Меню
Бесплатно
Главная  /  Вопросы доктору  /  Средний дошкольный возраст статьи. Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст статьи. Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

Социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений ребенка с миром взрослых людей, вхождением в мир социальных отношений.

Развивается и совершенствуется общение ребенка с взрослым, оно все более приобретает личностные формы, характеризующиеся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению своего поведения, поступков и действий окружающих с точки зрения соблюдения ими нравственных норм. В личностном общении ребенок занимает позицию ученика, отказываясь от партнерства. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер – ребенок уже способен обсуждать события, ситуации, которые не находятся непосредственно в его поле зрения. По-прежнему, как и в возрасте трех-четырех лет, главный мотив общения – познание окружающего физического мира, осознание происходящего.

Чем сильнее, тем сильнее их власть над поведением ребенка. В этот период, когда ребенок видит что-то новое, он не может остановить себя от его интереса. Все хочет иметь и иметь это немедленно. Конечно, детский сад хочет иметь все для себя, независимо от того, кому он принадлежит, и сделает ли он кого-то или нет. Агрессивное поведение, бунт и неудовлетворенность часто происходят. Постепенно, однако, он готов играть и сотрудничать с другими людьми. Дошкольный ребенок увеличивает объем контроля над своей деятельностью, которая становится все более и более продуманной.

Совершенствуется общение со сверстниками: ребенок начинает предпочитать сверстника взрослому партнеру по общению, выделять наиболее приятных, с его позиции, сверстников, стремиться общаться с ними. Сверстник рассматривается как равное существо, как зеркало собственного познания и оценки при сравнении себя с ним и противопоставлении себя ему. В детской группе появляется динамика: начинают выделяться лидеры, звезды, аутсайдеры. Однако эти социальные роли пока только осваиваются детьми, поэтому они неустойчивы и могут меняться, корректироваться взрослым. Ребенок активно осваивает социальное пространство – применяя и проверяя предложенные взрослым нормы в общении со сверстниками.

Лучше понять мысли и чувства других людей. Он начинает контролировать свои эмоции. Примерно в четыре года вступает в действие самоконтроль, что отражается на прекращении непосредственных действий и выявлении эмоций, планировании действий, адаптации к командам, запросам и культурным нормам. Пять-шестилетние дети уже могут контролировать выражение сильных эмоций. Исследования показали, например, различия в маскировке разочарования. Девушки более эффективны, чем мальчики.

Двух и трехлетние дети могут понять очень мало, что другие люди воспринимают и чувствуют окружающую реальность, кроме себя. Четырехлетние и пятилетние дети начинают создавать целую серию сложных правил, которые позволят им определить, что видит и чувствует другой человек.

Развивается сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Она усложняется по сравнению с возрастом трех-четырех лет: дети начинают имитировать отношения между людьми, действия с предметами отодвигаются на второй план. Сюжеты игр становятся развернутыми и разнообразными. Появляются общественно значимые сюжеты, дети комбинируют эпизоды сказок и реальной жизни, контролируют правильность выполнения ролей. Появляются гендерные роли – девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин. Дети подключают к игре взрослых, используют игрушки, причем подбор игрушек нередко осуществляется по принципу половой принадлежности: мальчикам – машины и оружие, девочкам – куклы. Роли распределяются еще до начала игры, нет дублирования ролей, как это случалось в три-четыре года, увеличивается продолжительность игры до 40–50 мин.

Развивающиеся теории сильно подчеркивают, что дошкольное учреждение - это время отделения от родителей, восстание против взрослых предложений, предлагаемые решения. Взрослый для детей дошкольного возраста является источником разочарования, ограничений, запретов и запретов. Большинство родителей также становятся компетентными для ребенка в это время, то есть того, кто показывает разные возможности для действий, социально приемлемых форм разрешения конфликтов, эмоционального проявления и т.д. ребенок часто выступает против воли родителей или дедушек и бабушек - он может отказаться участвовать в играх, предложенных взрослым, даже когда они привлекательны для него!

Ребенок развивается активно и при выполнении других видов продуктивной деятельности, которые дополняют ведущую деятельность – это конструирование, творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация и т.д.), а также трудовая деятельность. В четыре-пять лет ребенок способен к общему труду в коллективе под руководством взрослого.

В возрасте трех лет случаи открытого отрицания возрастают. Ребенок стремится к самообеспеченности. Он хочет делать все сам, быть независимым. И в то же время ему очень сложно что-то решить. Поэтому вместо того, чтобы спросить детский сад, «что вы хотите выпить на завтрак?» Скорее дайте ему простой выбор: «сок или вода»?

Это фаза наибольшей физической, социальной и умственной мобильности. Это пиковый момент в развитии локомотивных функций - ребенок становится более навязчивым и бессвязным, свободно превосходя сложным для преодоления физического барьера, создавая все более неограниченный круг целей. Дети становятся все активнее, что увеличивает чувство независимости и помогает изучать мир. Наиболее заметным является большой прогресс в освоении больших мышц и улучшение использования меньших мышц, то есть прецизионных движений.

Именно в разнообразной деятельности развиваются познавательные процессы ребенка, в игре, как ведущей деятельности, зреет личность и формируются новообразования возраста.

Память постепенно приобретает черты произвольности, причем произвольное воспроизведение появляется раньше, чем произвольное запоминание. Сначала ребенок осознает цель припомнить что-либо: знакомое стихотворение, сюжет сказки и т.д., и только позже он научается осознавать цель – запомнить. Запоминание и воспроизведение в возрасте четырех-пяти лет происходит в естественных условиях развития памяти и зависит от мотивации ребенка. Постепенно складывается долговременная память и основной ее механизм – связь запоминаемого с эмоциональными переживаниями. Согласно исследованиям, до 75% взрослых людей помнят основные эмоционально окрашенные события с возраста четырех-пяти лет. Наряду с механической памятью присутствует память эйдетическая – восстановление в памяти зрительного образа.

Трехлетние дети могут забрать кукурузные хлопья, а пятилетние - на веревку. Во время пятого, шестого года жизни дети бегут, прыгают, поднимаются, прыгают, катаются на велосипеде. Но, используя карандаш, карандаш, резка ножницами все еще сложна в возрасте пяти лет, шести лет.

Педагоги в детских садах должны помнить, что дети редко могут делать это вручную. Важно помнить, что иммунная система каждого человека требует времени для достижения полной пригодности. В дошкольный период дети в среднем составляют 6-8 человек в год. Из-за их мобильности они также часто подвергаются различным авариям. Во всех возрастах чаще встречаются опасные ситуации для мальчиков, чем девочек. Большинство несчастных случаев в этот период происходят дома!

Ощущение и восприятие постепенно утрачивают аффективный характер: начинают дифференцироваться перцептивные и эмоциональные процессы. Восприятие становится все более осмысленным. Наблюдается сенсорное развитие – совершенствуются различные виды ощущений, наглядных представлений, повышается острота зрения и цветоразличение. Совершенствуется восприятие сенсорных эталонов, ребенок овладевает перцептивными действиями и вычленяет из числа объектов наиболее характерные свойства – геометрические формы, цвета, размеры. Однако сенсорные эталоны, как и в возрасте трех-четырех лет, остаются предметными, т.е. существуют в тесной связи с предметом.

Другим важным процессом является развитие коммуникационных функций - чем лучше язык, тем сложнее и точнее вопросы о мире. Язык ребенка в возрасте двух с половиной лет содержит около 600 слов, от пяти до шести лет, увеличивается до 15 тысяч. Примерно в три года дети начинают сомневаться и правильно строить отрицательные предложения. Вспомним, что богатство и разнообразие языка, которое ребенок слышит в этот период, - чрезвычайно важное и долгосрочное влияние на то, как развивается речь ребенка. Например, важно использовать чтение диалогов в это время, что значительно улучшает лексику ребенка и способствует развитию когнитивной функции.

Продолжается активное освоение речи : значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Возраст четыре-пять лет – это пик сензитивного периода развития речи, при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

Постепенно они также улучшают свою память. Только четыре, пятилетние дети начинают понимать, что что-то помнить или что-то забывать, нужно внимание и знания. Поэтому, поскольку трехлетний ребенок спросил, что было на обед в детской, чаще всего вы можете услышать, что каждый день - помидор.

Примерно в возрасте двух лет дошкольник начинает использовать символы, способен мыслить объекты без прямого контакта с ними и способность выполнять символические действия. Это связано с умением мыслить. Дошкольный ребенок зависит прежде всего от внешнего вида объекта, а восприятие ребенка «выигрывает» с когнитивной оценкой. Мысль о ребенке в этот период не обратима. Он не может отменить свои рассуждения, пока он не начнет действовать. Ребенок обращает внимание только на одно свойство ситуации и опускает другое, даже самое важное.

Наглядно-образное мышление в этом возрасте становится ведущим. Постепенно начинает преодолеваться эгоцентризм детского мышления: ребенок на эмоциональном уровне становится способен понять эмоциональное состояние другого человека и дифференцировать свои желания от желаний окружающих людей. Дети осваивают социально приемлемые способы проявления чувств.

Когда трехлетние дети показывают губку, окрашенную так, что она выглядит как скала, некоторые из них спрашивают, что это? ответьте «рок» остальной «губкой». Только пять лет может сказать «губка, похожая на рок». Ребенок в момент посещения детского сада расширяет область окружающей среды, в которой он находится. Благодаря дошкольной среде она имеет возможность взаимодействовать со своими сверстниками на систематической и планомерной основе, знакомиться с новыми навыками и стандартами, позволяя в дальнейшем развивать не только психическое, но и социальное.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам познавательное воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

В детском саду у ребенка есть возможность собрать дополнительный опыт, узнав о здании, всех его комнатах, детских площадках в детском саду или ряде новых объектов и явлений. Дошкольный возраст - это время, когда ребенку должны быть предоставлены условия, которые позволят обеспечить дальнейшее физическое, социальное и эмоциональное развитие. Это позволит им лучше функционировать, когда они начинают учиться и развивают независимость, в которой они нуждаются в течение этого времени. Обращение к ребенку с наружной средой учит жить в мире, полном людей и предметов, учит большей независимости и справляется с новыми ситуациями.

Аффективное воображение развито так же, как и в три- четыре года – ребенок приписывает плохие качества в эмоционально некомфортной для него ситуации злым сказочным героям, затем представляет ситуации, которые снимают угрозу с его "Я", активно фантазирует.

Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

Он хочет не только пассивно, но прежде всего активно знакомиться с этой дальнейшей, а также новой средой для него. Подготовил: Магдалена Энигульска. К сожалению, мы все слышали, как минимум, такие слова, которые говорил ребенок, но мало кто из тех, кто серьезно относится к ним и понимает, что действительно скрывается за ними.

Вербальное насилие - это агрессивное поведение дошкольников и школьников, особенно на основе дисбаланса власти, реального или нет. Известный на английском языке как «издевательство», этот тип насилия характеризуется тем, что он проявляется неоднократно или может повториться.

Эмоциональная сфера становится более устойчивой, негативизм, упрямство и агрессивность могут проявляться в основном при неблагоприятных взаимоотношениях с взрослыми или сверстникам.

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех-пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетием возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества.

Простой конфликт или словесное насилие? Дошкольный период - это, в большинстве случаев, первая возможность для детей взаимодействовать с другими детьми. От 3 до 5 лет маленькие дети учатся относиться к своему возрасту, сотрудничать, делиться, помогать, а также понимать других.

Конечно, некоторые дети более импульсивны, пытаясь навязать свой собственный путь, когда они не получают то, что хотят, но это не всегда относится к категории «издевательства». Разница между конфликтом между двумя детьми и подобной агрессией определяется намерениями.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако ему важен не одноразовый успех, а устойчивость успехов. Ребенку важна успешность и способность взрослого это оценить, тогда формируется позитивное оценивание себя. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности, формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция. Ребенок начинает оценивать себя как хорошего или плохого мальчика – девочку.

Мы включаем здесь, в частности, повторные действия, такие как угроза ребенка, его исключение из группы и, после определенного возраста, распространение слухов ему, унижение публично, но также использование прозвища или даже сексуального комментария непристойные жесты.

Также здесь есть определенная косвенная физическая агрессия, такая как повторное уничтожение личных объектов. Словесное насилие может иметь место как в школе, так и на досуге, в игре или на общественном транспорте, а также в Интернете. Психологи говорят, что к 3 годам ребенок не обладает навыками, чтобы сопереживать другим, поэтому он может быть агрессивным с тем, который играет, не понимая, что чувствует, что он чувствует себя плохо. После 3-летнего возраста все меняется - молодые люди могут развивать преднамеренное агрессивное поведение и четко определенные цели.

Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

Он берет пиджак или ручку и отказывается вернуть его, просто чтобы развлечь себя. Это заставляет его что-то делать против его воли. Не позволяйте ему участвовать в групповой игре. Он иронизирует его из-за высоты, веса, уровня интеллекта, цвета кожи или других личных характеристик.

Попросите других детей сделать то же самое. Ваш ребенок устно огорчен? Ей нравится ходить в детский сад и все еще не хочет идти. Она жалуется, что ее живот или голова болит, прежде чем она останется на детской площадке или в детском саду. Она не хочет играть с каким-то ребенком, с которым она была моим другом.

По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Рассмотрим возрастные нормы развития ребенка от 3 до 5 лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможную проблему и скорректировать ее самим или с помощью специалиста.

Он неоднократно жалуется, что ребенок болен или болен. Он внезапно становится в отставке, подавлен или страшен. Скажите о себе, что он глупый или уродливый и повторяет «никто меня не любит». Как дошкольное образование становится жестоким в устной форме.

Иногда ребенок становится устно жестоким, потому что имитирует поведение родителей, старших братьев, старших друзей или педагогов. Иногда он понимает, что он обращает на это внимание. Речь идет о цели поведения ребенка. Ребенок, который становится агрессивным, может сосредоточиться на своем внимании - он хочет внимания других, считает, что он не заметил, что не имеет значения, что у него нет роли, и потому, что он обескуражен и не знает, как получить положительное внимание, пытается получить его отрицательным образом, а затем быть агрессором, выделяется.

Дошкольный возраст от 3 до 5 имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.

Развитие общей моторики и мелкой мотрики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).

Другой целью может быть власть. Он ребенок, который чувствует себя в положении неполноценности, чувствует, что у него такие отношения у себя дома, где родители авторитарны, не спрашивают его мнение, всегда принимают решения за него, а затем он хочет иметь власть и быть агрессивным другие дети чувствуют себя сильными.

И другая цель может быть забавной. Он обнаружил, что, если он это делает, он развлекается и имеет аудиторию, и ему это нравится, - объяснила психотерапевт Анда Пачурар. Наиболее тревожным является случай, когда ребенок пользуется оскорбительным, унизительным, смущающим другим ребенком, к делу, к которому нужно относиться с большой осторожностью.

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.

Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.

Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези, складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.

5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он - папа, она - мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.