Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Учебные заведения для слабослышащих после школы. Образование для глухих и слабослышащих детей в россии. Региональные вузы, где обучают глухих студентов

Учебные заведения для слабослышащих после школы. Образование для глухих и слабослышащих детей в россии. Региональные вузы, где обучают глухих студентов

В России, по неофициальным данным, живут около 14 миллионов человек с различными нарушениями слуха.

Из них 300-400 тысяч - школьники. Подавляющее большинство слабослышащих и глухих детей может учиться не только в специальных, коррекционных школах, но даже в обычных, вместе со здоровыми сверстниками. Каждый десятый мечтает о высшем образовании. Вот только где его глухому получить?

Наиболее распространенные категории потери слуха

Проводящая потеря слуха - это происходит, когда проблемы возникают с барабанной перепонкой, ушным каналом или средним ухом и его костями. Сенсибилизированная потеря слуха - также называется потерей слуха, связанной с нервами, это происходит, когда проблемы возникают во внутреннем ухе. Смешанная потеря слуха - это комбинация двух других типов потери слуха. . Тяжесть этих типов потери слуха может серьезно повлиять на успеваемость студента. Чтение и математика особенно сложны. Легкая и умеренная потеря слуха может привести к тому, что студент отстанет от одного до четырех классов.

Все начинается со школы

Московский центр образования N1406 (раньше это была школа для глухих) - один из лучших в стране. Сюда принимают старшеклассников, которые хотят получить полное среднее образование, обрести профессию или подготовиться к поступлению в вуз. В эту необычную школу приезжают дети со всех уголков России. Порой родители отдают последние копейки, чтобы снять жилье в Москве и выучить ребенка.

В стране действуют образовательные услуги для предотвращения таких академических неудач. Эти усилия окупаются, с глухими и слабослышащими учениками, посещающими колледж тысячами. Школы также понимают уникальные потребности каждого учащегося и широкий спектр услуг, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Например, предпочтительные условия проживания различаются в зависимости от того, идентифицируют ли студенты себя как слабослышащие или глухие. Студенты, которые идентифицируют себя как плохо слышимые, могут или не могут общаться с помощью американских учеников жестового языка, которые считают себя глухими, считая себя частью группы людей, которые имеют общий язык и культуру.

Директор центра Любовь Васина работает тут больше 20 лет. Она когда-то закончила Бауманку, была успешным инженером-программистом и в школу пришла, можно сказать, случайно. Помнит, как впервые в коридоре увидела глухих малышей. Учительница-сурдопедагог здоровалась с каждым. А они изо всех сил старались как можно четче произнести: "Здр-а-а-ствуй-тэ!" "Видно было, как им тяжело это дается, - рассказывает Любовь Григорьевна, - я чуть не расплакалась. Но в школе осталась, потом получила педагогическое образование и сейчас без этой профессии не представляю жизни".

Эти ученики могут запросить переводчика, в то время как те, кто плохо слышат, могут предпочесть вспомогательное устройство для прослушивания. По мере того, как ученые становятся более осведомленными об этих различиях, учреждения повышают свою чувствительность к потребностям каждого человека. Студенты, возможно, должны обучить персонал этим различиям, но должны знать, что они имеют право запрашивать службы, которые лучше всего подходят для их нужд.

Уровень усилий, выдвигаемых для внесения этих изменений, зависит от учреждения. Некоторые из них обеспечивают минимальный уровень соблюдения законов об инвалидности. Другие включают новые слуховые технологии, предлагают персональные наставники и работают над тем, чтобы лучше понимать и удовлетворять потребности глухих и слабослышащих студентов. Даже при этих усилиях студенты с потерей слуха сталкиваются со многими проблемами, поскольку они входят в мир высшего образования.

Центр предлагает 15 профессий, в том числе автомеханика, столяра, портного, художника, сурдопедагога.

В политехническом колледже N 9 и медицинском училище N 1 для глухих и слабослышащих создаются специальные группы. Есть и лицейские классы - они нацелены на подготовку ребят к поступлению в вуз. Но не везде таким абитуриентам рады.

Переход к высшему образованию

Когда глухие и слабослышащие студенты начинают колледж, они сталкиваются с многочисленными изменениями и проблемами. Первая из них - большая ответственность. В старшей школе учителя или пособия, связанные с услугами глухих, обеспечивают надлежащее размещение учеников. Школа обеспечивает Индивидуализированную Образовательную Программу, которая учит преподавателей и сотрудников, как изменить учебную среду, чтобы разместить студентов с потерей слуха. На уровне колледжа студенты отвечают за предоставление услуг и обеспечение их удовлетворения.

"Альма-матер" выбирают

В прошлом году московский центр образования N1406 закончили 96 человек. Одна выпускница стала студенткой педуниверситета, еще трое поступили в Российский государственный социальный университет (РГСУ)Р, четыре человека стали студентами Бауманки.

В регионах со слабослышащими и глухими студентами работает четыре учебных заведения - Новосибирский технический, Челябинский, Владимирский госуниверситеты и Академия управления ТИСБИ в Казани.

Они должны связаться с отделом служб инвалидов, чтобы установить их потребности и организовать размещение. Это также обязанность студента сообщать свои потребности каждому преподавателю. Для новых студентов передача этих потребностей преподавателям может быть пугающей. Чтобы облегчить процесс, полезно направить профессоров до начала занятий, чтобы объяснить конкретные потребности. Лучше всего держать эти объяснения просто, объясняя, что такое жилье, как они работают, и почему они являются важной частью опыта ученика в классе.

Студенты должны просить о встрече с профессором, чтобы обсудить любые вопросы. Инструкторы, которые говорят с сильным акцентом, являются общей проблемой для студентов, которые плохо слышат. Это начальное собрание также позволит студентам узнать, является ли это проблемой. Если это так, возможно, потребуется дополнительное помещение, или студент может пожелать выбрать курс, преподаваемый другим профессором.

Случается, конечно, что выпускники школ для слабослышащих поступают в другие вузы, но это большая редкость. К примеру, одна из учениц центра недавно стала студенткой академии печати. Проявили интерес к слабослышащим абитуриентам два спортивных вуза, хотят открыть на своей базе группы по подготовке тренеров. Хотелось бы надеяться, что это намерение осуществится.

В дополнение к этим вспомогательным устройствам в школах предлагаются несколько методов модификации учебной и учебной программы для глухих и слабослышащих учеников. Чтобы придерживаться действующих законов об инвалидности, все учреждения должны предлагать услуги для тех, кто глухих и слабослышащих. Все они могут быть размещены в главном офисе кампуса или предлагаются в центре, посвященном учащимся с ограниченными возможностями. Некоторые центры сосредотачиваются на технологической помощи, в то время как другие предоставляют личные помощники или консультанты.

В целом же вузы не хотят брать на себя ответственность за таких студентов, не желают тратиться на особое оборудование для аудиторий, обучать специальным методикам своих педагогов. Хотя, заметим, наша Конституция гарантирует всем россиянам равные права на образование. И не важно, как ты слышишь - хорошо или не очень, носишь слуховой аппарат или нет.

Региональные вузы, где обучают глухих студентов

Глухие и слабослышащие студенты должны искать этот отдел или центр в своей школе, на которые могут претендовать: Программа поддержки студентов, Центр обучения, Центр здоровья учащихся, Ресурсы для студентов, Центр вспомогательных технологий, Центр доступа для студентов, Офис для инвалидов Услуги или Центр для студентов с ограниченными возможностями.

Технология - это мощный инструмент, который может быть использован для повышения уровня образования для глухих и слабослышащих. В классах и учреждениях в настоящее время используются различные аппаратные средства и программное обеспечение для оказания помощи учащимся с потерей слуха. Другие службы поддержки доступны для студентов онлайн.

Говорите, вас слышат

Бауманка работает с глухими с 1934 года.

Лишенный возможности слышать воспринимает мир иначе, он для него сужается и остается только в том виде, которое попадает в поле зрения, - говорит Александр Станевский, руководитель учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья МГТУ им. Баумана (ГУИМЦ). - Я могу определить глухого даже со спины: она всегда напряженная, походка никогда не бывает расслабленной, ведь человеку надо быть готовым к самым разным непредвиденным ситуациям. У глухого - иной внутренний мир, иное психическое состояние.

Электронные учебники становятся все более распространенными в школьных условиях. С. студенты высшего образования использовали этот формат по крайней мере для одного класса. Доступные на компьютерах и других электронных устройствах дополнительные функции, доступные в этом книжном формате, могут быть полезны для глухих и слабослышащих студентов. Интерактивные функции, такие как опросы, викторины, обмен сообщениями и инструкторские аннотации, облегчают взаимодействие и взаимодействие с текстом, другими студентами и профессором.

У студентов с легкой и умеренной потерей слуха часто бывает полезно использовать цифровые рекордеры. Эти захватывают лекции как звуковые файлы, которые могут храниться в устройстве и воспроизводиться на досуге ученика. Это может быть особенно полезно в больших семинарах или местах, где не оборудовано другими вспомогательными устройствами для прослушивания.

Сегодня в центре учатся 200 студентов из разных регионов России. Есть ребята из Челябинска, Перми, Кирова, Краснодара, Ставрополя, появился первый студент из Якутии. Много москвичей. Они, как правило, более подготовлены к поступлению, чем жители глубинки, и лучше говорят. Абсолютное большинство абитуриентов поступило в Бауманку через специальные довузовские программы. По ним работают в специальных школах, лицейских классах, на подготовительных курсах для инвалидов.

В настоящее время большинство кампусов включают Вспомогательный технологический центр, в котором хранятся ценные ресурсы для глухих и слабослышащих студентов. В этом центре обычно есть службы поддержки и устройства, которые помогают учащимся с ограниченными возможностями улучшать доступ к своим академическим и внешкольным учебным заведениям.

Популярные приложения для слуховых аппаратов

Инициативы включают в себя изменения в стиле лекции и использование вспомогательных устройств для прослушивания. Школы также предлагают переводчиков, наблюдателей и воспитателей, чтобы помочь студентам на индивидуальной основе. Для дальнейшего совершенствования этих услуг школы должны обеспечить, чтобы их помещения включали новейшие технологии. Обеспечение доступа к этим передовым технологиям как для студентов, так и для преподавателей повышает коммуникацию и понимание.

В 2007 году на первый курс ГУИМЦа поступили 44 человека, заявления подавали 75. Все те, кто не прошел по конкурсу, а он такой же, как для всех студентов Бауманки (то есть требования очень высокие), наверняка будут поступать сюда на будущий год.

В отдельных группах слабослышащие учатся только на первом курсе. Со второго их начинают подсаживать к первокурсникам с обычного потока. К концу третьего курса они, как правило, все занимаются вместе с второкурсниками массового потока. И так далее. Учатся они, в общей сложности, на год дольше, но это никого не пугает. Диплом дает шанс выжить в обществе, где господствуют рыночные отношения.

Важно обеспечить подготовку преподавателей и сотрудников по всем доступным классам, технологиям и общежитиям в общежитиях. Инструкторам рекомендуется включать заявление в каждый учебный план, в котором объясняется их готовность предоставить жилье, предлагать приглашение поговорить о личных потребностях и предоставить информацию о помещении школы по инвалидности.

Доступны общежития для обеспечения безопасности учащихся. Общие области, такие как кафетерий и студенческие союзы, могут быть оснащены вспомогательными устройствами для прослушивания, позволяющими лицам с потерей слуха облегчить осуществление деятельности в этих местах. Школы также могут предлагать услуги по интерпретации или другие слуховые аппараты в социальных и спортивных мероприятиях. Эти помещения делают весь опыт колледжа более доступным для глухих и слабослышащих студентов.

За десять последних лет все выпускники ГУИМЦа сумели найти себе работу. Большинство - по специальности, и разговор с работодателями обычно начинается с зарплаты в тысячу долларов.

4 вуза для миллионов

Чиновники от образования сейчас очень любят рассуждать об интеграции инвалидов. Дескать, людей с ограниченными способностями надо всячески впихивать в коллективы здоровых. Пусть учатся в обычных школах, вузах... Вот только государство должно проявлять особое внимание к обучению не вполне здоровых людей - выделать средства на оборудование школьных и вузовских аудиторий, методическую подготовку педагогов. Если сложно открыть специальные центры в учебных заведениях, может, есть смысл ввести квоты в вузах на прием слабослышащих абитуриентов? Вполне достаточно 5-7 мест на курс. А то как-то смешно получается - на 14 миллионов глухих, живущих в основном в российской провинции, всего четыре региональных вуза.

Колледжи по всей стране предпринимают шаги для создания инклюзивных условий обучения для всех учащихся независимо от индивидуальных различий. В следующем списке представлены предлагаемые программы, которые предоставляют глухим и слабослышащим студентам полный и полезный опыт колледжа. При исследовании перспективных школ мы советуем студентам поговорить с офисом службы по инвалидности для лучшего понимания доступных помещений.

Студентам предлагается участвовать в спортивных программах, студенческих организациях, интернатах и ​​жилых мероприятиях, которые отвечают их потребностям. Студенты также имеют доступ к услугам по устному переводу, предоставляемым для телефонных звонков, внеклассных мероприятий и всех других потребностей, связанных со школами.

"Приходите к нам на завод"

Юрий Завьялов, зам. генерального директора Балтийского завода:

Заводу 150 лет, и все это время у нас работают глухие и слабослышащие люди. Вначале условия работы были такими, что глухие легче к ним приспосабливались, а теперь социальная направленность стала кадровой политикой завода. В отделе персонала завода постоянно находятся два сурдопереводчика, которые помогают людям правильно оформить документы. Есть сурдопереводчики и в других подразделениях. Сейчас в штате 150 глухих и слабослышащих, все получают достойную зарплату, которая позволяет им содержать семьи. Они добросовестные, ответственные сотрудники и работой своей очень дорожат. На заводе у них есть свой клуб "Факел", члены клуба участвуют во всех общих мероприятиях и спортивных соревнованиях. Между прочим, в этом году спортивная команда "Факела" стала лучшей на предприятии.

Рочестерский технологический институт

Он является домом для Национального технического института для глухих. Персональные консультанты предоставляют консультации по вопросам карьеры и службы поиска работы. Школа также работает с работодателями для облегчения найма глухих и слабослышащих выпускников.

Университет Висконсин-Милуоки

Школа предлагает мощный Центр доступности для глухих и слабослышащих студентов.

Калифорнийский государственный университет, Нортридж

Ресурсы и образовательные услуги для инвалидов в школе разработали программу «Путешествие к успеху», которая предлагает индивидуальный план обучения для оказания помощи каждому глухому или слабослышащему студенту из колледжа в жизнь после окончания учебы. Эта инициатива включает три этапа. Студенты первого курса начинаются в «Переходный год» и получают помощь в переходе к жизни в колледже, общении с преподавателями и доступе к услугам.

Как правило, сотрудники у нас трудятся всю жизнь.

Региональные вузы, где обучают глухих студентов:

Академия управления ТИСБИ
Казань, ул. Муштари, 13

Институт социальной реабилитации НГТУ
Новосибирск, ул. Тимирязева, дом 77 А

Региональный центр образования инвалидов ЧЕЛГУ
Челябинск, ул. Бр. Кашириных, дом 129

Следующий шаг - это годы Фонда, в течение которого наставничество продолжается с большей независимостью и участием в совместных учебных мероприятиях. Наконец, студенты входят в университет и на последующий этап, а также изучают навыки защиты интересов и как планировать жизнь после колледжа.

Она предоставляет информацию и направление, ресурсы, информационно-пропагандистскую деятельность, образование и обучение для аризонцев. Самим глухим, она ежедневно понимает проблемы, с которыми сталкивается Глухое лицо, и продолжает оставаться сторонником равного доступа для сообщества глухих в течение последних 20 лет.

Центр профессионального образования инвалидов ВлГУ
Владимир, ул. Горького, дом 87, корпус 2

В России - по данным, приведенным Минздравсоцразвития - насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. К сожалению, такая статистика не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха.

В свои 33 года Валентина практически ничего не слышит и только немного может говорить. У нее есть вполне здоровый сын и любимая работа - она парикмахер-стилист в салоне красоты.

The Village встретился с Валентиной и поговорил с ней о жизни и работе в Москве, а также узнал у экспертов, каково слабослышащим людям приходится в современном мегаполисе и с какими сложностями они могут столкнуться при устройстве на работу.

Валентина

Мое имя Валентина, но все зовут меня Тиной. Мне 33 года, я была замужем, сейчас в разводе. У меня есть сын, ему восемь лет, он слышащий и отлично владеет жестовым языком. Сейчас он живет с бабушкой в Нижнем Новгороде, а я приезжаю к нему раз в месяц или на каникулы.

Я родилась слышащей, но в два года заболела воспалением легких. Мне кололи антибиотики, и поэтому я частично потеряла слух. Родители у меня слышащие, как и вся остальная семья.

Мне с детства хотелось быть парикмахером-стилистом. Я была еще маленькая, когда сказала маме, что мечтаю стать парикмахером. Она тогда возразила: «Ты же плохо слышишь, ты не сможешь». Говорила, что у меня не получится общаться с людьми и контактировать с клиентами. Жесты я выучила поздно, потому что училась не в специальной, а в обычной школе.

В итоге я пошла учиться на швею. Но потом в Нижнем Новгороде устроилась в институт парикмахерского искусства, проучилась там год, а потом перебралась в Москву и стала искать работу.

Устроиться на должность стилиста оказалось несложно. Я оставила свое резюме и попросила знакомого позвонить туда, а потом сама пришла на собеседование.

В первую очередь мне в салоне задали вопрос: «Как ты будешь общаться с клиентами, ты же плохо слышишь?» Я ответила: «Точно так же, как сейчас разговариваю с вами». На работу меня приняли. Переводчик мне не нужен, в какой-то степени я могу общаться голосом, хотя с непривычки людям не всегда бывает понятно, что я говорю.

Мой день начинается так. Утром я просыпаюсь, выпиваю чашку кофе и, вооружившись улыбкой и хорошим настроением, еду на работу. В салон я добираюсь на метро. Ни с какими трудностями в дороге не сталкиваюсь.

Поначалу общаться с клиентами было тяжело - я очень расстраивалась, даже плакала по этому поводу. Какое-то время мне казалось, что я зря выбрала такую профессию. Со временем я набралась опыта. Прошло два года, и я перестала испытывать какие-либо трудности. У меня достаточно много клиентов, которые ходят именно ко мне, в том числе и известные люди.

Раньше я работала в другом салоне, и теперь, узнав, что я перебралась на новое место, ко мне приезжают мои давние клиенты. У меня очень много слабослышащих клиентов. Они меня хорошо знают и ходят специально ко мне. Но я в Москве не единственный парикмахер, который плохо слышит, есть еще несколько ребят, которые этим занимаются.

Есть один иностранный стилист, я слежу за его инстаграмом и другими социальными сетями. Мне нравится его техника стрижки - он очень аккуратно делает свою работу. Для меня это своего рода образец для подражания. Кстати, я тоже стала для кого-то примером. В Москве многие слабослышащие ребята посмотрели на мою работу и пошли по моим стопам.

Мне с трудоустройством не помогала ни одна компания, ни одна организация - я все искала в интернете, через все проходила самостоятельно. Пока меня все устраивает, я полностью довольна своей работой и планирую и дальше работать стилистом-парикмахером.

Мне кажется, Москва, как и все большие города, отлично приспособлена к жизни слабослышащего человека. В маленьких городах для таких, как я, очень мало путей развития и перспектив. Очень трудно устроиться на работу - в Москве куда больше возможностей.

Конечно, у всех есть трудности, особенно у приезжих людей и у слабослышащих. Главное - это проблема общения. Но со временем ты приспосабливаешься. Первое время я договаривалась с администратором, она мне помогала, что-то передавала клиентам, а теперь я сама справляюсь. Особенно здорово, если у клиента хорошая дикция. Многие просто показывают мне в журнале, какую прическу хотят, и я ее повторяю.

В свободное время я очень часто хожу по музеям, просвещаюсь, так сказать, культурно - обычно мы встречаемся с друзьями, тоже слабослышащими, и идем куда-нибудь вместе. А зимой ходим на каток - у нас большая веселая компания.

Влад Колесников
менеджер инклюзивных программ музея «Гараж», сурдопедагог-дефектолог:

Глухие и слабослышащие могут получить инвалидность: как правило, с 18 лет присваивается 3-я группа инвалидности (рабочая), но бывает, что дают и 2-ю группу, нерабочую, - это зависит от врачей в комиссии МСЭ.

С трудоустройством слабослышащим и глухим помогают спецшколы, а выпускникам колледжей и вузов - их кафедры. Московское правление Всероссийского общества глухих тоже помогает найти работу - у них часто есть вакансии для глухих, имеющих прикладную профессию: повар, швея, упаковщик, слесарь и прочее. Также существуют различные организации, которые помогают в трудоустройстве людям с инвалидностью, в том числе слабослышащим и глухим. Это местное отделение ВОГ, РООИ «Перспектива» или биржа труда.

Чаще всего глухие имеют специальности слесарь, фрезеровщик, токарь, сантехник, электрик, швея, повар, зубной техник, программист, парикмахер, визажист. Многие глухие могут пойти работать без специального образования и подготовки в магазины - кассирами или работниками зала. Например, в «Ашан», «Леруа Мерлен», IKEA или «Юлмарт».

Со слабослышащими несколько иная ситуация - они стараются использовать остаточный слух, поэтому редко идут на заводы и в магазины, у них больше выбора в получении послешкольного образования и, соответственно, в трудоустройстве. РООИ «Перспектива» помогает, например, в трудоустройстве людей с инвалидностью в сфере бизнеса, и это происходит очень успешно.

Крупнейшие международные компании (KPMG, PwC, E&Y, Deloitte, IKEA, OBI, Nestle и многие другие) принимают глухих и слабослышащих соискателей наравне со слышащими на должности в отделы администрации, финансов, HR. Глухие и слабослышащие с большой потерей слуха не могут пользоваться телефонной связью, поэтому в этих случаях подбирается такая вакансия, где поддерживать связь с клиентами и коллегами можно в письменном виде - электронная почта, чаты, социальные сети.

Определенно, сейчас для слабослышащих стало больше возможностей, чем было раньше. Мне кажется, наиболее заметные перемены начались с того момента, когда в 2012 году русский жестовый язык получил статус официального в России. Больше слышащих людей стало интересоваться жестовым языком, культурой глухих.

Алексей Крапухин
пресс-секретарь фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»:

В принципе, все слабослышащие получают инвалидность - как правило, это инвалидность 3-й группы. Размер пенсии при таком статусе в 2016 году был определен как 2 279,47 рубля. Это стандартная пенсионная ставка. В определенных регионах могут быть какие-то надбавки. В Москве для инвалида 2-й группы выделяется ориентировочно 16–17 тысяч рублей в месяц.

Есть разные цифры по трудоустройству слепоглухих, но из них почти никто не имеет работы, так как это самый тяжелый вариант инвалидности. За два года собраны данные около 3 тысяч людей с одновременным нарушением слуха и зрения. Значительная часть - люди старшего возраста. Подавляющее большинство имеет остаточные слух и зрение. Около 10% трудоустроены, еще около 17% хотели бы найти работу.

Чаще всего места работы для них - это учебно-производственные предприятия Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих. Большинство владеет рабочими профессиями, но число рабочих мест слепоглухих сокращается за счет того, что процесс производства роботизируется и сборка каких-то приборов, которую слепоглухие могли выполнять, сейчас выполняется машинами.

С другой стороны есть фонды, в том числе и наш, которые пытаются творчески реализовать их потенциал. Например, у нас в Нижнем Новгороде работает слепоглухой юрист, другой поступил в этом году в университет, и ему впервые выделили собаку-проводника, команды которой подаются жестами. С этой собакой он ходит в университет. То есть мы стараемся развивать и интеллектуальный труд.