Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду

Экологическое воспитание на уроках литературы.

из опыта работы учителя русского языка и литературы Агафоновой Светланы Адамовны

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»

Город Шемонаиха .

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский.

Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.

Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного и эстетического воспитания.

Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.

Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

Решая на уроке задачу воспитания бережного отношения к природе, нельзя забывать о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось необходимо:

*Постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию на предлагаемый художественный материал - это эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя или учеников, обращение к ним публицистически заострёнными вопросами.

Примером глубокого личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово, например, при знакомстве с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». «Если Земля-территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину - освобождают, территорию - захватывают. Хозяин-на земле, на территории - завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля-земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё что могли, а там хоть потоп?»

*Воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»:

Каким мы видим в произведении мир (природу, лес, землю, озеро…)

Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу и озеру, Что и благодаря чему мы увидели и услышали? (Например, при знакомстве с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»5 класс.)

Перескажите описание природы, сохраняя авторские эпитеты, сравнения.

Как меняется картина природы в течение дня?

Как рождается утро?

О чём свидетельствуют эти художественные картины?

Важны и задания, предлагающие передать своё восприятие природы (её звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль).

*Осознать влияние на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысление высказываний литературных героев, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»

Учащимся предлагается передать своё отношение к этому высказыванию, рассказать, испытывали ли они такие моменты, подумать, о чём это говорит.

*Так как художественное произведение - это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу произведения, на оценку её автором, на сопоставление позиций писателя в его отношении к природе со своим, читательским.

Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов:

Каким предстаёт перед вами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам?

О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения.

*Осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведёт к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа:

Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй.

Согласны ли вы с ним?

Любим ли мы свой край? В чём это проявляется?

Какие поэтические образы родной земли, родной природы наиболее близки вам и почему?

В последнее время экологическая тревога обретает особое общественное звучание в нашей литературе. Наше неравнодушие к этой проблеме поможет нам воспитать активных защитников природы.

Не оставляют равнодушными такие произведения, «Кладовая солнца» и «Всё в тающей дымке». «Здесь нужно всмотреться»- вот девиз совместной работы учителя и учащимися.

Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины?

Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете?

Назовите места в районе, городе, где вам нравиться бывать? Что вы знаете об этих местах? Какими бы вы красками изобразили вечернюю зарю или заходящее солнце?

Вся эта работа приводит к выводу: всмотреться в природу и увидеть в её не броскости, застенчивости «прелесть» - это значит приобрести такую зоркость души и сердца, которая потом позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, понять её смысл.

Подтверждением этого являются те сочинения, которые пишут наши ученики после знакомства с произведениями, которые уводят в мир родной природы. Эти сочинения - результат того огромного влияния, которое оказывают произведения на формирование лучших начал в человеке.

Ученик 6 класса Кирилл Р. пишет сочинение «На пасеке»

Труд-это жизнь.

Однажды летом к нам приехал мой дядя и пригласил меня на пасеку. Он пчеловод.

Мне очень понравилось на пасеке. Расположена она в лощине. Вокруг пасеки растёт множество деревьев, весело журчит ручей. В зелёной листве деревьев целый день раздаётся весёлое пение птиц, стрекотание сорок. Несколько дней я жил на пасеке и помогал дяде. Работа очень интересная, но сложная. Пчёлы заинтересовали меня своим трудолюбием. С самого восхода солнца до его заката кипит у них работа. Жизнь пчелы очень коротка: после десяти вылетов она погибает от непосильного труда.

Много интересного я узнал о жизни пчёл от дяди в это лето. Но и труд пчеловода похож на жизнь пчел. Он тоже встаёт с первыми лучами солнца и заканчивает работу поздно вечером.

Наблюдая за пчёлами, муравьями, птицами, взрослыми людьми, я пришёл к выводу, что труд - есть смысл всего на земле, труд-это жизнь.

Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Знакомясь с произведением, подчёркиваем особо мысль о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. В процессе работы класса над произведением стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.

Вот обращение к Антипычу с вопросом, где, правда. Но Антипыч отвечает:

Нет, пока жив я сказать не могу, вы сами ищите.

Ставятся проблемные вопросы:

В чём правда Антипыча? Почему каждый сам должен искать правду?

Эти вопросы-задания придают смысл всей работе над сказкой, определяет роль и назначение каждого факта и эпизода в произведении.

Ответ на первый вопрос пятиклассники находят в самом произведении: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Учитель поясняет ученикам эти слова и помогает ответить на последний вопрос: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе, к этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Очень важен такой вопрос: почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? Борьба чего против чего?

Ответ на него помогает ребятам противопоставить важнейшее качества, определяющие поступки людей: с одной стороны любовь к ним, с другой стороны - эгоизм.

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную тесную связь всего существующего на земле, необходим серьёзный разговор.

Могут ли сосны, ели, ветер уподобиться живым существам?

Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

Докажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу?

Оправдано ли название сказки «Кладовая солнца»?

На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?

Цель наша достигнута, если ребята понимают, что для мудрого человека, расчётливого хозяина, который берёт у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа-друг, союзник. Если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом себя.

Показывая взаимосвязь человека и природы мы «правду» человека раскрываем через природу.

Для чего открыта «Кладовая солнца»?

Выслушивая рассуждения учащихся, обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладом природы может тот, кто её знает и любит, кто по-настоящему умеет трудиться. В связи с этим мы говорим о Насте и Митраше.

Подчёркиваем трудолюбие детей, любовь ко всему живому, чуткое отношение к природе, близость к ней, их бескорыстие. Настя отдала больным детям собранную с большими опасностями и трудом, целебную ягоду, которая им с Митрашей тоже была нужна.

Размышляя с учащимися о названии сказки, говорим о роли солнца в жизни природы и человека, как неиссякаемого источника тепла под благотворным влиянием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками и светом.

Покажите, как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днём.

Учащиеся читают, как на чёрный большой пень, хранивший тепло солнца, «выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящерий» ,а «четыре бабочки-лимонницы,сложив крылышки,припали усиками» ,большие чёрные мухи прилетели ночевать».

В заключение читаем слова Пришвина о роли солнца в жизни природы:«…горячее солнце было матерью каждой травинки,каждого цветочка,каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло».

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

Обобщая наблюдения, отмечаем, что правда солнца-та же правда Антипыча. Суть её в то же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Антипыч дарит добро лесу, людям, Травке.

Овладеть правдой Антипыча-это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

В ходе совместной работы пятиклассники убедились, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению Пришвина, «охранять природу - значить охранять Родину».

Как при чтении произведений писателей-классиков, так и при чтении произведений современных писателей ведётся большой разговор о природе, о бережном отношении к ней, частице нашей жизни, решаются вечные проблемы-добра и зла.

Предлагаются для самостоятельного чтения произведения, которые заставят многое увидеть, понять в жизни природы, серьёзно задуматься о своём участии в её судьбе. Особый интерес подростки проявляют к произведениям, в которых появляется четвероногий друг человека - собака. Это и «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольского, «Царь-рыба» Астафьева, «Потомок Джима» Абрамова, рассказы Бианки и другие.

В старших классах были прочитаны учащимися самостоятельно и проведены уроки, посвящённые произведениям в основе которых лежит тема защиты окружающей среды (это Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Айтматов «Белый пароход», «Плаха» и другие). После обсуждения прочитанного писали сочинение. Например, было предложено сочинение - миниатюра «Человек и природа» Вот одно из них.

«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем иная, чем та, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе, ничто кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Безумный двадцать первый век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.

Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. те, кто постоянно связан с природой, люди, которые наблюдают и изучают, - учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, а в последнее время и космонавты обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, задумались и забеспокоились люди на земле.

О природе писали и пишут многие художники слова. В детстве мы читали Аксакова, Бианки, Паустовского и многих других писателей, отражающих в своих произведениях природу, её растительный и животный мир.

О взаимоотношениях между человеком и природой с душевной болью пишут Б. Васильев, В.Распутин Ч.Айтматов.Им удаётся глубже раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее чем прежде относиться к ней, ведь мы сами - тоже её частица, несмотря на то, что отгородились от неё каменными стенами городов. И если природе будет плохо, непременно плохо будет и нам».

Вся наша сегодняшняя боль за нашу землю, за уничтожение травы, животного мира звучит в этих произведениях и раздаётся призыв опомниться, сохранить нашу планету Земля, оставить её для потомков.

Тема войны и экологии звучит и не перестаёт звучать в нашей литературе, пока она будет существовать. Поэтому не случайно, что именно такие произведения с интересом читаются юным поколением, вызывая столько раздумий, формируя лучшее, человеческое.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л.С.Лихачев.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Мы с вами живем в небольшом и очень красивом городе, в городе Шумерля. Послушайте стихотворение Михаила Колчина «Гимн Шумерле», о нашем любимом городе:

Люблю тебя, мой край присурский,

Мой город скромный и родной.

Чуваш, мордвин, татарин, русский

Живут семьёй здесь одной.

Черемухи цвет белоснежный

С весенней трелью соловья.

Полна, полна любовью нежной

Душа моя и песнь моя.

А как хорош ты теплым летом,

Когда «идет зеленый шум»,

И полнюсь я добром и светом,

И радостно от светлых дум.

Ты хорошеешь год от года,

И так мне мил твой новый лик,

А в твердой поступи народа

Пусть будет каждый шаг велик!

В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо учитывать следующие документы:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы»;

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;

Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;

Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

Национальная доктрина образования в РФ.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Патриотизм - это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Воспитание патриотических чувств - сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

4. Работа с социумом.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

Методическое сопровождение.

1. Создание предметно - развивающей среды патриотической направленности:

В холле оборудовали стенды: «Моя страна», «Моя Республика», «Мой город»;

В группах: педагоги подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;

Изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;

Подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не должны забывать о происходящих событиях. Олимпиада войдет в историю- дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику. Проведение мероприятий способствует

Работа с кадрами.

Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

В содержание ее входят следующие направления работы:

Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию;

Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике

Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Задача педагога:

Отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

Отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

Огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

Привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

Показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:

1.Во время проведения образовательной деятельности.

В детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

Героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

Создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др.

Старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

Приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия),

При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.

Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей. Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить костюмы, папа привез пиломатериал, а все вместе папы сделали горку, машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей - стараются беречь то, что сделано близкими людьми.

Связь воспитателя со специалистами:

Логопед - разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;

Музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

Инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны.

В понедельник - обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.

В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель - воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:

«Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).

Цель этих форм работы - создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

2. Во время проведения праздников:

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

народные и фольклорные праздники - Масленица, День Земли;

государственно-гражданские праздники - День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики,

международные праздники - День матери, Международный женский день, День защиты детей;

православные праздники - Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники - дни рождения, выпуск в школу, праздники, капустники

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, а также мордовской избы, улицы, своих прогулочных веранд, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, различных городских конкурсах: конкурс чтецов «Алая гвоздика», «День космонавтики», «Пасхальный звон», к 25-летию вывода войск из Афганистана», «Дорожный калейдоскоп» и др.

Духовно-нравственное воспитание.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами - это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Ни один православный праздник у нас не проходит без приглашения духовенства, рассказывающие детям о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков коллектив в Д/С устраивает встречи с пожилыми людьми.

«День пожилого человека», «Как молоды мы были».

2) Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло в этом плане, детский сад находится в центре города.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, вывода войск из Афганистана с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню, на аллею славы, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.

Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. . Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны;

После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о происходящих событиях. Олимпиада Сочи -2014 войдет в историю- дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику. Проведение мероприятий способствует

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Дополнительное образование - кружковая работа.

«Юный друг кадета».

В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желании сохранять и приумножать богатство нашей Родины.

«Мокшаночка».

Региональный компонент.

Включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, творческую. Мордовский край представлен моделью «Мордовской избы», предметами быта, одежды. Это печь, сундуки, посуда.

Дети знакомятся с играми, традициями, костюмами народов, живущих в нашем крае.

Разучивают песни, игры.

Работа с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель - вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту.

Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».

Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья - ячейка общества.

Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д.

В детском саду применяется метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя мама самая лучшая».

Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд «Ёлочка желаний», где дети каждый на своем новогоднем шарике поделился своей мечтой.

А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности в конкурсе талантов.

Работа с социумом

Осуществляется тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования из Дворца детского творчества (выставки работы наших детей, участие в конкурсах);

СШ № 6 (с кадетским классом, начальными классами, ЮИДавцами), которые частые гости в нашем Д\С;

Школа искусств

ГИБД, воинская часть, МВД позволяет обеспечить планомерную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых этих профессий

Статистикой

Музей

Детская библиотека

Домом культуры

Духовенством

Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.

О любви к Родине русский писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Многие писатели согласны с ним, потому что природа - это и есть частичка Родины, без любви к ней невозможно полюбить Отчизну, то место, где ты родился и вырос, свой город, страну.

В тексте К.Г. Паустовского, известного русского писателя, классика отечественной литературы, поднимается проблема взаимосвязи любви к природе и любви к Родине.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает о художнике Берге, который усмехался над словом «Родина» и не понимал его значения. Автор отмечал, что его друзья с тяжёлым укором говорили ему: «Эх, Берг, сухарная душа!» К.Г. Паустовский повествует о том, что Берг не любил природу и не понимал всей её красоты, поэтому ему и не удавались пейзажи. Автор уверен, что если Берг не испытывает чувство любви к природе, то он и не может любить Родину.

К.Г. Паустовский описывает изменения, происшедшие с Бергом, после того как он посетил художника Ярцева и прожил вместе с ним около месяца в лесах. Автор отмечает, что Берг начал любоваться природой, «с любопытством рассматривал цветы и травы» и даже нарисовал свой первый пейзаж. К.Г. Паустовский рассказывает о том, что после этой поездки у Берга появилось, «ясное и радостное чувство Родины», он стал связан со своей страной всем сердцем. Автор указывает на то, что любовь к Отчизне сделала его жизнь более теплой, светлой, прекрасной.

Позиция автора такова: он уверен, что без любви к природе невозможно полюбить Родину. Природа и Родина - это два взаимосвязанных понятия, одно без другого не может существовать.

Я согласна с мнением К.Г. Паустовского. Важно, чтобы каждый человек любил Родину, потому что любовь к природе делает жизнь человека более красочной, интересной и любовь к Родине тоже улучшает жизнь, делает её более прекрасной, лёгкой и весёлой. Для того чтобы человек мог насладиться жизнью, ему необходимо ценить, понимать и любить два тесно связанных понятия: «природа» и «Родина», а иначе жизнь станет сухой, неинтересной и бесцельной. Докажу эту мысль, обратившись к роману русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В этом произведении рассказывается о нигилисте Базарове, который отрицал природу, он не понимал и не ценил ее, также он относился и к Родине, стране и к месту, где он родился и вырос. Лишь только перед смертью он понял, что природа вечна, ее нельзя победить, он понял, что люди умирают, а она остается, такая величественная, великолепная и непобедимая. Базаров понял, что природу нельзя не любить, ей надо наслаждаться и восхищаться, также как и Родиной.

Еще одним примером является пьеса А.Н. Островского «Гроза». В ней рассказывается о мещанине Кулигине, который очень любил природу, он любил любоваться ей, пел про неё песни. Кулигин так же, как и природу, любил Родину. Он постоянно придумывал всякие изобретения, для того, чтобы людям в родных краях жилось легче и лучше, но, к сожалению, эти идеи не воплощались в реальность. Кулигин воспевал природу, а значит, и Родину, любимые земли, где он родился и прожил всю жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если человек полюбит природу, то он обязательно полюбит и Родину, потому что это два тесно связанных между собой понятия.

Тамара Корольченко
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края

Любовь к Родине - это одно из проявлений патриотизма. Это сложное чувство слагается из эмоционально - положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желание трудиться в природе , преобразуя и охраняя ее. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы , человек вспоминает их с теплотой и любовью , с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края ?

В этом - выражении глубокой любви ко всему , что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам , знание того, чем знаменит родной край , к природе родного края взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотических чувств.

Первые представления о родной стране , которые ребенок получает в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности , того края , где он живет. Любой край неповторим .

В любом месте своя особенная, неповторимая природа . Везде есть «особенные» , дорогие его жителям тропинки, «особенные» деревья. В нашем Богородском, на мой взгляд, это липы, старые и огромные, которые остались еще в деревне, красавицы – рябины вдоль дороги, и, конечно же, ели у памятника погибшим воинам, пруд у церкви.

В. А. Сухомлинский писал : «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерний зари и облаком, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом; но это облагораживание требует больших воспитательских усилий…»

Каждый объект природы , яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе , передавать его в рассказах, рисунках.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

Общение с природой , познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу родного края , тем больше начинаем любить его. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края . Река, лес постепенно оживают для него. Игры в лесу, на лугу, на берегу реки или озера, сбор грибов, ягод, наблюдения за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. От первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации-у него появляются любимые тропинки в лесу, деревья, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными , остающимися в памяти на всю жизнь. Всю жизнь человек хранит эти воспоминания. Из пристального внимания к природе , из привязанности к месту детских игр, возникает и развивается любовь к своему родному краю , к родной природе , к Родине , воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной . Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Любовь к природе определяется бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о растениях и животных. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное,первый с ней, бегущие ручейки. Его вопросы-первые ростки радостного чувства познания природы , интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. С детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны, эпизодичны. Постепенно границы наблюдений расширяются : участок детского сада, знакомая улица, речка, поле. Воспитатель не только сообщает детям первые знания о природе , но и дает пример оценок наблюдаемых явлений : «Это луг, смотрите какой он красивый, сколько здесь разных цветов растет : и голубей желтых,и белых…»

Однако воспитанником младшего возраста уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе : растения необходимо поливать, нельзя без нужды рвать цветы, листья,

Старших дошкольников знакомить с природой родного края можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед, во время наблюдений. Однако этого не достаточно : детям нужен минимум элементарных экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически правильно : не шуметь в лесу, не включать громко музыку, не разжигать огонь близко к деревьям, не рвать охапками цветы, не обижать насекомых и птиц.

Большую помощь в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья . В воскресный день родители с детьми ездят в лес, на водоем, можно попросить их собрать природный материал , определить лекарственные растения, сфотографировать что-то необычное. А затем эти фотографии, поделки поместить на выставках. Что и в нашем детском саду это практикуется очень часто.

Передать свое отношение к природе ребенок может через пейзажную лирику Пушкина, Есенина, Некрасова, через составление рассказов из личного опыта, в рисунках, поделках.

Завершающим этапом работы по ознакомлению детей с природой родного края и воспитанию любви к родине являются праздники и вечера досуга «Времена года» , «Люблю березку русскую» , «Родная природа » и др.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края . Родной край-это часть нашей родины .

Каждому человеку необходимо знать родную природу .

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Актуальность: Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования.

Выступление на МО в МБДОУ д/с № 42 26.11.2015 г. Тема МО: «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания посредством любви к.

Формирование познавательной активности путем ознакомления с природой родного края Чувство любви к Родине, родному краю – одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле, если отдаляется.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края»

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Целевая группа: - дети среднего дошкольного возраста, родители Масштаб проекта: - 3 месяца (февраль – апрель) Цель проекта: Формировать.

ПРОГУЛКИ В СЕНТЯБРЕ Прогулка 1 Цели: расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между.

Бигеева О. А. МАДОУ № 52, г. Армавир Воспитание любви к Родине через природу родного края. «Любовь к родной стране начинается с любви к.

Занятие по формированию ценностного отношения к природе родного края посредством знакомства со сказкой Василия Белова Цель: Формирование ценностного отношения к природе родного края посредством ознакомления с произведениями вологодских авторов. Задачи: 1.

Библиотека изображений:

Введение. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.

Слайд 4 из презентации . Размер архива с презентацией 6347 КБ.

Литература 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Диккенс «Рождественская песнь в прозе»» - Выжимать соки. Восприятие Рождества героями. Жанровые особенности святочных рассказов. Звенья одной цепи. Как герои говорят о Рождестве. Рождество Христово. Чарльз Диккенс. Знакомство с особенностями жанра. Безнадежный грешник. Портрет Эбенезера Скруджа. Словарная работа. Греховодник. Словарь русского языка. Значения слов. Творческая работа. Рождественская песнь в прозе. Святочные рассказы. Цепь, которую таскаешь сам.

«Портретный очерк» - Ярмарка. Герой. Микротема. Представление о жанре. Борис Михайлович Кустодиев. Значимый факт. Автор. Упражнение. Композиция очерка. Портрет Федора Ивановича Шаляпина. Тип речи. Творческая работа. Уголки русской провинции. Задача очерка. Приёмы сжатия текста. Содержание текста. Сущность. Мой Серёжа. Знакомство с фрагментом. Познакомить учащихся с особенностями портретного очерка. Составные части. Документальный очерк.

«Стихотворение Лермонтова «Парус»» - Море волнует человека. Черкес. Задания к тексту. Детство Лермонтова. Слово. Автопортрет. Необычный порядок слов. Поэт. Пушкин. Михаил Юрьевич Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Вид Тифлиса. Парус.

«Сказка Андерсена «Снежная королева»» - Старушка. Озвучьте рисунок. Обобщающий урок по сказке Г. – Х. Андерсена «Снежная королева». Угадай героя по описанию. Разбойница. Старая разбойница. Ученики тролля. Герда. Авторы сказок. В мире много сказок. Объясните пословицы. Чары Снежной королевы. Маленькая разбойница. Кому из героев принадлежат эти вещи. Рассказ Ворона о принцессе. Тролль. Номер главы. Кай и Герда. Шуба и шапка. Снежная королева.

«Поэт Тютчев» - Зима. Весна. Фёдор Иванович Тютчев. Ветры тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Гражданская лирика Тютчева. Детство. Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года. Подготовила: Субботина Мария, 6а класс. Неохотно и несмело Солнце всходит на поля. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.

«Природа в русской литературе» - Природа – частица огромного мироздания. Образ природы в творчестве А. Пушкина. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране. Образ природы в творчестве А.Фета. Осень. Красота родного края. Образ природы в творчестве М.Пришвина. Образ природы в творчестве Ф. Тютчева. Образ природы в творчестве С. Есенина. Выразительные средства языка в изображении природы. Мир природы в русской литературе.