Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Календарный план для доу. Тематическое планирование доу. Суть тематического планирования

Календарный план для доу. Тематическое планирование доу. Суть тематического планирования

Елена Сивакова
Тематическое планирование ДОУ

Дата Тема недели цель Итоговое мероприятие

6 -10 октября В нашем саду листопад Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения (группы, участка) .

Создавать условия для посильной, созидательной деятельности детей (уход за растениями на участке) . Листопад

Планирование и конкреция этого мероприятия были возможны благодаря сотрудничеству и совместной работе консультативного совета, согласованному специалистами по данной теме: Мария Хосе Сукарарт, Координатор де-Франс. В течение дня эксперты по этому вопросу предоставят свои свидетельства и концепции, чтобы углубиться в этот вопрос, который все чаще представляет интерес для организаций.

Эта деятельность бесплатна, но требует предварительной регистрации. Те, кто не может присутствовать, могут следить за событиями через потоковое вещание. Работа для разнообразия, что делает разницу. Это событие было совершенно новаторским в нашей стране не только по теме, но и потому, что это было первое мероприятие такого рода, которое можно было организовать от компании.

13-17 октября Почему идет дождь Систематически

Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними. Создать условия для непосредственного общения с объектами природы.

Почему идет дождь? Театр на фланелиграфе «Под грибом» Сутлев.

Систематически проводить с детьми прогулки по окрестностям.

Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними. Создать условия для непосредственного общения с объектами природы Моделирование «Путешествие капельки» .

Продолжать формировать представления детей о человеке и признаках здоровья человека. Воспитывать желание заботиться о своем организме. Физкультурное развлечение «Мой веселый звонкий мяч»

Развивать у детей нравственные качества. Упражнять в умении отличать и давать оценку хорошим и плохим действиям сверстников. Учить детей просить прощение в случае необходимости. Воспитывать дружеские отношения. «Смотрит солнышко в окошко» Вечер потешек.

Продолжать формировать представления о лесе : образ жизни диких животных - заяц, медведь, белка (о характере пищи животных, способах её добывания, об условиях жизни в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи, о приспособлении зверей к трудной зимовке (изменение цвета) . Прогулка в лес

Уточнить и расширить представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей; человек любит своих помощников, заботится о них - кормит, ухаживает, ласкает). Драматизация «Зимовье зверей»

Мой дом, моя семья Учить называть членов своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызвать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Физкультурный досуг «Всей семьей с зарядкой дружим»

Улица на которой я живу Расширять представления детей об окружающем мире. Формировать знания о доме. Закреплять понятие дорога, тротуар, пешеход. Закреплять знания домашнего адреса. Разноцветные кубики.

8-12 декабря Птичья столовая Дать элементарные представления о жизни птиц зимой. Расширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц.

Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру; вызвать у детей желание оказать птицам посильную помощь в зимнее время года.

Новый год

Закрепить знания детей о времени года –зима. Уточнить, что времена года закономерно наступают один после другого. Развивать у детей чувственность, наблюдательность, любознательность. Развлечение «Зимушка – зима»

Организовать все виды деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной и т. д.) вокруг темы Нового года и новогодних праздников. Новогодний утренник «Здравствуй, дедушка Мороз»

Познакомить детей с видами зимних игр и развлечений (катание на санках, коньках, катание с горки, игры в снежки) . Развивать умение понимать обращенную речь с опорой на наглядность. Обогащать словарный запас детей за счет ознакомления с зимними видами игр и развлечений.

Показ настольного театра «Два жадных медвежонка»

У кого какие шубки Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Развивать связную речь, чувствительность к живой и неживой природе. Музыканты

Труд повара

Продолжать знакомить детей с трудом взрослого-повара; с функциональным назначением помещения-кухни, с сотрудниками, их обязанностями. Воспитывать чувство уважения у сотрудникам, заботящихся о детях. Сюжетно – ролевая игра «Повар»

Продолжать формировать представления о птицах (особенности строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения). Физкультурное развлечение «Вместе с птицами, летаем»

Как мы дружно живем

Развивать умение различать девочек и мальчиков, заботливо относиться к друг другу; воспитывать способность замечать красивые поступки окружающих; помочь усвоению правил культурного общения со сверстниками. Настольный театр «В гостях у сказки»

Наши добрые дела Развивать у детей доброе отношение ко всему. Учить анализировать свои поступки и поступки других. Активизировать стремление совершенствовать благородные поступки, радоваться результату. Мыльные пузыри

Я и мой папа

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – папе. Выделять факты доброго отношения детей к взрослым. Побуждать проявлять доброжелательность к близким. Рисование «Цветок для папы»

Формировать представления об определенном назначении зданий, построек на улице, транспорта, вычленять их различия, виде (какие они, определять основные цвета. Обыгрывать образ машины. Физкультурный досуг «Дядя Степа - светофор»

Неделя мам и бабушек

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами, способность замечать трудовые действия – мама шьет, гладит, стирает, готовит обед.

«Фантики - бабочки»

Как надо ходить в гости

Уточнить знания о культуре поведения в случае, когда приходят гости, умение планировать свои действия . Уточнить уроки гостеприимства. Воспитывать культуру поведения. Мамин день

Дать детям обобщенное понятие «мебель» , рассказать о назначении каждого предмета. Закрепить навыки стирки. Учить культуре поведения. Учить наводить порядок после себя. Помогать другу.

Строительная игра «Мебель для куклы»

Что можно купить в магазине Формировать понятие обобщающего слова «одежда» . Называть предметы одежды. Обратить внимание детей на то, что одежда сшита руками человека, что они затратили много труда, поэтому к ней нужно относиться бережно, аккуратно складывать, не пачкать Физкультурное развлечение «В магазин идем мы смело»

Дать детям понятие о пользе и вреде огня. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Вызвать желание быть всегда осторожными с огнем. «Водичка – водичка, умой мое личеко»

6-10 апреля Водичка-водичка Продолжать закреплять знания детей о предметах личной гигиены. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, быть красивыми, чистыми, уважительно относиться к своему телу Непослушные зверята

Познакомить детей с характерными признаками весны (солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег) ; Дать обобщенные представления о явлениях, происходящих в природе весной : росте растений, их цветении, появлении птиц.

Заучивание стихотворения «Одуванчик»

Проявлять интерес труду взрослых, к процессу изготовления и преобразования предметов, интерес к человеку, который трудится, желание помочь ему, самому освоить простые трудовые действия. Проявлять бережное отношение к результатам труда взрослых, благодарное чувства к человеку, сделавшего нужное для детей дело. Выставка рисунков

«Одуванчики»

27-30 апреля Весенние заботы, труд взрослых Закрепить знания о весне на основе наиболее ярких впечатлений. Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру Физкультурный досуг «Весна - красна»

Расширять представления о весне, о сезонных изменениях, о простейших связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить детей с весенними первоцветами, умение обращаться с цветами. вызвать у детей эмоциональный отклик к красивым цветам. «Весна - красна»

Воспитывать любовь и ласковое отношение к самым близким людям. Обучать выражению внимания и сочувствия. Побуждать желание помогать дедушке в его работе по дому, радовать его хорошими добрыми делами и поступками. Мячики

В городе, котором мы живем?

Расширять знания детей об окружающем мире, родном городе. Уточнить понятия : дом, двор, улица соседи; знание о том, что дом-это еще и соседи, друзья, взрослые и дети. Воспитывать любовь к своему дому, улице, городу. Выставка совместных с родителями работа «Мой город»

Воспитывать чувство любопытства, любознательности, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой летней природы. Побуждать охотно откликаться на предложение участвовать в общих делах, играх, развлечениях.

Физкультурный праздник «В гости к зайке в лес пойдем!»

В основе педагогического процесса нужно , которая будет связывать всю содержательную деятельность. При таком подходе педпроцесс не будет разорван на отдельные методики («здесь мы порисовали, потом пойдем почитаем, потом позанимаемся физкультурой») - все эти организации будут пронизаны выбранной темой.

Многие по ФГОС ДО 1 основаны на комплексно-тематическом принципе построения педагогического процесса. Педагоги давно используют этот принцип, но самое трудное для воспитателя в ДОУ - определить событийность, отобрать темы для комплексно-тематического планирования.

Как выбрать темы для комплексно-тематического планирования в ДОУ

При выборе тем для планирования воспитатель может руководствоваться темообразующими факторами, разработанными Н.А. Коротковой 2:

1. Реальные события, которые происходят в окружающем мире и вызывают интерес у детей: явления природы, общественные события и праздники.

Задача каждого детского сада и каждой возрастной группы - определиться и выделить «тематический день», «тематическую неделю» или «тематический месяц». Дошкольники осваивают образовательный материал по «событийному» принципу: в ходе подготовки, ожидания и проведения интересных и эмоционально значимых для детей событий. За основу таких событий лучше взять календарь праздников и знаменательных дат (их сейчас публикуют во многих журналах). Праздники - это события, к которым дети проявляют живой интерес, активно готовятся, радостно волнуются и ждут. В детском саду чаще проводят такие праздники:

  • государственные: Новый год (31 декабря), День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), День Победы (9 мая), День знаний (1 сентября), День России (12 июня);
  • международные: День защиты детей (1 июня), День музыки (1 октября), День матери (последнее воскресенье ноября 3);
  • фольклорные и народные: Святки, Коляда, Масленица, Пасха, Красная Горка.

События могут иметь как общегосударственный статус, так и совсем малоизвестные праздники. Например, 1 октября отмечается День музыки 4 , и какой-то детский сад обратит внимание на эту тему и возьмет ее для проживания, может, одного тематического дня. Весь коллектив подключится и придумает интересную содержательную работу по этой тематике, а возглавить этот праздник может, конечно, музыкальный руководитель.

Если ребенок делится своими радостными эмоциями после праздника с родителями и еще несколько дней находится под впечатлением от события — цель достигнута.

2. Второй фактор при отборе тем в комплексно-тематическом - это воображаемые события из художественных произведений, которые педагог читает детям. Это тоже очень важный темообразующий фактор. В последние годы в образовательном процессе каждой возрастной группы выделили время, когда воспитатель читает детям. Для совместного чтения в русских семьях выделялись минутки - теперь эта традиция русской семейственности введена в педагогический процесс. Когда воспитатель читает детям, он затрагивает их эмоции, и интересное содержание произведения затем может продлиться в игре и других видах детской деятельности - тогда это и будет темой образовательного процесса.

3. Третий фактор - это события, специально «смоделированные» педагогом из реальных образовательных задач. Деятельность в группе не может заключаться только в чтении художественной литературы и праздниках. Это могут быть викторина, выставка творческих работ дошкольников, игра (например, «Книжкина неделя», «День здоровья» и пр.) - эти события не должны пройти мимо детей старшего дошкольного возраста, мимо воспитателей, мимо родителей. Проживание событий развивает у ребенка познания, навыки, умения в различных видах детской деятельности. Например, воспитателю нужно решить развивающую проблему по вырабатыванию культурно-гигиенических навыков - можно выбрать тему для комплексно-тематического планирования в ДОУ «День чистоты» или «Праздник зубной щетки». То, что придумывает педагог - это тот фактор, когда мы говорим специально «смоделированный» воспитателем, исходя из решаемых задач.

4. Четвертый фактор - это события, происходящие в конкретной возрастной группе, тот интерес, который появился у детей. Этот фактор может характеризовать, например, такие темы: «Дети поссорились» или «Дети помирились». И тема дружбы, и тема ссор - могут выливаться в какие-то виды деятельности в течение режима дня. Или, например, в группе появилась новая игрушка, новый персонаж - у детей это вызывает неподдельный интерес «Что это такое?», «Как с этим играть?» - эта детская исследовательская активность может являться темами педагогического процесса. В этом и заключается принцип интересности - «живем вместе с детьми».

Вышеперечисленные 4 фактора могут использоваться педагогом для выбора тем.

Система обучения Ж.-О. Декроли для комплексно-тематического планирования в ДОУ

В основу планирования можно взять систему обучения бельгийского педагога-психолога Ж.-О. Декроли. В 1907 году, создавая «Школу жизни через жизнь», Жан Овидий Декроли писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр - ребенок, к которому все сходится и от которого все расходится».

В учебных комплексах, названных Ж.-О. Декроли «центрами интересов», деятельность детей была организована вокруг таких тем, которые отвечали детским интересам - это и стало основой воспитания и обучения. Дети на занятиях делали только то, что задавалось им темой: наблюдали, рисовали, читали, писали, лепили и пр. Он создал так называемый центр интересов ребенка, другими словами - организовал работу вокруг набора стандартных тем для дошкольников. Можно изучить систему Ж.-О. Декроли и выстроить ее на более современном уровне.

Основной принцип - это комплексно-тематическая модель построения педагогического процесса и гибко меняющаяся предметная среда, которые соответствуют выбранной теме. Тема выступает как сообщаемое знание, реализуется в разных видах детской деятельности в эмоционально-образной форме. Дошкольник «проживает» тему, что вынуждает педагога к выбору ненавязчивой позиции, принятию ребенка как партнера по совместной деятельности.

Эффективность комплексно-тематического планирования в ДОУ

По заключению многих специалистов, планирование работы с детьми дошкольного возраста по комплексно-тематическому принципу является эффективным:

  • придает системность педагогическому процессу и образовательным задачам;
  • объединяет работу всех педагогов ДОУ в разных видах деятельности детей;
  • дошкольники лучше осваивают материал за счет творческого подхода и вариативности в отборе интересного содержания тем.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года.

2 Короткова Надежда Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО.

3 В России День матери празднуется в последнее воскресенье ноября, в других странах даты отличаются.

4 Международный день музыки был учреждён по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, ежегодно отмечается во всём мире 1 октября.