Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Чаша из яшмы в эрмитаже. Большая клизма для истории или Колыванская ваза

Чаша из яшмы в эрмитаже. Большая клизма для истории или Колыванская ваза

- (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы - произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже. Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире!
По ссылке можно прочесть краткую официальную историю создания и транспортировки вазы. С момента находки куска яшмы (1815г.) до момента установки изделия (1849г. в Эрмитаже) прошло 34 года! Но это не главное, ниже комментарий специалиста.

В одной из статей прозвучал комментарий специалиста по обработке камня:

Самое уникальное в этой вазе то, что при ее изготовлении комбинировались разные технологии. Недавно знакомый пытался заказать вазу из змеевика на Урале. Она должна была быть 1200 мм высотой и что-то порядка 600ммм в диаметре. Нарисовали эскиз, отправили на предприятия и все отказались. То есть они могли сделать ее сборной, склеить из нескольких заготовок выточенных отдельно, а ему хотелось именно монолит. А так да: платформа вазы - идеальный квадрат, ножка уже вытачивалась при помощи вращения, а как сделали чашу элипсовидной геометрии и как накатали фигурные профили по всей ее нижней части - сегодня станков способных это сделать не существует. Причем при обработке камень подвергается большим нагрузкам и как вся эта конструкция не лопнула - тоже непонятно. По камню такая особенность: чем он красивее, тем неоднороднее его структура и в ней масса трещин. Особо красивые блоки при распиловке на элементарные плиты дают порядка 70% отходов, что тоже закладывается в цену изделия. Вобщем через мои руки в свое время этого камня прошло десятки тон, и вот я смотрю на эту вазу и понимаю, что я - ничего не понимаю))) Причем я даже не знаю никого, кто понимает, как это делалось. Ну вот берем малахитовые колонны внутри Исаакия. Они склеены из маленьких кусочков, а потом отшлифованы и отполированы. Хорошая мастика сейчас для склеивания поверхностей из натурального камня тоже есть, но срок ее службы не превышает десяти лет, а колонны в Исаакие стоят лет двести и не рассыпались!!! Они сделаны из очень тонких пластин, сегодняшнее оборудование нарезать такие не в состоянии и т.д. То есть современный уровень технологий камнеобработки намного ниже, чем был у спецов строивших Питер.

Дело в том, что при обработке камня кромка немного крошится. Именно ради того, чтобы камень крошился как можно меньше - его и режут на большой скорости, у нас раньше станки были с 4-5-тью тысячами оборотов диска в минуту и все равно место отпила не спутать ни с чём. Для сглаживания места скола используются полиэфирные мастики, срок службы которых до 5-7-ми лет в условиях закрытого помещения, но и этот вариант любому, кто работал с камнем бросается в глаза. Ничего подобного на данной чаше нет. Она сделана из цельного куска камня, причём как ее делали - я себе не представляю, несмотря на то, что хорошо знаком с современными технологиями камнеобрабатывающей промышленности.
***

Видео из каирского музея




***

Национальный музей антропологии. Мексика

Некоторые фотографии могут повторяться (были в предыдущих частях). Но здесь представлены в другом ракурсе:


Чем сверлили кварцит?


Как-то не поворачивается язык сказать, что это сделано примитивными средствами: медной трубкой с абразивом. Наверное, многие видели видео, где сторонники официальной истории сверлят вручную в граните отверстия. Умножьте время, ушедшее у них на количество таких сверлений в этом сосуде. Уйдут месяцы ежедневных работ. Плюс шлифовка поверхностей (чем?). Если даже мастер работал за еду, то кто ее выдавал за это изделие? Не слишком ли дорогая цена?


Другое дело, если принять, что изделие изготавливалось в течении нескольких дней машинным способом. Пусть сверлением медной трубкой с песком, но на "станке".


Шпульки для ниток или катушки для намотки провода?


Кварцит

Известный петербургский писатель XIX века Михаил Пыляев в своей книге «Драгоценные камни» писал, что в «Императорском Эрмитаже находится много ваз, чаш, столов и тому подобных вещей, сделанных на Петергофской гранильной фабрике из демидовского малахита, который кроме употребления в России идет в громадном количестве за границу, особенно во Францию и Англию, где из него приготовляют различные украшения».

Писатель не совсем прав: изделия из малахита изготавливали в огромном количестве именно в России, так как в начале XVIII века на Южном Урале были найдены крупнейшие запасы этого минерала, разработка которых продолжалась вплоть до XX века. А вот уже готовые изделия — декоративные гигантские вазы, чаши, как купели, столики, светильники, ларцы, канделябры, чернильные приборы, в том числе украшения для женщин из малахита и других поделочных камней — партиями уходили за границу. Зеленого камня было так много, что им отделали даже колонны Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Зеленый цвет малахиту придает наличие в нем карбоната меди. Горные рабочие хорошо знали, что если находишь малахит, значит, поблизости имеются запасы медных руд.

В 1723 году в Пермской губернии при содействии царского правительства заработал Гумешевский рудник. Там добывались куски до 1500 кг весом. Свою зеленую каменную продукцию стал выпускать другой рудник — Медноруднянский, расположенный недалеко от Нижнего Тагила, где была отрыта уникальная глыба в 25 т. Именно ее части пошли на облицовку малахитового зала Зимнего дворца. В конце XVIII века заработал на полную мощность и Колывановский рудник на Алтае. Но первая гранильная фабрика по обработке минералов появилась в 1721 году на берегу Финского залива, в Петергофе. Она была создана по указу императора Петра I. Ее мастера работали в основном на привозном сырье. Это продолжалось до открытия богатых залежей малахита на Южном Урале.

Три гранильные фабрики — Петергофская, Екатеринбургская и Колывановская — по заказу царствующих лиц, кабинета министров выпускали разного рода изящные поделки, которые предназначались для залов Зимнего дворца, подарков зарубежным монархам и приезжавшим важным сановникам.

Эта работа еще больше активизировалась, когда в 1764 году в Санкт- Петербурге по указу императрицы Екатерины II был создан Императорский музей — Новый Эрмитаж.

Работу мастера-камнерезы вели в так называемой технике «русской мозаики», когда основу изделия составлял другой минерал, более простой, или даже металл. И он покрывался нарезанными тонкими пластинами из малахита толщиной от 3 до 5 мм. При этом рисунок в пластинках подбирался таким образом, чтобы создавалось впечатление монолитности всего изделия. Особенно эффектно малахит выглядел с орнаментальными дополнениями в виде золоченой бронзы — статуэток, гербов, подставок, ручек.

Особой гордостью уральских мастеров-камнерезов является ансамбль, состоящий из двух больших ваз так называемой формы «Медичи» и четырех столешниц, выполненных из малахита. Чертежи были подготовлены архитектором И. И. Гальбергом в Санкт-Петербурге. Сначала их утвердили в кабинете министров, затем отослали в Екатеринбург, где и изготавливался этот заказ для Эрмитажа.

Работа над изделием началась в 1839 году. И продолжалась почти два года. В сентябре 1841 года вазы были закончены.

Везли их в столицу с большими предосторожностями: малахит — материал хрупкий. Высота большой вазы была 182 см, диаметр 146 см.

В это же время стали изготавливать вазы меньшего размера. Их высота достигала примерно полу — метра. Ими украшали кабинеты царствующих лиц и богатых сановников.

Но в конце XIX-начале XX века широкий спрос на изделия уральских камнерезов стал па дать. Это объяснялось не только экономическими и политическими проблемами, но прежде всего истощением запасов малахита.

Огромную каменную чашу, установленную на специальном усиленном фундаменте, можно увидеть в одном из залов Нового Эрмитажа. Это царица ваз или Большая колыванская ваза, выполненная из ревневской яшмы. Данный шедевр также называют Колыванской чашей или царской чашей, что сути дела не меняет. Она считается самой большой чашей в мире, изготовленной из яшмы.

А обязано появление гигантской каменной чаши императору Российской империи Николаю I. Он серьёзно и со знанием дела занимался обустройством дворцового комплекса, расположенного на берегу Невы. При прежних российских правителях посмотреть на уникальные сокровища, собранные в Зимнем дворце, могли только его обитатели и их гости. А вот Николай I решил сделать Эрмитаж доступным для всех людей.

В результате этого появилось здание Нового Эрмитажа, строительство которого закончилось в 1851 году. Это здание стало первым публичным художественным музеем в Российской империи. Не последнее место в нём заняли предметы, изготовленные русскими мастерами-камнерезами.

В то время в империи камнерезных центров насчитывалось три. Это Петергофская шлифовальная фабрика (мельница), созданная ещё при Петре I. Екатеринбургская шлифовальная фабрика, строительство которой датируется 1740 годом. И Колыванская шлифовальная фабрика, организованная на Алтае. Царица ваз была изготовлена именно на последней.

Сделали её из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова. В самом широком месте ваза или чаша составляет в диаметре 5,04 метра. Её высота вместе с пьедесталом достигает 2,57 метра, а вес равен 19 с половиной тонн. У Большой колыванской вазы есть одна особенность: форма у неё овальная. Однако в то время чаши делали, как правило, круглыми или квадратными.

Связано это было со свойствами яшмы. Она твёрдая, но в то же время хрупкая. Сделал что-то не так, и камень сразу дал трещину – весь труд насмарку. С учётом этого, круглые и квадратные формы изготавливать было гораздо легче и безопаснее, чем овальную, так как та требовала ювелирного ручного труда. Но мастеров трудности не испугали, и уникальную огромную вазу они изготовили. А вот в наше время невозможно найти специалистов, способных такую красоту сотворить.

Гора Ревнюха на Алтае

Ту яшму, из которой сделали вазу, взяли на горе Ревнюхе. Назвали гору так из-за зарослей ревеня, обильно растущего на склонах. Но не одним ревенем прославилась гора. В её недрах обнаружили крупные залежи зелено-волнистой яшмы. А вот в других местах такая красивая яшма не встречалась.

На одном из склонов соорудили каменоломню и начали разрабатывать месторождение. Из яшмы стали делать чаши, вазы и отправлять их в Санкт-Петербург. В самой каменоломне куски породы обтёсывали до нужных размеров, а тонкую обработку проводили на Колыванской шлифовальной фабрике. От каменоломни она находилась на расстоянии нескольких десятков километров.

Вся эта работа была тяжёлая. Вначале находили кусок камня нужных размеров, затем вручную спускали к подножию горы, а уж после этого тащили каменную глыбу, которая могла весить несколько сотен кг и даже тонн, на фабрику. Перемещали такую громадину по земле, подкладывая стволы деревьев.

Описание транспортировки и обработки одной такой глыбы сделал начальник Колывано-Воскресенских заводов Пётр Кузьмич Фролов. Это описание было опубликовано в «Сибирском вестнике» в XIX веке. Фролов писал, что большой кусок породы весом 11,5 тонн был найден в 1815 году. Но на фабрику его доставили лишь летом следующего года.

Картина Тарского - транспортировка камня для царицы ваз

Тащили глыбу волоком по земле в течение 8 дней 400 человек. Изготовили чашу по рисункам архитектора Кваренги. Она была тоже овальной формы, как и Большая колыванская ваза, и весила с ножкой 2 тонны 88 кг. Её наибольший диаметр составлял 3 метра, а высота около полутора метров. Изготовление чаши заняло 4 года. В 1820 году её повезли в столицу.

Фролов описал точный путь, по которому чашу доставили в Санкт-Петербург. Вначале почти месяц тянули на лошадях от Барнаула до Екатеринбурга. А это 1900 км. Затем 4 дня тащили до Уткинской пристани на реке Чусовой. Оттуда с середины апреля до середины августа сплавляли по системе рек: Чусовая, Кама, Волга, Обводной канал, Нева. Это был обычный маршрут доставки изделий из камня с Алтая в Санкт-Петербург.

Но вернёмся к царице ваз и проследим её судьбоносный путь с Алтая до здания Нового Эрмитажа в столице Российской империи. В 1819 году в Ревневской каменоломне обнаружили огромную 11-метровую глыбу. Во время обработки она дала трещину и уменьшилась в размерах до 5,6 метра.

Из этого куска породы в 1820 году и решили изготовить вазу для Нового Эрмитажа по рисункам архитектора Мельникова. Тот изобразил её полой внутри, с резьбой по исподу и изящной ножкой внизу. На изготовление макетов и детальных рисунков ушло несколько лет. Лишь в 1829 году начались работы. Руководил ими управляющий Михаил Лаулин.

Камень установили на подпорках в сарае и начали тесать вручную долотами. По прошествии 2-х лет получилась заготовка, которую переправили на Колыванскую шлифовальную фабрику. Там внутреннюю часть вазы сделали полой. После этого занялись наружной резьбой и изготовлением ножки. Закончили все работы в 1842 году.

Новый Эрмитаж - первый публичный художественный музей в Российской империи

В начале 1843 года Большую колыванскую вазу перевезли в Барнаул, а затем в Екатеринбург к Уткинской пристани. До пристани царицу ваз тянуло полторы сотни лошадей. По воде до Санкт-Петербурга сплавляли её вплоть до августа. На Фонтанке она пролежала на барже возле Аничкова моста долгое время, потом ещё дольше лежала на набережной. А причина заключалась в том, что во дворец царица ваз не могла попасть из-за своих габаритов. Поэтому её решили поместить в проезд здания Нового Эрмитажа, но под такую тяжесть пришлось делать усиленный фундамент. На его сооружение ушло 4 года.

Лишь в 1849 году Большая колыванская ваза наконец-то нашла себе постоянное и достойное пристанище. Устанавливали её на фундамент почти 800 рабочих. И в проезде царица ваз простояла несколько лет. Затем его закрыли стенами и превратили в одно из помещений Нового Эрмитажа. Вот с тех пор каменная чаша, изготовленная из ревневской яшмы, там и стоит, поражая людей своей красотой и поистине царским величием.

Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».

«Царица ваз» — название большой колыванской вазы из зелёно-волнистой яшмы.
В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелено-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана большая часть камня длиной 5,6 м.
Вскоре после этого, управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи, добытого монолиты яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась емкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряженных в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году «Царицу ваз» было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.




Ваза 1808 Колыванская шлифовальная фабрика.

Ваза 1807 Екатеринбургская гранильная фабрика Уразовская яшма,золоченая бронза

Ваза 1801 Екатеринбургская гранильная фабрика Брекчия,золоченая бронза.

Чаша из родонита (орлеца) 1868 г.

«Малахитовой эпохой» обычно называют 30—40-е годы XIX века, когда были открыты новые крупные месторождения малахита в Гумешках и под Нижним Тагилом. Именно в это время и вспыхнула необычная мода на малахитовые изделия. Малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы.
Много изделий из малахита изготовлялось на Екатеринбургской фабрике под руководством Якова Коковина. В 1839 году фабрика купила на Нижнетагильских заводах 46 пудов малахита по 800 рублей за пуд «на делание большой вазы и других малахитовых вещей».
Через три года (в 1842-м) большая малахитовая ваза была готова. Она была выполнена по рисунку И.Гальберга «ленточным» набором. В Петербурге в английском магазине «Никольс и Плинке» для неё изготовили ручки с мужскими головами из золочёной чеканной бронзы. Она является одной из самых красивых и крупных ваз, хранящихся в настоящее время в Эрмитаже. Высота её достигает 184 см. Главное в ней — замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, тёмные и светлые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую свежей изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зелёные волны.

Торшеры и ваза из коргонского порфира 1805-1807 гг.; 1811 г.


Ваза из бадахшанского лазурита 1845 г. Екатеринбургская гранильная фабрика Высота 178,0 см; диаметр 140,0 см

Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире .

История создания

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы . От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Вскоре после этого управляющий Колыванской фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников .

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих в течение 8 дней камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань . На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832-1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул . Из Барнаула обоз двинулся на Урал , на Уткинскую пристань реки Чусовая , где чашу подетально загрузили на плоты и отправили водным путём - по Чусовой, далее - по Каме , далее - по Волге бурлаками, и затем по Мариинской водной системе в Неву .

Символика

Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края . Она изображена на гербе и флаге региона, а также на