Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Виды отклонений в психическом развитии. Группы отклонений психического развития. Критерии психологического здоровья

Виды отклонений в психическом развитии. Группы отклонений психического развития. Критерии психологического здоровья

В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза, но наиболее удобной для психологического анализа считают классификацию, предложенную В.В. Лебединским, выделившим шесть основных вариантов психического дизонтогенеза. Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития. Введение

Аномальная психология - это разделение психологии, которое изучает людей, которые являются «ненормальными» или «нетипичными», по сравнению с членами данного общества. Имеются данные о том, что некоторые психологические расстройства чаще встречаются, чем считалось ранее.

В зависимости от того, как собираются данные и как проводятся диагнозы, до 27% некоторых групп населения могут страдать от депрессии в любой момент. Определение слова ненормальное достаточно простое, но применение этого к психологии представляет собой сложную проблему: что нормально?


Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому, 1985) 1.Недоразвитие - ранее повреждение, незрелостью мозговых структур; 2.Задержанное развитие - задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер; 3.Поврежденное развитие - повреждение развития после 2-3 лет; 4.Искаженное развитие - сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; 5.Дисгармоническое развитие - диспропорция развития в эмоционально- волевой сфере; 6.Дефицитарное развитие - тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем. Группы отклонений психического развития Отклонения, вызванные отставанием развития Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития Отклонения, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций НедоразвитиеЗадержанное развитие Искаженное развитие Дисгармоническое развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие

Предмет и задачи специальной психологии

Понятие аномалии является неточным и трудным для определения. Примеры ненормальности могут принимать разные формы и включать разные функции, так что, на первый взгляд, кажущиеся вполне разумными определения, оказывается довольно проблематичным. Существует несколько различных способов, с помощью которых можно определить «ненормальное», а не наши представления о том, что является «нормальным».

В соответствии с этим определением ненормальности, черта, мышление или поведение человека классифицируются как ненормальные, если это редко или статистически необычно. С этим определением необходимо четко понимать, насколько редко должен быть характер или поведение, прежде чем мы его классифицируем как ненормальный.


В классификации В.В. Лебединского учтены различные параметры дизонтогенеза Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого В.В. Лебединский выделил два вида дефекта: частный и общий. Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; второй - общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем. Второй параметр связан со временем поражения. Как указывал Л.С. Выготский, чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее последствия для психического развития. Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития, в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее всего преобладание повреждения и распада психических функций. Третий параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. В патологии развития отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевременности развития различных психических функций. В результате возникают асинхронии развития. В их основе лежат два явления: ретардация и акселерация. Ретардация - незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Акселерация - развитие, при котором одна их функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. Четвертый параметр определяется взаимосвязями между первичными и вторичными нарушениями (структура дефекта). Эти взаимосвязи принято обозначать структурой нарушенного развития. Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной.

Однако это определение, очевидно, имеет ограничения, оно не признает желательности конкретного поведения. Это определение также подразумевает, что наличие ненормального поведения у людей должно быть редким или статистически необычным, что не так. Вместо этого любое конкретное ненормальное поведение может быть необычным, но для некоторых людей необычно проявлять некоторую форму длительного ненормального поведения в какой-то момент их жизни.

Сила: статистический подход помогает решать, что подразумевается под нормальным в статистическом контексте. Это помогает нам делать точки отсечения с точки зрения диагностики. Ограничения: Однако это определение не позволяет отличить желаемое и нежелательное поведение. Например, ожирение является статистически нормальным, но не связано со здоровым или желательным.


На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трактовку типологии отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2001) Они выделяют три основные группы собственно психологических синдромов: Недостаточное развитие - недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составляющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно- временные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка. Асинхронное развитие - нарушение основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляю­щих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). Поврежденное развитие - наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающе­го в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. Каждая группа отклоняющегося развития может быть подразделена на отдельные подгруппы, которые, в свою очередь, разделяются на типы.

Многие редкие поведения или характеристики не имеют отношения к нормальности или ненормальности. Некоторые характеристики считаются ненормальными, хотя они довольно часты. Депрессия может затронуть 27% пожилых людей. Это сделает его общим, но это не значит, что это не проблема.

Решение о том, где начать «ненормальную» классификацию, является произвольным. Кто решает, что является статистически редкими и как они решают? Каждая культура имеет определенные стандарты приемлемого поведения или социально приемлемые нормы. Нормы ожидаются, что способы поведения в обществе в соответствии с большинством и те члены общества, которые не думают и ведут себя так, как все остальные нарушают эти нормы, так часто определяются как ненормальные.


НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ Тотальное недоразвитие Задержанное развитие Парциальная несформированн ость ВПФ Простой уравновешенн ый тип Аффективно- неустойчивый тип Тормозной инертный тип Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Неравномерно- задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) С преобладанием несформированности регуляторного компонента С преобладанием несформированности вербального, вербально- логического компонента Парциальная несформированность смешанного типа

В соответствии с этим определением мышление или поведение человека классифицируются как ненормальные, если оно нарушает правила о том, что ожидается или приемлемо поведение в конкретной социальной группе. Их поведение может быть непонятным для других или заставить других чувствовать угрозу или неудобство.

Социальное поведение заметно меняется, когда сравниваются разные культуры. Было обнаружено, что голоса и громкость голоса, касание, направление взгляда и приемлемые темы для обсуждения различаются между культурами. С этим определением необходимо учитывать: степень, в которой нарушена норма, важность этой нормы и значение, придаваемое социальной группой различным нарушениям. Например. является ли нарушение грубым, эксцентричным, ненормальным или преступным?


АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ Дисгармоническое развитие Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития Интрапунитивный тип дисгармоничного развития Дисгармоничное развитие по апатическому типу Искаженное развитие Преимущественное искажение эмоционально- аффективного развития Преимущественное искажение развития когнитивной сферы Мозаичные типы искаженного развития

Группы отклонений психического развития

Ограничения: Наиболее очевидная проблема с определением ненормальности с использованием социальных норм заключается в том, что нет универсального соглашения по социальным нормам. Социальные нормы культурно специфичны - они могут значительно отличаться от одного поколения к другому и между различными этническими, региональными и социально-экономическими группами. В некоторых обществах, например, например, зулу, галлюцинации и крики на улице рассматриваются как нормальное поведение.

Социальные нормы также существуют в сроки и, следовательно, со временем меняются. Поведение, которое когда-то считалось ненормальным, может, учитывая время, стать приемлемым и наоборот. Например, когда-то считалось, что употребление алкоголя считается приемлемым, но теперь оно считается социально неприемлемым, тогда как гомосексуализм пошел другим путем.





Нейропсихологический подход к классификации представлен в работах А.В. Семенович Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений. Синдромы несформированности: Функциональная несформированность лобных отделов мозга - недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности; Функциональная несформированность левой височной области - изолированные трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух; Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) - данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий в детстве; Функциональная несформированность правого полушария - недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных) и нарушения порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти. Синдромы дефицитарности: Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга - дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, подчас просто неадекватными реакциями на происходящее; Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга - дисгенетический синдром, который предполагает искажение, деформацию развития практически всех психологических процессов.

Несоответствие функции

Социальные нормы также могут зависеть от ситуации или контекста, в котором мы находимся. Нормально ли есть части мертвого тела? Чтобы выжить, они съели тела тех, кто погиб в катастрофе. Согласно этому определению, человек считается ненормальным, если он неспособен справиться с требованиями повседневной жизни. Они не могут выполнять поведение, необходимое для повседневной жизни, например. заботиться о себе, удерживать работу, осмысленно взаимодействовать с другими, понимать себя и т.д.

Одно из ограничений этого определения заключается в том, что, по-видимому, ненормальное поведение может быть полезным, функциональным и адаптивным для человека. Например, человек, который имеет обсессивно-компульсивное расстройство мытья рук, может обнаружить, что поведение делает его жизнерадостным, счастливым и лучше способным справляться со своим днем.


Классификация физических и психических отклонений Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Является наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов.

Отклонение от идеального психического здоровья

Это требует от нас принятия решения о характеристиках, которые мы считаем необходимыми для психического здоровья. Джахода определил шесть критериев, по которым можно измерить психическое здоровье. Согласно этому подходу, чем больше этих критериев удовлетворяется, тем здоровее человек.

Ограничение: для любого человека практически невозможно достичь всех идеальных характеристик все время. Например, человек не может быть «хозяином своей среды», но быть доволен своей ситуацией. Отсутствие этого критерия идеального психического здоровья едва ли указывает на то, что он страдает психическим расстройством.


Вывод Нами были рассмотрены следующие наиболее популярные классификации развития: Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому Типологии отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М.М. Семаго Классификация нарушений А.В. Семенович Классификация физических и психических отклонений Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина Представляемые классификации отражают наиболее типичные, характерные особенности различных вариантов отклоняющегося развития и его структуру.

Этноцентризм: большинство определений психологической ненормальности разрабатываются белыми людьми среднего класса. Было высказано предположение, что это может привести к непропорциональному количеству людей из определенных групп, которые диагностируются как «ненормальные».

Перспективы аномальной психологии

Аналогичным образом, у людей рабочего класса чаще всего диагностируется психическое заболевание, чем у людей, не имеющих руководства. Акцентом поведенческого подхода является окружающая среда и то, как необычное поведение приобретается, посредством классического кондиционирования, оперантного кондиционирования и социального обучения.

Любая наука, изучая сущность своего объекта, пытается внести определенный элемент упорядоченности в собственные представления о нем. Исследуемые явления объединяются в разнообразные группы, типы, классифицируются. И чем они многообразнее, тем больше возникает различных классификаций. Тем самым появляется возможность понимания внутренних законов исследуемых явлений. Таким образом, классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. По сути, историю науки можно изучать по тому, как в ней происходит смена одной классификационной системы на другую; как осуществляется неизбежный переход от эмпирико-феноменологических (описательных) классификаций к категориальным (сущностным).

Испуганный объект ассоциируется со страхом или беспокойством в прошлом. Условный раздражитель впоследствии вызывает мощный ответ страха, характеризующийся избеганием опасного объекта и эмоции страха всякий раз, когда объект встречается. Учебные среды могут усилить проблемное поведение. Например. человек может быть вознагражден за то, что он страдает от панических атак, привлекая внимание со стороны семьи и друзей - это приведет к усилению и усилению поведения в дальнейшей жизни.

Критерии психологического здоровья

Наше общество также может предлагать девиантные неадаптивные модели, которые дети идентифицируют и подражают. Когнитивный подход предполагает, что мысли человека ответственны за их поведение. Модель имеет дело с тем, как информация обрабатывается в мозге и как это влияет на поведение.

Специальная психология также создает свои подразделения различных типов нарушенного развития. Их значительное количество связано, прежде всего, с многообразием сторон, свойств и элементов развивающейся психики, каждый из которых может оказаться нарушенным в процессе своего становления в связи с действием патогенных факторов.

Это то, как вы думаете о проблеме, а не сама проблема, которая вызывает психические расстройства. Люди могут преодолевать психические расстройства, учась использовать более подходящие познания. Маладаптивное поведение вызвано ошибочными и иррациональными познаниями. . Человек является активным процессором информации. Как человек воспринимает, предвосхищает и оценивает события, а не сами события, которые будут влиять на поведение. Обычно это считается автоматическим процессом, другими словами, мы действительно не думаем об этом.

Определение понятия «психическое здоровье»

У людей с психологическими проблемами эти мыслительные процессы имеют тенденцию быть отрицательными, и полученные познания будут неточными. Эти познания вызывают искажения в том, как мы видим вещи; Эллис предположил, что это происходит из-за иррационального мышления, а Бек предложил когнитивную триаду.

Классификации отличаются друг от друга в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Могут использоваться одновременно несколько критериев - тогда классификация приобретает более дробный характер.

Важным свойством такой группировки является возможность использовать ее на практике. В научных исследованиях часто применяются так называемые рабочие, временные классификации, выступающие в качестве вспомогательного средства при решении конкретных задач.

Медицинская модель психопатологии считает, что нарушения имеют органическую или физическую причину. Основное внимание в этом подходе уделяется генетике, нейротрансмиттерам, нейрофизиологии, нейроанатомии, биохимии и т.д. Например, с точки зрения биохимии - гипотеза допамина утверждает, что повышенные уровни допамина связаны с симптомами шизофрении.

Подход утверждает, что психические расстройства связаны с физической структурой и функционированием мозга. Например, различия в структуре мозга были выявлены у людей с шизофренией. Если, однако, эго ослабевает, то либо личность, либо суперэго, в зависимости от того, что сильнее, могут доминировать над личностью. Это может привести к нарушениям, таким как расстройства поведения в детском возрасте и психопатическое поведение во взрослой жизни. Слишком мощное суперэго: суперэго слишком мощное и, следовательно, слишком суровое и негибкое по своим моральным ценностям, будет ограничивать идентификацию до такой степени, что человек будет лишен даже социально приемлемых удовольствий. Согласно Фрейду, это создаст невроз, который может быть выражен в симптомах тревожных расстройств, таких как фобии и навязчивые идеи. Фрейд также считал, что рано.

Говоря об отклонениях в развитии, мы можем, акцентируя разные стороны, поочередно разделять их на разные группы, то есть осуществлять различные классификации. Например, по времени их возникновения. Существуют нарушения врожденные и приобретенные, появившиеся уже после рождения. Внутри группы врожденных нарушений следует выделить подгруппу, связанную с наследственной патологией, ибо не все врожденное является наследственным, но все наследственное чаще всего бывает врожденным. Группа приобретенных нарушений включает рано и поздно приобретенные. Возрастная граница между ними может быть различной. Так, в случаях нарушения слуха имеет значение время его потери относительно сроков развития речи, тех этапов, когда речь еще не начинала свое формирование, периодов первоначального развития и возраста, когда речь уже была относительно сформирована. Этот пример весьма показателен, он демонстрирует принцип хроногенности связи тяжести расстройства с временем возникновения основного нарушения. Именно от последнего во многом зависит прогноз дальнейшего развития, характер и содержание коррекционных мероприятий, имеющих или не имеющих возможность опоры на период нормального функционирования психики, если таковой существует.

Проблемы могут начаться даже раньше, зиготы с менее чем 5 днями, например. И путь большинства из них был почти уверен: спонтанный аборт. Учитывая генетические аномалии, существуют два типа изменений: числовые и хромосомные. Эти изменения затрагивают как сексуальные, так и несексуальные. Обычно индивидуумы, которые страдают от этих аномалий, имеют морфологический ключ, но это не правило.

Числовые хромосомные аномалии

Когда дело доходит до этого типа аномалии, возможно, основой является хромосомная недифференцировка, которая может возникать как внутри, так и в родительском. Могут также быть некоторые важные изменения в числе хромосом. Эти изменения известны как полиплоидия. Анеуплоидный индивидуум - это индивидуум, у которого есть определенное количество хромосом, которое не кратно уже полиплоидному человеку, имеет точное количество.

Выбрав в качестве основания для классификации обратимость возникающих отклонений, все многообразие их вариантов можно разделить на необратимые, частично обратимые и практически обратимые. В отношении последней группы нарушений, которые способны трансформироваться в нормальное развитие, особо важна скорость или темпы обратимости. В таком случае мы получаем еще несколько подгрупп.

Часто при создании классификации используется этиологический критерий - основная причина, вызвавшая отклонение. Сами по себе этиологические факторы весьма разнообразны, что, кстати говоря, приводит к необходимости и их группировки. Здесь уместно выделить нарушения церебрально-органического, психогенного и соматогенного происхождения.

Причины отклонений в развитии иногда предельно обобщают, объединяя в две большие группы - социальные и биологические. Однако в столь изолированном виде эти факторы выступают крайне редко. Поэтому при выделении групп отклоняющегося развития по данному критерию указывают на относительное преобладание в происхождении того или иного нарушения социально неблагоприятных условий или биологического фактора (будь то инфекция, интоксикация, асфиксия или травма).

С точки зрения клинического подхода традиционным стало подразделение всех форм психических расстройств на два больших класса. Первый из них обозначается термином ретардация, запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновидности ретардации - общую (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков - чтения, счета, письма или свойств личности.

Второй класс расстройств называется асинхрония. Она характеризуется сочетанием выраженного опережения в развитии одних функций со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Несложно понять, что в качестве критерия указанного деления используется темповый признак процесса психического развития в целом и отдельных его сторон.

В. В. Ковалев к двум рассмотренным нами группам дизонтогенеза добавляет еще и третью, связанную с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования.

Она характеризуется разнообразными симптомами и синдромами, встречающимися при различных психических заболеваниях. Прежде всего, это катотонические расстройства, разнообразные регрессивные, касающиеся уже сформированных навыков, тотальный и эклективный мутизм, гиперактивность, патологические страхи, эхолалии и эхопраксии и многое другое.

Исключительно важной представляется мысль о том, что нарушение психического развития не может рассматриваться изолированно, оно одновременно является компонентом дизонтогенеза в целом и одной из его фаз. Так, например, есть основания полагать, что в качестве базы психического инфантилизма выступают последствия нарушений ценогенеза (характера и последовательности смены морфофизиологических изменений эмбриона и плода).

Развивая данное положение, В. В. Ковалев подразделяет все формы дизонтогенеза на две группы в зависимости от динамических характеристик этиологического фактора. В связи с этим он подчеркивает: «По особенностям генеза и динамики различают эволютивный (непроцессуальный) психический дизонтогенез, в основе которого лежит только нарушение развития, и процессуальный, психический дизонтогенез, являющийся следствием болезненного процесса (шизофрения, эпилепсия, прогрессирующее органическое заболевание головного мозга), возникшего до завершения созревания центральной нервной системы. Динамика непроцессуального психического дизонтогенеза эволютивная, подчиняется общим закономерностям психического развития, отличаясь от него по темпу, срокам и соотношению отдельных психических функций и свойств личности. Динамика клинических проявлений процессуального психического дизонтогенеза более сложная и зависит от тяжести и темпа течения основного заболевания. При неблагоприятном течении возможны усиления ретардации психического развития, нарастание его диспропорции, углубление регресса психики» (Ковалев В. В. Семиотика и динамика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985, с. 19).

В попытках классификации отклонений в развитии используются и другие критерии. Так, весь спектр психических функций может быть разделен на исполнительские (частные) и регуляторные (общие). Тогда и из расстройства, соответственно, будут включать нарушения частных функций (гнозис, праксис, речь) и общих регуляторных, связанных с работой лобных отделов мозга. Построение такого рода классификации основано на теории трех функциональных блоков в работе мозга, разработанной А. Р. Лурией.

Теория функциональных блоков сформулирована и применяется в рамках нейропсихологии в целях структурного анализа нарушений психической деятельности при локальных поражениях мозга. Но опыт показывает, что она может быть продуктивно использована и в специальной психологии для описания механизмов отклоняющегося развития и их классификации.

Так, А. В. Семенович предлагает свою нейропсихологическую классификацию отклонений в психическом развитии» выделяя следующие их формы, связанные с незрелостью отдельных мозговых структур:

1) функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;

2) функциональная несформированность левой височной области;

3) функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистое тело);

4) функциональная несформированность правого полушария мозга;

5) функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер);

6) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга.

Поскольку речь идет об отклонениях в психическом развитии, то нет ничего удивительного в том, что при их классификации используются психологические критерии. Подобные нарушения могут преимущественно затрагивать сферу чувственного познания, оставляя относительно сохранной вербально-логическую и психомоторную, как и наоборот. Следует оговориться, что любое деление психической реальности на составные компоненты весьма условно и представляет собой продукт абстракции; в той же степени необходимо осознавать и относительность границ между выделенными группами нарушений.

В психологии традиционно выделяются три основных класса психических процессов - когнитивные, эмоциональные и регуляторно-волевые. Они могут выступать весьма удобным критерием для обозначения трех соответствующих групп отклоняющегося развития, в большей мере затрагивающих познавательную, эмоциональную или регуляторную сферы.

Если рассматривать психическую реальность в параметрах «динамичность - статичность», то на первый план выступают более крупные образования: психические процессы, как наиболее изменчивая составляющая; психические состояния менее подвижные элементы и психологические свойства личности как устойчивые характеристики психики человека. Основываясь на этом делении, чаще всего обозначают два класса преимущественных нарушений в развитии в области психических процессов и состояний и в сфере свойств личности.

Другая классификация, также базирующаяся на психологическом критерии, отличает расстройства в мотивационно-потребностной сфере и в операциональной. В качестве основы этого выступает положение, выдвинутое Д. Б. Элькониным, что в процессе психического развития поочередно формируются то мотивационные компоненты психики, то операционально-исполнительские. Если момент начала патогенного воздействия приходится на период активного формирования мотивационно-потребностной сферы, то она пострадает первично. Нарушение операционально-исполнительских функций при этом выступит как следствие, ибо фаза их развития идет и во многом зависит от мотивационного компонента. С той же вероятностью мы можем наблюдать и обратную картину.

Существует еще одно достаточно простое, но не лишенное практического смысла деление отклонений в развитии на монофакторные и мультифакторные. К первым относятся расстройства, в основе которых лежит патология какого-то одного органа или системы, например зрения, слуха, или двигательной сферы и т. д. Мультифакторные отклонения в развитии включают комбинацию двух или более патологий, например слепоглухота или сочетание глухоты с умственной отсталостью и т.п.

Допустимо использование более частных критериев, например отдельных психических функций или форм деятельности. Тогда можно выделить группы лиц с преимущественным нарушением восприятия, памяти, внимания, психомоторики, антиципации, письма, чтения, счета, звукопроизношения и т. д. Внутри каждой их указанных групп предполагается наличие подгрупповых образований, например по видам восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т. д.; по предметному содержанию восприятия: восприятие предметов, пространства, рисунков, лиц и т.

Необходимо оговориться, что здесь мы перешли к особому способу классифицирования. Нетрудно заметить, что термином «частные критерии» мы обозначили совершенно разнородные образования - письмо и восприятие, счет и психомоторику. Такого рода классификации, использующие несколько несвязанных оснований, называются эмпирическими. Они также многочисленны, но в отличие от выше приведенных категориальных, в силу своей практической направленности, более популярны. Приведем примеры некоторых из них. Одна из подобных классификаций выделяет следующие группы отклонений в развитии (или группы детей с отклонениями в развитии):

1) дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата);

2) дети с задержкой психического развития;

3) дети с астеническими, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями;

4) дети с психопатоподобными формами поведения;

5) умственно отсталые дети;

6) дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия и др.) {Коберник Г. Н. Синев. В. Н. Введение в специальность дефектология. Киев, 1984.).

Обращает на себя внимание разноплановость в образовании указанных групп, что типично для феноменологических и прагматически ориентированных классификаций. Последнее отражается в фиксации основного нарушения с ориентацией на определенный тип помощи или коррекционное учреждение. Наш комментарий не следует понимать как упрек в адрес эмпирических схем, ибо они, безусловно, целесообразны и полезны. Кроме того, создание подлинно научной, общепризнанной классификации неизбежно требует формирования многочисленных эмпирических группировок. Отсутствие в специальной психологии единой универсальной классификации отклонений в развитии лишний раз свидетельствует о необычайной сложности этого феномена. Нелишне сослаться и на то, что длительное время, как уже говорилось, специальная психология развивалась в виде относительно зависимых, изолированных отраслей (тифлопсихология, сурдопсихология и т. д.). Сущностному пониманию природы психогенетических отклонений не уделялось должного внимания. Поэтому механическое соединение и рядоположение предметных областей различных разделов специальной психологии не могло привести к созданию требуемой системы.

Вернемся снова к эмпирическим классификациям. Т А. Власова и М.С. Певзнер представляют иную группировку:

1) дети с отклонениями в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;

2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС;

3) дети с отклонениями в связи с депривационными ситуациями.

Еще одна классификация, предложена В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым:

1) дети с сенсорными нарушениями (зрения и слуха);

2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;

6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

Г. Н. Коберник и В. Н. Синев строят похожую классификацию, выделяя следующие группы:

1) дети со стойкими нарушениями слуховой функции (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;

4) дети с тяжелыми речевыми нарушениями;

5) дети с комплексными расстройствами;

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с задержкой психического развития;

8) дети с психопатическими формами поведения.

Как видно из приведенных примеров, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, наконец, два класса из одной системы в другой объединяются. При всей кажущейся разнородности приведенных классификаций, они все же имеют определенное общее основание. В качестве такового выступают условия или факторы нормального психического развития, выделенные в свое время А. Р. Лурией и представленные на рисунке 7.1.

Рис.7.1. Условия нормального психического развития

Нам хотелось бы зафиксировать внимание еще на одной стороне приведенных примеров. Создатели эмпирических классификаций стремятся отразить в них наиболее типичные по качеству характеристики разных форм отклонений в развитии. Кроме того, выделенные группы не должны быть слишком большими или слишком мелкими и дробными. Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования - группы соответствуют типам специальных школьных и дошкольных учреждений. Вот почему в эмпирических классификациях отсутствует признак возраста, точнее, он представлен в усеченной форме - только дошкольники и школьники. Лица с отклонениями в развитии зрелого возраста не упоминаются, хотя и являются предметом изучения специальной психологии. Если группа не многочисленна и для нее не может быть создано специальное учреждение, то она чаще всего не включается в классификацию. Поэтому «образовательное пространство», то есть существующая система специального образования выступает, таким образом, в качестве меры, задающей масштаб выделяемых групп.

И наконец, современный профессионал в области специальной психологии и коррекционной педагогики непременно должен быть знаком с «Классификацией психических и поведенческих расстройств» международной системы болезней десятого пересмотра», принятой Всемирной организацией здравоохранения и действующей в настоящее время. Она, также относится к классу эмпирических и содержит несколько разделов. Первый из них - умственная отсталость, дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая, а также «другая» и «неуточненная».

Далее следует обширный раздел под рубрикой «Нарушения психического развития», включающий специфические расстройства речи и школьных навыков (чтение, счет, письмо). Отдельно обозначены так называемые общие расстройства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Сюда же включен синдром Аспергера и другие общие нарушения.

Следующий класс - «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте», к числу которых относятся патологии активного внимания и гиперкинетические нарушения поведения. В свою очередь, раздел «Расстройства поведения» объединяет поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи; несоциализированные и социализированные расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие и др. Рубрика «Смешанные расстройства поведения и эмоций» включает депрессивные и иные нарушения поведения и эмоций.

Далее следует раздел «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста». Сюда относятся тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фобические тревожные расстройства детского возраста; социальное тревожное расстройство детского возраста; расстройство сиблингового соперничества и др.

Следующая группа объединяет нарушения социального функционирования: эклективный мунтазм, реактивное расстройство привязанности детского возраста и др.

«Тикозные расстройства» рассматриваются отдельно; они представлены транзиторными тикозными расстройствами, хроническими двигательными голосовыми тикозными расстройствами, комбинированными голосовыми и множественными двигательными тикозными расстройствами и проч.

Завершающей рубрикой являются «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Ее составляют неорганический энурез, неорганический энкопрее, расстройство питания в младенческом возрасте, поедание несъедобного в младенчестве и детстве, стереотипные двигательные расстройства, заикание, речь взахлеб и др.

Данная классификация, конечно, имеет весьма дробный характер, она детализированна и многогранна. Некоторые употребляемые в ней термины могут показаться непривычными и не вполне понятными. Тем не менее при знакомстве с этой классификацией, снабженной подробными качественными описаниями тех или иных отклонений и диагностическими критериями их оценок, терминологические затруднения" легко преодолеваются.

Приведенная система - плод многолетней работы огромного числа исследователей, она постоянно изменяется и дорабатывается по мере накопления все новых клинических и психологических фактов. Ее создание способствует активизации и оптимизации международного сотрудничества специалистов в одной области; являясь одновременно удобным рабочим инструментом в исследовательской практике.

Однако принятие международной системы не отменяет практики существования и развития собственных национальных классификаций в различных странах.

В настоящее время у нас наибольшую популярность, судя по числу ссылок, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза.

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие - полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие - сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие - нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного видадезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

Данная классификация также является эмпирической. Она достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу (полиформны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

Мы не случайно так подробно остановились на вопросах классификаций, ведь наличие и разнообразие классификаторов в определенной мере отражает состояние науки. Кроме того, начинающие психологи часто придерживаются какой-то одной схемы и пытаются вписать в ее рамки все полученные ими эмпирические материалы. К сожалению, это не всегда удается. Поэтому не следует абсолютизировать один вид классификаций, игнорируя все остальные. Многообразие форм отклонений в развитии не может вместиться ни в одну из них, ныне существующих, даже самую дробную. Углубление наших знаний о сущности отклоняющегося развития одновременно с отсутствием применяемой их систематизации и группировки выступает веским стимулом для создания новых классификационных схем.