Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Развитие речи по месяцам таблица. Правильная речь – с рождения: развитие речи у детей до года. Этапы развития речи

Развитие речи по месяцам таблица. Правильная речь – с рождения: развитие речи у детей до года. Этапы развития речи

Удивительно, как быстро младенец приобретает новые речевые навыки. Как много стадий проходит развитие речи от первого крика до первого «мама». А действительно, какие стадии проходит совершенствование речи ребёнка в первый год жизни?

Календарь развития ребёнка: речь

Развитие речи ребёнка происходит в тесной связке с формированием слуха. По этой причине с ребёнком нужно общаться с первых дней жизни - то, что закладывается вначале, дает положительные результаты несколько позже. Слышимая речь усваивается через слуховое восприятие, но большую роль играет и зрительное. У малыша до года интенсивно развивается головной мозг, а вместе с ним и закладываются основы для речевых проявлений. В каждый месяц или два наблюдаются определенные этапы совершенствования речи со своими характерными признаками.

Развитие языка в возрасте от 12 до 16 месяцев

Скройте объект перед глазами вашего ребенка под ткань или одеяло и попросите его найти этот предмет. Сделайте ваши пальцы такими, как «Это большой палец», с вашим ребенком. Вместе книги с иллюстрированными красочными вещами. Первые слова Хельмута Спэнера. Назовите вещи и пусть ваш ребенок укажет на объекты: «Где мяч?» Покажите ребенку, что делать с его игрушкой, и прокомментируйте ваши действия: «Посмотрите, как мяч катится» или «Теперь отведите автомобиль в коробку».

Развитие языка в возрасте от 16 до 20 месяцев

Если ваш ребенок говорит с вами или выполняет небольшие «задания», такие как «Бросьте мне мяч» или Вы носите мою сумку? Демонстрация различных мероприятий по-прежнему интересна вашему ребенку. Песок на его пластиковой тележке или его животные могут двигаться вместе с ним. Прокомментируйте, что вы показываете. Вы часто видите вместе книги с картинками. Укажите на конкретные предметы и попросите своего ребенка назвать их, если они уже знают и могут произнести их. Поговорите с вашим ребенком о том, что он делает.

В первый год жизни ребёнок только учится владеть своей речью. Норм того, какой она должна быть у ребёнка в год, не существует. Но у врачей есть такое понятие как «развитие ребёнка по месяцам», и если в 3 месяца малыш умеет реагировать лишь на интонацию, то к году он способен понимать речь взрослого: выполнять простые просьбы в конкретных ситуациях и понимать названия предметов...

Пойте это детям. Идеально, когда песни сочетаются с движением, таким как популярная месильная машина, или помещают вашего ребенка в качели и подталкивают его к ритму. И изучение языка детей из месяца в месяц. Ребенок учится говорить, слушая голоса и звуки, но каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Как передать прохождение непонятного журчания или звуков, испускаемых ребенком при первых словах детей. Это то, как дети учатся говорить, и это первые звуки или слова, которые ребенок дает.

Он говорит ребенком 3 месяца

Они будут смотреть вам в лицо, если вы поговорите с ними. Они будут плакать, особенно когда они голодны. Шестимесячные дети будут звучать, чтобы привлечь внимание. «Они будут посылать звуки, когда вы разговариваете с ними». «Они посмеются над окружающими».

Таблица развития речи ребенка: от 0 до 12

Возраст ребенка Особенности развития речи ребёнка по месяцам
1 месяц Крик, с которым ребёнок появился на свет, является основным голосовым проявлением в этом возрасте. Он же и главный показатель развития речи. Кроха кричит, когда «говорит» о своих потребностях, отсюда разнообразие интонацией.
2 месяца Звуки. Вместе с появлением первой улыбки малыш начинает издавать звуки, которые постепенно от робких становятся все более громкими и частыми. И появляется гуление - гласные звуки, которые отсутствуют в языке взрослых.
3 месяца Согласно календарю развития ребёнка, гуление малыша в этом возрасте становится более разнообразным, а вместе с гласными звуками он начинает произносить и согласные. Звучит это как «гу», «хы» и т.д. И если взрослые поощряют такой разговор с крохой (как бы отвечая на его гуление), то он ещё активнее начинает разговаривать. В этом заключается суть первых взаимоотношений с ребёнком на основе эмоционального общения, когда на речь взрослого малыш отвечает по-своему.
4-6 месяцев Появление звуковой «свирели». Происходит активное развитие навыка улыбки, постепенно переходящей в смех, от которого малыш сам получает удовольствие. Вместе с этим и голосовые реакции становятся богаче: он издает новые звуки, похожие на «в», «ф», «с», «т». Появляются даже целые цепочки звуков, похожие на «мама», «да» и т.д. Данный этап развития речи называют переходом от «гуления» к «свирели». В возрасте 4-6 месяцев ребёнок обладает хорошим слухом, способен распознавать источники звуков и различать интонации в речи взрослого. Появляются первые подражательные признаки в произнесении звуков.
7-8 месяцев В развитии ребёнка по месяцам в этот период у крохи появляется лепет. Малыши с охотой произносят одни и те же слоги «да-да», «на-на», а также воспроизводят все звуки, которые усвоили ранее. Основная функция и задача лепета - тренировка артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха. С помощью лепета ребёнок уже способен выражать свои эмоции, например, недовольство чем-либо.
9-10 месяцев Первые слова-понятия. Речь обрастает большей выразительностью. Ребёнок по-прежнему произносит лишь слоги, чаще всего двойные, но их можно понимать как отдельные слова («ба-ба», «па-па»).
11-12 месяцев В календаре развития ребёнка этот период отмечен появлением активных слов. Усвоенными ранее звуками кроха сопровождает определенные ситуации или обозначает предметы и людей. Часто первые слова малыш произносит не полностью, а обозначает лишь ударные слоги («каша» - «ка»). Произносимые слоги перестают быть бессмысленными («бу-«бу», «на-на»), а несут в себе первую смысловую нагрузку («гав-гав» - собака). Первый запас слов у детей может сильно отличаться количеством, но и отсутствие активных слов - явление частое, особенно в речи мальчиков.
09.01.2013

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

Когда просить помощи у шестимесячного ребенка. Когда ребенок не реагирует на голос родителей или окружающих его людей или других звуков. Когда ребенок не улыбается или не делает звук во время бодрствования. Как помочь 6-месячному, который не говорит: Разговаривая с ним, когда вы купаете его, одевайте его, кормите. Пение детских песен и повторение рифмованных фраз. Играйте с ним вслух. Покажите ему фотографии и иллюстрированные истории и объясните, что он видит.

Язык у 12-месячных детей

Слова ребенка в возрасте 15 месяцев

Они знают, чтобы ждать своей очереди, чтобы сделать звуки. «Говорят 2 или 3 слова, даже если они не произносят их четко». 15-месячные дети понимают слово «нет» и качают головами. «Держите руки или указывайте, что вы хотите, пока они делают звук». «Они понимают вопросы и подчиняются приказам, как, где у вас есть нос?» или покажи мне твои ботинки.

Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи. Следовательно, воспитание надо начинать своевременно, так как его «дефицит» может возникнуть с первых месяцев жизни ребенка. Младенца с первых минут жизни окружает множество вещей — пеленки, бутылочки, ложечки, игрушки и т. д.

Язык у детей в возрасте 18 месяцев

Когда обращаться за помощью: Когда ребенок не использует ни слова, ни звуки, но делает жесты, чтобы указать, что он хочет. Когда обращаться за помощью Когда ребенок не пытается имитировать жесты и звуки, которые делают взрослые. Ребенок начал использовать слова, но внезапно остановился.

Слова ребенка 21 месяца

Они указывают на знакомые рисунки или объявления, когда их спрашивают о них. Они играют с игрушками и имитируют вещи. «Они говорят разные слова, но не собирают их в предложениях». «Они подчиняются приказам, как вы пьете сок или садитесь». Когда обращаться за помощью: Когда ребенок едва говорит 10 слов. Не имитирует действие с вашими игрушками.

Но как ни странно, маленький ребенок этого не замечает, не видит, несмотря на вполне нормальное зрение. А чтобы он увидел предмет, захотел взять его в руки и рассмотреть, необходимо вмешательство взрослого. Речь ребенка надо воспитывать, надо учить его понимать речь окружающих и самостоятельно говорить. Для этого требуется немало усилий со стороны взрослых и активной деятельности самого ребенка в различных видах его деятельности.

24-месячные дети изучают много слов и делают это на высокой скорости. Они также задают много вопросов. Они любят слушать музыку и рассказы и просить снова и снова читать одну и ту же историю. Иногда они так хорошо запоминают слова, что, повторяя их, они, кажется, читают. Они понимают больше вещей, чем могут выразить. Они могут присоединиться к двум словам, как к большему количеству молока. -Вы можете сказать, что это такое? Они знают, как выбрать объект из набора объектов.

Когда обращаться за помощью Не поймите, что говорит ребенок. Ребенок использует очень мало слов и никогда не присоединяется к двум словам. Если он скажет, например, собаку, вы можете сказать: «Да, крупная собака или маленькая собака». Процесс приобретения и развития языка всегда был предметом бесчисленных исследований, а не языка, который многие воспринимали как «окно человеческого знания». Многие считают это врожденной способностью. Однако теперь известно, что его развитие зависит от нейробиологических и социальных проблем, то есть от взаимодействия нейробиологических характеристик каждого ребенка и качества стимулов окружающей среды, в которые он вставлен.

В первом полугодии формируется очень важная способность ребенка — умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата его таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно: машина — «би-би», собачка — «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова «облегченные», сопровождая их словами, произнесенными правильно.

Это невероятная способность человека, без усилий и всего за 40 месяцев, перейти от простого крика к фразе «Мне так понравилось есть мороженое!», С грамматической и прагматичной изощренностью. Хотя быстро, это процесс с большой сложностью. Но в конце концов, что это за язык? Если мы думаем об этом, речь идет о большом разнообразии процессов.

Что делать для развития речи в раннем возрасте?

Как и в других областях, развитие языка является постепенным, а ритм не одинаковый у всех детей. Однако в этом процессе есть несколько этапов. Он использует язык, когда играет, часто делает монологи со своим языком и трудно понять. Понимает и отвечает на простые вопросы, делает запросы, и ваш словарь усиливается взрывоопасно. Хотя весь этот процесс приобретения и развития языка является естественным, мы можем и должны его стимулировать. Предоставляйте более богатые интерактивные впечатления. Вот несколько идей: Говорите и связывайте повседневные жесты: скажите имя того, что вокруг вас, что оно служит, и какая-то наблюдаемая характеристика; Опишите деятельность повседневной жизни, диверсифицируйте и адаптируйте лексика, чтение книг и рассказывание историй, поощрение игры и пения, переход в театр или кино, а затем обсуждение этой истории. Если вы идентифицируете ребенка, развитие языка которого не согласуется с вашим возрастом, вы должны рекомендовать оценку в логопедии.

  • Он начинает отличать знакомые лица от странных лиц.
  • Он реагирует эмоциональными тонами на голос матери и начинает фазу лепет.
  • Словесная артикуляция может быть не совсем корректной.
Джоана Фирмино, логопед, для детей до детей.

Период младенческих криков (0 мес. — 2-3 мес.).

Первый крик ребенка возникает как компонент стволово-подкорковые оборонительной реакции, обусловленной прекращением плацентарного кровообращения и охлаждением его тела во внешней атмосфере. Условия, необходимые для голосообразования, возникают в периоде новорожденности случайно, когда под влиянием резкого возбуждения симпатической нервной системы изменяются физические свойства мышц тела и возрастает объемная скорость вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Они способствуют наискорейшему устранению матерью дискомфортных состояний младенца.

Первые попытки связаться с младенцами со своими родителями происходят задолго до того, как маленькие говорят в устной форме. Они часто принимают форму криков, движений тела или выражений лица. Около 3 месяцев дети начинают производить звуки добровольно. Им нравится смотреть своим родителям в глаза, они заинтересованы в окружающей среде, и они реагируют на голос мамы и папы, поворачивая голову в их сторону или останавливаясь, чтобы плакать.

Около 6 месяцев младенцы начинают лепет: они, например, «дадада» и «мамама». Скоро они будут подражать звукам, а затем словам. Когда вы поговорите с ним, сделайте зрительный контакт и приблизитесь к нему, чтобы он мог видеть, как ваше лицо оживает, и ваши губы двигаются. Отвечайте с улыбкой и проявите энтузиазм к попыткам общения вашего ребенка, чтобы он или она научился ожидать от вас ответа и что он / общаться. Чем больше слов он услышит, тем больше он сможет понять, тогда скажите. Используйте правильный язык, когда разговариваете с ним. Четко сформулируйте слова, заострите тон своего голоса и преувеличивайте свои интонации. Исследования показывают, что мало кто любит слушать такой язык и помогает им учиться говорить. Ваш ребенок должен изучить настоящие слова.

  • Это поможет вам подключить разные движения к различным звукам.
  • Это общение между вами готовит почву для будущих разговоров.
  • Поговорите с ней во время повседневной деятельности.
Даже если от 6 месяцев до 1 года дети еще не говорят, они много общаются.

Крики каждого ребенка обладают индивидуальными чертами, которые настолько хорошо выражены, что по особенностям криков можно опознать индивида так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

Крики как целостная реакция выражают дискомфортные функциональные состояния, а каждый отдельный крик, сопряженный с одним дыхательным циклом, выражает относительную степень и фазу этого состояния. Таким образом, в звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности. Там, где оборонительная реакция неиболее или наимение интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), — в начале криков и на их спаде, — там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдаленно напоминает гласные звуки речи или журчание ручья.

Например, они улыбаются и смеются, когда они смотрят на нас, они протягивают руки, чтобы их поймать, и они показывают объект, чтобы попросить об этом или продемонстрировать их интерес. Примерно через 8 месяцев младенцы признают некоторые общие слова, даже если они не могут сказать их. Около 1 года дети начинают говорить слова, такие как «мама», «папа», «нет» или «молоко».

Используйте звуки, которые ребенок производит, чтобы сформировать слова, которые имеют смысл, например «мама» или «папа». Назовите объекты, которые привлекают его внимание, чтобы обогатить словарный запас, который он уже понимает. Также опишите свои действия или свои собственные, сказав, например: Мы едим! Когда ваш ребенок или вы делаете это действие. Произносите вслух несколько имен и первых имен, не находясь перед ним, и посмотрите, поворачивает ли он голову в вашем направлении к звуку своего имени. Часто звоните своему ребенку по его или ее имени. Когда вы указываете на что-то, ваш ребенок смотрит на ваш палец или идет пальцем, чтобы увидеть, что вы показываете? Если он начнет смотреть на то, что вы указываете на него, это означает, что он узнал, что ваш жест - это способ общения с ним. Часто показывайте объекты или людей, которые интересуют вашего ребенка.

  • При этом вы заставляете его понимать, что звуки образуют слова со значением.
  • Знает ли ваш ребенок его имя?
Помните, что все дети учатся владеть коммуникацией и языком в своем собственном темпе - некоторые из их способностей развиваются рано, а другие - позже.

Начиная с третьего месяца по характеру крика мать может определить состояние своего ребенка: мокрый, голодный, болит живот. Поэтому принято подразделять крики детей на три вида: крики «боли», крики «удовольствия» и крики «голода».

Понятно, что короткость голосовых связок младенца благоприятствует включению в вибрацию мыщечных стенок высокочастотных резонаторов. Другими словами, звуковые волны, образующиеся в речевом тракте, могут подвергаться не только положительной, но и отрицательной интерференции и, следовательно, мощность голоса может резко падать.

У вас создается впечатление, что ребенок опаздывает, чтобы говорить? Но знаете ли вы, что есть дети, которые говорят, и другие, кто записывает? В общем, большинство детей начнут делать предложения, которые состоят в основном из слова и глагола «Папа ушел», например.

Папы и мамы, поговорите с вашим ребенком снова и снова. Некоторые дети мало говорят, но все понимают. Для них язык начинается с длительного периода записи. Например, ребенок может иметь только несколько слов в своем словаре, но знает, как идти один на красный платок Папы на тумбочку Папы!

Период гуления (2-3 мес. — 5-6 мес.).

Наблюдения показали, что младенец уже первой недели жизни реагирует на речь человека, а с конца второй недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать. Замолкая, младенец внимательно следит за матерью и запечатлевает в памяти особенности ее эмоционально положительного поведения: неторопливые и плавные движения рук, головы и глаз, медленный темп и громкость ее речи. Подражая матери, он постепенно снижает ситуации такого же эмоционально положительного общения с нею интенсивность своих двигательных реакций и криков.

На втором месяце увеличивается время бодрствования ребенка, а это расширяет возможности воспитательного воздействия на него со стороны окружающих взрослых. Здесь задача состоит в том, чтобы уловить взгляд ребенка, задержать его на себе и при этом заиграть с ребенком, воздействуя одновременно на его зрение, слух. К 2,5 — 3 месяцам жизни коммуникативно и познавательно опосредованные комфортные состояния внутренней среды становятся потребностью ребенка, поэтому он снова и снова воспроизводит тот комплекс поведенческих реакций, который, как свидетельствует его опыт, стимулирует мать к эмоциональному общению с ним.

Гуление в отличие от криков можно характеризовал как «согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определенные с точки зрения их места образования». Согласно-подобные элементы обычно звучат мягко. Наблюдается обилие шумов типа аффрикат, бывают хрюкающие и всхрапывающие звуки, звуки, обусловленные дрожанием нёбной занавески. Язычных звуков практически нет. Губные звуки представлены только в губно-губном варианте: по большей части они носовые и часто смягчены. Освоение совокупности гласных звуков или вокализма обычно начинается с широкого гласного, затем узкий гласный начинает противополагаться широкому гласному, а спустя еще некоторое время возникает система из трех гласных, что и составляет вокалический минимум в живых языках мира: а, и, у. Имея в виду эти данные, следует думать, что раньше всего ребенком осваиваются национально-спецефические варианты эмоционально-выразительных а-тембров, потом и- и у-тембров, т. е. тех тембров, которые превалировали у него в разных типах криков.

На третьем месяце возникает новое явление — ребенок уже сам ищет взрослого взглядом для общения с ним. Ребенок останавливает на нем длительный, сосредоточенный взгляд и улыбается. В ответ на приветствие взрослого ребенок выражает большую радость — смеется, взвизгивает. Назвали такое выражение радости «комплексом оживления». Инициатива общения сейчас уже принадлежит ребенку. У младенца появляются первые короткие звуки: г…к…кхы. В период гуления здоровый ребенок произносит много звуков, например: а-а-а, а-гу, бу, бум, ма, ам, тль, пль, пф. При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает, и речь начинает развиваться позднее.

На четвертом месяце жизни ребенка самое значительное приобретение заключается в развитии общения между ним и взрослым посредством речевых звуков. Кроме того, в течение этого месяца наблюдаются некоторые сдвиги в развитии движений ребенка. Он начинает прислушиваться к голосу взрослого, искать его и, встретившись с ним взглядом, отвечать звуками, громким смехом.

На третьем месяце ребенок реагирует на «разговор» с ним взрослого смехом, некоторыми звуками голоса, движениями ручек и ножек. Но на четвертом месяце слуховое восприятие приобретает особое значение во взаимоотношениях ребенка со взрослым. Он перекликается со взрослым на расстоянии, когда слышит голос и одновременно видит взрослого.

Несколько увеличивается число звуков, которые произносит ребенок: гласные звуки «а», «э», «у», «и», согласный звук «р», а у некоторых детей появляются сложные комплексы звуков, вроде «агу», «тиль», «тилья» и т. п. Кроме этого, некоторые дети часто начинают пользоваться в общении высокими певучими звуками наподобие трели, которые они произносят с большим напряжением. Изменяется и характер всех звуков, произносимых детьми: вместо отрывистых сейчас преобладают протяжные, певучие звуки («а-а-а», «р-р-р»). Смена коротких звуков (гуканье) протяжными, певучими звуками (гуление) происходит одновременно с изменением движений ребенка. Это связано, по их мнению, с тем, что он приобретает способность к более длительному сокращению отдельных мускульных групп. Произнесение звуков, как и выполнение движений, осуществляется ребенком под контролем высших органов чувств: звуки произносятся под контролем слуха, а движения выполняются под контролем зрения.

Удалось установить факт подражания звукам у ребенка в очень раннем возрасте. Если, общаясь с ним, произносить звуки, которые умеет произносить и он сам, тем же тоном, в ответ могут последовать такие же звуки. Меняя звуки, например, «а-а-а», на «р-р-р», можно вызвать такие же изменения звуков у ребенка. Переход его от одних звуков к другим происходит после маленькой паузы. Ребенок произносит звуки, повторяя их многократно. Дети начинают произносить звуки и вне ситуации общения. Это подготовляется в течение долгого времени, в процессах общения ребенка со взрослым. Каждое общение со взрослым оставляет после себя след. Ребенок сохраняет некоторое время хорошее приподнятое настроение и продолжает гулить. Все это приводит к тому, что произнесение звуков становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Расцвет гуления падает на 4-6 месяцы жизни. Видимо, к этому времени ребенок полностью осваивает национальную специфику эмоционально-выразительного вокализма родной речи. Научаясь распознавать форматные области отдельных аллофонов гласных родного языка, ребенок переходит к дифференциации соответствующих двигательных, в данном случае артикуляторных, сноровок.

Для понимания дальнейшего развития коммуникативно-познавательных средств важно подчеркнуть, что в звуковых комплексах гуления обладают эмоциональными значениями лишь вокализованные участки. Связующие же их более или менее зашумленные участки эмоционально незначимы. При восприятии материнской речи ребенок точно так же принимает во внимание лишь ее вокализированные участки, а все то, что находится между ними, он игнорирует. Однако такое отношение к зашумленным участкам потока материнской речи постепенно изменяется. Период гуления завершается тем, что ребенок на грани первого полугодия начинает опознавать специфические гласные тембры из безударных слогов, в которых они слиты с шумовыми элементами слога. Переход к восприятию «трудных» зашумленных участков материнской речи связан с усилением коммуникативно-познавательной мотивации и, следовательно, активации соответствующих актов.

Отсюда можно заключить, что в периоде освоения эмоционально-выразительного вокализма возрастает коммуникативно-познавательная активность ребенка вообще. С точки зрения фонетики умение опознавать эмоциональные значения тембра зашумленных гласных означает, что ребенок перешел к бессознательному восприятию cегментов речи меняющейся звучности. Однако, воспринимая такие сегменты меняющейся звучности, ребенок подвергает эмоциональной интерпретации по-прежнему лишь их вокальные или гласные компоненты. Начиная непроизвольно различать, а потом и подражательно воспроизводить слитые с вокальными шумовые элементы материнской речи, ребенок нормирует их звучание в соответствии с закономерностями родной речи. Важнейшими в этом процессе нормирования оказываются И-образные тембровые переходы между шумовыми и вокальными элементами — основа будущих характернейших для русской речи мягких согласных. С этих-то переходных участков и начинается временное упорядочение шумовых частот в звуковых комплексах гуления.

Научиться говорить ребенок может только на основе деятельности. На четвертом месяце дети обычно начинают бормотать, а уже на шестом многие пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям.

Взрослым доставляет большое удовольствие слушать малыша, вести с ним короткие диалоги, побуждать его к бормотанию. Бормотание — важное упражнение для последующего говорения. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по-разному комбинируются друг с другом. Малыши с удовольствием повторяют такие звукосочетания как «ма», «ха» и др.

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

На пятом-шестом месяца, как движения, так и звуки выделились из общего состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как специальными средствами общения.

На этом этапе возникает еще одна особенность в общении ребенка со взрослым. Ребенок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и «выразить» ему свои желания. Своеобразие этого общения заключается в том, что ребенок произносит звуки, как только заметит взрослого издали. Эти звуки не только выражают его радость при виде взрослого — они адресованы ему, служат тому, чтобы заставить взрослого приблизиться. Звуки становятся для него инициативной формой общения со взрослым и средством выражения своих желаний.

В этот период большую роль в общении ребенка со взрослым начинает играть его память. Прошлый опыт помогает ребенку более четко дифференцировать настоящее. Он узнает своих и отличает их от чужих. Все это подготовляет ребенка к самому важному шагу — к общению со взрослым на основе понимания. В конце первого полугодия ребенок начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и обнаруживать их понимание. Когда взрослый протягивает ребенку руки, он, посмотрев на них, в ответ протягивает свои.

На данном возрастном этапе в развитии ребенка выделяется и еще одна важная линия: развитие подготовительных этапов активной речи. В 4 месяца малыш длительно гулит, к 5 месяцам у него появляется певучее гуление, с разной интонацией. Он гулит часто и подолгу: в ответ на эмоциональное общение с ним взрослого, во время спокойного бодрствования, при рассматривании игрушки. Если ребенок слышит голос взрослого или самого себя, продолжительность гуления удлиняется, и оно становится более разнообразным. Для развития гуления обязательным условием является хорошее самочувствие и положительное эмоциональное состояние ребенка.

К 5-6 месяцам малыш произносит согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л и др. Появляются первые слоги (сочетание гласного и согласного звука): па, ба, ма, т. е. лепет. Этому способствует развитие артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения, речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произносимые взрослым, слышит сам себя и начинает произносить звуки и слоги повторно.