Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Организация образовательной деятельности с детьми в условиях фгос до. Круглый стол «организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации фгос

Организация образовательной деятельности с детьми в условиях фгос до. Круглый стол «организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации фгос

Ольга Яганова

I. Игра «Разминка - самооценка» :

Если выдумаете, что для взрослых важную роль играет практическая информация, а не теоретическая - потопайте ногами.

Если для вас, богатым ресурсом обучения взрослых является опыт - похлопайте в ладоши.

Если вы точно знаете, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения – прикройте ладонями уши.

Если по - вашему, взрослые обучаются чему - то так же, как и дети – присядьте.

Если вам нравиться обучаться, узнавать что – то новое и быть учеником - улыбнитесь.

Если вы уверены в том, что желание взрослых научиться чему – либо зависит от их потребностей, интересов и возможностей - помашите руками перед собой.

Спасибо!

II. (1 слайд) В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС » .

(2 слайд) Проанализировать и воспринять проблему организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС мы попробуем , используя метод Эдварда де Боно «Шести шляп» .

Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко «примерить на себя» . «Надевая» на себя ту или иную шляпу, мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

(3 слайд) Начнём с Красной шляпы. Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС в своей группе . Что вы чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе (высказывания педагогов ) .

(4 слайд) Снимем Красную шляпу и примерим Белую. Обратимся к фактам .

Впервые за всю историю России, разрабатывается Федеральный государственный стандарт дошкольного образования . 1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , в котором дошкольное образование стало новым уровнем образования , которому необходим свой стандарт. Общая характеристика стандартов (кратко) .

Стандарты - это основные правила поведения, законные и правомочные требования.

(5 – 34 слайды) Деловая игра «Что мы знаем о ФГОС ДО » (Вопрос - ответ) .

(35 слайд) Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу Жёлтую. Введение ФГОС в дошкольное образование направлено в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ , должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, или целевыми ориентирами, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

(36 слайд) Сейчас, я предлагаю вам расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду) попробуем нарисовать словесный портрет бедующего первоклассника. Из представленных понятий, что считаете самым важным. А что нам говорят ФГОС ? Целевые ориентиры. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми

ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности , способностью к фантазии, воображению , творчеству, различает игровую и учебную деятельность

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими

ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности , преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело, может следовать социальным нормам поведения и правилам безопасного поведения и личной гигиены

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования . Учить для жизни, а не для школы. Разработчики стандарта утверждают о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку».

(37 слайд) Примеряя желтую шляпу, выявляя пользу ФГОС ДО и говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерим Чёрную шляпу.

Мы увидим проблему, возникающую у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей , в рамках реализации ФГОС . И не одну! Какие проблемы есть у вас, уважаемые педагоги ! (обсуждение проблем)

(38 слайд) Во многом это связано с отсутствием Примерных программ, методических разработок и т. п. Наша образовательная программа составлена на основе ФГОС ДО , ФЗ «Об образовании в РФ » , Сан ПиН. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших областных и муниципальных методических служб.

(39 слайд) Итак, под Чёрной шляпой мы выявили проблему, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?».

(40 слайд) Надеваем Зелёную шляпу. Сейчас, мы попробуем найти решение проблемы, используя средства, формы и методы.

(41 слайд) Интеграция обучения – переход от дифференцированного образа действительности к целостному на основе деятельностного подхода , формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.

Интегрированное занятие - это специально организованное занятие , цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей , позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность (42 слайд) . В процессе обучения на интегрированных занятиях применяются различные образовательные технологии (43 слайд) .

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания , излагать отдельные его части различными способами.

(44 слайд) Мы составили некий алгоритм пошаговых действий для решения проблемы. Данный алгоритм напоминает приготовление винегрета. Чтобы приготовить винегрет, нужно совершить следующие действия :

1. купить необходимые овощи;

2. тщательно помыть и очистить ингредиенты винегрета;

3. нарезать все овощи, смазать винегрет и перемешать;

4. украсить винегрет перед подачей;

5. подать в необычной сервировке;

6. можно добавить и необычные продукты в винегрет;

7. придумать красивое название;

8. убедить в простоте приготовления винегрета в домашних условиях ;

9. убедить в полезности ингредиентов, входящих в состав винегрета;

10. дегустация винегрета

(45 слайд) Уважаемые педагоги , теперь попробуем разобрать похожую ситуацию , но в другом контексте. Применим найденные решения к реальным обстоятельствам , т. е. найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей в педагогическом процессе , по аналогии. Посмотрите на таблицу.

Тщательно помыть и очистить ингредиенты винегрета Тщательно подготовиться к осуществлению образовательной деятельности с детьми

Украсить винегрет перед подачей Использовать наглядность, так же современные ИКТ (мультимедиа, интерактивное оборудование)

Подать в необычной сервировке В нестандартной форме проводить образовательную деятельность

Можно добавить и необычные продукты в винегрет Осуществлять интегрирацию с другой деятельностью

Придумать красивое название Превратить скучные, неинтересные темы организованной деятельности в увлекательные , «вкусные» , полезные для детей

Убедить в простоте приготовления винегрета в домашних условиях Давать детям увлекательные и творческие самостоятельные задания, которые каждый сможет выполнить

Убедить в полезности ингредиентов, входящих в состав винегрета Сделать полученные умения, навыки и приобретенные знания, актуальными и полезными в жизнедеятельности детей

(46 слайд) Винегрет можно легко приготовить и так же легко можно осуществить интеграцию образовательных областей , при отсутствии готовых методических разработок и методической литературы. А если вы забудете, то вспомните наш винегрет, и сразу все станет легко и понятно.

III. (47 слайд) Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – Синяя. Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синюю шляпу, мы проведем игру «Шаг вперед!»

Игра «Шаг вперед!» . Воспитатели стоят в шеренгу; каждому педагогу задается один вопрос, на который нужно ответить быстро и кратко. При правильном ответе воспитатель делает шаг вперёд.

Вопросы :

Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ?

Назовите нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.

Что является формой обучения детей в ДОУ?

Как называется организация процесса обучения , учитывающая индивидуальные различия детей?

Назовите наиболее эффективный вид деятельности , способствующий развитию творческой активности детей?

Что относится к активным методам обучения?

Дайте определение понятию «образование » .

На что направлена продуктивная деятельность дошкольников ?

Метод и прием – это одно и тоже?

Перечислите словесные методы обучения.

Назовите виды проектной деятельности .

С какими образовательными областями интегрируется образовательная область «Коммуникация» ?

Назовите виды детской деятельности .

Интегрированное занятие включает содержание разных областей знаний или одной?

Проблемное обучение – это метод или обучающая система?

Дайте определение ФГОС ДО .

В конце подводится итог педагогического совета и выносится решение .

Педагогический совет "Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 3

Тема: «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ»

Дата: 25.03.2015г.

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

План:

Перед началом педагогического совета с педагогами проводится жеребьевка (делятся на три команды по цвету, вытянутого шарика) . Педагоги размещаются за три стола.

  1. Приветствие участников педагогического совета (зам. заведующего Хамадиева О.И.);
  2. Актуальность педагогического совета (зам. заведующего Хамадиева О.И.);
  3. Упражнение на активизацию внимания «Дерево знаний» (старший воспитатель Зайдуллина Л.Р.);
  4. «Мозговой штурм» (ассоциации к слову) (старший воспитатель Зайдуллина Л.Р.) ;
  5. Теоретическое обоснование темы педсовета (старший воспитатель Зайдуллина Л.Р.)
  6. Игра «Закончи фразу» (старший воспитатель Зайдуллина Л.Р.);
  7. (старший воспитатель Зайдуллина Л.Р.) ;
  8. Презентации предметно – пространственной среды в группах (Воспитатели групп);
  9. Решение педагогического совета (зам. заведующего Хамадиева О.И.);
  1. Часть. Приветствие участников педагогического совета.

Настоящий педагог - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой

Михаил Аркадьевич Светлов

Уважаемые коллеги, данный тематический педсовет «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ» призван помочь разобраться во всех тонкостях очень важной темы. Рразвивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.

В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Думаю, что тема педсовета своевременна и не оставит никого равнодушными и безучастными. Разрешите ознакомить присутствующих с повесткой дня.

2 часть. Актуальность педагогического совета.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в приемных, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

3 часть. Упражнение на активизацию внимания «Дерево знаний»

Педагоги пишут на «плодах дерева знаний» свои ожидания от предстоящего педагогического совета. Что нового и интересного они хотели бы узнать по изучаемой теме. Подписанные «плоды » размещают на дерево.

4 часть. «Мозговой штурм» (ассоциации к слову)

Командам раздаются напечатанные ключевые слова относительно темы педагогического совета их нужно по очереди зачитать, чтоб все услышали. Затем от команды выбирается по одному человеку, который на мольберте будет записывать названные командой слова, словосочетания. Каждой команде нужно называть слова по очереди. Слова не повторять. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово. Слова записываются на доске.

Варианты ключевых слов: (Среда. Проектирование. Принципы.).

5 часть. Теоретическое обоснование темы педсовета.

Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.

При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д. Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-развивающая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды, как в группах, так и ДОУ в целом.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, она должна быть– насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Созданная в группах обстановка должна успокаивать, уравновешивать эмоциональный фон, положительно влиять на нервную систему ребенка. Все это должно проявляться в спокойном поведении и содержательной деятельности. В среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

6 часть. Игра «Закончи фразу»

Командам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях предметно – пространственной развивающей среды.

1 команда.

А)Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………

В)Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

С)При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ОтветДля детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 команда.

А)Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

В)Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом

возможностей для детей …………, ………………,

С)Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответ. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 команда.

А)В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности.

В)Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

С)Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом.

Ответ. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

7. Справка по тематической проверке «Организация предметно – развивающей среды в ДОУ»

20 марта был проведен тематический контроль по теме: «Организация предметно-развивающей среды» с целью проверки создания комфортных, безопасных и благоприятных условий для развития детей в соответствии с требованиямиФГОС.

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДОУ.

Цель контроля:

1. Создание предметно-развивающего пространства, как необходимое условие полноценного развития детей в ДОУ.

В ходе тематической проверки было выявлено следующее.

Технически оборудованы все помещения ДОУ.Во всех группах есть магнитофоны, телевизоры……

В группах созданы условия для эстетического развития детей.

Во всех групповых помещения четко выделены учебные зоны.

Планирование групп располагает как для групповой работы, так и для занятий с подгруппами и индивидуальной работы.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Воспитатели соблюдают требования - освобождая центральную часть группы, предоставляют условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Более подробно с предметно-развивающей средой нас познакомят воспитатели.

8. Презентации предметно – пространственной среды в группах

Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно заключить, развивающая предметно-пространственная образовательная среда нашего ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

1. Закрепить знания требований к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.

2. По возможности приобрести недостающие для полноценного развития детей материалы и игрушки.

3. Игрушки располагать доступно для самостоятельной игры детей;

4. Усовершенствовать работу с родителями направленную на совершенствование предметно-развивающей среды в группах;

  1. Заключительная часть.

«Сбор урожая». Подведя итоги педагогического совета, хочется отметить, что все приняли активное участие. Просмотрев слайдовые презентации коллег, надеемся каждый почерпнул, что-то новое и интересное.

Решение педагогического совета:

1.Устранить недостатки в организации предметно-развивающей среды в группах ДОУ (по результатам тематического контроля и самоанализа педагогов);

2. Предусмотреть организацию отдельных компонентов инновационной индивидуализированной предметно-пространственной среды.

3. Продолжить инновационную деятельность по теме.

4. Подготовить проект предметно – пространственной среды группы с учетом требований ФГОС и возрастными особенностями детей, на следующий учебный год. Срок: 15.05.2015, формат А3.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 «ЯБЛОНЬКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА РОШАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Круглый стол для родителей
«Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС»

Воспитатель:
I кв.категории
Карпушина О.В

I. «Разогревка - самооценки»
 Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши
 Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами
 Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа
 Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой
 Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой
 Если вы верите в то, что взрослые успешнее всего обучаются, делая что-то, присядьте
 Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза
 Если вы зеваете от скуки, слушая двухчасовую лекцию, прикройте рот рукой
 Если вам нравиться обучаться и быть учеником, улыбнитесь

"Не дай Вам Бог жить во время перемен"- гласит китайская мудрость.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».
Проанализировать и воспринять проблему организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС мы попробуем, используя метод Эдварда де Боно «Шести шляп». Но сначала я хотела бы вам рассказать небольшую притчу:
«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей. Красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы.
Братья разъехались…»
Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко «примерить на себя». «Надевая» на себя ту или иную шляпу, мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.
Начнём с Красной шляпы. Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС в своей группе. Что вы чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе.
Снимем Красную шляпу и примерим Белую. Обратимся к фактам.
Впервые за всю историю России, разрабатывается Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором дошкольное образование стало новым уровнем образования, которому необходим свой стандарт.
Работала над проектом по подготовке ФГОС группа представителей образовательного сообщества, научных институтов и общественных организаций, созданная Министерством образования и науки Российской Федерации. Возглавляет рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик РАО А. Асмолов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНДАРТОВ
ФГОС – нормативные правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
СТАНДАРТЫ - это основные правила поведения, законные и правомочные требования.
С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования.
Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.
Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:
обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.
Стандарт является основой для:
 разработки и реализации Программы;
 разработки примерных образовательных программ дошкольного образования;
 разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
 формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
 объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
 подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований.
1. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Давайте сформулируем всевозможные выгоды и преимущества введения ФГОС в дошкольное образование. Как положительно они повлияют на жизнь детей в детском саду?

Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу Жёлтой.
Введение ФГОС в дошкольное образование направлено в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Для этого необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Однако, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, или целевыми ориентирами, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Сейчас, я предлагаю вам расположить в убывающем порядке требования к ребенку, поступающему в первый класс (участники выбирают из представленных на слайде требований, ведущий или помощник выстраивает пирамиду) попробуем нарисовать словесный портрет бедующего первоклассника. Из представленных понятий что считаете самым важным:
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельность;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- ответственность;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
А что нам говорят ФГОС?
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Учить для жизни, а не для школы. Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Примеряя желтую шляпу, выявляя пользу ФГОС ДО и говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерим Чёрную шляпу.
Мы увидим проблему, возникающую у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГОС. Во многом это связано с отсутствием Примерных программ, методических разработок. Наша образовательная программа составлена на основе комплексной программы, которая во многом не учитывает основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДОУ на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.
Об интеграции образовательных областей, как мы планируем интегрирование образовательных областей в совместной и самостоятельной деятельности с детьми расскажет воспитатель младшей группы «Интеграция образовательных областей в совместной и самостоятельной деятельности с детьми»

Итак, под Чёрной шляпой мы выявили проблему, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?». Думаю, самое время проявить креативность.
Надеваем Зелёную шляпу. Сейчас мы проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть зеленый салат».
Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы (Обсуждение).
Мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:
- Тщательно очистить ингредиенты салата
- Украсить салат
- Подать в необычной сервировке
- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
- Придумать интригующее название
- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
- Убедить в полезности состава ингредиентов.
А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш поисковый вопрос.

Тщательно очистить ингредиенты салата
Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты
Украсить салат Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)
Подать в необычной сервировке Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме
Добавить в салат необычные продукты, например трюфели Интегрировать с другой деятельностью
Придумать интригующее название Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить
Убедить в полезности состава ингредиентов. Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

Оказалось, как легко приготовить салат и так же легко осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок. А если забудете, то вспомните наш зеленый салат, и сразу станет легко и понятно.

Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – Синяя. Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синюю шляпу, мы проведем деловую игру «Быстрый ответ»
Родители стоят в одну шеренгу; каждому задается вопрос, на который нужно ответить быстро и кратко. При правильном ответе родитель делает шаг вперёд. Побеждает тот, кто пройдет дальше всех.

1. Понятия «обучение», «учение», «научение» - синонимы? (нет)
2. Проблемное обучение – это метод или обучающая система?
3. Рассматривание – это наглядный метод или практический?
4. То, к чему стремится обучение: цель, задача или содержание?
5. Какой наглядный метод бывает кратковременным, длительным, повторным и сравнительным (наблюдение)
6. Какие виды практических методов относятся к поисковой деятельности? (опыт и экспериментирование)
7. Метод и прием – это одно и тоже? (нет)
8. Показ действий воспитателя и показ образца – это приемы какого метода? (наглядного)
9. Интегрированное занятие включает содержание разных областей знаний или одной? (разных)
10. Как называется беседа, цель которой является воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, оценка? (Этическая)
11. Как называется ситуация затруднения, пути преодоления которой детям неизвестны и необходимо самостоятельное их решение? (проблемная)
12. Могут ли возникнуть проблемные ситуации, если дети не проявили желание выйти из затруднения? (нет)
13. Назовите виды проектной деятельности (творческая, нравственно-правовая, информационная, исследовательская)
14. Преподнесение «готовых» знаний это достоинство или недостаток объяснительно иллюстрированного обучения?
15. С какими образовательными областями интегрируется образовательная область «Коммуникация»? (со всеми)
16. Как называется принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит интеграция образовательных областей, направленная на изучение одной темы? (комплексно-тематический)
17. Назовите один из видов детской деятельности (игровая, двигательная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы)
18. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в вашей возрастной группе

«…Через несколько лет братья вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Вот мы подошли к портрету нашего современного педагога. В современных условиях настоящий педагог должен обладать всеми этими требованиями.
Закончить выступление хочется словами нашего премьер-министра Дмитрия Медведева: «ФГОС ДО не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность, доступность и современность… ». Ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей дошкольного возраста. Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.