Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Физиологическое дыхание нужно человеку для газообмена, оно совершается непроизвольно. Вдох и выдох происходят последовательно, через равные промежутки времени.

Для речи обычного дыхания не достаточно. Для чтения вслух, монолога необходим большой объем воздуха, дыхательный запас и экономное расходование. Управление этими процессами происходит в дыхательном центре головного мозга. На первых порах для развития речевого дыхания необходимы сознание и воля. Затем речевое дыхание становится организованным и непроизвольным.

  • Носовое дыхание

Носовое дыхание

Правильное дыхание - это дыхание через нос. Дыхание ртом вредно, грозит заболеваниями миндалин, дыхательной системы, щитовидной железы.

Носовое дыхание вентилирует легкие, оказывает благоприятное влияние на кровеносные сосуды головного мозга, защищает легкие и горло от пыли и холодного воздуха.

Дыхательные упражнения используют при лечении насморка, фарингита, ларингита, бронхита, неврозов, бронхиальной астмы. Тренировка дыхания помогает исправить дефекты речи. Правильное носовое дыхание - хорошая профилактика многих заболеваний, главное условие правильного развития речи и голоса.

Главное в выполнении упражнений для развития дыхания

В речевом дыхании последовательность такова: вдох короткий, пауза, длинный выдох. Звук производится при выдохе. Поэтому для постановки голоса и речи важно совершенствовать длинный выдох и правильно расходовать воздух. Правильное речевое дыхание нужно тренировать.

Упражнения для развития дыхания для детей проводятся в три этапа:

  • Укрепление межреберных, брюшных мышц и диафрагмы для формирования ротового дыхания.
  • Разделение носового и ротового выдоха у детей.
  • Совершенствование речевого дыхания.

Основные правила при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания:

  • Занятия нужно проводить в проветренном помещении.
  • Продолжительность занятий 5-10 минут.
  • Темп тренировки, количество упражнений должно быть дозировано. Важно, чтоб ребенок не уставал. Лучше добавлять по одному новому упражнению в день.
  • Нужно следить за тем, чтоб ребенок не делал большой вдох, не напрягал шею и плечи.
  • Необходимо научить ребенка чувствовать движения мышц живота, межреберных мышц, движения диафрагмы.
  • Переходить к следующему этапу упражнений, только в случае правильного выполнения ребенком данного этапа.
  • Следить за ротовым выдохом можно с помощью листка бумаги, поднесенного к губам, или ваты, положенной на руку.

Упражнения для укрепления мышц и формирования длительного выдоха

Нижнереберное дыхание. Если у ребенка физиологическое дыхание грудное (верхнеключичное), то нужно, используя способ подражания, подключить нижнереберное. Для этого свою ладонь положить ребенку на животик, чуть выше талии. А ручку ребенка на свой живот. Ребенок будет подражать, и дышать как вы.

«Полный живот». В этом упражнении учат вдыхать много воздуха, чтоб животик стал круглый, как мячик. Выдыхать нужно медленно и плавно. Делать упражнение 3 раза в день по 10-15 раз.

Упражнение на разделение носового и ротового выдохов

Если ребенок правильно и спокойно дышит носом с закрытым ртом, можно приступать к следующим упражнениям.

Цель данных занятий: научить ребенка чувствовать разницу в направлении воздушной струи.

Чередование плавных выдохов через рот, затем через нос.

  • Сначала попробовать дышать носом с широко открытым ртом.
  • Закрыть правую ноздрю пальцем, вдохнуть и выдохнуть. Поменять ноздрю.
  • Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос. Затем вдохнуть через нос, выдохнуть через рот

Толчкообразные выдохи через нос или рот.

  • Вдохнуть нужно носом, а выдохнуть прерывисто, толчками через рот.
  • Широко открытым ртом вдыхать и выдыхать прерывисто.
  • Вдохнуть через нос, выдохнуть толчкообразно через уголок рта.
  • Можно чередовать толчкообразные и плавные выдохи.

Упражнения на развитие речевого дыхания

На этом этапе нужно научиться распределять выдох в ходе разговора, а затем добирать воздух. Упражнения заключаются в разделении выдоха на несколько равных по объему воздуха частей.

Упражнение с применением слогов. Слоги из согласных и гласных звуков нужно произносить на одном дыхании, равномерно, громко, отрывисто. Количество слогов в упражнении можно постепенно увеличивать.

Упражнение с произнесением словосочетаний. Сделать глубокий вдох. На выдохе считать вслух прямым или обратным счетом. Можно называть времена года, названия месяцев, дни недели.

Упражнения для развития дыхания для детей с добором воздуха. Данные упражнения нужны для того, чтоб научиться пополнять запас воздуха во время пауз незаметно для собеседника. Использовать для упражнения считалочки, скороговорки, стихотворения. Ребенок должен сначала выучить текст. Затем рассказывать, добирая воздух после каждой строки. Ладонь ребенка положить на грудь для контроля дыхания.

Упражнения для развития дыхания и голоса

Данные упражнения нужны для формирования сильного, звонкого голоса, плавности произношения. Они формируют у ребенка слуховой контроль и навык владения голосом. Тренировка слуха нужна, чтоб различать звук музыкальных инструментов. Тренировка силы голоса нужна для умения пользоваться голосом громко, умеренно или тихо.

Игровые упражнения:

«Шагаем по лестнице». Слоговые сочетания нужно произносить, понижая, затем повышая голос. Рука вместе с голосом поднимается вверх и опускается вниз.

«Что это за зверь?». Звукоподражание собаке и щенку, утке и утятам, овце и ягненку, корове и теленку, курице и цыплятам, козе и козленку.

Фонетическая зарядка. Звуки, слова, слоги, фразы необходимо произносить, меняя высоту и силу голоса, интонацию.

Произношение во многом зависит от правильного дыхания. Каждый человек с рождения дышит при помощи диафрагмы. Это мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью. В период взросления у человека меняется тип дыхания, появляются мышечные зажимы. Для здоровья легких, а также красивой дикции, от зажимов следует избавляться.

При дыхании в легкие поступает воздух. Это вызывает понижение давления, из-за чего легкие не получают большой дозы кислорода. Особенности диафрагменного дыхания позволяют дышать намного глубже. Поэтому у речевого дыхания много плюсов:

  • Диафрагменное дыхание обогащает кровь кислородом. За счет этого улучшается работа кровеносной и сосудистой систем.
  • Легкие очищаются, что полезно для курильщиков, они меньше подвержены бронхолегочным заболеваниям.
  • Если постоянно дышать при помощи диафрагмы, вы намного реже будете сталкиваться с одышкой.
  • Особенности речевого дыхания влияют не только на легкие и кровоток. Диафрагменное дыхание улучшает работу желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы и почек. От правильного дыхания даже возможно потерять лишний вес.
  • И главное – правильное дыхание влияет на нашу речь. Поэтому так важно научиться правильно дышать с детского возраста.

Развитие речевого дыхания для взрослых

Начать упражнения для правильного дыхания можно в любом возрасте. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • Чтение стихов – эффективная тренировка, чтобы выработать правильное дыхание. Попробуйте выполнять домашнюю работу или вытирать пыль, читая при этом стихи. Ваша главная задача – сохранить ровное дыхание. Попробуйте произносить стихи, выполняя при этом физические упражнения. К примеру, прыгать через скакалку. На каждый слог слова – один прыжок. Или же качайте пресс. Задание сложное, начинайте с низкого темпа. Но постепенно увеличивая нагрузку, вы добьетесь того, что дыхание не будет сбиваться.
  • Видоизмените первое упражнение. Попробуйте читать стихи, делая небольшие вдохи после каждой строки. Глубокий выдох – только в конце четверостишия.
  • Придумайте длинную фразу, состоящую как минимум из пяти строчек, и попробуйте прочитать вслух на одном дыхании. Если вы с легкостью справились с заданием, увеличивайте количество строк.
  • Хорошая тренировка для устной речи – это произношение скороговорок. Выговаривайте их четко и на одном вдохе-выдохе. Скороговорки необходимы не только в речевом дыхании, но и для формирования дикции.
  • Речевое дыхание происходит на длительном выдохе. Попробуйте тянуть звуки на выдохе как можно дольше. Произносите шепотом, постепенно добавляя голос. Можно использовать труднопроизносимые слова. Скажите сложное слово четко, но при этом шепотом. Чтобы выяснить, получилось ли у вас, попросите кого-либо вас послушать. Если, стоя в комнате, он услышал шепот и понял его правильно, вы справились с упражнением. Если нет – определите, какие звуки проглатываются, и попытайтесь снова.

Методика диафрагменного дыхания

Тренировку для формирования правильного речевого дыхания проводите в утренние и вечерние часы. Методика предполагает занятия от пятнадцати минут до получаса каждый день. Сразу вы можете почувствовать неприятные ощущения. К примеру, легкое головокружение. Оно появляется из-за того, что легкие начинают полностью насыщаться кислородом. Изменения в дыхании в лучшую сторону вы заметите уже через неделю.

  • Ложитесь на спину. Расслабьтесь. Правую руку положите на живот, левую – на грудную клетку. Затем дышите так, чтобы левая рука не двигалась. Основа упражнения - стараться на вдохе сильно раздувать живот, чтобы получался полный вдох и полный выдох.
  • Отдохните после первого упражнения. Затем положите на живот книгу. Ее вес должен хорошо ощущаться. И начинайте дышать. Старайтесь, чтобы книга равномерно опускалась и подымалась.
  • Из положения сидя дышите диафрагмой. Руки стоит положить так же, как и в первом положении. Старайтесь максимально почувствовать, как вы дышите. Полностью расслабьтесь и отвлекитесь от окружающих предметов и звуков.
  • Встаньте на четвереньки. Расслабьтесь и начинайте часто дышать через рот. Прочувствуйте, где находится диафрагма. Из этого положения ее легче всего ощутить. Долго выполнять это упражнение не стоит, достаточно пары минут. Внимательно следите за состоянием. От частого дыхания может начаться головокружение.

Игры для детей своими руками

Освоить техники для формирования правильного дыхания желательно в детстве, когда ребенок только начинает разговаривать. Это позволит намного быстрее развивать навыки речи и избежать в будущем занятий с логопедом. Развитие речевого дыхания у маленьких детей проходит в форме игры. Многие пособия предлагают сделать игры своими руками.

Важно соблюдать рекомендации, если вы собираетесь заниматься с ребенком развитием устной речи. Проветрите комнату, где будет проходить игра. После еды должно пройти как минимум два часа. Основа обучения – умеренная продолжительность занятия. Не нужно за раз предлагать ребенку различные игры. Остановитесь на одной-двух. Если вдруг ребенку стало нехорошо, сразу прекратите занятие.

Игры с трубочками

Вам понадобятся:

  • две трубочки;
  • шарик из ваты или горошинка;
  • лист картона;
  • фломастеры;
  • два спичечных коробка.

Подготовка к упражнению требует небольшой работы. Нарисуйте на листе бумаги футбольное поле для будущей игры. Спичечные коробки – это ворота. Детям нужно «забить мяч» в ворота противника, активно выдыхая в трубочки.

Играть можно и одному. Тогда необходимы только одни ворота. Чтобы ребенку было интересней, считайте каждый забитый в ворота гол. Ставьте цели. Например, пять раз подряд попасть шариком в коробок.

Игры с мячиками

Для игры вам понадобится легкий шарик. Подойдет мячик для игры в теннис или пинг-понг.

  • Нарисуйте на листе бумаги мишень. Попросите ребенка подуть на шарик так сильно, чтобы он докатился до центра мишени.
  • Поставьте небольшие ворота. Это может быть перевернутая кружка или маленькая коробочка. Попросите ребенка забить вам гол, изо всех сил дуя на мячик. Сделайте ход игры увлекательнее, поставив на импровизированные ворота вратаря. Не давайте попасть в ворота, защищая их пальцами. Или же двигайте маленькую игрушку.
  • Сыграйте в игру «Кто сильнее». Одновременно дуйте на мячик и смотрите, к кому он покатится. К кому шарик прикатился быстрее, тот и проиграл.

Игры с карандашами

Некоторые игры своими руками совсем не требуют лишней работы. Например, сделайте увлекательную игру при помощи простого карандаша. Перекатывайте его от себя к ребенку и обратно при помощи воздуха.

Методика обучения контролированию дыхания

Ребенку важно научиться не только делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы хорошо насыщать легкие кислородом, но и управлять процессом дыхания. Пособия предлагают различные упражнения:

  • Научите ребенка дышать часто и поверхностно ртом, словно им снится плохой сон. Создайте из этого упражнения небольшую историю. К примеру, «Тихо спят поросята. Глубоко вдохнули, плавно выдохнули. Но тут им приснился волк! Как поросята задышали?»
  • Выполните с ребенком физические упражнения. Пусть он запомнит, как часто дышит. А потом попросите малыша повторить такое дыхание, когда он не устал. Только следите за ребенком, чтобы у него не закружилась голова от усиленной подачи кислорода в легкие.
  • Свяжите движения и дыхание. Предложите ребенку представить, что он птичка. И на вдохе – крылья поднимаются, на выдохе – опускаются. Пусть малыш не спеша «полетает».
  • В разговоре человек придерживается определенного темпа и ритма речи. Проводите с ребенком занятия, которые помогут ему разговаривать в одном темпе. Выстукивайте на столе ритмичные удары, пусть ребенок дышит в заданном вами ритме.
  • Полезным будет научить детей задерживать дыхание. Положите в тазик разные игрушки и предложите ребенку найти одну из них, задержав при этом дыхание.
  • Уборку игрушек можно также превратить в полезное для здоровья упражнение. Предложите ребенку делать шумный вдох носом, когда он наклоняется поднять игрушку, а на выдохе складывать ее в ящик.

Обучать ребенка правильному дыханию можно и не прибегая к различным играм. Предложите малышу пить все напитки через трубочку. Не запрещайте создавать «бурю в стакане», выдувая из напитка пузырьки. Это тренирует легкие ребенка.

Правильное речевое дыхание не только позволит вам и вашим детям говорить четко и красиво, но и сделает вас более здоровыми, т. к. от насыщения кислородом организма зависит самочувствие человека. Занимаясь всего пятнадцать минут в день, вы уже спустя несколько недель заметите результат.

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Тренируем дыхание, используя речевой материал

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова.

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Упражнения и игры по развитию речевого дыхания:

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

«Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

«Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Дыхательные упражнения Упражнения для развития речевого дыхания

«Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у... Свистит ветер: с-с-с-с... Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш... Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря... Закрыть глаза... Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с... Ветер песню напевает: с-с-с-с... И песочек рассыпает: с-с-с-с...

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

«Пузырь»

Цель: развитее речевого дыхания

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с... или ш-ш-ш..., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

«Ворона»

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

«Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Лети, бабочка».

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки (желтая, оранжевая, малиновая, золотая)

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

«Воздушный шарик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры сделайтеигрушку-вертушку из бумаги.Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

«Замело елочку».

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: елочка,снег(из пенопласта), коктельная трубочка

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом.Посмотри какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку.

«Горох против орехов» ЦЕЛЬ: чередование длительного плавного и сильного выдоха.

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2-З горошины и 2-З ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мельница»

Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: ветряная мельница

Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось.Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер.. Давай с тобой изобразим его.

«Гонки»

Цель: формирование плавного, длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: парусник на колесах, машина, квадроцикл

Ход игры: Педагог показывает ребенку машинки и предлагает поиграть с ними. Транспорт ставится на ровную поверхность, на линию старта. Сначала взрослый показывает, с какой силой нужно дуть на машину, чтобы они укатился на противоположный конец стола. Затем предлагаем ребенку подуть на транспорт. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: чья машина быстрее придет к финишу.

«Ароматные коробочки»

Цель: тренировка носового вдоха, распознавание запахов. Оборудование: 3 пары коробочек с запахами(мандарина, чая, гвоздики)

Ход игры: Ребенку даются 3 коробочки с разными запахами, которые предлагается понюхать и найти им пару соответствующего запаха.

«Птички (бабочки)»

Задача : укрепить мышцы губ, развить напра в ленную воздушную струю.

Оборудование : фигурки птичек или бабочек, в ы резанные и ярко раскрашенные.

Описание . «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигу р ку по поверхности стола. Перед началом игры дел а ется один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

"Бегемотик"

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик опускается (выдох) .

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Расти, пена!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.

Обними себя

Стоя, ноги ан ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч, кисти повёрнуты вперёд, пальцы разведены.

  1. Сделать глубокий вдох.
  2. Молниеносно скрестить руки перед грудью так, чтобы кисти хлестнули по лопаткам.
  3. Плавно и медленно вернуться в и.п., делая глубокий медленный вдох.