Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Причины приводящие к отклонениям в двигательной сфере. Консультация на тему: Причины отклонений в развитии

Причины приводящие к отклонениям в двигательной сфере. Консультация на тему: Причины отклонений в развитии

(Документ)

  • Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей (Документ)
  • Шипилов А.В. Оппозиция мы - они в социокультурном развитии. В двух частях. Часть II (Документ)
  • Диплом - Психолого-педагогическая диагностика интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии к обучению в школе (Дипломная работа)
  • Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. Часть 1. Западная Европа (Документ)
  • Презентация - Математическая игра Где чей домик (Реферат)
  • Пузанов Б.П.(ред.) Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии (Документ)
  • Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика (Документ)
  • Дети попавшие в трудную жизненную ситуацию (Документ)
  • n1.rtf

    1.2. Причины возникновения отклонений в развитии у детей

    Существует два комплекса причин, обусловливающих возникновение у детей отклонений в развитии - врожденные и приобретенные.

    Врожденные аномалии являются следствием различных вредных влияний на зародыш и развивающийся плод во внутриутробном периоде - интоксикации, травм, нарушений питания и т.п. Они также связаны с состоянием здоровья и образом жизни беременной женщины. Так токсоплазмоз - инфекционное заболевание, распространяемое домашними животными и птицами, перейдя на плод от больной матери, может явиться причиной врождённой умственной отсталости ребенка, поражения у него органов зрения и др.

    Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм матери, употребление ею во время беременности медикаментов (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.) - все это отрицательно влияет на развитие плода.

    Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови матери и плода и обусловливает различные мозговые поражения у ребенка.

    Нередко врожденные детские аномалии возникают как результат действия генетических (наследственных) факторов. Нарушения в строении и числе хромосом, вызванные аномалиями хромосомных наборов родителей, являются причиной некоторых грубо выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна. Однако неполноценность генеративных клеток родителей может быть обусловлена не только наследственностью, но и внешними влияниями. Например, действие на организм матери ядерного облучения или экологические нарушения в месте ее проживания часто приводят к различным уродствам ребенка и к его умственной отсталости.

    Алкоголизм матери вызывает изменения в центральной нервной системе плода, в его костной системе и внутренних органах, приводит к различным порокам. Наблюдается так называемый «алкогольный синдром» плода, характеризующийся задержкой роста плода и, соответственно, ребенка, микроцефалией (уменьшением размеров головы), мышечной слабостью, нарушением психомоторного развития в сочетании с проявлением повышенной возбудимости и двигательной расторможенности. Эти нарушения могут усиливаться за счет снижения слуха. Внутриутробная незрелость, соматическая ослабленность детей с алкогольным синдромом плода ведут к более частым и тяжелым заболеваниям в первые месяцы жизни.

    Еще одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.

    В настоящее время остро встает вопрос о влиянии на ребенка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов. При рождении они страдают муками абстинентного синдрома, выражающегося в пронзительном, непрекращающемся плаче, нарушении сосательного рефлекса, уменьшении массы тела.

    Эти физические терзания растягиваются порой на долгие месяцы и отрицательно сказываются на здоровье младенца и на его психофизическом развитии.

    Приобретенные детские аномалии возникают как следствие различных вредных влияний на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития. Опасными бывают механические повреждения плода (природовые травмы), остановка дыхания у рождающегося ребенка (природовая асфиксия).

    В первые годы жизни ребенка аномалии его развития могут быть вызваны некоторыми инфекционными болезнями (энцефалит, менингит, полиомиелит, корь, грипп и др). Меньшее значение в этот период имеют травмы и интоксикации.

    Не проходят бесследно для ребенка и резко неблагоприятные социальные условия его жизни. Они обусловливают раннюю детскую депривацию, затормаживающую и физическое, и интеллектуальное, и личностное развитие.

    1.3. Основные проблемы коррекционной педагогики

    А) Структура психики ребенка с отклонениями в развитии

    - Психика человека формируется и функционирует как единая, очень сложная система, в которой все составляющие ее звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Ребенок, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать звуковые сигналы, важные для познания окружающей действительности, для создания полных и разносторонних представлений о многих объектах и явлениях (шелест листьев, пение птиц, шум подъезжающей машины, звучание радио, телевизора и т.п.). Он не может воспринимать речь окружающих и контролировать собственное произношение. Нарушено его общение с людьми. Такой ребенок не может самостоятельно научиться говорить. Если его специально не учат, то он становится немым. При отсутствии речи все развитие ребенка приобретает резко измененный характер, что в свою очередь сказывается на процессе формирования его личности.

    Структура психики ребенка с отклонениями в развитии чрезвычайно сложна. Первичный дефект, например, нарушение работы анализаторов или специфические речевые дефекты, приводят к возникновению многих других отклонений вторичного, третичного и других порядков, которые возникают в процессе онтогенетического развития ребенка.

    Так резкое снижение зрения существенно ограничивает возможности ребенка знакомиться с окружающей его действительностью, ориентировку в социальной среде, так как именно зрение позволяет человеку получать огромное количество информации. Представления о правилах поведения людей в обществе, о ближайшем, а тем более отдаленных предметах и явлениях оказываются у него фрагментарными, бедными, нечеткими, а подчас и искаженными. Человеческое мышление в значительной мере основывается на восприятии и представлениях. Следовательно, наглядно-действенные и наглядно-образные формы мыслительной деятельности развиваются у незрячего ребенка с определенным ущербом. А ведь они необходимы для становления словесно-логического мышления.

    Ребенок, лишенный зрения, слышит речь окружающих его людей и, кажется, сам успешно ею овладевает. Однако правильно употребляя слова, он часто недостаточно понимает значение многих из них, поскольку совершенно не представляет себе того, что они обозначают, т.е. пользуется речевыми штампами. Его речь оказывается богатой словами-«пустышками» или как принято говорить вербализмами. У слепых людей, особенно у детей, отмечаются нарушения походки. Они двигаются замедленно, неуверенно и неловко. Мимика их лица также отличается специфическим характером.

    Наличие у ребенка того или иного дефекта обусловливает своеобразие его дальнейшего развития. Он так или иначе приспосабливается к обстановке, находит обходные пути компенсации своего дефекта. Так, например, у незрячих (слепых) детей формируются различные способы пространственной ориентировки, связанные с тактильными, слуховыми и другим, ощущениями, в некоторой мере заменяющие отсутствующее зрение.

    Установлено, что психика каждого ребенка с отклонениями в развитии, характеризуется многими специфическими особенностями. Одни из них вызываются болезнетворными факторами и квалифицируются как первичные дефекты. Например, глухота может быть вызвана атрофией слухового нерва ребенка. В данном случае потеря слуха является первичным дефектом.

    Другая группа включает так называемые вторичные, третичные и другого порядка дефекты, обусловленные первичным дефектом, зависящие от него и в той или иной степени опосредствованные им. Так, например, снижение слуха у ребенка (первичный дефект) влечет за собой нарушение его речевого развития, что является вторичным дефектом и, в свою очередь, вызывает отклонения в становлении словесно-логического мышления.

    Первичные дефекты обусловливают возникновение вторичных. В свою очередь, вторичные дефекты оказывают влияние на первичные. Воздействуя на вторичный дефект можно в известной мере оказать корригирующее воздействие на ту или иную деятельность ребенка. Например, ребенок со снижением слуха по мере того, как он овладевает речью под руководством и с помощью учителя-специалиста, т.е. по мере преодоления вторичного дефекта начинает несколько более успешно пользоваться имеющимися возможностями своего слухового восприятия, т.е. остаточным слухом.

    Теоретическими и экспериментальными исследованиями, проведенными крупным отечественным психологом Л.С. Выготским и его учениками, было установлено, что педагогическое воздействие на возникший у ребенка с отклонениями в развитии вторичный дефект является более эффективным, чем работа, направленная на полную или частичную коррекцию первичного дефекта. Поэтому специальное обучение предусматривает прежде всего коррекцию отклонений, обусловленных первичным дефектом.

    Б) Развитие ребенка, нуждающегося в специальном обучении

    Кора головного мозга ребенка характеризуется высокой пластичностью. За счет этой особенности коры дети с отклонениями в развитии способны к подлинному развитию, к положительным качественным изменениям, возникающим в личностных проявлениях, в познавательной деятельности и моторике каждого ребенка. Конечно, наблюдаемые у детей положительные сдвиги бывают очень различными и далеко не всегда происходят в короткие сроки. Все зависит от характера и степени выраженности дефекта, от окружающей ребенка социальной среды, от уровня его познавательной деятельности, личностной направленности и возможности дать волевое усилие, от квалификации работающего с ним учителя и от других факторов.

    Основные закономерности нормального и аномального развития едины, хотя каждый вид отклонения придает продвижению ребенка специфический характер, замедляя и существенно изменяя его. Это положение, сформулированное Г.Я. Трошиным, акцентированное и уточненное Л.С. Выготским и другими психологами, устанавливает определенное отношение между нормальным и аномальным развитием, подчеркивая мысль об их общности, объединяет их и вместе с тем утверждает существование различий между ними. Зная закономерности развития нормального ребенка, можно продуктивно искать пути, факторы и направления, способствующие развитию различных категорий детей, отклоняющихся в развитии от нормы.

    Иная картина наблюдается лишь у небольшого количества дементных (слабоумных) детей, состояние которых является следствием органических заболеваний мозга или его тяжелых травм. В случаях деменции дефект носит необратимый характер и обычно ребенок с возрастом все более отклоняется от нормы.

    Положение об идентичности основных закономерностей нормального и аномального развития дает основания говорить об определенной общности многих факторов, обусловливающих этот процесс, а также об их значимости.

    Есть все основания разделить факторы, влияющие на продвижение ребенка с отклонениями в развитии, как и нормального, на три большие группы, выделив биологические и социальные факторы, а также собственную психическую активность ребенка.

    К биологическим факторам, определяющим возможности развития аномальных детей, относятся следующие:


    1. характер дефекта, имеющий первостепенное значение, поскольку он обусловливает основные изменения, наблюдаемые в общей картине психического развития ребенка. Так ребенок с резким снижением зрения, во всех своих проявлениях, существенно отличается от своего сверстника с потерей слуха или с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

    2. выраженность дефекта, от которой зависит интенсивность проявления психологических особенностей ребенка с отклонениями в развитии. Это можно отчетливо увидеть, сопоставляя проявления детей, характеризующихся резко и слабо выраженной умственной отсталостью. Первые обычно находятся в специальных учреждениях интернатного типа, организуемые Министерством социальной защиты населения, или живут в семьях. Многие из них, хотя и не лишены слуха, не понимают обращенных к ним речи и жестов, не реагируют на свое имя, сами не научаются говорить, не усваивают элементарных форм человеческого поведения и нуждаются в постоянной помощи и опеке.
    Вторые нередко посещают обычные детские сады, потом попадают в общеобразовательные массовые школы и, лишь потерпев там неудачу, переходят на специальное обучение в коррекционных классах или школах;

    - время приобретения дефекта существеннейшим образом влияет на весь дальнейший ход развития ребенка. Так наиболее пострадавшими и отстающими в развитии оказываются те дети, у которых основания для умственной отсталости возникли во внутриутробном периоде.

    Значительно отличаются друг от друга дети, потерявшие слух после первоначального становления речи - в 3-4 года и родившиеся с потерей слуха. В первом случае ставится вопрос о сохранении речевого опыта ребенка и его дальнейшем совершенствовании. Во втором - о формировании речи с нуля, т.е. заново;

    - состояние здоровья ребенка имеет очень большое значение для его физического и психического развития. Чем более крепким и жизнестойким является детский организм, тем большее сопротивление может оказать он различным болезням.

    Здоровый ребенок успешнее, чем постоянно болеющий, овладевает моторикой, успешнее и активнее усваивает многие знания, умения и навыки.

    Социальные факторы играют огромную роль в продвижении детей с отклонениями в развитии. Они могут быть обозначены как обучение в широком смысле этого слова. Условно можно выделить такие его формы.

    Не организованное обучение, происходящее стихийно, в силу тех или иных житейских, традиционных, обычно не учитываемых условий. Это прежде всего воздействие социальной среды, окружающей ребенка, семьи, улицы, знакомых взрослых и детей, прослушивание радиопередач, просмотр телевизионных программ и кинофильмов. Все дети с отклонениями в развитии, исключая тех, кто страдает сложными дефектами, или относится к числу глубоко умственно отсталых, непроизвольно усваивают многие знания, умения и навыки, подражая взрослым и сверстникам или следуя их требованиям, предложениям или указаниям.

    Успешность такого неорганизованного обучения в значительной степени зависит от наличия благоприятной социальной среды, в которой они живут. Такой средой, в первую очередь, является благополучная, полная семья. Особое значение имеет воспитание правильных дружеских взаимоотношений ребенка с отклонениями в развитии с другими детьми из его ближайшего окружения. Неправильно думать, что отклоняющийся в развитии ребенок не может быть товарищем в обычных детских играх. Дело обстоит как раз наоборот. Общаясь с таким ребенком, играя с ним, проявляя по отношению к нему заботу и внимание, нормально развивающиеся дети становятся добрее и мягче, начинают правильно понимать его нужды и стремления. Не беда, если, обращаясь к товарищу с потерей слуха, они будут пользоваться пантомимой или воспринятыми от него мимическими знаками. Важно, что дети будут объединены общей, интересной для обеих сторон деятельностью, и нормально развивающиеся дети научатся оказывать помощь необычному ребенку, поддерживать и подбадривать, в случае необходимости будут готовы защищать его.

    Что же касается ребенка с отклонениями в развитии, то дружеское общение с нормальными детьми для него бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой изоляцией от других детей, положительно скажется на общем эмоциональном и умственном развитии. Ведь многое дети познают не только от взрослых, но и от сверстников, легко и непроизвольно усваивая знания и навыки. К тому же постоянное взаимодействие только с взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности реализовать естественные детские интересы и стремление играть и дружить со сверстниками.

    Не меньшую роль играет также взаимодействие со многими взрослыми, которые и не собираются учить ребенка чему-то, но всем своим поведением показывают ему пример того, как следует вести себя в тех или иных ситуациях.

    Организованное обучение, осуществляемое не специалистами. Это систематические занятия родителей с ребенком, проводимые без учета имеющихся у него отклонений, пребывание в обычных детских садах и школах общего назначения. Следует подчеркнуть мысль о том, что если родители предъявляют ребенку слишком высокие, непосильные для выполнения требования, то у него возникает чувство собственной неполноценности, ущербности, отрицательное отношение к занятиям и другим детям, иногда и к родителям.

    Если требования, предъявляемые ребенку, оказываются чрезмерно низкими, а взрослый стремится все время помогать ему, не оставляя возможности преодолевать возникающие трудности, и к тому же постоянно и необоснованно одобряет его, то ребенок начинает переоценивать свои силы, не понимая, что он может далеко не все.

    Дети с отклонениями в развитии, особенно не грубо выраженными, в силу различных причин нередко оказываются в обычных детских садах и школах общего назначения. Приносит ли это им пользу? Осуществляется ли при этом процесс коррекции присущих им отклонений? Интегрирует ли он в нормальную социальную среду? Однозначно ответить на эти вопросы невозможно.

    Представители теории интеграции (представители западной коррекционной педагогики) предполагают воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии в группе или классе среди нормально развивающихся детей, но по индивидуальной, специально разработанной программе под непосредственным руководством специалиста-дефектолога. Это стоит очень дорого, т.к. фактически на одного, двоих или троих таких детей требуется специальный учитель или воспитатель. В настоящее время для нашей страны такое обучение фактически невозможно.

    Если же ребенок с отклонениями в развитии оказывается среди нормально развивающихся детей и работающий с ним взрослый не имеет никаких сведений по коррекционной педагогике, не имеет времени и стремления уделять необычному ребенку особое внимание, то создаются далеко не самые благоприятные условия для его жизни и продвижения. Если в детском саду воспитатель безразлично и даже с раздражением относится к такому ребенку, то ребенок становится постоянно настороженным, скрытным, плаксивым или, наоборот, агрессивным и непослушным.

    Что касается пребывания ребенка с отчетливо выраженными на рушениями психического развития в школе общего назначения, то оно дает незначительный положительный эффект. Конечно, ребе нок кое-что усваивает, узнает правила поведения в классе, в известной мере подчиняется требованиям учителя, выполняет некоторые простейшие задания. Однако он быстро становится стойко не успевающим учеником. Его неуспеваемость обусловлена не ленью или нежеланием учиться, а имеющимися отклонениями в развитии. Так слабослышащий ребенок не воспринимает значительную часть того, что говорят учитель и другие ученики, умственно отсталый не понимает или понимает неправильно предлагаемые ему задания, не может в должной мере овладеть навыками чтения и письма, с трудом запоминает учебный материал и не умеет пользоваться полученными знаниями.

    Отстающий ученик чувствует себя в классе дискомфортно. Другие дети нередко смеются над ним. Учитель выражает недовольство. Если к тому же родители ругают и наказывают ребенка, заставляют часами делать уроки, то жизнь его становится сложной и тяжелой, а это, в свою очередь, ведет к отрицательным личностными изменениям.

    В тех случаях, когда отклонения в развитии ребенка выражены не резко, то он при оказании ему систематической квалифицированной помощи со стороны родителей или приглашенного специалиста может относительно успешно обучаться вместе с нормаль но развивающимися детьми. Но при этом у ребенка должны быт] большая настойчивость и непреклонное желание оставаться имен но в этой школе.

    Специально организованное воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии может проводиться в семье, где оно осуществляется родителями при систематических консультациях дефектолога или в виде индивидуальной работы с ребенком приглашенным специалистом (например, логопедом).

    Специальное обучение может проводиться также в специальном детском саду или в группах обычного детского сада, в специальной школе и в специальных классах, организуемых при школа) общего назначения. Специальное обучение в наибольшей мере соответствует нуждам ребенка с отклонениями в развитии, способствует становлению его познавательной деятельности и личности.

    В результате такого обучения у ребенка с отклонениями в раз витии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррекция и компенсация имеющегося у ребенка дефекта. Коррекция (от латинского correction - исправление, улучшение) - это сглаживание недостатков развития ребенка с помощью различных педагогических, лечебных и технических средств.

    Так, оптические приборы позволяют в известной мере скорригировать зрение слабовидящих детей. Обучение в школе для умственно отсталых детей оказывает положительное воздействие на формирование мыслительных процессов учащихся, предполагая комплексное воздействие на его познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, моторно-двигательные качества, поведение и личности в целом.

    Коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании положительных возможностей ребенка с отклонениями в развитии и постепенно создает возможности для активизации нарушенных функций. Акцентируется воспитание высших психических процессов (логического мышления, произвольного запоминания и др.), которые играют ведущую роль в общем психическом развитии человека.

    Эффективность коррекционно-воспитательной работы зависит от знания педагогом типологических и возрастных особенностей развития детей и индивидуальной специфики развития каждого ребенка. Особенно важно обеспечить при этом сознательное и активное выполнение детьми предложенных заданий, повысить их интерес к происходящему. Конечно, большое внимание уделяется специальной организации предметно-практической, мыслительной и речевой деятельности учащихся.

    Термин «компенсация» (от латинского слова compensatio - возмещение) в общебиологическом значении - одна из сторон приспосабливаемости организма к окружающей среде при нарушении или утрате какой-либо материальной структуры или функции. Основой компенсаторного процесса является мобилизация резервных возможностей высшей нервной деятельности. В процессе компенсации происходит перестройка и замещение функций, направленная на восстановление оптимальных возможностей организма и среды. При этом, в одних случаях, функции дефектных органов замещаются другими, что позволяет организму поддерживать адекватные связи со средой, в других - нарушение, ослабленные или недоразвитые функции полностью или частично восстанавливаются, перестраиваются отношения между ними, формируются новые системы. В результате возникают новые способы получения информации, и адекватные формы поведения реализуются в условиях полного выпадения или дефектного функционирования того или иного анализатора или органа.

    Формирование процессов компенсации у человека - это не только биологическая приспосабливаемость организма, но и формирование новых способов действия, усвоение социального опыта в условиях сознательной деятельности. Компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.

    Это процесс восстановления его общественно-личностных функций, а не функций отдельного органа. Компенсация дефекта у детей с отклонениями в развитии - своеобразный процесс развития, обусловленный биологическими, личностными и социальными факторами при ведущей роли последних.

    Успешное развитие функций сохранных органов, замещающих ребенку с отклонениями в развитии утраченную деятельность пораженного органа (например, зрения у глухого), объясняется тем, что эти органы усиленно функционируют в его жизненном опыте. Особенности психического развития ребенка с нарушением анализатора определяются социальными последствиями, вызванными этим нарушением. Таким образом, в компенсации дефекта решающее значение имеет воспитание и обучение ребенка с отклонениями в развитии.

    Конечно, не каждый дефект может быть полностью компенсирован. К тому же компенсаторные процессы при неблагоприятных условиях (переутомление, заболевание) могут распадаться. В этих случаях происходит декомпенсация.

    В ряде случаев может иметь место так называемая псевдокомпенсация (от греческого psendos - ложь, ошибка), т.е. вредные образования, возникающие у ребенка как его реакция на нежелательные проявления к нему со стороны окружающих. Так нарушение поведения у умственно отсталого ребенка часто бывает обусловлено его желанием привлечь к себе внимание окружающих, так как другим путем ему не удается этого сделать.

    Правильная организация обучения детей с отклонениями в развитии является очень сложным делом. Следует помнить, что как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое осуществляется несколько опережая развитие ребенка, однако не превышает его возможностей и ведет за собой развитие.

    Что же касается определения возможностей, то оно требует индивидуального обучения каждого ребенка, а для этого необходимо определить зону ближайшего развития ребенка с отклонениями в развитии. Л.С. Выготский выдвинул положение о том, что познавательная деятельность всякого ребенка характеризуется двумя зонами развития. Одна из них - зона актуального развития определяется такими заданиями, с выполнением которых ребенок в данный момент справляется самостоятельно. Другая - зона ближайшего развития может быть представлена заданиями, которые ему посильны лишь с помощью взрослого. Таким образом, зона ближайшего развития позволяет определить возможности продвижения ребенка, которые необходимо учитывать при специальном обучении.

    Работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии, не только предполагает применение определенной педагогической системы воспитания и обучения, способствующей коррекции и компенсации его дефекта и общему развитию, но и медикаментозное воздействие и использование различных технических средств - слуховых аппаратов, оптических приборов. Медикаментозное воздействие в данном случае ставит перед собой цель не излечения ребенка, но оказания ему помощи, направленной на снятие возникающих у него дополнительных трудностей. Так у умственно отсталого ребенка, страдающего гидроцефалией (водянкой головного мозга), перенесшего черепно-мозговую травму и в ряде других случаев могут периодически возникать резкие, длительные головные боли, которые нередко могут быть ослаблены или сняты медикаментозными средствами.

    Примером часто применяемого в практике технического средства может служить использование слухового аппарата, дающего возможность ребенку со сниженным слухом воспринимать различные звуки более громко и отчетливо, в том числе и речь окружающих. Важно подчеркнуть, что так называемая слуховая работа - дело очень сложное и тонкое. Ее должны выполнять специалисты, знающие, каким образом и в течение какого времени это следует делать. Осуществляемая человеком, не имеющим соответствующей подготовки, она может иметь и неблагоприятные последствия. Так ребенок, испытав при работе со слуховым аппаратом неприятные ощущения и даже боль в ушах, будет отказываться от его использования.

    К числу технических средств относятся также различные оптические приборы (линзы, лупы и др.), облегчающие зрительное восприятие детей со сниженным зрением, позволяющие обучать их грамоте, не обращаясь к специальному (брайлевскому) шрифту. Техническим средством являются и аппараты, издающие звук при приближении на определенное расстояние к препятствию (стене, столбу, забору) и тем самым помогающие слепому избежать столкновения с ними и травмы.

    Различного рода тренажеры применяются главным образом при работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями зрения. Они способствуют развитию двигательной сферы этих детей, тренировке отдельных видов движений.

    Начавшееся в дошкольном возрасте комплексное воздействие на ребенка, включающее педагогические и дополнительные средства, дает несомненный положительный эффект. Следует помнить также, что чем в более раннем возрасте ребенка с отклонениями в развитии начинают обучать и воспитывать люди, обладающие дефектологическими знаниями, понимающие его нужды, относящиеся к нему с сердечной теплотой, тем большего успеха можно ожидать, тем положительнее будет прогноз его развития.

    Собственная психическая активность ребенка - его интересы, склонности, эмоции, возможность дать волевое усилие, сформированность произвольных процессов имеют огромное значение для его всестороннего продвижения. Именно поэтому так важно воспитание активной жизненной позиции ребенка с отклонениями в развитии.

    Причины отклонений в развитии.

    Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
    В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).
    Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.
    При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5–7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих, прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.
    Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.
    Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом – о полигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.
    В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.
    Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т.п.
    В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную, или пренаталъную, патологию (воздействие в период внутриутробного развития); катальную патологию (повреждения в родах) и постнатальную (неблагоприятные воздействия после рождения).
    В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.
    Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.
    Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной, патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут часто возникают малообратимые изменения со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития.
    Напомним, что тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.
    Среди причин, обусловливающих отклонения в психомоторном развитии ребенка, определенную роль может играть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови.
    Резус или групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распад эритроцитов плода. В результате этого распада из эритроцитов выделяется особое, токсичное для центральной нервной системы вещество – непрямой билирубин. Под влиянием непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха, речи, расстройствам эмоциональной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиновая энцефалопатия
    При преимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Эти сложные дефекты могут сочетаться с пороками развития внутренних органов, которые часто наблюдаются при различных инфекционных, особенно вирусных, заболеваниях беременной женщины Наиболее тяжелое поражение плода возникает при заболевании матери в первом триместре беременности.
    Частота поражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь. Поражение плода также может быть и при заболевании беременной женщины инфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др.
    У женщин, перенесших во время беременности краснуху, особенно в период эмбриогенеза, т.е. от 4 недель до 4 месяцев, отмечается высокая частота рождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, а также сердечно-сосудистой системы, иначе говоря, у младенцев этих женщин имеет место так называемая рубеолярная эмбриопатия.
    Внутриутробная патология имеет место при наличии у беременной женщины скрытых (латентных) хронических инфекций, особенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др. Поражение мозга плода при этих инфекциях часто приводит к умственной отсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, эпилептическими припадками и др.
    Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации, нарушения обмена веществ у беременной женщины.
    Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств. Доказано, что большинство лекарственных препаратов проходит через плацентарный барьер и проникает в кровеносную систему плода. К таким препаратам относятся нейролептические, снотворные и успокаивающие средства, многие антибиотики, салицилаты, и в частности, аспирин, анальгетики, в том числе лекарства, применяемые при головной боли, и многие другие. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать различные гормональные препараты и даже большие дозы витаминов, препарата кальция Особенно выражен токсический эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.
    Особенно неблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотических средств, а также курение
    Специальные исследования последних лет показали наличие связи между сроком беременности и характером влияния алкоголя на потомство. Употребление алкоголя будущей матерью в первом триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приводит к грубым порокам развития нервной системы плода. Алкоголизация плода на более поздних сроках беременности вызывает структурные изменения в его нервной и костной системах, а также в различных внутренних органах. Такие системные проявления алкогольного повреждения плода во внутриутробном периоде получили название алкогольного синдрома плода. При алкогольном синдроме плода выраженные нарушения психомоторного развития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются с множественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз, ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца и выраженной дисфункцией со стороны центральной нервной системы .

    Причины отклонений в развитии

    В корне большинства отклонений в развитии первичны нарушения в нервной системе или определœенном анализаторе, в результате которых возникает атипичное строение или изменение функции определœенных органов и психологических систем. В связи с этим отклонения в развитии делятся на следующие группы:

    1. По патогенезу (механизму патологических изменений)

    1.1.Органические нарушения. При этом в нервной системе можно обнаружить структурные, биохимические очаги поражения, связанные, с выраженным или длительным воздействием на нервную ткань патогенного фактора или обусловленные наследственной предрасположенностью к ее повреждению.

    1.2 Функциональные нарушения. Основаны на динамических расстройствах нервной деятельности, рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных психологических систем и зон ЦНС. Это связано с повышенной возбудимостью или эаторможенностью, а также с неустойчивостью функциональных систем.

    2. По этиологии (причины патологических нарушений)

    2.1 Наследственные нарушения. Генетические заболевание, в частности, проявляющиеся в нарушениях обмена веществ в ткани головного мозга. Наследуются определœенные формы олигофрении, болезнь Дауна, глухота͵ слепота.

    2.2 Врожденные нарушения. Аномалии, связанные с алкоголизмом и наркоманией родителœей, неблагоприятным протеканием беременности, что вызывает развитие у ребенка, в частности, умственной отсталости.

    Патогенные факторы, действующие на плод в период внутриутробного развития. Это инфекции, физические и психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации: неправильное питание матери, ее эндокринные заболевания, бесконтрольный прием лекарственных препаратов; резус-несовместимость плода и матери.

    2.3 Приобретенные аномалии

    А - Родовые (натальные) нарушения. Механические повреждения плода, внутримозговое кровоизлияние, асфиксия.

    Б - Послеродовые (постнатальные) расстройства. Нейроинфекции (менингит, энцефалит, полиомиелит), черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга.

    2.4. Психогенные нарушения.

    А - социально-психологические нарушения, вызываемые, к примеру, неблагоприятными семейными условиями воспитания ребенка (что вызывает, в частности, "педагогическую запущенность").

    В - индивидуально-психологические нарушения (как вторичное углубление психологических проблем, вызываемых самим ребенком); явления социальной и психической депривации; проблемы эмоционально-личностного развития ребенка.

    Вопросы и задания

    1. Раскройте содержание понятия ʼʼотклонение в развитииʼʼ.

    2. Какова роль биологических и социальных факторов в психическом развитии человека?

    3. Раскройте сущность теории первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии ребенка.

    4. Приведите примеры детских аномалий. Каковы их причины?

    5. Проанализируйте общие закономерности отклонений в развитии.

    6. Рассмотрите механизмы патогенеза.

    7. Какие психологические механизмы отклонений в развитии вы знаете?

    Причины отклонений в развитии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Причины отклонений в развитии" 2014, 2015.

    Возникновение аномалий развития связано с дейст­вием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями. \

    В последнее время получены данные о новых наслед­ственных формах умственной отсталости, глухоты, сле­поты, сложных дефектов, патологии эмоционально-воле­вой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

    Современные достижения клинической, молекуляр­ной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы–передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функцио­нальные единицы наследственности, которые носят на­звание генов.

    При хромосомных болезнях с помощью специаль­ных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обуславливает ген­ный дисбаланс. По последним данным, на 1000 ново­рожденных приходится 5–7 детей с хромосомными ано­малиями. Хромосомные болезни, как правило, отлича­ются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих прежде все­го интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

    Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных бо­лезнях, когда число и структура хромосом остаются не­изменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие опре­деленного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием раз­личных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

    Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномаль­ного развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом – ополигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обыч­но является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

    В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обуславливающих аномалии разви­тия, их дифференциальная диагностика весьма затруд­нена. Вместе с тем, необходимо отметить, что правиль­ный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.

    Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это–инфекции, интоксикации, травмы и т. п.

    В зависимости от времени воздействия этих факто­ров выделяют внутриутробную, илипренатальную, па­тологию (воздействие в период внутриутробного разви­тия);натальную патологию (повреждения в родах) ипостнатальную (неблагоприятные воздействия после рождения).

    В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.

    Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриут­робного развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к, внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных де­тей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

    Наиболее тяжелые отклонения в развитии возника­ют при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут часто возникают малообратимые из­менения со стороны ЦНС с проявлениями в дальней­шем детского церебрального паралича, речевых расст­ройств, нарушений умственного развития.

    Напомним, что тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причи­ной аномального развития, так и фактором, сочетаю­щимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.

    Среди причин, обуславливающих отклонения в пси­хомоторном развитии ребенка, определенную роль мо­жет играть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови.

    Резус или групповые антитела, проникая через пла­центарный барьер, вызывают распад эритроцитов пло­да. В результате этого распада из эритроцитов выде­ляется особое, токсичное для центральной нервной системы вещество – непрямой билирубин. Под влиянием, непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приво­дит к нарушениям слуха, речи, расстройствам эмоцио­нальной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиновая энцефалопатия.

    При преимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в раз­витии, включающие умственную отсталость, недоразви­тие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Эти сложные дефекты могут сочетаться с по­роками развития внутренних органов, которые часто наблюдаются при различных инфекционных, особенно вирусных, заболеваниях беременной женщины. Наиболее тяжелое поражение плода возникает при заболева­нии матери в первом триместре беременности.

    Частота поражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова. Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидеми­ческий паротит, корь. Поражение плода также может быть и при заболевании беременной женщины инфек­ционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др.

    У женщин, перенесших во время беременности крас­нуху, особенно в период эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев, отмечается высокая частота рождения де­тей с пороками развития мозга, дефектами органов слу­ха, зрения, а также сердечно-сосудистой системы, иначе говоря, у младенцев этих женщин имеет место так на­зываемая рубеолярная эмбриопатия.

    Внутриутробная патология имеет место при наличии у беременной женщины скрытых (латентных) хрониче­ских инфекций, особенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др. Поражение мозга плода при этих инфекциях часто приводит к умственной отстало­сти, сочетающейся с нарушениями зрения, опорно-дви­гательного аппарата, эпилептическими припадками и др.

    Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации, нару­шения обмена веществ у беременной женщины.

    Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарст­венных средств. Доказано, что большинство лекарствен­ных препаратов проходит через плацентарный барьер и проникает в кровеносную систему плода. К таким пре­паратам относятся нейролептические, снотворные и успокаивающие средства, многие антибиотики, салицилаты и, в частности, аспирин, анальгетики, в том числе лекарства, применяемые при головной боли, и многие другие. Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать различные гормональные препара­ты и даже большие дозы витаминов, препарата каль­ция. Особенно выражен токсический эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.

    Особенно неблагоприятное влияние на развивающий­ся плод оказывает употребление матерью во время бе­ременности алкоголя, наркотических средств, а также курение.

    Специальные исследования последних лет показали наличие связи между сроком беременности и характе­ром влияния алкоголя на потомство. Употребление ал­коголя будущей матерью в первом триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, как правило, вызывает гибель клеток зародыша, что приво­дит к грубым порокам развития нервной системы плода. Алкоголизация плода на более поздних сроках бере­менности вызывает структурные изменения в его нерв­ной и костной системах, а также в различных внутрен­них органах. Такие системные проявления алкогольного повреждения плода во внутриутробном периоде полу­чили название алкогольного синдрома плода. При ал­когольном синдроме плода выраженные нарушения пси­хомоторного развития, включающие умственную отста­лость, обычно сочетаются с множественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз, уш­ных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца и выраженной дисфункцией со сторо­ны центральной нервной системы.

    Установлено, что хронический алкоголизм матери, как правило, сочетается со систематическим курением, более частым употреблением наркотиков и лекарствен­ных препаратов с наркотическим действием. В этих случаях у ребенка наблюдаются явно выраженные от­клонения в развитии, сочетающиеся с нарушениями по­ведения и часто судорожными припадками. Кроме того, многие из этих детей отличаются выраженной физиче­ской ослабленностью, низкой жизнеспособностью.

    Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают различные нарушения обмена веществ у бе­ременной женщины, чаще всего возникающие при позд­них токсикозах беременности, особенно при нефропатии.

    Отрицательное воздействие на развитие плода ока­зывают также такие заболевания, как сахарный диабет, гормональная недостаточность, различные наследствен­ные болезни обмена веществ, например фенилкетонурия.

    Причиной нарушения развития плода могут быть различные физические факторы и в первую очередь иони­зирующая радиация, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др. Кроме непосредственного повреждающего действия на мозг плода, эти факторы имеют мутагенное влияние, т. е. повреждают половые клетки родителей и приводят к генетическим заболе­ваниям.

    Нарушения психомоторного развития возникают и под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. В этих случаях отмечаются постнатaльныe отклонения в развитии, имеющие органичес­кую или функциональную природу.

    К причинам органического характера относятся пре­жде всего различные нейроинфекции–энцефалиты, ме­нингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичные вос­палительные заболевания мозга, возникающие как ос­ложнения при различных инфекционных детских забо­леваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и др.). При воспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нервных клеток с последующим за­мещением их рубцовой тканью. Кроме того, в этих ус­ловиях может развиваться гидроцефалия с повышени­ем внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионный синдром). Оба этих фактора – гибель нервных клеток и развитие гидроцефалии – способствуют атро­фии участков мозга, что приводит к различным откло­нениям в психомоторном развитии, которые проявля­ются в виде двигательных и речевых расстройств, на­рушений памяти, внимания, умственной работоспособ­ности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные при­падки.

    Черепно-мозговые травмы также могут вызывать ор­ганическое повреждение ЦНС. Характер последствий черепно-мозговой травмы зависит от ее вида, обширности и локализации поражения мозга. Однако следует иметь в виду, что при повреждении незрелого мозга нет прямой корреляции между локализацией и тяжестью поражения, с одной стороны, и отдаленными последст­виями в аспекте нарушений психомоторного развития, с другой. Поэтомупри оценке роли экзогенно-органических факторов в возникновении отклонений в психомо­торном развитии необходимо учитывать время, харак­тер и локализацию повреждения, а также особенности пластичности нервной системы ребенка, его наследст­венную структуру, степень сформированности нервно-психических функций в момент повреждения мозга.

    Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими забо­леваниями. Известно, что многие соматические заболе­вания у новорожденных и грудных детей могут обус­лавливать поражение нервной системы в результате на­рушений обмена веществ и накопления токсических про­дуктов, неблагоприятно воздействующих на развиваю­щиеся нервные клетки. Поражение нервной системы при соматических заболеваниях чаще возникает у недоно­шенных и гипотрофичных детей, а также в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах.

    Так, задержка психомоторного развития различной степени выраженности может наблюдаться у детей с нарушениями кишечного всасывания (мальабсорбции). Нервно-психические отклонения проявляются у них уже с первых месяцев жизни: они отличаются повышенной нервной возбудимостью, нарушениями сна, замедленным формированием положительных эмоциональных реак­ций, общения со взрослым. В дальнейшем эти дети от­стают в умственном и речевом развитии, у них с за­держкой формируются все интегративные функции, в частности зрительно-моторная координация.

    К функциональным причинам, вызывающим откло­нения психомоторного развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым), главным образом в первые го­ды жизни. Известно, что неблагоприятные условия вос­питания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что про­цесс формирования психики ребенка определяется со­циальной ситуацией развития.

    Нарушения психомоторного развития имеют различ­ную динамику. Наряду со стойкими отклонениями в раз­витии, обусловленными органическим поражением моз­га, наблюдается множество так называемых обратимых вариантов, которые возникают при легкой мозговой дис­функции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Эти откло­нения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий.

    Среди таких обратимых форм нарушений в первые годы жизни наиболее часто наблюдаются отставания в развитии моторики и речи.

    Следует отметить важность медицинской диагностики таких функциональных расстройств. Только комп­лексный эволюционный анализ развития ребенка в целом и его неврологических нарушений в частности яв­ляется основой правильного диагноза и прогноза.

    Практика показывает, что многие родители при на­личии у детей речевых и двигательных нарушений основное значение придают медикаментозному лечению, явно недооценивая важность коррекционной работы.

    В настоящее время установлено, что существует много вариантов функциональных, парциальных (ча­стичных) отклонений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обус­ловлены особенностями созревания мозга. Подход к ле­чению и преодолению этих отклонений сугубо индиви­дуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стимулирующее лечение.