Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Современная модель организации деятельности взрослых и детей в образовательном процессе. Проектирование как инновационная модель организации образовательного процесса в дошкольном учреждении

Современная модель организации деятельности взрослых и детей в образовательном процессе. Проектирование как инновационная модель организации образовательного процесса в дошкольном учреждении

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА:

Проектирование

как инновационная модель организации

образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Выполнила: Мельник Ольга Анатольевна

Тема послекурсовой работы

Проектирование как современная модель организации методической работы в детском саду.

АННОТАЦИЯ

заключается в обеспечении всестороннего развития каждого ребенка.

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка. Педагоги формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать игровыми действиями. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.

В курсовой работе представлены теоретические материалы по организации и внедрению проектного метода в работе педагогического коллектива. Даны рекомендации по созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей. Разработан проект "Развитие логико-математической компетентности детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр".

Теоретический и практический материал адресован педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, работающим в инновационном режиме.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Тема курсовой и послекурсовой работы....................................................1

2. Аннотация......................................................................................................2

3. Технология проектирования в ДОУ............................................................4

4. Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста....................5

5. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ..........................8

6. Типы проектов..............................................................................................9

ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Актуальность проекта:" Развитие логико-математической

компетентности детей дошкольного возраста

средствами развивающих игр "...................................................................11

2. Идея проекта.................................................................................................13

3. Задачи............................................................................................................14

4. Методы, объективно соответствующие

логико-математическому развитию детей.................................................14

5. Ожидаемый результат..................................................................................15

6.Модель поетапной реализации проекта......................................................16

7. Перспективное планирование интегрированных занятий

логико-математического развития с использованием

дидактических и развивающих игр для детей старшего

дошкольного возраста от 5-ти до 6-ти лет.................................................19

8. Литература.....................................................................................................31

Технология проектирования в ДОУ

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако, взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико- ориентированных проектов. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо: заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является психология проектирования.

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных. Социально-политических. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Переход ДОУ на проектный метод деятельности осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования

Комплексные тематические занятия.

Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга)

Метод проектов.

Метод проектов – способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое.

Метод проектов возник 1920 г. В США и связан с развитием гуманистических направлениях в философии и образовании, начало положил американский педагог Д.Ж. Дьюн он предполагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Е.Г.Кагаров в 1926 г. выделил 4 отличительных черты проектного метода:

1. детские интересы – главное;

2. проекты копируют различные стороны бытия;

3. дети сами себе начинают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

4. проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Как в 1950 г. так и сейчас, в садах Монтессори работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого и интересов с учетом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляют план на день, на неделю, обсуждают их с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.

В американской образовательной программе «Шаг за шагом» - проектный метод, важная составляющая педагогического процесса, воспитатель и дети могут инсценировать самостоятельные темы или проекты, охватывающие весь детский и педагогический коллектив.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения

Цель проектного метода в ДОУ: развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:

В младшем дошкольном возрасте :

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте :

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ .

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основные этапы разработки метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ

1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников : индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности : краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья».

Комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

Межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

Творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»;

Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Веселая астрономия»

Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье». По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 – неделю), средней продолжительности, долгосрочные.

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей .

Практический материал

ПРОЕКТ: "РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР" разработан для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В практическом материале предлагаю разработку только для детей старшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

На сегодня одним из основных направлений государственной образовательной политики признано модернизацию системы дошкольного образования с учетом принципов демократизации, гуманизации, индивидуализации педагогического процесса. В ее основу положена приоритетность дошкольного звена в единой системе непрерывного образования. Цель обучения в современном дошкольном учреждении заключается в обеспечении всестороннего развития каждого ребенка и рассматривается главным образом как возможность создания таких педагогических условий, которые способствовали бы самореализации, саморазвити ю , самосохранению и формированию жизненной компетентности малыша . Применение принципа интеграции, инновационного подхода к логико – математическому развитию детей дошкольного возраста значительно расширяет педагогические возможности. Роль воспитателя в логико-математическом развитии детей состоит в создании педагогических условий, при которых возможно предоставление оптимальной педагогической помощи ребенку в раскрытии своего потенциала, обретении личностного сенсорного и жизненного опыта, а также в обучении дошкольника самостоятельному познанию мира.

Воспитатель должен быть хорошо знаком с математическими и логическими операциями, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста: (математические операции с множествами, величинами, фигурами, ориентировка в пространстве, счет, операции с числами, вычисления, измерения; логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, сериация, причинно – следственные связи, обобщение, абстрагирование).

Логический и математический компоненты взаимосвязаны поскольку математические знания усваиваются с помощью логических приемов. Только правильно организованная деятельность детей и воспитателя в процессе обучения обеспечивает достаточный уровень развития детей. Каждое логико – математическое понятие и умение формируется постепенно, поэтапно на основе выполнения математических и логических операций, доступных конкретной группе детей. Поэтому, в работе с воспитанниками, необходимо учитывать последовательность усвоения ими логических операций.

Принципиальная особенность проекта “Развитие логико-математической компетентности детей дошкольного возраста средствами развивающих игр” относительно математического содержания заключается в том, что традиционный математический аспект знаний, соединен с логическим и сенсорно-познавательным развитием малыша, а система работы с ребенком реализует идеи вариативности и развивающего обучения. Поэтому, чтобы обеспечить логико-математическую компетентность детей, необходимо формировать и развивать у них умения осуществлять математические и логические операции.

Проектная деятельность базируется на системном, деятельностном и информационном подходах к образовательному процессу, построена по возрастному принципу, с учетом знаний и опыта детей. Личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию обеспечивают высокий уровень развития потенциала каждого ребенка как личности.

Творческий проект является результатом сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

В нем предоставляется модель его поэтапной реализации, который состоит из 4 – х этапов. Основной этап разработан в соответствии с возрастными особенностями младшего и старшего дошкольного возраста. В перспективном, тематическом планировании подобраны творческие комплексы математических интегрированных занятий, в которых математика сочетается с конструированием, лепкой, аппликацией, физическими упражнениями, наблюдениями в природе и т.д. Такой подход при осуществлении программных задач ставит основной целью проекта - усвоение не только количества математических фактов, которые изучают дети (множества, величины, размещения в пространстве, формы), но и формирование основных видов познавательных действий - практических, сенсорных, мыслительных, с помощью которых выделяются, осознаются, обобщаются различные математические представления.

Для лучшего усвоения логических математических знаний и умений в проекте предлагается подборка дидактических и развивающих игр по методикам Б.П.Никитина, К. Крутий, Л.Ф. Тихомировой, А.А. Барташникова на каждую неделю месяца на протяжении года. Разработанный проект способствует повышению познавательной активности малышей, приобретению ими логических умений, как необходимого средства познания дошкольниками окружающей действительности, усвоение информации в любой области знаний, в том числе и в математике. Воспитатель имеет возможность расширять, совершенствовать, придумывать новые задачи, проектируя индивидуальную траекторию развития и обучения дошкольника. Совместная деятельность с воспитателем в достижения общей цели, вдохновляют малышей, развивает их познавательную активность, инициативность. Проект характеризуется высокой степенью самостоятельности в выделении проблемы, в нем определены задачи прогнозируемого результата, разработано планирование деятельности, выполнение конкретных действий и подведении итогов, что дает возможность ребенку самостоятельно выводить новые знания из уже усвоенного.

ИДЕЯ ПРОЕКТА

Реализация задач в обеспечении всестороннего развития каждого ребенка , создания таких педагогических условий, которые способствовали бы самореализации, саморазвити ю , самосохранению и формированию жизненной компетентности детей через вариативное содержание логико-математического обучения

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

На основе применения принципа интегрированного подхода логико-математического развития детей дошкольного возраста, реализовать образовательные задачи Программы воспитания и обучения детей через продуктивное взаимодействие ребенка и взрослого средствами развивающих игр. Разнообразить формы внедрения дидактической модели логико - математической компетентности детей.

Развивать продуктивное логическое мышление, навыки его применения; способность сочетать приобретенные детьми логико-математические знания и умения в различных жизненных ситуациях, благоразумно вести себя, проявлять высокую познавательную активность, сообразительность, гибкость мышления, самостоятельность суждений.

ЗАДАЧИ:

1.Осуществлять постепенный переход от восприятия математического содержания в игре, быту, наблюдениях и в других видах деятельности, его осмысление и усвоение на занятиях, в совместной со сверстниками деятельности.

2. Развивать у детей потребность в системном подходе к объекту познания, формировать умения анализировать, сравнивать предметы объективной действительности, что обеспечивает целостное восприятие мира.

3. Развивать креативность, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивные умения, введение ребенка в мир трехмерного пространства, развивать математическое мышление, память, остроту зрения; точности познания объектов; развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать у детей уверенность в собственных силах и возможностях.

5. Воспитывать независимость в суждениях и поведении, интерес к логико-математическим задачам; заинтересовывать их остроумными играми; предоставлять возможность осуществлять выбор игр, упражнений, задач, согласно собственных потребностей

МЕТОДЫ, ОБЪЕКТИВНО СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЛОГИКО –

МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

- Методы, связанные с передачей и восприятием программного материала:

    практические: опыты, логико – математические задачи;

    наглядные: иллюстрация, картины, фото,технические средства;)

    словесные: рассказ, беседа, объяснение;

    логические методы передачи и воспроизведения информации: индуктивные, дедуктивные, моделирование, обобщение, абстрагирование. - Методы по степени самостоятельности мышления:

    репродуктивный, творческий, проблемно – поисковый, познавательной активности

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

1. Сбалансированность познавательной активности (стремление воспринимать новую информацию, устанавливать закономерностьи.

2. Легкое восприятие нового материала и высокий уровень его усвоения.

3. Быстрое запоминание и воспроизведение, оперативно - творческий характер

деятельности; продуктивное воображение.

4. Приобретение навыков усидчивости и работоспособности у детей

5. Умение сосредотачиваться на определенной деятельности и восхищаться ею.

5. Стремление к познанию нового и поиск рациональных способов решения задач.

6. Умение гармонично сосуществовать с окружающей средой

7. Ориентация на творческое отношение к жизни, склонность к эксперементированию.

РЕСУРСЫ

Создание развивающей среды в ДОУ;

Изготовление ряда дидактических, развивающих игр на развитие логического

мышления;

- составление творческого перспективного планирования для детей старшего

дошкольного возраста с приоритетом логико - математических задач и

использованием развивающих игр по принципу «от простого к сложному»;

- привлечение педагогов, родителей к проекту, проведение просветительских

мероприятий.

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ : 20 детей старшей группы

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ : 9 месяцев

МОДЕЛЬ ПОЭТАПНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Диагностирование

сентябрь

май

воспитатель, практический психолог

Консультации для педагогов, родителей

сентябрь

октябрь

методист, воспитатель, практический психолог

II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Обсуждение целевой комплексной программы “Развитие логико-математической компетентности детей дошкольного возраста средствами развивающих игр”

сентябрь

октябрь

творческая группа ДОУ

воспитатель

Составление плана проекта

октябрь

воспитатель, методист

Обогащение предметно-игровой среды: пополнить дидактическими и развивающими играми

сентябрь

октябрь

педагоги, родители,

Коллективные просмотры интегрированных занятий с приоритетом логико-математического содержания во всех возрастных группах

октябрь

методист, воспитатель

Итоги тематического изучения “Уровень организации образовательной деятельности по формированию логико-математической компетентности дошкольников ”

ноябрь

методист, зав.ДОУ

Педагогический совет Тема: “Растет личность”

ноябрь

воспитатели, зав.ДОУ, методист

Презентация развивающих игр по методикам Б.П.Никитина, К.Крутий, Барташникових, Тихомировой

декабрь

воспитатель

Заседание родительского клуба: “Современные подходы логико - математического развития дошкольников”

декабрь

воспитатель, методист,

практический психолог

Работа “детского” интернета с начинающими педагогами. Тема: “Создание условий для формирования логико - математической компетентности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности”

январь

воспитатель, методист

Консультации для педагогов:

- “Малыши и математика”;

- “Логико-математические игры и задания во время прогулок по городу и в природу”

- “Особенности усвоения абстрактных математических понятий”.

март

апрель

воспитатель

методист

III ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ОСНОВНОЙ (ПРИЛОЖЕНИЕ)

I V ЭТАП ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Итоговое диагностирование детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Системный анализ результатов проекта и оформления его в виде методических рекомендаций.

Май

Воспитатель, методист,

практический психолог

Результативность проекта:

1. Осознание детьми и родителями значимых ценностей математики, познание нового и поиск рациональных способов решения задач.

2. Поощрение любознательности, познавательной активности, развития познавательных интересов на математическом материале.

3. Легкое восприятие нового материала и высокий уровень его усвоения.

4. Быстрое запоминание и воспроизведение, оперативно - творческий характер деятельности; продуктивное воображение.

5. Приобретение навыков усидчивости и работоспособности у детей.

6. Сосредоточения на определенной деятельности и восхищение ею.

7. Улучшенные показатели логико-математического развития детей по Программе "Воспитания и обучения в детском саду", готовности их к школе.

ВЫВОД

Представленная система работы направлена на создание и удержание устойчивого интереса детей к логико-математической деятельности. Она базируется на возрастных особенностях познавательного развития дошкольников, предусматривает постепенное формирование у них умений мыслить, обосновывать и доказывать правильность собственных рассуждений, решать нестандартные ситуации. Интересные занятия в сочетании с развивающими играми интегрируются со всей детской жизнедеятельностью (при рассматривании и описании предметов, подготовке форм для лепки и аппликации, в рисовании и конструировании, разнообразных головоломках, при изготовлении схем, простых планов, моделей или макетов, в творческих играх.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и имеют математический склад ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

Родители и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Перспективное планирование

интегрированных занятий логико-математического развития с использованием дидактических и развивающих игр для детей старшего дошкольного возраста от 5-ти до 6-ти лет

Тема:Общее -отличительное

(цвет, форма, размер, вес, время)

СЕНТЯБРЬ

Тема

Ориентированное содержание

Логико-математические развивающие игры

Цель

« Чудесный Карандаш гостях у детей»

Математическая копилка; рисование

Сравнение множеств предметов. Ориентировка в пространстве (слева. справа); геометрические фигуры

«Танграм»

1.«Что забыл нарисовать художник?»

2.«Третий лишний»

3.«Игра с двумя обручами»

4.«Танграм»

1.Развивать логическое мышление,изобрета-тельские способности, воображение.

2.Учить объединять предметы в группу по особым признакам.

3.Формировать логические операции,учить классифи -цировать по двум признакам

4.Знакомить с разновиднос -тями треугольников; составлять из них другие геометрические фигуры.

« Мы дежурим»

Математическая копилка; ребенок в социуме; худ.литература

1.Счет в пределах 10;число не зависит от величины,формы,расположение предметов. Ориентировка в пространстве;времени.

2.Правила поведения за столом; умение сервировать стол к обеду.

3.Осмысливать поведение героев; закреплять нормы культуры общения.

1.«Параллель -ный счет предметов »

2.«Точечки»

(Никитин)

3-4.«Кукла Маша купила мебель»

«Куда спрятался жучок»

5.«Когда это бывает»

1.Развивать внимания

2.Закреплять умение составлять числовой ряд.

3-4. Учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

5.Закрепить знания о временах года.

«Мой дом,моя семья,родной город»

Мат-ка; ребенок в окружающей среде; ТРИЗ, рисование

1.Сравнение множеств;устанавли- вать соответствие между элементами. Закрепление цифр в пределах 5. Сравнение по размеру.

2-3. Ознакомление с символикой ДНР, 4.Составлять целое из частей.

1.«Уменьшилось или увеличилость»

2-3.«Цифры по порядку»

«Обручи»

4-5.«Внимание!

Угадай- ка »

ВУ-О-ВУ-4.

(Никитин)

1.Тренироватиь зрительную память с помощью мнемического способа группировки.

2-3.Тринировать внимание и умение сравнивать предметы по величину; умение находить и называть числа в порядке возрастания.

4-5.Тренировать внимание и память ребенка;умственную деятельность.

«Вода - криница,;волшебница-водица

Мат-ка;

Ознакомление с природой; в стране грамматики, исследовательс -кая деятельность

1-3.Счет парами; Определять уровень знаний о числах и цифрах в пределах 5(порядковый, количественный счет); смежные числа; 4.Геометрические фигуры.

5.Свойства воды, ее значение на планете Земля.

Чтение слогов типа П Г (согласный, гласный).

«Вставь пропущенную цифру»

«Назови соседей»

4.«Танграм».

5.Опыты с водой

Работа на детских компьютерах

5.«Нарисуй картинку по памяти»

4.Упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлении из них других геометрических фигур.

5. Учить делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи

Слуховой диктант; Зрительный диктант.

ОКТЯБРЬ

«Осенняя ярмарка»

Математическая копилка; окошко в природу, приучаемся трудиться; ИЗО

1.Счет в прямом и обратном порядке; увеличение числа на 1; сравнение предметов по величине; по весу; определять результат сравнения.

2-4.Обобщить представления об овощах, фруктах. «Овощи и фрукты». Лепки, закрепить приемы лепки.

1.«Загадки про овощи и фрукты»

2-4. «Дома для животных»

«Четвертый лишний»

«Дерево»

5.«Уникуб»

У1-5 (Никитин)

1.Учить детей по определенным признакам предметов, отгадывать загадки.

2-4. Развивать логическое мышление; учить раскладывать предметы по величине; сравнивать по весу; упражнять в классификации предметов по одному общему признаку.

5.Развитие пространственного мышления.

«Математическая страна»

Мат-ка; аппликация; растем играя

1. Составление числового ряда; классификация предметов по форме, цвету. Ознакомление с неделей как с единицей измерения времени. Овал.

2.Обогащать знания о предметах одежды, обуви.

3.Вырезать геом. фигуры, составлять узор из геометрических фигур.

1.«Веселый счет»

2. «Геометрическая мозаика»

3. «Таблица сотен»

4. " Внимание!Угадай- ка". » ВУ1-ВУ-3 Б.П.Никитин

5. «Точечки»»

1.Упражнять в счете в прямом и обратном порядке.

2. Развивать восприятие, логическое мышление.

3. Развивать математическое мышление, умение работать по таблице.

4. Развивать умение сравнивать; обобщать, анализировать; устанавливать логические связи.

5. Закреплять умение составлять числовой ряд.

«Сказочный мир цвета»

Мат-ка; ребенок в окружающей среде; ИЗО

1. Влияние цвета на эмоции; Закрепить знания о глазах;

2. Измерение условной меркой; устанавливать последовательность действий; числа; цифры в пределах 5; образование нового числа.

3.Нетрадиционные методы рисования: лицо настроения, относительно цвета.

1. «Дорисуй фигуру»

2. «Зверята строятся в шеренгу»

3.«Сравни предметы»

4-5.«Таблица сотен»

«Квадраты» Б.П.Никитин.

1. Закрепить представление детей о разнообразии форм и их разновидностей.

2. Совершенствовать умение различать и упорядочивать предметы по величине.

3.Сравнение предметов, имеющих различные параметры величины (условно примерно)

4-5. Закрепить знания о числах и цифрах.

«На поиски веселых человечков»(удивительный мир формы)

Мат-ка; окошко в природу. Худ. литература; конструирование.

1. Геометрические фигуры; работа со схемами; смежные числа в пределах 6. Ориентировка во времени.

2. Знакомство с континентами (Африкой);

3-4.Сравнение общего- отличного; пополнить словарный запас названиями, которые относятся к миру форм и природы Африки.

1. «Отгадай животных (кляксография)

2-3. «Колумбовое яйцо»

«Монгольская игра »

4. «Хитрые картинки»

4. «Времена года»

1. Развитие восприятия, воображения.

2-3. Развивать у детей сенсорные способности, образное и логическое мышление. Учить передавать формы. Решать проблему частей и целого.

4. Учить детей соотносить схемати-ческое изображение предметов с детальным.

5. Учить последова-тельно называть времена года согласно схематического изображения.

НОЯБРЬ

«Путешествие на планету чудес»

(Путешествие в мир размера)

Мат-ка; озн. с природой; музыка; ИЗО

1. Дать знания о том, какое влияние может оказывать размер в окружающей среде число и цифра 6. Сравнение геометрических фигур, устанавливать их сходство и различие. Условная мерная

2-3. Виды морского транспорта.

Растения со всего мира.

1. «Квадраты Никитина »

2-3. «Сложи узор»

СУ(в)

СУ(б)

4. «Посчитай звуки и покажи цифрой».

5. «Логические задачи».

1. Решать проблему частей и целого.

2-3. Использовать разное число кубиков(по цвету, форме); развивать логическое мышление в работе со схемой.

4. Закрепить знания детей о цифрах.

4. Учить детей решать задачи и формировать у них умения осуществлять последовательные умственные операции

«Малыш и Карлсон» (все имеет свой вес)

Мат-ка; озн. с окружающим; ТРИЗ

1. Сравнение двух групп предметов (добавления и убавление предмета).

Расширить представление о весе. Связывать понятие веса человека и его здоровья; Ориентировка в пространстве (внизу, вверху, слева, справа).

1. «Тяжелый-легкий».

2. «Кто самый-самый...»

3 .«Универсальный магазин».

4. «Заполни матрицу».

5. «Уникуб»

У10-У15 (Никитин)

1. Закрепить знания детей об умении сравнивать предметы по весу.

2. Учить детей упорядочивать словес-но представленные объекты (вербальная сериация)

3. Учить классифици-ровать и обобщать предметы.

4. Упражнять детей в умении упорядочивать объекты по внешним признакам.

5. Развивать у детей логическое мышление, вводить детей в мир трехмерного пространства

Конкурс "Почемучки"

1-2. Закрепить понятие; «время, дни недели»; «времена года»; сутки; шар; куб; соотношение числа и цифры.

Продолжать знакомство со сказкой;

3-4. Устанавливать последовательность состояния роста растений; закрепление времен года, их признаков

1-2. «Разложи по возрасту».

«Каждому делу свое время».

3-4. «Разные дома».

«Строительство».

«Найди предметы, не похожие на другие».

1-2. Учить детей ориентироваться во времени.

3-4. Учить детей сравнивать рисунок и схему предмета.

5. Развивать у детей внимание, умение сравнивать.

«Путешествие муравья»

Что мы знаем о часах

Мат-ка; природа; ИЗО; ТРИЗ.

1-3. Число и цифра 7. Части суток: день, вечер, ночь, утро.

2.История возникновения часов, их разновидности.

3.Ориентировка во времени по часам (с точностью до часа)

Иллюстрирование сказки «Приключения муравья».

1-3. «Кто лишний».

«Веселый счет ».

«Живые цифры».

4-5. «Часы» Б.П.Никитин.

6.”Ходят стрелочки по кругу”

7.”Покажи на часах”

4-5. Учить анализировать средство расположения частей, составлять фигуру- силуэт, ориентироваться по образцу; учить детей рассказывать о способах размещения частей; планирование действий

Тема: Вычислительные машины –

(количество, счет, цифры, экономика)

ДЕКАБРЬ

«Зимние приключения»

мат-ка, грамматика, окошко в природу

1. Количественный и порядковый счет. Число и цифра 8. Счет с участием разных анализаторов. Тяжелые числа. Ориентировка в пространстве (определение положения относительно себя).

2. Звуковой анализ слов, чтение слов по схемам.

3. Основные признаки зимы.

1. Внимание! Угадай – ка! Б.П. Никитин ВУ-4-ВУ10

2. Работа с таблицей сотен

3. «Как пройти к зайке»

4. «Незаконченные картинки»

5. « Запишим сказку»

Тренировка внимания, памяти, мыслительной деятельности.

Закрепить знания о числах и цифрах. Тяжелые цифры.

Учить детей ориентироваться в пространственной схеме.

Упражнять в определении геометрических фигур округлой формы разной величины. Развивать глазомер.

Развивать умение запоминать не только предметы или слова, а содержание рассказа. Работа со схемами

«Из сказки в сказку» (народные игры)

мат-ка и худ. литература, ИЗО

1. Состав числа в пределах 5. Цифры 1-8; Добавление. Знак «+». Геометрические фигуры /ромб. Общее отличное с другими фигурами.

2. Структура сказки; творческое мышление, фантазия

3. Творческое воображение

1. «Почини мостик»

2. «Что лишнее»

3. "Соедини цифры"

4. «Назови, что бывает такой формы»

5. Таблица сотен

Сравнение смежных чисел

Развивать память, внимание, закрепление цифр.

Упражнять в закреплении геометрических фигур

Закрепить знания о числах и цифрах.

«Цирк, цирк, цирк!»

мат-ка, ребенок в окружающей среде; граммота

1. Состав числа 8. Строить числовой ряд в пределах 10, устанавливать последовательность действий, условная мерка.

2. Знания о профессии циркачей, классифицировать предметы по определенным признакам.

3. Образование ласкательных существительных; составление слов из знакомых букв.

1. «Что сначала, что потом»

2. «Группы предметов»

3. «Головоломки»

4. «Сложи квадрат»

Б.П.Никитин

4. «Вычислительные машины» К. Крутий

Устанавливать сложные смысловые связи, розвивать внимание, мышления.

Закрепить умение классифицировать предметы

Учить детей планировать и последовательно выполнять составление фигур-головоломок.

Формировать навыки устного вычисления; работа с блок-схемами.

«Поможем Деду Морозу»

мат-ка, морально нравственное воспитание, художественная литература, ИЗО ТРИЗ

1. Образование равенства (неравенства) множеств путем добавления (вычитания, знак «-«). состав числа 6. Работа с перфокартами.

2. Подвести к выводу, что такое "хорошо", а что такое " плохо ".

3. Сказкотерапия

5. Сюжетные рисунки

11. «Исправь ошибку»

2. «Подбери окошко»

3. «Собери цветок»

4. «Сложи квадрат»

5. «Вычислительные машины» (алгоритм вычислений)

Работа с перфокартами на закрепление знаний о количестве числа; цифры, формы.

Закрепить знания о составе числа в пределах 6.

Выполнение только одного действия вычислительной машины сложение (вычитание) единицы.

ЯНВАРЬ

«Зимние развлечения», «Новый год. Рождество»

числа в устном народном творчестве и измерения ширины, художественный труд

1. Ознакомление с понятием «Задача»; умение увеличивать и уменьшать числа на один; геометрические фигуры; ориентировка во времени: времена года, месяцы, дни недели.

2. Ознакомление с народными праздниками, традициями, меркам 3.Измерения ширины

1. «Соедини точки”

2.«Веселые цифры»

3. «Сколько не хватает»

4-5. «Вычислительные машины»

6.народная игра “Заинька”

7.Конструирование елочных игрушек из бумаги

Закрепить знания о цифрах (строить числовой ряд).

Ознакомление с задачей; закрепить умение составлять и решать задачи.

Упражнять детей в выполнении игровых действий с блок-схемами устного вычисления вдвоем.

«Город и село. Транспорт»

мат-ка, ОБЖД, ИЗО, конструирование

Состав числа 7 из единиц

Цилиндр; дни недели.

Правила поведения на улице; безопасность жизнедеятельности.

Знания о компетентности людей с профессией водителя городского транспорта.

Навыки работы с фломастером.

1. "На что похоже"

2. "Дорисуй части"

3. "Соседи числа"

4. "Посчитай звуки и покажи цифру"

5. "Сделай, как я"

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Закрепить знания о тяжелые числа.

Закрепить знания о цифре

Продолжать знакомить детей с миром объема и формы. Развивать конструктивные способности

«Белоснежная красавица-зима»

мат-ка, худ. литература, развивающие игры, природа исследовательская деятельность

1. Образование чисел, отношение между смежными числами (7); определить объем и качество знаний детей о величине и форме предметов. 2.Сезонные явления в природе;о качество снега. 3.Работа с карточками

1. «Лишний предмет»

2. «Волшебные палочки»

3. «Железная дорога»

4. «Что подходит»

5. «Уникуб» У6 – У15

1.Развивать внимание, закрепить знания о цифрах.

2.Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

3.Обучение способу «классификации»

Формирование образа «смысловое соотнесение».

4.Развивать пространственное счисления; классифицировать кубики по цвету; действовать по схеме.

«Кто зверятам добра желает, тот в теремочек их рассселяет»,

мат-ка, худ. литература, ИЗО, грамота

1. Плоскости геометрические фигуры; количественный и порядковый счет. Знакомство с цифрой 9. Состав числа из единиц. Решение примеров.

2. Осмысливать поведение героев, закреплять умение соблюдать нормы культуры общения.

3. Выбирать эпизод для рисования, лепки, аппликации по мотивам литературного произведения.

1. «Расставить точки»

2. «Сложи квадрат»

3. «Кто сегодня именинник» (К.Крутий)

4. «Вычислительные машины» (Столяр)

5. «Фигурки из цветной мозаики»

1.Развивать зрительную память, внимание.

2.Решать проблему частей и целого (классифицировать квадраты по цвету, размеру, цифрам).

3.Учить детей соотносить буквы с различными знаками

4.Решение примеров с помощью блок-схемы.

5.Формировать умение раскладывать сложную форму предмета на элементы.

ФЕВРАЛЬ

«Путешествие в цветных вагончиках»

мат-ка, развивающие игры, ТРИЗ, грамота

1. Счет в пределах 10; навыки счета в прямом и обратном порядке; задачи; геометрические фигуры, ориентировка в пространстве; умение нестандартно мыслить.

2. Умение работать в парах

3. Методы ТРИЗ.

1. Работа с перфокартами

2. «Логические ряды»

3. «Наоборот»

4. «Назови имя”

5. «Найди все тропинки»

1.Соединение рисунка с соответствующей цифрой; установление числового ряда.

2.Находить закономерности в рядах с геометрическими фигурами.

3. Развивать умение соотносить буквы с различными знаками.

Развитие комбинаторных способностей и внутреннего плана действий.

«Кому нужен дом»

мат-ка, экономика, ребенок в окружающей среде,

конструирование

1. Решение задач; величина, геометрические фигуры и тела.

2. Закрепить знания о жилище разных народов; профессии людей –строители;

3. Решение проблемных ситуаций, руководствуясь, моральными нормами.

3. Конструирование сооружений по заданным схемам.

1-2. «Вычислительные машины» (Сторляр)

3-4. «Рисунок и постройка», «Строительство»

(К.Крутий)

5. «Тяжелее – легче»

1.Упражнять детей в выполнении арифметических действий в пределах 10; сравнении чисел.

2. Схемы рисунка с зданием: конструиро-вать по схематическим образам.

3. Развивать нестандартное мышление; использовать методические приемы ТРИЗ

«Математическое путешествие в Космос»

математическая копилка (измерение линейкой, сантиметром, лентой), научные знания о космосе, ИЗО, грамота

1. Цифры 1-8; навыки арифметических действий; представление о свойствах формы и размера предметов.

2. Знания детей о строении нашей Солнечной системы, о планетах, созвездиях.

3. Общие звуки в словах, пропущенные буквы в словах, слоги.

4. Рисование свечой

1-4. «Задачи-загадки»

«Логический поезд»

«Сложи узор» СУ10 – СУ20

«Точечки»

3. «Расшифруй название планет»

Развивать логическое мышление у детей.

Упражнять в умении соотносить цифры и буквы при определении кодового слова.

Закрепить знания о цвете, форме, размере

Развивать пространст-венное мышление, умение работать со схемами.

Закрепить знания о числовом ряде, цифры.

Конкурс КВН для эрудитов

«Мой микромир»

1. Навыки ориентировки во времени, названия частей суток, дней недели, месяцев; соотношение количества с цифрой, решение примеров.

2. Понятие «режим дня», сохранения здоровья, активный отдых здоровый отдых, здоровый микроклимат.

1. «Рассеянный гном»

2. «Дни недели», «Времена года».

3. «Внимание! Угадай-ка» ВУ-1 – ВУ10

4. «Сложи картинку»

5. «Загадки - задачи»

1. Упражнять детей в умении ориентиро-ваться в пространстве (на схеме просчитать «маршрут»)

2. Упражнять детей в умении ориентиро-ваться во времени

Развивать логику мышления, память, внимание.

Упражнять в умении решать проблему частей и целого; в умении решать задачи .

Тема: «Знаки -задаваки»

(от абстрактного - к конкретному (форма, величина, вес, время, ориентировка в пространстве).

МАРТ

«Царство линий»

мат-ка, рисование, логические задачи, озн. с окружающим

1. Знакомство с линиями (прямая, кривая, ломаная) геометрические формы – аналоги в окружающей среде.

2. Создание интересных индивидуальных композиций из прямых, волнистых линий, дуг, мазков разного размера точек.

Царица Геометрия:

1. Каких фигур больше: овалов или ромбов? прямоугольников? квадратов? треугольников?

2. «Волшебные палочки»

3. «Головоломки»

4. «Преобразование фигур»

5. «Рамки вкладыши Монтессори» Б.П.Никитин

Упражнять в умении решать логические задачи- соотношение формы, размера, числа.

Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и прак-тического плана.

Упражнять в умении проводить линии по линейке, с помощью лекал, различать границы фигур и видеть линии-контуры.

«Вернуть улыбку Познайке»

мат-ка, худ. литература, ТРИЗ конструирование,

1. Составление, решение простых задач; состав числа в пределах 8; геометрические фигуры; ориентировка в пространстве.

2. Активизировать творчество детей

1-2. «Составь задачи по рисунку»

3-4. «Зрительный диктант»

5. «Копилка знаний»

Решение задач, умение использовать в примерах арифметиеч-кие знаки.

Закрепить геометричес-кие фигуры, их распо-ложение на бумаге.

Схема морфологичес-кого анализа.

«Кто как весну встречает»

мат-ка, окошечко в природу, грамота

1.Число и цифра 9. Образование числа 9. Смежные числа. Решение задач, ориентировка во времени.

2. Животные, птицы, насекомые весной. Взаимосвязь погодных и природ-ных изменений в живой и не живой природе с наступле-нием весны.

3. Закрепить приемы лепки

1-2. «Решение кроссвордов»,

«Найди дорогу в лес»

3-4. «Колумбове яйцо»

5. «Режим дня»

Развитие логического мышления. Счет предметов, находя-щихся на различном расстоянии друг от друга, обозначить цифрами.

Развивать сенсорные способности у детей, образное и логическое мышление, сообразительность.

Ориентировка во времени

Конкурс:

Брейн-ринг

«Магазин для лесных жителей»

мат-ка, экономика, озн. с окружающим, худ. литература

1.Разные виды счета, смежные числа и состав числа в пределах 9; решение примеров +;- 1; понятия: узкий – ширий, высокий – низкий.

1. «Товар или услуга?»

2. «Чтобы приготовить вкусный обед»

3. "Найдите нужный магазин"

4-5. «Вычислительные машины» (работа на компьютере)

Углубить знания детей о товарно-денежных отношениях (товар-деньги, деньги-товар)

Решение примеров с помощью блок-схемы, работа с цифрами на компьютере.

Умение работать в команде.

АПРЕЛЬ

«Зеленый патруль. Лес - зеленое чудо”

Элементарные навыки экологически грамотного экономического подхода к природным ресурсам

1. Геометрические фигуры, как эталоны; сравнение чисел, цифры, тяжелые числа измерения объема сыпучих веществ, используя условную мерку (вес)

2. Слоги, звуковой анализ. Составление слов

1. «Соедини последовательно цифры”

2. «Ребусы»

3. «Удивительные знаки: > (больше), < (меньше), = (равно),

4. «Найди соседей»

5. «Что тяжелее»

Закрепить знания о цифрах

Развивать логическое мышление.

Упражнять в умении пользоваться математическими знаками

Закрепить знания о смежных числа

Измерение веса

«Волшебный чудо-вагончик»

мат-ка, музыка

1. Количественный, порядковый счет, знание цифр в пределах 10; умение пользоваться условной меркой, составление целого из частей, называть части (одна вторая)

2. Определить характер музыки, настроение, темы. Развивать познавательный интерес.

1. «Кто где живет»

2. «Дроби» Б.П. Никитин.

3. «Великаны- гномы»

4. «Ленты для куклы»

5. «Что изменилось»

Закреплять знания о местах обитания животных; представление о величине.

Упражнять детей в умении находить части от целого

Закреплять умение различать высоту звуков

Измерение длины условной меркой.

Развитие внимания, памяти.

«Сказочные встречи»

математическая копилка, эксперимент “минута - час ”

1. Разные виды счета, сравнения предметов по массе (используя опыты).

2. Безопасное поведение в неординарных случаях, которые могут угрожать жизни.

1-2. «Найти все тропинки»

3-4. «Графический диктант»

5. «Волшебный лес»

Развивать комбинаторные способности детей, умением пользоваться планом-картой, схемой

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги

Упражнять в умении придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов

«Поможем Красной Шапочке»

мат-ка, худ. литература, окошко в природу, валеология, грамота

1. Объем и качество знаний детей о числах, действиях с ними, уровень навыков счета и вычислений, знаки«+», «-», > (больше), < (меньше) = (равно). Величина, форма, ориентировка в пространстве 2.Осознание детьми ценности своей жизни, бережное отношение к окружающей среде. 3.Составление и чтение слов, записок

1. «Состав числа»

Б.П.Никитин

2. Работа с таблицей сотен.

3. «Сделаем зонтик из цветных спичек»

4.-5. «Точечки» Б.П. Никитин

Закрепить знания о составе числа, цифрах, счет по прямой линии, треугольнику, кругу, выполнять задачи с логическим нагрузкой.

Упражнять в умении составлять из палочек предметы – на основе схематического изображения

Чтение слов, целых предложений.

МАЙ

«Интеллектуальное кафе»

мат-ка, экономика, ТРИЗ, ИЗО, музыка, грамота

1. Счет в пределах 10, цифры. решение примеров, составление и решение арифметических задач, геометрические фигуры.

3. «Мозговой штурм» на элементах ТРИЗ

4. Составление и чтение слов

1. «Что сначала, что потом»

Задания на компьютере

2 - 3. «Вычислительные машины»

4. «Уникуб» У15-В 20.

5. «Танграм»

Развивать мышление, внимание.

Упражнять детей в навыках устного вычисления, создание предпосылок для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема

Вводить детей в мир трехмерного пространства в игре Б.П.Никитина "Уникуб"

«Сказка о храбром котенке»

мат-ка, растем сильными, худ. литература, ИЗО

1. Объем знаний о числах и действиях с ними, величина, форма, время, пространство (умение ориентироваться в нем) Решение примеров.

2. Воспитывать настойчивость в достижении цели, товарищество.

3. Изображения персонажей сказки в разной технике рисования

1. «Цифры забыли свои места»

2. «Наоборот»

3. «Так или не так»

4. «Веселые задачи – загадки»

«Поразмысли»

Счет, числа, цифры.

Упражнять детей в умении подбирать антонимы, действия наоборот, знания о цвете, форме, величине предметов

Решение примеров, решение задач, умение записывать знаками.

Закрепление геометрических фигур

Конкурс "Умники и умницы".

Мат-ка, логические задания

Цифри, буквы.

Составление и

чтение слов

Логические задания.

Решение примеров

1. «Созвездие”

2. «Найди вырезанные лоскутки»

3."Расставь цифры и буквы по порядку- прочти слово"

4. «Обручи»- реши примеры

5. "Что лишнее"

Задания на компьютере

Закрепить умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным.

Тренировки способа "сравнени", "класси- фикации", "сериация"

Учить детей анализировать и принимать верное решение. Развивать логическое мышление, любознательность, воспитывать коллективизм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа " Воспитания и обучения в детском саду" под ред Васильевой М.А., Гербовой В.В.,.Комаровой Т.С. - М. : мозаика-Синтез 2005

2. Никитин Б.П. « Ступеньки творчества или развивающие игры» . – М. : Просвещение 1990 .

3. Барташникова И. А. , Барташников А. А. « Развитие наглядно - образного и логического мышления у детей 5 -7 лет. Тернополь: « Богдан» 1998 г.

4. Гладченко А. М. « Комплексные занятия в ДОУ» , - Х. : Вид группа « Основа» , 2008.

5. Крутий К. , Маковецкая Н. « Копилка игр для умных родителей, сообразительных ребятишек». – Запорожье: ЛИПС ЛТД, 2000.

6. Игнатьева С. А. , Яковлева А.П. , - «Математика»Х. : Веста: Издательство “Ранок» , 2007.

7. « Дошкольное воспитание» № 27 , 2009 , ст. 21 10. «Воспитатель-методист дошкольного учреждения» №8 2010; стр.13

8. Крутий К. , Плетницкая Л. « Локико-математическое развитие дошкольников» – Запорожье ООО « ЛИПС ЛТД, 2002.

9. Михайлова С.А. « Игровые логические задачи для дошкольников» . – М. : Просвещение, 2010.

10. Маценко Т.М., Н.А.Баловень. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Система занятий по игровой логики для детей 3-6 лет.- Х.: Издательская группа «Основа», 2011

11. В.В. Позднякова. Развитие логико-математической компетентности детей дошкольного возраста. .-Х.: , 2011

12. Тихомирова Л.Ф. « Познавательные способности» . – Ярославль.Академия развития: Академия Холдинг, 2011 .

13. Фесюкова Л.Бы. « Развивающие игры для детей 4 – 7 лет». –Х. : Веста: ООО Изд - во « Ранок», 2007 .

14. Шевцова А. А. « Организация познавательной деятельности в ДОУ» .Х. : Изд. группа « Основа» , 2009 .

15. Юрченко М. Ф. « Все занятия в ДОУ» . – Х. Вид-группа « Основа» , 2008.

16. «Дошкольное воспитание» №5; 2011; стр.13

17. Новикова В. П. « Математика в детском саду. Конспекты занятий» . Х. : Издательство « Ранок» , 2010 .

18. Сухарь В. Л. « Поиграй со мной». Развивающие игры и упражнения.-Х. : Изд-во « Утро» 2009 .

Планируемые результаты воспитателя серьезно отличаются от целевых ориентиров, хотя, безусловно, разрабатываются они на основе целевых ориентиров, определенных стандартом. Но, в отличие от целевых ориентиров, в рамках рабочей программы можно и нужно диагностировать, степень их достижения ребенком, степень приближения ребенка к этому планируемому результату.

Для описания планируемых результатов воспитателю удобнее всего воспользоваться теми комплексными программами , которые есть в навигаторе. Одна из них используется в работе дошкольной организации. Воспитатель заимствует из этих программ, выписывает: ребенок может вот это и вот это - вот он этот планируемый результат воспитателя. Уже позже в диагностике (это будут уже приложения к ) нужно будет указать, каким образом возможно отследить степень достижения этих планируемых результатов воспитателя.

Очень важные с точки зрения организации процесса образования вещи - так называемые : «Модель работы с детьми на день», «Модель работы на неделю» и «Модель работы на год». Можно их называть учебными планами или календарным учебным графиком. Важно, чтобы эти модели образовательного процесса в ДОУ были действительно близки по содержанию деятельности с детьми, важно, чтобы они отражали положение стандарта, и были достаточно технологичными.

Модель образовательного процесса в ДОУ на один день

Модель образовательного процесса в ДОУ на один день привязана к режиму дня . Но это такой режим дня, который показывает не только режимные моменты, но и реализацию в них образовательной программы. Например, что включается в эту модель. Безусловно, режимные моменты дошкольников, длительность, формы и вид деятельности. Это важно, так как в стандарте четко указано, что образовательная программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Каким образом она реализуется - это то, что должно быть отражено в модели образовательного процесса в ДОУ на один день.

Во время приема детей, в этот 1 час и 10 минут реализуется сразу несколько форм организации образовательного процесса в детском саду, необходимо их перечислить. Этим воспитатели доказывают самим себе и контролирующим органам, где кроется образовательная деятельность. Для педагога детского сада это своего рода подсказка на каждый день, что он должен предусмотреть во время утреннего приема воспитанников. После того, как детишки позавтракали, остается немного времени на игру и подготовку к занятиям, далее идет организация образовательного процесса в детском саду. Эта деятельность не обязательно должна происходить в виде занятий, она может проходить в форме коллекционирования, реализации проектов. Все эти формы следует указать.

Другие формы организации образовательного процесса в детском саду - дидактические, сюжетно-дидактические игры, чтение художественной и познавательной литературы - педагогу нужно в обязательном порядке учитывать. Виды деятельности также необходимо учитывать.

Приведем для примера модель образовательного процесса в ДОУ для средней группы. Итак, каждое занятие по 20 минут, всего до 9:50 в режиме дня эту деятельность нужно предусматривать. Затем в режиме дня обязательно предусматривается самостоятельная деятельность по интересам детей, можно указать вид этой деятельности, ее время и ее длительность, затем идет подготовка к прогулке и собственно сама прогулка.

Стоит обратить внимание на то, сколько может быть реализовано форм организации образовательного процесса в детском саду именно во время прогулки: практически все виды детской деятельности, перечисленные в методической литературе, на прогулке прослеживаются и могут быть организованы. Воспитатель должен об этом помнить.

Обычно происходит так: воспитатель выводит воспитанников на прогулку, усаживает их в песочницу, играет с ними в одну подвижную игру, и на этом прогулка заканчивается, дети возвращаются в группу. Однако в этом процессе отсутствует наблюдение, познавательно-исследовательская деятельность. На прогулках с детьми важным моментом является общение воспитателя с дошкольниками, формы познавательной деятельности, например, конструирование из песка. Такая форма организации образовательного процесса в детском саду будет считаться коммуникативной деятельностью. После того, как дети вернулись с прогулки, у педагогов есть немного времени на самостоятельную работу.

В этом примере нужно перечислить формы организации образовательного процесса в детском саду по отношению к данному режимному моменту, виды детской деятельности, время в режиме дня и длительность. Для чего в модели образовательного процесса в ДОУ на один день нужна длительность? Для того, чтобы в самом конце таблицы осуществить общий подсчет времени и указать, что занятие, в соответствии с СанПиНом, длилось не более 40 минут. Прогулка длилась не менее 3-4 часов, опять-таки в соответствии с СанПиНом и так далее.

Такая форма очень удобна, так как позволяет отчитываться перед контролирующими органами. Сюда стоит включить и самостоятельную деятельность, и посмотреть сколько времени на нее тратится, и режимные моменты, прием пищи, сон. В зависимости от целей, которые ставит перед собой педагог, эту таблицу можно обобщить и продолжать дальше, подсчитывая длительность времени практически по всем режимным моментам. Это модель образовательного процесса в ДОУ на один день, то есть перечисляются практически все действия воспитателя, которые он проводит ежедневно и которые он обязательно должен помнить и учитывать.

Модель образовательного процесса в ДОУ на неделю

Следующая модель - это модель образовательного процесса в ДОУ на неделю. Данная модель имеет тесную взаимосвязь с сеткой занятий, она учитывает то, что включается в эту сетку. Но помимо занятий указываются и другие формы организации образовательного процесса в детском саду.

Рассмотрим на примере средней группы, как может выглядеть таблица. Среди форм организации образовательного процесса в детском саду есть уже привычные для педагога занятия, их ни в коем случае исключать нельзя, стандарт такие занятия предусматривает. Речь идет о недопустимости проведения в детском саду учебных занятий, построенных по типу учебного урока, на которых главную роль играет педагог, и на котором дети выступают в роли пассивных слушателей. Таких форм организации образовательного процесса в детском саду быть не должно. Это противоречит всем положениям возрастной психологии, педагогики, и положениям стандарта также не соответствует.

Занятия, как одна из форм интересной совместной деятельности педагога и воспитанников, еще долго будут оставаться в арсенале педагогов дошкольных учреждений, поскольку они этими формами уже хорошо овладели и используют их в организации образовательного процесса в детском саду.

Необходимо акцентировать внимание: педагогам надо уходить от учебной модели занятия, а занятия строить именно как совместную деятельность взрослого и ребенка и идти именно от детей, позволять им солировать на занятиях, а не себе, взять на себя только обобщающую функцию в большинстве случаев, но не забывать также о том, что элементы обучения могут также присутствовать. В таблице педагог указывает какие проводятся занятия: по познавательному развитию, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию, и каким образом воспитатели могут реализовать пятую область образования - социально-коммуникативное развитие в интеграции с другими областями, в других формах организации образовательного процесса в детском саду: беседах, работе мастерской, чтении художественной и познавательной литературы, экспериментировании, наблюдении, игре и так далее. Такая табличка действительно может помочь воспитателю в формировании модели образовательного процесса в ДОУ на неделю.

Модель организации образовательного процесса в детском саду на год

Модель образовательного процесса в ДОУ на год - это несколько расширенная сетка занятий, и выстраивать ее нужно в соответствии с вариативной программой, с ее рекомендациями по количеству занятий и с другими формами образовательного процесса, которые тоже указываются в методической литературе.

Модель образовательного процесса в ДОУ на год - это, по сути, название тематических недель или тематических образовательных проектов, которые педагоги реализуют в течение года. Вот эту модель образовательного процесса в ДОУ на один год можно назвать годовым календарным графиком, как этого требует положение закона и как этого требуют от педагогов различные контролирующие органы.

Пример: та же средняя группа, и в ней, конечно, больше всего присутствует тематических недель, но во второй половине года, особенно в летнее время. В летнее время организация образовательного процесса в детском саду не останавливается, она продолжается. Уже появляются тематические проекты, и в средней группе тоже. Педагог указывает разные тематические недели. Для подготовительной группы тематические недели чередуются с тематическими проектами. Того и другого хватает не только в летнее время, но и в течение всего года. Дети старшего дошкольного возраста уже более подготовлены и более способны в силу своих возрастных особенностей к реализации тематических проектов.

Основным организационным отличием тематической недели от тематического проекта является то, что в тематической неделе присутствуют все формы организации образовательного процесса в детском саду, включая занятия, а тематический проект предусматривает организацию образовательного процесса в детском саду без организационной формы занятий. В тематических проектах есть все, кроме занятий. Это и мастерские, и экспериментальная деятельность, и наблюдение, и продуктивная деятельность, разные ее виды, чтение познавательной литературы, чтение художественной литературы, специально подготовленные беседы с детьми, организованные беседы. Безусловно, широкое взаимодействие с семьями, реализация индивидуальных детско-родительских проектов. Но организационной формы занятий нет. Организационная деятельность построена совсем по-другому.



Образовательный процесс – профес-но организованный процесс развития и воспитания ребенка. Образовательный процесс ДОУ – организованное взаимодействие всех участников процесса по реализации образ-ой программы. Понятие «образов-ый проц.»в отличие от педаг-о процесса, шире по значению и по кол-ву участников. В центре образ-го проц. – ребенок, в центре пед. проц. – педагог.

Моделирование образ-го. проц . –представление о конечном результата обр-го @-а, разработка аналога пед.деят-ти с помощью мыслительного процесса. Модель образ. проц. – сформулированные по средством знаковых систем мыслительные аналоги, схематично отражающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Основой модели образ-го процесса выступает образовательная программа (стратегический документ, характер-й специфику целей, содержания образования и организацию образовательного процесса. Модели подразделяются на 3 вида: 1.описательные, дающие представления о сути, структуре элементов обр-го процесса;2. функциональные, отображающие обр-й процесс в системе его связей с соц.средой; 3. прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния обр-го процесса. Модель обр-го процесса доу – проф-но схематизированная хар-ка особенностей обр-ной работы, в которой учитывается стиль обр-ной работы, позиция педагога, хар-р организации предметной среды. На сегодняшний день в практике дош-го обр-я исп-ся модели обр-го процесса (Н.Я. Михайленко) 1.учебная модель-классическая. Ее истоки заложила А.П. Усова. В наст. время сторонницей этой модели выступает Л.М.Кларина. Знания сообщаются детям регламентировано, по логике предметов. Позиция взрослого-учительская. Форма орг-ции занятий-фронтальная. Модель имеет место при работе по прогр. Васильевой. Совершенствование модели представляет использование игровых приемов, мотивация. «+»: систематичность, наличие генеральной линии, доступность, соответствие проф.подготовке воспитателей. «-»: школьная тревожность, регламентация детской активности. 2.комплексно-тематическая модель: Декроли предлагал учитывать интересы детей, создавать центры по интересам. Образование строится по тематическому принципу. Темы проецируются на интересы детей. Позиция взрослого менее жесткая, партнерская. Допускается произвольный выбор тем. «+»: простор для детской активности, творчества. «-» отсутствие систематичности образования. 3.предметно-средовая: идея принадлежит Монтессори. Образование, его содержание проецируется через предметы, пособия среды, опосредованно. Взрослый задает направление образования подбором оборудования среды, исп-т функциональные помещения(для конструирования, для театрализованной деятельности) «+»:психотерапевтич. эффект. «-»: сужение обр-го поля, многие пособия изгот-ся вручную. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова предложили сборную модель, или блочное построение обр-го процесса.1 блок- спец-но организованные занятия. Здесь реализуется учебная модель. Основные задачи: освоение форм знакового мышления, развитие произвольности психологических процессов, формирование реалистической оценки себя. 2 блок- совмест.деят-ть воспитателя и детей. решаются задачи развития культуры чувств, воли, способности к планированию своей деятельности, знакомства с окружающим миром. Используются разные виды игр, продуктивная деятельность, приобщение к разным видам искусств, праздники, развлечения, конкурсы. Реализуются принципы комплексно-тематич.модели. 3 блок- самостоятельная деят-ть, создаются условия для развития творческих способностей самовыражения. реализуются принципы предметно-средовой модели. Концепция дошкольного воспитания (1989) об обновлении моделей образоват-го проц. В ДОУ: «Существующая учебно-дисциплинарная модель, где центром пед. проц. являются фронтальные занятия, по типу школьного урока…игра как основной вид дет-ой деят-ти ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. Заменить существующую модель на личностно-ориентированную, ее основной принцип: не рядом, не над, а вместе!».Концепция целостного развития р-ка (А.В. Петровский, М.В. Крухлет, Н.А. Короткова) . при определении содержания образовательных программ, разработке педагогических технологий необходимо исходить из физ, псих, познават особенностей детей, ориентироваться на «зону ближайшего развития». Освоение р-ком позиции субъекта требует специальной пед. технологии, суть которой в развертывании перед реб палитры разнообразной детской деят. и переводе воспитанника на позицию субъекта в целях развития индивидуальности. Н.Б. Крылова, Н.И. Иванова, Д.Б. Маханева предлагаютстроить обр-ый @ в ДОУ как открытую систему. Крылова «Д/с – Дом радости» - предлагает строить обр-ый @ по интересам ∆, с использованием спец помещений д/разных видов д-ти. В наст.вр-я существуют более 30 прогрм Д/с, имеют специфику, н-р, «Успех». В ФГТ (2009г) предлагается 2 блока в структуре обр-го процесса доу: совмест. деят-ть педагога и детей, самост.деят-ть детей. В ФГТ предлагается строить обр-й процесс по событийному принципу, когда все участники включаются в большую игру-проживание, содержащую ряд игровых событий, связанных сюжетно тематикой. В основе лежит комплексно-тематический принцип, который связан с интеграцией содержания дош-го обр-я. Интеграция предполагает объдинения содержания и организационных форм, различных видов деят-ти. Образоват. процесс будет строиться по типу проекта. Проект-способ организации обр-го процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействие с окр.средой, поэтапная практич.деят-ть по достижению поставленной цели.



В ФГОС 2013 года дается определение понятия групп, указывается что в ДОО м.б. такие группы:

Общеразвивающей направленности, компенсирующей (напр. логопедич группа), оздоровительной (для часто болеющих детей) , комбинированной (дети с отклонениями и обычные дети), группа детей раннего возраста: 1) обеспечивающую развитие, присмотр, уход, оздоровительное воспитание от 2 мес – до 3 лет

2) группа по присмотру и уходу без реализации ООП, обеспечивающий комплекс мер по организации питания; хозяйственно бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены, режима.

3) семейные группы

В ФГОС отмечается что образовательный процесс должен включать непосредственно обр деятельность, обр деятельность в режимных моментах, взаимодействия с семьями

Т.О. Моделирование обр-го проц. претерпевает изменения в соответствии с требованиями времени. В настоящее время дош-е учреж-я Г. Магнитогорска и Чел. Обл. проживают переходный период к реализации ФГТ.

11 Концептуально – теоретические основы построения предметно – развивающей среды .

В ФГОС используется понятие обр среда

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специальным организуемым пространством(помещением и участком), материалами, оборудованием и инвентарем для развитии детей в соответсвии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей, коррекции недостатков их развития

В ФГОС в группах требований к условиям реализации ООП отдельно выделяют требования к развивающей предметно пространственной среде:

Среда должна иметь условия для инклюзивного образования

Должна учитывать национально – культурные, климатические условия

Должна быть насыщенной для всех видов деятельности и для всех возрастов

Трансформируемость, т. е. изменение среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей

Полифункциональных материалов среды

Вариативность среды: наличие различных пространств и периодическая сменяемость

Доступность среды в том числе для детей инвалидов

Безопасность среды

Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. С.Л. Новоселова: предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Понятие предметно-развивающая среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошк-го воспит-я, исследов-я же в этой области были начаты значительно раньше. С выходом типового проекта построения Д/С-ов (1932 г.) ставится вопрос о групповом оборудовании, об орг-ции жизненного пространства ∆, к-ое называлось уголками, зонами. Научная разработка предметно-игрового оборудования началась с открытием НИИ дошк-го воспитания в 1960 г. Большой вклад внесли в создание сис-ы развивающих игрушек и дидактических пособий С.Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков (1968 г.). К середине 1970-х гг. были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогич-я классиф-ция игрушек, созданы развивающие модульные игровые среды, конструкторы, сис-а развивающих игрушек д/∆ раннего возраста (Г.Г. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичине, Е.В. Зворыгина). Во 2-ой половине 1980-х гг. была разработана концепция и действующая сис-а «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой. В 1990-х гг. ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова). Особое внимание организации предметно-развивающей среды уделяется в программах «Развитие», «Радуга», «Истоки» и др. Теоретическая основа постр среды – концепция постр. Раз. Среды под ред. Петровского, в ней получили дальнейшее развитие осн идеи общей концепции дошкольного воспитания, применительно к условиям жизни детей в ДОУ, сформулированны принцыпы. Авторы считают, что непременным условием построения является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия. В исследовании С.Л. Новоселовой определены псих требования к построению развивающей среды:среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности;необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности;среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм:соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад; учет всех направлений развития ребенка;разнообразие сред, их рациональное расположение; обеспечение богатства сенсорных впечатлений;обеспечение самостоятельной индивидуальной деят; обеспечение возможности для исследования, поисковой деят, экспериментирования; доступное расположение предметов и пособий в соответ с возрастом детей; создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости - закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей. При моделировании среды учит. Параметрыее постр: пространство; время; предметное окружение; социальное окружение.Время - важнейший. характерно: строгая временная последовательность разных видов жизнедеятельности; оптимальное сочетание трех блоков образовательного процесса (занятия, совместная деят, самостоятельная деят); достаточное количество времени для общения в различных схемах: «Я - Я», «Я - воспитатель», «Я - другие». «Я - все дети»Предметное окружение включает: соответствие программе; предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень совр мира; предметы должны нести информацию и стимулировать поиск.Социокультурное окружениедает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.ТО, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды. включает:активную, преобразовательно-творческую роль воспитателя в создании среды; включение детей в создание и украшение среды; обучение детей навыкам проектирования среды; обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.ТО: построение предметно-развивсреды предполаг опору на личностно-ориентиров модель взаимодействия между взрослыми и детьми.

Параметры среды: 1) время, т.е. строгая временная последовательность разных видов деятельности. Отведение времени для общения в различных схемах: я –я, я – воспитатель, я – друг, я – все дети.

2) пространство: учет особенностей, пространства группы, лабиринтность, гибкость и мобильность обстановки, сочетание целого и частей(ценры, лаборатории)

3) социо – культурное окружение: в среде должны быть предметы, отражающие быт региона, особенности труда взрослых, предметы народного декоративно – прикладного искусства

Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деят детей, целям воспитания и обучения, основным принципам проектно-дизайнерского и культуры, а в будущем требованиям ФГОС