Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Рекомендуемые парциальные программы для доу. Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников

Рекомендуемые парциальные программы для доу. Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников

Программы реализуемые в ДОУ

Парциальные программы, реализуемые в ДОУ

по 10 образовательным областям:

Направление развития ребенка: физическое

Образовательная область: «Физическая культура»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Задачи :

  • развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей в водной среде.

Программно-методическое обеспечение образовательной области: «Физическая культура»

  • «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 года \
  • «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет \
  • Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - М.-Просвещение, 2004.
  • «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет \
  • Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - М.-Просвещение, 2004.
  • «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет \
  • Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. - М.-Просвещение, 2004.
  • Программа «Здравствуй» Автор М.Л.Лазарев, « Академия здоровья», М.; 1997
  • «Физкультурные занятия в детском саду» Л.И. Пензулаева.- М.:Мозаика - Синтез, 2009;
  • «Физическое воспитание в детском саду» Э.Я. Степанкова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • «Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова. - М.:Мозаика-синтез, 2000.
  • «Ознакомление с природой через движение» / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. М.: Мозаика-синтез, 2006.
  • «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения» Т.С. Овчинникова- С-Пб.: Каро, 2006.
  • Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики - М.: Детство-пресс, 2008

Образовательная область: «Здоровье»

Цель : охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья.
Задачи :

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Здоровье»

  • - «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» Новикова И.М. - М.: Мозаика-Синтез, 2009;
  • - «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет». Пензулаева Л.И.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • - «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» / Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
  • - Соколова Н.Г. Плавание и здоровье малыша. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007.
  • - Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. - М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • - Здоровичок. Система оздоровления дошкольников. Авт.-сост. Т.С. Никонорова, Е.М. Сергиенко - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  • - Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей - СПб.: Речь, 2007.
  • - Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 - 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • - Картушина М.Ю. Праздники для детей 6 - 7 лет. Сценарии для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • - Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4 - 5 лет. Сценарии для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера. 2009.
  • - Шорыгина Т.А. Беседа о здоровье. Методические пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • - Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в детском саду. - Москва, 2006.
  • - Севенюк С. А., Лыгдэнова О.С., Величко Ю.В. Формирование культуры здорового образа жизни ребенка-дошкольника. - МДОУ № 108 г. о. Самара - Самара, 2009.

Направление развития ребенка: социально-личностное

Образовательная область: «Безопасность»

Цель : формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); формирование представлений об основных источниках опасности на улице и способы безопасного поведения.
Задачи :

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Безопасность»

  • «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
  • «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста» / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  • ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы. - Изд. 2-е переработанное. Автор-сост. Л.Б. Поддубная - Волгоград: ИТД «Корифей».
  • Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей - 5 - 8 лет - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  • Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Авт. - сост. О.В. Калашникова - Волгоград: Учитель, 2005.
  • Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М.: Книголюб, 2005.
  • Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. - Изд-во Скрипторий 2003, 2005.
  • Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под общ.редак. В.Н. Кирьянова - М.: Издательский Дом Третий
  • Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Сост. Н.А. Извенова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н., А.Н. Федотова, под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Мамошкина - М.: ТЦ Сфера, 2005. Рим, 2006.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М.: ТЦ Сфера, 2009.

Образовательная область: «Социализация»

Цель : освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений; развитие гендерного подходов социализации детей дошкольного возраста.
Задачи :

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
  • приобщение детей к истокам русской народной культуры

Программно - методическое обеспечение образовательной области «Социализация»

  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, СПб.: Детство - Пресс, 2000;
  • «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф. Губанова. - М.:Мозаика - Синтез, 2006;
  • «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник.- М.:Мозаика - Синтез, 2006;
  • «Этические беседы с детьми 4-7 лет» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник.- М.:Мозаика - Синтез, 2006.
  • Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - М.: ИГЛ, 2005.
  • День победы! Сценарии праздников в детском саду, посвященных 9 мая/ Т.А. Шорыгина - М.: Издательство Гном и Д, 2005.
  • С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 - 7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы». - М.: АРКТИ, 2004.

Образовательная область: «Труд»

Цель : формирование положительного отношения к труду.
Задачи :

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Труд»

  • «Трудовое воспитание в детском саду» Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. - М.; Мозаика-Синтез, 2005;
  • «Конструирование и ручной труд в детском саду» Куцакова Л. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Направление развития ребенка: познавательно-речевое

Образовательная область «Познание»

Цель : развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Задачи :

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлении;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Познание»

  • «Занятия по конструированию из строительного материала» Л.В. Куцакова - М.: Мозаика-Синтез, 2008;
  • «Математика в детском саду» В. П. Новикова М., Мозаика - синтез, 2000.
  • «Юный эколог» С. Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  • «Познавательное развитие детей 4-5 лет» Гризик Т. - М., 1997.
  • Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011.
  • Задачки для маленьких дачников. Развитие речи, математика, логика/ И.А. Кравченко; худож. А.А. Селиванов. - Ярославль: Академия развития, 2006.
  • Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  • Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, гувернёров, родителей. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  • Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  • Транспорт. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернёров, родителей. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  • Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип./ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2008.
  • Экология. Нестандартные занятия. Старшая группа./ Автор-сост. Т.В. Иванова - Волгоград: ИТД «Корифей
  • Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
  • Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания./ А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Амрита, 2010.
  • Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  • Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа./авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2011.
  • Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие./ Под ред. Г.М. Кисилёвой, Л.И. Понамарёвой. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Блинова Г.М. Посновательное развитие детей 5 -7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО Издательство «Скрипторий 2000», 2005.
  • Скорлупова О.А. Покорение космоса. - 2-е изд. - М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  • Скорлупова О.А. Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  • Шорыгина Т.А. О космосе. - М.: Книголюб, 2005.

Образовательная область «Коммуникация»

Цель : овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи :

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Программно- методическое обеспечение образовательной области «Коммуникация»

  • «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» Максаков А. И. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • «Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада»АрушановаА.Г. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  • «Игры и игровые упражнения для развития речи» под ред. В.В. Гербовой.- 2 изд.. испр. - М.: Просвещение,1988.
  • «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Тумакова Г.А. М.: Просвещение, 1991.
  • Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). - М.: ВАКО, 2005.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. - М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5 -7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период. - М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
  • Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  • Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Цель : формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи :

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Программно- методическое обеспечение образовательной области «Чтение художественной литературы»

  • «Писатели мира детям» Э.И. Иванова. - М.: Просвещение, 1991;
  • «Расскажи мне сказку...» Э.И. Иванова. - М.: Просвещение, 1993;
  • «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Л.М. Гурович, Л.Б. береговая - М.: Просвещение, 1990.
  • «Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В. - М.:Мозаика-Синтез, 2005.

Направление развития ребенка: художественно-эстетическое

Образовательная область: «Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.
Задачи :

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Художественное творчество»

  • «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2007;
  • «Народное искусство в воспитании детей» / под ред. Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2007;
  • «Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комарова, А.И. Савинков - М.: 2005.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. - М.: «Карапуз-Дидактика», 2008

Образовательная область: «Музыка»

Цель : развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:

Программно- методическое обеспечение образовательной области «Музыка»

  • «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова - Сфера: 2009;
  • «Веселые песенки для малышей» Е. Гомонова - Академия Холдинг, 2000;
  • «Праздники и развлечения в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Анастасия Сенцова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Речевое развитие»

III. Образовательная область «Речевое развитие »

3.1 Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду

Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе на решение главной задачи - развитие связной речи . Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь разных речевых задач , которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности, который осуществляется в двух формах : линейной концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи ) осуществляется прежде всего линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро . В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении (и особенно в обучении дошкольников родному языку) позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков . Таким образом, важной становится проблема вычленения приоритетных линий развития каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Задачи :

Развитие звукопроизношения , слуховой памяти и фонематического слуха

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие речевого дыхания , воспитание силы, высоты и тембра голоса

Формирование правильного произношения звуков формирование правильного темпа речи и интонационно выразительности речи

Формирование грамматического строя речи

Обогащение словарного запаса

Формирование связной речи

Развитие моторики

Развитие познавательной деятельности, инициативности и творческие способности

Условия реализации программы :

Соответствующая речевая и игровая предметно – развивающая среда в группе

Положительное эмоциональное и физическое здоровье детей

Доброжелательная обстановка в группе

Интеграция образовательной области «Коммуникация» со всеми образовательными областями ООП

Вариативность развития речи каждого ребенка, позволяющая развивать творческие способности детей

Взаимодействие с семьей по развитию речи детей

Взаимодействие с социальными партнерами по данному направлению

Индивидуальная и групповая работа с детьми

Публикации по теме:

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида.

Анализ программ: «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки», «Развитие». Программа «От рождения до школы» ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ под ред. М. А. Васильевой, В. В.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Цель: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто и учить рассказывать его вместе с воспитателем. Задачи:.

План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

НОД в области «Физическое развитие» с интеграцией областей «Речевое развитие» и «Познание» НОД в области «Физическое развитие» с интеграцией областей: «Речевое развитие», «Познание». Подготовила и провела: инструктор по физической.

3.2 Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников

С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи.

Программа является результатом многолетних научных исследований, проведенных лабораторией развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Она раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

Концепция программы базируется на научном положении Ф.А. Сохина о необходимости элементарного осознания ребенком явлений родного языка и речи, лингвистического развития в дошкольном детстве. Поэтому важной отличительной особенностью программы является ее нацеленность на работу по осмыслению ребенком основных закономерностей языка.

В соответствии с базовыми положениями программы речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре развития различных линий психического развития мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в программе не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми.

Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.

Система обучения дошкольников по программе включает три основные направления:

Освоение разных структурных уровней системы языка: фонетики, лексики и грамматики;

Освоение навыков овладения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи, речевого общения);

Развитие способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Реализация этих направлений предполагает организацию образовательного процесса в форме сотрудничества и творческого общения воспитателя с детьми.

Наряду с этими общими принципами программа проникнута идеей преемственности и интегрирования различных речевых задач. Преемственность реализуется в ней на основе концентрического расположения учебного материала от одной возрастной группы детского сада к другой. Решение главных речевых задач (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется путем увеличения объемов программного материала внутри каждой задачи, а также углубления и расширения умений детей в области использования родного языка. Варьируется и сочетаемость упражнений, их смысл и связь. Вместе с тем на каждом этапе обучения (от группы к группе) сохраняется единое программное ядро. Так, в развитии связной речи - это связывание предложений в высказывания; в словарной работе - формирование смысловой стороны слова, в грамматике - формирование языковых обобщений и т.д. Поэтому особое значение в организации обучения приобретает правильное определение педагогом ведущих содержательных линий каждой речевой задачи на каждом возрастном этапе образования ребенка.

Программа предполагает, что работа с детьми должна осуществляться в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, с явлениями окружающем действительности, по подготовке к обучению грамоте, а также на всех остальных занятиях, в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни (в детском саду и в семье). Однако, по мнению автора, только специально организованное обучение на занятиях по родному языку может дать устойчивый развивающий эффект.

Большинство занятий построено по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми и др. Система обучения предусматривает, что со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, ознакомлению с художественной литературой, а затем на специальных занятиях по развитию речи, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.

Овладение родным языком и развитие языковых способностей рассматривается в программе как стержень полноценного формирования личности дошкольника, который помогает решать задачи эстетического нравственного воспитания.

Эстетическое воспитание осуществляется на речевых занятиях в процесс; ознакомления детей с фольклором и произведениями литературной классики, которые оказывают существенное влияние на воспитание любви к языку, его богатству и красоте, воспитывают бережное отношение к культурным ценностям родного языка.

Исходя из общих целей, программа, как уже указывалось, способствовала решению целого комплекса задач нравственного воспитания ребенка. Ознакомление с рекомендованными произведениями художественной литературы, пересказ, составление коллективных рассказов воспитывай; уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умение договариваться между собой, уступать товарищу, не перебивая выслушивать его и др.

Воспитательное воздействие оказывают не только содержание бесед, проводимых в ходе занятии, и литературные произведения, которые учат честности, доброте, благородным поступкам, но и рекомендованные автором к использованию другие дидактические средства (иллюстрации, игры, игрушки и т.п.).

Программа содержит показатели итогового уровня развития речи, который могут достигнуть дети в результате обучения по данной системе. Она предъявляет также достаточно высокие требования и к воспитателю, который должен творчески подходить к своей работе и обладать широким кругозором и высоким уровнем педагогической культуры.

Реализация программы предполагает использование целого ряда учебных и методических пособий:

Ушакова О.С., Струнина Е.М, Максаков А.И. н др. Занятия по развитию речи. М.: Совершенство, 2001.

Ушакова О.С. и др. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М. ИПТ, 2001.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. М.: ТЦ Сфера,2002.

Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). М.: ТЦ "Сфера", 2001, 2002.

Ушакова О.С. Рассказы про зверят. Набор сюжетных картин по развитию связной речи. М.: Карапуз, 2001.

С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение парциальной программы О.С. Ушаковой, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи.

Программа раскрывает основные цели, задачи и содержание обучения детей родному языку в возрасте от трех до семи лет, содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.