Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Образовательные программы в детских дошкольных учреждениях. Общая характеристика современных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

Образовательные программы в детских дошкольных учреждениях. Общая характеристика современных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

Ø «Радуга» Т. Н. Дороновой. 2-7 лети охватывает все сферы жизнедеятельности детей. Оснориент-охрана и укрепл здоровья детей, создусл для полноценного и своевременного психичразв, обеспечение счастливого детства каждреб. Теор основ- концепция А. Н. Леонтьева, где оснкатег анализа психики являются деятельность, сознание и личность. по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Красн–физич; оранж– игра; желт– рисование и творч труд; зелен– конструирование; голуб –музыкал и пластич; синий рр; фиол- матем. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки: уважение к свободе и достоинству,индивидуальность; активности, взаимодействие.

Ø Программа «Развитие»Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко.положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Согласно этому положению основной путь развития ребенка - это амплификация (от лат. amplificatio - расширение), т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Второе- концепция Л. А. Венгера это становление способностей (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия с образными средствами, специфичными для дошкольников: схемами, символами, моделями и т. д.

Ø Программа «Золотой ключик» Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой.положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. эмоц привлек, насыщенность материала

принцип семейного, а не общественного воспитания,совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет). 4 напр: ориентировка в пространстве и времени; умение действовать с разными матер.; развитие рефлексивных способ.

Ø Программа «Детство»В. И. Логиновой. Т. И. Бабаева.начальная социализация и приобщение детей к общечеловеческим ценностям: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Ø Программа «Истоки» коллектив центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца (Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова, А. Н. Давидчук, Л. Ф. Обухова и др.) стремились подчеркнуть значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека. Программа направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.положения классиков отечественной психологии - Л. С. Высотского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца. Содержание программы построено по возрастному принципу. Вслед за Л. С. Высотским и Д. Б. Элькониным социальная ситуация развития, т. е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками)

Ведущий тип деят. психологические новообр. кризис развития.линии: социальное, познав, эстет, физич.

Ø Программа «Успех»Фельдштейн, А.Г. Асмолов

принципа интеграции образ областей, комплексно-тематического постробрпроц(календарь праздников), воспитание партнерских взаимоотношений между буд муж и жен.

преемственность обрпр ДОО с начшк.

Ø Программа воспитания и обучения в детском саду Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.В 2014 вышла в соответствии с ФГОС.

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Ø Программа «Детский сад 2100» Д.И. Фельдштейн,Р.Н. Бунеев.

Образовательная программа «Детский сад 2100» для детей раннего возраста (2-3 года)

М.В. Корепанова, С.В. Соколова. Основная цель данной программы - реализовать принцип преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».


В Постановлении Правительства РФ (октябрь2001г) «о Концепции модернизации российского образования за период до 2010г.» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. О модернизации российского образования


Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы В условиях вариативности образования закрепленной в «законе об образовании» для дошкольных учреждений разработан целый ряд отечественных программ нового поколения О вариативности в дошкольном образовании


Программы делятся на комплексные и специализированные (парциальные) Комплексные – направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Парциальные (специализированные) – включают одно или несколько направлений развития ребенка.


1.Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты, поэтому необходима работа по развитию речи и моторики, зрительного восприятия и зрительно-моторной координации, организации деятельности, запаса сведений, знаний и т.п. 2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций. 3. Соответствие возрастным и функциональным способностям. Индивидуальная программа может быть разработана с учетом особенностей развития каждого ребенка. Особенности программ





Перечень комплексных программ Программа воспитания и обучения в детском саду (Под ред. М.А. Васильевой) Программа «Радуга» Программа «Из детства - в отрочество» Программа «Детство» Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100» Программа «Развитие» Программа «Одаренный ребенок» Программа «Истоки» Программа «Преемственность» под редакцией Н.А.Федосовой. Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой и др.


Программа воспитания и обучения в детском саду (Под ред. М.А. Васильевой) Издательства « Мозаика- Синтез», « Сфера» Главная задача- охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное,трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с из возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Программа воспитания и обучения составлена по возрастным группам (ранний возраст, младший школьный, средний возраст и старший дошкольный возраст).








Программа « Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой издательство «Просвешение» Программа включает 7 важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура (самый важный предмет - красный цвет) игра (положенная в основу программы – оранжевый цвет) изобразительная деятельность, ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством – желтый цвет) конструирование (развитие воображения) – зеленый цвет) занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний – голубой цвет) занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет) математика (фиолетовый цвет)





Программа для родителей и воспитателей направлена на укрепление здоровья и развитие детей 4-7 лет, большое внимание уделено преемственности детского сада и школы. Имеет гриф Министерства образования РФ и рекомендована к использованию в дошкольных образовательных учреждениях. Программа «Из детства - в отрочество» издательства «Просвещение», «РОСМЭН»


Программа разработана авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой. В основе лежит важнейший стратегический принцип современной системы образования- его непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается тесной координацией трех социальных институтов образования-семьи, детского сада и школы. Программа помогает решать задачи в условиях семьи и детского сада по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие» Программа «Из детства - в отрочество» издательства «Просвещение», «РОСМЭН»










Цель программы: обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального,физического,эмоционально- нравственного,волевого,социально-личностного. Программа,ориентированная на социально-личностное развитие ребенка включает новый важный раздел- «Отношение к самому себе». Содержание программы разделено на 4 блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Программа «Детство»





Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» «Детский сад 2100» Предполагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет Является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100» Издательство «Баласс»


Реализует преемственность между дошкольным и начальным образованием. Это отражено в концептуальных основах комплекта в Образовательной системе «Школа 2100». Это отвечает требованиям создания и сохранения у ребенка целостной картины мира. Программа «Школа 2100 «Детский сад 2100»»


Программа «Школа-2100» (детский сад-2100) основана на идее непрерывного образования и по существу предполагает реализацию целей, принципов, перспектив развития содержания и технологии российского образования на ближайшие 10 лет. Общая цель программы: подготовка в процессе дошкольного и школьного развивающего обучения грамотной личности как показателя качественного обучения, обеспечение готовности школьника к дальнейшему развитию. Программа «Школа 2100 (Детский сад 2100)»





Комплексная программа « Развитие» под редакцией Л.А. Венгера В основу программы положены 2 теоретических положения: о самоценности дошкольного периода развития (ребенок не «опекаемый», а «созидатель») развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентированные в окружающем с помощью специфических для дошкольников задач. Издательство «Гном –Пресс»


Программа «Одаренный ребенок» Вариант программы «Развитие», для детей 6-7 г. жизни, обладающих высокими умственными способностями Ознакомление с пространственными отношениями; Развитие элементов логического мышления; Развитие речи и ознакомление с художественной лит-рой; Развитие элементарных математических представлений; Подготовка к обучению грамоте; Конструирование; Подготовка к сюжетно-ролевой игре; Ознакомление с природой; Ознакомление с элементарными физическими явлениями; Знакомство с изобразительным искусством


Программа «Истоки» Цель программы – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. Название программы – отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека. Символ – Источник – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры.


В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента: характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко») задачи развития (цветок) показатели развития (яблоко) базисные характеристики личности (« детское личико») Программа «Истоки»


Программа «Преемственность» под редакцией Н.А.Федосовой. Издательство «Просвещение» дошкольное обучение подготовка к школе Дошкольный компонент данной программы содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы на базе ДОУ с кратковременным пребыванием детей, учреждения « Начальная школа-детский сад», ОУ, а также в условиях семьи.





Программа «Кроха» Издательство « Просвещение» Цель программы: комплексное развитие воспитание и обучение детей в возрасте до трех лет. Программа состоит из четырех глав: «Мы ждем тебя, малыш! (предродовая педагогика); « Как я буду расти и развиваться» (характеристика особенностей психического развития ребенка от рождения до 3-х лет) «Гуленька» (развитие и воспитание детей первого года жизни); «Я сам» (развитие и воспитание детей второго и третьего года жизни)


Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой Основная цель данной педагогической системы – содействие всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника педагогического процесса через умелую организацию всей жизни и деятельности ребенка и его наставников, построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, преодолении межпредметной и междеятельностной раздробленности различных направлений воспитательно- образовательной работы с детьми, систематизации и интеграции различных научных знаний и передового педагогического опыта.


Специфика данной программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда- план-сценарий, определяющий с 6.00 до часов методику работы как с группой, так и с подгруппой, а главное, с каждым из воспитанником группы по всем направлениям педагогического процесса Программа «Детский сад – дом радости» под. ред. Н.М. Крыловой


Программа «Золотой ключик» под ред. Кравцова Г.Г. Программа представляет новую модель начального образования детей в возрасте от 3-х до 10 –ти лет, которая предусматривает такую организацию жизни в группах, при которой дети разного возраста (дошкольного и младшего школьного) живут и воспитываются вместе. Цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие, эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.

Перечень специализированных программ «Семицветик» (Ашиков В.И.) «Наш дом – природа» (Рыжикова Н.А.) «Юный эколог» (Николаева С.Н.) « Приобщение к истокам русской народной культуры» (Князева О.Л., Маханева М.Д.) « Я – человек» (Козлова С.А.) « Природа и художник « (Копцева Т.А.) и.др.


Программа « Я, ты, мы» под ред. О.Л. Князевой Актуальна для всех видов дошкольных учреждений, дополняет любую программу дошкольного образования Направлена на формирование эмоциональной сферы и на развитие социальной компетентности ребенка В программу входят следующие разделы: «Уверенность в себе» «Чувства, желания, взгляды» «Социальные навыки» Программа по изобразительной деятельности в детском саду под ред. Г.С. Швайко Цель программы – развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Задачи программы: Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности; Развивать познавательную активность детей; Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества





Комплект "Ступеньки к школе" позволяет в полной мере реализовать идеи Л.С. Выготского о том, что только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет за собой, и обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться. Программа «Ступеньки к школе» под ред. М. Безруких


Позволит реализовать следующие принципы организации занятий с дошкольниками. 1.Адекватность требований и нагрузок Постепенность (пошаговость) и систематичность формирования познавательных функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным Индивидуализация темпа – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материалов предыдущего этапа Повторяемость (цикличность), дающая возможность формировать и закреплять механизмы реализации функций. Комплект "Ступеньки к школе«М.М.Бехруких




.

Тема: Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.

План:


  1. разнообразие программ. Их классификация.

  1. ключевые положения программ
- теоретические основы изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.

Принципы построения программы.

Структура программы, характеристика ее основных компонентов.

Методическое обеспечение программы, ее характеристика.

3. субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.

Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы.

Анализ положения внедрения данной программы в практике работы ДОУ.

1.Разнообразие программ. Их классификация.

Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг. К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад - дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства - в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее - дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Цель разработки примерных программ - реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования. В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, что позволит разработчикам авторских программ создавать различные образовательные модули для конкретных видов ДОУ, варьировать содержание образования с учетом региональных особенностей, национальных, местных или сложившихся традиций в воспитании детей. А также выстраивать логику содержания и последовательность реализации различных компонентов программного материала, не нарушая основных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования.

В последние два-три года обнародовано несколько новых программ для детских садов, разнообразных авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К их числу относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дом радости». В целях оказания помощи педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ мы предлагаем их краткую характеристику, построенную на предварительном анализе, проведенном сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций. Программы рассматривались по следующей схеме:

Теоретические обоснования программы,

Характер программных целей,

Возрастная дифференциация программных задач,

Методическая обеспеченность,

Необходимость специальной подготовки воспитателей,

Связь с традиционными программами,

Наличие критериев оценки достижений детей.

Отправной точкой для сравнительного анализа являлась традиционная и наиболее распространенная российская «Программа воспитания и обучения в детском саду» по редакцией М.А.Васильевой. программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе. Программа задаст временную развертку целей, содержания обучения и воспитания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки организации жизни каждой возрастной группы; структурирована по сторонам воспитания и видам деятельности, видам обучающих занятий, сквозным для всех возрастов. Достижения детей фиксируются через количественное наращивание объема знаний и умений. Программа предписывает большое число обязательных обучающих занятий с детьми определяет содержание и технологию проведения через прилагаемые объемные методические рекомендации. Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

Инновационная программа «Развитие» получила уже достаточно широкое распространение и пользуется большой популярностью в практике. Программа разработана научным коллективом под руководством Л.А.Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы – развитие умственных способностей детей 3-7 лет. В программе дифференцированно даются задачи развития по отношению к каждой возрастной группе, определяются основные пути их реализации на специально организованных обучающих занятиях с подгруппами. Программа обеспечивает воспитателя полными конкретными планами занятий, а также включает рекомендации по развитию игровой деятельности детей вне занятий. Программа не содержит предписаний относительно организации детской жизни вне занятий. Принципиальным отличием программы являются критерии продвижения детей – освоения соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений. Программа «Развитие» прошла многолетнюю научно-эксперементальную и методическую проверку.

Программа «Радуга» рассчитана на работу с детьми 2-7 лет; содержит перечень программных задач в соединении с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей. Для каждой возрастной группы «Радуга» издается отдельной книгой. Как и традиционная, программа «Радуга» выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. «Радуга» задает последовательность развивающих задач и рекомендует их реализацию на занятиях по традиционным видам деятельности. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия. Этот принцип используется даже для детей старшего дошкольного возраста. В программе ощущается некоторый взрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями содержанием педагогического процесса. По задачам и формам организации жизни детей программа существенно не отличается от традиционной.

Программа «Детство» состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному этапу дошкольного детства: младшему, среднему и старшему. Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная специализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия – миру людей, предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний. «Детство» - программа с выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части программы построены однотипно, включает разделы по сторонам воспитания и видам деятельности, сходные с разделами традиционной российской программы. Основные инновационные моменты программы «Детство» связаны переструктуированием преподносимых детям знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний освобождено от свойственной традиционной программе и центрировано на человеке. Внесение знаний и представлений об окружающем соединено с собственной трудовой деятельностью детей. В плане организации педагогического процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение традиционной фронтальной формы занятий с детьми подгрупповыми и индивидуальными их формами. Каждый раздел программы снабжен краткими методическими рекомендациями и характеристиками уровней освоения детьми программных знаний и умений рефлексии.

Программа «Золотой ключик». Основная цель программы – достижение органического единства условий, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие и эмоциональное благополучие детей. Это единство достигается уподоблением детского центра семье – через разновозрастную организацию групп и свободное подключение родителей к работе детского учреждения. Для детей школьного возраста в качестве основы используется программа начальной школы. Содержание образования организовано в программе «Золотой ключик» по четырем направлениям: развитие представлений о пространстве, времени, овладение способами работы с материалами развития рефлексии.

Программа предлагает небольшое количество обязательных учебных занятий. Решение воспитательных задач, а также освоение знаний, умений, навыков осуществляются в процессе разновозрастного общения детей друг с другом, в общении и совместной деятельности со взрослыми, в разных формах игры. Основу всей жизнедеятельности детей задает специально организованная, структурированная в соответствии с сезонными циклами система событий – тем, вокруг которых «собираются» содержания знаний и которые практически реализуется детьми в разных видах деятельности.

Программа содержит готовые развертки тем и определяет конкретные требования к занятиям и умениям, которые ребенок должен освоить к концу каждого года пребывания в детском центре.

Программа «Дом радости » она представляет собой методически сценарное приложение к «типовой программе воспитания и обучения в детском саду». В отличие от традиционной российской программы делается акцент на индивидуальных обучающих занятиях с детьми, которые, наряду с фронтальными, по мнению авторов, могут обеспечить индивидуальный подход к детям.

Экспертиза образовательных программ.


  1. Виды программ.

Программы подразделяются на комплексные и парциальные.

Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

2.Общие требования к программам.

Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону РФ «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.

В программах должен соблюдаться светский характер образования.

Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

Программы должны быть нацелены на:

* развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

* развитие способностей ребенка;

* формирование творческого воображения;

* развитие коммуникативности;

Программы должны обеспечить:

* охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

* эмоциональное благополучие каждого ребенка;

* интеллектуальное развитие ребенка;

* создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

* приобщение детей общечеловеческим ценностям;

* взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах.

* занятия как специально организованная форма обучения;

*нерегламентированные виды деятельности;

*свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течении дня.

В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работы с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления его от переутомления и дезадаптации


  1. Требования к программам.

Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

Используемые в педагогическом процессе парциональные программы должны строиться на единых принципах.

При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются: дублирование содержания, противоречия в основных принципах данных программ.

Набор программ, используемых в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.


  1. региональные требования к программам.

Региональные органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способность их переутомлению и дезадаптации.

С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

* приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны,

* проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, экологической обстановки, здоровья населения

* отбор произведений национальных писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством

* обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

5. экспертиза программ дошкольного образования .

Экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется

Федеральным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программ рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями РФ.

Региональные органы управления образованием могут создавать экспертные советы по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона.

Экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора парциональных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет регионального органа управления образованиям, если в регионе осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.


  1. Ключевые положения программ.

Программа «Истоки».

В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Являясь образовательной программой нового поколения, «Истоки» отражают непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека.

Основная цель программы – формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об ампликации детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие возрастные этапы:

Раннее детство – младенчество (до одного года)

Ранний возраст (от одного года до трех лет)

Дошкольное детство: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет)

Старший (от пяти до семи лет).

Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного, так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

Раздел «Социальное развитие » содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривает формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В разделе «Познавательное развитие » выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.

Содержание раздела «Эстетическое развитие » рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного классического и современного искусства. В основе этого развития лежит формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

В разделе «Физическое развитие » определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействует укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.

В программе выделены новые самостоятельные разделы «Здоровье», Речь и речевое развитие», Мир, в котором мы живем», Природа и ребенок», Культура быта» и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают.

Так, в «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду и рекомендации по его организации.

В разделе «Речь и речевое развитие» в качестве основного средства развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами.

Цель раздела «Мир, в котором мы живем» - формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем», Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

В программе «Истоки» выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:

Характеристика возрастных возможностей детей;

Общие показатели развития;

Базисные характеристики личности;

Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условий работы детского сада.

В приложении к программе даны факультативные разделы: «Обучение второму языку», Компьютер в дошкольном учреждении», Живой мир природы в городе и ребенок», которые предназначены для ДОУ, работающих в этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития выпускника детского сада.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста, развитию речи и речевого общения, обучению русскому языку нерусскоязычных детей, творческому конструированию, физическому развитию, эстетическому развитию, экологическому развитию, взаимодействию с семьей.

«Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального пери ода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ - «Источник» - означает, что ребенок и взрослый – оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. Стандарт дошкольного уровня образования – это система требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого возраста. Он обеспечивает основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребенка. В основу положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующего своей структурой и динамикой.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического.

Программа «Радуга »

Эта программа рассчитана на период дошкольного детства от 2-х до 7 лет. «Радуга» - это не одна, а пять программ с методическим обеспечением, охватывающих следующие возрастные группы детей: 2-3 года; 3-4 года; 4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

В программе «Радуга» отражена целостная система поступательного развития детей. В ее основу положены принципы психологического развития ребенка. Речь идет о становлении его сознания, роли различных видов деятельности в развитии личности. Ведущее место в этой программе занимает теория психических новообразований в каждой возрастной группе детей.

В структуру программы входит характеристика детей определенного возраста. Приступая к работе, воспитатель имеет возможность изучить психологические возможности своих воспитанников, проследить изменения в сознании ребенка определенного возраста и намечающиеся пути становления личности. Цель программы «Радуга» - обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

Во всех пяти программах «Радуга» выделены конкретные задачи воспитания и соответствующие им основные направления педагогической работы. Например, для воспитателей средней группы детского сада одна из ведущих задач – охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Для реализации этой задачи предлагаются следующие направления деятельности с детьми: соблюдать санитарные нормы и правила охраны жизни и здоровья детей; создавать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок; организовать рациональный режим дня; добиваться единства подходов к укреплению здоровья в семье и в детском саду; обращать внимание на профилактику нарушений зрения, осанки, возникновения аллергических реакций.

Программа «Радуга» дает возможность развития всех способностей ребенка за счет различных видов деятельности и особенно за счет активизации познавательной деятельности детей. В отличие от других программ в «Радуге» расширены программы формирования математических представлений ребенка и развития предпосылок логического мышления.

Использование на практике программы «Радуга» требует коренной перестройки сложившейся за многие годы традиционной работы дошкольного учреждения по следующим направлениям: гуманизация педагогической деятельности воспитания, ориентация на создание в детском саду положительного микроклимата; гуманное отношение к ребенку; внимание их вопросам индивидуального общения с ребенком, что обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, интересов и потребностей. В целях гуманизации воспитательно-образовательного процесса все программы задачи сформулированы и представлены так, что предполагают использование вариативных методик.

В настоящее время программа состоит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.

Цель программы – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.

Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

Создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

Обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

Способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

Формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

Приобщать к основным сферам человеческой культуры (труд, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).

Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет, получит по их окончании – иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата.

Дальнейшее развитие целеполагания идет по линии появления цепочек связанных между собой целей: построить гараж для машины соответствующего размера, построить поезд из стульев, домик из песка и т.д.

Еще одна важная линия развития деятельности – отношение ребенка к продукту таких целенаправленных действий. Если в начале ребенок удовлетворен любым результатом, то позднее, на четвертом году жизни, у него появляются определенные требования к качеству ожидаемого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания – способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени, неделями. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют три типа мотивации , с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будет передавать взрослые: игровая мотивация, мотивация общения и мотивация личной заинтересованности.

Тех педагогов, кто захочет работать по программе «Радуга», авторы призывают, прежде всего, понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. )

Программа «Развитие»