Меню
Бесплатно
Главная  /  Кормление  /  В случае агрессии. Агрессия: что это в психологии

В случае агрессии. Агрессия: что это в психологии

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта - жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Потому и агрессивность - неотъемлемое свойство человеческой природы.

Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности - таково психоаналитическое толкование. Придерживающиеся его психологи считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.).

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. Подобные положения содержатся в этологической теории агрессивности.

В этом смысле мужчина, будучи активным защитником своей и сородичей жизни, биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, сторонники этологической теории рассматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое отражение в работах К. Лоренца. Согласно ему, природа человеческой агрессивности инстинктивна, как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность ее регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Вместе с тем другие приверженцы данной теории считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над своей агрессивностью, поэтому войны, убийства, стычки неизбежны и в конце концов человечество погибнет в ядерной войне.

Со временем самой популярной стала теория фрустрации-агрессии . Ее суть заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным (Д. Доллард).

Агрессивное поведение достаточно подробно изучалось бихевиористами, связавшими агрессию с фрустрацией. Под последней понимается эмоциональное состояние, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели. Это - невозможность удовлетворить потребности.

Следовательно, любая агрессия вызвана конкретной фрустрацией.

Виды агрессии:

  • прямая (брань, драка и т. п.) или косвенная (насмешка, критика);
  • непосредственная (в текущее время) или отсроченная;
  • направленная на другого человека или себя самого (обвинение себя, плач, самоубийство).

Фрустрации и агрессия возникают в результате социального сравнения: «Мне дали меньше, чем другим», «Меня любят меньше, чем других». Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (это и есть агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Агрессия - это однобокое, подпитываемое отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искаженному, необъективному, неверному пониманию действительности, к неадекватному поведению.

Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную для человека цель, но выбранный способ поведения - неудачный, неадекватный - приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем сильнее фрустрация и невротичность личности, тем более и обостреннее реализуется неадекватное агрессивное поведение.

В теорию фрустрации - агрессии Берковиц ввел три существенные поправки:

  1. Фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним.
  2. Даже при готовности к агрессии она не возникает без надлежащих условий.
  3. Выход из фрустрации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным поступкам.

Более того, далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Она может быть обусловлена, например, «позицией силы» и выражением властности.

Исследование условий, при которых фрустрация порождает агрессивные действия, показало, что влияние оказывают сходство/несходство агрессоров и жертвы, оправданность/неоправданность агрессивности, ее наличие как личностной характеристики. В настоящее время агрессию рассматривают как возможный, но вовсе не неизбежный выход из фрустрирующей ситуации (Розенцвейг).

Согласно теории социального научения, фрустрация и конфликт облегчают проявление агрессии, будучи необходимым, но не достаточным условием для ее возникновения. Чтобы проявилось агрессивное поведение, необходима предрасположенность к нему в подобных ситуациях. Она формируется и закрепляется через социальное научение - благодаря наблюдению за поведением окружающих, собственному удачному опыту агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория является доминирующей.

Наиболее известный сторонник данного подхода - Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.

Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

  1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получали множество гневных стимулов, скорее прореагируют агрессивно, чем те, кто нечасто сталкивался с такими стимулами.
  2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии закрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) или внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке делает невозможным различение ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек всегда склонен реагировать агрессивно.
  3. Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, облегчают развитие у него агрессивности (с детства смотрит мультики и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).
  4. Влияние оказывает темперамент человека: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.
  5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а затем, при сопротивлении окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессии.

Басс считает, что нужно различать виды агрессивного поведения. Классификация основана на дихотомиях. В результате выделяются физическая/вербальная, активная/пассивная, направленная/ненаправленная агрессия.

Цель физической агрессии - причинение боли или ущерба другому человеку. Оценить интенсивность агрессивного поведения возможно по вероятности того, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Стреляющий в человека с близкого расстояния агрессивнее дающего ему пинка.

Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные - как известно, словом можно убить.

К ним относятся:

  • многочисленные отпирательства;
  • отрицательные отзывы и критические замечания;
  • выражение отрицательных эмоций, например недовольства (брани), затаенной обиды, недоверия, ненависти;
  • высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания типа: «Убить тебя надо» или проклятий;
  • оскорбления;
  • угрозы, принуждения и вымогательства;
  • упреки и обвинения;
  • ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;
  • крик, рев;
  • агрессия в мечтах, фантазиях, выражается словами, мысленно, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы. Косвенная не предполагает присутствия первой: в ход идут клевета, отрицательные отзывы или агрессия вымещается против объектов, представляющих круг жертвы.

По мнению Басса, следует различать враждебность и агрессивность. Первая выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Враждебно настроенный человек не обязательно бывает агрессивным, и наоборот.

Другой известный сторонник поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Такие дети могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли большую агрессивность, чем их сверстники, у которых в семье была иная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считают физическое наказание ребенка моделью агрессивного поведения, передаваемого взрослыми. Наказание эффективно только при соблюдении ряда условий, к коим причисляются позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть ее достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется для получения желаемого эффекта, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).

В связи с этим Фишбах Выделяет инструментальный вид агрессии. Это средство достижения какой-либо цели, при котором причинение ущерба - всего лишь способ воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, доставляет ущерб жертве и ее можно рассматривать как агрессию ради агрессии.

Со счета, однако, не сбрасывается и роль биологических факторов в возникновении агрессивного поведения. Подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбическая система опосредуют его, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое (агрессивный психопат), во втором - крайне автоматизированное поведение по типу «стимул-реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации» (А. Бандура).

К настоящему времени предложен целый ряд определений агрессии. Во-первых, под ней понимается мощная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, позволяющая человеку противостоять внешнему напору (Ф. Аллан). Во-вторых, под ней подразумевают враждебные действия и реакции, атаки, разрушения, проявление силы при попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).

Ученые различают агрессию (специфическую форму поведения) и агрессивность (психическое свойство личности).

Например, Басс определяет первую «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

В настоящее время появляется все больше сторонников представления об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

Не менее важно рассматривать агрессию не только в качестве поведения, но также и психического состояния, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Первый - это понимание ситуации как угрожающей. Некоторые психологи, например Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является реакцией на него. Но далеко не всякая угроза приводит к агрессии или провоцирует ее.

Важен и эмоциональный компонент. Будучи агрессивным, человек испытывает сильный гнев, ярость. Но не всегда происходит именно так, да и не всякий гнев подталкивает к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности нередко сопровождают агрессивные действия, хотя не всегда ведут к ним.

Не менее выражен в последних и волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, направленных на нанесение вреда тому или иному лицу.

Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Вероятно, у гармонически развитой личности агрессивность должна присутствовать. Потребности индивидуального развития и общественной практики формируют в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, невозможности занимать активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное ее развитие (как акцентуация) начинает определять весь облик личности, превращая последнюю в конфликтную, не идущую на социальную кооперацию. В своем крайнем выражении она становится патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и превращается в привычный способ поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления бывают:

  • средством достижения определенной цели;
  • способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности;
  • самоцелью;
  • способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Жестокость - свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям других людей или же в стремлении причинить таковые, и осознанные действия, направленные на доставление мучений, страданий другим людям, чтобы достичь определенной внешней цели или самоудовлетворения. Непреднамеренные, неосторожные действия (либо неосознанные), пусть даже они приводят к самым тяжелым последствиям, нельзя назвать жестокими. Природа жестокости определяется побуждениями субъекта, когда причинение страданий служит мотивом или целью поведения.

Агрессивность и жестокость - свойства личности - формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источник которых - внешние обстоятельства. Агрессивные, жестокие поступки малолетних детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения, когда отсутствуют должная его оценка и корректирующие воздействия, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, превращается в черту личности.

У агрессивных лиц еще в детском и подростковом возрасте формируется готовность воспринимать, оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Установочный характер подобного поведения проявляется в том, что оно регулируется не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Нередко жестокие, агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации).

Убийство или самоубийство, будучи формами агрессивности, - результат искаженного социального развития и неправильной психологической адаптации. Среди лиц, осужденных за насильственные преступления, практически все имели неблагополучные условия жизни в детстве и подростковом возрасте. Нравственная и эмоциональная обстановка в большинстве семей, откуда вышли эти преступники, не обеспечивала ребенку ровного, спокойного воспитания, не позволяла сформироваться чувству защищенности и собственного достоинства, вере в жизненные перспективы. В таких семьях 30% отцов злоупотребляли алкоголем, серьезные ссоры между родителями отмечались в 85%, а в 40% скандалы сопровождались рукоприкладством. Такие дети в 7 раз чаще своих сверстников ощущали равнодушие по отношению к ним, понимали, что ими тяготятся; их почти вдвое чаще наказывали, 30% детей родители сильно избивали.

Во многих подобных семьях существовала противопоставленность группы «мать-ребенок» отцу. Мать, воспринимая ребенка своим союзником в психологической войне с отцом, оправдывала любое поведение сына, в том числе и агрессивное. Когда внутри семьи возникают два враждебных лагеря, детям легче усвоить навыки агрессивного поведения. Это обусловлено тем, что наблюдение за агрессией и испытание ее на себе сочетается с высокой степенью готовности к его использованию с незамедлительным вознаграждением в виде одобрения со стороны матери. Благородно выступая на стороне слабой женщины - матери, ограждая ее от притязаний пьяного отца, подросток имеет основания считать свои действия морально оправданными, что, естественно, упрочивает складывающийся стереотип насильственного поведения. Таким образом, существенная роль в формировании навыков насилия принадлежит эмоциональному конфликту родителей и рано возникающей между отцом и подростком враждебности.

В большинстве случаев родители, вырастившие и воспитавшие насильников, относятся к типу обвиняющих. Если это сочетается с равнодушием, аморальным поведением отца и матери и применением ими физической силы как в конфликтах между собой, так и в отношении ребенка, то в силу детского подражания и отсутствия иного жизненного опыта ребенок убеждается: добиться желаемого наиболее просто благодаря грубому физическому принуждению другого. Здесь закладываются отличительные черты преступников, совершивших насилие, - вспыльчивость, злобность, мстительность, жестокость.

Дети из неблагополучных семей менее подготовлены к систематическим школьным занятиям, более возбудимы, раздражительны, что усложняет им усвоение школьной программы, приводит к трудностям и неудачам в учебе. Но вместо помощи и в школе, и в семье они слышат обвинения в лени, тупости, нежелании учиться, их наказывают. 60% осужденных подростков отмечали, что именно плохая учеба в школе чаще всего вызывала ссоры в их семьях.

Отсутствие одобрения и помощи со стороны взрослых (родителей, учителей) в ведущей деятельности - учебе - приводит к тому, что важнейшие потребности ребенка этого возраста - в одобрении окружающих, самоуважении - начинают блокироваться, постепенно создавая глубокий внутренний дискомфорт. Стремясь найти выход из подобного состояния, подростки пытаются компенсировать школьные проблемы бравадой, грубостью, нарушением порядка на уроках и переменах, драками. Таким образом, несостоятельность в учебе и отторжение от коллектива - еще одно крупное поражение на жизненном пути после первого, нанесенного родителями. Неудачи (фрустрации) объективно подталкивают к поиску других, доступных средств самоутверждения.

Образовавшийся в позитивной системе общения вакуум подросток пытается чем-то заполнить, он ищет и находит похожих на себя сверстников и в этой группе обретает общественный статус, получает возможность удовлетворить жизненно необходимую потребность в общении и признании. Если в неформальной подростковой группе насильственные действия обычны и подросток не только подвергался им, но и отвечал на них, он рискует закрепить поведенческие навыки агрессивности. Ссоры, драки между собой, применение физической силы при решении конфликтов с незнакомыми людьми укрепляют стереотип поведения, связанный с применением силы как средства разрешения споров.

Цель совместных действий в подростковых хулиганских группах - поиск спиртного, а также этическое и групповое самоутверждение в искусственно создаваемых рискованных ситуациях, своеобразная месть за личные неудачи, при этом жертвами оказываются наиболее беззащитные люди.

Нападению предшествует психологическая готовность совершить насилие, которую чаще других формируют лидеры, например, заявляя: «Надо кого-то избить». Замысел убийства до нападения обычно не обговаривается. Данный тип агрессивного поведения можно назвать охотой на беззащитных. Никакого повода не требуется, лишь одно условие непременно: уверенность в явном перевесе сил и в безнаказанности, поэтому нападения происходят в вечерние и ночные часы в безлюдных местах, а жертвами оказываются одинокие люди.

Мотивы обогащения, личной мести, ревности и самозащиты, как правило, отсутствуют, с помощью насилия подросток обычно пытается решить проблему своего самоутверждения. В детстве и в школе его статус был крайне низким, а при поддержке подобных себе приятелей он впервые чувствует, что может заставить с собой считаться, хотя бы на время превращаясь в хозяина положения, утверждает свою значимость путем насилия или хулиганства.

Следовательно, хулиганство, агрессия представляют собой перенос конфликта, сложившегося в семье, ближайшем социальном окружении, в совершенно иную ситуацию: избиение прохожего на улице, дебош, нецензурная брань в адрес незнакомых людей. Перенос неразрешенных конфликтов в анонимную беззащитную среду неслучаен: именно в этих условиях подростки могут выплеснуть свою агрессивность и добиться самоутверждения с наибольшими шансами на ситуативный успех. Для части молодых преступников жестокое убийство, помимо всего прочего, повышает сексуальную самооценку, позволяет самоутвердиться в роли полноценного мужчины - это типично для изнасилований, особенно групповых, проявляется в убийстве мужчин, которых раздевают, намеренно бьют по половым органам и т. п.

Юность быстро проходит, а с ней и потребность самоутверждаться на улице в среде сверстников, поэтому пик агрессивных уголовных действий, направленных на различное анонимное окружение (незнакомых людей), приходится на возрастную группу «молодые взрослые» и резко падает после 24 лет. Этот канал агрессивности исчерпывает себя, так как постепенно распадаются неформальные молодежные группировки, а у их участников появляются другие межличностные связи, прежде всего ориентированные на собственную семью. Для части молодых людей появление своей семьи становится мощным антикриминогенным фактором, в конце концов выправляющим возникшие в детстве и юности деформации. Но у многих семья, напротив, - зона проявления агрессивности и раздражения.

Известно, что подавляющее число тяжких преступлений против личности совершается в сфере семейно-бытовых отношений: как свидетельствует уголовная статистика, по этой причине происходит 70% умышленных убийств, из них, в свою очередь, 38% совершается против родственников, а 62% - против супругов.

Отвечая на вопрос, почему семья столь часто становится основным каналом реализации агрессивных действий, обозначим четыре ведущие причины этого.

  1. Опыт жизненных неудач в раннем детстве, в учебе и профессиональном становлении требует поиска новых сфер самоутверждения, способных «перекрыть» поражения, компенсировать их. Таким образом, ожидания, связанные с созданием собственной семьи, в этом случае изначально завышены.
  2. Выбор супруга, как правило, осуществляется из лиц определенного круга, а значит, не может кардинально изменить ни образа жизни вступающих в брак, ни нравственно-психологического климата в семье, ни характера будущих конфликтов.
  3. Члены собственной семьи являются наиболее уязвимым объектом для насильственных посягательств, поскольку она закрыта от многих форм социального контроля извне.
  4. Частота, длительность и непрерывность внутрисемейных конфликтов нагнетают напряженность годами, иногда десятилетиями, отсюда острые, опасные формы их разрешения.

Поводом для криминальных конфликтов со стороны мужей служили упреки женам в аморальности и отказе продолжать совместную жизнь, а со стороны жен - упреки мужьям в растрате заработанных денег, грубости, пьянстве и побоях. Ревность как мотив преступления указывают в 78% случаев, но в половине из них факт измены не подтверждается при судебном расследовании. Создается впечатление, что многие мужья скорее решатся объяснить охлаждение жены наличием любовника, нежели признать, что причина разлада кроется в них самих - в их невнимательности, пьянстве, рукоприкладстве, сексуальной грубости. Жена оказывается виновной во всех бедах, и на ней вымещается зло. Это тем более естественно, что инициаторами конфликтов между супругами вдвое чаще выступают жены.

Насилие как способ воздействия на жену в неблагополучных семьях стало хорошо освоенным средством. Им завершаются попытки разрешить конфликты иными способами (убеждениями, уговорами, угрозами). Когда данные способы не помогают, начинается крайняя фаза конфликта - физическое насилие. В нем также имеются свои стадии, и то, насколько быстро происходит эскалация агрессии, существенно зависит от прежнего опыта личности, который в данной ситуации актуализируется. Специфическая роль супругов состоит в превращении насильственных навыков поведения в повседневные, привычные, обыденные действия. Их первоначальная неэффективность толкает к более опасным поступкам: вначале бьют только кулаками, затем - всем, что попадет под руку.

Супружеские конфликты и умышленные убийства наглядно подтверждают тезис «насилие - оружие слабых». Здесь имеется в виду социальная ущербность личности. В самом деле, как утвердить свое положение мужа, отца и главы семьи мужчине, если примером личного поведения он служить не может, силой убеждения не обладает, обеспечить семье материальное благополучие не в состоянии (его карьера складывается неудачно), личную мужскую привлекательность утратил? Остается только перевес физической силы; физической агрессией достигаются смирение жертвы и самоутверждение. С падением последней опоры - семьи - нередко утрачивается смысл жизни, поэтому суицидальные попытки вслед за убийством предпринимали 30% преступников.

Особый интерес представляет агрессия взрослых людей, направленная против своих родителей. Это логически вытекает из семейного неблагополучия, будучи своеобразным продолжением конфликта с родителями, обозначившегося в детстве. Однако новая ситуация все меняет местами. Чем острее ощущается ребенком неблагополучие в семье, тем вероятнее, что, став взрослым, он направит агрессию на родителей. Такое случается особенно часто, если они вынужденно проживают вместе с теми, пьют спиртное или когда каждая из сторон стремится диктовать свои условия.

Если потерпевшая - женщина, она прибегает к оскорблениям, бытовым притеснениям, иногда провоцирует насилие, а преступник избивает ее. Если же потерпевшим оказался мужчина, то конфликты выливаются в драки. Все равно исход предрешен физическим превосходством более молодых над пожилыми и престарелыми. В итоге замыкается круг: воспитанный в неблагополучной, конфликтующей семье, не нашедший места в жизни и не сумевший создать собственную благополучную семью, получивший личные навыки насилия в неформальных группировках, субъект возвращается к родителям, ибо ему некуда деваться, и тогда криминальные агрессивные действия против родственников становятся следствием фактического распада группы «родители - взрослые дети».

Пребывание в местах лишения свободы, как правило, углубляет в характере осужденных агрессивность, озлобленность, подозрительность, формирует в их сознании образ агрессивной среды. Агрессия (в субъективной оценке преступников) должна упредить встречное посягательство и предотвратить его. Места лишения свободы воздействуют на личность осужденного так, что повышается вероятность агрессивно-насильственных действий с его стороны.

Наученный опытом давать постоянный отпор и защищаться от посягательств в преступной среде, он невольно переносит свои установки на свободу, отсюда неадекватность его реакций, повышенная враждебность и агрессивность при незначительных признаках реальной или мнимой опасности, при любых конфликтах, что может приводить к новым преступлениям и убийствам. Фактически 30% от всего количества осужденных за умышленные убийства ранее уже были судимы и отбывали наказание в местах лишения свободы.

Проследив типичное развитие агрессивности, реализованной в крайней степени (умышленное убийство), мы видим, что много различных социальных, семейных факторов усиливают ее природный уровень, который изначально, по биологическим причинам (особую роль играет мужской гормон тестостерон), выше у мужчин, чем у женщин.

Преступники, совершившие насилие, обладают, как правило, внутренне скрытым чувством собственной ущербности. Оно толкает их через агрессию повышать уровень самоуважения, выражать явно завышенное чувство собственного достоинства, стремиться к самоутверждению любой ценой (через унижение или уничтожение других). Это происходит при негативном отношении к общественным, этическим нормам и требованиям общества, а также при равнодушии к собственному будущему, отсутствии жизненных планов, повышенной эмоциональной импульсивности.

Среди таких преступников есть группа лиц, называемых агрессивными психопатами, чье антисоциальное поведение связано с определенными дисфункциями мозга, с недостаточно сформированной системой внутренних регуляторов поведения, с дефектным сознанием. В результате этого им свойственна импульсивная психопатическая агрессия, отличительными признаками которой являются:

  1. Невозможность сдерживать первое импульсивное побуждение, поскольку нарушены процессы саморегуляции.
  2. Невозможность представить последствия своих действий.
  3. Предельно ограниченный (обычно - кулачный) набор средств разрешения межличностных конфликтов в сочетании с повышенной жестокостью.
  4. Невосприимчивость к наказанию, т. е. применение к данной группе преступников карательных санкций дает обратный эффект, вызывает вспышку агрессивности.

Агрессивные психопаты часто совершают убийства, причем особо жестокие, незнакомых людей, детей без всякого повода. Это самый крайний вариант мужской агрессивности - бессмысленной и импульсивной.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, степень ее различна - от минимальной до максимальной, неодинаковы ее модальность и назначение. Выделяется ряд параметров агрессивности различной модальности, которые отличаются:

  • интенсивностью агрессии, ее жестокостью;
  • направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей;
  • ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие виды агрессивности:
    1. Антиагрессивность. Негативное отношение к любым агрессивным проявлениям; человек всегда старается примириться с другими людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении.
    2. Интринсивная, или условно-агрессивная. Она мотивируется удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), и не имеет цели причинить вред. Спорт - социально приемлемая форма проявления агрессии, своеобразная ее разрядка, а также способ
    3. самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов).
    4. Недифференцированная. Это слабое агрессивное проявление, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Такие люди могут прибегнуть и к физической агрессии и даже совершить преступления на семейно-бытовой почве.
    5. Локальная, или импульсивная. Агрессия проявляется как непосредственная реакция на конфликт, человек словесно оскорбляет противника (вербальная агрессия), но допускает и возможность применения насилия и т. п. Степень общего раздражения меньше, чем в предыдущем случае.
    6. Условная, или инструментальная. Связана с самоутверждением; пример ее - мальчишеская возня.
    7. Враждебная. Устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти; человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению. Реальная физическая агрессия может активно и не проявляться. Ненависть бывает направлена как на конкретных лиц, так и на посторонних людей. Возникает желание унизить другого человека, к которому ощущается презрение и ненависть, чтобы добиться уважения окружающих. В драке подобный тип хладнокровен, в случае победы вспоминает ее с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физически). В случае перевеса сил и безнаказанности способен пойти на убийство. К людям относится враждебно.
    8. Инструментальная. К ней прибегают, чтобы достичь какой-либо значимой цели.
    9. Жестокая. Насилие и агрессия выступают самоцелью; агрессивные действия всегда неадекватны, отличаются излишней, максимальной жестокостью и особой злостью. Для ее проявления достаточно незначительного повода. Преступления совершаются с исключительной жестокостью.
    10. Психопатическая. Жестокая и часто бессмысленная, повторяющаяся агрессия (так ведут себя агрессивный психопат, маньяк-убийца).
    11. Групповая солидарность. Агрессия или даже убийство совершаются из-за стремления следовать традициям группы, утвердиться в ее глазах, получить одобрение, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется среди подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой, связанной с групповой (или национальной) солидарностью. В ней реализуются социальные традиции защиты отечества или иных идей, например демократии, правопорядка и т. п.
    12. Сексуальная. Диапазон ее проявления широк - от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что в сексуальности большинства мужчин есть агрессивность, желание подчинить, поэтому садизм - всего лишь обособление и гипертрофия подобного компонента.

Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов - андрогенов, а психологи выявили, что выраженные элементы агрессивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. Вместе с тем и подавление сексуальных влечений, неудовлетворенность усиливают раздражение и порождают агрессивные импульсы. Подобным же образом отказ женщины удовлетворить сексуальное желание мужчины вызывает у того агрессию.

Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей аналогично тому, как это отмечается у некоторых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда - в настоящей драке. Любовная игра, когда мужчина как бы охотится за женщиной, преодолевая ее кажущееся сопротивление, возбуждает его, т. е. условный «насильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытывают сексуальное возбуждение и удовольствие только в случае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины. Подобная патологическая сексуальность часто превращается в садизм, приводит к убийству.

Для диагностики уровня агрессивности следует воспользоваться опросником Басса-Дарки.

Само по себе неприятно, причём не только окружающим, которых внезапно окунают в негатив, но и самим агрессорам. На самом деле среди последних не так уж много клинических негодяев, которые получают наслаждение от выплёскивания бурных эмоций на других людей или на предметы. Нормальные люди тоже способны на такие всплески, но они потом испытывают раскаяние, стараются загладить свою вину и хотя бы пытаются держать себя в руках. Особенно разрушительно проявляется агрессия у мужчин, причины при этом могут оказаться до такой степени надуманными и странными, что наличие проблемы становится очевидным для всех участников ситуации.

Виды и типы мужской агрессии

Стоит сразу отметить, что негативные эмоции с выплёскиванием наружу не являются исключительно мужской прерогативой. Женщины точно также способны быть агрессорами, не следят за своими действиями и словами. Парадокс же заключается в том, что мужская агрессия отчасти считается социально приемлемой. Конечно, крайние проявления осуждаются, но при этом существует множество оправданий такому явлению, как агрессия у мужчин. Причины могут быть самые разнообразные - от конкурентной борьбы до состояния здоровья.

Два главных вида агрессии, которые легко определяются даже неспециалистами:

  • вербальная, когда негатив выражается в крике или откровенно негативной лексике;
  • физическая, когда имеют место побои, разрушения, покушение на убийство.

При аутоагрессии негатив направляется на себя самого, проявляется в качестве всевозможных разрушительных действий. Девиз этого типа агрессии: «Пусть мне будет хуже».

Психологи классифицируют рассматриваемое нами на несколько типов по следующим признакам: способ проявления, направленность, причины, степени экспрессии. Самодиагностика в данном случае практически невозможна, поскольку в большинстве случаев агрессор ищет самооправдания, не видит и не желает видеть проблему, успешно перекладывает вину на других.

Вербальная агрессия

Внешние проявления этого вида агрессии довольно экспрессивны. Это может быть яростный крик, ругательства и проклятья. Нередко они дополняются жестовой экспрессией — мужчина может делать оскорбительные или угрожающие жесты, грозить кулаком, замахиваться. В животном мире самцы активно используют именно этот тип агрессии: кто громче рычит, то и заявляет о себе как о владельце территории, до откровенных схваток дело доходит куда реже.

Однако вербальная агрессия у мужчин, причины которой могут крыться как в психическом здоровье, так и в давлении социума, не является такой уж безобидной. Она разрушает психику тех, кто вынужден жить рядом. Дети привыкают к ненормальной модели общения, впитывают образец отцовского поведения в качестве нормы.

Физическая агрессия

Крайняя форма агрессивного поведения, когда от криков и угроз человек переходит к активным физическим действиям. Теперь это не просто угрожающий замах кулаком, а удар. В мужчина способен причинить серьёзные увечья даже самым близким людям, сломать или разбить личные вещи. Человек ведёт себя как Годзилла, и разрушение становится его главной целью. Это может быть как короткий взрыв, буквально на один удар, так и многочасовой кошмар, именно поэтому самой опасной считается именно агрессия у мужчин. Причины называются самые разные - от «она меня спровоцировала» до «я мужчина, меня нельзя злить».

Задаваясь вопросом о том, насколько это допустимо, лучше всего взять в качестве пособия Уголовный кодекс. Там чёрным по белому написано, что нанесение телесных повреждений разной степени тяжести, покушение на убийство и умышленное причинение вреда личному имуществу - все это преступления.

Особенности немотивированной мужской агрессии

Условно можно разделить проявления ярости на мотивированные и немотивированные. Можно понять и частично оправдать агрессию, проявленную в состоянии аффекта. Это часто называют «праведным гневом». Если кто-то обижает близких этого мужчины, покушается на их жизнь и здоровье, то ответная агрессивная реакция хотя бы объяснима.

Проблему составляют такие приступы агрессии у мужчин, причины которых невозможно вычислить с первого взгляда. Что на него нашло? Только что был нормальным человеком, и вдруг как подменили! Примерно так отзываются свидетели внезапной немотивированной ярости, которая прорывается в любой форме, вербальной или физической. На самом деле у любого поступка есть причина, объяснение или мотив, просто далеко не всегда они лежат на поверхности.

Причины или оправдания?

Где лежит грань между причинами и оправданиями? В качестве примера можно привести такое явление, как агрессия мужчины к женщине. Причины часто представляют собой самые обыкновенные попытки оправдаться, переложить вину на жертву: "А почему она задержалась после работы? Наверняка изменяет, ей надо указать место!", "Не успела ужин подать, надо проучить" или "Позволяет себе выказывать недовольство, провоцирует на агрессию".

За таким поведением может стоять как личная ненависть к определённому человеку, так и банальная мизогиния. Если мужчина серьёзно считает женщин людьми второго сорта, то стоит ли удивляться злобным выпадам в их адрес?

Впрочем, вспышки агрессии могут иметь место не потому, что мужчина просто злобный тип. Кроме надуманных оправданий, существуют ещё и обусловленные серьёзными факторами, которые можно выявить и устранить.

Гормональный фон

Солидная доля агрессивных проявлений приходится на гормональный дисбаланс. Наши эмоции во многом определяются соотношением главных гормонов, недостаток или излишек может привести не только к яростным всплескам, но и к тяжёлой депрессии, к патологическому отсутствию эмоций и тяжелейшим психиатрическим проблемам.

Тестостерон традиционно считается гормоном не только полового влечения, но и агрессии. Про особо резких и нередко говорят «тестостероновый самец». Хронический недостаток приводит к росту неудовлетворённости, делает человека предрасположенным к негативным проявлениям. Вспышки агрессии у мужчин, причины которых кроются именно в гормональном дисбалансе, необходимо лечить. Для этого сдаются анализы на уровень гормонов, выявляется заболевание, которое привело к нарушениям. Симптоматическое лечение в данном случае приносит только частичное облегчение и не может считаться полноценным.

Кризис среднего возраста

Если раньше таких случаев не наблюдалось, то внезапная агрессия у мужчины 35 лет чаще всего может быть связана с Возраст максимализма остаётся позади, и мужчина начинает взвешивать, действительно ли все принятые решения были правильными, не было ли это ошибкой. Под сомнение подпадает буквально всё: та ли это семья, та ли это женщина, верное ли направление выбрано в карьере? А может быть, стоило пойти в другой институт и жениться тогда на другой, или вовсе не жениться?

Сомнения и колебания, острое ощущение упущенных возможностей — всё это расшатывает нервную систему, снижает уровень терпимости и коммуникабельности. Начинает казаться, что ещё есть время всё изменить одним рывком. Все окружающие будто сговорились, не понимают этого душевного порыва. Ну так ведь их можно поставить на место силой, раз не понимают добром. К счастью, кризис среднего возраста рано или поздно проходит. Главное при этом - помнить, что периоды уныния нормальны, но это не повод ломать себе жизнь.

Пенсионная депрессия

Второй виток возрастного кризиса настигает мужчин после выхода на пенсию. Женщины чаще всего переносят этот период легче — солидная часть повседневных забот остаётся при них. А вот мужчины, которые привыкли к своей профессии как к центральной части жизненного сюжета, начинают чувствовать себя ненужными, брошенными. Жизнь остановилась, уважение окружающих отключилось вместе с получение пенсионного удостоверения.

Агрессия у мужчин после 50 лет тесно связана с попытками переложить ответственность за неудавшуюся жизнь на окружающих. При этом объективно у внезапно поймавшего беса в ребро мужчины всё в порядке, но присутствует определённая неудовлетворённость. При этом могут добавляться всевозможные проблемы со здоровьем, переутомление, недосып — все эти факторы усугубляют положение. Агрессивные выпады начинают казаться естественной реакцией на всё происходящее.

Психиатрия или психология?

К кому идти за помощью - к психологу или сразу к психиатру? Многие мужчины боятся своих агрессивных побуждений, не без основания опасаясь совершить что-то непоправимое. И это очень хорошо, что они способны сравнительно трезво оценивать свои поступки и искать помощи у профессионалов. Кто же занимается таким явлением, как агрессия у мужчин? Причины и лечение находятся в ведомстве психиатра ровно до тех пор, пока он не подтвердит, что по его профилю у пациента нет никаких проблем. Именно в этом и состоит правильный подход к лечению у такого специалиста: можно смело записываться на приём, не опасаясь того, что вас «будут рядить в сумасшедшие». Психиатр - это в первую очередь врач, и он сначала проверяет, не влияют ли на психику пациента какие-то вполне физические факторы: гормоны, старые травмы, нарушение режима сна. Психиатр может порекомендовать хорошего психолога, если пациент не имеет проблем, которые требуют медикаментозного лечения.

Первый шаг к решению проблемы

Во многом стратегия решения проблемы зависит от того, кто именно принимает это решение. Агрессия у мужчины... Что делать женщине, которая находится рядом, живёт с ним в одном доме, воспитывает общих детей? Да, безусловно, можно бороться, убеждать, помогать, но если ситуация складывается таким образом, что приходится постоянно терпеть рукоприкладство и рисковать лишиться жизни, лучше спасаться самой и спасать детей.

Со стороны мужчины лучший первый шаг - это признание наличия проблемы. Стоит быть честным перед самим собой: агрессия - это проблема, с которой нужно справляться в первую очередь самому агрессору, а не его жертвам.

Возможные последствия агрессии и комплексная работа над собой

Приходится признать, что в местах лишения свободы часто находятся заключённые, имеющие именно этот порок — необоснованная агрессия у мужчин. Причины требуют устранения, а вот оправдания не имеют никакой силы и веса. Стоит взять себя в руки, но не полагаться только на самоконтроль. Если вспышки ярости повторяются, то причина может крыться в нарушении гормонального баланса. Это может быть переутомление, депрессивные проявления, а также давление социума, невыносимый ритм жизни, возрастные изменения, какие-то хронические болезни. Обратиться к врачам — верный шаг, который поможет справиться с деструктивным поведением. Отделите причины от оправданий, это поможет очертить первоначальный план действий, и вскоре жизнь заиграет новыми красками.

По мнению А. Басса, все многообразие агрессивных действий можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная , активная - пассивная , прямая - непрямая . Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (табл. 1.1).

Другой подход к классификации агрессивных действий предложен в трудах отечественных криминологов И. А. Кудрявцева, Н. А. Ратиновой и О. Ф. Савиной (1997), где все многообразие актов агрессии было отнесено к трем различным классам на основании ведущего уровня саморегуляции поведения и места агрессивных проявлений в общей структуре деятельности субъекта.

По этим основаниям первый класс составляют акты агрессии, которые осуществляются на уровне деятельности , побуждаясь соответствующими агрессивными мотивами, а саморегуляция поведения протекает на наиболее высоком, личностном уровне. Такая деятельность субъекта является максимально произвольной и осознанной, здесь индивид обладает наибольшей свободой воли, селективностью выбора средств и способов действий. Соответственно выбор агрессивных или неагрессивных форм поведения и соотнесение его с общепринятыми нормами осуществляются на иерархически наиболее высоком - личностном уровне саморегуляции.

Тип агрессии Примеры
Физическая-активная-прямая Нанесение человеку ударов, избиение или ранение при помощи огнестрельного или холодного оружия
Физическая-активная-непрямая Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая-пассивная-прямая Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели
Физическая-пассивная-непрямая Отказ от выполнения необходимых задач
Вербальная-активная-прямая Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная-активная-непрямая Распространение злостной клеветы
Вербальная-пассивная-прямая Отказ разговаривать с другим человеком
Вербальная-пассивная-непрямая Отказ давать словесные пояснения или объяснения

Второй класс, по мнению исследователей, образуют акты агрессии, релевантные уже не деятельности в целом, а соотносимые с уровнем действий. Поведение субъектов здесь находится под влиянием эмоционального напряжения, утрачивает мотивосообразность, а активность направляется аффективно насыщенными, ситуационно возникшими целями. Ведущим становится не личностно-смысловой, а индивидуальный уровень, где факторами, определяющими деяние, выступают не целостные смысловые образования и ценностные ориентации личности, а присущие субъекту индивидуально-психологические, характерологические особенности.

Третий класс образуют акты агрессии, совершенные субъектами, находившимися в наиболее глубокой степени аффекта . В этих случаях регресс достигает индивидного уровня, при этом активность теряет не только целесообразность, но подчас носит неупорядоченный, хаотичный характер, проявляющийся в форме двигательных стереотипий. Нарушение сознания достигает столь глубокой степени, что у субъекта практически утрачивается способность к адекватному отражению и целостному осмыслению происходящего, по существу полностью нарушается произвольность и опосредованность поведения, блокируется звено оценки, способность к интеллектуально-волевому самоконтролю и саморегуляции.

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов агрессии.

Исходя из форм поведения выделяют:

  • физическую - использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальную - выражение негативных чувств через вербальные реакции (ссора, крик) и/или содержание (угроза, проклятья, ругань).

Исходя из открытости проявления выделяют:

  • прямую - непосредственно направленную против какого-либо объекта или субъекта;
  • косвенную , выражающуюся в действиях, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. д.), а также действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и пр.).

Исходя из цели выделяют враждебную и инструментальную агрессии. Фешбах видит основную разделительную черту между различными видами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный.
Враждебная агрессия направлена на намеренное причинение боли и ущерба жертве ради отмщения или получения удовольствия. Она неадаптивна по своей природе, деструктивна.

Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не является этой целью, хотя и не обязательно избегается. Являясь необходимым механизмом адаптации, она побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Фешбах выделял и случайную агрессию, против чего справедливо возразил Кауфман, но последний сомневался и в целесообразности разделения враждебной и инструментальной агрессии.

Берковиц пишет об импульсивной агрессии, протекающей по типу аффекта, которая есть не что иное, как экспрессивная (враждебная) агрессия по Фешбаху.

Х. Хекхаузен, разделяя враждебную и инструментальную агрессию, считает, что:

«целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства, например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита».

Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии, а Фешбах (Feshbach, 1971) - об индивидуально и социально мотивированной агрессии.

Надо отметить, что при дифференцировании враждебной и инструментальной агрессии авторы не предлагают четких критериев, используя только различие в целях (для чего осуществляется агрессия): при враждебной агрессии целью является нанесение ущерба или оскорбления, а при инструментальной агрессии, как пишут Бэрон и Ричардсон:

«для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний».

Но разве при враждебной агрессии желание отсутствует?

В результате, характеризуя инструментальную агрессию, Бэрон и Ричардсон вступают в противоречия с самими собой. То они пишут, что «инструментальная агрессия. характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда », то пишут, что инструментальная агрессия причиняет человеку зло:

«Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем"».

Апофеозом путаницы при характеристике инструментальной агрессии можно считать следующий пример, приводимый Бэроном и Ричардсон:

«Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам».

Кроме того, по мнению Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлена на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией, и по сути он прав. Различие же между выделяемыми типами состоит в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается чувством вражды, а при остальных видах инструментальной агрессии этого чувства нет. Но тогда мы должны сделать вывод, что враждебная агрессия является одним из видов инструментальной агрессии. А если это так, то исчезает необходимость выделения инструментальной агрессии (ведь всякая агрессия инструментальна) и ее противопоставления враждебной агрессии.

Внес свой вклад в эту путаницу и Н. Д. Левитов, который противопоставил инструментальной агрессии преднамеренную. Но разве инструментальная агрессия не преднамеренная? Кроме того, он своеобразно понимает инструментальную агрессию:

«Инструментальная агрессия та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо" действовать».

Исходя из причины выделяют: реактивную и проактивную агрессию. Эти виды агрессии Н. Д. Левитов (1972) называет «оборонной» и «инициативной». Первая агрессия - это ответ на агрессию другого. Вторая агрессия - когда агрессия исходит от зачинщика. Додж и Койи предложили использовать термины «реактивная » и «проактивная агрессия ». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение (для агрессора или жертвы?) определенного позитивного результата. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию мальчики начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Х. Хекхаузен (2003) пишет о реактивной или спровоцированной агрессии и спонтанной (ничем не спровоцированной) агрессии, под которой он имеет в виду по сути инициативную агрессию, т. е. заранее спланированную, преднамеренную (с целью мести или вражды по отношению ко всем учителям после конфликта с одним из них; сюда же он относит садизм - агрессию ради получения удовольствия).

По существу об этих же видах агрессии говорит и Зильманн, выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других), и агрессию, обусловленную побуждением, которая предпринимается с целью достижения различных внешних выгод.

В ряде исследований было установлено, что если людям причиняли физические страдания, например подвергали серии ничем не спровоцированных ударов электротоком, они отплачивали тем же: тот, кто подвергался определенному числу разрядов, хотел отплатить обидчику тем же самым способом. Данные показывают также, что испытуемые оказались готовыми нанести ударов больше, чем получили сами, если полагали, что им за это ничего не будет (например, потому, что участие в эксперименте анонимно).

В определенных обстоятельствах люди склонны «давать сдачу по-крупному». Патерсон (1976) подметил, что агрессивное поведение кого-либо из членов семьи вызвано тем, что он таким образом пытается остановить нападки другого человека. Более того, ученый установил, что если агрессия одного из родственников неожиданно усиливается, другой, как правило, прекращает свои нападки. Хотя постепенная эскалация агрессивных действий может еще больше раздуть конфликт, резко усилившийся натиск («сдача по-крупному») способен ослабить его или вовсе прекратить. Данные, полученные из других источников, соответствуют этому наблюдению. Например, когда существует явная угроза получить сдачу за агрессивное поведение, желание нападать слабеет.

Но здесь есть одно важное исключение. Когда человек очень зол, то угроза получить сдачу - даже мощную - не ослабит его желание инициировать столкновение.
Фрэнкин Р., 2003, с. 363

Исходя из направленности на объект выделяют ауто- и гетероагрессия. Агрессивное поведение при фрустрации может быть направлено на разные объекты: на других людей и на самого себя. В первом случае говорят о гетероагрессии, во втором - об аутоагрессии.

Агрессия в психологии

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стресс ы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Физическая агрессия -

Использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Вербальная агрессия

Символическая форма агрессии в виде причинение пси хологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

- агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.) – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

НЕГАТИВИЗМ

Н егативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см . Негативизм детский ).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость ).

Каково правильное значение слова агрессия? Под этим термином принято понимать жестокость, склонность к нападению, активную разрушительную позицию, деструктивность. На самом деле изначально агрессивность является врожденным человеческим качеством, связанным с инстинктом самосохранения и защиты, неотъемлемой частью психологической личности, фактором, без которого личность не будет целостной.

Агрессия в психологии имеет определение как нападение, вербальное или физическое, всегда ярко эмоционально-негативно окрашенное, целенаправленное и жесткое. С латинского языка само слово переводится как «нападение», но она может проявляться не явно: человек может не кричать, не лезть в драку, но при этом агрессировать.

Есть две теории агрессии: определение первой – это реакция на внешние факторы. Вторая теория заключается в осознанном принятии агрессивности как основной формы поведения. Обе теории имеют место, и на практике встречаются их подтверждения.

Психология описывает различные виды агрессии, имеющие целый ряд особенностей и различную степень деструктивности. Среди них:

  • Вербальная и физическая агрессия.
  • Подавленная агрессия.
  • Мужская и женская агрессия.
  • Агрессия во время беременности или после перенесения болезней.
  • Пассивная и активная.
  • Аутоагрессия.
  • Подростковая агрессия.
  • Реактивная (проявляется как реакция на что-либо).
  • Спонтанная, немотивированная агрессия.
  • Осознанная (инструментальная), направленная на достижение конкретного результата.
  • Косвенная (агрессия у детей и взрослых, направленная на посторонний объект, в результате накопления).

Это основной, но неполный список, так как виды и типы агрессии изучались множеством психологов и терапевтов, и многие специалисты создавали свои классификации. Проявления и причины – самые разные, и если их детально изучить, то можно понять, как реагировать на агрессию со стороны другого человека и как избавиться от агрессии у себя самого. Рассмотрим, как проявляют себя те или иные виды и факторы агрессии.

1. Основной, врожденной формой является здоровая, доброкачественная агрессивность, которая заложена у каждого человека в генах. Она позволяет человеку быть настойчивым и твердо добиваться своего, достигать побед в спорте, соревнованиях, в бизнесе и личной жизни, проявлять волевые качества, преодолевать себя, бороться с ленью, вредными привычками, соперничать.

Амбиции, смелость, умение отстоять собственные интересы – все это, как ни странно, относится к здоровой человеческой агрессивности, и это нормально, если человек умеет контролируемо, в правильных дозах и формах проявлять данные качества, сознательно направляя свои действия на увеличение или уменьшение их.

2. Скрытая агрессия – частое явление, которое имеет свои конкретные причины и последствия. Проявляется она не явно. Как правило, природа агрессии, подавленной и скрытой, заметна в постоянном недовольстве, во внезапных вспышках страха или злобы, в постоянном напряжении, раздраженности, неумении расслабиться.

Такой человек не способен получать удовольствие от отдыха, развлечений, не умеет созерцать прекрасное. Ему свойственна недоверчивость, подозрительность, в большой мере проявляется раздражительность по пустякам. Часто как следствие возникают сильные вспышки агрессии.

3. Агрессия у мужчин имеет отдельное определение и считается обособленным видом. Проявляется в постоянном недовольстве, жестком характере, авторитарности, неудовлетворенности.

Такому мужчине невозможно угодить, он всегда в напряжении, вспыльчив, уязвим, крайне сложно идет на контакт, не склонен к компромиссам. Часто проявляется в семье, с детьми, на работе с подчиненными – одним словом, с теми, кто слабее или ниже по статусу. Такой мужской характер приносит близким и родным много переживаний и страданий.

4. Признаки и определение женской агрессии несколько отличаются. Проявляется она в резкой и весьма частой смене настроения, в беспричинных истерических припадках, обидчивости, внезапных вспышках, недовольстве, неудовлетворенности, приступах страха, отчаяния. Приступы агрессии у женщин часто проявляются при беременности и возникают в связи с изменениями гормонального фона.

5. Детская агрессия – частое и болезненное явление, которое знакомо многим родителям и педагогам. Уровень агрессии у детей и подростков бывает самым разным и проявляется по-разному – от невинных шалостей до хамства, хулиганства, драк, преступной деятельности. Связана с воспитанием, болезнями, эмоциональной средой в доме, детском саду или школе, с переходным возрастом и гормональными изменениями, с рядом психоэмоциональных факторов.

6. Семейная агрессия. Встречается чаще у мужей, но бывает свойственна и женам. Отличается от женского и мужского типов тем, что проявляется исключительно в общении с членами семьи, как реакция на общение с партнером. Выглядит как постоянное раздражение, отстранение, отчужденность, частые вспышки гнева «на ровном месте», недовольство.

7. Спонтанные и неконтролируемые приступы агрессии – как правило, возникают как следствие пассивной агрессии, подавления, особенностей воспитания. Проявляются как резкий, беспричинный взрыв ярости, истерики, припадки. В таком состоянии человек может устроить скандал в людном месте, ударить кого-то, ломать предметы и мебель, нанести вред себе и окружающим людям. Длятся подобные приступы от трех минут до часа, иногда требуется срочное врачебное вмешательство.

Каждый тип и каждое проявление агрессии имеет свои особенности, свои формы проявления и степень риска. При правильной классификации можно понять причины, прогнозировать последствия и понять, как справиться с агрессией.

Причины

Все, что свойственно личности, имеет те или иные конкретные истоки, так же как любая, самая беспричинная, на первый взгляд, агрессия всегда имеет конкретные причины. И первое, с чего стоит начинать самоанализ и борьбу с деструктивным поведением, – это поиск и определение причин.

1. Повышенная агрессия часто бывает причиной подавления в детстве, в процессе воспитания. Когда естественная детская агрессия грубо подавляется родителями – ребенку не позволяют кричать или плакать, выражая собственные эмоции, подавляя его психоэмоциональную среду, – это перерастает в подавленное состояние постоянного стресса и напряжения, и, как следствие, появляется подростковая агрессия, а в зрелом возрасте может проявиться социальная агрессия или любая другая форма.

2. Очень распространенная причина – наличие психоактивных веществ в организме. Продолжительное курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, энергетиков, медикаментов неизбежно ведут к повышению раздражительности и агрессивности.

3. Часто причиной является стресс, переутомление, хроническая усталость или недостаточное излечение после болезни. К сожалению, отдых в наше время считается чем-то необязательным, и многие люди попросту игнорируют его, считая, что в выходной день лучший отдых – это либо застолье с алкогольными напитками, либо домашние дела. И то, и другое не имеет ничего общего с отдыхом – организм накапливает напряжение, стрессы, не отдыхает и не «перезаряжается». Как следствие, появляется повышенная агрессивность.

4. Болезни, психические расстройства, посттравматический синдром или пережитая стрессовая ситуация. Это довольно распространенная причина агрессии как у подростков, так и у многих взрослых.

5. Недовольство жизнью, неудовлетворенность социальным, финансовым положением, личной сферой, неуверенность в себе, социальная дезадаптация. Слабый и безвольный человек, не имеющий хорошей поддержки друзей, близких, не получающий любви в семье, обязательно накапливает агрессию.

Пути решения проблемы

Итак, главный вопрос: что делать? Как бороться с агрессией у себя, как подавить и успокоить ее, и как бороться с агрессором, если он причиняет страдания и боль?

Главное, что стоит понять в первую очередь: само по себе понятие агрессии не несет в себе никаких патологий, это – естественная, врожденная часть психики любого из нас, и ее попросту нужно принимать, контролировать и выражать в правильных формах, не накапливая и не вымещая на невинных окружающих или себе во вред.

Важно: подавление – это не способ снижения агрессии! Ее нельзя подавлять силой, природа агрессии такова, что она должна выражаться, выходить наружу, а от силового подавления рано или поздно наступят кризисные ситуации и приступы.

1. Наиболее болезненное явление для родителей – это повышенная детская агрессия, особенно агрессия подростков, которые становятся неуправляемыми. Как правильно бороться с повышенной агрессией у ребенка?

Прежде всего стоит определить, есть ли повод для беспокойства, действительно ли есть проблема, или он – нормальный, просто эмоциональный, ранимый и очень чувствительный ребенок. Ведь для ребенка естественно иногда плакать, кричать, капризничать и вообще эмоционально проявлять свою внутреннюю натуру.

Если же проблема действительно есть, возможно, стоит обратиться к детскому психологу, но ни в коем случае не подавлять приступы силой, угрозами или наказанием, так как это приведет к ухудшению и плачевным последствиям в будущем.

2. Если обнаруживается сильная агрессия у подростков, тут есть самые разные рекомендации родителям, главная из них – наберитесь терпения. Как правило, жизнь подростка – это сплошной стресс, и это нужно просто пережить. Постарайтесь встать на сторону ребенка, поддержать его, не навязывать советы и тем более не давить.

Старайтесь создать для подростка такую атмосферу, в которой будет минимум стрессовых ситуаций, и не провоцируйте. Скорее всего, агрессия в подростковом возрасте пройдет сама по себе, вместе с «трудным возрастом», если только сами родители не будут ее усугублять.

3. Как отвечать агрессору, если он не дает спокойно жить – в окружении, на работе, в коллективе? Главное правило – не ответить тем же и не указывать на неправильное поведение, не пытаться «перевоспитать» человека, не вызывать у него чувство вины (которое, кстати, тоже всегда приводит к агрессивности).

Если вы вынуждены работать или взаимодействовать с агрессивным человеком, старайтесь сохранять самообладание и не «покупаться» на его поведение, не быть жертвой, сохранять позитивное, спокойное и уравновешенное состояние. Таким образом вы не поменяете характер человека, но с вами он будет вести себя со временем иначе.

Если же человек вымещает свою злобу и накопленное напряжение именно на вас, то в вас самих есть на то причина. Возможно, вы – хорошая жертва, боитесь чужого гнева и остро на него реагируете.

Оглянитесь вокруг: наверняка найдутся в вашем окружении люди, на которых данный агрессор не реагирует, с которыми он общается спокойно. Постарайтесь увидеть, как ведут себя эти люди, и перенять их форму поведения – так вы наверняка избавите себя от нападок агрессора.

4. Совсем другое дело – приступы агрессии у мужчин, у мужа, в семье. Идеальный вариант, но довольно сложный – уговорить супруга (или супругу) посетить специалиста, записаться на прием к психоаналитику, который сможет помочь вам решить семейную проблему.

Общие же рекомендации – не провоцировать, не раздражать и не указывать, не проявлять постоянное недовольство, а постараться найти причины, проанализировать, когда и в связи с чем близкий человек «загорается», и найти силы для того, чтобы борьба прошла мирно и увенчалась успехом.

5. Наиболее сложный вопрос – как побороть агрессию в себе. Ведь самоанализ и работа над собой – пожалуй, самая сложная работа, но человек мотивированный и уверенный в своей цели всегда ее достигнет.

Первым делом необходимо найти причины детской агрессии в себе самом, покопаться в прошлом, проанализировать свою жизнь. Не пытаться подавить ее, а попробовать найти способ избавляться от нее естественными путями – например, заняться спортом, в котором необходимы большая выносливость и сила: боевыми искусствами, атлетикой.

Начать вести здоровый образ жизни, попрощаться с табаком, алкоголем и любыми вредными привычками, много двигаться и главное – хорошо отдыхать. Эти способы будут иметь прекрасный результат. Отличные результаты также дают йога, медитация, приемы релаксации.

Если же агрессивность не проходит или проявляется в виде серьезных приступов, необходимо обратиться к специалисту и обязательно пройти правильное тестирование и полный курс лечения.

Психолог проведет диагностический тест на уровень агрессии, проанализирует диагностику, разберется в причинах и подберет подходящее лечение, которое поможет справиться с проблемой.

Чтобы бороться с чем-то, что мешает жить полноценно и счастливо, необходимо хорошо в этом разобраться, изучить, понять. Поняв, что такое пассивная агрессия, откуда берется повышенная агрессивность у детей и подростков, каковы причины подавленности и озлобленности, можно самостоятельно привести психическое состояние в порядок, достичь уравновешенности и гармонии в своем внутреннем мире. Автор: Василина Серова