Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Использование элементов нетрадиционных техник в аппликации. Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии Работы в технике аппликация

Использование элементов нетрадиционных техник в аппликации. Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии Работы в технике аппликация

Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста

Салова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ - детский сад №7, г. Екатеринбург
Описание: данная консультация о нетрадиционных техниках аппликации предназначена для родителей воспитанников дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей,педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель – ознакомление родителей с видами нетрадиционной аппликации и ее значении в развитии дошкольника.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации;
- проинформировать о роли аппликации в развитии детей.
Развивающие задачи:
– развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные задачи:
– воспитать чуткость к восприятию искусства.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно работе с бумагой. В свою очередь, работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, поскольку у них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело.

Цель работы с детьми: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
– научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
– обогатить знания детей о временах года;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
– воспитывать зрительскую культуру.

Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:
- развитие художественного вкуса;
- формирование художественных и графических навыков;
- становление эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии;
- воспитание культуры зрителя;
- формирование знаний о мировой художественной культуре;
- развитие мелкой моторики.
Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Существуют следующие техники нетрадиционной аппликации :

Аппликация из круп и семян.
Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы.
Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества. Начинать работать с крупой можно в 1,5-2 года. Даже в таком раннем возрасте дети при помощи родителей способны создавать очень милые аппликации из круп. Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки.

Аппликация из осенних листьев.
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

Аппликация из яичной скорлупы.
Аппликация, сделанная из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Ведь этого материала в каждом доме предостаточно. В работе можно использовать скорлупу, как от вареных яиц, так и от сырых; цвет скорлупы также не имеет значения – белая или цветная.
Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества.
Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.
Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Материал очень пластичный в работе, мелкими кусочками заполняются самые сложные узоры и места в композиции, и сама техника такой мозаики не сложная, но работа очень кропотливая. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла.

Аппликация из ваты.
Аппликация из ваты однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из ваты, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.
Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.
Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из ниток.
Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шью, вяжут, плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Виды аппликации:
– предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
– сюжетная, отображающая те или иные события;
– декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №10 «Звездочка» г. Тейково.

Обобщение опыта работы на тему

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

1. Актуальность.

3. Задачи.

4.Принципы.

5. Технология.

6. Условия

7.Результат работы.

8. Перспектива.

9. Библиография.

10. Приложения

Актуальность.

Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами,слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество –это канал, по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуют, играя с самым разнообразным материалом: краской, глиной, семенами, нитками, берестой…

Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Формирование творческой личности –одна из самых важных задачпедагогической теории. Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.

В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое н создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятия художественной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку. Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после занятий дети находятся под впечатлением созданного ими. Детям всегда веселее и интереснее в группе, где есть поделки, сделанные их руками. Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она требует наблюдательности, умения подмечать характерные черты образа. Поделка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему. В.А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Разнообразие природного и бросового материала при создании поделок и аппликации таит в себе необыкновенные возможности, можно выбрать любой материал по душе, поэтому это творчество привлекло меня. Мне нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.

Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

Поэтому тема моего опыта является актуальной. Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе выполнения аппликационных работ из нестандартных материалов, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определѐнного возрастного периода. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Развитие художественно-творческих способностей детей посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.

1. Формировать практические умения и навыки в работе с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.

2.Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая их творчески.

3. Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

4. Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции.

5. Устанавливать взаимоотношения совместного творчества взрослого и ребѐнка.

6. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Принципы.

Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:

1. Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности

единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием и, прежде всего, с развитием креативности индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов воспитанников.

2. Принцип развивающего обучения.

В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а всегда должно опережать его, идти вперед, чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения аппликации из нестандартного материала, ребенок может сам выбрать ту или иную технику выполнения, проявить творческую фантазию.

3. Принцип наглядности.

Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ри отборе материала с тем, чтобы предложенный для изучения материал по содержанию и объему был посилен воспитанникам. Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.

5. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление детей с объективными научными фактами, явлениями. Сущность его состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. Таким образом, педагог должен подготовить учебный материал таким образом, чтобы, с одной стороны, он правильно отражал окружающую действительность, а с другой - был бы понятен и доступен детям.

6. Принцип систематичности и последовательности - состав обучения и

конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

Последовательность предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. Воспитатель на основе программы определяет и подготавливает для усвоения очередную «дозу» учебного материала. Каждая такая «доза», часть учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

Собственные принципы:

Подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебявсе получится»)

Позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь)

Взгляд «глазами ребенка» - ставить себя на место ребенка

Технология

Технология работы с детьми по развитию творческих способностей посредством выполнения аппликационных работ из нестандартного материала (ручному труду) строилась на основе программы

«Приглашение к творчеству».Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным и бросовым материалом, с текстильным материалом.

Такая форма детской деятельности как аппликация из нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно - в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свои отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей дошкольного возраста. Ребенок даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

В основу программы творческих занятий по аппликации из нестандартных материалов легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к занятиям по ручному труду, т.к. кроме всех известных видов ручного труда в ней предусмотрены нетрадиционные виды, а также при проведении занятий шире используются игровые методы и приемы. Занятия, включенные в программу «Приглашение к творчеству», помогают научить детей творчески мыслить и трудиться с удовольствием. Процесс превращения различных материалов и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствия и радости малышу.

Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если олученный результат нравится ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении.

Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.

Программа рассчитана на 4 года

Возрастные группы: 2 младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет),старшая (5-6 лет), подготовительная (6-7 лет).

Количество часов: в неделю - 1ч.; в год - 26 часов.

Режим занятий–1 образовательная ситуация в неделю продолжительность от 15 минут в младшем возрасте до 30 минут в старшем.

Средства реализации:

1. Совместная деятельность воспитателя с детьми: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, сбор материалов для ручного труда, игры, детское творчество, образовательная ситуация.

2. Использование наглядно-дидактических пособий, направленных на развитие творческой деятельности.

3. Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребѐнок-воспитатель для развития творческих способностей

Формы работы:

Образовательные ситуации, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.

Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание. Наблюдение. Сбор материалов для творчества

Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры

образовательной ситуации:

Индуктор (введение в ситуацию). В виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.

Основное содержание образовательной ситуации - изучение нового материала. Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и использования нетрадиционного материала, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Динамическая пауза . Динамическая пауза позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Используется по мере необходимости.

Рефлексия . Дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

Развивающая игра. Развивающая игра, т.е. обыгрывание поделки в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Используемые материалы:

Пластилин

Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

Яйца «Киндер-сюрприза»

Сухие листья

Семена растений

Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

Вата, синтепон

Скорлупа яиц

Галька, ракушки

Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

Бисер, бусины, пайетки, пуговицы

Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки, салфетки и губки для

мытья посуды

Ватные палочки

Инструменты и приспособления:

Ножницы, шило (только для взрослого)

Иголка и нитковдеватель

Карандаш

Линейка

Клеѐнка для аппликации

Клейкая лента

Кисточки для клея и красок.

Стаканчики непроливайки

Виды деятельности:

Работа с бумагой и картоном.

1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния « оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлѐнности.

2. Работа с мятой бумагой. Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и коммуникативной активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3. Изготовление объѐмных картинок. Изготовление аппликации – достаточно лѐгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объѐмность предмета на аппликации из геометрических фигур за счѐт приклеивания деталей к основному листу.

4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

Работа с природным и бросовым материалом.

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщѐнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приѐмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берѐт на себя.

Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определѐнные требования: должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

Работа с текстильными материалами.

Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребѐнка.

Реализация программы начинается со второй младшей группы. В этой группе работу строится в основном на знакомстве детей с простыми материалами, такими как бумага, ткань, крупа, пластилин, соленое тесто. Тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий. Лепка из соленого теста приучает детей быть более усидчивыми, внимательными. Чудесные поделки получаются у ребят с использованием круп. Когда они фантазируют и стараются выполнить свою работу, развивается мелкая моторика пальчиков, массируются активны е точки ладошек, благодаря чему улучшается работа всех органов, самочувствие ребѐнка.

Так к новому году ребята уже смогли организовать творческую выставку из своих работ, где были представлены поделки из скомканной бумаги, объемные цветы из бумаги. В этом году с новыми детьми второй младшей группы так же уже организована выставка «Осенняя пора – очей очарование», где представлены работы детей в технике объемной аппликации и технике обрывания бумаги.(Приложение 1)

Сенсомоторное развитие в младшем дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением деятельности ребѐнка, представлений об окружающем мире. Дети 3- 4 лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.

В средней группе я продолжала заинтересовывать детей изготовлением объѐмных (будто настоящих) фигурок из бумаги и картона, простых композиций из крупы, обрезанных ниток, показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению.

Особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественно-творческой деятельности проигрыванием.

В средней группе стали делать аппликации из природного материала. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета.

В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто придумывают поделки, но и дополняют их различными деталями. (Приложение 2)

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности, у детей усложняется и обогащается художественно-творческая деятельность.

Усложнила работу с бумагой, пластилином, предложив детям рисовать на стекле, предлагала разнообразный природный материал. Ребята с удовольствием делали картины для украшения интерьера. Работы получались яркими, результатами были довольны все.

Творческие задания с радостью выполнялись детьми, а эффективная мотивация выступала как стимул к творчеству. Ребята изготовили книжку-малышку для малышей, изготовили новогодние украшения на елку, изобразили сказочного петуха, изготовили персонажей к сказке «Репка», порадовали маму картиной из пластилина. К концу старшей группы дети уже хорошо знают, что они хотят сделать; следуют к своей цели, преодолевая препятствия; становятся способным изображать все, что вызывает у них интерес. Дети овладели приемами создания художественного образа. Могут использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции.(Приложение 3)

В подготовительной группе я перешла к творческому синтезу различных фрагментов в целостное изображение, символизирующее отношение ребенка к миру. Дети готовы к созданию серьезных композиций. В ходе работы я использовала натурные наблюдения, литературный материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно знакомились с новыми техниками работы по ручному труду: мозаикой из яичной скорлупы; флористикой; папье-маше; аппликацией из спичек, плетение волшебных ковриков; игрушек из помпонов. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах. Мои воспитанники ежегодно участвуют в выставках «Зимняя сказка», «Новогодняя фантазия», «Короб чудес», вместе с родителями участвуют в различных творческих конкурсах детского сада, на муниципальном и региональном уровнях. Прежде чем начать работать с материалом проводим наблюдения, опыты, в процессе которых дети, устанавливают свойства и качества материалов, каким клеем можно пользоваться при изготовлении поделок, какие работы можно выполнить из этих материалов, каким способом соединять. Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциации и развитие ассоциативного мышления –прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование само по себе увлекательно и полезно. Учу детей развивать задуманную тему и воплощать еѐ в конкретные работы. Начиная работать с любым из нестандартных материалов, стараюсь сначала заинтересовать детей, для этого показываю методы работы с каждым видом материала. Освоив принцип выполнения аппликации из одного материала, дети изготовляют работы самостоятельно. Знакомлю с правилами работы кисточкой, клеем, ножницами. Использую игровые приѐмы, загадки, считалки, музыкальное сопровождение, фантазирую вместе с детьми: «белогривые лошадки мчат детей в безоблачные дали...» Большую радость доставляет детям оживление их работы: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступила весна, зайка прижал ушки, спрятал лапки – ему холодно. В такой обстановке ребята раскрепощаются, сочиняют сказки и с удовольствием выполняют работу. Работа над аппликацией выполняется в определѐнной последовательности, о которой напоминаю детям и стараемся обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор материала: природного, текстильного, бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание.

Формируя навыки работы с нестандартными материалами, дети учатся ставить цель, определять мотив, подбирать материалы для изготовления под елки, организуют своѐ рабочее место, определяют последовательность работы, поддерживают порядок на рабочем месте. При организации работы стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство познавательных, практических и игровых задач. Большинство операций в освоении навыков художественной деятельности дети выполняют в совместной деятельности с воспитателем после дневного сна, в тёплое время года на прогулке, на участке. Для дошкольников является значимой потребность общения со взрослыми. Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Общаясь с детьми, радуясь их новым знаниям, удовлетворенностью похвалой, использую поддержку и доброжелательность.

Стимулом к самостоятельной деятельности является предметная среда.

Помогают дошкольникам осуществлять замысел образцы работ. Важно, чтобы ребёнок подобрал материал и приготовил всё необходимое, побуждаю детей к поиску материала для воплощения замысла, советую как экономнее его расходовать. Развитие творчества детей связано со способностью создавать зрительный образ – замысел представления своей будущей работы и умением реализовывать его в разнообразном материале. Успех реализации замысла зависит от того, насколько хорошо ребѐнок знает и учитывает в деятельности качества и свойства материала, а также владеет техникой работы с этими материалами. Создание выразительного образа детьми невозможно без взаимосвязи познавательного, изобразительного и технического процесса. В связи с этим использую методику обобщѐнных способов создания поделок из разных материалов. Показывая детям основной способ создания работы, позволяющий на его основе создавать разнообразные вариативные работы.

Я пытаюсь увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим, предоставляя возможность развития творческой индивидуальности, учитывая, что всѐ, что делают дети своими руками должно быть красиво.

Система работы над решением поставленных мною задач потребовала

создания определенных условий:

1. Создание предметно- пространственной развивающей среды:

В группе создана соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, насыщенная изо-материалами, нетрадиционными бросовыми, а так же природными материалами для детского

художественного творчества со свободным доступом к материалам и возможностью экспериментирования с ними.

Использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг.

Подбор методической литературы

Среди многообразия пособий по организации ручного труда дошкольников я выбрала следующие: Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома», Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду», Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала» и Маханева М.Д., Скворцова О.В. « Учим детей трудиться»

2. Профессиональная компетентность.

Педагог, развивающий в детях творческие способности должен быть сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми. Чтобы достичь поставленной цели я изучила дополнительную литературу по данной теме, предусмотрела наличие необходимых материалов.

3. Творческая заинтересованность.

Каждый педагог - практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и познавательные интересы, развивались психические процессы: внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.

4. Условия творческой деятельности.

– привлечение детей к деятельности по работе с нестандартным материалом, которое стимулирует творческое воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребѐнка У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания, самоутверждения, реализовать которую можно в игровой ситуации. Именно в игре реализуется потребность действовать самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных, конструкторов и т.п.

Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию.

Выполнение трудовых заданий: обучаю детей необходимым способам

работы, вырабатывая у них соответствующие навыки, умения, разъясняю смысл работы того значения, которое оно имеет для других детей, помогая детям в планировании, согласовании действий.

Условия свободного выбора. Так при изготовлении аппликации из яичной скорлупы дети сами выбирали тему.

Включение детей в процесс творческой деятельности. Детям нравится быть добрыми волшебниками, помогать попавшим в беду. Мотив взаимопомощи стимулирует активность ребѐнка, проявление им инициативы

Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей, развитие чувства защищѐнности. Чрезмерная критика, регламентирование каждого действия ребѐнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке делать всѐ только по указанию взрослого. В позитивных условиях ребѐнок намного лучше справляется с заданием. Желание пережить успех активизирует деятельность ребѐнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех ребѐнка с тем, чтобы усилить его желание к продолжению дальнейшей деятельности.

5. Сотрудничество с родителями.

Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать творческие способности дошкольников», «Совместная творческая деятельность родителей с детьми», «Совместный труд объединяет семью»; сообщения на родительских собраниях «Развитие творческих способностей», «Взаимосвязь игры и труда в воспитании детей», «Домашняя мастерская»; семинары – практикумы «В стране Листопадии», «Аппликация из разноцветных ниток», «Игры – забавы для малышей».

Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной работы детского сада и семьи. Чтоб активизировать внимание родителей к педагогическому процессу на собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в группе. Даю родителям рекомендации по развитию творческих способностей навыков трудовой деятельности при работе с нестандартными материалами, используя разные формы работы: выставки детских поделок, оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.

Результат работы

В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность. Реализация программы «Приглашение к творчеству» с детьми дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе. Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в художественном ручном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, появилась оригинальность (способность производить идеи, повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках. Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного ручного труда.

Результаты реализации программы представлены:

1. В виде тематических выставок в детском саду:

- «2015 год – год литературы»,

К юбилею детского сада «Очень детский сад люблю, все цветы ему дарю»,

- «Новогодние фантазии».

2. Участием в выставках и конкурсах разного уровня, (Приложение 5).

Перспектива

Перспективу работы вижу в распространении опыта среди коллег через открытые просмотры НОД, консультации и семинары.

В работе с детьми планирую опробировать новые техники ручного труда, такие как изонить, декупаж, торцевание, киригами, квиллинг, аппликации из бумаги, сложенной гармошкой.

Библиография

1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.

2. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3. Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1997.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа

5. Куцакова Л.В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по

изобразительной деятельности и художественному труд у. – М., 1998.

6. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

7. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для

воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009.

8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М: 2003, - 344с.

10. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007

МБОУ «СОШ №1»

Дошкольное отделение

детский сад присмотра и оздоровления «Гнёздышко»

Мастер - класс

как средство развития

творчества дошкольников»

Воспитатель:

В. Уфалей, 2013 г.

Цель мастер-класса : Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.

Задачи : Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Оборудование : крупа, картон, кисточки, клей ПВА, простые карандаши, ножницы, альбомная бумага, ластики, салфетки, подставки для кисточек.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги ! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим. Вдруг будет интересно…

1. Вступление

Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия . Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке.

Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии.


Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н. э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н. э.-200 год н. э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации.

У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги.

С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям.

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования . В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.


Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума..»

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей , расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Итак, аппликация :

· Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

· Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

· Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.


· Помогает выучить цвета и формы.

· Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

2.Основная часть

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету - одноцветная и многоцветная.

Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т. д.

Сегодня я расскажу вам о тех видах аппликации, которые я использовала и использую в своей работе.

Обратная аппликация

Это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной.

Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку.

Чтобы он не смещался, его нужно прикрепить к крышке двумя горошинками белого пластилина.

Черным пластилином выкладывается контур будущего рисунка, а открытые участки последовательно заполняются цветным пластилином.

Перевернутое гладкой стороной к себе изделие представляет собой удивительный рисунок для картины или панно.

После окончания аппликация закрывается кружочком цветного картона.

Идея данной техники принадлежит Татьяне Просняковой, автору многочисленных книг по художественному труду и создателю интернет-сайта «Страна мастеров».

Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков

Мозаика

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ - это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы.

Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.

Продумайте рисунок, обозначьте его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте рисунок тем цветом, который вам необходим для создания вашей задумки.

Айрис фолдинг – радужное складывание

Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем:

1. Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру.

2. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответсвии с заранее приготовленным шаблоном или с составленной Вами схемой.

3. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.

4. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Прежде чем приступать к работе, необходимо научиться самим строить шаблон или запастись готовыми айрис-шаблонами.

Аппликации из ваты и тополиного пуха

Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их.


Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли (декоративный вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета – чаще серого). Нежные, воздушные, изящные.
Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие.

Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков.

Легче делать аппликации с черно – белых рисунков, контрастных фотографий.

В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме.

С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.

Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.

Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из конфетти

Нащелканные дыроколом кусочки бумаги люди используют по-разному. Ну, как используют: выбрасывают, либо же отдают играть детворе, а потом все равно выбрасывают. Я предлагаю вам создавать из нее картины самим или вместе с детьми. Все зависит от вашей фантазии и желания. Описание работы:
1. Нарисуйте, например, контур бабочки.
2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.
3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
4. Пусть малыш стряхнет лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").
5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.

Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

Аппликация из поролона

Поролон такой же демократичный материал, как вата, тополиный пух или конфетти, поэтому он и привлек мое внимание.

Поролон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить зеленой бумагой или ватными шариками.

После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон.

Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу.

Аппликация из изоленты

Предложите детям сделать аппликацию с помощью изоленты. Например, дорогу для машин. Покажите, как пользоваться скотчем-изолентой и безопасными ножницами. И снова фантазируйте!

Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины, так и обычные.

Аппликация из бросовых материалов

Моя любимая аппликация – из бросовых материалов. Дети любят собирать все, что попадает им под руку. Вот из этого, хотя бы иногда, просто необходимо делать аппликацию.

Вспомните себя в детстве. Ведь тогда все, что лежало в вашем кармане, спичечном коробке или шкатулке казалось вам настоящим сокровищем. Так, попробуйте сделать из «сокровищ» детей настоящий шедевр!

Аппликация из песка или соли

Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными.


Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками.

Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу?

А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие!

Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

Работая с малышами над аппликацией из крупы, я определила для себя 2 техники: техника «посыпание» и техника «вдавливание»

Начну с самой простой техники – "посыпание" – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона).

1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы – любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу.

2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки - просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем.

Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т. д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце – из пшена, небо – из манки, земля – из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью)

Способы окраски крупы

· На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликация получается яркая и неповторимая.

· Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках из-под детского питания , витаминов или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными.

· Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом.

Техника «вдавливание»

1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.

2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.

3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т. п.) – вдавить их в пластилин.


4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.

Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.

Вот и все! Проще не бывает.

Пушистая аппликация

Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.

Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации.

Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик.

Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.

Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон.

Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой и т. п.

Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги - простой или бархатной.

Аппликация 3D

Трёхмерная графика 3D (от англ. 3 Dimensions - рус. 3 измерения ) предназначена для изображения объёмных объектов. Трёхмерная графика – это виртуальное, воображаемое трёхмерное пространство, которое отображается на плоской, двухмерной поверхности дисплея или листа бумаги.

Суть изображения 3D: мы видим несколько слоев, наложенных друг на друга в определенной последовательности, существующие сами по себе и созданные отдельно друг от друга.

Но все-таки изображения в 3D – это не полный объем объекта в 360 градусов. И даже не полуобъемное изображение предмета – это всего лишь иллюзия предмета, изображенного с помощью нескольких ограниченных плоскостей.

Для отличия аппликации 3D от объемной, я выделила следующие признаки модели 3D:

1. Многослойность.

2. Отличие слоев друг от друга по форме и количеству.

3. Количество слоев не менее 3.

4. Несоприкасаемость слоев друг с другом.

5. Эффект объекта «глубины» или «выпуклости».

6. Модель 3D – плоскостная модель.

7. Отсутствие клея (наличие двухстороннего скотча).

Работая над аппликациями в технике 3D, необходимо выделить некоторые правила последовательности выполнения работы аппликации:

1. Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями (разные объекты должны находиться на разных уровнях).

2. Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание.

3. Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму (каждый последующий слой должен отличаться от предыдущего меньшим размером).

4. Наклеить второй слой на первый, смещая его на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо – по вашему желанию).

5. Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя (слоев должно быть не меньше трех).


6. Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера.

Последовательность выполнения :

Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями.

Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание.

Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму.

Наклеить второй слой на первый, смещая его в сторону на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо – по вашему желанию).

Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя.

Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера.

3. Практикум

Итоговым этапом нашего мастер-класса будет творческий альбом. Первую страничку этого альбома сделала я.

(рассказываю о технике аппликации изолентой, показывая готовую картину, выполненную в этой технике)

- И хочу рассказать вам о ней сказку: в Солнечном городе, где жил Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Самоделкин и их друзья однажды случилась вот такая история.

Как - то утром Незнайка слонялся по улице и не знал чем заняться, и тут он увидел Самоделкина, который ремонтировал автомобиль. Он смазывал детали маслом, накачивал шины, обматывал изолентой провода…

Я ремонтирую машину,- спокойно сказал Самоделкин.

Ха, ты только ремонтируешь, закручиваешь винтики, болтики и больше ничего не умеешь,- засмеялся Незнайка.

А что я должен уметь,- пробубнил Самоделкин.

Ну, например…, например…, например, рисовать! Рисовать у тебя никогда не получится! Ты можешь нарисовать картину прямо сейчас?- спросил Незнайка.

Конечно, могу,- спокойно ответил Самоделкин.

Ха! Ты что будешь рисовать винтиками и шпунтиками? - засмеялся Незнайка.

Нет, я нарисую картину цветной изолентой, - загадочным голосом произнес Самоделкин.

И нарисовал для Незнайки вот такую картину (показать).

Давайте рассмотрим ее (обследование, описание).

Когда Самоделкин показал Незнайке картину, тот очень удивился.

Да…,- протянул Незнайка, - во всем нужна смекалка, и если немного пофантазировать, то все получится!

Я предлагаю вам придумать игровой сюжет для мотивации детей при выполнении аппликации из крупы, скрученных салфеток и аппликации в технике 3D. На ваших столах есть всё необходимое для его создания.

( педагоги делятся на 3 подгруппы и самостоятельно оформляют страничку творческого альбома по одной из предложенных техник, представленной на мастер-классе аппликации)

Теперь соединим Ваши странички в один альбом «Нетрадиционные техники аппликации».

Давайте полюбуемся на дело рук наших. Посмотрите, сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.

– Конечно, за 40 минут овладеть методами и формами работы по созданию нетрадиционных техник аппликации нелегко, поэтому в своей работе Вы можете воспользоваться предложенными буклетами (см. Приложения) и нашим совместно созданным творческим альбомом.

(выполняют задание; по окончании работы анализирую полученные варианты, отмечаю наиболее удачные; если педагоги затрудняются в выполнении задания, оказываю им помощь).

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Мастер-класс подошёл к концу. Вы вернетесь к своим детям. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?

Что вы узнали полезного для себя на этом мастер-классе?

Что вам хочется отметить особо?

(слушатели высказывают своё мнение)

Уважаемые слушатели, прошу вас выполнить рефлексию по методике «эмоциональное письмо»:

Если вам понравилась наша работа, вам всё было понятно и всё удалось, если у вас сейчас хорошее настроение, то в корзинку положите улыбающееся личико.

А если у вас возникли затруднения или вам что-то не понравилось, то выберите грустное личико.

Благодарю вас за сотрудничество!

Творческих вам успехов!

Фёдорова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 17.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка на тему:

«Нетрадиционные техники аппликации с детьми дошкольного возраста»

Аннотация

В данной методической разработке я представила материал о нетрадиционных

техниках аппликации в работе с детьми дошкольного возраста. Материал будет полезен

педагогам, работающим с детьми, а также родителям.

Актуальность

Актуальность методической разработки заключается в том, что изобразительная

деятельность

является

популярных

увлекательных

направлений

дошкольном воспитании.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте

каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего

незнакомый

удивительный

окружающий

разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к

творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить –

внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества,

проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Согласно ФГОС ДО одной из приоритетных задач дошкольного образования является

создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми.

Цель моей работы : разработка, апробирование и внедрение целостной модели по

развитию

творческих

способностей

дошкольников

посредством

использования

нетрадиционных техник аппликации.

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о

строении

предметов,

величине,

плоскостной

композиции.

аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая

одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и

Аппликация

содержит

возможности

развития

фантазии,

в о о б р а ж е н и я,

т в о р ч е с к и х

с п о с о б н о с т е й

Нетрадиционные техники аппликации играют важную роль в психическом развитии

ребенка, развивают фантазию, воображение, мелкую моторику рук, а также это способ

создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и

цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,

экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Деятельность направлена на решение следующих задач:

обучающие:

– знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

– учить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;

– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;

– развивать познавательную активность детей.

Развивающие:

– развивать композиционные умения;

– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;

– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;

¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

– развивать эстетическое восприятие;

Воспитательные:

– воспитывать у детей художественный вкус;

– развивать эстетическое мировосприятие;

– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;

– воспитывать зрительскую культуру.

Формы организации

проведения

образовательной

деятельности:

путешествия

наблюдения,

прогулки,

экскурсии,

фотовыставки,

выставки, конкурсы, развлечения.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Существует множество нетрадиционных техник аппликации:

Обрывная аппликация,

Квиллинг,

Торцевание,

Аппликация из разрезанных нитей,

Оригами,

Аппликация из салфеток,

Гофрированная бумага,

Аппликация из крупы,

Аппликация из природных материалов,

Аппликации из ваты и\или ватных дисков,

Аппликация из конфетти,

Айрис-фолдинг.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям

чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает

полную свободу для самовыражения.

Остановлюсь на одной из техник аппликации, которую использую в своей работе –

аппликация с элементами техники айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг

голландская

радужное

складывание,

позволяет

создавать удивительные композиции. Изображение складывается в результате наклеивания

бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода

заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует

внимания,

аккуратности

усидчивости.

использую

техники, то есть более упрощенный вариант, чтобы это было доступно для дошкольников.

Конспект НОД в средней группе по коллективной аппликации с использованием

нетрадиционной техники «айрис-фолдинг»

Тема: "Сказочная птица ".

Цель: изготовить изделие в технике айрис-фолдинг, передавая ее необычность и яркость,

используя элементы декоративного оформления.

Задачи:

Продолжать закреплять умение детей складывать полоски бумаги пополам,

Продолжать учить детей приклеивать приготовленные полоски бумаги по заданному

образцу, работать с клеем, скотчем, бумагой.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, творческие способности

Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Воспитывать у детей самостоятельность в выборе способов украшения работы.

Интеграция

образовательных

областей :

«Художественно-эстетическое

развитие»,

«Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие».

Виды детской деятельности: коллективная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Оборудование : Клей, скотч, ножницы, простые карандаши, салфетки, картон, трафарет

туловища птицы, цветная бумага (разлинованные листы, толщина 3 см), фломастеры,

плеер (прослушивание отрывка из аудио-сказки).

Предварительная работа: Чтение отрывков из русских народных сказок «Сказка об

Иване – царевиче, жар – птице и о сером

волке», П. П. Ершова «Конек – горбунок»)

проведение занятия по коллективной аппликации на тему «Зимующие птицы».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки и сегодня наше занятие будет

необычным, оно будет сказочное. Но для того, чтобы нам попасть в сказку, закроем глаза

(звучит песня «Птица счастья»). Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на

своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее хвост невероятной красоты. Как вам

кажется, как она выглядит? Представьте свою сказочную птицу. Расскажите о ней (ответы

Воспитатель: Какая замечательная птичка живет в вашей фантазии!

Как вы думаете, она

волшебная? Давайте вспомним отрывок из сказки, который мы читали

П. П. Ершов

«Конек – горбунок»).

Воспитатель: Как сказка называлась?

Дети: Конек – горбунок.

Воспитатель: Какая там была птица? Чем вам она понравилась? Давайте вспомним ее

прослушав еще раз отрывок из сказки.

Прослушивание отрывка из аудио-сказки

Конек – горбунок»

Воспитатель: Теперь мы с вами окончательно вспомнили кто такая эта птица. Чем она

отличается от других, чем она нам запомнилась. Ребята, но я вам хочу сказать, что при

всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные

имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.).

А сейчас давайте немного

отдохнем:

Физкультминутка:

На горе стоит лесок

(круговые движения руками),

Он не низок, не высок (сесть, встать, руки вверх),

Сказочная птичка высоко летала (дети машут руками, как птицы крыльями).

К вечеру у птички крылышки устали (опускают руки).

На деревья птичка села отдохнуть (садятся на корточки).

А к утру отправилась снова птичка в путь (дети встают, машут руками.

Воспитатель: Отдохнули, а теперь приступим к нашей работе, начнем делать сказочную

птицу, которую поселим в нашей группе. А так как наша птичка сказочная, значит она

необыкновенная и, поэтому делать мы ее будем тоже необычно, а с помощью способа,

который вы называли «радужный». Давайте с вами вспомним, почему вы его так назвали?

(ответы детей). А работать мы будем сегодня коллективно. Что это значит? (ответы

Я сделала заготовки хвоста и полосок. Давайте, проверим, все ли у нас есть для

начала работы.

Основная часть

Воспитатель: Ребята теперь мы можем приступить к работе. Но сначала давайте

вспомним последовательность выполнения (напоминаю детям последовательность

Воспитатель: Но для начала давайтеразомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика :

Мы поставили кормушку,

(дети имитируют движения по тексту)

И насыпали зерно.

Для прекрасной нашей птички

Очень вкусное оно.

Практическая часть

1. Берем полоски и складываем их ровно пополам

2. С помощью скотча или клея по очереди

приклеиваем сложенные вдвое полоски на

вырезанный силуэт хвоста, так, чтобы полоски располагались в форме «веера», не забывая

менять разноцветные полоски бумаги.

3. Получается наша «радужная» раскладка хвоста сказочной птицы.

4. А затем мы приклеим туловище нашей птичке и нарисуем клюв, глазки, лапки (с

помощью воспитателя). Вот что у нас получилось!

Заключительная часть

Воспитатель: Детки, скажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали на занятии?

Ребята, вы все были молодцы!

Заключительный этап:

Воспитатель: Детки, давайте, рассмотрим нашу сказочную птичку, которая у нас

получилась!

Она, конечно, получилась красивая, но при этом ещё и волшебная! Она умеет помогать

людям, и совершать доброе волшебство. Давайте будем ее беречь, поселим к нам на

выставку, пригласим родителей и будем любоваться. А сейчас каждый из вас загадает ей

свое самое заветное желание. (Дети загадывают желания (можно вслух или про себя.).

Результат. Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-

творческих способностей детей:

разработана

продуктивно-творческой

деятельности

использованием

нетрадиционных

аппликации

развития

творческих

способностей

дошкольников;

У детей сформировано умение использовать в изобразительной продуктивной

деятельности разнообразные

графические

средства

нетрадиционные

аппликации;

У детей развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, композиционное

умение, цветовосприятие и зрительно-двигательная координация.

Развиваются практические навыки работы с бумагой.

Вывод: использование нетрадиционных техник аппликации развивает творческие

способности дошкольников, фантазию, эстетическое восприятие.