россию и про нас.

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют .

Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали другу друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царём. И Россия стала большим и сильным государством.

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё в избе было сделано из дерева : и пол, и потолок, и мебель, и даже посуда (Показ слайда) . Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не красна изба углами, а красна изба пирогами.

Без хозяина дом – сирота.

Домом жить – обо всём тужить.

В родном доме и каша гуще.

Печь в старые времена была в доме очень важна. В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу. Она ещё и лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печки – очень редкое явление. (Показ слайда) .

У каждого народа есть свои традиции . Традиция - слово не русское , оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция - это то , что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные . Какие традиции есть у вас в семье ? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.) Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Как в старину отмечали на Руси именины? Раньше если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Считалось, что если имя ребенка выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.

В старые времена был такой обычай у русских людей , коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Показ слайда) .

Ведь говорят в народе : «От скуки бери дело в руки» , а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

-«Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра» ,

- «Дело мастера боится» ,

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» ,

- «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить - только небо коптить.

Русские люди в старину любили встречать гостей.

Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости! Проходите, будьте как дома! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило? В тесноте да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными ? Их придумал русский народ . Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям. (Дети подходят к выставке книг русских народных сказок , называют их героев).

На Руси во все времена было много умельцев. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы . Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили : «Мастер на все руки» , «Мастер – золотые руки» . А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так : «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства» . Как талантлив русский народ ! Из обыкновенного полена мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы. А то и комод смастерят, куда убирали одежду. А какая ж русская изба без скрипа половиц, без разноцветных половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке или вязали своими руками. (Показ слайда) .

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его 23 сентября, в день святых Петра и Павла. Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Осенью кисти рябины срывали и вешали под крышу дома. Рябиновые бусы предохраняли детей от сглаза и порчи. (Показ слайда) .

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит ,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы всегда читали такие слова : «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение». (Показ слайда) .

Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома. А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина, не страшна ему долгая, суровая зима, можно немного отдохнуть и повеселиться. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. (Показ слайда) .

Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа. Люди поздравляли друг друга с окончанием жатвы, благодарили Бога за то, что удалось вовремя и без потерь собрать богатый урожай. На полях специально оставляли несжатыми несколько колосьев, перевязывали их красивой лентой и приговаривали.

Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай.

Хлебушко, расти!

Времечко, лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этим обрядом надеялись вернуть земле е урожайную силу, последнему снятому снопу был особый почет. Его ставили в передний угол, под икону, рядом с хлебом, солью, ему низко кланялись!

Нелегкой ценой доставался выращенный урожай, много людской силы было вложено в него! От зари до зари трудились крестьяне, не жалея ни себя, ни времени, потому что знали : Земля и напоит, земля и накормит, ты только себя для нее не жалей.

14 октября отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Это очень почитаемый праздник в России. Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской , нашей заступницей и помощницей. На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : К Покрову старались утеплить избу. На селе в этот день играли свадьбы. Высыпает деревенский люд полюбоваться молодыми, женихом да невестой. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело позванивают колокольцы, кони лихие, лишь дотронься – вскачь понесут! Очень интересен свадебный обряд на Руси. В центре его находилась невеста. Первую половину свадьбы она должна была плакать, печалиться, прощаясь с подругами, с родителями, с вольной девичьей жизнью. Постепенно на смену грустным, прощальным песням приходили песни веселые, величальные. На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый, кропотливый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

Зазывалы : Эй? честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары,

Всякие разные товары…

Подходите, подходите…

Посмотрите, посмотрите. (Дети берут с изделия народно -прикладного искусства, заранее приготовленные воспитателем.) Расскажите о том, что вы купили на ярмарке. (Рассказы детей о дымковской игрушке, хохломских изделиях, Городецкой росписи и др.) А какое веселье царило на ярмарке! Здесь катались на каруселях, водили хороводы, старались показать свою силу, удаль, смекалку, играли в забавные игры. Ярмарку ждали все и стар и мал. Всем хотелось получить подарок или гостинец с ярмарки. (Показ слайда) .

Скоморох : Все на ярмарку спешите, торопитесь. Приходите без стеснения. Билетов не надо, предъявите хорошее настроение. Я принёс много товару разного, приходите, покупайте. Кому свистульку, кому ложку, кому гребешок, а кому пирожок?

Внимание! Внимание! Народное гуляние !

Торопись, честной народ , Масленица всех зовет!

Пусть каждый здесь поёт частушку

И за то получит сушку или сладкий пирожок,

Приходи скорей, дружок!

Подходите, не стесняйтесь.

Сладостями угощайтесь

Есть традиции , которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился : играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. (Показ слайда) .

Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа . Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны. Продолжается он целую неделю. Каждый день этой недели особенный.

Понедельник – встреча Масленицы. Пекут блины, похожие на солнышко.

Вторник – «Заигрыш» . Строили горки, крепости, вешали качели, делали чучело Масленицы.

Среда – «Лакомка» . Обязательно лакомились блинами.

Четверг - «Широкая Масленица» . Вся еда - блинная. Пекли разноцветные блины (с морковкой, свеклой и крапивой, с гречневой муки) .

Пятница – «Тещины вечерки» . Семья шла на блины к бабушкам.

Суббота – «Золовкины посиделки» - шли в гости к тетям и дядям.

Воскресенье – «Прощеное воскресенье» . Люди в этот день просят друг у друга

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции , связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня . У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или : иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России? (Пшеницу, рожь, разные овощи) . В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия) . Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки) .

А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Картошка, капуста, лук, морковь) . Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша» .

Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу) . А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев) .

В России часто зимой бывает очень холодно, а летом жарко. Какой русский напиток хорошо утоляет жажду? (Квас) . А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали горячий сбитень - это напиток из мёда, он очень хорошо согревал во время мороза.

3. Беседуем.

Мы с вами много говорили о таланте русского народа . В чём же он проявился?

Что русский народ умел делать хорошо ? (Мастерить игрушки из глины, сочинять интересные песни, очень интересные сказки и т. д.)

Ребята, а почему Русь называют деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен) .

Какие на Руси отмечали праздники?

Что такое благовест?

– Ребята, а что вы знаете об этом празднике Покрова Пресвятой Богородицы? (На Покров часто выпадал снежок, по этому говорили : «До обеда осень, а после обеда – зима!» , играли свадьбы)

Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция ? (Праздник Масленица. Это древнейший праздник проводов зимы и встречи солнца и весны).

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили?

Какие добрые дела старались сделать?

Что такое традиция ?

Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции . Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки» , «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры . Я сейчас загадаю загадки :

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят (Горелки)

4. Обобщаем. Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , вспомнили некоторые традиции . И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции , которые достались нам от наших предков.

Родины себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина, Родина, милые края,

Поле васильковое, песня соловья.

Нежностью, радостью светится она,

Родина, Родина на земле одна.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,

5. Играем. А еще в народе говорили : «Кончил дело – гуляй смело» , «Делу время – потехи час!» Давайте и мы с вами немножко отдохнём, поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота» . Дети становятся парами по кругу, лицом друг к другу, соединив и подняв руки как воротца. Двое бегут по кругу между парой детей. Дети, стоящие в парах произносят слова.

Золотые ворота

Пропустите меня

Я и сам пройду

И друзей проведу

На первый раз прощается

Второй раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас.»

Пары опускают руки вниз и кто попался в воротца, тот что – нибудь исполняет, откупается (песня, стих загадка, пляска) .

6. Творим, рисуем, радуемся. Расписывание силуэтов народных игрушек .

7. Прощалочка. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа , о разных русских традициях . Традиций у русского народа очень много . Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят . Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм. Если вам понравилось, и было интересно, тогда расположите силуэты народных игрушек там , где солнышко, если не понравилось, то где тучка.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции».

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
  3. Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
  4. Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
  5. Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
  6. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
  7. Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
  8. Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материалы и оборудование:

ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?

В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).

Что такое семья? (ответы детей).

Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я - Галина Александровна).



Посмотрите на эти картины внимательно.

Что изображено на картинах? (семья)

Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)

Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)

Пословицы о семье.

Воспитатель:

Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).

А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».

Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

  1. Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
  2. Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:

Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Показывает картинку с изображением младенца.

А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.

Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель:

Опуская предметы в воду приговаривали.

Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.

Зерно - Будь всегда сыт.

Монета - Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.

Показывает картинку с изображением праздника.

Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).

Праздников на Руси проводилось много.

Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».

Игра «Петушиный бой»

Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.

Воспитатель:

А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

Игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.

Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.

Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.

Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.

У меня для вас очень интересное задание.

На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.

Творческое задание

Придумывание детьми семейной традиции.

Продуктивная деятельность

А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег - подкову).

Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.

Предлагаю украсить свои обереги - подковы на счастье в свой дом.

Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.

Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.

Подведение итогов

Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

О каких традициях мы напишем финским детям?

Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.

И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».