Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Журнал закаливания для групп детского сада. Закаливающие мероприятия для детей в детском саду Комплексы закаливающих мероприятий в подготовительной группе

Журнал закаливания для групп детского сада. Закаливающие мероприятия для детей в детском саду Комплексы закаливающих мероприятий в подготовительной группе

Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

1. Закаливание солнцем.

Солнце - мощный источник излучения инфракрасных, видимых и ультрафиолетовых лучей. С физической точки зрения все виды лучистой энергии представляют собой электромагнитные колебания и отличаются только длиной волны. Длина волны от инфракрасной части солнечного спектра к ультрафиолетовой постепенно уменьшается.

При закаливании лучистой энергией солнца рассчитывают главным образом на действие ультрафиолетовых лучей.

Ультрафиолетовые лучи являются одним из необходимейших элементов внешней среды, в котором обитает человек. Они оказывают огромное влияние на рост и развитие детского организма. Многочисленные исследования показали, что разумное и планомерное использование солнечного излучения, а также ультрафиолетовых лучей от искусственных источников света ведет к совершенствованию различных физиологических механизмов, тренировке теплорегуляционного аппарата, что помогает организму быстрее приспосабливаться к изменениям внешней среды, в частности к резким температурным и атмосферным колебниям.

Летом наиболее эффективным мероприятием по закаливанию организма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей (несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный - поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

2. Закаливание воздухом.

Закаливание воздухом наиболее доступное средство закаливания, которое подходит для всех детей. Очень ценным закаливающим мероприятием являются воздушные ванны. Под влиянием этих процедур организм ребенка приучается к переменам температуры воздуха, к охлаждению. Систематические раздражения холодным воздухом нервных окончаний кожи ведут к уменьшению их чувствительности и упражнению сосудистой системы, к тренировке теплорегуляторного аппарата. Помимо рефлекторного действия воздуха на нервно-сосудистый аппарат кожи и слизистых оболочек, благотворное влияние оказывается и через органы дыхания.

В механизме действия воздушных ванн лежит также повышенное снабжение организма кислородом, увеличение насыщения им крови, улучшения окислительных процессов. Это осуществляется за счет функциональных возможностей дыхательной и сердечнососудистой системе (углубление дыхания и др.),а так же путем газового обмена через кожу. Научные исследования газообмена показали, что под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, причем величина поглощения растет параллельно увеличению холодовой нагрузки. Улучшается состояние нервной системы ребенка: он становится спокойным, лучше спит и ест.

Во время воздушных ванн существенно изменяются условия теплообмена, значительно увеличивается теплоотдача.

В зависимости от температуры воздуха различают: теплые - от 20 и выше, прохладные - 16-19 и холодные ванны - 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться - ходить или выполнять упражнения.

Воздушный душ как инновационный метод закаливания можно применять в детском саду.

Одной из причин простудных заболеваний детей может быть неустойчивость их к сквознякам. Закаливание детей старше 5 лет с помощью воздушного душа вырабатывает у них устойчивость к сквознякам. Душ - это воздух комнатной температуры, а сквозняк несет воздух пониженной температуры.

Массовый воздушный душ проводится от бытовых настольных или напольных вентиляторов во время проведения физкультурных занятий или игрового часа. Единственное требование - дети не должны находиться постоянно под воздействием воздушной струи. Это достигается либо определенной работой вентилятора, либо проведением игр с активным перемещением детей по комнате, при котором они попадают в зону воздушного душа на короткие промежутки времени.

Так как активные игровые действия или спортивные эстафеты занимают лишь часть времени физкультурного занятия, воздушный душ применяют только во время их проведения.

3. Закаливание водой.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а следовательно и питанию.

Традиционными водными процедурами, которые проводятся в детских садах являются - обтирания, обливания, купание. Помимо традиционных можно использовать специальные методы закаливания водой.

До утренней гимнастики проводится - полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов. Игровое упражнение «Кукушечка» проводится под музыкальное сопровождение. На каждое полоскание используют примерно 1/2 - 1/3 стакана воды. Начальная t° воды 23-28° понижая через каждую неделю на 1-2° и постепенно доводить до комнатной t° воды.

После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

В своей работе после дневного сна мы используем сочетание закаливания стоп прохладной водой с ходьбой босиком по тактильным дорожкам для профилактики плоскостопия. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего возраста в родительских оздоровительных клубах. Однако практически нет научных исследований, свидетельствующих о возможности использования этого вида закаливания.

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Так как хождение босиком является средством закаливания, необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности.

Одной из форм закаливания является хождение босиком, как форма механического и термического точечного массажа стоп, рефлекторно улучшающего деятельность сосудов верхних дыхательных путей.

Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, по хорошо очищенному грунту (гальке, гравию, песку, траве, постепенно увеличивая время с 2-3 мин до 10-12 мин и более. Хождение босиком на участке разрешается при температуре воздуха не менее 20-22°.

Затем детей приучаем ходить босиком и в помещении (вначале в носках) при температуре пола не менее 18°. Начинают с 2-3 мин (перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по полу босиком, увеличивая это время на 1 мин в день и доведя постепенно до продолжительности полного игрового физкультурно-оздоровительного часа.

Метод солевого закаливания (рижский метод) показан всем детям дошкольного возраста. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки. Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь.

Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.

Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды, оно благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Комплексы закаливающих процедур после дневного сна для детей дошкольного возраста

Каждый комплекс проводится в течение месяца и состоит из нескольких этапов. Для создания положительной мотивации пробуждение и выполнение процедур сопровождаются чтением потешек и стихотворений, которые дети постепенно заучивают и затем повторяют вместе с воспитателем.
Из спальни дети босиком проходят по ребристым и массажным дорожкам в групповую комнату. Стоя на ковре, выполняют общеразвивающие упражнения (5 мин.), самомассаж ладоней (стоп) или упражнения для развития мелкой моторики рук (2 мин.), дыхательную гимнастику (2 мин). Комплекс завершается водными процедурами.

Зайчики и белочки
Сентябрь
Пробуждение.
Улетели сны в окошко,
Убежали по дорожке.
Зайцы, белочки проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Звери, глазки открывайте
И зарядку начинайте.

Зайчики и белочки.
Мальчики и девочки,
Стройся по порядку,
Начинай зарядку!
Носик вверх - это раз,
Хвостик вниз - это два,
Лапки шире - три, четыре.
Прыгнем выше - это пять.
Все спортивные команды
Мы умеем выполнять!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Зайчишки-шалунишки». Чередование прыжков, бега, ходьбы (1 мин.).
2. «Цепкие лапки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-3 - вытянуть руки вперед, повернуть ладонями вверх, сжать кулаки; 4 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
3. «Крепкие лапки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям, сказать «крепкие»; 3 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
4. «Веселые белочки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки полочкой перед грудью. 1-2 - два наклона вправо; 3-4 - два наклона влево; 5 - вернуться в и.п. (5 раз).
Самомассаж. Прокатывание шишек между ладонями (тыльными сторонами рук, пальцами).
Дыхательная гимнастика «Хорошо в лесу».
И.п.: о.с. 1 - руки в сторо¬ны, глубокий вдох носом; 2-5 - на выдохе произнести «хо-ро-шо в ле-су»; 6 - вернуться в и.п. (5 раз).
Водные процедуры.
В речке чистая водица.
Зайцы, белки, ну-ка мыться!
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.

Мы - спортсмены
Октябрь
Пробуждение.
Когда мы просыпаемся,
То подрасти стараемся.
Облака рукой достанем
И немного выше станем!
Ходьба по ребристым и массажным до¬рожкам; комбинированный бег.
Мы стараемся, стараемся,
Физкультурой занимаемся!
Пусть будут руки крепкими,
Пусть будут ноги сильными!
Мы будем все здоровыми,
Веселыми, спортивными!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Болельщики». И.п.: о.с. 1 - руки на пояс; 2 - руки вперед, хлопнуть; 3 - вернуться в и.п. (5 раз).
2. «Пловцы». И.п.: о.с. 1 - руки в стороны; 2 - руки за голову, пошевелить пальца¬ми; 3 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
3. «Футболисты». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1 - поднять правую ногу; 2 - согнуть ее в колене; 3 - вернуться в и.п.; 4-6 - то же левой ногой (по 4-6 раз).
4. «Штангисты». И.п.: о.с. 1 - присесть, сжать кулаки, прижать их к плечам; 2 - встать, вытянуть руки вверх; 3 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
Самомассаж. Прокатывание теннисных мячиков стопой правой (затем левой) ноги.
Дыхательная гимнастика «Лыжники».
И.п.: о.с. 1-4 - стоя на месте, имитировать движения рук лыжника; 5 -развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 6-8 - вернуться в и.п., медленный выдох ртом (5-6 раз).
Водные процедуры.
Воду любят все спортсмены:
И штангисты, и яхтсмены,
Хоккеисты и пловцы,
И гимнасты, и гребцы.
Будем спортом заниматься,
А потом в воде плескаться.
Веселый зоопарк

Ноябрь
Пробуждение.
Под сосной лежит не шишка.
Это спит малютка-мишка.
Мишка, глазки открывай,
День с зарядки начинай!
Мишка на бок повернулся,
Потянулся и проснулся.
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Зайка по полю бежал,
В огород забежал.
Там морковка растет,
Там капуста растет.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Слоны». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок за головой (уши слона). 1-2 - соединить локти; 3-4 - маршировать на месте; 5 - наклониться вперед, произнося «у-у-у»; 6 - вернуться в и.п. (5 раз).

2. «Лисички». И.п.: стоя, ноги вместе, ладони прижаты к груди. Выполнять прыжки влево-вправо на двух ногах (10-12 раз).
3. «Питон». И.п.: сидя на пятках, руки на коленях. 1-4 - встать на колени, прогнуться влево-вправо, назад-вперед; 5 - вернуться в и.п. (5 раз).
4. «Тюлень». И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги на ширине плеч. Выполнять перекаты туловища влево-вправо (5 раз).
Самомассаж. Прокатывание грецких орехов между ладонями.
Дыхательная гимнастика «Птицы».
И.п.: о.с. 1 - сделать глубокий вдох; 2-6 - наклониться вперед, мед¬ленно выдыхая, выполнять махи руками-крыльями; вернуться в и.п. (5 раз).
Водные процедуры.
Звери все по распорядку
Утром делают зарядку.
А потом - на водопой,
Все равно с какой водой:
Из ручья, или из речки,
Или просто с дождевой.

Валенки, валенки
Декабрь
Пробуждение.
Солнце глянуло в кроватки -
Делать вам пора зарядку.
Пусть подушка спит одна.
Вам, ребята, не до сна.
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
По снегу детки маленькие
Ходят в теплых валенках.
Валенки хорошие,
С черными галошами.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Ручками похлопаем, ножками потопаем». И.п.: о.с. Хлопать в ладоши, одновременно топая ногами (12-15 раз).
2. «Новые валенки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - коснуться рука¬ми пальцев ног, сказать «ва-лен-ки»; 3 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
3. «Посмотрите: валенки!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - выставить правую ногу вперед на пятку; 2 - вернуться в и.п.; 3-4 - то же другой но-гой (по 5-6 раз).
4. «В валенках не холодно». И.п.: о.с. Выполнять прыжки в чередовании с ходьбой.
Дыхательная гимнастика «Хороши валенки».
И.п.: о.с. 1-2 - поднять руки через стороны вверх, глубокий вдох но¬сом; 3-8 - на выдохе произнести «хо-ро-ши ва-лен-ки», вернуться в и.п. (5-6 раз).
Самомассаж. Прокатывание теннисных мячиков (снежков) между ладонями.
Водные процедуры.
Как свежа и прохладна вода!
Любим в ней мы плескаться всегда.

Елочка
Январь
Пробуждение.
Сладко спит под снегом елка.
- Эй, зеленая иголка,
Не пора ли просыпаться
И на праздник отправляться?
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Наша елка зелена, и нарядна, и стройна.
Всех друзей и всех подруг
Приглашает елка в круг.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Колючие иголочки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спи¬ной. 1-3 - вытянуть руки вперед, пошевелить пальцами, произнести «колючие»; 4 -вернуться в и.п. (6 раз).
2. «Кто сидит под елкой?». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклониться вперед; 2 - руки вытянуть перед собой; 3 - развести руки в стороны; 4 - вернуться в и.п. (6 раз).
3. «Спрячемся под елкой». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1-4 - присесть, опустить голову, руками обхватить колени, произнести «спрятались»; 5 - вернуться в и.п. (6 раз).
Дыхательная гимнастика «Чем пахнет елка?».
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 3-8 - вернуться в и.п., на выдохе произнести «ел-ка пах-нет смол-кой» (5 раз).
Самомассаж. Прокатывание шишек между ладонями.
Водные процедуры.
К елке, дети, подходите,
Мыло хвойное берите,
Чисто-чисто умывайтесь
Да посуше вытирайтесь.

Храбрые солдаты
Февраль
Пробуждение.
Трубит горнист, поет труба.
Довольно спать! Вставать пора!
У солдат по распорядку
После сна всегда зарядка.
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Мы уверенно шагаем,
Мы усталости не знаем.
Мы отважны и храбры,
Нам преграды не страшны!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Мы сильны!». И.п.: ноги на ширине плеч, пальцы рук сцеплены в замок над головой. 1-4 - наклонить туловище влево-вправо, вперед-назад; 5 - вернуться в и.п. (5 раз).
2. «Мы ловки!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - присесть с упором на левую (правую) ногу, правую (левую) ногу вытянуть вперед; 3-4 - вернуться в и.п. (по 4 раза).
3. «Мы быстры!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Бег, высоко поднимая колени (1 мин.).
Дыхательная гимнастика «Мы храбры!».
И.п.: о.с. 1 - развести руки в стороны, глубокий вдох носом; 2-3 - за¬держать дыхание; 4-8 - вернуться в и.п., медленный выдох ртом (5-6 раз).
Самомассаж. Прокатывание шишек между ладонями.
Водные процедуры.
Мы, солдаты, любим мыться,
Не боимся простудиться.
Нам прохладная вода -
Это радость, не беда.

Мамины помощники
Март
Пробуждение.
Дети просыпаются,
Маме улыбаются,
Добрые слова ей говорят.
Сами умываются,
Сами одеваются
И ее порадовать хотят.

Малыши - и сын, и дочь
Рады мамочке помочь.
И не только в мамин день
Потрудиться им не лень!
Общеразвивающие упражнения.
1. «Стираем». И.п.: о.с. 1 - наклониться; 2 - потереть ладонь о ладонь; 3 - выполнить руками маховые движения вправо-влево; 4 - выпрямиться, вытянуть руки вверх; 5 - вернуться в и.п. (6 раз).
2. «Моем пол». И.п.: о.с. 1 - наклониться, коснуться руками пола; 2-3 - потянуться руками вправо-влево; 4 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
3. «Гладим белье». И.п.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью, пальцы сцеплены в замок. 1 - руки вытянуть вперед; 2 - вернуться в и.п. (6-8 раз).
4. «Убираем игрушки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. 1 - присесть, коснуться правой (левой) рукой пола; 2 - вернуться в и.п. (по 6 раз).
Дыхательная гимнастика «Мама спит, она устала».
И.п.: о.с. 1 - поднять руки вверх, глубокий вдох носом; 2-7 - медленно наклониться вперед, коснуться руками пола, на выдохе произнести «тс-с-с-с-с»; 8 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
Самомассаж. Сбор мелких предметов пальцами ног.
Водные процедуры.
Устали трудиться?
Грустить не годится.
Чтобы взбодриться,
Прохладной водицей
Пора нам умыться.

Подснежники
Апрель
Пробуждение.
Растаял снег на кочке.
Кому ж весну встречать?
Эй, первые цветочки,
Вам пора вставать!
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Подснежники весенние.
Листочки расправляйте,
Головки поднимайте,
К солнцу потянитесь.
Детям улыбнитесь.
Общеразвивающие упражнения.
1. «К солнцу тянутся цветы». И.п.: о.с. 1-4 - поднять голову, руки к плечам, вперед, вверх; 5 - вернуться в и.п. (6 раз).
2. «Сильный ветер». И.п.: ноги на ширине плеч руки на поясе. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - выпрямиться, поднять руки вверх, потянуться; 3 - вернуться в и.п. (6 раз).
3. «Мягкие травинки». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 - присесть, коснуться пальцами рук пола; 2 - вернуться в и.п. (6 раз).
4. «Проснулись насекомые». И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Чередование прыжков и ходьбы с высоким подниманием коленей (1 мин.).
Дыхательная гимнастика «Чем пахнут цветы?».
И.п.: о.с. 1 - глубокий вдох носом; 2-5 - на выдохе произнести «пах-нут мё-дом»; 6 - вернуться в и.п. (5 раз).
Самомассаж. Прокатывание теннисных шариков между ладонями.
Водные процедуры.
Как подснежник закалялся?
Холодов он не боятся.
Из-под снега появился.
Ледяной водой умылся.

Бабочки
Май
Пробуждение.
Светит солнце ярко,
На лужайке жарко.
Бабочки проснулись,
Сладко потянулись.
Ходьба по ребристым и массажным дорожкам; комбинированный бег.
Над цветочною поляной
Кружит пестрый хоровод.
Это бабочки-летуньи
Ждали лета целый год.
Общеразвивающие упражнения.
1. «Расправляем крылья». И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 - соединить локти перед собой, вернуться в и.п. (5-6 раз).
2. «Отрываемся от земли». И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнять одновременно махи руками и прыжки (30 сек.).
3. «Перелетаем с цветка на цветок». Бегать, выполняя махи руками. По сигналу остановиться и присесть на корточки (1 мин.).
4. «Собираем нектар». И.п.: о.с. 1 - наклониться вперед, руки отвести назад; 2 - вернуться в и.п. (5-6 раз).
Дыхательная гимнастика «Сладкий аромат цветов».
И.п.: о.с. 1 - руки отвести в стороны; 2 - глубокий вдох носом; 3-6 - наклониться вперед, медленный выдох ртом; вернуться в и.п. (5-6 раз).
Самомассаж. Прокатывание каштанов между ладонями.
Водные процедуры.
Бабочка-красавица,
Чтобы всем понравиться.
На травинку опустилась,
Свежею росой умылась.

Картотека закаливающих процедур в детском саду.

Описание материала: Предлагаю вам картотеку закаливающих процедур для детей в детском саду. Данный материал будет полезен воспитателям, медсестре д/с, родителям.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Обширное умывание

для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;
на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
на счет "5" - обтираем лицо и уши.
По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.
Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:
- ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
- ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
- ходьба по сухому коврику;
- ходьба по "Дорожке Здоровья".
Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
При сочетание воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Гигиенический душ

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.
Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.
Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому прежде всего нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы.Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7 . Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9 . Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего
пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Закаливание воздухом

Проветривание помещений
Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:
· С 1 до 3 лет - +20оС
· С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС
Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).
Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.
Прогулки – способ закаливания воздухом
Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).
Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку. Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 18 «Рябинка» г. Вольска Саратовской области».

ЖУРНАЛ

ЗАКАЛИВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

…………………………..…….. ГРУППЫ

НА …………………….. УЧЕБНЫЙ ГОД

Начат____________20___ г.

Окончен _________20___ г.

СОДЕРЖАНИЕ

С

1

Антропометрические данные с группой здоровья.

2

Методики закаливания;

3

Список детей для общего закаливания;

4

Список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.)

5

Схема закаливания по временам года.

6

Учёт закаливания по временам года.

Условные обозначения:

    закаляющиеся дети – «+»;

    болеющие дети – «б»;( после больничного (закаливание не проводится 10 дней)

    дети, находящиеся в отпуске – «о»;

    медотводы – «м».

Если ребёнок из первой группы болел тяжело или долго, после выхода с больничного закаливание для него проводится с повышением температуры воды на 2-3˚ (по сравнению с той, в которой на момент его выхода после болезни закаляются дети данной группы) в течение 3-4 дней, затем он получает те же процедуры, что и вся группа.

Если ребёнок болел недолго и нетяжело, он сразу же подключается к основной группе.

Для детей ДЧБ закаливание назначает и консультирует педиатр.

В графе «Примечание» старшая медсестра или врач пишет диагноз и продолжительность медотвода, отмечает время перевода детей из ослабленной группы в основную и наоборот под личную подпись.

Медицинские отводы от закаливания

    ангина фолекулярная – 2 недели;

    острый бронхит – 2 недели;

    пневмония – 2 недели;

    гнойный отит – 1 неделя;

    скарлатина – 3 недели;

    болезнь Боткина – 3 недели;

    острый нефрит – 3-4 недели;

    тонзиллит – 2 недели

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ С ГРУППОЙ ЗДОРОВЬЯ.

При проведении закаливающих процедур в дошкольном учреждении всех детей по состоянию здоровья делят на три группы:

1 – здоровые дети;

2 – дети, с которыми закаливание проводится ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, другим простудным заболеваниям;

3 – дети, которым закаливающие мероприятия в условиях детского сада противопоказаны:

имеющие острые хронические воспалительные процессы;

с пороком сердца;

страдающие желудочно-кишечными заболеваниями.

МЕТОДИКИ ЗАКАЛИВАНИЯ

Воздушное закаливание

Воздушное – закаливание воздухом.

Температура воздуха в группах должна быть:

    до 3-х лет – 22˚С;

    3 – 4 года – 21˚С;

    5 – 7 лет – 20-18˚С.

Детей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание доводят до 16˚С и прекращают.

Воздушные ванны

С детьми до года принимают воздушные ванны через 30-40 минут после еды, с детьми старше года – через 1-1,5 часа.

Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают (одежде – майка, трусы, мягкая обувь) закаливание в одежде и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком.

Начинают принимать воздушные ванны с 1-2 минут, постепенно увеличивают до 15-40 минут. Температура воздуха снижается через 3-4 дня. Для детей до 1,5 лет - доводится до 20˚С, от 2 до 7 лет – 14-15˚С.

Воздушное закаливание на 2-3 недели предшествует водным закаливающим процедурам.

Йодо – солевое закаливание

Оборудование :

    2 таза;

    2 одеяла;

    ребристая доска или резиновый коврик с шипами;

    дуга для подлезания.

Раствор :

3% настойка йода, соль.

Расчёт: на 5 литров воды – 200г. соли, 10г. йода. Температура воды для ослабленных групп детей - 36˚С.

Методика проведения :

Температура воздуха в помещении не выше 20

После пробуждения в постели под контролем воспитателя дети выполняют 3-4 дыхательных упражнения. Затем под дугой ребёнок босиком выполняет подлезание, затем ходьба по ребристой доске или резиновому коврику с шипами. После этого ребёнок выполняет несколько прыжков по смоченному в растворе соли и йода одеялу. Затем проходит по сухому одеялу и вытирает ноги.

Вначале процедуру выполняют ослабленные дети (температура воды – 36˚С), затем здоровые дети (температура воды – 20˚С). Каждые 5-7 минут одеяла смачивают раствором.

Контрастное закаливание

Температура воздуха в помещении:

1 – 3 года - 20˚С;

3 – 7 лет -18 - 20˚С.

Температура воды для подгрупп детей:

    здоровые дети – 38, 18, 38, 18 (заканчивать прохладной водой);

    часто болеющие дети и дети, вновь поступившие, - 38, 28,38 (заканчивать тёплой водой).

Оборудование :

    2 двадцатилитровых бака;

    2 пол-литровые кружки;

    стул для ребёнка при обливании;

    скамейка для растирания ног;

    одеяло, покрытое простынёй на полу.

Методика проведения :

Ребёнок встаёт на колени на стул. Воспитатель двумя кружками одновременно обливает обе стороны в течение 8 секунд тёплой и 4-х секунд прохладной водой.

Обливание стопы начинают с пятки, захватывая голень на 10-12см.

Растирание ног:

    сложить вчетверо полотенце до обливания;

    стоя поставить ногу на носок на скамейку, начать растирать с пятки постепенно переходя на всю ступню до лёгкого покраснения.

Контрастное обливание проводится круглый год.

Интенсивное закаливание

Интенсивное закаливание – это кратковременное интенсивное воздействие холодом при местных закаливающих мероприятиях

Методика проведения :

Перед дневным сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек и более (в зависимости от желания ребёнка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простынёй, и ложатся в постель. Дети, не желающие вставать в таз с водой или имеющие противопоказания, не делают этого.

Температура воды изменяется по сезонам года от 13-18˚С в тёплое время года и до 6-10˚С в холодное время года.

С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор марганцево-кислого калия (розового цвета).

Метод разработан НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи

Источник: Дошкольное воспитание 1993, №2.

Обливание тела

Оборудование :

    бак с водой;

    лейка;

    деревянная подставка;

    полотенца на каждого ребёнка.

Температура воздуха для детей:

    от 2-х лет - 22˚ - конечная - 20˚;

    с 2-3 лет - 22˚ - конечная - 20˚;

    с 4-7 лет - 22˚ - конечная – 19-18˚;

Температура воды:

    до 3-х лет - 35˚ - заканчивают 28-26˚;

    с 3-4 лет – 35-34 - заканчивают 24˚;

    с 5-7 лет 34-33 - заканчивают 22˚.

Методика проведения :

Ребёнок встаёт на деревянную подставку. Воспитатель держит лейку на 6 – 8см выше ребёнка и льёт воду на плечи, грудь, спину ребёнка (1,5 – 2 литра). Процедура длится с 15 до 35-40 секунд. Заканчивается растиранием тела махровым полотенцем.

В тетради отмечается температура воздуха и воды.

Обтирание

Перед влажным обтиранием проводят 1-2 недели сухое местное и общее обтирание.

Оборудование :

    таз с водой;

    варежки каждому ребёнку;

    полотенца каждому ребёнку.

Методика проведения :

Воспитатель раздаёт детям влажные варежки.

Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперёд ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз.

Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз.

Те же движения повторяют другой рукой.

Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз.

Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз.

По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребёнку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины – 5 раз.

Круговыми движениями растирают спину – 10 раз.

Берут полотенце и растирают тело до покраснения.

Температура воды для обтирания:

    зимой: начальная - 30˚, предельная - 22˚;

    летом: начальная - 28˚, предельная - 18˚.

Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня.

Обработка варежек :

в 1% раствор хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке.

Чесночное полоскание горла

Цель:

    профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта,

    профилактика ОРЗ.

Чесночное полоскание горла применяется как лекарственное средство (известное в народе со времён Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ и ОРВИ.

Из расчёта 1 зубчик на стакан воды делается раствор. Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно закапать в нос (если необходимо). Использовать раствор в течение 2 часов с начала приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Рижский метод закаливания На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо. Начиная со 2 года обучения, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Обширное умывание. Ребёнок должен: Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз». Намочить обе ладошки и умыть лицо. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо. Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. Сон без маек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Ножные ванны - очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33-35°, зимой - 35-36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22-24° и ниже. Продолжительность процедуры 1-3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза. Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общее обливание - более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9-10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний. Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом - 33-35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3-5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2-3 лет - до 25° и ниже. Обтирание - наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.

Обливание - прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30-32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22-20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° - для 6-7-летних

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет - горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день - утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.

Самомассаж «Петушок» Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о друга. Начинается игра! Красим крылья и живот, поглаживать ладонями руки, живот, грудь, поясницу, ноги, Красим грудочку и хвост, голову. Красим спину, Красим ножки, Красим гребешок немножко. Вот какой стал петушок, поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться, Ярко – красный гребешок. Сделать несколько полуоборотов влево – вправо.

Массаж биологически активных точек «Солнышко» Солнце утром рано встало, поднять руки вверх, потянуться, делая руками Всех детишек приласкало. «фонарики». Гладит грудку, массировать «дорожку» на груди снизу вверх. Гладит шейку, поглаживать шею большими пальцами сверху вниз. Гладит носик, кулачками растирать крылья носа. Гладит лоб, проводить пальцами по лбу от середины к вискам. Гладит ушки, растирать ладонями уши. Гладит ручки, растирать ладони. Загорают дети. Вот. Поднять руки вверх.

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболейка» Чтобы горло не болело, поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху Мы погладим его смело. вниз. Чтоб не кашлять, не чихать, указательными пальцами растирать крылья носа. Надо носик растирать. Лоб мы тоже разотрем, прикладывать ко лбу ладони «козырьком» Ладошку держим козырьком. И растирать лоб движениями в стороны. Вилку пальчиками сделай, разжать указательные и средние пальцы, Массируй ушки ты умело. Растирать пальцами точки за и перед ушами. Знаем, знаем – да-да-да! Потирать ладони друг о друга. Нам простуда не страшна.

Интенсивный метод закаливания высокими температурами (испарительное закаливание по К.В.Плеханову) Для проведения процедуры нужно взять салфетку, намочить ее в воде температурой 40 С, а затем обтереть тело ребенка. Начинать горячее обтирание можно не сразу всего тела, а с рук до локтей, плеч, далее увеличивая площадь обтирания, постепенно захватывая грудь, живот, спину и ноги. Вначале после процедуры мы обтираем ребенка сухим полотенцем, в дальнейшем он может походить и не вытираясь. Оптимальная продолжительность процедуры 3-3,5 мин.

Ходьба босиком. Учитывая высокую рефлекторную связь между холодовыми рецепторами стопы и слизистой верхних дыхательных путей, хождение босиком является действенным методом повышения устойчивости организма к воздействию низких температур. Одновременно данная процедура способствует укреплению связок и правильному формированию свода стопы. Начинать следует при температуре пола 18 С. Особо чувствительным детям можно ходить в носках в течении 3-5 дней, затем босиком по 3-4 мин. В день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 15-20мин. Хорошо закаленные дети могут ходить босиком постоянно. Гигиена. После купания ребенка обливают водой контрастной температуры (на 1-2 С ниже, чем температура в ванне). После этого ребенка насухо вытирают.

Игра с водой может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Следует помнить, что кисти рук (так же как и стопы) являются важными зонами-теплообменниками: через эти области отводится 70% тепла. При играх с водой ее температура не должна быть ниже 28 С. Наблюдая за реакциями детей, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, переохлаждения организма.

Методика контрастных ножных ванн. Необходимо налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполняют водой температурой 37-33 С, а другой- на 3-4 градуса ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют. Далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20 С. Процедура контрастных ножных ванн состоит в следующем. Ребенок попеременно на 1-2 мин погружает ноги в таз с горячей водой, а затем на 5-10мин – с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в таз с холодной водой. Количество попеременного погружения в первые процедуры составляет 3-4 раза. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой возрастает постепенно до 15-30 сек. Увеличивают и количествопопеременных погружений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи.

Полоскание горла прохладной водой . На первом году обучения ребенок набрав в рот воды и закинув назад голову, произносит звук «а-а-а». У детей старшего возраста, умеющих полоскать горло, можно постепенно снижать температуру воды каждые 3-4 дня на 1 градус и довести ее до 8-10 С.

Самомассаж от простуды (автор А.М. Уманская) Самомассаж делать несложно. Слегка следует надавить на точку и делать круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Для профилактики респираторных заболеваний этот массаж следует делать 3 раза в день, а в случае заболевания для лечения можно воспользоваться самомассажем активных точек каждые 40 мин. 1-я зона расположена на грудине. Массаж этой зоны ведет к улучшению кровообращения и иннервации костного мозга, пищевода, трахеи, бронхов, легких. 2-я зона связана с вилочковой железой. Эту точку полезно массировать для профилактики ОРЗ. Она регулирует защитные свойства организма, повышает иммунитет к простудным заболеваниям. 3-я зона – место разделения сонных артерий на наружную и внутреннюю ветви. Воздействие на эту зону позволяет регулировать обмен веществ и поддерживать постоянство внутренней среды организма. Эта точка является также надежным контролером химического состава крови. 4-я зона – район первых четырех шейных позвонков, где расположен симпатичный узел (затылочная ямка). Массаж этой зоны важен для нормальной работы головного мозга, сердечно-сосудистой системы. 5-я зона – 7-й шейный позвонок и первый грудной позвонок. Если наклонить вперед голову, то самый выступающий остистый отросток будет принадлежать седьмому шейному позвонку. Массаж этой точки улучшает общее состояние организма, позволяет компенсировать нарушения, связанные с влиянием фактора внешней среды. 6-я зона – область носа и гайморовых пазух. Эта точка наиболее доступна для массажа. Воздействие на эту точку поможет вылечить от насморка, облегчить носовое дыхание. Массаж этой точки способствует улучшению кровоснабжения слизистой оболочки носа и гайморовых пазух. Кроме того, регулярная акупрессура этой зоны стимулирует организм на выработку биологически активных антивирусных веществ, которые мы обычно пытаемся заменить лекарствами. 7-я зона – надбровные дуги ближе к переносице. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение и иннервацию лобных отделов мозга, а также глаз, что в свою очередь снимает головную боль и боли в глазах. 8-я зона – у самой ушной раковины. Массаж этой точки обеспечивает хорошее состояние некоторых отделов коры головного мозга, вестибулярного аппарата и органа слуха. Воздействие на эту точку уменьшит боль в ушах, если они болят. 9-я зона – место смыкания большого пальца руки с внешней поверхностью ладони. Воздействие на эту точку позволяет избавиться от головной боли и насморка. При систематическом применении точечного массажа не только повышается степень закаленности, но, даже если ребенок заболеет, заболевание пройдет в более легкой форме, только массаж нужно делать через каждые 30-40 мин. Если делать точечный массаж ребенку на протяжении года, то, по данным С. Мартынова, его можно избавить от аденоидов и других хронических заболеваний носоглотки. Очень важно, что метод действует только при систематическом применении! Иначе мы дезорганизуем иммунную систему. Метод эффективен в том случае, когда он станет привычкой, как чистка зубов. Одновременно с точечным массажем БАЗ рекомендуется массаж ушей, кистей рук и стоп. Ушные раковины - своеобразная рефлексогенная территория, которая состоит в контакте со всеми без исключения внутренними органами и системами организма. Несколько раз подергать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большим и указательным пальцами. Потереть мочку уха, расположив ее между средним и указательным пальцами. Вставить концы больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений. Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовав легкий хлопок («хлопаем ушками»).

Методика самомассажа по Д. Керни. Быстро потереть друг о друга пальцы ладони в течение 5 сек. Теперь быстро потереть разогретыми, теплыми пальцами щеки вверх-вниз в течение 5 сек. Постучать часто барабанной дробью по макушке головы в течение 5 сек. Сжать руку так, чтобы кулак остался в расслабленном состоянии. Энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья 3 раза. Осторожно надавить на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцем 3 раза. Найти на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажать на артерию, сосчитав до 5. Освободить. Дышать глубоко. Снова нажать и перейти на другую сторону шеи. Большим пальцем нащупать впадину на основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажать, сосчитать до 3, отпустить. Повторить 3 раза.

Массаж рефлекторных зон ног: - сжать кончик большого пальца, затем его подушечку. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;- плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавить его, отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге; - быстро потереть верх ступни рукой; - раскрытой ладонью похлопать ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

Антистрессовый массаж по С.Мартынову : - игровое упражнение «Кошечка» (скребущие движения от шеи, лба и висков по направлению снизу вверх к макушке головы); - «Молоточек» (от шеи, лба и висков снизу вверх к макушке легкими постукивающими движениями расслабленных пальцев); - «Расческа» 9захватить в кулак прядки волос и тянуть их по очереди вверх, натягивая в струну. После каждого натяжения разжимаем кулаки; - «Приятные ладошки» (поглаживание ладонями области затылка и шеи сверху вниз по направлению к позвоночнику и плечам); - «Щипалочка» (пощипать брови кончиками пальцев по направлению от переносицы к вискам); - «Тук-тук, глазки» (постучать кончиками пальцев по поверхности закрытых век по направлению от переносицы к вискам, включая виски); - «Ушки играют» (сгибание ушных раковин вниз, вверх, вперед и их раскручивание); - «Ушкам жарко» (разминание ушных раковин кончиками пальцев, чтобы ушки «горели»); - «Пробочка» (большими пальцами обеих рук заткнуть ушные проходы, нажать и отпустить); - «Шлеп-шлеп» (энергичное пошлепывание ладошками по лицу и щекам); - «Кулачки» (постукивание косточками пальцев, сжатых в кулаки, по скуле от уха до центра подбородка с обеих сторон). Профилактика.

Упражнения для глаз . Обучать пальмингу (снятию напряжения): «День-ночь», «Темно-светло», «Черная кошка», «Сделай, как было», «Глазки уснули». Обучать технике моргания: «Сожмем – разожмем глазки», «Незнайка», «Прятки», «Моргалочка». Обучать технике вращения глаз: «Пол - потолок», «Небо - земля», «Нарисуй глазками круги», «Часики», «Мельница», «Послушные глазки» (вверх-вниз, влево - вправо); игровое упражнение «Бездвижимая голова» (посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы). Обучить работе на тренажере со зрительными метками: - в разных частях группы располагаются яркие предметы; учить быстро поочередно фиксировать взгляд на указанных метках, сочетая движения головы с движениями глаз и туловища; - игровые задания: «Найди шар глазами», «Что лежит на столе», «Что висит высоко?», «Поймай бабочку». Обучить перефокусировке взора: - глаза сначала фокусируются на ближнем предмете, например, книге, затем, на объекте подальше, например, окне, затем еще на более дальнем объекте – дереве, и, наконец. На каком – либо объекте в бесконечности (расстояние свыше 6 м.); -задания «Смотри дальше – смотри ближе», «Расскажи, что далеко, что близко», «Расскажи, что высоко, что низко».

Гимнастика бодрости. Полное дыхание, растирание ушей, резкие движения челюстями, потирание щек, растирание крыльев носа, массирование затылочной части, легкие движения по бровям, движения глазами вправо – влево. Вверх – вниз, массаж лица. Тонизирующий гидромассаж лица. Начать его следует с середины нижней челюсти. При этом ладони наполненные водой, скользят по ее краю, к ушам (на нижней челюсти проецируются ступни, бедро, колени). Затем нужно перейти к умыванию лба – от середины к вискам, далее от основания носа к его кончику (здесь проекция легких, печени, желудка), затем от крыльев носа и углов рта к вискам, ушам и углам нижней челюсти. Повторить 3-4 раза наполнив ладони водой.

Эскимосский массаж. Одна из важных рефлексогенных зон лица – нос. Он связан с желудком, толстой и тонкой кишками, селезенкой, половыми органами, нервной системой. Средним и указательным пальцами нажимают на кончик носа и сплющивают его. Затем сгибают его вправо и влево, вверх и вниз. И в заключении вращают кончик носа 1-2 мин

СПИСОК ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАКАЛИВАНИЯ.

список детей для общего закаливания;

список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.)


СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА

Система закаливания в 1 младшей группе

Система закаливания во 2 младшей группе.

Система закаливания в средней группе.

Система закаливания в старшей группе.

Система закаливания в подготовительной группе.

УЧЁТ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

Примечания (мед.отводы и их сроки)

t воды

t воздуха

ЗАМЕЧАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ЖУРНАЛА

.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 158" Министерства обороны Российской Федерации
Методический материал. ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР ПО СЕЗОНУ подготовила воспитатель – Андреева И.В.
СТАРШАЯ ГРУППА «ЛУЧИК»
Значение закаливания для детского организма.

Закаливание - система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Основные виды закаливания: водные процедуры, воздушные, солнечные ванны.
Один из главных принципов закаливания – систематичность. Она позволяет нервной системе адекватно реагировать на изменение условий внешней среды. Второй принцип – постепенность. Начинать надо со слабого воздействия на организм, постепенно переходя к процедурам более сильным и длительным. Третий принцип – индивидуальный подход к ребенку. Закаливание обязательно должно проходить на фоне положительных эмоций. Чтобы оно не вызывало у ребенка отторжения, можно проводить его в игровой форме, под веселую, задорную музыку.

Четвертый, не менее важный принцип - комплексность закаливания. Закаливание обязательно должно проходить в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями: коррегирующей, дыхательной гимнастикой, фитотерапией.
«Босохождение» - это отличное закаливающие средство для детей, особенно с ослабленным здоровьем. Очень полезно пройтись, пробежаться босиком по полу, по земле, по специально подготовленным дорожкам в физкультурном зале, группе. Босохождение следует начинать в теплое время года, и продолжать в холодное.
Солевое закаливание. Хождение босиком по коврику, пропитанному солевым раствором, является очень эффективным. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве. Солевая дорожка, представляет собой, коврик их холстины длиной 5 метров, пропитанный солевым раствором (на 5 л воды 220 г соли и 5-10 г йода, или 250 г морской йодированной соли). Возможен и другой вариант солевой дорожки: 4 -6 холстяных мешочков шириной 15 см. и длиной 30 см., наполненные морской солью крупного помола, в два слоя, смачивают водой (лучше из пулевилизатора), после использования мешочки необходимо постирать и просушить, по мере таяния соли, мешочки следует пополнять солью.
Процедура закаливания начинается с разогрева стопы. Для этого используют массажеры для стоп, по которым дети проходят босиком. Это могут быть ребристые доски, дорожки из горизонтальных палочек, массажные коврики и т.д. Различные виды ходьбы и бега, включаются в вводную часть занятия. После того, как стопа «разогрета», проводятся упражнения на солевых дорожках, массажных и сухих ковриках, в комплексе с ритмической гимнастикой для мышц плечевого пояса, рук, спины и живота. Для усиления закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой и обливанием стоп прохладной водой.
Обливание стоп производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.
После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.
В нашем детском саду принимаются комплексные меры по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников, вашему вниманию представлены некоторые виды занятий по закаливанию в ДОУ.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

1. Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
2. Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
3. Широко использовать для закаливания и оздоровления нетрадиционное физкультурное оборудование.
4. Ежедневно в утренней гимнастике использовать ритмические движения. 5. Использовать в своей работе динамические, статические дыхательные упражнения.
6. После сна выполнять упражнения для пробуждения.
7. Применять точечный массаж.
8. В весенне-зимний период вводить витаминизацию и фитотерапию.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Первым требованием для проветривания при проведении закаливания детей в детских учреждениях является сочетание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей.
Температура на уровне ребенка от 2 лет до 3 лет +19° - +20о. При такой температуре напряжение процессов терморегуляции у ребенка минимально. Дети должны находиться в 2-слойной одежде:
- у мальчиков: шорты, майка, рубашка;
- у девочек: майка, хлопчатобумажное платье, гольфы; босоножки.
Хождение босиком после сна до 5 минут.
Проводится сквозное проветривание (5-7 мин) в отсутствии детей, температура не должна снижаться ниже +18 градусов.

Занятия по закаливанию всех групп проводимые в течении дня.

Утренний прием детей на воздухе
Утренняя гимнастика на воздухе
Точечный массаж
Облегченная форма одежды
Умывание холодной водой в течение дня
Промывание носа
Сон при открытых форточках
Занятия физкультурой в носках
Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна
Босохождение

Комплекс занятий по закаливанию проводимый после дневного сна.
ЦЕЛЬ: Продолжаем знакомить детей с оздоровительными процедурами, формировать потребность в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, приучать ценить своё здоровье; развиваем образное мышление и воображение; упражнять в различных видах ходьбы по массажным дорожкам, по мокрой и сухой дорожке; закреплять умение правильно выполнять общеразвивающие упражнения; формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое, весёлое настроение.
1. СОН БЕЗ МАЕЧЕК м Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия
2. ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ б
1. Спокойно сделайте вдох, выдох - полным дыханием.
2. Пошевелите пальцами рук и ног.
3. Сожмите пальцы в кулаки.
4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.
5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.
6. Опустите руки.
7. Разотрите ладони до появления тепла.
8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.
9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.
10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.
11. Потяните две ноги вместе.
12. Прогнитесь.
13. Сели.
14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.
15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.
3. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
применяется с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки Точечный массаж + пальчиковая гимнастика Крылья носа разотри – раз, два, три И под носом себе утри – раз, два, три Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять Вытри пот теперь со лба – раз, два Серьги на уши повесь, если есть. Заколкой волосы скрепи – раз, два, три Сзади пуговку найди и застегни Бусы надо примерять, примеряй и надевай. А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку. А сюда браслетики, красивые манжетики. Девочки и мальчики, приготовьте пальчики. Вот как славно потрудились и красиво нарядились Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

4. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА на свежем воздухе так как дыхательная гимнастика обладает превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием, предупреждается развитие острых респираторных заболеваний в хронические, способствует очищению слизистой дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца от микробной флоры, обеспечивает дренаж бронхов. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, что способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ Проводится 2-З раза в день. «Поиграем с носиком»
1. Организационный момент.
«Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
2. Основная часть.
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и - левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поет песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание. 3. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
ььь «Поиграем с носиком»
Подходи ко мне, дружок, ьььььь И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете _____________ покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык. Тише, тише не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.

5. ХОДЬБА (повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и к переохлажденю)
по массажным дорожкам, босиком (разогревание стоп). Ходьба по мокрой и сухой дорожке.
6. ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ
Ребёнок должен:
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

надо стремиться к тому, чтобы закаливание вызывало только положительные эмоции
ИТОГ: Спросить у детей:
- Что мы сейчас делали?
- Вам понравилось?
- Зачем мы это делаем?

ЗАКАЛЯЙСЯ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ

Гимнастика пробуждения

Массаж стоп
Массажные дорожки

Ходьба по мокрой и сухой дорожке
Умывание