Меню
Бесплатно
Главная  /  Процедуры  /  Как предугадать красивый закат или рассвет

Как предугадать красивый закат или рассвет

Обработка. Закатное небо June 23rd, 2011

Как и обещал публикую процесс обработки одной из моих фотографий, а именно - закатное небо, которое я так люблю раскрашивать. Для работы я использовал два продукта Adobe LightRoom 3 и Adobe Photoshop CS5, в принципе конкретно 5-ый фотошоп совсем не обязателен, можно воспользоваться и более ранней версией.


Часть 1. Adobe LightRoom 3
Следующим образом выглядит моё рабочее пространство в лайтруме, у меня двухмониторная система, что очень удобно для просмотра превью, отбора и редактирования фотографий

Хочу сразу обратить внимание на тот факт, что в качестве исходного файла я использую RAW-файл, он содержит гораздо больше информации для вытягивания теней. Если же вы будете использовать JPEG, то описываемые ниже значения параметров не подойдут, впрочем подобрать свои параметры не так уж и сложно.

Вот она, исходная картинка, которая будет обрабатываться

Первые шаги самые простые, это кадрирование и выравнивание горизонта. На вопрос почему снимок завален изначально - поясню: съемка велась камерой от самой земли и у меня не было возможности смотреть в этот момент в видоискатель.

В результате настройки различных параметров получим следующую картинку

А вот собственно и сами параметры

Из самого важного, что задает тон и основной характер данного изображения, это вкладки Кривая (Tone Curve) и СплитТонинг (Split Toning) ну и конечно баланс белого.
Кривая - небольшая S-образная форма кривой, немного усиливает контраст, а также я специально поднял и опустил нижний и верхний край кривой соответственно, такой способ позволяет убрать крайние яркости, конкретно черный и белый цвет заменив его оттенком. Данные оттенки задаются вкладкой сплит тонинг - немного зеленовато-оливковым для белого и светлых тонов, и сиреневым для черного и темных. Saturation - насыщенность самого снимка я предпочел опустить, чтобы цвета фотографии не перекрывали сплиттонинг-оттенки, ну и во избежание перенасыщенности. Параметр Fill Light позволят проявить детали в тенях, здесь это особенно важно, т.к. фотографируемые находятся в сильном контровом свете. Enable Profile Corrections - позволило поправить огрехи оптической системы, а именно исправить небольшую дисторсию и убрать виньетирование, впрочем на счет последнего можно было подумать, т.к. вкладкой Effects опять же это виньетирование и задается, по сути получается что две вкладки делают противоположные друг другу эффекты, но мне так было удобнее, в моём случае я могу управлять затемнением. Noise Reduction - шумодав, можно было даже не трогать, всё-равно снимок снят на ISO 50. А вот Clarity -39 придает дополнительной мягкости, и особенно яркие области делает как бы светящимися, здесь данный эффект оказался очень даже кстати.

Теперь градиенты. Думаю что основное назначение инструмента "градиент" особенно для пейзажной фотографии - это затемнение по неволе пересвеченного неба.

Я использовал два цветных градиента слева и справа, добавляя снимку оранжевых и красных тонов, а центральную часть постарался не трогать. Получилось то что нужно по тонам, но слишком темновато для целого снимка.
Далее небольшая хитрость - к сожалению в лайтруме, в отличие от фотошопа, градиенты лишь с одним направлением, нету симметричных (от центра в две стороны), такой градиент нам бы очень подошел для осветления центральной части кадра по всей ширине, а верхнюю и нижнюю часть хотелось бы оставить такой какая есть. Но это можно реализовать с помощью двух простых градиентов наложенных друг на друга.

Общая схема градиентов. Я специально делаю их наклонными, на мой взгляд так получается более естественно.

Вот что получилось в результате работы в лайтруме.

Что еще хотелось бы сказать относительно лайтрума - это порядок действий, он здесь совершенно не важен, т.е. всё можно и даже нужно делать одновременно. Можно было сначала поставить градиенты, а потом подбить остальные настройки, и это очень удобно, смотришь на получаемую картинку и крутишь как тебе надо, добиваясь наилучшего результата.

Часть 2. Adobe Photoshop
Я экпортировал файл из лайтрума в простой JPEG и далее работал уже с ним, хотя чтобы добиться наилучшего результата в деталях и цветах было бы разумнее использовать 16-битный TIFF, но это имеет смысл для одной картинки, а я как правило обрабатываю по несколько сотен, поэтому у меня JPEG.
Итак приступим, открываем фотошоп

Лично мне фотошоп нужен для финальной полировки кадра, и здесь изменений уже не так много как в лайтруме.

Первое что я делаю в фотошопе, иногда это даже до обработки в лайтруме, это детальная ретушь, особенно это касается портретов. Здесь слава богу ретушировать придется саму малость - уберем пару птичек (их силуэты достаточно плохо различимы и больше похожи на пыль на матрице камеры) над горизонтом и отвлекающую светлую хрень на песке с помощью инструмента лечащая кисть, для более ранних версий фотошопа подойдет штамп.

Вот этот прием мне очень нравится для придания дополнительного свечения различным светящимся объектам на снимке:
Создаем группу в слоях, присваиваем группе режим наложения "Color Dodge", создаем слой в группе с прозрачностью в 30%, задаем оранжевый цвет, выбираем кисть подходящего размера, как на фото снизу, устанавливаем прозрачность кисти на 50% и проводим горизонталь вдоль горизонта, придавая дополнительной сочности закату. В центре, там где солнце, можно еще пару раз ткнуть кистью, чтобы было еще ярче.

Окрасить верхнюю часть неба в другой оттенок нам поможет слой с режимом наложения Overlay (перекрытие), прозрачность на 70%. Что касается выбора цвета для верхнего градиента, то тут можно поступить следующим образом, делаете градиент сверху первым попавшимся цветом (главное чтобы не черный и не белый), заливаете, нажимаете Ctrl+U (Hue/Saturation) двигаете ползунок Hue в поисках нужного оттенка, и что удобно - сразу видно что получается с учетом наложения. В моём случае это вышел цвет морской волны.

Ну и финал, тут как в кулинарии - соль, перец по вкусу - я предпочел немного подправить изображение инструментом Кривые, такая S-образная форма в режиме RGB увеличивает контраст и поднимает насыщенность.

Еще чуть-чуть скадрировал сверху и снизу и добавил черные полосы, имитируя киношный формат. И слегка Unsharp mask для микрорезкости для публикации в вэб.

Спасибо за внимание, буду рад любым комментариям и вопросам.

· 08.08.2015

Года два назад, в середине июня, мне не спалось, поэтому я поднялся в 3 часа ночи, взял штатив, фоторюкзак с фотоаппаратом и уехал на машине за 40 километров от Екатеринбурга на лесное болото. Мне хотелось снять шикарный восход солнца: кровавые лучи окрашивают алым туман, стелющийся над чёрной водой. Однако ожидания оказались завышенными: невзрачное солнышко окрасило едва заметной зорькой серое небо и на этом все закончилось. Да и встало оно совсем не в том месте, где я ожидал, и где хотел выстроить композицию. К разочарованию добавилась еще досада на комаров: я забыл взять с собой репелленты, оделся в шорты и футболку, чем не преминули воспользоваться эти маленькие вампиры. Возвращаясь домой, почесывая укусы, размышлял над тем, что хорошо бы узнать какие-нибудь приметы, позволяющие предсказать, когда небо на рассвете или на закате окажется особенно красивым.


1. Ты пришел снимать закат? А его нет… Снято на мыльницу Sony DSC-W15

Вопрос с тем, как узнать, в каком направлении будет светить солнце на закате или на рассвете удалось решить быстро и просто. Есть отличный сайт, предоставляющий незаменимые услуги для фотографов (Suncalc.net). Вы видите карту Google, выбираете точку съемки. По схеме можно судить, где случится восход, где – заход, как светило будет менять свою позицию в течение дня. Также мы видим, когда начинаются и заканчиваются утренние и вечерние сумерки. Как мы знаем, золотой час фотографии длится, приблизительно, по полчаса в сумерках и по 2 часа утром и вечером.

С тем, как определить, будет ли красивым закат или рассвет, оказалось труднее. Перерыв кучу русскоязычных ресурсов, я ответ так и не нашел. И вот недавно на глаза попалась информация в англоязычном сегменте Интернет, где профессиональные фотографы делятся своими наблюдениями. В сегодняшней статье попробую систематизировать то, что я прочитал.

Примечание . Фотографировать зеркалкой я стал в конце 2011 года. За это время мне только несколько раз посчастливилось застать более-менее красивые рассветы и закаты. Чаще небесная феерия случается, когда камеры с собой нету…

И, к сожалению, сфотографировать красивые пейзажи я так и не смог. Поискал в своем архиве иллюстрации к данной статье – нет приличных фото. Поэтому извините, дорогие гости сайта, снимки будут повторяться (вы видели некоторые из них в других уроках фотографии), и они – не шедевральны, к сожалению.

Прогноз великолепных рассветов и закатов

Все дети в возрасте «почемучек» задают один и тот же вопрос: «Почему небо голубое?» Но нас, как фотографов, стремящихся сфотографировать свой шедевр, интересует, почему оно становится красным при заходе солнца.

На заре свет может окрасить небосвод во все цвета радуги. Когда солнечные лучи входят в атмосферу Земли, короткие волны голубого цвета рассеиваются во всех направлениях, больше, чем все другие цвета, делая небо синим в дневное время. А вот во время утренней или вечерней зари, ввиду низкого положения солнца, свет проходит больший путь по небосводу, через более толстый слой атмосферы, в котором коротковолновые цвета сильнее рассеиваются, и только красные и желтые волны, как самые длинные, пробиваются через эту преграду.

Можно с уверенностью сказать, что и профессиональные фотографы, и новички, только начинающие интересоваться вопросами фотографии, мечтали бы получить в распоряжение магическую формулу, позволяющую предсказать, будет ли сегодня вечером красивый закат. Такого подарка у меня для вас нет, но можно обратить внимание на некоторые приметы, позволяющие повысить шансы на успех.

Давайте тщательнее рассмотрим некоторые другие факторы, которые позволят предсказать яркий небосвод на рассвете. У шотландских пастухов есть поговорка, которую на русский язык можно было бы перевести примерно так: «Алый закат – радость пастуху, красный восход – повод тревожиться». Ну, то есть если вечером небо окрасилось красным, значит ночью дождя не будет, а если зорька закраснелась – будет дождик днем. Эта народная мудрость может помочь нам предсказать красоту на закате (и рассвете), если мы еще и прогноз погоды посмотрим. Посмотрите на красное небо на рассвете перед грозой и на закате, после шторма. Умение предсказывать погоду является ключевым фактором для выбора правильных условий фотосъемки, так что первая вещь, которую мы должны сделать – это найти хороший сайт с прогнозом погоды или приложение для смартфона.

Обычно, я пользуюсь сайтом Gismeteo.ru , на котором достаточно точно, в почасовом режиме можно посмотреть важные показатели: тип облачности, температуру, влажность и скорость ветра.

Облака и облачный покров

Наличие облаков – это решающий фактор в предсказании драматического заката, поскольку без них смотреть особенно нечего. Всеобщее заблуждение фотографов, желающих снять красочный закат, это – мнение, что облака формируют цвета. На самом деле, облака служат лишь холстом, на котором солнечный свет рисует свои картины.

Самым подходящим полотном являются облака высокого и среднего уровня, поскольку они отражают свет заходящего солнца. Пышные облака на линии горизонта, скорей всего, не пропустят солнечные лучи сквозь свою толщу, что приглушит цвета.

Данное фото было снято во время первой пробы ширика Samyang 14/2.8 после его покупки. Можно .

Низкие облака, как например, черные, полные дождя тучи, тоже не очень хорошие помощники, так как они отражают мало света. Если облака на горизонте плывут слишком низко, и они слишком толстые, солнечные лучики не пробьются сквозь них. Также, не стоит ожидать красивого заката, если на небе летают лишь несколько облачков, или наоборот – небосвод затянут очень большим количеством облаков: шикарного фото не получится. В общем, облачный покров на закате должен занимать 30-70% небосвода.

4. Будет гроза… Пример фото, снятого на Nikon D5100 и Samayng 14/2.8. HDR из трех кадров

Смотрим на небо во второй половине дня и, если оно выглядит многообещающим, надеемся, что облака никуда не денутся вечером. Гарантий, конечно, никто не даст, но, если ветер не сильный, может быть, тучки будут кружить вокруг и поспособствуют прекрасному закату.

Я был удивлен: оказывается, существует международный атлас облаков и их насчитывают десятки видов. Вот краткое описание основных типов, которые могут показать грандиозный закат:

  • Перисто-кучевые (cirrocumulus) – выглядят, как хлопья или рябь на воде. За ними, обычно, всегда голубое небо.

5. Закат с перисто-кучевыми облаками. Снято на Nikon D5100 KIT 18-55 VR. Фото — ХДР из трех снимков.

  • Высококучевые (altocumulus) – часто выглядят, как пластины или хлопья, иногда сливающиеся в волнистую, округленную массу или рулоны, как маленькие хлопковые шарики. Обычно они имеют белый или серый цвет, и появляются после грозы.

6. Пример HDR из 3 снимков, полученного на Никон Д5100 КИТ 18-55. На небосводе одновременно могут присутствовать разные типы облаков. Здесь, мне кажется, вверху — высоко-кучевые облака, внизу — перисто-кучевые.

  • Кучевые (cumulus) – хорошо распознаваемые, огромные, белые и пушистые, часто с плоским основанием.
  • Перистые (cirrus) –тонкие, как дымка прядки. Такие облака появляются перед тем, как погода испортится. Тем не менее, этот тип облачности лучше всего подходит для съемки великолепных закатов.

Если в Гугл-Картинки вбить латинские названия, можно увидеть, как выглядит тот или иной тип облака. .

Прозрачный воздух и красота заката

Чистый воздух эффективно рассеивает голубой свет. По этой причине одним из самых подходящих моментов для съемки великолепного заката является период сразу после дождя или урагана. В тропиках и в открытом океане тучи часто нависают над горизонтом, они плохо отражают яркие цвета (как указывалось выше), но под ними атмосфера особенно прозрачна. Она пропускает чистый цвет, и по этой причине с отдыха в тропических странах фотографы привозят так много снимков с великолепными закатами.

Влажность и закатное небо

На цвет закатного неба оказывает влияние также величина влажности воздуха. При низких значениях появляются более насыщенные цвета. При высокой влажности цвет приглушается из-за содержания воды в атмосфере. Обычно влажность воздуха ниже в осенний и зимний период, чем в теплое время года.

Как влияет ветер на красоту заката и рассвета

Это такой фактор, который может помочь снять красивый закат или рассвет, а может – полностью погубить все надежды фотографа. Смена направления перемещения воздушных масс может привести к образованию «ряби» и «волн», на гребнях которых красиво отражается закатный свет красным цветом. Кроме того, как отмечено выше, в прозрачном чистом воздухе цвета получаются более яркими, поэтому легкий бриз на закате помогает очистить атмосферу.

К сожалению, ветер может оказать и негативное влияние на красоту заката, когда мы, например, во второй половине дня видели прекрасные облака, а сдвинувшийся атмосферный фронт сдул их с небосвода, оставив фотографу ясные небеса на закате.

Вот еще один пример, когда хороший прогноз погоды на домашнем компьютере или в приложении на смартфоне позволит подсказать нам, когда атмосферный фронт пройдет по территории над нами.

Итак, чтобы застать красивый закат нужно совпадение следующих факторов:

  • Облака плывут в середине или высоко
  • Облачный покров занимает от 30 до 70 процентов небосвода
  • Прозрачный воздух
  • Низкая влажность
  • Безветренная погода

Ну и, наконец, фотографируя закат не стоит забывать, что иногда после захода солнца на небе остается остаточное свечение. Оно случается через 15-20 минут после того, как светило спряталось за горизонтом. И такая заря может выглядеть намного красивее, чем закат сам по себе.

В целом, все эти правила предсказания заката по погоде относятся и фотографированию рассвета. Но визуальные сигналы труднее распознать, поскольку на точке съемки до восхода солнца будет темно. Хорошее время для съемки рассвета – осень и зима, поскольку в эти сезоны солнце встает намного позже, чем летом и весной.

Примеры фотографий закатов, снятых на кропнутую зеркалку Nikon D90 с разными объективами

Как видите, в съемке красивых фото на закате или на рассвете я не сильно преуспел. Пришлось обратиться за помощью к коллегам. Давайте покажу пейзажи, снятые продвинутой любительской зеркальной камерой Никон Д90 фотографом из Москвы по имени Светлана . А заодно попробую написать сравнение параметров этого фотоаппарата с более современными моделями серии Nikon D3хх, D5xx, D7xx и дорогой фотокамерой от конкурента – Canon EOS 70D.

Тогда я написал, что Никон Д90 представляет собой матрицу Никон Д3100 в корпусе от Никон Д7000. Извините, я ошибся: сенсор у Никон Д90 чуть лучше, чем у Д3100. Но давайте сравнивать параметры по порядку.

Итак, кропнутая зеркальная фотокамера Nikon D90 была анонсирована в августе 2008 года. Она позиционируется, как любительская зеркалка продвинутого уровня. В 2010 году на смену данной модели пришла Nikon D7000 (у которой матрица стоит та же, что у Nikon D5100).

Позднее вышли обновления, так сказать, внучка и правнучка Никон Д90: Nikon D 7100 и Nikon D 7200.

Матрицы в фотоаппаратах начального уровня и в продвинутых кропнутых зекалках ставят либо одинаковые, либо похожие по своим характеристикам. Главное различие – в функционале. Например, Nikon D 7000, которую оснащают датчиком от Nikon D 5100, в отличие от младшей модели, может подстраивать бэк- и фронтфокус объектива, оснащается «отверткой» для линз, не имеющих привода фокусировки, способна устанавливать выдержку 1/8000 секунды, управлять внешними вспышками от встроенной. Подробное сравнение Никон Д5100 и Никон Д7000 приводилось тоже в комментариях к обзору Никон Д5300 и Д5200.

Камера Nikon D 90, как матушка Nikon D 7000, тоже имеет большинство подобных отличий от камер нижнего ряда, как например, Nikon D 5500: больше кнопок на корпусе для быстрого управления настройками, «отвертка», верхний информационный экран.

Если сравнить характеристики матрицы Никон Д90 с другими моделями зеркалок, то увидим, что она, снятая уже с производства (но Nikon D 90 можно купить на Avito за 15000 рублей) превосходит топовую кропнутую зеркалку Canon EOS 70 D стоимостью 52000 рублей.

Напомню, что данные для сравнения берутся на сайте Dxomark . dxomark . com / Cameras / Compare / Side by side / Nikon D 7100- versus Nikon D 7200- versus Canon EOS -70 D ___865_1020_895.

По такому важному для съемки закатов и рассветов параметру, как динамический диапазон, наш конкурсант превосходит и Кэнон 70Д и Никон Д3100. От более свежих моделей Nikon D 5500 и Nikon D 7200 он отстает на 3 и 4 видимых глазом диапазона (это — 0,5 EV ), что очень много.

Если сравнить глубину цвета у Nikon D 90, то она сопоставима с Nikon D 3100, Nikon D5100 и Nikon D 7000, аналогична с дорогущей моделью Canon EOS 70D. Данный параметр полезен при съемке портретов.

Рабочие ISO у Никон Д90 не блещут, конечно, но и не уступают тому же Кенон 70Д или Никон Д3100. В общем, вывод: если бы сегодня меня спросили, что купить Nikon D 90 б/у за 15 тысяч или Canon EOS 70 D за 52000 рублей, ответ мой вы знаете… Боюсь предположить, чем руководствуются покупатели Кэнон… Наверное, тем, что у Никон скинтон неправильный…

Давайте попутно сравним зеркалки Nikon D 5100 (D 7000), D 5200, D5300 и Nikon D 5500. Из диаграмм выше видим, что у всех 4-х моделей динамический диапазон одинаковый, т.е. пейзажи получаются на них, и на Nikon D 7100, Nikon D 7200 тоже похожие. В сторонке стоит новейшая модель Nikon D 7200, у которой ДД заметно шире (полстопа уже можно отличить глазом).

Такая же картина, если сравнивать цветопередачу, отвечающую за качество портретных фотографий.

По уровню рабочего ИСО, имеющего значение при съемке спортивных соревнований, фотоохоте на птиц с использованием тёмных телеобъективов, заметно отличаются в лучшую сторону также современные модели Никон Д5500 и Никон Д7200.

Как-то в комментариях меня спрашивали, стоит ли переходить с Nikon D7100 на Nikon D7200. Видим, что у моделей есть заметная разница по динамическому диапазону, что делает новинку лучшей для съемки закатов и рассветов. А вот разница в цене в 15000 рублей (практически, стоимость потрясающего портретного объектива Nikkor 50/1.4G или, с доплатой — моего любимого ширика Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F) нивелирует, на мой взгляд, данный недостаток. Но каждому решать самому…

Примечание!!! Друзья, несмотря на то, что я в очередной раз немного потроллил марку Canon , и некоторые модели Nikon , хочу в очередной раз отметить, что очень важное значение имеет талант фотографа, способность видеть кадр, уметь обрабатывать фотографии. Вы можете найти тысячи снимков, снятых на Canon EOS 70 D , качественно обработанных в Photoshop и превосходящих мои, например, фотки.

Сейчас я приведу еще одно доказательство. Будем смотреть примеры фото, снятых на далеко не свежую модель Nikon D 90 с хорошими объективами и постобработкой. Вы увидите, что у меня, например, на сайте есть не так много фоток, способных конкурировать с потрясающими работами Светланы.

Сначала покажу два пейзажа, которые не совсем подходят к теме сегодняшней статьи «Как предугадать красивый закат», но которые я не мог вам не показать.

Помните мы говорили, что золотой час пейзажной фотографии длится в средних широтах 2 часа в дневное время и полчаса в сумерках? Разве снимок выше не доказательство?

Вот какой закат случается, если облаков на небе мало.

Иногда, «холстом» для солнечного рисунка на закате могут служить искусственные облака – пар из дымовых труб котельной.

Теперь посмотрим вариант заката, когда облаков на небосводе больше, чем 70 процентов.

Все равно, ведь красиво? На этом примере мне закат нравится больше, чем когда часть неба открыта, а часть – затянута сплошными тучами.

Интересно, зачем здесь диафрагма F/2.8?..

Если фотограф талантлив, он снимет и обработает великолепный пейзаж даже, если небо полностью затянуто тучами.

Все фотографии, что я показал раньше – это тренировка перед съемкой грандиозного светопреставления на небе. Вы видели мои варианты закатов, снятых на кропнутую зеркалку Nikon D5100 и убедились, что застать красивые небеса мало – нужно уметь их правильно сфотографировать и затем обработать. Для закрепления успеха стоит помнить советы профессиональных фотографов, как снимать грандиозные закаты.

  • На место съемки профессионал приходит заранее, чтобы была возможность подготовиться, выбрать композицию и выигрышный ракурс.
  • Нужно уметь снимать фотографии с расширенным динамическим диапазоном – HDR.
  • При себе желательно иметь подходящие фильтры, например, полярик или градиентный.
  • Как отче наш, разбираться в том, какие настройки выставить (см. ссылку на фотоурок в конце статьи), понимать принципы управления экспозицией.

Также, профессиональные фотографы, специализирующиеся на съемке пейзажей, рекомендуют при фотографировании заката, какая бы погода ни стояла, как плохо облака не распределились на небе, всегда ждать до последнего. Часто бывает, что невыразительная картина на небосводе преображается в одну секунду, стоит лучику солнца пробиться сквозь толщу туч. И нужно помнить, что иногда, солнце высвечивает такие потрясающие языки пламени, уже после того, как зашло за горизонт, что диву даешься.

Итак, мы попытались угадать, когда будет самый грандиозный, самый потрясающий закат или рассвет в нашей жизни, разобрались с настройками своей зеркалки и приготовились к съемкам. Что у нас может получиться? Думаю, что-то вроде такого вот шедевра.

Такой вот пожар на небе в моей фотографической биографии случался только в те вечера, когда у меня с собой не было фотоаппарата. От все души завидую везению Светланы, за ее удачу со съемкой великолепного заката над Москвой.

25. А вокруг — земля и небо полыхают… (пример фото, снятого на объектив Tokina 116 PRO и кропнутую камеру Nikon D90: 1/25 сек, 0.67 eV, ручной, f/7.1, 15 мм, 100)

Посмотрел я на образцы фотографий, снятые мною на Nikon D5100 с объективом KIT 18-55 и Samyang 14/2.8 и на те фото, что предоставила мне владелица Nikon D90, задумался, как она снимала и обрабатывала свои закаты. Мне казалось, что последний снимок не может быть HDR, поскольку люди бы двигались и получились нерезкими.

Тогда я предположил, что съемка велась «с уводом гистограммы вправо» (см. урок фотографии, как читать гистограмму), когда мы фотографируем передержанное изображение (но так, чтобы не было клиппинга справа) и из неё получаем нужное количество копий с убыванием экспозиции, а затем собираем псевдо ХДР – так называемый, тонмаппинг.

Третий вариант — можно снять 2 кадра: при съемке первого замеряем экспозицию по небу, при съемке второго – по земле. А затем в Photoshop маской убираем низ и верх, и склеиваем два слоя.

Фотограф сообщила, что данный закат снят одним кадром, естественно, в формате RAW и затем обработан в Лайтруме. Браво!!!

В заключение хочу сказать Светлане огромное спасибо за разрешение использовать ее потрясающие пейзажи в сегодняшней статье. Желаю и вам, друзья, чтобы подходящий свет случался чаще. Если есть замечания к приметам, позволяющим угадать красивый закат и другие мысли, всегда рад выслушать предложения в комментариях. И, конечно, буду благодарен, если поделитесь статьей в соцсетях.