Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Программа «Миры детства. Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы «Миры детства

Программа «Миры детства. Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы «Миры детства

В настоящее время приоритетным направлением в отечественной образовательной политике является внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарт) и осуществление воспитания и образования детей дошкольного возраста в соответствии с его требованиями. Вместе с тем существует мнение, что содержание примерных программ и учебно-методических пособий, позиционируемых авторами и издательствами как соответствующие требованиям Стандарта, не претерпело существенных изменений. Исключение составляет примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей». Автором программы «Миры детства» является Татьяна Николаевна Доронова, заведующая отделом дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Вот что она рассказала об отличительных особенностях новой программы:

- « Название придумал Александр Григорьевич Асмолов - доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГАУ «ФИРО», руководитель рабочей группы по разработке Стандарта. Оно полностью соответствует содержанию программы, ведь «Миры детства» касаются самых разных сфер детской жизни - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, направлены на обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру».

- «Времена меняются, и на смену когда-то популярным образовательным методикам и программам неизбежно приходят новые. «Миры детства» - одна из них. В этой программе мы попытались, насколько это возможно, учесть требования Стандарта, не забывая вместе с тем про интересы детей и взрослых (родителей и воспитателей)».

- «Создавая программу, мы рассуждали следующим образом. Положения Стандарта совершенно очевидно требуют дополнительных ресурсов со стороны социального окружения ребенка. Прежде всего, это обусловлено стремлением к индивидуализации образования. Если раньше взрослый оперировал группой детей целиком, никого не выделяя в ней отдельно, то теперь он должен уделить внимание каждому ребенку. При этом каждому человеку, который работал с детьми, хорошо известно, что эта деятельность требует большого напряжения, и иногда оно достигает критического предела. Следовательно, каким-то образом необходимо повысить производительность труда воспитателя, не повышая вместе с тем нагрузки».

- «Если не брать в расчет способы из области фантастики, например уменьшение числа детей в группах, вариантов остается не так много, и именно они послужили отправной точкой для создания программы «Миры детства»:

Совершенствование предметно-пространственной среды;

Вовлечение родителей в образование детей.

Особенностью всех перечисленных направлений является то, что их возможно реализовать на практике. Это работоспособная система, показывающая уже сейчас положительные результаты.»

-«При разработке новой программы мы стремились повысить качество труда воспитателя, не увеличивая на него нагрузки за счет разработки нового поколения дидактических материалов для работы с детьми в семье и оказывая помощь в планировании образовательной деятельности в детском саду. В отличие от субботников и подготовки к праздникам, в которые обычно вовлекаются семьи, «Детский календарь» позволяет родителям действительно заниматься образованием своих детей, обеспечивая при этом единство образовательного пространства. Это достигается за счет того, что содержание «Детского календаря» и планирование работы воспитателя взаимосвязаны; педагог включает в образовательный процесс все, что прочитано, изготовлено, изучено детьми в семье; ежемесячная сменяемость материалов обеспечивает вариативность предметной среды.»

МДОУ ЦРР- детский сад №30 является экспериментальной площадкой, работающей по программе «Миры детства: конструирование возможностей» Т.Н.Дороновой.

Целью программы «Миры детства: конструирование возможностей» является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах: социально-коммуникативной; познавательной; речевой; художественно-эстетической; физической.

В наше, быстро меняющееся время, взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение очень подвижное и интеллектуальное. И порой родителям в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание, и определить, чем и как надо заниматься с младшим дошколенком, чтобы он получил своевременное развитие. К сожалению для маленьких детей не подходят школьные методы обучения, и для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3 лет, было разработано оригинальное пособие - «Детский календарь», который обеспечивает единство образовательного пространства семьи и детского сада. Автор пособия Доронова Татьяна Николаевна.

Родители наших малышек с удовольствием дома день за днем осваивают интересные задания. Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет. Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду.
Благодаря дидактическому материалу «Детский календарь» совместная деятельность взрослых и детей в семье и в детском саду представляет целостный и неразрывный образовательный процесс.

Педагогам, внедряющим программу «Миры детства: конструирование возможностей» необходимо творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса.

Конева Л.А., воспитатель,

Хлюстова Д.Р., воспитатель,

Гальцева Е.В., старший воспитатель

23 марта 2016

МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 МИРЫ ДЕТСТВА: КОНСТРУИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Тарасова Наталья Владимировна, Тарасова Наталья Владимировна, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО, разработчик ПООП ДО, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, к.п.н., доцент, почетный работник общего образования РФ Москва, 2015 Федеральный институт развития образования Министерство образования и науки Российской Федерации





МИССИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -создание предпосылок -создание предпосылок к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире; содействие разным формам поиск активности ребенка - содействие разным формам поиска и активности ребенка; передача ценностей и норм общества - передача ценностей и норм общества, способствующих позитивной социализации детей. 3


ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО Основной целью Стандартомосвоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом - освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. 4





ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО видах общения и деятельности; 2.1 Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности; видам деятельности 2.4 создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; 6


ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО видах деятельности 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области); в различных видах деятельности 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка); 7


«образовательная область». В параграфе 2.6 Стандарта появляется ещё одно существенное понятие – «образовательная область». «деятельность» «образовательная область»? указанных образовательных областей реализовываться в различных видах деятельности Как относятся друг к другу понятия «деятельность» и «образовательная область»? (п.2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) 8


МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГРАММЫ культурно-историческая методология культурно-историческая методология развития; системно-деятельностный подход системно-деятельностный подход к проектированию ФГОС ДО; культурно-историческая педагогика культурно-историческая педагогика содействия. 9


ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Поддержка разнообразия детства. Сохранение уникальности и самоценности детства; Инвариантность ценностей и ориентиров дошкольного образования при вариативности средств достижения целей ФГОС ДО; Приобщение к познанию через различные виды деятельности (игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность); Позитивная социализация и индивидуализация дошкольного образования; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых; Сотрудничество Организации с семьей; Возрастная адекватность образования; Развивающее образование. 10


НОВЫЕ СРЕДСТВА – реструктуризация содержания образовательной деятельности; – изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка; – рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды; – эффективное взаимодействие детского сада с семьей. 11


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.2. Пояснительная записка 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Сюжетная игра 2.2. Продуктивная деятельность 2.3. Познавательно-исследовательская деятельность 2.4. Игра с правилами 2.5. Музыка 2.6. Чтение художественной литературы 2.7. Физическая культура 12


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Роль педагогов-предметников и специалистов в образовательной деятельности детского сада 3.2. Взаимодействие с семьей 3.3. Алгоритм тематического планирования 3.4. Организация развивающей предметно- пространственной среды 3.5. Педагогическая диагностика Приложения





Целевые ориентиры- овладевает основными культурными способами положительно относится хорошо владеет способен к волевым может следовать социальным нормам поведения и правилам Целевые ориентиры- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), положительно относится к окружающему миру и самому себе, хорошо владеет устно речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. 15


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Цель Программы - проектирование социальных ситуаций развития ребенка, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы взаимодействия детей и взрослых. 16


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Первый подход - предоставляется возможность выбора занятий в специально организованной предметной среде. Второй подход - охват бесконечного множества составляющих любой образовательной области (задача довольно сложная для педагога-практика, не говоря уже о родителях ребенка). Третий подход к образовательной деятельности - взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. Третий подход к образовательной деятельности - взрослый подбирает для ребенка те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ему способы их осуществления. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ - традиционные виды детской деятельности 17


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка программа предполагает возможность отбора содержания образования с учётом интересов ребенка (распределение привычного содержания занятий, которые имеют смысл для ребенка в образовательном процессе в целом, и в конкретном календарном плане в частности). 18


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ СЮЖЕТНАЯ ИГРА В ПРОГРАММЕ рассматриваются две культурные формы игры: Сюжетная игра и Игра с правилами СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: – свободный выбор и необязательность; – внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности; – обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем. 19


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Работа взрослых разбита в соответствии с типами проекции события в игре: функциональной, ролевой и пространственной. функциональной, ролевой и пространственной. Функциональная проекция Функциональная проекция – осуществление условных предметных действий; Ролевая Ролевая – ролевой диалог со сверстником; Пространственная Пространственная – выстраивание игрового предметного пространства. 20


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИГРА С ПРАВИЛАМИ основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: Целью развития игры с правилами - является передача взрослым ребенку культурных способов ее осуществления в различных культурно-смысловых контекстах, основанием для классификации которых является тип компетенции играющего: – игры на физическую компетенцию, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость; – игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика); – игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих. 21


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. Продуктивная деятельность - детская активность, направ­ленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Продуктивная деятельность - детская активность, направ­ленная на превращение исходного материала в конкретный продукт, оформленный в соответствии с поставленной целью. Типы занятий: – работа по образцам; – работа с незавершенными продуктами; – работа по графическим схемам; – работа по словесному описанию цели-условия. 22


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - направлена на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию. Культурно-смысловыми контексты: 1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами; 2) коллекционирование (классификационная работа); 3) путешествие по карте; 4) путешествие по «реке времени». 23


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ МУЗЫКА Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности.Задачи: – развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства; – формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства; – реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. 24


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ самоценное средство развития ребенка развитие у ребенка интереса к чтению следующие задачи: В Программе чтение художественной литературы предлагается как самоценное средство развития ребенка, и основной целью взрослого является развитие у ребенка интереса к чтению. Для реализации указанной цели перед взрослыми в семье и в детском саду стоят следующие задачи: – подбирать художественные тексты исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с интересами ребенка (детей группы); – регулярно читать художественные тексты ребенку (детям группы); – использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик. 25


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Основной целью является развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы).Задачи: – приобретение опыта в основных движениях, в том числе необходимых при использовании доступных ребенку средств передвижения (велосипеда, лыж и пр.); – развитие умения контролировать свои движения и управлять ими; – развитие способности подчиняться правилам и социальным нормам; – развитие способности у ребенка участвовать в различных играх подвижного характера. Развитие указанных способностей должно укреплять эмоциональное благополучие ребенка. 26


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА 27 включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Педагогическая диагностика Нормативные карты развития Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова В основу нормативных карт положены два параметра оценки ребёнка: - учёт интегральных показателей развития ребенка в дошкольном возрасте (интеллектуальных и мотивационных характеристик деятельности, две крайние нормативные точки 3 и 6-7 лет, точка качественного сдвига в психическом складе ребенка между 4-5 годами); - учёт возрастающей активности, инициативности ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах 28


ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ РЕБЕНКА 1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); 3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); 4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения). 29


30 Сферы инициативы - характер самореализации в разных видах культурной практики Интеллектуально-мотивационныехарактеристикидеятельности Направления развития 1 уров.2 уров.3 уров. 1)творческаяинициатива (в сюжетной игре) воображение-образное мышление 2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) произвольность, планирующая функция речи 3) коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивнойдеятельности) эмпатия, коммуникативная функция речи 4) познавательная инициатива - любознательность (в познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности) пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения типично в 3-4 года типично в 4-5 лет типично в 6- 7 лет


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Алгоритм тематического планирования Тематика для планирования: – реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и др.). – воображаемые события, описываемые в художественном произведении. – события, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного предмета). – субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики). – содержание «Детского календаря». 31


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ РППС должна: обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждать детей к деятельности; побуждать детей к деятельности; способствовать развитию самостоятельности и творчества; способствовать развитию самостоятельности и творчества; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. 32


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ ПРОГРАММА ПРОГРАММА предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье («Детский календарь»). «Детский календарь» разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): «Детский календарь» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы занятий по реализации Стандарта с детьми от 3-х до 7-ми лет в семье по четырём направлениям (культурным практикам): Сюжетная игра и игра с правилами; Продуктивная деятельность; Познавательно-исследовательская деятельность; Чтение художественной литературы. 33


Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! 34

Название: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»
Автор: Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова
Год: 2015
Жанр: Учебная литература, Педагогика

О книге Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»»

Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей» направлена на реализацию современных целей и задач дошкольного образования, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на основе методологии культурно-исторического понимания детства Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» разработана в «Федеральном институте развития образования» Министерства образования и науки РФ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»» в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу Татьяна Доронова, Галина Кузнецова, Ольга Веннецкая, Сергей Доронов, Лариса Ремезова, Марина Рунова, Наталья Тарасова, Елена Хайлова «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей»»

«Как прекрасен этот мир» - Наконец-то закончилась зима. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Дети целыми днями гуляют на улице. На улице тепло. Солнце ярко греет. После дождя показывается радуга. Солнце греет так тепло. Летом наша семья поехала в деревню. Деревья зеленеют. Но больше всего я люблю летнюю погоду.

«История мира» - Страницы всемирной истории. Средние века. Древний Египет Древняя Греция Древний Рим. Благодаря чему люди смогли получить много информации о государствах Древнего мира? Трудное время. Вторая мировая война (1939-1945). Изобретения. История первобытного мира – самая длительная эпоха в истории человечества.

«Урок Война и мир» - Михаил Илларионович Кутузов. Л.Н. Толстой «Я старался писать историю народа». Образ «высокого неба». Наполеон. Наташа Ростова. Пьер у Баздеева Художник М.С. Родионов. Император Александр I. Итог урока. Бородинское сражение. "Что такое "Война и мир"? Посетители салона А.П. Шерер. Оборона Смоленска.

«Мир природы» - Дидактические цели: Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей: Чудо – всюду. Этапы и сроки проведения проекта: Научить обобщать, систематизировать представления о многообразии природы. Проблемные вопросы: Участники: Предметы: Формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе, внутри живой природы.

«Роман Война и мир» - «Война и мир» (1805 – 1820). Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Л.Н.ТОЛСТОЙ «Война и мир» КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН. Русские войска были отведены в Россию. В центре оказались события 1812г., и героем романа стал русский народ.

«Глобальные проблемы мира» - В мире накоплены чудовищные средства массового уничтожения. Числен-ность населения вновь стабилизируется. Примитивная стабильность. Определение понятия ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Загрязнение атмосферы планеты различными отраслями промышленности. Понятие о глобальных проблемах. По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократ-но возникали сложные проблемы.

Приложение к протоколу

____________№_________

Презентация примерной образовательной программы дошкольного образования
«МИРЫ ДЕТСТВА» под редакцией Дороновой Т.Н., М., 2014г.

Цель: познакомить с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Миры детства» под редакцией Дороновой Т.Н., М., 2014г.

Добрый вечер! С 01.01.2014г. года вступил в силу приказ Министерства образования и науки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155. В соответствии с новым законодательством и распорядительными актами, МАДОУ необходимо выбрать новую образовательную программу, реализующую принципы современного построения образовательного процесса в едином взаимодействии, социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с семьями обучающихся. На сайте ФГАУ «Федеральный институт развития образования» представлен целый ряд примерных основных образовательных программ дошкольного образования. Так как мы третий год апробируем дидактическое пособие для содействия развитию детей «Детский календарь» и являемся ресурсным центром экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО, нам было предложено апробировать примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Миры детства» под ред. Дороновой Т.Н. М., 2014г., которая соответствует содержанию «Детского календаря».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), образовательная деятельность в детском саду должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста.

Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом, оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков.

Этим всем требованиям соответствует Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» под редакцией Дороновой Т.Н., М., 2014г.

Для начала предлагаю обозначить понятийный аппарат.

Детская игра – вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. Существует два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами.

Игра с правилами – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).

Культурная практика (культурный вид деятельности) – передаваемые взрослыми детям общие умения, способы осуществления той или иной деятельности. Это умение играть, рисовать, общаться с другими людьми, исследовать окружающий мир различными способами, слушать художественный текст и многое другое. В тексте Программы, на основе работ Н.А. Коротковой, выделяются следующие культурные практики: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы.

«Свободное воспитание» – направление в педагогическое теории и практике, отрицающее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий.

Схема волшебной сказки – дидактическое средство для формирования способов согласованного построения сюжета у старших дошкольников в игре. Основана на композиционной схеме сказки В.Я. Проппа и обобщена для использования в педагогической практике Н.А. Коротковой. Данный метод основывается на том, что сказочное повествование является наиболее простым и четко структурированным повествовательным текстом, состоящим из следующих основных смысловых частей: 1) первоначальная потеря, беда, недостача; 2) отсылка героя за недостающим объектом, предварительное испытание героя (проверка его свойств, знаний, правил поведения); 3) получение героем волшебного средства от дарителя; 4) основное испытание героя (борьба с антагонистом или решение трудной задачи); 5) ликвидация первоначальной недостачи; 6) награда. Педагог, играя вместе с детьми, использует указанную схему как костяк, на который может нанизываться различное содержание (взятое из собственного опыта детей, литературных произведений и т. п.)

Сюжетная игра – выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» под редакцией Дороновой Т.Н., М., 2014г. разработана в соответствии с:

ü «Конвенцией о правах ребенка» (1989г.);

ü Конституцией Российской Федерации;

ü Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ü Приказом МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Проект примерной основной программы дошкольного образования «Миры детства» предназначен для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Программа «Миры детства» включает три раздела:

– целевой;

– организационный.

1. Целевой раздел.

Целью программы «Миры детства» (далее в тексте – Программа) является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах:

– социально-коммуникативной;

– познавательной;

– речевой;

– художественно-эстетической;

– физической.

Цели Программы реализуются через решение следующих задач :

– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

– обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

– обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;

– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

– формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

– формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. Требуется системная и качественная реконструкции всего содержания и форм дошкольного образования. Некоторые из возможных новых подходов к образованию предлагаются в программе. Таким образом, содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать Стандарт, относятся:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризацию содержания образовательной деятельности;

– рациональную организацию предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей.

Рассмотрим каждое из средств более подробно.

Взаимодействие взрослого с ребенком

Общеизвестно, что развитие ребенка, его образование осуществляется через взаимодействие со взрослыми, через самостоятельную деятельность в предметном окружении. Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду

Сегодня хорошо известно, что способ образования через прямое обучение не годится для дошкольника. Занятия по развитию отдельных психических функций – мышления, речи, памяти, которые проводятся обычно в детском саду, призваны компенсировать возникший дефицит естественных культурных форм деятельности. До известной степени такие формы обучения поощряются родителями, так как они видят в этом «подготовку к школе».

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению, и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Возможны два варианта реализации позиции «включенного» партнера. Он может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключится к этой деятельности. Такую позицию авторы Программы условно называют «партнер-модель».

Другой подход в осуществлении партнерской позиции заключается в том, что взрослый предлагает детям цель: «Давайте сделаем…». Подобный подход также оставляет для детей возможность выбора. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Такую позицию условно называют «партнер-сотрудник».

Образовательная деятельность – это понятие обширное, даже если речь идет о дошкольном детстве. В Программе предложен культурологический подход к образовательной деятельности. Идея его очень проста и интуитивно понятна – данный подход близок каждому, кто заинтересован в развитии своего ребенка. Взрослый подбирает для него те культурные практики, которые считает нужными и полезными, и показывает ребенку способы их осуществления. Чем младше ребенок, тем более универсальными являются культурные практики. Любому взрослому известно, что детям полезно играть, рисовать, много двигаться, и он в различной степени способствует этому – покупает им игрушки, карандаши и краски, организует прогулки. Далее, взрослый, ориентируясь на проявившиеся способности и интересы ребенка, выбирает для него более специализированные культурные практики.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

Перечень сугубо детских видов деятельности может меняться в зависимости от социокультурной ситуации, в которой растет конкретный ребенок, и ценностей общества в целом. Перечисленные выше культурные практики являются до известной степени универсальными – они используются для образования детей в любом современном обществе.

В тоже время, они могут быть дополнены другими культурными практиками, такими как практическая деятельность («трудовое воспитание»); результативные физические упражнения («физкультура»); коммуникативный тренинг («развитие речи»), простейшее музицирование, целенаправленное изучение основ математики, грамоты, и многое другое.

В результате, в Программе выделены следующие разделы:

· «Сюжетная игра»,

· «Игра с правилами»,

· «Продуктивная деятельность»,

· «Познавательно-исследовательская деятельность»,

· «Художественная литература»,

· «Музыка»,

· «Физическая культура».

В процессе осуществления указанных культурных практик, а также в бытовой практической деятельности у ребенка происходит нравственное и коммуникативное развитие.

Особое, исключительное внимание в Программе уделяется следующим культурным практикам: игре (сюжетной и с правилами), продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, которые считются обязательными для развития ребенка. Каждая из указанных культурных практик представляет собой многоуровневую систему, в рамках которой решаются конкретные задачи, стоящие перед дошкольным детством.

Речь идет не об отказе от привычного содержания занятий, а лишь о другом методе их распределения в образовательном процессе в целом, и в конкретном календарном плане в частности.

Организация предметно-пространственной среды

Согласно Программе, в основу которой положен принцип партнерской деятельности взрослого с детьми, предметно-пространственная среда строится на совершенно других основаниях.

Основными принципами ее организации являются:

– рассмотрение каждого предмета и предметной среды в целом с точки зрения соответствия принципам полифункциональности, трансформируемости и вариативности;

– типология (классификация) предметов в соответствии с культурными практиками, которые ребенок осуществляет совместно со взрослым, а затем продолжает в свободной самостоятельной деятельности;

– гибкое зонирование пространства.

Взаимодействие детского сада с семьей

Создание условий для добровольного вступления ребенка в совместную со взрослым деятельность и его самостоятельная активность в развивающей предметно-пространственной среде в детском саду являются высокоэффективными средствами, позволяющими реализовать Стандарт. Тем не менее, этих средств может оказаться недостаточно.

Поэтому, в Программе уделяется значительное внимание сотрудничеству с семьей. По замыслу авторов, образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье. Эта идея была реализована на практике, и далее будет рассматриваться на примере дидактического материала «Детский календарь» (далее – «ДК»), разработанного коллективом авторов под руководством Т.Н. Дороновой.

В данном разделе рассматривается содержание культурных практик.

Игра. В Программе рассматриваются две культурные формы игры: сюжетная игра и игра с правилами. Среди множества культурных практик они занимают особое место, им присущи следующие специфические характеристики:

– свободный выбор и необязательность;

– внутренняя цель, заключающаяся в самом процессе деятельности;

– обособленность от других форм жизнедеятельности пространством или временем.

Сюжетная игра.

Центральной характеристикой сюжетной игры, отличающей ее от игры с правилами, является наличие воображаемой ситуации (сюжета), которая и определяет смысл и содержание деятельности. В процессе игры дети учатся выстраивать связный сюжет, а взрослые передают им способы его построения, накопленные в человеческой культуре. В результате, к концу дошкольного возраста ребенок овладевает данной культурной практикой во всей полноте и разнообразии.

Работа взрослых, согласно Программе, разбита на три типа, в соответствии с типами проекции события в игре:

· функциональной,

· ролевой

· пространственной.

Функциональная проекция заключается в осуществлении условных предметных действий; ролевая – в ролевом диалоге со сверстником; пространственная – в выстраивании игрового предметного пространства. Ребенок останавливает свой выбор на той или иной проекции в зависимости от того, какой аспект репрезентируемых событий его больше занимает.

Взрослый в ходе совместной игры усиливает ту или иную проекцию, акцентирует на ней внимание ребенка, показывает, как разнообразить предметные действия, как обозначить игровое пространство, какое ролевое поведение избрать.

На практике это происходит следующим образом: воспитатель начинает игру, вовлекая в нее детей, или подключается к уже начатой игре. При этом, в зависимости от поставленной им задачи, он может сменить проекцию игры или дополнить одну другой. Приведем пример. Трехлетний ребенок обезличенно бегает с автомобильным рулем по группе. Взрослый может обозначить игровое пространство – сделать из стульев макет автобуса, предложить другим детям стать пассажирами. Таким образом, к функциональной проекции добавляются ролевая (ребенок теперь – «шофер» конкретного автобуса) и пространственная («автобус» осязаем и видим). Возможна и другая ситуация – исключение той или иной проекции. Так, например, чтобы заменить функциональную проекцию ролевой, взрослый может организовать «телефонный разговор». Такая игра обеспечит вербальную коммуникацию ее участников.

Семья тоже вносит значимый вклад в развитие сюжетной игры. Прежде всего потому, что сюжетная игра, будучи принятой семьей, получает развивающий, дидактический статус. Зачастую, к игре подключаются старшие, или наоборот, младшие братья и сестры.

Игра с правилами

Центральной характеристикой игры с правилами является сопоставление действий играющих, а в результате, выигрыш, превосходство в борьбе. Такая игра всегда носит совместный характер, содержит общие для всех правила и ряд последовательных циклов.

Развивающее значение игры с правилами заключается в становлении у ребенка нормативной регуляции поведения, в развитии мотивации достижения и стремления к волевому усилию.

Целью развития игры с правилами в дошкольном детстве является передача взрослым ребенку культурных способов ее осуществления в различных культурно- смысловых контекстах, основанием для классификации которых является тип компетенции играющего:

– игры на физическую компетенцию, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость;

– игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика);

– игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих.

Игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. В возрасте 2–4 лет ребенок начинает осваивать действия по правилу, затем, в возрасте 4–5 лет у него появляется представление о выигрыше, и в возрасте 6–7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной договоренности с другими играющими.

Реализация всех указанных этапов возможна только в том случае, если взрослый своевременно будет знакомить ребенка с характерными для дошкольного детства культурными формами игр с правилами. Сначала это должны быть простейшие подвижные игры и игры на ловкость, затем игры на удачу, способствующие ориентации ребенка на выигрыш, и в завершение дошкольного детства – игры на умственную компетенцию.

Продуктивная деятельность

В данном разделе рассматриваются несколько видов детской активности – рисование, конструирование, лепка и аппликация. Общим в них является то, что они носят моделирующий характер. Осуществляя их, ребенок особым образом отображает реальный мир.

В отличие от сюжетной игры, в которой дети также создают собственные модели окружающего, у продуктивных видов деятельности есть одна характерная особенность – предметно оформленный результат.

Таким образом, под продуктивными видами деятельности в Программе рассматривают детскую активность, направленную на превращение.

Развивающее значение продуктивных видов деятельности заключается в том, что они открывают перед ребенком широкие возможности проявить свою творческую активность и утвердить себя как созидатель. У него развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Вместе с тем, он приобретает конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала: овладевает орудиями и инструментами, приобретает навыки использования схем и чертежей и многое другое.

Целью формирования у ребенка продуктивной деятельности, как культурной практики, является развитие творческой инициативы, которая проявляется в способности преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом.

Для достижения в практической деятельности указанной цели, необходимо осуществлять подбор такого содержания, которое бы представляло для ребенка интерес. Это можно сделать с помощью следующих культурно-смысловых контекстов:

– изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности (сюжетных игрушек, ролевых атрибутов, карточек для игры в лото и домино, макетов, различных вертушек, лодочек и т.п.);

– создание произведений для собственной художественной галереи;

– создание коллекций;

– создание макетов;

– изготовление украшений-сувениров;

– создание книги;

– изготовление предметов для собственного театра.

Типы занятий, направленных на продуктивную деятельность, следующие:

– работа по образцам;

– работа с незавершенными продуктами;

– работа по графическим схемам;

– работа по словесному описанию цели-условия.

Роль родителей в развитии продуктивной деятельности является очень важной, значимой. «ДК» предлагает им выполнять вместе с ребенком задания по раскрашиванию, рисованию, вырезыванию и наклеиванию, что постепенно формирует у детей способность к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата в соответствии с заданными извне стандартами качества.

Существенная часть занятий по «ДК», предлагаемых родителям, находит продолжение в детском саду.

Познавательно-исследовательская деятельность

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника в Программе понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию.

Основной целью взрослого, организующего познавательно- исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы.

Согласно Программе, занятия с традиционным для отечественной педагогики содержанием проводятся в форме совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком. В качестве средства, придающего деятельности ребенка смысл, предлагается облекать педагогически ценное содержание занятий в привлекательную для детей форму. Это можно сделать с помощью следующих культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей. Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могу выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:

1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2) коллекционирование (классификационная работа);

3) путешествие по карте;

4) путешествие по «реке времени».

Указанные культурно-смысловые контексты отчетливо дифференцируются к старшему дошкольному возрасту.

Таким образом, желая расширить представления детей о том или ином явлении окружающей действительности, взрослый не ограничивается «лекцией» на данную тему, а строит занятие сообразно подходящему культурно-смысловому контексту.

Так, например, подходящей формой для раскрытия темы «Условия жизни растений» является экспериментирование; темы «Виды профессий» – коллекционирование (классификация). Знакомясь с географией России, уместно совершить путешествие по карте; а с историей письменности – отправиться в путешествие по «реке времени».

Музыка

Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности. Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства;

– формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства;

– реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.

Чтение художественной литературы

В Программе чтение художественной литературы предлагается как самоценное средство развития ребенка, и основной целью взрослого является развитие у ребенка интереса к чтению. Для реализации указанной цели перед взрослыми в семье и в детском саду стоят следующие задачи:

– подбирать художественные тексты исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с интересами ребенка (детей группы);

– использовать художественные тексты как смысловой фон для развертывания других культурных практик.

Для реализации развивающего потенциала книги, взрослый должен подбирать художественные тексты, учитывая два фактора: их художественную форму и содержательно-смысловую наполненность. Знакомство ребенка с различными художественными формами (поэзия –проза; фольклор – авторские произведения; большие и малые литературные формы) позволяет ему полнее постичь мир, поскольку каждая из форм раскрывает перед читателем окружающий мир особым образом.

Отбор литературы по критерию содержательно-смысловой наполненности позволяет учесть интересы конкретных детей и использовать контексты художественных произведений в игре, в продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности.

К старшему дошкольному возрасту особенно привлекательными для ребенка с его возросшей способностью к пониманию смыслов окружающего, к созданию целостной картины мира становятся большие повествовательные тексты.

Их можно разделить на два типа: тексты, создающие «реалистические миры», и тексты, создающие «вымышленные (сказочные) миры».

Для чтения в семье «ДК» содержит необходимый минимум художественных текстов, который можно при желании дополнить.

Физическая культура

Основной целью, представленной в разделе «Физическая культура», является развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы).

Указанная цель достигается через решение круга взаимосвязанных задач:

– приобретение опыта в основных движениях, в том числе необходимых при использовании доступных ребенку средств передвижения (велосипеда, лыж и пр.);

– развитие умения контролировать свои движения и управлять ими;

– развитие способности подчиняться правилам и социальным нормам;

– развитие способности у ребенка участвовать в различных играх подвижного характера.

Развитие указанных способностей должно укреплять эмоциональное благополучие ребенка.

В Программе основным средством физического развития детей служат игры с правилами на физическую компетенцию.

При использовании игр с правилами для физического развития детей акцент переносится с овладения специфическими характеристиками игры как культурной деятельности на физическую активность. Тем самым, конкурентные отношения, присущие игре с правилами, отходят на второй план.

Таким образом, в Программе развитие общих физических качеств (мышечной силы, ловкости, выносливости, координации движений), совершенствование основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья) и ориентировки в пространстве осуществляется посредством участия в различных играх на физическую компетенцию и играх ритуального характера (хороводах и др.).

Игры подвижного характера, направленные на развитие физических характеристик детей, классифицируются по типу психофизических качеств и навыков, которые они развивают:

– ходьба и ориентировка в пространстве;

– прыжки;

– бросание и ловля предметов;

– пролезание и лазание через препятствия;

– координация движений.

Речевое развитие вынесено в приложение к программе

Особое значение в дошкольном возрасте придается развитию речи. Речь является одним из важнейших «психологических орудий», с помощью которых ребенок овладевает своим поведением, происходит интеллектуализация всех его психических функций: мышления, воображения, памяти, эмоций. Речь выступает как основной канал трансляции культуры от поколения к поколению, а также является важнейшим средством обучения и воспитания.

Специальные занятия по развитию речи, несомненно, дают устойчивый развивающий эффект. Однако, по замечанию О.С.Ушаковой, они закрепляют доминирование лексических и грамматических норм «языка взрослых», что приводит к сдерживанию детского словотворчества и личностных качеств ребенка. Н.И. Гуткина указывает, что занятия, на которых ребенку ставится задача научиться выделять те или иные структурные части речи, нецелесообразны и неэффективны. Автор обосновывает это тем, что в дошкольном возрасте речь, также как и другие психические функции, характеризуется непроизвольностью, неосознанностью.

Таким образом, логично заключить, что развитие речи ребенка должно происходить преимущественно в процессе:

живого общения со взрослым, другими детьми. Основная функция речи – коммуникативная, назначение речи – в установлении диалогических, партнерских отношений, в обмене мыслями, чувствами, деятельностью. Как указывает А.Г. Арушанова, современный взгляд на проблему речевого воспитания отражает достижения онто- и психолингвистики, психологии речи, лингводидактики:

игры . Игровая деятельность как основная сфера детской активности становится опорой для развития речи. В практике дошкольного образования широко используются дидактические игры с лингвистическим содержанием, развивающие диалогическое общение, а также сюжетно-ролевые и словесные игры, в которых проявляются коммуникативная самодеятельность и свободное творчество детей. Усилить развивающий эффект игр помогает организация развивающей предметно-игровой среды, а также налаживание тесной взаимосвязи между дидактическими и самодеятельными играми: знания, полученные в лингвистических играх, используются в самодеятельных играх, а дидактические игры побуждают детей обогащать игровые сюжеты и ролевые диалоги, вводить в игру новых персонажей;

чтения художественной и научно-популярной литературы. Это единственный источник развития литературной речи, обязательный атрибут детского образования, без которого страдает речевое, интеллектуальное, личностное развитие ребенка;

сочинительства (сочинения сказок, составления рассказов по картинкам).

Обучение монологической речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного образования. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка становятся развёрнутыми, логичными, выразительными. Дети учатся излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, точно отражать причинно-следственные отношения между событиями, обосновывать выводы и заключения,

театрализованной деятельности . Она естественным образом способствует развитию лексики, грамматического строя, диалогической и монологической речи, звукопроизношения и др. Театрализованная деятельность становится особенно эффективным средством активизации речи в том случае, если выбор сюжета определяется запросами детей, а не дидактическими задачами взрослого.

В целевых занятиях по развитию речи первоочередное внимание уделяется диалогической речи, речевому описанию различных сюжетных эпизодов, словотворчеству. Подобные занятия необходимо осуществлять и в семье, так как только последовательность и согласованность действий взрослых обеспечит должный образовательный эффект. При этом, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности ребенка: особенности его мышления, воображения, памяти, эмоций.

Если у ребенка отмечаются нарушения в речевом развитии, их необходимо выявить как можно раньше. Для этого необходимо проводить систематическое обследование детей учителем- логопедом. Проблемы, связанные с нарушениями речи, должны решать учителя-логопеды, а не воспитатели, во избежание непрофессиональных действий, ошибок в коррекционной работе, которые очень сложно устранить впоследствии.

3. Организационный раздел

Подробно представлена роль педагогов-предметников и специалистов в образовательной деятельности детского сада.

Взаимодействие с семьей

Одним из требований к реализации основной образовательной программы является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в семье Программа предлагает использовать материалы «ДК». Отметим среди их отличительных особенностей следующие:

– материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;

–дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в детском саду, вплетен в общий образовательный контекст.

– использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов извне.

Задания, размещенные в «ДК», просты, нетрудоемки. Они являются обязательными для выполнения. Организованные по ним занятия обеспечивают интенсивное освоение новых знаний, умений и навыков. Наблюдаемый эффект побуждает родителей продолжать занятия в домашних условиях.

Алгоритм тематического планирования

В реальном образовательном процессе все культурные практики являются взаимодополняющими.

Отправной точкой для составления плана должен быть выбор тематических оснований. В качестве временной единицы тематического планирования целесообразно использовать один месяц. Это достаточный срок, чтобы охватить развивающие задачи каждой культурной практики во всей полноте.

Тематикой для планирования могут стать:

– Реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (листопад, Олимпиада и др.).

– Воображаемые события, описываемые в художественном произведении.

– События, специально смоделированные взрослым (например, появление в группе некоего необычного предмета).

– Субкультурные события, происходящие с детьми группы (просмотр мультфильма, коллекционирование фантиков или вкладышей определенной тематики).

Организация развивающей предметно- пространственной среды

В Программе образовательная деятельность делится на два основных образовательных блока: совместную партнерскую деятельность взрослого с детьми и самостоятельную деятельность детей. Если в первом блоке основную роль закономерно выполняет взрослый, то во втором большое значение приобретает предметная среда. Разумно спроектированная среда облегчает работу воспитателя, позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, жизнь детей – интересней.

Общие принципы, рассмотренные в данном разделе, относятся к проектированию материальной среды в целом, и могут использоваться при создании предметно-пространственной среды любых пространств, где ребенок осуществляет свою жизнедеятельность.

Примерный список материалов и оборудования представлен в Приложении .

Педагогическая диагностика

Воспитатель, работающий с детьми, так или иначе оценивает ребенка. Для целенаправленной и продуктивной работы важно, чтобы эта оценка затрагивала все стороны личности ребенка, его интеллектуальную и мотивационной сферу (умственные способности к осуществлению каких-либо действий и желание их осуществлять).

Для практической работы важно знание формальных нормативных характеристик детей. Несмотря на различия в темпах их развития, своеобразие их психологических качеств, необходимо представлять в общем виде норму, что позволит своевременно устранять перекосы в развитии.

Для этого в Программе предлагается использовать нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым. В основу нормативных карт положены два критерия оценки.

Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3года и в 6-7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4-5 годами.

Второй критерии оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

Таким образом , в Программе предлагаются конкретные средства, которые ранее не использовались в образовательных программах или применялись эпизодически:

1) Образовательный процесс в Программе строится на партнерских отношениях взрослого и ребенка;

2) Программа предполагает возможность отбора содержания образования с учетом интересов ребенка. При таком условии деятельность в рамках образовательного процесса, с одной стороны, приобретает для ребенка смысл, а с другой – обеспечивает его всестороннее развитие в соответствии с требованиями Стандарта.

3) Предметно-пространственная среда рассматривается как важное средство образования, она организуется на основе научно-обоснованных принципов.

4) Программа предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье.