Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Трудные ситуации в жизни человека. Ситуации в жизни бывают разными

Трудные ситуации в жизни человека. Ситуации в жизни бывают разными

Не секрет, что человек, находящийся в трудной жизненной ситуации или переживающий кризис, далеко не всегда имеет воз­можность обратиться за помощью к психологу. К каким же страте­гиям люди для того, чтобы совладать с трудностями или предотвратить эмоциональные нарушения?

Каковы основные резервы личности в преодолении сложных жиз­ненных ситуаций, которыми наполнена современная жизнь? От­веты на эти вопросы важны для сохранения внутренней гармонии человека.

Психологи, изучающие жизненный путь человека, обнаружи­ли, что на каждом этапе жизни есть свои трудные проблемы и тяжелые события, с которыми он (с большим или меньшим ус­пехом) справляется самостоятельно.

Основные способы и приемы преодоления трудных жизненных ситуаций можно объе­динить в следующие:

· защиты;

· преодоление и при­способление;

· переживание.

Человек может реагировать на тяжелые жизненные ситуации по-разному: безропотным смирением, по­давленностью, депрессией, а также избегать тяжелых ситуаций, подавлять мысли об источнике трудностей.

«Защищаясь» от внешнего мира, человек может прибегнуть к самопоражающему поведению - наркомании, алкоголизму, суициду, депрессии. Однако депрессия, подавлен­ность или употребление наркотических средств не могут считаться приемами преодоления трудностей, так как все они способству­ют сохранению прежней ситуации.

Способ №1 «Преодоление»

Действия, направленные на достиже­ние, на успех, на изменение трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень управления собой, поиск информации, интенсивные разду­мья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.

Активно преобразуя любую трудную ситуацию, человек зна­чительно изменяется, но изменения эти обычно он не осознает.

Порой жизнь ставит человека в такие ситуации, когда только изменение своей личности может привести к благополучию. В этом случае изме­нение своего характера и отношений к ситуации ста­новится основной моделью поведения.

Способ №2 «Приспособление»

(Приспособление к социальным нормам, общественным установкам, правилам дело­вых отношений и т.д.)

Овладев этим способом, человек легко вхо­дит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях, этот способ помогает при адап­тации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями мужа или жены и т. п. Однако способ имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в си­туации потрясений в обществе, когда резко изменяется образ жизни страны (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).

Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации общественных потрясе­ний. Данным способом чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно пользуются этим способом те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна тех­ника приспособления - забота об установлении и поддержании социальных контактов.

Способ № 3

«Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею»

Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные качества (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно приспособиться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т.д.).

Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим ка­чеством, герой кинофильма или книги, олицетворяющий уверен­ность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персо­нажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождеств­ляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих.

Способ №4

«Мнение о себе как об удачливом человеке»

К такому приему прибегают люди, перенесшие много неудач и разочарований, причину кото­рых они обычно видят в отсутствии у себя качества «удачливости». Думая о себе как о преуспевающем человеке, «неудачники» как - бы дополняют себя особыми способностями, на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.

Способ №5

Определение границ своих возможностей

Этот способ, как правило используется при резком изменении жизненных обстоя­тельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Эти люди вынуждены резко менять образ жизни. Но сначала они «определяют границы своих возможностей» (как человек, входящий в реку в незнакомом месте, или человек, идущий по боло­ту), прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнив­шихся обстоятельствах.

Способ №5

Предвосхищающая печаль

Это прием, которым пользуются люди, имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступ­ления трудной ситуации (к примеру, смерти безнадежно больного родственника, собственной серьезной операции и др.). Этот способ имеет приспособительное значение: он позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наме­тить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы.

Пример эффективного использования со­владания - широко используемый в ряде зарубежных клиник опыт подготовки детей к предстоящей операции. Медсестры под руко­водством психолога организуют специальные ролевые игры, где имитируется вся ситуация операции (от предоперационной под­готовки до возвращения маленьких пациентов в палату, оконча­тельного выздоровления и выписки домой). Такая предваритель­ная психологическая подготовка позволяет снизить предопераци­онную тревогу детей и значительно ускорить их выздоровление

Яркий пример неэффективного совладания - «симптом святого Лазаря», который психологи обнаружи­ли при работе с семьями ВИЧ - инфицированных. Он состоит в том, что члены семьи начинают относиться к заболевшему так, словно он уже мертв и оплакан (вплоть до того, что избегают общения с больным, открыто готовятся к похоронам, собирая деньги на по­минки еще живого, отказываются оплачивать лечение зубов и т. п.).

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точки зрения человека, негативными событиями

Прием №1 «Уход и бегство»

Уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психо­логической форме - путем внутреннего отчуждения от ситуа­ции или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по служ­бе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становится у людей, переживших много разо­чарований и неудач, личностной особенностью). Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию за­щиты».

Прием №2 «Отрицание»

К распространенным приемам самосохранения относится от­рицание - отказ принять, что произошло ошеломляющее, трав­мирующее событие. Отрицание позволя­ет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми доза­ми. После осмысления катастрофического события меняются созна­ние человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в сознании человека.

Специфические способы преодоления

К ним принято относить следующие: «использовать шанс», «сопротивляться», «стать другим человеком», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.

М етоды, применяемые в случае неудачи

Говоря о подобных методах, рассмотрим те из них, которые человек применяет в тех случаях, когда, не­смотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной и человек вынужден признать, что потерпел неудачу. Ведь если человек по­ставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был уверен в ее ре­шении и для совладания с ней собрал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

В такой ситуации он стремится любой ценой сохранить или восстановить позитивное отношение к себе, чувство личного бла­гополучия.

Приемы, обесцениваю­щие неудачу

Эти методы не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмо­циональных переживаний. Среди этих приемов отметим сле­дующие.

Обесценивание объекта. Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.). Тем самым он обес­ценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.

Коррекции своих ожиданий и надежд. Поскольку неудача - это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от цен­ности, ради которой были собраны все силы, человек мо­жет прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это при­обретает форму уменьшение потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.

Принятие ситуации такой, как она есть. В прак­тической психологии эту технику порой называют «терпением» или употребляют для ее обозначения словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения - прекратить безуспешные действия по изменению ситуации). Это не пас­сивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуа­ции и сравнения своего положения с положением людей, нахо­дящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, огра­ничивающей возможности человека.

Позитивное толкование своей ситуации. Этот метод схож предыдущим. Он состоит в том, что человек использует различ­ные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато...» («иду­щее вверх сравнение»). У многих в памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э.Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато ря­дом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т. п.

Обе эти техники выступают как формы психологической пере­работки жизненной ситуации. Остается загадкой, почему люди несравнивают свое бедственное положение с положением людей, находящихся в несравненно лучших условиях.

Не смотря на то, что приспособление к об­стоятельствам свидетельствует о неспособности овладеть своей жизнью, о пассивной модели поведения. Однако в реальной жизни все не так однозначно: порой временное приспособление выступает как мудрая, учитывающая особенности ситуации и жиз­ненные перспективы переживания трудной для чело­века ситуации. Простейший пример этого - ситуация вхож­дения в новый коллектив: человек разумно отказывается от оп­ределенных форм поведения и самоутверждения, чтобы получить работу в престижной фирме и быть принятым в новом коллекти­ве. Более сложный вариант - приспособительное покорное пове­дение во имя свободы в будущем.

Оставим за каждым человеком право самостоятельно выби­рать из своего репертуара те стратегии и техники, которые по­могут ему справиться с жизненными трудностями. Далеко не все в своей жизни он может изменить. И боль исключить из челове­ческой жизни нельзя. И страдания. И потери. И многое другое. В лучшем случае человек может, трезво осмыслив ситуацию, на­править свои усилия на исправление того, что поддается изме­нению, и найти способы сосуществовать с тем, что изменить невозможно.

Находясь в трудной жизненной ситуации, не замыкайтесь в себе. Рядом всегда найдется человек, способный выслушать и понять. Став на путь молчания, вы отказываете друзьям в возможности выслушать вас и разделить ваши чувства и обрекаете себя на еще большую изоляцию и одиночество.

Постарайтесь найти свое место в мире, обозначьте новые интересные цели, продумайте пути их достижения.

Переключиться на другие аспекты жизни. Во время переживаний человек поглощен негативными мыслями; ему кажется, что в будущем его ничего хорошего не ждет. На самом деле, возможность отпустить свои переживания дарует человеку чувство обновле­ния, духовного преображения, возможности изменения к лучшему.

Проявляйте свои чувства, не скрывайте отчаяния, плачьте, если хочется, смейтесь, не игнорируйте свои эмоциональные потребности.

Следите за своим здоровьем, по возможности хорошо питайтесь, ибо ваше тело после истощающего переживания нуждается в подкреплении.

Уравновесьте работу и отдых.

Пройдите медицинское обследование, если будет в этом необходимость.

Проявите к себе терпение. Вашему телу, уму, вашей душе потребуется время и усилие для восстановления после переживания тяжелой ситуации.

Можно искать утешение в религии.

Помогайте другим.

Делайте то, что необходимо, но отложите важные решения. Начните с малого. Это поможет вам восстановить чувство уверенности.

“Ситуации в жизни бывают разными”, - известная фраза, которую так часто любят использовать в повседневной жизни. Кто использует? Все. Где? Везде. Когда? Действительно, а замечал ли ты, мой дорогой читатель, что чаще всего это выражение всплывает в негативном контексте. По моему скромному наблюдению такое говорят в предостережении кого-то от некоторых поступков. Например, “Жил-был дядя Коля. И был он троечником”, далее следует интереснейший рассказ о том как мужчина разбогател торгуя цветами. В некий момент промелькнет финальная фраза “Ну, ситуации бывают разными”, а в умозаключении длинного монолога: “Учись нормально, потому что не всем цветоводам дано быть дядей Колей”. Согласитесь, каждый хоть раз в жизни попадал в такую же ситуацию. Однако как часто мы действительно задумываемся над словами окружающих?

Забавно, я вроде не так стара, чтобы рассуждать о мире бытия, и не так опытна в отношениях, дабы раздавать советы, но почему-то именно этим мне нравится заниматься прямо сейчас. Прояснить ситуацию? Сижу на диване, пью давно остывший чай, прислушиваюсь к шуму за стеной, где творится очередная семейная ругань. Довольно распространенная ситуация: брат, отучившись два года, пожелал оставить университет. Мне также стоит добавить, что на данный момент он открыл свой маленький бизнес, который уже работает в плюс, однако все заработанные деньги вновь вкладываются в дело. Брат не глупый, отнюдь не лентяй, и, самое важное, имеет предпринимательские способности. Впрочем, возвращаемся к текущей ситуации: родители настаивают на получении диплома, но сын не хочет учится. Уже можете представить себе речь разъяренной матери? “Билл Гейтс может и стал миллиардером без образования, однако ситуации в жизни бывают разными, и если бизнес прогорит, то тебя (сын) больше никуда не возьмут”. Аргументы моего брата не менее отчетливо слышны: “Я не желаю устраиваться на работу! Я хочу быть тем, кто сам строит свой бизнес! Если прогорю - займу денег и открою новый”.

Будь моя воля, разрешила бы взять академический отпуск, выгнала жить на улицу и потребовала потраченные на образование деньги. Радикально? Возможно, но разве имеются иные варианты? Хочет быть самостоятельным - пусть будет. Окунется с головой во взрослую жизнь, нахлебается опыта, побарахтается в реальных проблемах. Того, глядишь, поштормит маленько и прибьет к родительскому крыльцу. А ели же сможет удержаться на своей волне, так флаг ему в руку и полный курс вперед!

Мой дорогой читатель, ситуации бывают разными, вот только жаль что мы с тобой не в силах предугадать исход.

Всю прочитал. Как я и заявил - говорится о том, Что надо делать, а ни Как? надо сделать. Не нашел ни одной методики тренировки достижения состояния описанного в книге. Применил инструмент "Сито" - отличие истины ото лжи и честно говоря не хотелось читать после первой главы. Так как во всей книге нет понятия, что такое Истина и как она выглядит. Заявление о том, что: "Во всем прочитанном бери лишь то, что находит в тебе отклик, а остальное - оставь"."Помни, что истина бывает только личной, и она непрестанно изменяется. Найди в себе смелость обратиться лицом к следу­ющему факту: истина не постоянна" - результат этого тезиса: 40% европейцев страдают психическими расстройствами и заболеваниями. Лично для себя и выбрать нечего. Тезис: "Научись четко и ясно высказывать свою истину, в то же время зная, что, возможно, завтра ты выскажешь совсем другую истину. Осознай, что сегодняшняя истина может противо­речить тому, что ты говорил вчера. Прими этот парадокс" - говорит об отсутствии у человека относительного душевного здоровья. Он не может отличить одно от другого и не разбирается в устройстве. Это все равно, что вчера на Луну сказать Земля, а завтра Солнце, прими этот парадокс))). Фраза: "Пойми, в каждый миг истина представляет собой именно то, чем считаешь ее ты, не больше и не меньше. Делай выбор и за­тем отпускай ситуацию. Пускай она развивается собственным путем. Не пытайся контролировать результаты своего выбора. Таково решение парадокса контроля над жизнью, который аб­солютно необходим и совершенно иллюзорен одновременно. Делай выбор и затем отпускай его" - как можно сделать выбор, если ты не контролируешь результаты. Автоматически попадаешь в неуправляемый сценарий, где тебя ждет попадос)) и т. д. Прикладная наука говорит: Хочешь долбиться результатов - работай с конца! Не дается понятие что такое Высшее "Я" и как его найти, как понять, что это и есть "Я", нет характеристик и параметров. Нет методики самодиагностики, нет понятия, что такое Любовь?, как выглядит Бог - нет эталона данного состояния. Нет устройства мироздания: "Но представления о добре и зле - всего лишь иллюзия, религия, догма. Пойми: идя своим путем, ты естественным образом служишь миру. Нет нужды стараться служить ему. Нет нужды принуждать себя. Служение миру есть любовь, которая не поддается принуждению". Нет дефиниции понятия "Сила", что за зверь? и еще очень много вопросов остались без ответов. Вывод: Книга: 1. не несет максимальное благо для всех; 2. на практике работать не будет (нет неуправляемого сценария); 3. не нашел научных доказательств описанного в книге; 4. она не многоприменима, а значит не истина (в том же бизнесе ее применить нельзя((((Ваш тезис: "Я тоже предложу вариант своей продвинутости" к сожалению не нашел в этой книге никакого подтверждения. Вас в этой книге ни разу не упомянули и о ваших достижениях и вкладе в мировую культуру тоже ничего не сказано. В чем это выражается я так и не понял. Так что с Прикладной наукой даже нет смысла сравнивать. Мои предварительные выводы нашли свое подтверждение, к сожалению. С уважением, Сергей. Книга была продиагностирована Ситом" и "методом явлений". Текст скрыт