Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие навыков  /  Познавательно исследовательская деятельность во 2 младшей. Открытое занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды

Познавательно исследовательская деятельность во 2 младшей. Открытое занятие познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды

Дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.

Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:
— формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения;
— обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями;
— способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.

Примерное тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми младшей группы

Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.

1. Наш сквер.
Задачи и содержание: Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые.
2. Подарки осени.
Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле.
3. Погуляем по ковру из листьев.
Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками.
4. Украсим песочницу осенними листочками.
Задачи и содержание: Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев.
5. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет».
Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь.
6. Подарки осени.
Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу.
7. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?»
Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги?
8. Путешествие капельки.
Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие.
9. Построим горку из сыпучего песка.
Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз.
10. Песок умеет бегать.
Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз.
11. Следы на песке.
Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек.
12. Увидим песчинки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине.
13. Лепим из мокрого песка.
Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков.
14. Подарки нашего леса.
Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений.
15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький?
16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки.
Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки?
17. Цветные капельки.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета.
18. Такая разная посуда.
Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться.
19. Секреты разных колечек.
Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином.
20. Такие разные узоры.
Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу.
21. Подарки зимы. Следы на снегу.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек).
22. Такие разные колобки.
Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок?
23. Подарки зимы. Волшебные льдинки.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок.
24. Подарки весны. Смешные сосульки.
Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает.
25. Подарки весны. Весёлые ручейки.
Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку.
26. Большая стирка.
Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат.
27. Игры с мыльной пеной.
Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее.
28. Гости нашего двора.
Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком.
29. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок?
Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев.
30. Гости нашего двора. Наша кошка.
Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест?
31. Подарки весны. Солнечные зайчики.
Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции.
32. Наш аквариум.
Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками.
33. Наш огород.
Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Конспект познавательно - исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через знакомство со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие важности воды в жизни людей, животных, растений;

Формировать умение устанавливать простейшие связи между объектами и явлениями природы;

Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Развивающие:

Развивать любознательность внимательность логическое мышление, делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Воспитательные:

Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать бережное отношение к воде;

Формировать привычку бережно и разумно использовать воду;

Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: бесцветная, прозрачная, жидкая, безвкусная, цветная, светлая.

Оборудование для воспитателя / детей: вода в стаканчиках, пустые стаканчики, камешки, сахар, краски, кисточка.

Предварительная работа: чтение потешек, стихотворений, чтение стихотворения К.И.Чуковского« Мойдодыр», «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о воде, совместная работа в уголке природы.

Ход НОД.

Дети становятсяв круг, вместе с воспитателем проговаривают:

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Чтобы узнать много нового. Нужно быть внимательными, не шуметь, слушать друг друга.

Посмотрите. Сегодня к нам пришла гостья. Как вы думаете, кто это? Это капелька. Она принесла для вас загадки. Хотите их послушать?

«Она и в озере, она и в лужице.

Она и в чайнике у нас кипит.

Она и в реченьке бежит, журчит. Что это?»

«Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без (воды).

О чем эти загадки? Вот и говорить мы сегодня будем о воде.

Так что же такое вода? Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь, вылить, перелить. Вот у вас на столах есть стаканчики с водой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно, она льется. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течет не прерываясь. Значит вода какая? Правильно, она жидкая. (Закрепляет с детьми).

Посмотрите на стаканчики с водой. Какого цвета вода? Правильно, вода не имеет цвета. Она бесцветная. А теперь положите в стаканчик камешки. Что произошло? Вам видны камешки? Если мы хорошо их видим, значит вода прозрачная. (Закрепляет с детьми).

Ребята подойдите к столу сюда. Вот у меня в стаканчике вода, а что это? (Краски). Как вы думаете, что произойдет с водой, если я в неё добавлю краску? Посмотрим. (Воспитатель набирает на кисточку краску и опускает в стаканчик с водой, хорошо перемешивает). Что произошло с водой? Правильно, она поменяла цвет. Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того. Что в неё добавлено.

Как вы думаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? Вода безвкусная. А можем ли мы изменить вкус воды? Давайте добавим в воду сахар, хорошо перемешаем. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (Сладкий). А теперь я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока. Попробуйте теперь какой вкус у воды? (Кислая). Значит, по желанию мы можем изменять вкус воды.

А теперь понюхайте воду. Что вы можете сказать о запахе воды? Правильно, вода не имеет запаха.

Физминутка.

«Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (показывается раскрывание кисте рук, как бутона)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется, ой-ёй-ёй (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте).

Итак, мы с вами узнали, что вода - это жидкость. Она текучая. Её можно наливать, переливать в разные емкости.

Вода - бесцветная. Не имеет цвета, но ее можно легко окрасить в любой цвет. Ещё вода прозрачная.

Вода не имеет запаха.

Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете. Почему? Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду. Поливать растения, стирать белье, мыть посуду, овощи, фрукты, умываться, мыться и мыть руки и т.д.).

А кто еще нуждается в воде? (Животные, рыбы, растения, птицы и т.д.).

Д/И «Кому нужна вода?»

Посмотрите, это обруч, а на ковре разложены картинки. Вам нужно выбрать и положить в обруч те картинки, которым нужна вода. (Дети выбирают и раскладывают картинки).

Ребята, так кому нужна вода? Правильно, всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Ответы детей).

Совершенно верно, вода нужна всему живому на Земле. Без воды все живое погибнет. Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Не засорять водоемы, закрывать кран с водой и т.д.).

Вот сколько интересного мы узнали о воде.

«Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром из чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем…,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без воды нам не умыться.

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

И в сыром лесном болоте,

Нам сопутствует всегда

Наша спутница - вода!»

Ну вот, нашей капельке пора в путь. А на память она нам оставила маленькие капельки. Капелька надеется, что вы будете всегда беречь воду.

Воспитатель второй младшей группы Тохтарова Э.И.

Экспериментальная деятельность в ДОУ

Актуальность

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование – ведущий метод, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря.
  • Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

1.Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

2.Наблюдения за объектом

3.Просмотр иллюстраций

4.Беседа с элементами дискуссии

5.Познавательный рассказ воспитателя

6.Чтение художественной литературы.

7.Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

1.Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки

3.Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.

4.Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.

5.Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  • О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д.
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д.

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

вторая младшая группа

Сентябрь

Тема: «Свойства песка»
Задачи: Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Октябрь

Тема: «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение воздуха - это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Ноябрь

Тема: «Звуки»

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка ит.д.

Декабрь

Тема: «Ткань»

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость. Свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.

Январь

Тема: «Древесина»

Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Февраль

Тема: «Бумага»

Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март

Тема: «Посадка лука»

Задачи: Формировать представления детей о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Апрель

Тема: «Веточка»

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы - поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Май

Тема: «Из чего сделаны предметы»

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Июнь

Тема: «Солнечный зайчик»

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Июль

Тема: «Узнай по вкусу»

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит.д.

Август

Тема: «Запахи»

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай, табак.

Литература

1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохоровой


Вторая младшая группа

Опыты по теме «Воздух»

  1. «Пускание мыльных пузырей»

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материал: баночка с мыльным раствором, соломинка.

Опыт. Внести мыльный раствор, набрать его воронкой и выдуть. При этом образуется мыльный пузырь.

Вывод: мыльный пузырь образуется от попадания в мыльный раствор воздуха (мы выдохнули его из себя); пузыри маленькие, если мы выдохнул! мало воздуха, и большие - если выдохнули много.

  1. «Пускание кораблика в тазике с водой»

Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.

Материал: таз с водой, бумажный кораблик.

Опыт. В таз с водой опустить кораблик. Он стоит на месте. Предложить детям подуть на него с одной стороны - он поплыл. Уточнить, почему он плавает. Откуда взялся ветерок? (Мы дули на кораблик.) Почему не получились пузырьки на кораблике? (Потому что мы дули не на кораблик, а на воду.)

Вывод: если сильно дуть, получается ветерок, он может толкать кораблик по воде.

  1. «Игры с воздушными шарами и мячами»

Цель: показать детям, что воздух можно надувать в разные предметы (шары, мешочки); он, заполняя форму, делает предметы упругими (например, бесформенные пакеты приобретают форму).

Материал: бумажный и целлофановый мешочки, шарик, резиновые мячи.

Опыт. Надуть бесформенный бумажный пакет, показать форму, предложить потрогать, почувствовать его упругость. Предупредить, что, если по нему хлопнуть, он порвется. Таким же образом надуть целлофановый пакет, шар. Рассмотреть мяч. Почему он такой прыгучий? Что у него внутри?

Вывод: мяч и шарик наполнены воздухом, поэтому они упругие; чем плотнее надут мяч, тем он более прыгучий.

4. «Воздух нужен для жизни»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; без воздуха ничто живое не может жить, все погибнет; для жизни нужен чистый воздух, в нем приятно находиться.

Опыт. Уточнить, зачем проветривается спальня, группа, для чего дети ходят на прогулку. Предложить положить ладонь на грудь и послушать, как она опускается и поднимается, закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Было ли приятно? Что почувствовали?

Вывод: для жизни человеку нужен воздух, в помещении он теплый.

Опыты по теме «Вода»

  1. «Превращение льда в воду»

Цель: показать, что в тепле лед тает и вновь превращается в воду, цветной лед становится цветной водой.

Материал: цветные льдинки, сосульки.

Опыт. С улицы внести цветные льдинки, сосульки, предложить показать их куклам, разложить на тарелочки. Вечером посмотреть на воду в тарелочках: она прозрачная и цветная. Откуда она взялась?

Вывод: лед в тепле превращается в воду.

  1. «Превращение снега в воду»

Цель: дать представление о том, что снег в тепле тает, становится водой; снег белый, но в нем есть грязь - она хорошо видна в талой воде.

Материал: тарелка со снегом.

Опыт. Набрать снег в тарелку, рассмотреть его. Какой он? Предложить высказать свое мнение о том, что произойдет со снегом в помещении. Вечером с детьми рассмотреть тарелку с талой водой, обсудить, что и почему произошло. Откуда взялась в талой воде грязь?

Вывод: снег тает в тепле, превращаясь в воду; в снеге присутствует грязь.

  1. «Свойства воды»

Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас - грязная и употребляется только после очистки).

Материал: колба с водой, розетка с песком, вата, стакан, сито, чайник с питьевой водой, гуашевые краски, соль, сахар, микроскоп.

Опыты.

1. Фильтрация воды через песок и вату. На первый взгляд чистая вода на ватке оставила много мусора, грязи.

2. Закрашивание воды красками.

3. Насыщение воды солью, сахаром.

4. Рассматривание капли воды под микроскопом.

Вывод: вода грязная, в ней присутствует мелкий мусор, поэтому ее нужно обязательно очищать.

Опыты по теме «Песок»

  1. «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Опыт. Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

  1. «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Опыт. Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?

Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.

  1. «Домики для птичек»

Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются.

Материал: песочница, сухой и сырой песок, палочки.

Опыт. Одну часть песочницы полить водой, другую - оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет.

Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки - окошечки - пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно.

Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются.

Опыты по теме «Человек»

  1. «Движение»

Цель: расширять представление о том, что под гору подниматься тяжелее, чем спускаться с горы; через ручей по узкой дощечке лучше проходить по одному, чем вдвоем.

Материал: горка, «ручеек».

Опыты.

1. Бег под гору по одному и вдвоем, взявшись за руки.

2. Бег с горы вдвоем и по одному.

3. Ходьба через «ручей» по одному и вдвоем.

  1. Ходьба по глубокому снегу

Цель: показать, что по снегу легче идти друг за другом.

Материал: заснеженная площадка.

Опыт. Ходьба по глубокому снегу, взявшись за руки. Ходьба по глубокому снегу друг за другом. Когда было легче идти?

Вывод: по глубокому снегу легче идти след в след, друг за другом.

  1. «Переберись на другой берег ручейка»

Цель: учить самостоятельно выбирать способ передвижения.

Материал: ручеек или сконструированная модель ручейка.

Опыт. Предложить детям перебраться на другой берег ручейка. Как это можно сделать? Выслушать предположения детей: можно перешагнуть, перепрыгнуть, обойти. Выбрать для себя любой вариант и перебраться на другую сторону.

Вывод: дети выбирают для себя тот вариант, в результативности которого наиболее уверены.

  1. «С горки шагом или под горку бегом»

Цель: учить детей сравнивать силу, затраченную на то или иное движение.

Материал: горка.

Опыт. Предложить детям спуститься с невысокой горки шагом. Тем же детям предложить взбежать на горку бегом. Когда было легче?

Вывод: взбежать на горку было легче.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Рыбки живые и игрушечные»

Программное содержание: формировать у детей начальные представления о различии живых и неживых существ, о разных условиях существования и способах взаимодействия с ними; воспитывать любознательность.

Материал: аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, таз с водой, корм для рыб.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за рыбками в аквариуме, уточняет, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в группе есть и другие рыбки, предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где они живут. (Игрушечные, живут на полке в шкафу в игровом уголке.)

Воспитатель обращает внимание на рыбок в аквариуме, просит рассказать, что они делают. Подчеркивает, что рыбы плавают самостоятельно, без чьей-либо помощи. Так умеют плавать только живые рыбки. Обращает внимание на тазик с водой и просит посмотреть, как плавают игрушечные рыбки. Пускает в таз игрушечных рыбок, вместе наблюдают. Затем воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде, они не могут плавать самостоятельно, потому что не живые, а игрушечные.

Воспитатель. Ребята, давайте покормим рыбок в аквариуме. Как они едят? (Подплывают к корму, открывают ротики и хватают корм.)

А теперь давайте покормим рыбок в тазике. (Все вместе сыплют корм в таз и наблюдают за рыбками. Воспитатель уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они не живые; но с ними можно поиграть, покормить их понарошку.)

Давайте сварим рыбкам кашу. (Дети в уголке готовят кашу, воспитатель предлагает подержать рыбок в руках, уложить их спать.) Так играть с ними можно потому, что это игрушки. А с рыбками из аквариума так можно играть? Их можно брать в руки? (На рыбок в аквариуме можно смотреть, им нужно сыпать корм, но не вынимать из воды, без воды они могут умереть.)


Развитие ребенка всегда находится на самом первом месте для любящего и заботливого родителя. А когда ребенку всего 3-4 года, то родители всегда стараются использовать всевозможные развивающие игры для детей 4 лет. Ребенок в этом возрасте уже посещает детский сад. Поэтому развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников обеспечивает преемственность целей семьи и детского сада.

Значение развивающей деятельности

Любая деятельность ребенка чему-то учит или закрепляет имеющиеся навыки. Это же касается и познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе. В процессе ее осуществления ребенок удовлетворяет свое естественное любопытство и заинтересованность экспериментами с предметами окружающего мира и познанием их свойств.

Целью познавательно-исследовательской деятельности является формирование начальных представлений о материалах, которые могут использоваться для изготовления предметов. Дети узнают назначение предметов и учатся использовать их правильно.

Задачи данной деятельности малышей в возрасте 3-4 лет заключаются в следующем:

  • создать для ребенка проблемную игровую ситуацию, повлиять на его вхождение в нее (главная роль остается педагогу);
  • активизировать желание детей решать сложившуюся проблемную ситуацию и искать из нее новые выходы (педагог принимает в этом активное участие);
  • способствовать развитию более тщательного исследования предметов и объектов окружающего мира.

Наибольшее внимание привлекают свойства природных объектов, которые дети в процессе проведения опытов в познавательно-исследовательской деятельности «открывают» для себя самостоятельно. Дети в основном изучают свойства воды, песка, глины, бумаги, камней, растений и прочее.

Средства познания окружающего мира

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста основана на наблюдении. Ребенок с удовольствием наблюдает за опытами воспитателя в детском саду или родителей в домашних условиях. Они также могут быть заинтересованы в наблюдении за природой и ее явлениями, например, рост деревьев и кустарников, изучение листьев и плодов.

Также познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе связана с действиями и предметами. Для того чтобы изучить предмет, его назначение и свойства, ребенок выполняет с ним различные манипуляции.

Задействуя первостепенные средства познания окружающего мира, у ребенка развиваются все стороны личности, возникает интерес и желание узнавать окружающий мир. Ребенок начинает осознавать уникальность жизни даже в самых чудных ее проявлениях. Во время выполнения познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста воспитывается необходимость сохранять, уважать и оберегать природу.

Виды деятельности детей младшего возраста

Развивающие игры для детей 4 лет должны быть основаны на тех видах деятельности детей, с помощью которых они изучают и познают этот мир. Как известно, у детей в этом возрасте основным является наглядно-образное мышление. Поэтому принцип наглядности в данном случае просто необходим для обучения детей раннего возраста.

В процессе обучения целесообразно использовать тематические беседы с привлечением картинок, иллюстраций, вырезок, шаблонов. Это помогает формированию более полных образов в памяти ребенка.

Опыты также пользуются популярностью в обучении. Этот вид деятельности сочетает в себе и наглядность, и словесность, и практичность. Дети своими руками могут изучить свойства и признаки предметов. Во время осуществления опыта у ребенка происходит развитие всех психических процессов, в частности, мышления. Самые необходимые операции - анализ, синтез и сравнение - развиваются в таких условиях наилучшим образом.

Еще один вид деятельности детей, помогающий в освоении окружающего пространства - игра. Это самая простая и понятная ребенку форма получения знаний. В игре ненавязчивым образом малыш проигрывает ситуации, способствующие выяснению свойств и назначений предметов.

Все перечисленные виды деятельности помогают понять ребенку этот сложный мир.

Формы осуществления исследовательской деятельности

Осуществление познавательно-исследовательской деятельности происходит путем нескольких форм:

  • экспериментирование;
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

В первые три года экспериментальное изучение мира является основным для малышей. Именно поэтому детям так нравится все испытывать и часто использовать не по назначению, чтобы узнать его возможности. Экспериментирование как метод отвечает всем необходимым требованиям и удовлетворяет ведущие формы мышления дошкольника.

Поэтапность детского эксперимента

  1. Постановка задачи и цели исследования в виде проблемной ситуации.
  2. Составление прогноза и возможного результата.
  3. Проведение инструктажа по технике безопасности и уточнение правил безопасного проведения эксперимента.
  4. Организационные моменты (разделение детей на подгруппы, выбор ответственного и исполняющего).
  5. Проведение эксперимента (совместно с педагогом).
  6. Оценка результатов исследования.
  7. Фиксирование их в протоколе.
  8. Написание выводов.

Организация исследовательской среды в группе

Некоторые опыты проводят на улице и для их проведения не нужно дополнительных атрибутов. Например, для наблюдения за перелетными птицами или набуханием почек весной. Но есть и такие опыты, которые требуют дополнительных материалов для их осуществления. Именно для постоянного доступа и возможности проведения опыта при первой же необходимости в групповых комнатах создают мини-лаборатории, где хранятся необходимые атрибуты.

Мини-лаборатории, в свою очередь, также поделены на определенные зоны. А именно:

  • зона постоянной выставки конечных результатов исследования;
  • место для хранения приборов;
  • живая зона для выращивания растений;
  • контейнеры для хранения природного и бросового материала;
  • зона проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (вода, песок).

Особенности организации эксперимента в младшей группе

Поскольку возрастной контингент детей второй младшей группы колеблется в пределах 3-4 лет, то есть определенные особенности построения занятий.

Дети такого возраста могут устанавливать самые простые причинно-следственные связи. И поэтому при возникновении вопроса «Почему?», они стараются ответить на него самостоятельно. Не все дети после многочисленных проб и ошибок прибегают к помощи взрослых. Это объясняется тем, что в этом возрасте у детей преобладает упрямость и самостоятельность. В этом моменте также приходится быть очень осторожным, ведь если ребенок неправильно даст ответ на вопрос «Почему?» и, следовательно, неверно установит причинно-следственные связи, то в его памяти могут закрепиться неправильные представления об окружающем мире.

В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность основана на наблюдении за живой и неживой природой посредством опытов и экспериментов. Для детей эксперимент является подтверждением их понимания мира. Ведь без практического опыта все понятия в их голове остаются лишь сухими абстракциями.

Экспериментирование - это один из способов ребенка увидеть картину мира, которая будет основана на его личных наблюдениях и опытах. Кроме информативности, экспериментирование подогревает интерес ребенка к исследованию.

У этого метода есть очевидные преимущества:

  • реальность представлений об изучаемом объекте и о его взаимоотношениях со средой;
  • обогащение памяти и развитие всех мыслительных процессов ребенка;
  • развитие речи;
  • накопление умственных умений;
  • формирование самостоятельности ребенка, умения ставить цели и достигать их, искать решение проблемных ситуаций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, творческих способностей, трудовых навыков;
  • укрепление здоровья и повышение иммунитета за счет увеличения двигательной активности.

В четырехлетнем возрасте опыты и эксперименты похожи на сюжетную игру. Это подразумевает активную практику ребенка. Педагог задает ему определенный сюжет, который подводит его к необходимым экспериментальным действиям для решения поставленной задачи. Также может предлагаться определенная роль, которая подразумевает экспериментирование ребенка в определенных условиях. Это применяется при коллективном эксперименте.

Тематика исследовательской деятельности

Поскольку организация познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении должна быть целесообразна программным требованиям, то есть предусмотрено ее планирование. В нем прописаны темы занятий с детьми. Они могут проводиться как в групповом помещении, так и на улице. Затрагиваются все аспекты деятельности маленького ребенка.

Темы познавательно-исследовательской деятельности зависят от сезонных изменений природы. Осенью это могут быть «Изучение осенних листочков», «Подготовка животных к зиме» и т. п. В зимний период это «Определение температуры таяния снега», «Заледенение воды» и т. п. Весенние темы будут звучать: «Исследование набухания почек на деревьях», «Выращивание цветов» и т. п.

Летом обычно не проводятся занятия по познавательно-исследовательской деятельности, поскольку многие дети не посещают дошкольные учреждения по случаю отпуска. Но это не значит, что развитие детей в этот период останавливается. В летнее время эта ответственность ложится на родителей.

Планирование работы

В план познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном учреждении могут быть вписаны следующие занятия:

  • «Посадка лука и наблюдение за его развитием»;
  • «Изучение камней»;
  • «Исследование веточек деревьев»;
  • «Осенние листья»;
  • «Комнатные растения»;
  • «Ребятам о зверятах»;
  • «У меня живет котенок»;
  • «Осень золотая»;
  • «Волшебница Водица»;
  • «Перелетные птицы»;
  • «Домашние животные»;
  • «На дворе у бабушки» и пр.

Особенности занятий

Познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе подразумевает проведение занятий с детьми. Однако в их структуре есть изменения. Так же, как и другие программные занятия, оно имеет определенные задачи. Очень часто прописаны и действия, которые должны быть осуществлены в ходе занятия.

Этапы исследования подразумевают поочередное выполнение прописанных в задачах действий. Задания такого плана проводятся не каждый день, поскольку они направлены на длительное изучение темы. В них прописываются результаты работы детей и их дальнейшие действия.

Если сравнивать эти занятия с обычными фронтальными или подгрупповыми плановыми занятиями, то можно заметить, что конспект намного короче, в нем не прослеживаются основные структурные компоненты организационного момента, основной и заключительной части. Однако можно отметить пролонгированную направленность в течение дня. Если плановое занятие длится максимум 45 минут, то занятия по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе прослеживаются в режимных моментах на протяжении дня.

«Перелетные птицы»

Приведем пример занятия. Осенью познавательно-исследовательская деятельность основана на изменениях природы и животного мира. Дети изучают приметы осени и поведение животных.

Тема занятия: «Перелетные птицы».

  1. Реализуемые задачи: ознакомление детей с обобщающим понятием «перелетные птицы» и определение птиц, относящихся к этой категории.
  2. Материал и оборудование: иллюстрированная картотека «Перелетные и зимующие птицы», дидактический материал (серии раздаточных картинок «перелетные птицы»).
  3. Утро: изучение альбомов, иллюстраций в книгах, энциклопедиях.
  4. Беседы с детьми в течение дня: «Каких птиц ты знаешь?», «Строение птиц», «Питание птиц».
  5. Развивающие и дидактические игры: «Один-много», «Вставь пропущенное слово», «Угадай-ка», «Чья часть тела?», «На кого похоже».
  6. Индивидуальная работа: складывать разрезные картинки с Лерой, «Птичье лото» с Захаром.
  7. Прогулка: наблюдения за перелетными птицами, дождем и ветром, деревьями без листьев, одеждой прохожих.
  8. Опытный эксперимент: «Строим горку из сыпучего песка», «Почему песок убегает?», «Следы на песке», «Рассмотри песчинки», «Слепи из мокрого песка».
  9. Вечер: развивающие и дидактические игры «Угадай птичку», «Найди такую же птицу», «Найди подходящий цвет», «Собери пирамидку».
  10. Чтение: А. Барто «Вам нужна сорока?», Е. Благинина «Улетают, улетай», Е. Трутнева «Галка», О. Дриз «Своя погода», И. Токмакова «Голуби», Эльген Э. «Птичка».

Результат: знание и умение классифицировать перелетных и зимующих птиц, по дороге домой обсуждение их с родителями.

Условия организации игр

Развивающие занятия для детей во 2 младшей группе должны быть организованы с учетом наглядности и возрастных особенностей детей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия:

  • в группе должны быть игрушки всех видов и размеров;
  • материалы, из которых они изготовлены должны иметь различные свойства, признаки и качества;
  • атрибутика игр должна быть полностью укомплектована (у детей в данном возрасте еще не сформирована способность использовать предметы-заместители или проигрывать некоторые действия мысленно);
  • игровое оборудование должно быть не «на вырост», а соответствовать определенному возрасту.

Соблюдение данных правил способствует многоплановому развитию детей и осуществлению их потребности в исследовании окружающего мира.

Уголок уединения

Несмотря на множество необходимых игрушек и пособий, в группе необходимо создать место для успокоения и уединения ребенка. Там он может спокойно привести свои мысли в порядок и закрепить полученную в течение дня информацию.

Возможно, в этом уголке ребенок захочет провести какой-либо исследовательский опыт. Именно поэтому рекомендуется сочетать этот уголок с уголком природы. Кстати, для его оформления можно использовать те цветы, которые дети выращивают в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Растения, особенно те к которым ребенок приложил свою руку, добавляют ему спокойствия. Также в таких уголках рекомендовано располагать игры с водой и песком. Когда дети на занятиях изучат их свойства, им будет приятно самостоятельно повторить этот опыт в уголке уединения.

Мебель в этом уголке должна быть мягкой и удобной, располагающей к спокойному изучению новых характеристик предметов. Для увеличения образовательного эффекта данной зоны, рекомендовано располагать там альбомы и журналы с птицами, животными и насекомыми. Например, если на этой неделе вы рассматриваете свойства и признаки зимы, то можно положить на журнальный столик в уголке иллюстрированный альбом с картинами известных художников, рисующих зимние пейзажи.

В спокойной обстановке любая информация запоминается лучше.