Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Физическое развитие новорожденного по месяцам. Развитие ребенка по месяцам

Физическое развитие новорожденного по месяцам. Развитие ребенка по месяцам

В этой статье:

Как развивается малыш от 0 до 12 месяцев.

Вот вы и стали родителями. Для кого-то в первый раз, а кто-то уже знаком со всеми периодами жизни малыша. В любом случае, появление ребенка в семье это огромная радость. Вы видите, как он растет и развивается, с каждым днем учится новому, преподносит вам сюрпризы. Первые 4 недели могут стать тяжелым испытанием, но дальше вы будете наслаждаться новым статусом - родители.

У малыша с каждым месяцем появляются новые навыки, умения. Развивается его нервная система, крепнут кости. Уже скоро он начнет общаться с вами на своем, забавном, языке. Здесь важно ничего не упустить и наблюдать развитие ребенка до года по месяцам самим, посещать педиатра. Спокойная атмосфера дома, любовь родных, хорошие питание и правильные игры помогут ему еще быстрее начать делать первые шаги.

Счастье приходит в дом с ребенком

Ваш малыш попадает домой после роддома. Конечно, все уже готово - вы купили и собрали кроватку, подготовили детскую, купили игрушки и одежду. Все это дожидается своего маленького хозяина. Ваша квартира на долгое время станет для него целым миром. Он будет учиться ходить, держась за стены и стулья, возможно, разрисует обои. Здесь кроха получит свои первые знания о мире, коммуникации с людьми и животными, если они есть.

Ваш дом должен быть безопасным и уютным для того, чтобы принять нового жильца. Но, о том, как подготовить комнату малыша и вообще всю квартиру - это другая тема. Сейчас главное, что именно здесь вы будете наблюдать за его развитием. День за днем, месяц за месяцам он из новорожденной крохи будет превращаться в маленького человечка, а потом - во взрослого.

Правильное развитие: физическое и психическое

Врачи, педиатры и психологи составили график развития малыша по месяцам. Так, от 0 до 1 года он постоянно меняется. Ели вы хотите помочь ему развиваться быстрее, то отслеживайте, что происходит с ним сегодня.

0

Первые дни после рождения. Малыш только спит и кушает. Он может даже спать во время кормления, тут срабатывает сосательный рефлекс. Мама кормит его, не отходит от
кроватки. Первый месяц многим дается тяжело, ведь нужно полностью поменять свою жизнь. Ребенок спит по 20-22 часа в сутки, а в остальное время плачет, ест, его нужно купать.

В этот период дитя нуждается в постоянном контроле. Врач или медсестра из поликлиники должны приходить к вам домой 1-2 раза в неделю. Следите за этим. Ваша задача сейчас - сделать все для его комфортной, безопасной жизни.

Рекомендуется кормить только материнским молоком. Сейчас - это самое лучшие питание, ведь в нем нет ничего лишнего, сплошная польза. Все витамины, микроэлементы для первых дней жизни, развития иммунной системы. Ребенок постоянно спит, но внутри идет активная работа - организм перестраивается, все системы впервые пробуют работать слаженно. Если нет возможности кормить молоком - вместе в врачом подберите самую подходящую смесь.

Гулять на улице можно, начиная с третьей недели. Очень осторожно, только если хорошая погода. В холодное время, мороз, лучше не выносить такого маленького ребенка улицу. Просто хорошо проветривайте помещение.

1

Первые 28 дней позади. Теперь уже становится легче. В 1 месяц для малыша становится проще следовать режиму. Он все еще очень много спит, почти по 20 часов каждый день. У ребенка просыпается интерес к тому, что его окружает. Пока что - это кроватка или манеж. Подвешивайте красивые игрушки на колыбельку, они привлекают его внимание. Лучше всего, если на стенах будут картинки или цветные обои. Так малыш научится воспринимать цвета.

Своих родителей он уже может узнавать. Маму - по запаху. Она ближе всего к нему, уже умеет успокаивать. Малыш помнит очертания ее лица и фигуры. В это время следите за тем, кто приходит в ваш дом. Лучше всего - только близкие люди. Сейчас ребенок уже окреп, его иммунная система научилась противостоять простейшим угрозам. Встреча с серьезным вирусам ему еще «не по зубам».

Теперь кормить ребенка нужно 9-10 раз за день. Вы можете так распределить время кормления, чтобы ночью малыш дольше спал. Например, последнее кормление в 23-24:00. Тогда следующее можно проводить уже утром. Так вы поможете ему войти в режим дня и ночи.

Кроха уже делает первые попытки исследовать мир. тянется ручками, учится поворачивать головку. Его могут привлекать разные предметы, но он еще не может взять их ручкой. Уже скоро мелкая моторика разовьется достаточно.

2

Второй месяц - время первых эмоциональных реакций. Ребенок улыбается маме, когда видит, слышит ее голос. Это очень приятно для любой мамочки - наконец-то она получила
эту награду за свои старания и бессонные ночи. В этом возрасте ребенок уже приобретает собственные черты, его личико и тело меняются. Он становится более подвижным, если взять на руки.

Врачи советуют не оставлять его долго лежать на одном месте. Берите на руки, носите по комнате. Малыш еще не осознает происходящее, но ему явно нравится перемещаться. Однообразный пейзаж будет тормозить развитие. Даже в таком юном возрасте можно показывать ему книжки с яркими картинками, больше разговаривайте.

Пока что, мама и папа - самые близкие и знакомые люди. Чужих он может бояться, плакать, если его пытаются взять на руки. Теперь у малыша больше времени на исследование мира. Сон занимает всего 16-17 часов, все остальное время он активен.

Теперь и маме легче. Она хорошо понимает его жесты и звуки, гримаски. У малыша и мамы налаживается особая, необъяснимая связь без слов. Если в семье любовь и взаимопонимание, то такое состояние может продлиться очень долго.

3

Время колоссальных изменений! Начнем с того, что взгляд ребенка становится более осмысленным. Он целенаправленно рассматривает предметы, вглядывается в лица людей. Теперь он узнает не только маму с папой, но и других членов семьи, которые часто приходят в гости. Улыбается с радостью, когда чувствует, что на него обращают внимание.

Ребенок растет, крепнет его скелет. Теперь уже может держать головку, ловко поворачивает ее, следит за движениями взрослых. Кроха слышит разговор взрослых, но говорить еще не может. Его попытки - отдельные звуки. Так он участвует в разговоре, привлекает к себе внимание.

Важно, чтобы на третьем месяце малыш мог уверенно совершать хватательные движения. Взять игрушку, например. Он еще не может взять ее двумя-тремя пальчиками, но целой ладошкой - пожалуйста. В этот же период ребенок начинает все тянуть в рот. Следите, чтобы опасных предметов или лекарств не оставалось там, где он находится.

Три месяца - начала работы системы координации движений. Он ищет баланс тела, перекатываюсь по кроватке. Помогите ему почувствовать свои ручки и ножки - делайте простой массаж.

4

В 4 месяца ребенок все еще спит по 16-17 часов, зато его сон становится крепче. Его сон становится взрослым, глубоким. Ночью он может 6 часов проспать без проблем. Это дает маме и папе возможность отдохнуть, войти в привычный ритм жизни. За это время уже привык к режиму питания, с радостью ждет маму в определенное время.

Что очень важно, в 4 месяца ребенок запоминает свое имя, откликается на него. Другие слова тоже вызывают у него быстрые ассоциации. Вам становится проще общаться, ведь теперь он может показать что-то жестами, попросить пить, например. Предметы, игрушки и люди делятся на «любимые» и «нелюбимые». Малыш поменяет свое мнение много раз, поверьте и не расстраивайтесь, если на вопрос «любишь бабушку?» он будет уверено отвечать «нет».

Кушает все еще грудное молоко. Сейчас его достаточно, прикормка еще не нужна. Правда, для малыша стол и рацион взрослых вызывает интерес. Он ко всему тянется. Разрешается дать ему попробовать что-то, например, мягкое печение. Есть он не станет, но интерес удовлетворит.

5

Становится активнее и общительнее. Может узнавать людей на фотографиях, узнает себя. В этот период чаще подносите его к зеркалу - малышу полезно разглядывать себя, вас. Он радостно общается с теми, кого видит часто. Новые люди все еще вызывают беспокойство. Не стоит давать его на руки человеку, которого он боится. Все закончится длительным плачем.

Все больше интересует малыша движение. Он ползает по кроватке, крутится, старается за все ухватиться ручками. У детей в этом возрасте невероятная гибкость. Может пососать пальчик ноги без проблем. Эта гибкость сохранится еще какое-то время. Именно она означает, что кости все еще не окрепли для того, чтобы встать. А вот приподниматься на руках он пытается все чаще.

Радостная новость для усталых мам. Теперь, хотя бы минут на 15-20 его можно оставить в кроватке или манеже. Его занимают игрушки, он уже может играть самостоятельно, без вашей помощи. Конечно, скоро ему станет скучно, он опомнится, что потерял маму из виду. Но, это уже большой прогресс в сторону самостоятельности.

6

6 месяцев или полгода - солидный срок для маленького человечка. Теперь его можно сажать за детский стульчик, позвоночник уже крепче, выдержит сидячее положение. Если пустить его поползать по полу, малыш будет в восторге. Может спокойно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Потихоньку вводите прикормку, ведь ему будет нужно больше еды и калорий.

Начинается период активного развития речи. Простые звуки и слоги он повторяет за вами, постоянно что-то говорит. Он уже придумал простые названия для своих игрушек,

предметов. Мамы быстро выучивают этот язык, могут болтать с малышом - обоим понятно.

Теперь крошка не просто берет игрушки, а выбирает. Может перекладывать из одной руки в другую - это важно сейчас, задействовать для игры обе ручки. Очень скоро он сможет совершать мелкие движения пальчиками. Обе руки должны быть равномерно развиты для этого.

Теперь малышу достаточно всего 14 часов сна, днем он почти все время активен. С этого возраста можно включать ему телевизор, но не более 30 минут в день. Это может быть мультик, программа для детей. Сейчас много таких каналов, предлагающих короткие развивающие сценки. Это займет его и расширит кругозор.

7

Время исследования начинается! Вам придется прятать все острое, несъедобное и опасное, потому что в доме появился неутомимый «ползун». Малыш открывает дверцы шкафов (научился от взрослых), достает вещи. Необходимо все трогать, рассматривать. К некоторым вещам он проявляет особый интерес. Эмоциональная сфера позволяет ему уже испытывать искреннее удивление чем-то.

Поощряйте его эмоциональные реакции. Научите выражать их словами, улыбкой, смехом. Теперь его смех становится более осмысленным, он понимает простые шутки. Ребенок

способен сам делать что-то забавное, чтобы окружающие похлопали, похвалили его. Похвала - отлично, но пришло время запретов.

Нужно обязательно научить кроху словам «нельзя», «нет», «не трогай!». Совсем скоро он сможет ходить сам, а значит, повторять их придется каждые пару минут. Запреты - неприятная тема, но тут нужно проявить строгость. Ребенок научился преодолевать препятствия, а значит, становится мало мест, куда не сможет добраться сам.

Он все дольше спит ночью - 12-13 часов достаточно. Иногда требуется ночью покормить ребенка. Некоторые же спять до утра. Обязательно укладывайте его днем спать на 1-2 часа. Очень активный период роста, постоянное движение. Если не отдохнуть днем, то к вечеру начнет капризничать. Речь становится все более богатой.

8

В этом возрасте он гораздо самостоятельнее, чем был еще пару месяцев назад. Ребенок сам занимает сидячее положение, легко встает. Ему интересно играть, сидя на полу. Машинки, куклы, игрушки - все это разложено там, где он проводит свой досуг. Мама может оставлять его в комнате на 20-25 минут. Эта комната должна быть безопасной: никаких проводов, острых углов, опасных предметов. Тогда вы можете оставить его на полчасика одного. Это полезно, развивает фантазию.

Ребенок уже запомнил некоторые простые действия. Он может махать ручкой на прощание, улыбаться приходящим. Теперь больше выбора в плане общения. Если есть сверстники,
то коммуникации налаживаются быстрее - он учится делиться игрушками, иногда уступать в играх. Общение с другими детьми должно приносить радость, а не агрессию. Если он бьет других, отбирает игрушки, необходимо отучать его всеми способами.

Нужно все меньше материнского молока, но исключать их рациона пока рано. Иммунная система окрепла, теперь она справляется со многими внешними угрозами. Укреплять иммунитет можно свежими фруктами, молочными продуктами. Сейчас лучше давать мягкие фрукты или пюре из них.

На сон будет уходить до 10 часов ночью, причем, спит не просыпаясь. Днем хватит 2-3 часов для отдыха. Активный малыш много времени проводит играя, ползая. Ему нужно отдыхать. Днем укладывайте его 2-3 раза.

9

9 месяцев он провел в животике мамы, а теперь прошло столько же уже вне. Конечно, ваш ребенок еще совсем кроха, ему нужны внимание, забота и ласка родных людей. Радует то, что с каждым днем он набирается новых знаний. Самостоятельное изучение мира - вот что его притягиваете. Мама и папа много чего запрещают, а ему хочется везде забраться, все потрогать. В это время малыш начинает делать первые попытки встать. Конечно, еще вряд ли получится.

Малыш часто просит, чтобы его водили, держа за руки. Ходьба для него становится новой целью, к которой он сам стремится. Некоторые дети в 9 месяцев уже могут стоять без помощи взрослых, пытаются делать первые шаги. Кости у всех развиваются с разной скоростью - давайте ему больше молочных продуктов, фруктов и овощей, богатых кальцием.

Ночью спит 10 часов, не просыпается. Очень редко дети 9 месяцев просят молока или поесть, если просыпаются. Его уже можно переводить в детскую комнату, если до этого ребенок спал с вами. Днем на отдых отводите 1,5-2 часа обязательно. Развивается его эмоциональная сфера, работает память. Это большое умственное напряжение для ребенка. Он уже узнает людей по именам, может показывать на выбранного человека, если вы произнесете его имя.

10

Наступает время, когда в доме появляется «маленький помощник». Желание подражать родителям очень сильно. Он хочет помочь вам. Складываете вещи? Он тут, пытается собрать свои майки и трусики, неумело разбрасывает их по комнате. Вытираете посуду? Малыш просит дать ему тоже чашечку и полотенце. Не пресекайте эти его порывы. Много чего будет испачкано, разбито или помято, но это бесценный опыт.

Ребенок понимает, что может выполнять такие же действия, как взрослые. Для него сейчас не очень-то видно различие между вами. Подражание доходит до смешного: ребенок берет телефон, начинает имитировать разговор с интонациями мамы. Его речь уже более осмысленная, знает отдельные слова.

Он уже достаточно развит, чтобы выбирать. Вы можете предлагать ему выбрать молоко или сок, яблоко или персик. Появляются продукты-фавориты. Главное тут, не потакать его желаниям. Детям, конечно, захочется есть только клубнику. Нужно сбалансированное питание, а не только любимые продукты. Старайтесь заинтересовать его, кушайте вместе.

Спит он уже хорошо, свои 10-11 часов в сутки проводит в покое. Крепкий глубокий сон радует родителей. Наконец-то наступает время и вам выспаться. Днем спит не охотно, ведь столько всего хочется сделать.

11

Теперь уже почти взрослый, не так ли? Мозг активно развивается, хочется все узнать, понять. Детей сейчас интересуют кипящие кастрюли и чайники, бибиканье автомобиля на улице, разная крупная техника. Он с радостью будет общаться с животными. Кстати, многие педиатры считают, что наличие животного в доме помогает развиваться ребенку. Если нет аллергии, то кошка или собачка станут отличными друзьями по играм.

Сейчас очень важно - речь. Он должен уметь выговаривать простые слова, иногда - коротенькие фразы. Речь должна быть окрашена эмоциями, а не монотонной. Радость или обида, грусть, просьба, страх - все это 11 месячный малыш уже может демонстрировать голосом и жестами.

Обычно дети хорошо спят, если на ночь едят что-то легкое. Можно давать отвары шиповника или листьев смородины. Они успокаивают его, подготавливают ко сну. Рекомендуются ванночки с эфирными местами. Ощущения от теплой воды всем нравятся, ребенок брызгается, играет, смеется. Брызги и игры в воде развивают мелкую моторику с одной стороны, с другой - расслабляют мышцы.

12

Вот вам и исполнился годик. Скорее всего, ваш малыш уже может вставать, самостоятельно делать несколько шагов. У него впереди очень много открытий, интересных моментов. Родителям обязательно нужно быть рядом, ведь только они могут защитить, объяснить и направить малыша. Теперь его развитие пойдет быстрее, ведь основные навыки он уже получил.

У него есть индивидуальный характер, любимые игры, свои названия для вещей. Дальше - целый мир неизведанного. После 12 месяцев родители должны подумать, как они могут помочь ему развиваться быстрее?

  • прогулки в парке;
  • знакомство с другими детьми, походы в гости;
  • развивающие группы для малышей;
  • собственные ноу-хау;
  • интересные игры и книги.

У вас масса возможностей сделать каждый новый день ребенка интересным.

Рост и Вес по месяцам

Вес и рост являются важными показателями, хотя могут варьироваться. Здесь многое зависит от генетики родителей. Высокие, склонные к полноте передают свои гены детям, так и худые, миниатюрные родители наделили этими качествами малыша.

Нижняя граница и ближнее значение, чаще всего, для девочек. Они всегда немного легче и меньше. Мальчики наоборот, стремятся к верхней границе значений. Но, опять же, все очень индивидуально.

Рост и вес малышей по месяцам

Месяц Рост см. Вес гр.
1 50-57 3800-4600
2 52-61 4500-5600
3 54-64 5200-6400
4 56-67 5800-7200
5 59-69 6300-7800
6 61-71 6800-8400
7 63-73 7300-8900
8 67-75 7600-9400
9 70-76 8000-9800
10 71-78 8400-10300
11 72-79 8700-10600
12 74-80 9000-10900

Ваш ребенок - уже удивительный, отдельный человечек. Конечно, он будет идти по своему собственному пути в жизни. Сейчас ваша задача сделать все, чтобы его первые шаги прошли с улыбкой.

Ребенок растет, и у него развиваются определенные умения. Однако модели отличаются друг от друга, поэтому навыки у них могут быть разными.

На последующих страницах приведены различные характеристики и умения, которые формируются у большинства моделей к установленному времени. Если данные вашего ребенка не соответствуют средним параметрам, не волнуйтесь! Диапазон характеристик довольно широк, и отклонение от стандартных значений не влияет на возможности малыша. Заметьте, что развитие одних умений не зависит от развития других; некоторые модели начинают рано ходить, но поздно говорить. Если у вас все же возникли вопросы по формированию определенных характеристик, обратитесь к медицинскому специалисту.

Грудничками принято называть детей от 4 недель до 1 года. К особенностям этого периода можно отнести интенсивное физическое, психическое и интеллектуальное развитие. В среднем рост ребенка увеличивается:

  • за первые 3 месяца на 9 см;
  • с 4 по 6 месяц - на 7-7,5 см;
  • с 7 по 9 месяц - на 4,5-6,0 см;
  • с 10 по 12 месяц - на 3 см.

То есть в среднем за год прирост составляет 24-27 см. Вес малыша к 4-5 месяцу в среднем увеличивается вдвое, а к году - втрое от изначального (первые полгода ребенок прибавляет ежемесячно примерно по 800 г).

Такое же скачкообразное бурное развитие происходит и в совершенствовании двигательных функций - вначале совершенно беспомощный ребенок, реагирующий на раздражители внешнего мира в основном рефлекторно, прогрессирует за год до умения самостоятельно ходить и совершать различные действия с игрушками.

Из-за недостаточно развитого пищеварительного тракта у грудничка часто случаются различные желудочно-кишечные расстройства. После 4 месяцев обычно начинают помимо материнского молока давать ребенку прикорм, в результате чего изменяется состав и свойства его пищеварительных соков и начинает меняться процесс переваривания пищи.

Бурное развитие организма малыша в первый год жизни становится серьезной нагрузкой на стабильность обмена веществ, именно в этот период велика вероятность развития анемии или рахита.

Недостаточно развитый иммунитет, а также особенности строения дыхательной системы грудничка - узкие неразвитые ходы носа, трахеи, бронхов, незрелость тканей легких - может стать причиной частых простудных заболеваний (грипп, ОРВИ, бронхиты).

Родителям стоит обратить на эти аспекты особенно пристальное внимание и начать заниматься с грудничком закаливающими процедурами и оздоровительным массажем.

Особенности физического развития

Кожа грудничка очень нежная, чувствительная, ее легко поранить; роговому слою, который выполняет защитную функцию, и кислотной оболочке кожи еще предстоит сформироваться. Поэтому патогенные микроорганизмы, грибки, бактерии намного опаснее для малыша, чем для взрослого.

Повышенная упругость кожи объясняется большим содержанием воды, а вот сальные железы еще развиты слабо и поэтому кожа малыша склонна к пересушиванию.

В связи с резким нарастанием массы тела в первые годы жизни, подкожно-жировой слой также увеличивается, и необходимо следить за весом ребенка, чтобы не допустить первых признаков ожирения.

Постепенно соединения костей черепа становятся более прочными. Закрываются роднички - к 1-2 месяцам малый, а примерно к году - большой. При некоторых патологиях обмена веществ происходит слишком раннее зарастание родничков, что может вызвать сжатие и последующую деформацию головного мозга, что при некоторых дополнительных неблагоприятных факторах может способствовать гидроцефалии.

Первые зубы начинают прорезываться в 6-8 месяцев. Сначала появляются 2 нижних, потом 2 верхних зуба. Затем прорезаются еще 2 зуба на верхней челюсти, по бокам от предыдущих верхних, а после них - 2 нижних по бокам от двух предыдущих нижних. К году у ребенка должно прорезаться 8 зубов, появление которых обычно сопровождается небольшим недомоганием, бессонницей, незначительным повышением температуры. Родителям не стоит придавать этому чрезмерное значение - такие симптомы сопровождают появление зубов практически у всех здоровых детей. Сбивать температуру, если она ниже 38 °С не следует, это защитная реакция организма. Чтобы облегчить прорезывание, давайте ребенку специальное силиконовое или резиновое колечко, игрушку.

С развитием дыхательной системы увеличивается объем легких и глубина дыхания. До года у грудничков на один вдох должно приходиться три удара пульса. В минуту частота вдохов-выдохов должна составлять:

  • до 3 месяцев - 40-45;
  • 4-6 месяцев - 35-40;
  • 7-12 месяцев - 30-35.

Масса сердца также стремительно увеличивается, частота пульса постепенно уменьшается примерно до 125 ударов в минуту (к году). А вот артериальное давление, напротив, медленно увеличивается.

Особенности развития органов пищеварения - до года они еще недостаточно функционально зрелые. До 4-5 месяцев ребенка желательно кормить материнским молоком. Потом желательно постепенно давать прикорм в виде каши, фруктовых пюре, соков, творога. Когда вы даете ребенку новый продукт, внимательно следите, не возникает ли у него аллергической реакции в виде зуда, покраснения, сыпи, и как ребенок переносит новую пищу.

До двух с половиной месяцев поза покоя, вполне физиологична. Но позже она сохраняться не должна; если ребенок продолжает так лежать, необходима консультация невропатолога.

Психомоторное развитие - от месяца к месяцу

Своеобразные «маркеры здоровья» для каждого месяца первого года жизни ребенка, которые свидетельствуют о том, что ваш малыш развивается нормально, новорожденный

  • проявление эмоций - малыш почти постоянно спит, просыпается только от голода или когда мокрый;
  • зрение - реагирует на яркий свет, жмурится или направляет взгляд к источнику света;
  • слух - реагирует на громкий звук, при резком шуме или грохоте моргает или вздрагивает;

Первый месяц

  • проявление эмоций - при направленных к нему словах и жестах родителей приоткрывает рот, демонстрируя внимание (так и называется - ротовое внимание);
  • зрение - пытается задерживать взгляд на каком-нибудь предмете или лицах родителей, пытается следить за движением предметов, зажмуривается при ярком свете, периодически возникает косоглазие;
  • слух - несколько секунд может сосредотачиваться на звуке, при резком шуме мигает;
  • речевые навыки - пытается произносить первые звуки похожие на небные «г», «к»;

Второй месяц

  • проявление эмоций - малыш начинает улыбаться при общении с родителями;
  • зрение - преходящее косоглазие может сохраняться, пытается рассматривать лицо мамы, может следить за движением в горизонтальной плоскости;
  • слух - начинает поворачивать голову к источнику звука;
  • речевые навыки - начинает гулить;

Третий месяц жизни

К концу третьего месяца:

  • проявление эмоций - улыбается при виде родителей или яркой игрушки, реагирует на их действия движением, голосом;
  • игровая деятельность - внимательно изучает свои руки;
  • зрение - может рассматривать определенный предмет, лежа на животе, следит за движением предметов, сочетая движение глаз и головы;
  • слух - реагирует на источник звука;
  • речевые навыки - уже пытается подражать интонации обращенной к нему речи, гулит напевно, мелодично;

Признаки осложнений : если по истечении 90 дней жизни у ребенка присутствуют следующие характеристики, рекомендуется обратиться к медицинскому специалисту.

  • У ребенка косоглазие.
  • Он не может следить глазами за передвигающимися объектами.
  • Малыш не реагирует на громкие звуки или голос пользователя.
  • Ребенок никак не использует свои руки.
  • Он не может держать головку.

Каждая мама после рождения малыша хочет быть уверена, что её кроха развивается правильно, своевременно овладевает различными навыками и соответствует возрастным нормам развития. О последних хотелось бы сказать отдельно. С одной стороны, на форумах и в социальных сетях очень популярным является выражение, что «ребенок никому ничего не должен», «когда будет готов, тогда и пойдет/сядет/заговорит и т.д.». В то же время, в окружении молодой мамы всегда найдутся «доброжелатели» в виде соседок, родственников и других мам, которые будут рассказывать — «а мой в вашем возрасте уже хорошо ходил/говорил/ ».

Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.

Самое главное, что хочется отметить, – нет однозначных норм, в каком возрасте должен появиться определенный навык. Есть промежуток в возрасте «от» и «до», в котором какой-то навык появляется у 95% здоровых детей. Эти промежутки были определены путем наблюдения за большим количеством детей и теперь приняты как нормативный критерий.

Так, например, в отношении основных двигательных навыков Всемирная Организация Здравоохранения выделила «окна» – промежутки, когда ребенок должен освоить конкретный навык.

Если малыш укладывается в возрастные нормы, но при этом вас все же что-то смущает – проконсультируйтесь у специалиста. Врач будет ориентироваться не столько на нормативы, сколько на наличие/отсутствие рефлексов новорожденности, состояния черепных и других нервов, массу тела, тонус мышц, подвижность суставов и т.п. Другими словами, оценит, имеет ли организм малыша все ресурсы для овладения тем или иным навыком.

Ниже представлены навыки и порядок их возникновения у большинства детей соответствующего возраста. подробно рассмотрены в отдельной статье, поэтому здесь мы о них упоминаем вскользь.

1 месяц

В возрасте 30 дней после рождения кроха уже многое умеет:

  • Лежа на животе на пеленальном столике или другой твердой поверхности, приподнимает голову и пытается ее удержать непродолжительное время.
  • Фокусирует взгляд на лице, которое приближается на близкое расстояние.
  • Прекращает плакать и прислушивается, когда мама берет на ручки и начинает с ним разговаривать. Таким образом малыш отвечает на общение и концентрирует свое внимание на взрослом. Плач может возобновиться, если причина дискомфорта не будет устранена.
  • Малыш, кроме плача, уже может издавать и другие звуки. Обычно это короткие гортанные звуки в ответ на речь взрослого.
  • Движения ручками и ножками становятся симметричными. Выражен тонус мышц – сгибателей. Другими словами, при разгибании ножек и ручек малыша вы чувствуете небольшое сопротивление.
  • Начинает улыбаться при общении со взрослым и корчить гримасы при ярком свете, резком звуке, ветре, резком запахе или вкусе.
  • Держит кулачки сжатыми и подносит их ко рту.
  • Кроха способен сосредоточить свой взгляд на неподвижном ярком предмете и следить за ним, если предмет плавно и медленно перемещают.

Интересные игры и идеи по развитию крохи в 1 месяц смотрите .

2 месяца

  • Лежа на животе, поднимает головку все выше и, в конце концов, может длительно удерживать её под углом 45 градусов. Кроме того, малыш хорошо держит головку в вертикальном положении на ручках у мамы (до 1 минуты), а в положении сидя головка все еще «падает» набок.
  • Кроха поворачивает голову в сторону и старается найти глазами источник звука.
  • Начинает подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, лицо, игрушку.
  • Крик становится выразительным, и его интонация сменяется в зависимости от причины.
  • Учится поворачиваться с бочка на спинку.

Как развивать ребенка в 2 месяца читайте в .

3 месяца

  • Мышцы малыша уже немного окрепли, и он способен приподнять голову и весь плечевой пояс, опираясь на локти и предплечья. Удерживать себя в такой позе кроха может до 2-3 минут.
  • В 3 месяца появляется «комплекс оживления», о котором мы подробно говорили .
  • Ребенок плавно следит за перемещающимся предметом и может долго и сосредоточенно рассматривать неподвижный предмет, который его заинтересовал. При разговоре, сосредотачивает все внимание на взрослом и ищет глазами говорящего в пределах комнаты.
  • Успокаивается под мелодичное пение мамы.
  • Малыш рад и способен удерживать легкую, подходящую по размеру погремушку в руке.
  • Кроме погремушек, кроха «обнаруживает» свои ручки. Он соединяет их вместе, рассматривает, облизывает и сосет.
  • К концу месяца кроха уже способен не только улыбаться, но и смеяться.
  • К этому же возрасту малыш начинает самостоятельно поворачиваться на бочок, а некоторые малыши самостоятельно переворачиваются со спины на живот.

Игры для развития малыша в 3 месяца .

Недавно стали мамой малыша?

4 месяца

  • Смех, который появился на 3 месяце, сейчас может превратиться в задорный громкий хохот при общении со взрослыми. Кроха радуется при появлении мамы, но также приветлив к чужим.
  • Любит рассматривать свое отражение в зеркале.
  • К концу месяца хорошо поворачивается со спины на живот и учится поворачиваться в обратном направлении — с живота на спину.
  • Хорошо удерживает голову в любом положении, в том числе и в положении сидя. Старается схватить разные предметы, но часто промахивается. Придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Если ребенка потянуть за ручки, он сгибает руки в локтях и подтягивается.
  • Лежа на животе, ребенок может поднимать голову на 90 градусов.
  • Лежа на спине, немного приподнимает голову и плечи.
  • Все игрушки и предметы, которые малыш обнаруживает вокруг себя, он рассматривает, ощупывает и облизывает. Узнает «знакомые» игрушки и радуется им.
  • Может четко локализовать источник звука, даже если он не очевиден.

Как развивать кроху в 4 месяца читайте в .

5 месяцев

  • Малыш начинает различать родных и чужих людей. Проявляет настороженность при виде незнакомых и радуется появлению знакомых лиц.
  • Различает ласковый и грубый тон собеседника и способен выражать собственные эмоции , хныканьем, криком. Демонстрирует реакцию оживления или страха адекватно ситуации.
  • Хорошо переворачивается в одну сторону со спины на живот. В положении на животе — приподнимает верхнюю часть туловища, упираясь ладонями выпрямленных рук.
  • Подтягивается руками за перекладину, пытаясь сесть.
  • Большинство малышей в этом возрасте способны сидеть с поддержкой, сохраняя ровную спину и хорошо удерживая голову. Если посадят, может сидеть несколько минут, не заваливаясь в бок и балансируя из стороны в сторону.
  • Играет пальцами ног, тянет их в рот, сосет и грызет.
  • Раскачивается вперед — назад, лежа на коленях у мамы или другой мягкой поверхности.
  • Обращает внимание на маленький предмет, подгребает его к себе и зажимает в кулачке. Начинает координировать движения рук и глаз, тянется за предметами и успешно их хватает.
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, то уже умеет удерживать бутылочку одной или обеими руками.

Развивающие игры для пятимесячного малыша смотрите .

6 месяцев

  • Малыш пытается передвигаться и ползти по-пластунски.
  • Умеет хорошо переворачиваться с живота на спину. Может передвигаться, перекатываясь со спины на живот и обратно в нужном направлении.
  • Кроха знает свое имя и отзывается на него. Различает свое и чужое имя.
  • Если мышцы спины достаточно окрепли, то ребенок учится садиться из положения на животе, помогая себе рукой. Может сидеть с поддержкой. Если посадить – будет сидеть с ровной спиной. Если во время гимнастики потянуть за ручки – сядет и будет уверенно сидеть.
  • С интересом рассматривает лицо мамы, трогает его, изучает. Эмоционально реагирует на отражение в зеркале – улыбается ему, агукает.
  • Появляются цепочки лепета, которые складываются в слоги.
  • Ребенок следит за движущимся предметом, поворачивает голову вслед за ним.
  • Игрушку перекладывает из одной руки в другую, держит предмет ладонью и всеми пальцами.
  • На вопрос: Где…? ищет глазами знакомый предмет.

Игры для развития ребенка в 6 месяцев читайте .

7 месяцев

  • Ребенок уже может сидеть без опоры.
  • Учится становиться на четвереньки и ползать, если для этого предоставляется достаточно свободного пространства.
  • По тону голоса понимает запретные фразы. Перед тем как вступить в контакт, внимательно рассматривает собеседника.
  • На вопрос «Где?» активно ищет предмет и показывает на него пальчиком.
  • Учится играть в «Ку-ку». Начинает понимать, что предмет не пропадает, исчезая из поля зрения.
  • Способен удерживать в каждой руке по предмету и старается ударять ими друг по другу. Размахивает игрушками, перекладывает их из руки в руку и бросает их, разжимая ладошки.
  • Учится пить из чашки и кушает пищу с ложки.

Как развивать малыша в 7 месяцев читайте .

8 месяцев

  • Узнает и показывает пальчиком на фото родных людей. Может найти и показать несколько одинаковых предметов в комнате, если они постоянно находятся в одном и том же месте (например, часы, картины).
  • Встает на ноги, держась руками за опору. Хорошо сидит, ползает в разных направлениях, самостоятельно становится на колени, поднимая туловище вертикально, при этом придерживается за опору.
  • Становится очень любознательным, поэтому в зоне доступа должны находиться только безопасные предметы.
  • Понимает запрещающие слова, но слушается не всегда. При регулярных повторениях кроха машет рукой «пока» или хлопает в ладоши.
  • Способен некоторое время самостоятельно играть с игрушками/предметами. Подражает взрослым в играх с игрушками: катает машинку, стучит, вынимает игрушки и складывает их.
  • Лепет становится выразительным. Малыш четко, громко и с соответствующей интонацией повторяет разные слоги.

Развивающие игры для восьмимесячного малыша .

9 месяцев

  • Кроха перелистывает плотные картонные странички книжки.
  • Учится играть в мячик, катит его обратно.
  • Самостоятельно пьет из чашки, иногда проливая содержимое на себя.
  • Хорошо ориентируется в комнате, где постоянно находится. Находит и приносит предмет по просьбе «Дай мне…»
  • Знает свое имя и поворачивается, если его зовут. Общается с окружающими жестами, голосом может позвать взрослого, используя крик или лепетные слова.
  • Понимает простые фразы и слова, понимает запрет «нет».
  • Учится ходить, держась за опору.
  • Садится из положения лежа и обратно. Из положения стоя сесть еще не может.
  • Учится брать мелкие предметы 2 пальцами. Начинает играть с пирамидкой, ставит 2 кубика друг на друга. Манипулирует игрушками в зависимости от их свойств: открывает, катит, достает и т.п.
  • Играет в прятки с игрушкой, которую прячут у него на глазах.
  • В играх и обычной деятельности старается подражать взрослым или другим детям.

Как развивать ребенка в 9 месяцев читайте в .

10 месяцев

  • Учится ходить, держась двумя руками за руки взрослого.
  • Удерживает игрушку, которую пытаются у него отобрать.
  • Малыш подражает жестам и мимике взрослых.
  • Различает звуки 2-3 животных. Повторяет за собеседником слоги, появляются первые лепетные слова из парных слогов: па-па, ба-ба, ма-ма. Малышу нравится повторять одни и те же слоги, тренируется в произнесении новых слов.
  • Общается преимущественно жестами и интонационными возгласами, стремясь получить желаемую вещь.
  • При регулярных играх ребенок знает и с радостью показывает на другом части тела, выполняет простые просьбы: покажи, помаши, дай, принеси, собери, открой. Демонстрирует игры типа «Ладушки», «Сорока-ворона».
  • Собирает в коробку игрушки, открывает разные крышки.

Идеи игр для малышей в 10 месяцев смотрите .

11 месяцев

  • Ребенок начинает осваивать первые ролевые игры: укладывает куклу спать, катает ее на коляске и т.п. без общего сюжета.
  • Играет в «Ладушки», «Ку-ку», прятки с игрушкой. Может сам прятать предмет.
  • Ребенок имеет в пассивном словаре достаточно много слов. При вопросе: «Где часы/папа/пирамидка?» ребенок показывает на него пальцем.
  • С удовольствием демонстрирует свои знания: части тела, жестовые движения.
  • Произносит первые упрощенные слова: на, дай, да, не, ав.
  • Повышается активность ребенка, он становится более самостоятельным и любознательным.
  • Вкладывает стаканчики друг в друга, собирает одну матрешку из двух частей, нанизывает кольца пирамидки на стержень, играет в мяч.
  • Любит трогать животных. По-разному относится к разным детям и взрослым.
  • Ходит, держась за руки взрослого. Самостоятельно стоит, поворачиваясь в разные стороны. Поднимает предмет с пола, присаживаясь к нему. Залезает и слезает с небольшой лестницы. Умеет садиться из положения стоя.
  • Учится самостоятельно кушать. Хорошо координирует движения рук, но не вся пища попадает в рот. Пьет через трубочку или из чашки.

Развивающие игры в 11 месяцев читайте .

12 месяцев

  • Малыш способен к первым обобщениям: выбрать из груды мячиков кубики.
  • Достаточно хорошо понимает речь и может выполнять простые просьбы: принеси, положи на место, отнеси.
  • Знает не только собственное имя, но и имена мамы, папы, братьев, сестер, домашних питомцев, животных, сказочных героев. Показывает их в книжках и фотоальбомах.
  • Ходит самостоятельно или придерживаясь за руки взрослых. Может совмещать ходьбу с другими действиями (нести игрушку, махать рукой).
  • Подражает взрослым, копируя их движения. Уверенно манипулирует матрешкой, вкладышами, пирамидкой, строит простые постройки из кубиков. Играет в простейшие ролевые и пальчиковые игры.
  • Любит : подползать под них, залезать на диван.
  • Самостоятельно, но неаккуратно ест с ложки. Откусывает и жует твердую пищу, пьет из чашки. Причесывается расческой, купается (совершает характерные движения).
  • При одевании – вытягивает руку, подставляет ножку.
  • Произносит до 10 простых лепетных слов и активно использует их в общении.
  • Понимает значение слов: горячо, холодно, больно, нельзя, подожди.
  • Рисует карандашами или фломастерами каракули на бумаге, «чертит» ими.

Как развивать ребенка в 12 месяцев читайте .

Уверена, что приведенные выше навыки помогут вам сориентироваться и определить зону ближайшего развития ребенка. А поможет вам подобрать подходящие по возрасту игры, чтобы кроха развивался своевременно и гармонично.

Каждая семья счастлива, когда приносит ребенка домой из родильного дома. Однако вслед за радостью наступает и полоса волнений и вопросов: все ли в порядке с моим малышом, умеет ли он делать необходимое для своего возраста? Чтобы мама была уверена, что ее кроха правильно завязывает свои первые контакты с окружающим миром, ей важно научиться ориентироваться в этапах роста здорового ребенка. Критерии нормального развития, которые мы предлагаем, разработаны Мюнхенской академией раннего развития под руководством профессора Хелльбрюге и за много лет адаптированы к условиях Беларуси.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП: РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Для новорожденного типично общее согнутое положение туловища. Все конечности согнуты в суставах, голова лежит не прямо, а с наклоном в сторону. Дело в том, что ребенок вынужден был довольствоваться такой позицией в лоне матери, чтобы занимать как можно меньше места.

Бодрствующий здоровый новорожденный преимущественно не лежит без движения, а энергично сгибает и разгибает конечности. Если положить ребенка на живот, то положение общего сгибания сохраняется, локти и колени подтянуты к животу, таз не лежит на поверхности, а приподнят над ней. Он медленно поворачивает голову с одной щечки на другую, а не лежит, уткнувшись в поверхность стола. Если в положении на животе новорожденному несильно нажать на стопы, то он скачком продвинется вперед. Это так называемое «рефлекторное ползание».

В этом возрасте у малыша должен присутствовать врожденный рефлекс автоматической ходьбы: при поддержки за туловище ребенок «марширует» ногами. Такое движение должно исчезнуть ко второму месяцу жизни, чтобы не помешать формированию будущей настоящей ходьбы.

Если дотронуться до ладошки малыша, он быстро сожмет все пальчики и захватит «добычу» на несколько секунд. Закрытая ладошка с прижатыми первыми пальцами является частью общей сгибательной позы бодрствующего здорового новорожденного.
Новорожденный реагирует на яркий свет и громкие звуки, морщит лицо, моргает глазами, демонстрирует «реакцию страха» с разбрасыванием ручек или даже начинает плакать.

В месячном возрасте маленький человек получает первые важные впечатления своей жизни через кожу. Он ощущает тепло и холод, мягкость прикосновений. Здоровый новорожденный успокаивается, как только его берут на руки и он может прижаться к теплому материнскому телу. Контакт через кожу наиболее интенсивен во время кормления грудью. Ребенок чувствует себя защищенным, ему передаются первые положительные знания, он приобретает опыт контакта.

Здоровый новорожденный кричит «во все горло», реагируя, таким образом, на каждое неприятное ощущение. С мощного крика начинается развитие речи.

1-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 1 МЕСЯЦ

Общее положение сгибания туловища сохраняется. Сразу после укладывания на живот, ребенок стремиться поднять голову и удерживает ее не менее 3-х секунд. За эти секунды голова покачивается в разные стороны, затем он кладет ее на поверхность на одну, то на др щечку. Если из положения на спине подтягивать ребенка за ручки до положения «сидя», то его голова запрокидывается назад. Мышечная сила еще не достаточна для удержания тяжелой головы. Если ребенок лежит на спине, можно заметить, что его головка все чаще удерживается по средней линии, а не отклоняется как у новорожденного то в одну, то в другую сторону. К концу месяца ребенок может удерживать такую позицию головы до 10-ти секунд.

Во время опоры на стопы в вертикальном положении ребенок выпрямляет ноги. Эта реакция еще автоматическая, сохраняется также и автоматическая ходьба.

В развитии хватания на первом месяце жизни не происходит ничего нового, хватательный рефлекс сохраняется, ручки все еще зажаты в кулачки.

Если подержать перед глазами ребенка красную игрушку на расстоянии 20-ти сантиметров, можно заметить, что ребенок фиксирует на ней свой взгляд. Получается это не сразу и сначала на очень короткое время. Чтобы убедиться, что ребенок действительно фиксирует взгляд на игрушке, надо перемещать постепенно игрушку с одной сторону на другую. Если ребенок переводит взгляд от средней линии в стороны до 45 градусов, то можно быть уверенными, что он уже различает значительно больше, чем свет и темнота в периоде новорожденности. Прослеживание игрушки редко удается с первого раза, поэтому рекомендует терпеливо проводить несколько таких проб.

Во время кормления грудью, лицо ребенка обращено к лицу матери. Он длительно наблюдает за ее лицом. Теплый контакт через кожу дополняется полным любви зрительным контактом. В этом гармоничном союзе мать должна полностью принадлежать ребенку и ничто не должно мешать этому контакту. Мамы, лишенные возможности кормить грудью, также должны держать малыша у груди, формируя у ребенка чувство безопасности и привязанности.

В крике ребенка через уже можно заметить разницу. Голод и боль (чаще всего в животе) могут вызвать громкий неустанный крик, в то время как усталость выражается немного приглушенным, жалобным плачем. У первенца мать отчетливо отмечает эту разницу на втором месяце жизни.

2-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 2 МЕСЯЦА

В положение на животе ребенок удерживает голову больше 10-ти секунд. Ребенок лежит с упором на предплечья, руки уже выдвигаются вперед до уровня лица, а не подтягиваются под грудь. Таз и ноги чаще лежат на поверхности, но еще сохраняется тенденция к сгибанию. При этом голова еще может периодически покачиваться в стороны от средней линии. При подтягивании ребенка за руки из положения «на спине», младенец может удерживать голову в положении «сидя» около 5-ти секунд.

В развитии ходьбы 2-ой месяц является переходной фазой. Рефлекторная опора на ноги и автоматическая ходьба угасают. Общая сгибательная установка на 2-ом месяце значительно уменьшается, а периоды, в которые ладонь бывает открыта, удлиняются и это происходит чаще.

Самым прекрасным событием 2-го месяца является появление улыбки. Когда мать наклоняется к ребенку и обращается к нему с ласковыми словами, ребенок сначала внимательно наблюдает за лицом матери и, наконец, в один из дней мать замечает, что рот ребенка начинает складываться в робкую несмелую улыбку. Эти первые проявления взаимной любви дают новые импульсы для матери и ребенка в их горячей взаимной привязанности.

На втором месяце ребенок издает звуки, которые вначале являются тихими и робкими, а затем становятся все более громкими и частыми. Появляется «гуление».

3-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 3 МЕСЯЦА

Ребенок уверенно лежит на животе, удерживая поднятую голову до 1-ой минут. Общее сгибательное положение тела исчезает, что позволяет ребенку вытянуть руки вперед и опираться на предплечья под углом 90 градусов в локтевых суставах, кисти рук полуоткрыты. При подтягивании за ручки голова не запрокидывается назад, а удерживается по линии тела. Руки «встречаются» по средней линии (перед лицом). При вертикализации упор на согнутые в коленях ноги.
Если вложить ребенку в руку погремушку, он е крепко удерживает, пробует вложить в рот, схватить другой рукой. Если водить игрушкой перед лицом ребенка, он будет следить за ней глазами, некоторые дети уже умеет поворачивать голову в направлении игрушки.
Улыбка появляется все чаще и становится составляющей поведения ребенка. До 6-ти месяцев жизни ребенок будет реагировать на лицо человека улыбкой. Важно отметить, что ребенок не улыбается предметам. Эта улыбка является социальной. «Гуление» становится более разнообразным и частым.

4-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 4 МЕСЯЦА

Ребенок уже не удовлетворяется своей опорой на предплечья в положении на животе, а активно использует окрепшие мышцы, отвечающие за выпрямление туловища. Голова и грудная клетка высоко поднимаются над поверхностью. Малыш упирается на раскрытые ладони, а ноги при этом выпрямляет. Энергичными движения раскачивает туловище. Активно берет в рот собственные ручки, которые становятся игрушкой и объектом исследования. Подносит их к лицу, часто осматривает, а через какое-то время, ему удается соединять их вместе. Ребенок открывает не только свои ручки, но и охотно обследует предметы, которые смог захватить.

К познанию окружающего мира присоединяется исследование ртом. Еще несколько месяцев малыш будет все вкладывать в рот.
Ребенок испытывает все возрастающее удовольствие от улыбки, а на 4-ом месяце улыбка превращается в веселый смех, чаще как реакция общения с родственными или родителями. В выражении радости при общении с родителями и родственниками принимает участие все тело малыша: ребенок улыбается и смеется ручками и лицом.

5-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 5 МЕСЯЦЕВ

Ребенок продолжает энергично раскачиваться на животе. Появляется упор на выпрямленный локтевой сустав. Ребенок может удерживать голову и конечности, опираясь на стол только туловищем - так называемое положение «рыбка».

В это время появляется очень важное движение самостоятельного поворота со спины на живот. Обычно это происходит, когда ребенок увидит новую интересную игрушки или интересующий его предмет и захочет обладать им. В это период опять доминирует сгибание конечностей, но в отличие от новорожденного, это сгибание является активным. При этом голова ребенка активно наклоняется так, что подбородок почти касается грудной клетки, а руки, сгибаясь, подтягивают туловище. Сокращаясь, мышцы живота и таза формируют сгибание бедер, так что бедра почти касаются живота. Все движение заканчивается сгибанием колен.

Способность опираться на ноги постоянно увеличивается. В этом возрасте достаточно поддерживать ребенка слега подмышки. Ноги при опоре выпрямляются и на несколько секунд удерживают вес тела. Если ребенок лежит на спине и ему показывают игрушку, он уже в состоянии поднести обе ручки в направлении предмета и дотронуться до него, хотя четкий захват еще не сформирован.

От 4-х до 6-ти месяцев кожа ребенка уже не играет ведущую роль в познании мира. Начинают преобладать зрительный и слуховой раздражители. Ребенок уже научился различать мимику и тон обращенной к нему речи. Выражение лица малыша отражает полное уныние или удивление, когда мама «сурово» обращается к нему. Это первый важный знак для родителей, что их поведение уже различается ребенком. Он понимает отрицательные эмоции.

В речи произошло мало изменений. Иногда ребенок «забывает» даже то, что умел произносить ранее. Однако есть и очень «догадливые» дети, которые повторяют усвоенные до этого звуки в различных комбинациях.

6-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 6 МЕСЯЦЕВ

В конце первого полугодия жизни ребенок, лежа на животе, опирается только на выпрямленные руки. Пальцы и ладони при этом полностью раскрыты, малыш больше не сжимает ручки в кулачки. Ладошки всегда держит перед лицом симметрично относительно туловища.

Если в позе на животе ребенку показать погремушку на высоте глаз, то он перенесет вес тела на одну руку, а свободной второй схватит игрушку. Может балансировать в этой позе больше 2-х секунд. А если игрушка лежит перед малышом и он хочет дотянуться до нее, то он максимально вытягивает руку, однако еще не способен продвинуться вперед.

Большинство детей в возрасте 6-ти месяцев умеют самостоятельно садиться. Если взрослый берет ручки ребенка, тот понимает это как приглашение к присаживанию.

В этом возрасте ребенок умеет захватывать и крупные и мелкие предметы всеми пальцами, перекладывать их из одной руки в другую. Первое, что он с ними делает – кладет в рот. Это движение не должно волновать родителей. Оно означает окончательную победу над «примитивным» рефлексом «хватания» рукой и свидетельствует о достаточно высокой степени координации движений.

Полугодовалый ребенок обладает хорошим слухом и сформированным вниманием. Он уже понимает, откуда доносится звук. Это можно проверить следующим образом: пошуршите тонкой бумагой около его ушка так, чтобы ребенок не видел. Малыш должен поворачивать голову в ту сторону, откуда идет звук.

На 4-ом месяце жизни мы говорили о социальной улыбке. На 6-ом месяце она становится дифференцированной: малыш улыбается знакомым лицам, в то время как на чужие реагирует не сразу.

На лице крохи отражается все больше эмоций, часто только дружелюбная мимика взрослого настраивает ребенка на улыбку и контакт. Если малыш не видит отца, или других близких людей несколько дней, то забывает их и рассматривает настороженно, как чужих.
В речи появляются цепочки звуков и слогов: «иии… «, «дааа…», мамама….» и другие. Это является лучшей музыкой для молодых родителей.

7-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 7 МЕСЯЦЕВ

Семимесячный малыш уже много и охотно встает на четвереньки и дотягивается до предметов, находящихся впереди от него и сбоку, пытается садиться. Значительно возрастают возможности рук. Чтобы лучше рассмотреть предмет, он берет его в обе ручки, перекладывает из руки в руку, вертит им, размахивает, стучит, пытается извлечь из него звук. Когда ребенок лежит на спине, он хватает свои ножки и играет с ними. Однако, основная форма движения в этом возрасте это быстрый поворот со спины на живот. Причем, поворот происходит с четким разделением движений между верхней частью тела и тазом, то есть в виде «винта». Вслед за этим движением, у ребенка формируются навыки ползания и сидения. С особым удовольствием поддерживаемый под мышки семимесячный малыш «танцует» на коленях у взрослого. Ножки при этом должны активно сгибаться и выпрямляться во всех суставах.

В семь месяцев ребенок начинает следить за падающим предметом. Кроха склоняет голову либо верхнюю часть тела и ищет его взглядом на полу. Таким образом, малыш уже понимает, что, выпав из рук, предметы никогда не летят вверх, а падают только вниз.
Так же ребенок уже умеет пить из чашки, которую держит взрослый, делает это быстро, прикасаясь губами к краю чашки.
В этом возрасте детки подолгу лепечут, произнося одни и те же слоги, а также охотно воспроизводят все звуки, которые усвоили к этому времени, например: «м-м-м», гласные в комбинации с «б», «г», «д», «х». Могут долго изучать губы взрослого, а через 1-5 минут повторить вслед за ним: «ба-ба», «ма-ма» и другие слоги. Очевидно, что такая речь не несет определенной смысловой нагрузки.
К концу месяца некоторые дети уже начинают ползать на четвереньках.

8-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 8 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые освоил ранее. Он долго и разнообразно занимается игрушками: толкает мяч, снимает крышки с предметов и так далее. Улучшаются функции кисти: удерживаемая вещь «путешествует» от середины ладони до кончиков пальцев. Ребенок может сам вставать, подтягиваясь за опору, приседать, ложиться на бок, поворачиваться на живот. Держась за барьер, переступает ногами и боком медленно идет. Многие дети начинают ползать на четвереньках, что позволяет им быстро добраться до нужного места или интересующего объекта. Этот навык является важным условием для формирования ходьбы к году жизни.

В восемь месяцев ребенок сам садится из положения на спине, слегка повернувшись на бок и оттолкнувшись одной рукой от поверхности. Однако пока еще не умеет сидеть подолгу, предпочитает упираться ручками, чтобы не упасть. Спина при этом согнута, чтобы было легче удерживать равновесие.

Малыш уже отличает близких людей от тех, кого никогда не видел или видел редко. Он не каждому позволяет взять себя на руки или трогать, отворачивается от чужих, часто с плачем. Описанная реакция страха на образ незнакомых людей является важным этапом его развития.

У ребенка появляется интерес к тому, что делают взрослые: он с любопытством наблюдает за матерью, которая выполняет домашнюю работу или пишет. Малыш реагирует на свое отражение в зеркале, завязывает с ним контакт – усмехается, заглядывает в глаза. В этом возрасте впервые появляется шепот, кроха открывает, что может говорить очень тихо, шептать и слушает себя с напряженным внимаем.
Восьмимесячный ребенок сам держит в руках излюбленные в этом возрасте печение, сухарик, корочку хлеба, осмысленно направляет их в рот, откусывает, подтягивает руки к чашке, которую держит взрослый, пьет, слегка придерживая чашку руками.

9-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 9 МЕСЯЦЕВ

В девять месяцев ребенок быстро и активно ползает в разные стороны, встает на колени, может играть, стоя на коленях, у дивана, стульчика. Передвигается вдоль опоры, придерживаясь только одной рукой, вполоборота, приставным шагом. Садиться, и сидит с ровной спиной, ножки при этом слегка согнуты. Функция кисти продолжает совершенствоваться: он может катать, вынимать, открывать, греметь, нажимать, сжимать. Если еще недавно предметы случайно выпадали из его рук, когда он видел что-либо более интересное, то сейчас малыш превратил этот процесс в веселую игру. Он целенаправленно роняет игрушки, изучает, как они падают, охотно повторяет это движение.

Девятимесячный карапуз на вопрос «Где?» указывает взглядом на знакомые предметы. Знает свое имя, на зов оборачивается, на чужое имя не реагирует. Уже может концентрировать внимание на тихих звуках: тиканье часов, сигнале телефона и слушать их продолжительное время.

Повышается выразительность речи ребенка и двойные слоги уже можно понимать как первые отдельные слова: «на-на», «да-да», «ба-ба», «па-па».

10-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 10 МЕСЯЦЕВ

Десятимесячный малыш быстро садится без помощи взрослого, сидит стабильно, с выпрямленными ногами и прямой спиной, может долго играть в такой позе, не теряя равновесия. Ребенок продолжает активно ползать на четвереньках, вставать у опоры и ходить вдоль ее приставным шагом, опираясь на пол всей стопой. Стопы у малышей плоские, так как своды стоп заполнены жировыми подушечками, а ноги часто имеют округлую форму. Это не должно волновать родителей, к 1,5 годам ось нижних конечностей исправиться под влиянием нагрузки. Ребенок с удовольствием ходит, если его водят с поддержкой за обе ручки, шагает как приставным шагом, так и чередующимся.

Функция рук продолжает улучшаться. Ребенок легко перекладывает предмет из руки в руку, ударяет друг о друга предметы разных размеров. Но самым главным в этом возрасте является формирование так называемого «пинцетного» захвата большим и указательным пальцами рук. Этот навык позволяет подбирать очень мелкие предметы (крошки хлеба, зернышки крупы, бусинки) и крепко, как пинцетом, удерживать их. Это начало координации движений пальцами, необходимое для развития в дальнейшем всей тонкой моторики.

Малыш начинает бросать предметы с замахиванием, а не просто выпускает их из рук как раньше. При этом он получает огромное удовольствие не только от звука падающей игрушки, но и от возможности активного влияния на нее. Чаще всего взрослые одобряют эту новую игру, их веселит поведение ребенка, они стимулируют его, подавая выброшенные предметы.

В 10 месяцев детки пробует повторять жесты взрослых: «пока – пока», «ладушки», «сорока кашу варила» и так далее.
Если несколько раз произнести слоги, то малыш воспроизведет их вслед за взрослым. Такая игра между ребенком и взрослым приравнивается к диалогу.

11-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 11 МЕСЯЦЕВ

Ребенок в этом возрасте легко залезает на диван, кресло, стул, спускается с них, подползает под препятствие. Многие детки в этом возрасте начинают самостоятельно ходить, но при этом часто падают. Поэтому основным средством передвижения продолжает оставаться ползание. Некоторые здоровые дети сразу начинают ходить, минуя ползание.

Малыш открывает для себя возможность достать желаемый предмет, потянув его на себя: он подтягивает машинку за веревочку, стаскивает скатерть со стола и так далее.

В 11 месяцев ребенок уже умеет есть из руки твердую пищу, пьет из чашки, удерживая ее обеими руками, но возможности пальцев кисти продолжают улучшаться. Формируется «щипцовый захват», с помощью которого он удерживает мельчайшие предметы. Разница в «пинцетном» и «щипцовом» захвате состоит в том, что в первом случае большой и указательный палец выпрямлены, а во втором случае – согнуты.

В этом возрасте ребенок пробует использовать усвоенные звуки и слоги для обозначения известных ему ситуаций, предметов, людей. Так, например, говорит «бу», когда играет с машинкой, или «ам-ам», когда видит маму, несущую еду. Многие малыши начинают выговаривать эти первые детские слова значительно позже.

12-Й ЭТАП: РАЗВИТИЕ В 12 МЕСЯЦЕВ

К этому возрасту большинство детей уже способно сделать несколько шагов без поддержки, а ползание используют в основном для игры. Если же ребенок передвигается, только держась за опору или руку взрослого, но невролог и ортопед не находят у него никаких нарушений, то это не должно быть поводом для беспокойства, малыш начнет ходить после года.

Детки в этом возрасте ходят широко расставив ноги, с легким наклоном вперед. Обращайте внимание на то, как ребенок ставит стопу: не должно быть опоры на пальцы и на внутреннюю поверхность ступни. Своды по-прежнему не определяются, так как заполнены жировыми подушечками.

Если в 11 месяцев малышу было безразлично, куда упадет брошенный им предмет, то сейчас он уже прицеливается: может вложить предмет в емкость, в руку взрослого, протащить через узкое отверстие.

Развитие речи сохраняется, как правило, на уровне 11 месяцев. Ребенок уже не издает бессмысленных слогов, а начинает произносить свои первые «детские» слова: ко-ко, гав-гав, ква-ква. Это начало настоящей человеческой речи.
Годовалому малышу нравится общаться с взрослыми и старшими детьми, у него формируется чувство юмора, он уже может пошутить. Он интересуется и своими сверстниками, однако пока дети только изучают друг друга, но не играют

Рождение ребёнка - настоящее чудо, которого ждёт множество семей. Однако с первых дней жизни крохи счастье родителей смешивается с некой тревогой. Как правильно держать малыша? Как реагировать на его плач? Как часто его брать на руки? Подобные вопросы - словно снег на голову, но в них нужно разобраться. Ведь развитие ребёнка до года - ответственный процесс, в котором каждая мелочь важна!

Воспитание ребёнка начинается с момента зачатия

Как только будущая мама узнает, что под сердцем у неё бьётся новая жизнь, нужно тут же приниматься за "воспитание" будущего ребенка.

Во-первых, женщине необходимо заняться собой: правильный образ жизни, здоровые сон и питание, прогулки. Во-вторых, нужно исключить все негативные эмоции. Малыш, хоть он и крошечный, ощущает то же, что и мама. Зачем ему лишний стресс?

Очень хорошо начинать общение с крохой ещё в утробе. Это могут быть сказки, колыбельные на ночь, поглаживания живота. Ребёнку важно чувствовать и знать, что его ждут и любят.

Этапы развития ребёнка до года

Самый большой рывок в развитии происходит именно до года. За двенадцать месяцев малыш получает колоссальные знания и опыт, которые ему понадобятся на протяжении всей его жизни.

Сразу после рождения врачи оценивают состояние младенца, исключают отклонения и пороки. Далее следить за развитием крохи будет участковый врач-терапевт. Это будет похоже на экзамен. За каждый месяц своей жизни малыш должен чего-то достичь: научиться держать головку, реагировать на свет и шум, прибавить в весе, подрасти и т. д. Нормы развития детей до года включают в себя оценку двигательной активности, сенсорных реакций, речи, эмоционального и социального поведения.

Любые отклонения требуют вмешательства специалистов. Ведь коррекцию легче осуществить, когда организм малыша ещё не до конца сформирован.

Развитие младенца от 0 до 5 месяцев

Самую первую свою характеристику ребёнок получает сразу после рождения. Для этого используют шкалу Апгар, по которой оценивают частоту сердцебиений, дыхание, состояние кожи, мышечный тонус и рефлексы. Также ему измеряют рост и взвешивают. Каждый месяц ребёнок должен прибавлять около 600 грамм и вырастать на 2-3 сантиметра.

К концу первого месяца жизни кроха уже сможет ненадолго удерживать головку. А отлично с этой задачей он будет справляться в три месяца. В период от месяца до трёх ребёнок учится реагировать на звуки, на появление окружающих, узнаёт маму и близких людей.


Родителям нужно ознакомиться с различными методиками воспитания. Исследующие раннее развитие детей до года психологи утверждают, что те малыши, с которыми занимались чуть ли не с первых дней после рождения, быстрее сели, начали ходить, говорить. У таких детей хорошо развиты память и мышление, они менее подвержены стрессам.

В четыре месяца малыш учится приподниматься на ладонях, когда лежит на животе. Он берёт и удерживает предметы, иногда тянет их в рот. Кроха любит ощупывать и разглядывать своё тело. Все движения приобретают более целенаправленный характер.

Стоит обратить внимание на психическое развитие ребёнка. До года он научится многому, но уже первые успехи можно заметить в конце 4 месяца жизни. Малыш начинает осознавать себя как отдельную от мамы личность. Он хорошо распознаёт родных и чужих людей, улыбается своему отражению в зеркале.

В период от 4 до 5 месяцев дети уже достаточно окрепли для занятий гимнастикой. Нужно разминать ручки, ножки, пальчики. Физическое развитие детей до года в большей мере зависит от родителей. Зарядка, упражнения не только укрепляют мышцы, но и формируют психику.

К концу пятого месяца можно увидеть первые результаты в развитии речи. Появляются первые слоги. В это время нужно как можно больше разговаривать с малышом, читать ему сказки, потешки, стихи, да и просто комментировать свои действия.

Развитие малыша в 6-7 месяцев

Развитие ребёнка до года - очень важный и ответственный процесс, к которому маме следует подготовиться заранее. А именно читать литературу по воспитанию чада, общаться с другими мамами, прислушиваться к советам и рекомендациям педиатра.

Полугодовалый малыш - это уже тот «пластилин», из которого можно что-то "вылепить". Ребёнок не только подрос, прибавил хорошо в весе, но и научился слушать взрослых. Он реагирует на своё имя, осознанно играет с игрушками. Кроха умеет сидеть, а также учится ползать. Теперь изучаемая территория стала больше, и за малышом нужен глаз да глаз.

В 6-7 месяцев малыш произносит первые слова. Развитие речи ребёнка до года во многом зависит от правильно выбранной методики. Огромных результатов можно достичь благодаря играм, направленным на мелкую моторику. Дети изучают мир с помощью рук и пальчиков. И чем лучше развиты эти части тела, тем лучше они мыслят, тем быстрее заговорят. Развивая детскую речь, родителям необходимо следить и за своей. Слова нужно выговаривать чётко, ни в коем случае нельзя кривляться.

В этом возрасте можно начать использовать методики раннего развития, в частности карточки Глена Домана, на которых изображены разные предметы, животные, люди. Демонстрируя карточку (10 секунд), нужно называть рисунок на ней. Так развивается не только речь, но и зрительная память, мышление.

Запас игрушек для своего чада стоит пополнить. Они должны быть из разных материалов, различных форм и цветов. Только не нужно искажать психику малыша и покупать всяких зелёных кроликов и розовых Лунтиков.

Почти большие! Развитие от 8 до 9 месяцев

Это один из самых забавных этапов в развитии. Малыш уже может выражать свои эмоции, он хорошо сидит, ползает, когда нужно, проявляет настойчивость. У крохи появляются первые зубки. С этого момента ему можно по чуть-чуть вводить прикорм.

Понемногу увеличивается словарный запас. Кроха понимает много слов, более отчётливо произносит разные звуки, в том числе и имитацию животных. Малыш учится усваивать жесты: «ладушки», «пока», «ну-ну».


Ребёнок всё лучше различает людей и неохотно идёт к чужим на руки. Раннее развитие детей до года уже приносит плоды. Малыш может говорить слова «мама», «папа», «баба». Он пытается вставать на ножки, но ещё не ходит.

Игрушек становится еще больше. Чадо уже понимает игры с кубиками и пирамидками. Его интересует всё новое.

Развитие в 10-12 месяцев

Все этапы развития ребёнка до года довольно сложные. Всего за двенадцать месяцев маленький человечек подрастает на 20-22 сантиметра и набирает около восьми килограммов. Он показывает все части тела, некоторые даже называет. Словарный запас состоит из восьми-десяти слов и постоянно увеличивается. Ребёнок научился выражать свои эмоции, он уже умеет просить, быть настойчивым. Кроха понимает многие слова и движения, реагирует на реплики «можно - нельзя».

В период от 10 месяцев и до года ребёнок учится делать первые шаги сначала с поддержкой, а потом и без неё. Наступает время купить чаду первую обувь. Следует быть очень щепетильным при выборе. Она обязательно должна иметь толстую подошву и супинатор.

С каждым днём ребёнок становится всё более активным и самостоятельным. Родители должны не забывать поощрять и хвалить кроху за все достижения.

Игрушки уже приобретают социальный характер: посудка, инструменты, куклы, больничка. Неудивительно, ведь малыш всё повторяет за мамой и папой. Играть он сам ещё не умеет. Задача взрослых - рассказать об игрушках и показать, как с ними забавляться.

Нормы развития детей до года и отклонения

Конечно, каждой маме и папе хочется, чтобы их чадо выросло умным, смышлёным и развитым. Родители всегда строят большие планы по поводу своего наследника.

Но, к сожалению, не все дети рождаются здоровыми. Часто разные отклонения и пороки рушат все надежды. Для многих семейных пар это звучит как приговор.


Не стоит отчаиваться. Современная медицина позволяет многие дефекты откорректировать сразу после рождения. И чем раньше замечены отклонения в развитии, тем легче их исправить.

Большой плюс для больных детей - это физические занятия. Массаж, гимнастика, зарядка не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию речи, памяти, мышления. Большинство недугов при правильном подходе и терапии излечимы. Главное - не опускать руки и бороться за здоровье малыша!

Развитие детей до года: методики

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.

Методика Глена Домана . Доман - американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир - в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения - тем больше он запоминает.


Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан. Цель - пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка

Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.

Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.


Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:

  • Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
  • В два-три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
  • А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
  • Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
  • С 9-10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
  • Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино. Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.

Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.

Заключение

Рождение малыша - огромная радость для семьи! Однако вместе с тем предстоит сложный процесс воспитания. Развитие ребёнка до 1 года полностью зависит от его родителей. Ничто не приходит само по себе. И если мама с папой собираются воспитать будущего гения, начинать следует с пелёнок!