Меню
Бесплатно
Главная  /  Общие навыки  /  Внимание младшего школьника. Развитие внимания детей младшего школьного возраста. Значительную роль в привлечении внимания играет ожидание определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет воспринимать, даже то, что мы при других обстоятельствах вовсе

Внимание младшего школьника. Развитие внимания детей младшего школьного возраста. Значительную роль в привлечении внимания играет ожидание определенных впечатлений. Ожидание нередко позволяет воспринимать, даже то, что мы при других обстоятельствах вовсе

Изучив специальную психологическую литературу о младших школьниках, рассмотрим, какие качественные изменения в развитии внимания происходят на протяжении младшего школьного возраста.

Основной вид деятельности ребенка после 7 лет - учение в школе. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования.

«Конечно, сегодняшние СМИ сильно отвлекаются на средства массовой информации, а также свободу в образовании в семьях». - Почему учителя должны теперь загружать и фиксировать все на своих плечах? Кроме того, роль учителя, его внешность, очень важна. Если оставить учеников в сутулости и физическом - случайном - впечатлении, не нужно задаваться вопросом, какую реакцию можно показать. - Учителя, которые не проходят через мир, как вам будет угодно, являются ли они, по их мнению, свободными, и могут быть проигнорированы и сбиты с толку учениками?

Уроки могут быть нарушены, потому что учитель оскорбляет глаз ученика? Каковы обязанности ученика по ее мнению? Разве они уже обнаружили человеческое презрение в вашем предложении? Жаль, что практические предложения по действию в этом конкретном случае основаны на гипотезе, которая предполагает очень благоприятные обстоятельства - твердую семейную структуру, тревожные и полезные родители и т.д. не будет ли на вопрос ответ более полезным, если вы примете более сложный случай? Так, например, что ученик не следует дома, а родители не сотрудничают с учителем.

Для психолога проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников.

Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Такие вещи появляются в гимназии и кажутся более реалистичными, чем желание восьмилетнего ребенка, который любит смотреть на Тагесшау и читать газету. Связывание и образование не принадлежат друг другу в традиции академической психологии и педагогики или образования. Привязывание теоретических соображений, как правило, учитывает экзистенциальные человеческие потребности детей как основу для всех видов обучения людей - в отличие от общепринятой, часто технически, методики преподавания и дидактики, основанной на более старых концепциях поведения, игнорирующих связь между процессами обучения и связывания.

В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные предметы.

Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

Как показывают многие эмпирические исследования, образование и обучение явно поощряются и ослабляются как положительным, так и недостаточным опытом общения детей в доме родителей и в школе. Опыт преподавания или учителя также играет важную роль в передаче детей Знание от учителя к ученику. Или, как объясняет исследователь связей Гроссманн: Для детей нет специального образования без личной привязанности или, по крайней мере, личного участия.

Если вы хотите получить образование, вы должны принять участие. Если не дома, то в школе. Образование находит свое начало в раннем детском взаимодействии с ближайшими справочными лицами, в основном с матерью и отцом. Ребенок все больше и больше может сосредоточить внимание на жестом, действии или объекте вместе со взрослым, узнает соответствующие слова в обмене, чувствует себя уверенным, учится на своих ошибках, тонко исправляется - все это ведет непосредственно к окружающей культуре, другими словами, ребенок сам формирует себя.

В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся.

Интересные данные о развитии внимания приводит Понарядова Г.Н. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении 1-4 класса развивается по-разному. У средне- и хорошо успевающих учащихся внимание развито средне, у отличников - хорошо, а у неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивнoe развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в 1-м и 2-м классах примерно одинаковы и лишь к 3-му классу наблюдается небольшой рост.

В процессе склеивания уверенность в себе - это хороший способ чувствовать самооценку, и таким образом он теряет свое любопытство по отношению к миру, страх перед новым и неизвестным и любит обмениваться с другими, что его интересует Качества, которые также оказывают значительное влияние на процесс обучения детей.

Безопасный опыт связывания - как со стороны ученика, так и с преподавателем - также позволяет гораздо более гладкое поведение студентов во взаимодействии с учителями и сверстниками. «Безопасные связи, - еще раз процитирую Гроссмана, - прокладывают путь к психологической безопасности, к социальной привязанности, к возможности видеть вещи с точки зрения других». И далее: Образование без привязанности используется для психически небезопасных детей и гораздо дороже для нашего общества, чем школа, которая реагирует на свои индивидуальные потребности не только поверхностно, но и по всем правилам, теоретико-обязательные знания.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом.

Произвольное внимание в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если подросток или старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «пятерку», заслужить похвалу учителя). Воспитание у младших школьников далекой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путем связывания друг с другом близких и все более отдаленных целей. Например, наиболее далекая мотивация (стать полезным для общества человеком) должна связываться с более близким мотивом - успешно перейти в следующий класс. Последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом - получить высокую оценку учителя.

Но сегодняшняя школьная система - возможно, к первым двум элементарным классам начальной школы - скорее организована и предназначена для того, чтобы избежать необходимости в приверженности. Переполненные классы, иерархические структуры, принудительное равенство в обучении и постоянная угроза плохих оценок пересекают положительный опыт общения детей и особенно контрпродуктивны у детей, которые не уверены. Кроме того, эмоциональные процессы, такие как те, которые происходят со стороны учеников, а также со стороны учителей, более или менее сознательно удерживаются из традиционного дидактического треугольника.

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища.

У учащихся первых классов небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной слабостью процесса торможения. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30-35 минут. А вот учащиеся 3-х классов могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Но важно периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

Это скорее определяется тем, что в классе связь между учеником и учителем подчиняется учебному объекту. Социолог Хартмут Роза в этом контексте сталкивается с «резонансным треугольником», в котором учитель достигает своих учеников против «треугольника отчуждения», в котором учитель воспринимает ученика скорее как угрозу, а ученик совершенно безразличен к учебному материалу.

Как учитель передает свои знания на уровне отношений студенту, его личные отношения и приверженность цели обучения, а именно успешное преподавание существа в соответствии с учебным планом, по-прежнему подчинены по сей день или даже иногда характеризуются как «тревожные». В конце концов, в более поздней профессиональной жизни, это также будет вопрос не под влиянием «эмоций». Конечно, основным достижением школы является преподавание, но оптимальная среда обучения и развития может быть создана только в том случае, если учитель также работает над благополучием и взаимными отношениями ученика.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Так, у детей сангвинического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезмерной активности. Сангвиник подвижен, непоседлив, разговаривает, но его ответы на уроках свидетельствуют о том, что он работает с классом.

В дополнение к знаниям об обязательных теоретических процессах это также предполагает отражение самого себя, которое часто табуется в подготовке учителей. Регулярный надзор - это, конечно, в случае межличностных проблем, в случае неспособности строить отношения, в случае собственных забот и неуверенности в большинстве социальных профессий. Однако она не проходит в школе. Хуже того: идея помочь другим помочь своим собственным проблемам в определенной степени недовольна многими учителями и учителями и открыто отвергается.

Дети носят ранние образцы связи в новых отношениях. Из-за различных характеристик взаимоотношений в отношениях между учителем и учеником происходит повторное вовлечение существующих шаблонов привязки. С точки зрения ребенка, следующие структурные особенности его взаимоотношений с учителем актуальны.

Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, кажутся невнимательными. Но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем свидетельствуют их ответы на вопросы учителя.

Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних - леность мысли, у других - отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих - повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.

Учителя всех типов школ ежедневно сталкиваются с безопасными и небезопасными и дезорганизованными детьми и молодыми людьми. В реорганизации моделей раннего детства преподаватели играют важную роль, потому что они проводят много времени с детьми и подростками - часто больше времени, чем сами родители, и, таким образом, оказывают большое влияние на их развитие. Если у них есть надежный шаблон склеивания и соответствующий образец чувства у соответствующего ребенка, они действуют аутентично и присутствуют, они также могут позитивно изменять шаблоны привязки на стороне ребенка.

На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Причина, по которой знание привязки и саморефлексии собственной привязки должно быть важным элементом в подготовке учителей. Тот факт, что отношение учитель-ученик связано с особенностями учителя, особенно заметно у учащихся начальной школы, которые выражают потребность в склеивании еще более четко и открыто, чем позже молодые люди. В юношеском возрасте желаемые образцы склеивания, которые теперь меньше основаны на любви и заботе, меняются на уважение и ориентацию. Примером может служить «хороший» учитель.

Но даже у молодых людей ранние детские склеивания играют важную роль в школьном дне. Давайте подробнее рассмотрим связь между учеником и учителем. Другими словами, учителя или учителя, хотят они того или нет, а не только младшие дети, являются связующим лицом для ученика. Их связывание влияет на связывающее развитие ученика, как положительное, так и отрицательное.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

В школьной практике, в зависимости от истории привязки, ученик, как и учитель, который в основном игнорируется, может привести к множеству различных условий привязки с соответствующими последствиями для учебного процесса. Некоторые из них описаны более подробно ниже.

Безопасная связь между учеником и учителем.

  • Учитель - это «безопасное убежище», его можно уважать.
  • Ученик уверен в позиции учителя.
  • Ученик чувствует себя принятым и принятым.
  • Литература может быть помещена в ученика.
  • Лидер расслаблен, может терпеть критику.
Избегайте прикрепления учеников.

Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т.е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности.

Избегание привязки к ученику.

  • Отдаленные отношения с учителем и его одноклассниками.
  • Они часто не участвуют, «высокомерные», циничные, неинформированные.
  • Хорошая школьная успеваемость.
  • Не ладит с «эмоциональными учителями».
Избегая связи с учителем.

Профессор не осмеливается показать свои слабости и спрашивать Учителя о том, что ученик проявляет довольно отвратительное поведение. Изучение происходит в соответствии с традиционным дидактическим треугольником, «вещь» стоит на лбу. Учитель проявляет слабое сочувствие, мало признает учитель-ученик не отражает свое отклоняющее поведение. Учитель будет дистанцировать свое отдаленное поведение с полномочиями.

  • Связывание остается отдаленным.
  • Успех в изучении «без эмоционального участия» борется.
Преподавательский состав.

В силу особенностей своей работы психолог может изо дня в день, на разных уроках и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников.

Наряду с методом наблюдения психолог может использовать и ряд других приемов диагностики внимания учащихся. Эти приемы построены на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий. Их использование в учебной работе позволяет проследить динамику в становлении внимания школьников (например, на протяжении одной учебной четверти или учебного года). Кроме того, сами эти приемы при систематическом применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства тренировки внимания.

Амбивалентное обязательство у студента. Ученик ищет связь, которую он тогда боится, опасаясь, что она не сдержит, сломает зрачок, чтобы попытаться привлечь максимум внимания. Школьник постоянно просит помощи или неустойки без соответствующей реакции со стороны учителя быстро в летаргии. Амбивалентное удержание учителя.

Учителя могут хорошо адаптироваться к своим ученикам в некоторых ситуациях и в некоторые дни, а затем снова нет. Признание и отторжение чередуются с циничным поведением, чтобы поддерживать безусловное расстояние. Неорганизованная студенческая связь. Дезорганизованные роды.

Однако, говоря о произвольном внимании как специфической высшей психической функции, проявляющейся в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и ее результаты, необходимо ставить вопрос о специальной работе по развитию внимания у детей. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте и потому реализующая характерные для этого возраста задачи развития, в наибольшей степени «работает» на становление полноценного внимания детей. Однако сама эта деятельность для осуществления требует некоторого начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток нередко и обусловливает неуспешность школьников в учении, что влечет за собой необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении. В этой связи можно выделить определенные виды занятий, которые предъявляют более высокие требования как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом. К их числу относятся специальные задания, упражнения, игры, которые могут быть использованы на уроках. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Неорганизованная связь между учителем и учеником. Неорганизованная привязанность к учителю. Учитель непредсказуем, иногда дружелюбен, иногда откровенно агрессивен к физическому насилию Учитель - циничный, садистский, уводит студентов. Учитель совсем не способен попасть в ученика и, вместо этого, отправляется на полную дистанцию. Учитель, кажется, критически устойчив или. . Связь между связыванием и обучением.

Следующий обзор показывает некоторые эффекты безопасного против. неопределенный привязкой к поведению ребенка или его обучению. Влияние на учебное поведение. Д-р фил. Аспирант. Поэтому в тренировочной компании и вокруг нее участвуют игроки из молодежного отдела местного клуба. Это призвано содействовать сотрудничеству и взаимному удовлетворению молодых игроков. Совместная подготовка не только улучшает возможности интеграции учеников с нарушениями, но и дает всем ученикам возможность познакомиться друг с другом.

В учебной деятельности школьника такой психический процесс, как внимание, играет важную роль. Благодаря нему происходит отбор необходимой информации и отсечение лишней. Взрослым довольно часто приходится слышать жалобы на рассеянное внимание у школьника, что сказывается на его оценках. А если это подтвердится результатами тестов на диагностику внимания младших школьников, проведенными школьным психологом, родителям придется принимать меры. Как же развить внимание у своего ребенка?

Особенности внимания младших школьников

Когда ребенок начинает учиться в школе, у него преобладает непроизвольное внимание. Это значит, что концентрироваться на каком-либо предмете, то есть управлять вниманием малыш пока не умеет. Кроме того, дети впечатлительны, легковозбудимы, и из-за этого часто отвлекаются. Также на внимание школьника оказывает влияние вид учебной деятельности: больше всего детей утомляет устное объяснение, заучивание стихов, а отвлекаются они на объекты, наделенные эмоциональной привлекательностью. Именно эти особенности внимания школьников необходимо учитывать взрослым.

Как развить внимание у школьника?

Для тренировки этого психологического процесса у любимого чада родителям необходимо:

  • использовать при упражнениях хобби и увлечения ребенка;
  • демонстрировать эмоции (удивление, радость, восторг);
  • делать занятия для коррекции внимания у младших школьников интересными, неожиданными, оригинальными (в виде игр);
  • выполнять упражнения регулярно и постоянно (дома, на прогулке);
  • запастись терпением и ни в коем случае не ругать ребенка в случае неудачи, но хвалить.

Формированию внимания младших школьников в первую очередь способствуют речевые инструкции к заданиям. Их следует произносить четко и пошагово. Когда ребенок отвлекается, взрослый должен доброжелательно привлечь занимающегося к продолжению выполнения задания, например, «Давай, дорисуем флажок», вместо «Не отвлекайся!».

Игры на внимание для школьников

Кроме того, развить внимание младшего школьника помогут различные игры, которые можно заимствовать в детских журналах, например, «Найти отличия» в 2 картинках, лабиринты и т.д.