Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Отчет по самообразованию воспитателя развитие мелкой моторики. Мелкая моторика и самообразование воспитателя

Отчет по самообразованию воспитателя развитие мелкой моторики. Мелкая моторика и самообразование воспитателя

План по самообразованию
Борозенец Татьяна Васильевна
2015-2016 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3лет»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Цель для себя:
1. Повысить профессиональный уровень по данному вопросу.
2. Систематизировать практический и теоретический материал.
3. Обучить детей развитию мелкой моторики.
4. Развить у детей мыслительные операции, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.
5. Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных качеств
Цель для детей:
1. Развитие мелкой моторики
2. Совершенствование владения мелкой моторики пальцев рук во время самостоятельной деятельности

Ожидаемые результаты для себя:
1. Повысить профессиональный уровень, сформировать мотивационную готовность к освоению и внедрению данной технологии в образовательный процесс.
2. Проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем

Ожидаемые результаты для детей:
1. Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки)
2. Знает и умеет пользоваться красками, карандашами, фломастерами, кистью.
3. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы.
План на 2014-2015 учебный год (первая младшая подгруппа)
Месяц Работа с документами, литература Работа с детьми Работа с родителями Практическая часть Отметка о выполнении
Сентябрь Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.
Диагностика детей
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Оценка предметно-развивающей среды группового помещения, пополнение дидактических игр, библиотеки

Октябрь Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
1. Знакомство с играми для развития мелкой моторики
Цель: Развитие мелкой моторики

Игры с мелкими предметами
пазлы, мозаика, шнуровка
Цель: развитие мелкой моторики, координацию движения ручек (сенсомоторная координация). Развитие усидчивости, терпения. Консультация
«Игры с мелкими предметами
пазлы, мозаика, шнуровка»
Определение проблемы (темы)
Выбор группы участников
Ноябрь Организация игр по развитию мелкой моторики детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий в соответствии с программой «Детство»// автор-составитель Е.А. Мартынова 1. «Песок»
Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка, развивать мелкую моторику
«Лепка из песка, пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)»
Цель: Создать условия для расширения представлений о свойствах песка, пластилина и соленого теста Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать мелкую моторику. Семинар с элементами игры на тему:
«Ум на кончиках пальцев»

Формирование задач, накопление информации
Декабрь Елена Данилова «Пальчиковые игры»
1.«Знакомство с пальчиковой гимнастикой»
Цель: Увеличение подвижности пальцев. Развитие силы и гибкости пальцев. Снижение физической усталости, морального напряжения. Массаж активных точек на пальцах и ладонях.
2. «Пальчиковый театр»
Цель: Развить моторно-двигательную, зрительную и слуховую координацию.
Сформировать творческие способности и артистизм.
Обогатить пассивный и активный словарь. Консультация «Пальчиковый театр»
Работа с информацией. Синтез и анализ идей
Январь Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. 1. «Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
Цель: Активизировать словарь: жидкая, прозрачная, цветная. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
2. «Рисование пальцем»
Цель: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования пальчиками и ладошками. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, воспитывать интерес к творчеству.
Консультация «Волшебные пальчики»

Картотека нетрадиционных способов рисования
Февраль « Массаж кистей рук»
Цель: Развитие силы рук; предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Консультация «Массаж для маленьких пальчиков»
Март Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007. 1.«Штриховка»
Цель: Укрепление у детей мелкой моторики, способствовать концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца.
2. «Дорисовка (по принципу симметрии)
Цель: Развиватие эмоциональности. Побуждении ребёнка к творчеству. Почувствовать себя изобретателем.
3.«Лабиринты»
Цель: способствует развитию логического и пространственного мышления; развивает внимание.
Консультация «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей»
Работа над проектом, его оформление

Апрель
1.« Чудесная бумага» Аппликация
Цель: Углубить знания детей о свойствах бумаги. Учить наклеивать детали, создавая сюжет.
2. «Волшебница бумага» ООД познавательно-исследовательское развитие (свойства бумаги)
Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги;
расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно - следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Консультация
«Экспериментируйте
с детьми дома!»

Подготовка к защите Обоснование процесса проектирования
Объяснение полученных результатов, их оценка
Май Анализ эффективности реализации проекта Оформление долгосрочного проекта по развитию мелкой моторики
«Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Цель: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов. Совместная работа по оформлению проекта Защита проекта

Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг

Город: Куть - Ях

Екатерина Полякова
План самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Тема : «Развитие мелкой моторики у дошкольников » .

Начата работа над темой : сентябрь 2015 г.

Предполагаемые сроки окончания работы над темой : май 2016 г.

Актуальность темы :

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то , как развивается ребенок , свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку , на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими» .

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие . Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас) .

Цель самообразования по теме : создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи самообразования :

1. Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук, сенсорику.

3. Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастики.

5. Развивать внимание , воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

6. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы .

7. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения :

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов : пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук , нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка .

3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики .

Формы работы :

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы : (Объяснение, показ, беседа, игра)

План работы по самообразованию

Подготовительный (сентябрь – октябрь)

1. Изучение литературы

2. Составление перспективного плана работы ;

3. Создание условий для эффективного использования игр;

4. Подбор дидактического материала и игр;

5. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук , а также картотеки игр на развитие дыхания , артикуляционной гимнастики.

6. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии .

Практический

(ноябрь – апрель)

1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Пальчиковый театр.

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой, рисование на манке.

конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО.

Рисование по трафаретам.

Дорисовка (по принципу симметрии) .

Шнуровка, пуговицы, прищепки, пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.

2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.

3. Подготовка брошюр для родителей по теме «Сенсорное воспитание ребенка» ;

4. Консультация для родителей «В чем польза пальчикового театра?»

Заключительный

(май) 1. Провести анкетирование родителей на тему : «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека».

2. Выступление на педсовете.

Публикации по теме:

Индивидуальный план самообразования воспитателя на 2015–2016 учебный год «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Введение В настоящее время все.

План профессионального самообразования педагога 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 130. Воспитатель: Меркушова.

План профессионального самообразования педагога План профессионального самообразования педагога 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатели: Хлыстова.

2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатель: Бердникова Юлия Владимировна Тема: Образовательная область.

План самообразования по физическому воспитанию Актуальность выбранной темы Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих.

План самообразования на 2015–2020 учебные годы МБОУ «Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района РТ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2014-2019.

План самообразования по обучению детей противопожарной безопасности План индивидуального профессионального самообразования воспитателя Ибрагимовой Ж. Ч. на 2015-2016 учебный год Работа начата: 01.09.2015.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 «Березка» общеразвивающего вида» «План по самообразованию.

План самообразования «Реализация ФГОС в образовательном процессе» Месяц Цель Содержание работы Формы предоставления результатов самообразования Сентябрь-Октябрь 1.4. п. 2 Построение образовательной деятельности.

План самообразования воспитателя на 2015–2016 учебный год Тема: «Развитие элементарных математических способностей дошкольников средством дидактической игры. Цель: повысить свой теоретический уровень.

Библиотека изображений:

Инга Кравченко
Тема самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Тема самообразования : «Развитие мелкой моторики дошкольников » .

на 2015-2016г.

Цель : Повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности;

систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет ;

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста .

Задачи :

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики .

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

3. Улучшить у детей координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

4. Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

6. Повысить собственный уровень знаний путём изучения статей в журналах : «Дошкольное воспитание » , «Ребёнок в детском саду» , «Воспитатель в ДОУ» , «Обруч» ; изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Основные вопросы, намеченные для изучения :

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов : пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук , нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка .

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики .

Этапы проработки материала

1. Информационно-аналитический Изучение литературы по теме :

Крупенчук О. И. Стихи для развития речи . Санкт-Петербург, 2014.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь . Санкт-Петербург, 2013.

Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

2. Практический. Использование различных форм Формы работы с детьми :

Совместная работа с детьми;

Индивидуальная работа.

Методы и приёмы работы :

Пальчиковые гимнастики;

Изготовление дидактических игр, шнуровок;

Использование нестандартного счетного материала;

Использование нетрадиционных техник рисование;

Лепка из пластилина и соленого теста;

Игры с кубиками, конструкторами;

Рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

3. Предоставление отчета о работе. Форма отчетности :

Сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников » ;

Составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

Организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики » .

Предполагается результат : у детей развита мелкая моторика , они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Теоретическая часть.

1.1. Связь интеллектуального развития и моторики .

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память , восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики .

Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки : “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга .

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память , внимание, связная речь.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений : от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений , от которых, например, зависит почерк человека.

1.2. Значение игр на развитие мелкой моторики .

Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей . Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться »

По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук : если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи . М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание , в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием . С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой .

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка .

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста . Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку – белобоку», показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали , складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша .

:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ;

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,

насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;

рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.) ;

застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы . Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику .


Тема самообразования:
«Развитие мелкой моторики дошкольников
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3. Улучшить общую двигательную активность; 4. Содействовать нормализации речевой функции; 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчётности:
 Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.  Провести анкетирование родителей.  Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
 Массаж кистей рук  пальчиковая гимнастика, физкультминутки  пальчиковые игры со стихами, со скороговорками  пальчиковый театр
 лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)  нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.  конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО  рисование по трафаретам  штриховка  дорисовка (по принципу симметрии)  лабиринты  Дидактические игры  шнуровка  игры с мелкими предметами  пазлы, мозаика.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
1. Изучение литературы по данной теме. 2. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность
детей. 3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. 4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». 5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?». 6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». 7. Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». 8. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

МБДОУ д/с 57

«Дюймовочка»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Воспитатель:

Филарида Шайхисламовна Шафикова

г. Сургут,

2015 – 2016 гг.

Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности».

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет, посещения ДМО, самообразования.

Разработать перспективный план работы с детьми.

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

Создать учебную программу.

Оформить уголок сенсорного развития, картотеку пальчиковых игр.

Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет», выступление на педагогическом совете на тему: «Важная роль развития мелкой моторики у детей с раннего возраста».

Подготовить материал, мастер – класс для педагогов по теме: «Использование разных предметов в работе с детьми по развитию мелкой моторики».

Используемая литература:

    «Программа дошкольного образования. От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.

    «Картотека тематических пальчиковых игр» составитель Л.Н Калмыкова

    «Оригами для малышей» Н.А.Просова

    «Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика. Подготовительная группа» А.Г.Савушкина

    «Детский дизайн. Пластилинография» Г.Н. Давыдова

    « 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники» Г.Н. Давыдова Москва Изд-во «Скрипторий 2003» 2014г.

    В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург, 1997г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»

ДАТА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

ПРИМЕЧАНИЕ

В течение года

Использование игр-шнуровок, дидактических игр по сенсорике, пуговиц, скрепок,

камешек, мелких игрушек, круп.

Индивидуальная работа «Изготовление Бизиборда»

Сентябрь

Разучивание пальчиковых игр: «Пальчик-пальчик»,

«Засолка капусты», «Надоели нам дожди».

Лепка с элементами рисования: «Колобок катится по дорожке»

Доклад: «Важность развития мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Вышли пальчики гулять», «Кулачки», «Белка».

Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Разучивание пальчиковых игр: «Зима», «Бабушка», «Елочка».

Памятка «Наши пальчиковые игры»

Разучивание пальчиковых игр: «Зимняя прогулка», «Бабушка».

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Встали наши пальчики»

Консультация: «Дидактическая игра, как средство развития речи»

Пальчиковое рисование: «Букетик для мамы»

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточки»

Открытое занятие: «Нарисуем ежику колючки».

Приглашение родителей на открытое занятие

Лепка из соленого теста: «Солнышко лучистое».

По развитию мелкой моторики ... работы с педагогами. Выбор тем по самообразованию . Составление плана работы с... Возрастные особенности ребенка 5-6 лет » Педагог-психолог 5 ...

  • На 2013-2014 учебный год красноуфимск

    Документ

    Комиссия и ТГ по методическому сопровождению аттестующихся Утверждение тем самообразования на 2013-2014 г.г. аттестационной... до 3 лет «Вместе с мамой» В течение месяца Комарницкая О.В., учитель-логопед Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа

    К самообразованию и самовоспитанию развитие широких... Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на ... детям до 14 лет нельзя кататься на велосипе­дах по ... (Р) 22 Рисование на тему : «Красавица зима» ...

  • Основная образовательная программа начального общего образования на 2014-2018 г

    Основная образовательная программа

    ... на расширение знаний по изучаемой теме ; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие ...