Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Особенности работы учителя-логопеда в школе с учётом новых Федеральных государственных образовательных стандартов

Особенности работы учителя-логопеда в школе с учётом новых Федеральных государственных образовательных стандартов

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Для системы Российского образования в настоящее время актуально внедрение образовательных стандартов нового поколения. Хотелось бы немного порассуждать о деятельности школьного учителя-логопеда, в свете новых образовательных стандартов. Деятельность учителя-логопеда при их внедрении должна быть направлена на достижение обучающимися метопредметных результатов, которые предполагают формирование коммуникативных компетенций, и предметных результатов, а именно формирование учебных навыков по письму и чтению.

Программа коррекционной работы является обязательным разделом основной образовательной программы. Механизмами реализации программы могут быть и взаимодействие специалистов школы (логопед, психолог, учитель-предметник, классный руководитель, воспитатель), обеспечивающих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. Программа коррекционной работы может включать несколько подпрограмм и модулей. Например: предупреждение нарушения чтения (1 класс), коррекция нарушения письма (2-4 классы). Количество подпрограмм и модулей, их содержание определяются качественным составом детей, нуждающихся в специальной помощи.

Однажды на заседании Совета по делам инвалидов Президент произнёс: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Стратегической задачей стало создание безбарьерной образовательной среды для обучающихся разных возрастных категорий с ОВЗ. В связи с этим появились новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Повысились требования к профессиональной компетенции педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы».

Федеральная программа «Доступная среда на 2011 - 2015 годы» призвана обеспечить:

  • создание доступной среды для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения, предусматривающей комфортные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся;
  • материально-техническое оснащение школы оборудованием, необходимым для адаптации и реабилитации обучающихся;
  • адаптацию зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий.

Целью программы является создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество инвалидов и других маломобильных групп населения.

Главная задача программы «Доступная среда» - создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. Многие общеобразовательные учреждения уже реализуют эту программу, в их число входит и наша школа МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования - процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Тем не менее, педагогами «Залининской школы» была разработана адаптированная общеобразовательная программа. В этом и заключается иновационная направленность обучения детей.

Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.

Программа направлена на решение определённых задач.

Задач много. Все они грамотно выстроены, но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное - пойдёт не один, а со своими сверстниками.

Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:

  • психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;
  • стимулирование и поддержка;
  • разработка и внедрение;
  • развитие профессиональной компетенции учителей.

Мы реально понимаем, что вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ляжет на плечи учителя. Ведь экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы верите, что можете, либо вы - ничего не можете…» Мы действительно, верим в то, что делаем, а иначе зачем?...

В рамках программы «Доступная среда» в школе созданы специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, комплекс БОС, мобильный комплект логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, полностью оборудован и укомплектован кабинет логопеда.



Психолого-медико-педагогический консилиум школы обеспечивает диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.

Изюминка инклюзивного образования в том, что

  • все дети разные;
  • все дети могут учиться;
  • есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
  • адаптация системы к потребностям ребёнка.

Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно-педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.

Прежде всего учитель-логопед должен знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ, современные достижения отечественной и зарубежной педагогической и психологической науки, для того чтобы правильно организовывать свою деятельность:

  • проводить логопедическое обследование детей;
  • определять направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с логопедическим заключением;
  • решать коррекционные задачи с использованием программ и методик, адаптируемых к условиям работы в школе;
  • представлять информацию в устной, письменной и наглядной формах на бумажных и электронных носителях;
  • пользоваться компьютерной и огртехникой на уровне пользователя.

В современных условиях образования учитель-логопед должен владеть современными диагностическими методиками и технологиями оказания логопедической помощи. Использовать различные методы анализа и обобщения диагностико-коррекционной и учебно-методической работы. Владеть навыками проведения лекционных и иных публичных выступлений.

Учитель-логопед осуществляет свою профессиональную деятельность во взаимодействии со специалистами смежных профессий (психологом, дефектологом, социальным педагогом, врачом), просвещает родителей и педагогов в области логопедических знаний. Всегда анализирует результаты обследования, причины неуспеваемости, проблемы, возникающие в ходе коррекционного процесса, с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Прогнозирует динамику и результат коррекционного процесса. Планирует и организует систематические групповые и индивидуальные занятия, лекции, семинары, принимает участие в педагогических советах школы. Разрабатывает рекомендации для родителей, педагогов, детей по вопросам развития и обучения, планирует работу на учебный год. Участвует в работе школьного ПМПк. Оформляет необходимую документацию.

Учитель-логопед призван быть квалифицированным специалистом, как в отношении ребёнка, так и в отношении среды его развития. Для этого необходимо знание средовых ресурсов и умение их организовать в корригирующие комплексы. Благодаря государственной программе «Доступная среда», государством выделены огромные деньги для детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательные учреждения поставляют оборудование для логопедических кабинетов, которое так необходимо для обеспечения доступности образовательной коррекционной программы. Очень важно повышать свою профессиональную квалификацию в современной сфере внедрения ИКТ в нашу жизнь. Умение и желание пользоваться научными знаниями для анализа и совершенствования своей работы - признак методологической культуры учителя-логопеда - характеризуют его как творческую личность, свидетельствуют о высоком уровне профессионализма. Определить, что составляет общее содержание логопедической работы, возможно, если руководствоваться следующим: цель (через систему задач), определяет содержание, которое облекается в конкретную форму (вид) и является средством для достижения результата, обусловленного поставленной целью. Цель - содержание - форма (вид) - результат.

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определённой социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психолога, учителя-логопеда, врача, родителей и наличие научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Тогда, может быть, и в наших школах безбарьерной образовательной среды Октябрьского района Курской области вырастут: Бетховены и Аланы Маршалы, Достоевские и Циолковские…

Удачи в работе, уважаемые учителя-логопеды!

Список использованной литературы:

1. О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук «Логопедическая работа в школе» Просвещение 2012г

2. С.Д. Забрамова, Т.Н. Исаева «Изучаем, обучая» ТЦ «Сфера» 2009г

3. С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв и др. Программы специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. ГИЦ. Владос 2014г

4. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М.: Инфра-М, 2001

5. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17

6. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране! На сегодняшний день все учащиеся с 1 по 3 классы учатся по новым федеральным гос стандартам. В данном контексте меняется направление и логопедической работы в школе. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание коррекционной логопедической работы.

Слайд 2. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.

И хотя в практике логопедической работы ФГОС еще не применяется и осуществить данный вид деятельности в полном объеме не совсем удастся, меня это совсем не останавливает! К тому же время и изменяющиеся условия в образовании заставляют двигаться и меня тоже в этом же направлении. Тем более что наша школа является пилотной площадкой по реализации и введении ФГОС в образовательный процесс.
Другое дело, как на данном этапе всю эту работу можно осуществить. Ведь всем известно, что ставка логопеда очень мала (всего 20 человек) и охватить всех нуждающихся логопедической помощью - практически нереально, уж тем более в условиях реализации ФГОС! К тому же, по данным статистики в последнее время увеличилось число детей имеющих те или иные речевые нарушения. А специалистов, в частности логопедов, способных оказать соответствующую помощь не хватает и по сей день! Не лучше обстоит обстановка и в нашем районе.

Слайд 3. Это подтверждается и статистикой предоставленной ЦДК Емельяновского района. В районе 17 детских садов в которых работают 3 логопеда. Школ - 21. Из них только в 8 работают логопеды! Но надо учесть, что школьные логопеды работают в основном на субвенциях выделенных за счёт обучения в этих школах детей с нарушением интеллекта. Для детей с нормой интеллекта логопедических ставок всего 5! Подобным образом обстоят дела и в нашей школе. Так как ставка логопеда всего 20 человек! И если я как логопед работаю в основном с детьми с нарушением интеллекта, то дети с нормой остаются неохваченными логопедической помощью. А по результатам проведенной диагностики в начале года только из 30 учащихся 1-х классов в логопедической помощи нуждаются 11!. Вроде и цифра небольшая, но если учесть всех детей начальных классов, то волей неволей возникает вопрос? А где же так нужный логопед? Получается, что я в школе вроде бы как есть и в то же время меня нет! Парадокс!

А между тем программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Эти проблемы складываясь из года в год в большой ком с огромной скоростью несутся на ребенка. А ведь всем родителям так хочется чтобы и их ребенок тоже был успешен, чтобы с лёгкостью проживал школьные годы.

Конечно от меня не зависит все на 100 %, но от моей своевременной помощи зависит многое. Я не могу изменить ситуацию в районе или крае, но я изменила ситуацию в нашей школе! Начав изучать тему по реализации ФГОС в образовании я ушла в нее с головой. Именно там я нашла выход как исправить сложившуюся ситуацию хотя бы на школьном уровне. И конечно же останавливаться на достигнутом я не собираюсь. Надеюсь представленный сегодня Мой опыт работы может пригодиться не только узким специалистам, но и учителям, которые еще не работают в данной системе, но не хотят отставать от коллег и идут в ногу со временем!
Итак! Всем известно, что ФГОС как нельзя лучше реализуется и во внеурочной деятельности. Как раз это направление и помогает охватить намного больше детей развивающими занятиями, и осуществить системный деятельностный подход в работе учителя-логопеда не только с детьми нормы, группы риска, но и с детьми с ОВЗ. Именно этим путём пошла и я.

Слайд 4. В нашей школе организован логопедический клуб. Основной целью которого является -способствовать формированию общеучебных компетентностей обучающихся, как способ их личностного роста.
Задачи школьного логопедического клуба
1. Развитие познавательных и умственных способностей учащихся;
2. Развитие творческой активности каждого ребенка;
3. Формирование УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
4. Коррекция имеющихся речевых нарушений
Принципы организации школьного логопедического клуба: Наш клуб - объединение обучающихся на основе совпадения интересов, стремления к знаниям, совместному проведению досуга и отдыха. Главные принципы нашего клуба - добровольность, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Клуб имеет свой устав, программу работы. Клуб не отличается обязательным постоянством. Членом клуба может стать любой обучающийся с 1 по 7 класс по желанию, в том числе дети с ОВЗ. Деятельность осуществляется на основе энтузиазма членов клуба. Ребятам предлагается определенное количество запланированных тематик, которые они по желанию могут изменить или же заменить на другой вид деятельности.

Исходя из практики 2012-2013 учебного года сформировались основные формы работы школьного логопедического клуба:

1. Логопедические выставки. Слайд 5
Это творческие работы изготовленные учащимися - различные поделки, аппликации, которые впоследствии оформляются в виде школьных выставок на удивление учителей и родителей и на радость детям.
Обычно для изготовления поделок определяется тема или направление. Например осенняя тема успешно реализовалась в аппликации из осенних листьев, а коррекция мелкой моторики- при реализации выставок «Волшебные прищепки» и «Рукотворный Эрмитаж». Данный вид деятельности может происходить в коллективной работе или же - индивидуальной. В зависимости от свободного времени обучающихся. В результате этой формы работы у ребят формируется целостная картина мира, коммуникативные УУД.

2. Открытые внеклассные мероприятия. Слайд 6
Осуществляются по итогам года, полугодия или четверти, результатом которых является не только повторение и закрепление пройденного материала, но и логопедическая коррекция. Такие мероприятия как «Буквы нам нужны, буквы нам важны!», «Сказка о веселом язычке», «Наши руки не для скуки» и другие. Таким образом формируются познавательные и регулятивные УУД.

3. Логопедические олимпиады. Слайд 7
Специально разработанные олимпиадные задания учителем—логопедом для учащихся 1-7 классов. Задания разрабатываются согласно программному содержанию предмета (в большинстве случаев это русский язык) с дополнительными заданиями из логопедической работы. Конечно же, это не районная и не всероссийская олимпиада, но по ее итогам учащиеся получают сертификаты и дипломы, согласно занявшим местам. К тому же эта олимпиада может проводиться до 4-х раз в год. В результате формируются регулятивные и личностные УУД.

4. Логопедические викторины. Слайд 8
Специально разработанные задания для коллективной работы обучающихся, на классных часах, с учителем. В отличие от логопедической олимпиады, для викторины разрабатываются задания согласно программному содержанию не только русского языка, но и таких предметов, как чтение, окружающий мир. В результате формируются познавательные и коммуникативные УУД.

К тому же, в урочной деятельности, давая открытые занятия, стараюсь использовать отдельные элементы формирования УУД, Такие как целеполагание, создание проблемной ситуации, рефлексия. Таким образом, основываясь на личный опыт, можно сделать вывод, что Логопедическое сопровождение обучающихся в условиях введения ФГОС может и должно осуществляться во всех образовательных учреждениях, хотя бы во внеурочной деятельности. Конечно же останавливаться на достигнутом я не собираюсь! Я постоянно нахожусь в творческом поиске, что-то придумываю, сочиняю. Но каждый день, отдавая частичку себя, я с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «я состоялась как педагог, потому что помогаю детям»!


ФГОС в логопедической работе 1. Комплексное логопедическое обследование всех учащихся 1-4 класс 2. Системное осуществление коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи 3. Консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей 4. Участие в профилактически- просветительской работе.


Памятка для родителей Причины неуспеваемости детей в школе 1. Неблагоприятные условия развития эмбриона в дородовом периоде (употребление матерью лекарств, наркотиков, никотина, алкоголя). 2. Дефицит материнской ласки, тепла, недостаточный уход за ребенком, разлад семейных отношений, что снижает тонус центральной нервной системы. 3. Состояние здоровья: частые болезни приводят к утомляемости, к снижению работоспособности. 4. Недостаточное речевое развитие, недостаточное логическое и абстрактное мышление, невысокий уровень абстрагирования. 5. Слабая моторика ребенка. 6. Низкая информированность об окружающем. 7. Некоммуникабельность. 8. Чрезмерная родительская опека, которая способствует развитию различных комплексов у ребенка: неуверенность в себе, нерешительность, замкнутость. 9. Несоответствие требований учителей и родителей возможностям учащихся.


Дифференциация ошибок письма (По Ястребовой А.В.) Специфические ошибки Орфографические ошибки Ошибки при нарушении звукопроизношения и фонематических процессов. 1. Смешение и замены согласных (оппозиционных) 2. Пропуск гласных 3. Различные искажения звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, написание лишних букв) 4. Раздельное написание частей слова 5. Замены и смешения йотированных букв 6. Графические ошибки 1. Правописание парных звонких и глухих согласных 2. Правописание твердых и мягких согласных 3. Разделительный твердый знак 4. Разделительный мягкий знак 5. Удвоенная согласная 6. Непроизносимая согласная 7. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1. Правописание безударных гласных 2. Правописание родовых окончаний 3. Правописание падежных окончаний 4. Правописание предложных окончаний 5. Правописание личных безударных окончаний глаголов 6. Правописание предлогов 7. Правописание приставок, суффиксов, союзов и союзных слов. 8. Однородные члены предложения 9. Заглавная буква в начале текста и знаки препинания в конце.


Ошибки при недостаточности смысловой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи 1. Смешения и замены слов по акустическому и семантическому сходству 2. Различные искажения слоговой структуры слова 3. Ошибки падежных окончаний 4. Ошибки предложного управления 5. Ошибки согласования 6. Слитное написание предлогов со словом 7. Неправильное использование суффиксов, приставок 8. Нарушение порядка слов в предложении 9. Различные деформации предложений (пропуски, не дописывание, искажения) 10. Отсутствие границ предложения 11. Различные деформации предложений сложной синтаксической конструкции (слитное написание союзов и союзных слов, написание одного главного или придаточного) 12. Трудности построения связного письменного текста (цельности, связности). В результате следующие ошибки: -деформации (отсутствие начала, заключения, пропуски частей); -нарушение логики построения текста; -неадекватное использование лексико- грамматических средств высказывания. текст 1. Трудности составления письменного плана 2. Трудности вычленения частей текста 3. Трудности оформления связного письменного текста 4. Трудности вычленения смысла письменного дискурса.


ДИСГРАФИЯ У РЕБЕНКА. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.


Несколько слов о почерке. Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму). Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы! КАК НАУЧИТЬ Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ! Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!


В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш. Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими- то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи. Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы. Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.


Диктанты надо писать! Только по-особому. Чрезвычайно медленно! На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это "не для него", так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия "безударные гласные" и "причастный/деепричастный оборот". Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения). Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.




С 1 сентября 2011 года ученики 1х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной школы в период до 2014 года.

Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным , и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в несформированности учебно-познавательных мотивов, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ); 3) познавательный ; 4) коммуникативный .

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рамки статьи не позволяют дать полную характеристику УУД, их функций. Подробно с ними можно познакомиться, изучая соответствующую литературу .

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД .

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984, 1999). В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей (Приложение 1 )

Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (см. Приложение 1 , пункт I.1). А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить бОльшее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД .

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.


Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1. «Расскажи о звуке по плану-схеме» <Рисунок 1 >

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3. « Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова <Рисунок 2 >.

1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка (Приложение 2 ). Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Я на занятии

Старался писать без ошибок
Проверял свою работу
Следил за осанкой и правильной посадкой
Работал внимательно
Писал аккуратно, разборчиво
Соблюдал чистоту и порядок в тетради
Соблюдал дисциплину
Работал активно, поднимал руку

3. « Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке <Рисунок 3 >. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
  3. Ястребова А.В
  4. . Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.