Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Отклонения психического развития дошкольников. Отклонения в психическом развитии ребенка. Группы лиц с отклонениями в развитии

Отклонения психического развития дошкольников. Отклонения в психическом развитии ребенка. Группы лиц с отклонениями в развитии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Позвольте мне предположить, что есть некоторые нормы - например, в течение года ребенок уже произнес свои первые слова, прежде чем пройти через исцеление и палки, т.е. объединяя несколько слогов и повторяя их. И в этом смысле, когда первый визит должен быть логопедом? Ответ на этот вопрос также очень относительный. Если есть серьезная отсталость в развитии, если ребенок с полуторалетним ребенком не может привлечь к себе внимание, он не может делиться какой-либо информацией, так называемым «общим вниманием», это очень отвлекает ни в коем случае не может сосредоточиться ни на минуту, если есть какой-либо другой тип поведения - в движениях, постоянно держа руки за взглядом и т.д. советуем проконсультироваться.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отклонения в психическом развитии

Отклонения в психическом развитии вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи).

Довольно часто снижение развития речи является первым показателем для родителей, что что-то не так, и в этих случаях, как правило, семьи консультируются с нами, логопедами. Как родители могут помочь развитию речи ребенка? Прежде всего, поговорить с ним, пообщаться с ним, вербализовать все его действия. Поговорите с ребенком, даже если ему 2-3 месяца. Общайтесь, объясните ему все, что он делает. Основой развития языка и речи является имитация, т.е. мама согнута над детской кроваткой и читами. Точно так же он позже понимает, что эта коммуникативная игра ведет к все более высоким результатам и становится все более смелой и только провоцирует общение и общение.

Умственная отсталость (англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ЦНС. Умственная отсталость. имеет разную этиологию (причины).

Задержка психического развития - парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.

Если у родителей есть дефект речи, может ли это повлиять на развитие речи ребенка, но он учится у них? Речь и развитие языка не являются спонтанным процессом, они стимулируются особенно после второго года. Однако, если у родителей есть дефект речи, вполне вероятно, что у ребенка возникнет такой дефект.

Каковы речевые проблемы, которые отмечаются в раннем возрасте у детей с аутизмом и каковы особенности общения с этими детьми? На этот вопрос вряд ли найдется несколько предложений. Продолжается исследование феномена аутизма. Для него он говорит не как болезнь, а как состояние нервной системы, т.е. корни и генезис аутизма, такие как неврологический дефицит или неврологические проблемы. Первые симптомы отмечаются в раннем детстве. Также утверждается, что к шестому месяцу можно определить, развивается ли ребенок как сверстники.

Причинами задержки развития психического могут выступать:

1). дефекты конституционального развития ребенка -- из-за них он начинает отставать от сверстников в развитии физическом и психическом (инфантилизм гармонический);

2). различные заболевания соматические (физически ослабленные дети);

3). органические поражения системы нервной центральной (дети с дисфункцией мозговой минимальной).

Позже имеются признаки и индикаторы того, что конкретный ребенок в возрасте от 1 до 2 лет обнаружил признаки аутизма уже в возрасте 6-7 месяцев. В статье обсуждается процесс овладения речью ребенком. Очерчены причины отставания речи у детей с умственными недостатками. Анализируются особенности речевого развития детей с интеллектуальным дефицитом по сравнению с процессом их прогрессирования у их сверстников.

Умственная отсталость может быть определена двумя основными моделями: биомедицинской и социокультурной адаптацией. Некоторые ранние определения умственной отсталости основаны на обнаружении недостатка в адаптивном поведении индивидуума. Определение термина «умственная отсталость» также учитывает показатель адаптивности поведения. Особый интерес представляет определение умственной отсталости, предложенное Американской ассоциацией по умственной инвалидности, согласно которой «умственная отсталость - это интеллектуальное функционирование, которое ниже общего нормального уровня и дефицит адаптивного поведения в течение периода развития».

У таких детей в силу цереброастении, психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости значительно снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также появляются нарушения эмоциональные и личностные.

Отклонения в развитии выступают в различных сочетаниях.

Термины «умственная отсталость» и «неудача» взаимозаменяемы, хотя, по мнению специалистов, их можно отличить. Также включен термин «психическая субнормальность», включающий эти категории. Многочисленные исследования включают такие понятия, как «умственная слабость» и «олигофрения».

Изучение интеллектуального провала как психосоциального явления способствует значительным достижениям в знаниях о его этиологии. По данным, около 25% всех случаев являются биологическими, среди которых наиболее распространенными являются хромосомные и метаболические заболевания. Они устанавливаются вскоре после рождения и имеют выраженную умственную отсталость. Неспецифические причины выявляются в 75% случаев. Как правило, диагноз делается в начальный школьный возраст, с небольшим отставанием, которое трудно установить.

Отклонения в психическом развитии ребенка - это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.

Исследования, связанные с этиологией умственной отсталости, проводятся по нескольким направлениям. Выявление генетических факторов; поиск биологических факторов окружающей среды; выявление факторов, связанных с ранними неблагоприятными социальными последствиями, которые лежат в основе интеллектуальной недостаточности. Основные этиологические факторы умственной отсталости могут быть сгруппированы по нескольким группам: генетическим, экзогенно-биологическим и психосоциальным.

Большая часть новорожденных и младенцев обнаруживает определенные отклонения от идеального развития движения, которые могут быть решены индивидуальными целевыми упражнениями. Упражнение в раннем возрасте является наиболее эффективным, потому что еще не было фиксации привычек плохого движения.

психический развитие дефект возбудимость

Причины отклонений

Специалисты делят причины, повинные в развитие отклонений у детей, на две группы: неблагоприятные факторы внешней среды и наследственное влияние.

Медицина постоянно работает над выявлениями различных наследственных форм умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологий эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма.

Пойдите с ребенком для реабилитации, прежде чем вы увидите проблему

Часто матерей с детьми отправляют на реабилитацию только тогда, когда у ребенка проявляются явные признаки дисфункции движения. Но мышечное «программирование» может быть лучше всего затронуто в первые несколько месяцев жизни, тогда оно только устраняет последствия. Благодаря массивной рекламе Мамы хорошо знают, какая коляска или автомобильное кресло лучше всего подходит для ребенка, но основная вещь, которая влияет на его будущую жизнь - правильную осанку - остается пренебрегаемой.

Наряду с наследственной патологией широко распространены нарушения, вызванные различными неблагоприятными факторами окружающей среды (инфекции, интоксикации, травмы и др.).

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют:

Внутриутробную (пренатальную) патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит в период внутриутробного развития;

Постнатальную патологию, которая возникает при повреждениях во время родов;

Постнатальную патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит после рождения.

Среди причин, которые ведут к отклонениям в психомоторном развитии ребенка, может быть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови. Следствием такой несовместимости часто становится билирубиновая энцефалопатия, которая проявляется в нарушении слуха или речи, а также в расстройствах эмоциональной сферы и поведения.

К неблагоприятному влиянию на развитие мозга будущего ребенка могут привести также:

Внутриутробные интоксикации (например, при применении беременной лекарств);

Нарушение обмена веществ (чаще всего возникают при поздних токсикозах);

Употребление алкоголя, наркотических средств, курение.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение-снижение слуха, зрения, интеллекта и др. -- влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л.С. Выготский). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности -- предметно- манипулятивная, игровая, продуктивная напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых -- к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов -- восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта -- пониманием речи, содержательным подражанием, действиями по образцу и по словесной инструкции.

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями.

Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций -- восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Исходя из «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развития формулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задается пониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности» нормы. Второй размытость границ нормы, ее вариативность.

Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае проблему задержек психического развития, его дефектов.

Для современной разработки целостного подхода к анализу одаренности большое значение имеет идея Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта». В рамках данного подхода утверждается, что одаренность характеризует личность в целом, указывается на недопустимость разрыва когнитивной и аффективной сферы. Однако в наиболее известных моделях одаренности, по мнению Ю.Д. Бабаевой, осуществляется поэлементный анализ статистических связей (Дж. Рензулли, К. Хеллер).

В отечественных исследованиях отмечается необходимость разработки единицы анализа одаренности. Так, Д.Б. Богоявленская, изучающая психологическую природу творчества, выделяет феномен «ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности» как единицу анализа творчества, отражающую единство аффекта и интеллекта. В исследованиях одаренности Ю.А. Бабаевой в качестве основного используется понятие «динамическая смысловая система», введенное Л.С. Выготским, оно раскрывает связь между интеллектом и аффектом.

Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т.п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т.п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях устранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка в психологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, все чаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамках предложенного Л.С. Выготским динамического подхода происходит смена парадигмы и в методах идентификации одаренности. Ведется не диагностика отбора, а диагностика развития, т.е. акцент, смещается на выявление преград, тормозящих развитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественно своеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамического тестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественной психологии (Ю.Д. Бабаева). В частности, Ю.Д. Бабаева, разработала и провела апробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемые методические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитие самопознания, познавательной мотивации и т.п.

Важную сферу исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных форм проявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одаренными детьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнению ряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не «исчезают», а начинают искать «обходные пути» для своего применения, используются часто на разрушительные цели.

Вместе с тем современные ученые считают, что культурно-исторический подход может стать фундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмы одаренности.

Задержка в психическом развитии (ЗПР). ЗПР - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных, волевых).

Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (задержкой психического развития) - одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений. В центре внимания данного направления выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обусловливающих компенсаторные возможности ребенка.

Современный мир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших в депривационных условиях.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование культурно-исторического подхода к пониманию закономерностей психического развития ребенка. Социальная среда как источник индивидуального психического развития. Характеристика особенностей формирования высших психических функций ребенка.

    презентация , добавлен 07.10.2013

    Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии, история ее изучения. Клинические характеристики задержки психического развития. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности, их взаимосвязь, критерий адекватности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Функции речи в психическом развитии ребенка. Понятие и основные предпосылки речевых нарушений, их сравнительное описание. Характеристика и отличительные черты детей с данной патологией, а также основные этапы и направления их психологического развития.

    реферат , добавлен 17.01.2017

    Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Понятие "задержка психического развития". Характерные особенности формирования сторон психической деятельности ребенка с подобным статусом. Современные представления об умственной отсталости. Причины ее возникновения, классификация ЗПР Певзнер и Власовой.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Онтогенез и принципы исследования психического развития. Отождествление научения и развития. Теория трех ступеней и противоречия двух факторов детского развития. Концепции конвергенции. Зарубежные психологи Фрейд, Эриксон, Пиаже о психическом развитии.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Феномен конструктивной деятельности младших школьников с задержками психического и речевого развития. Психологические и нейро-психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития. Дефектамы центральной нервной системы.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2004

    Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей. Семья как источник психического здоровья ребенка. Трудные ситуации и психическое здоровье. Уровень психического развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Чем определяется психическое развитие человека? Генетические и средовые факторы в психическом развитии человека. Развитие как метафора эпигенетического ландшафта. Стадиальность и непрерывность психического развития. Проблемы периодизации развития.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2002

    Понятие о психическом здоровье. Психическое здоровье военнослужащих и факторы, влияющие на его состояние. Работа с военнослужащими, имеющими отклонения в психическом здоровье. Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения.

Некоторые родители боятся заводить потомство, мотивируя это тем, что боятся за здоровье родившегося ребенка. И действительно, в последние несколько лет участились случаи появления на свет детей с отклонениями в психическом развитии. Причин этому может быть довольно много, но основные из них это заболевания центральной нервной системы, нарушения или травмы. У детишек может наблюдаться дефицитарное развитие, то есть глубокое нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Также может наблюдаться искаженное развитие, представляющее собой недоразвитие, из-за задержки в развитии или его повреждения. Иногда у малышей может наблюдаться также дисгармоничное развитие, представляющее собой нарушения при формировании личности, что, зачастую, приводит к психопатии.

Отклонения в психическом развитии ребенка это неадекватное формирование его психологического опыта, вызванного различными сенсорными нарушениями, такими как слепота, глухота, тугоухость, или поражением центральной нервной системы, таким как двигательное нарушение, задержка психологического развития, умственная отсталость.

При всем этом, отклонения в психическом развитии ребенка могут различаться по двум категориям: первичные и вторичные нарушения. К первичным нарушениям относят снижение интеллекта, зрения или слуха, которое имеет органический характер, и требует медицинской коррекции. Ко вторичным, относят нарушения, которые основаны на первичных, носящие системный характер, и поддающихся педагогической коррекции. Первичные нарушения характеризуются отставанием от сроков формирования психологических функций, и качественным отклонением в развитии. При этом нарушаются все познавательные процессы — процесс восприятия, словесно-логического или наглядного мышления. Также нарушаются процессы общения и самоконтроля, затормаживаются процессы смены ведущей деятельности. Предметная деятельность при отклонении затормаживается и становится ведущей у слабослышащих и глухих детей лишь к 5 годам. Что касается умственно отсталых детей, то у них предметная деятельность станет ведущей только по окончании дошкольного возраста. Стоит отметить, что практически у всех детей с отклонениями в психическом развитии наблюдается дефект речевого развития. Речь может, как отсутствовать, так и иметь существенные дефекты, такие как бедность семантики и лексики, нарушение произношения. Чаще их речь может быть пустой и бессодержательной.

Между тем, развитие ребенка с отклонениями имеет такие же тенденции, как и развитие обычного нормального ребенка, что вселяет оптимизм и уверенность в то, что такие детишки смогут восстановиться, вселяет надежду в их обучаемость и возможность воспитания. Но для того, чтобы их развитие приближалось к оптимальному развитию, детишкам требуется специальное педагогическое воздействие, которое направлено на коррекцию с учетом специфики конкретного дефекта. Существующее педагогическое воздействие ставит своей целью преодоление вторичных дефектов. Эти нарушения, в отличие от первичных, поддаются коррекции с помощью подготовленных педагогов.