Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Презентация на тему: "«культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях фгос до»". скачать бесплатно и без регистрации. Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании

Презентация на тему: "«культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях фгос до»". скачать бесплатно и без регистрации. Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании

Название: Организация культурной практики в соответствии с требованиями ФГОС ДО Вид практики «Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта»
Номинация: Детский сад, Методические разработки Доклады, педсоветы, семинары…, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «ДС № 364 г. Челябинск»
Месторасположение: г. Челябинск

Организация культурной практики в соответствии
с требованиями ФГОС ДО

Вид практики «Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта»

В соответствии с требованиями ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы (п.9.2) была обозначена тема инновационного опыта работы. Наш выбор был обоснован концептуальными позициями реализуемой в ДОУ много лет авторской комплексной программы «Детство». Научной базой ее является идея развития ребенка как субъекта детской деятельности.

Научных исследований по организации культурных практик, к сожалению, слишком мало, и встречаются они, в основном в культурологии. Это работы Джорджа Брунера, Натальи Борисовны Крыловой, Маргариты Юрьевны Гудовой.

Определение понятия «культурная практика» сложно и объемно.

Это – ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах и сообществах, с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Этот опыт может быть, как позитивным (доброжелательности, любви, дружбы, заботы), так и негативным (обиды, грубости, протеста). От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, жизненные ценности, дальнейшая судьба.

Другими словами, культурная практика – это освоение личного жизненного опыта ребенка, опыта общения и взаимодействия с разными людьми. Этот опыт может быть и позитивным, и негативным, формироваться обыденно и стихийно, или при воздействии взрослого.

Это опыт разнообразных действий: игровых, социально – ориентированных, коммуникативных, исследовательских, художественных, трудовых и т. п.


Выделяют несколько видов культурных практик. Содержание их раскрыто авторами программы «Детство», а также в исследованиях Натальи Борисовны Крыловой и Маргариты Юрьевны Гудовой.


При углубленном изучении проблемы организации культурных практик, можно отметить, что некоторые авторы употребляют термин «культурная практика» в аналогии с кружковой работой. Чтобы определиться в сходствах и различиях, мы провели сравнительный анализ данных понятий.

Если мы рассматриваем кружковую работу как разновидность совместной деятельности педагога с ребенком, то при условии соблюдения личностно – ориентированного подхода к организации этой деятельности, есть как сходства, так и различия.

В результате сравнения нами сделан вывод:



Представляем модель создания условий для формирования культурных практик у ребенка, из которой следует, что данные практики есть сущность воспитания ребенка как субъекта деятельности.


Педагог, как субъект взаимодействия, создает различные условия для формирования практик ребенка в разных видах деятельности, направлениях развития, при организации целостного педагогического процесса и при участии ближайшего окружения ребенка.

Педагогические находки, накопленные в результате организации культурной практики «Ситуации общения и накопления положительного социально – эмоционального опыта».


Разработан перспективный план организации практики для старшей группы на учебный год.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ: «СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА»
Название блока Тема заданий

и других мероприятий

Программные Словарь Дидактический, литературно-художественный материал Методические указания Ситуации
1. Неречевые средства общения. 1. «Я ли не удалец, я ли не молодец». 1. Познакомить детей с несловесными средствами общения.

2. Показать детям, что мимика и жесты помогают полнее выразить мысль. а иногда они способны заменить собою целые слова.

Жесты, мимика, пантомима, радость, грусть, удивление, страх. Рассказ Чуковского «Цыплёнок», иллюстрации к рассказу.

Г. Юдин «Нелетающий зонт», мимическая гимнастика.

Д/игра «Тень».

Стих. К. Чуковского «Черепаха».

Стих. Э. Машковской «Кислые стихи».

Стих. В. Берестова «Дракон».

Определить вместе с детьми жесты, мимику, помогающие понять содержание стихотворений «Черепаха» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Машковской, «Дракон» В.Берестова Детям предлагаются различные рисунки. На каких рисунках – символах художник передал радость, удивление, грусть, страх. можно ли без слов пожалеть человека, заставить улыбнуться, оскорбить…
2. В мире вежливых слов. «Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться.» 1.Раскрыть этимологическое, социокультурное значение слова – «здравствуй».

2. Выработать устойчивое эмоционально-положительное отношение к приветствиям в разной речевой форме.

3. Добиться понимания последствий соблюдения или нарушения формы приветствия для других людей.

4. Закрепить у детей полученные знания в различных игровых и повседневных ситуациях.

Приветствия:

Доброе утро!

— Добрый день!

Добрый вечер!

— Доброго здоровья!

— Рада вас видеть;

— Я по Вас соскучилась;

— Мир Вашему дому;

— Привет;

Пожелать здоровья, проявить внимание и др.

Набор сюжетных картинок с изображением приветствия людей в разные века.

Стихотворения:

В. Кривошеев «Доброе утро»;

А. Яшин «Добрые слова».

1. Выучить с детьми стихи.

3. Выучить пальчиковую гимнастику «Мальчик — пальчик».

4. сказка на фланелеграфе: «Маша заблудилась»

Встретились два друга. … Если кто-то не поздоровался, значит…

В группу вошёл незнакомый человек. … Как ты поступишь? По пути в музыкальный зал вам встретился воспитатель по физкультуре. … Как ты поступишь?

3. Культура и мы. 1. Что такое культура общения. 1. Дать детям понятие «культурный человек», чем он отличается от других людей.

2. Закрепить умение употреблять при общении вежливые слова.

3. На конкретных примерах показать правила поведения в общественных местах.

Здравствуйте!

Пожалуйста

— Дай мне пройти, пожалуйста;

— Позволь мне, пожалуйста, пройти;

— Проходи, пожалуйста;

— Будьте любезны, помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому!

Кукла Маша, фланелеграф, плоскостные фигурки зверей. 1.Рассказ воспитателя о том, кто такой культурный человек.

2.Объяснение поговорки «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость в общении».

3. Драматизация сказки «Маша заблудилась» (на фланелеграфе).

Вы приехали в другой город. Как вы доберётесь до нужной вам улицы?
4. Общение в дружбе 1. «Честное слово». 1. Учить детей выполнять обещания, сдерживать своё слово.

2. Разъяснить детям, что не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь. Не обещай того, что не собираешься выполнить.

Пословица: не давши слова – крепись, а давши – держись. Помогу, помогу, а пришло – не могу!

Обещание. Держать слово, уважать себя, гордиться собой.

В. Пантелеев «Честное слово». Иллюстрации к рассказу 1. Провести игру «Сочиним историю».

2. Повторить правила честности, выучить правило честности: «Пообещал – выполни».

3. Рассматривание иллюстраций к рассказу В. Пантелеева «Честное слово».

Вспомнить ту ситуацию, когда вы не выполнили своего обещания. Как вы себя чувствовали при этом?


Оформлен уголок вежливых детей, в котором собран основной дидактический материал по теме практики.

Умению рефлексировать, анализировать и оценивать свои поступки и внешний вид дети обучаются через «Экран «Мои поступки» и «Модель самоконтроля внешнего вида», с которой работают по определенному алгоритму.



Это пособие помогает совместно с детьми обсуждать, устанавливать и регулировать правила поведения детей в группе.



Создание проблемных образовательных ситуаций на практике является одним из самых эффективных средств формирования культурного опыта ребенка. Эти ситуации могут возникнуть стихийно в течение дня, а могут быть специально организованы воспитателем. В этом помогает подборка иллюстраций.

В ходе обсуждения содержания картинок по правилам поведения в общественных местах дети учатся обращаться к своему личному опыту, вспоминая случаи из жизни. Таким образом, идет накопление культурной практики ребенка.


Словарь «волшебных слов» постепенно накапливается информацией от опыта детей и с помощью родителей. На обратной стороне карточки представлены варианты использования данной фразы в разных ситуациях.


Созданная картотека помогает педагогу в подборе ситуаций при плановой их организации, либо в практическом использовании детьми через инсценирование.


Копилка правильных поступков постоянно пополняется силами детей, их родителей и педагогов ДОУ, которые работают с детьми нашей группы.

Одна из любимых детьми и родителями рубрика «Рассуждалки-объяснялки» постоянно обновляется новой тематикой.


Данная рубрика представлена в родительском уголке и на блоге группы. Цель – повышение компетентности родителей в вопросах воспитания этикетного поведения детей. Также постоянно обновляется.


Папки-передвижки используются с этой же целью.


Проблемной зоной остаётся поиск эффективных форм взаимодействия с семьёй.


Нами определены задачи и разработаны формы сотрудничества с родителями по данной проблеме.


Предыдущие записи:

Особенности культурных образовательных практик в детском саду.

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования авторский коллектив программы «Детство» пересмотрел и переработал программу в соответствии со стандартом. В программе появились такие изменения и дополнения как культурные практики.

Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе «Детство» происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Эти виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию. Так Н. Б. Крылова в своих трудах употребляет словосочетание «игровая практика», и рассматривает игру, как одну из разнообразных культурных практик. Для ребенка дошкольного возраста такая культурная практика является одной из ведущих.

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики.В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.

К понятию «культурная практика» обращается также и М. Ю. Гудова. Автор рассматривает чтение, как особую культурную практику.

Из всего изученного, мы сделали вывод, что «культурная практика» - это стихийное и обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми и сверстниками. К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.Иногда досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Такие виды культурных практик предложены авторами и самой Программой.

В нашем детском саду мы планируем культурные практики после сна. Каждый день в перспективных планах запланировано чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, конструктивные игры, что мы и осуществляем каждый день. Воспитатель объявляет детям, какое произведение будет читать и зовет детей. Кому интересно, дети собираются возле воспитателя, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой характер. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в месяц по средам проводятся досуги: музыкальный и физкультурный по плану. Музыкальный досуг обычно тематический. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие. В этом году, таким образом, у нас в подготовительной группе прошло поздравление для мам. Кто – то из детей хотел поздравить маму стихотворением, кто – то песней, так и получился концерт по заявкам. Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений. Например, на прогулке мы наблюдаем за снегом. Дети начинают задавать вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает? И много других вопросов. Тогда после сна наша группа превращается в лабораторию и мы исследуем на опытах то, что детей заинтересовало. Дети сами опытным путем отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех детей. У детей могут возникнуть и такие вопросы, на которые мы можем найти ответы в музее или библиотеке. Тогда мы организовываем такие экскурсии. Таким образом, мы посетили выставку в музее, посвященную школе и школьным принадлежностям, затем выставку стеклянных изделий. Также темы культурных практик возникают и во время НОД.С детьми подготовительной к школе группы проводилась НОД по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия». Когда дети смотрели изображение флага, герба, у них возникли вопросы: почему на гербе изображена именно эта птица? Почему на ней три короны? Что значит, что всадник убивает черного дракона? Почему наш флаг называется «триколор», что означают цвета на флаге? Я предложила детям вместе с родителями поискать информацию об этом и рассказать другим детям. Дети сами выбрали, о чём им было интересно узнать. Таким образом, у нас получилось 4 выступления: о флаге, гимне, гербе и о столице нашей Родины – Москве. Из этой Культурной практики я сделала такие выводы:

Для детей : детям понятны символы, изображенные на гербе, флаге. Дети узнают, что гимн – главная песня для всего народа РФ.

Для воспитателя : в ходе культурной практики решаются задачи раздела «Познание,

Также в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети научаются принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

Я считаю, что культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.

Культурные практики в ДОУ

Яцкова О.А.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 316 комбинированного вида»

Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и виды, складывающегося с первых дней жизни, его уникального индивидуального жизненного опыта.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.

К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:

    игра (сюжетная и с правилами);

    продуктивная деятельность;

    познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте…);

    чтение художественной литературы;

    практическая деятельность (трудовое воспитание);

    результативные физические упражнения («физкультура»);

    коммуникативный тренинг (развитие речи);

    музицирование.

В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Социально-личностное общение

Наряду с работой по формированию и поддержанию доброжелательных отношений между сверстниками, детей следует учить строить отношения с младшими детьми. Организуя межвозрастное общение можно решить две задачи:

1. Формировать у всех участников новый опыт доброжелательных отношений.

2. Обогатить образ «я» старших детей представлениями о себе как о помощнике и защитнике слабых.

Цель межвозрастного общения – формирование положительных эмоций у детей обеих групп и создание отношения к подобному общению как к интересному и приятному событию.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в решении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы помогаем малышам одеваться» и пр.)

Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Культурная практика – это

    Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.

    Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

    Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и события с другими людьми.

    Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п.

    Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Результат реализации культурных практик:

Формирование универсальных умений ребёнка: включают готовность и способность ребёнка действовать во всех обстоятельствах и жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:

Содержание, качество и направленность его действий и поступков.

Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий.

Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребёнок.

Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.

Виды культурных практик:

    Правовые практики.

    Практики культурной индентификации.

    Практики целостности телесно – душевно-духовной организации личности ребёнка.

    Практики расширения возможностей ребёнка.

    Практики свободы.

Содержание культурных практик:

Ребёнок самостоятельно видит проблему и может определить её содержание. Активно высказывает предложения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Варианты культурных практик:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

3. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) это форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг- система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

6. Детский досуг- вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как творческая мастерская. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом, проектированием, экспериментированием и пр.

7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Выводы. Культурные практики - это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру - формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.

ЛИТЕРАТУРА

Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.

Лихачев Д.С. Русская культура: Сб. / Сост. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000.

Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и пратика». 2015. № 5. С. 6–18.

Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine. - 2013. - № 2. 1 п.л. URL : http :// www . art - education . ru / AE - magazine / archive / nomer -2-2013/ lykova _2_2013. pdf

Наталья Алексеева
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности , поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить следующие : манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игра, поисково-исследовательская деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях .

Зачем нужны культурные практики ? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные , нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности , самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Самостоятельность ребенка дошкольного возраста неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования :

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников , соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие :

Организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

Вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики , способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, который долгое время «царствовал» в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу.

Что такое инициатива и самостоятельность ? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик ?

Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии . Инициативность характеризует себя как черту детской личности , которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям (табл. 1)

Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках

Таблица 1

культурная практика

(вид детской деятельности ) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО

игровая Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта. Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр. Использование ролевой игры, как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта. Ребенок участвует в совместных играх, обладает развитым воображением

экспериментирование Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формированияновообразований психики ребенка. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения

продуктивная Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации. Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне. Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений с взрослым. Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания

проектная деятельность Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка . Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни . Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности. Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

манипуляция с предметами Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения. Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности Взрослый рассматривается как основной источник информации. У ребенка развита мелкая и крупная моторика

трудовая Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок. Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда. Совместный труд со взрослым и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия. Обладает знаниями о социальном мире.

Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества . В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью.

В творчестве, как основном показателе результативности культурных практик , проявляется новизна. Это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется инициативность ребенка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе материалов , правил для игры, собственное мнение и выводы.

Существуют три особенности в проявлении самостоятельности и инициативы ребенка в ходе культурных практик или различных видов деятельности (табл. 2) .

Особенности проявления самостоятельности и инициативы детей в культурных практиках

Таблица 2

особенность характеристика

Субъективность новизны и открытий Дети вкладывают в процесс деятельности свой субъективный взгляд на вещи, который выражается в проявлении инициативы и самостоятельности . Инициативность заключается в стремлении искать различные способы решения и проявлении эмоциональности, которые присущи конкретному ребенку.

Целенаправленная и увлекательная деятельность Проявляя инициативу, ребенок с легкостью управляет своей деятельностью. Она увлекает его поиском и часто приводит к положительным результатам.

Развитие творческого мышления Именно в самостоятельной деятельности ребенок дошкольного возраста в силу несовершенства психических процессов, добивается успехов. Особая роль в этом процессе отводится развитию воображения . Процесс воображения носит сугубо личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции и возникновением личностных новообразований : стремлением изменить ситуацию соответственно своему видению, уметь находить новое в уже известном, игровое отношение к действительности.

Именно творчество связано с проявлением детской инициативы и самостоятельности в большей степени . Все виды детской деятельности , направленные на развитие творческих способностей предполагают развитие у ребенка определенной доли самостоятельности , инициативы, а также произвольности. Произвольность представляет собой умение ребенка ставить цель и добиваться ее. Самостоятельность - это не только выбор деятельности, средств ее выполнения , темы, определения собственной задачи и способов ее решения, но и свободой поведения.

Самостоятельность позволяет ребенку использовать обнаруженные в ходе игровой или экспериментальной деятельности различные свойства объектов, побуждая к дальнейшему их изучению. В продуктивной деятельности, например, такими объектами для самостоятельного экспериментирования являются, материалы : конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули. Эти предметы обладают разными свойствами : цветом, размером, фактурой, функциональностью, структурой. Постичь все особенности предметов ребенок может именно в самостоятельной деятельности , проявив инициативу.

Экспериментальная деятельность, которая напрямую связана с проявлением самостоятельности и инициативы , позволяет ребенку проявлять интеллектуальную активность, которая связана со стремлением получить более целесообразный и оригинальный продукт своей деятельности. Проявление самостоятельности поощряет ребенка не только выявлять различные способы использования того или иного материала, но и найти новые свойства предметов, открыть их взаимосвязь в интеграции с другими видами деятельности.

Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания.

Немаловажно то, что ребенок в ходе проектной деятельности может приобретать и вид культурной практики , которые направлены у него на развитие у него универсальных культурных способов действий , помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни. Культурные практики – это разнообразные , основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности , поведения и опыта.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития . Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Список литературы .


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – «ДЕТСКИЙ САД № 170 «АНТОШКА»
(МАДОУ ЦРР – «Д/с № 170»)
Консультация для педагогов
«Культурные практики в дошкольном образовании»

Разработчик: старший воспитатель
О.А. Миселёва
Барнаул, 2016
Содержание
1. Введение 3
2. Пояснительная записка 4
2.1. Актуальность 4
2.2. Цель и задачи консультации 5
3. Виды культурных практик 5
Приложение 1 «Примерные виды и формы культурных практик» 8
Методическая основа 10
1. Введение
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
(Конфуций)
Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. В связи с этим, дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
2. Пояснительная записка
Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).
Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.
2.1. Актуальность
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики.
ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.
2.2. Цель и задачи консультации
Цель консультации – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации культурных практик в условиях введения ФГОС ДО.
Задачи:
Раскрыть сущность и значение «культурных практик».
Познакомить с видами культурных практик.
Способствовать приобщению педагогов к организации культурных практик.
Виды культурных практик
Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.
Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.
Что же можно считать культурной практикой? К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.
Существует несколько вариантов культурных практик:
1. Совместная игра детей и педагога (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
3. Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.
Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.
5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
6. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.
Например, к ним относятся:
объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;
обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого - не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
разъяснение воспитанникам моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.
При этом складывается своя культурная практика в группе ДОУ, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально. Это связано с тем, что детская картина мира включает структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением и восприятием того, что и как чувствует и делает ребенок в той или иной ситуации соприкосновения с миром. Поэтому она всегда активна и мобильна, связана с «прощупыванием», поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.
Приложение 1
«Примерные виды и формы культурных практик»
Возраст детей Культурная практика Виды и формы работы
Младший дошкольный возраст Совместная игра педагога с детьми сюжетно-ролевая игра
режиссерская игра
игра-инсценировка
игра – драматизация
игра-экспериментирование
Творческая мастерская проектная деятельность
мини-коллекционирование
образовательные ситуации с единым названием (например, «Веселая ярмарка»)
Старший дошкольный возраст Совместная игра педагога с детьми В старшем дошкольном возрасте добавляются:
игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно-ролевую игру.
театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)
Творческая мастерская В старшем дошкольном возрасте добавляются:
студийная, кружковая работа
творческие проекты
коллекционирование
образовательные ситуации с единым название (например, «Город мастеров»)
проведение ежемесячных проектов (например, «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д.)
в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.
Чтение художественной литературы группировка произведений по темам
длительное чтение
циклы рассказов
чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п.
Все возрастные группы Досуги «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен
театрализованное обыгрывание песен.
«Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.
«Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!)
«Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам
«Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.
Методическая основа
Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в
дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. № 5, 2015.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. –
Режим доступа: http://bda-expert.com.
3. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим
доступа: nsportal.ru.