Меню
Бесплатно
Главная  /  Дети дошкольного возраста  /  Занятия для групп раннего развития. Комплексные занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах

Занятия для групп раннего развития. Комплексные занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах

Евгения Юзик

ФОТОКОЛЛАЖ «НАШ ЛЮБИМЫЙ ТЕРЕМОК»

Красовская Елена Анатольевна

Воспитатель МБДОУ № 152

Г. Мурманск

Федеральный государственный образовательный стандарт регламентирует : «развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Основными компонентами предметно – развивающей среды в ясельной группе «Теремок» являются центры развития детей , созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние. Данные центры служат основой реализации программного содержания всей образовательной работы с детьми.

В группе созданы следующие игровые и развивающие зоны : зона двигательной активности «Здоровячок» , релаксационная зона «Бассейн» , игровые зоны «Гараж» , «Кухня» , «Кукольный уголок» , «Магазин» , «Парикмахерская» , «Доктор Айболит» , «Костюмерная» , развивающие зоны «Книжный уголок» , «Музыкальный уголок» , «Сенсорный центр» . Для организации театрализованной деятельности в группе представлены разные виды театра, модульный деревянный центр «Домик с печкой» . Разнообразие игр и количество игровых зон позволяет каждому ребенку заниматься, как индивидуально, так и в группе сверстников .

С учетом принципов построения развивающей среды при планировании интерьера придерживаюсь нежесткого центрирования. Имея опыт в оформлении помещений , пытаюсь достичь сходства интерьера с домашней обстановкой. Это снимает стресс образующее воздействие на ребенка образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Разделение игровых зон способствует развитию самостоятельной игровой деятельности.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают :

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

Разноцветный и уютный Теремок готов к встрече новых друзей!



Нам нравится заниматься физкультурой,



Мы не забываем следить за собой!



И любим сладко поспать.



Катаемся на машинках и лошадках



Готовим вкусные обеды

Любим сказочные путешествия



Играем и поем



Не забываем изучать цвет, форму, величину.



Добро пожаловать в Теремок!

Публикации по теме:

«Мамины помощники» - праздник в группе раннего развития для малышей 1–2 лет (возможно для 1 и 2 младшей группы детсада) 8 марта в группе раннего развития 1-2.5 года участники: ведущая- фея домашнего уюта, КУКЛА - взрослый, мамы с малышами. Вход детей музыка.

Использование природного материала в группах раннего развития Природные материалы – это самые доступные материалы, которые только можно.

Консультация для родителей «Школа раннего развития» (часть 1) Дорогие взрослые! Рисование - это одно из самых больших удовольствий для ребенка. Посмотрите на детский рисунок. Он чрезвычайно прост и.

Образовательный проект «Студия раннего развития «Бибигон» Управление образования мэрии г. Магадана МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 66" Городской конкурс «Педагог года – 2015» «Моя.

МКДОУ №4 «Теремок» Я в этом году вместе с детишками второй группы раннего возраста оформляла свою группу к новому году. Дети активно принимали.

Особенности развития речи детей раннего возраста Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной.

Евгения Бовкун
Комплексные занятия с детьми раннего возраста в детско-родительских группах

Комплексные занятия с детьми раннего возраста

в детско-родительских группах .

Пояснительная записка.

Ранний возраст – очень важный и богатый открытиями этап в жизни человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Родители – самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

В настоящее время ускоренный, напряженный ритм жизни, стремление построить карьеру, загруженность родителей приводят к тому, что эмоциональные контакты с детьми сводятся к минимуму . Вместе с тем, положительной тенденцией в современном обществе стала возможность для родителей воспользоваться отпуском по уходу за ребенком до 3 лет и посвятить это время домашнему воспитанию своего малыша. Однако, многие родители считают, что их собственного опыта в воспитании детей недостаточно для планомерного и гармоничного развития ребенка. Поэтому они ищут наиболее приемлемые и удобные формы организации обучения и развития ребенка раннего возраста .

Одна из таких форм – занятия в детско-родительских группах . Каждая встреча подобной группы обычно состоит из нескольких коротких коллективных занятий , которые продолжаются не более 15 минут и включают игры, песенки различных типов, рисование, лепку и другие виды деятельности. Отдельные фрагменты занятия регулярно повторяются. В работе принимают участие мамы и, глядя на них, - дети.

Примерная структура занятия в детско-родительской группе .

1. Начальный «круг» :

А) приветствие – это (также как и прощание) ритуальная часть занятия , остающаяся неизменной на протяжении всего цикла занятий .

Б) пальчиковые игры;

В) дидактические игры.

2. Музыкально-ритмическая часть :

Тематические песенки с танцевальными движениями;

Музыкальные игры с использованием инструментов;

Коммуникативные игры;

Телесно-ориентированные игры;

Игры с подражанием;

Упражнения на развитие общей моторики детей.

3. Творческая мастерская :

Рисование;

Аппликация.

4. Театрализация (сказка) .

5. Прощальный «круг» .

Далее представлена разработка одного из комплексных занятий для детей 2-3-летнего возраста . В основу положена психолого-педагогическая программа Е. В. Ларечиной «Растем вместе» , направленная на формирование позитивных эмоциональных отношений между родителями и ребенком. Программа состоит из трех основных блоков : «Осень» , «Зима» , «Весна» . Каждый блок включает в себя 24 занятия , которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия – 1 час . Число детей в группе – не более 6 человек.

Комплексное занятие

«Осень пришла»

Основные задачи :

1) знакомство с детьми и родителями , помощь в адаптации к новым условиям и ритму занятия ;

2) развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной) ;

3) развитие зрительного и слухового внимания;

4) формирование умения соблюдать правила коллективной игры.

I. Начальный «круг» .

1. Хоровод (начинает каждое занятие песенка «В круг» - диск Е. Железновой «Топ-топ» ); далее зажигаем свечу со словами :

Фонарик свой огонь зажег,

И собрались мы все в кружок.

Друг другу руки дать спешим

И поздороваться хотим.

Здравствуй… (с каждым ребенком здороваемся, называя его по имени

и пожимая руку)

Здравствуйте! – всем говорим!

2. Читаем рифмовку, совершая ритмические движения :

Раз, два, три, четыре, пять–

Это каждый должен знать. (Шаги на месте.)

Лето, осень и зима,

А потом придет весна. (Хлопки в ладоши.)

Мы теперь друг друга спросим :

Что настало нынче? (Разводим руки в стороны и смотрим друг на друга.)

3. Рассказ об осени.

Показываем детям картинки об осени и помогаем составить коллективный рассказ об этом времени года (на первом занятии педагог может рассказать об осени сам, а на повторном занятии привлечь и детей ).

Педагог предъявляет картинку и начинает фразу, а дети заканчивают.

Педагог Дети

Наступила… осень.

Осенью редко светит… солнце.

Осенью часто идет… дождь.

Осенью дует… ветер.

Осенью листья на деревьях… желтеют и опадают.

Это время называется листопад.

4. Игра «Осенний домик» .

Цель : формирование умения сопоставлять предметы, выделять основные признаки; развитие внимания, памяти; закрепление понятий «разные» , «одинаковые» .

Материалы : изображение домика, который поделен на одинаковые квадраты – «комнаты» , в каждом квадрате изображен осенний лист; осенние листочки, разной формы и окраски, вырезанные из бумаги.

Игра по принципу «найди пару» . В каждой комнате домика живут листочки, которые осень раскрасила в свои любимые цвета. Объясняем, что в домике живут листочки-мамы, которые потеряли своих деток (детки – это отдельные листочки) . Нужно помочь каждому малышу найти свою маму.

На последующих занятиях можно усложнить игру. Отдельный листочек показываем ребенку, а затем прячем. Малышу нужно по памяти найти в домике пару к показанному листочку.

5. Грибочки на полянке.

Цель : закрепление в активном словаре ребенка понятий «большой» , «средний» , «маленький» ; формирование представлений об основных цветах.

Материалы : деревянные грибочки трех размеров и пяти цветов, платформа зеленого цвета («полянка» ).

Педагог раздает детям большие грибочки и просит найти на «полянке» грибочки такого же цвета, а потом выстроить их по величине («по росту» ) и назвать. Родители помогают детям выстраивать грибочки.

II. Музыкально-ритмическая часть.

*Упражнения повторяются в течение 3-4 занятий , затем постепенно вводятся новые игры).

1. Игра с листочками («Листочки» - диск Е. Железновой «Забавные уроки» ).

Под музыку начинается листопад, педагог подбрасывает листочки, дети ловят, бросают, сдувают листики с ладошки).

В конце игры можно предложить детям разложить листочки по цветам (красные, желтые, зеленые) .

2. Веселая гимнастика «Осенние листики» (музыкальное сопровождение – по выбору педагога) .

Для игры используем листики из предыдущего упражнения.

Мы – осенние листочки. (Повороты головы влево-вправо.)

Мы на веточках сидели. (Присесть.)

Дунул ветер – мы цепочкой (Взмах руками и медленно встать.)

Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате.)

Полетели, полетели

И на землю тихо сели. (Присесть.)

Ветер снова набежал (Взмах руками, встать на носочки, руки тянем вверх.)

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил (Покружиться.)

И на землю опустил. (Присесть.)

3. Инсценировка песенки «Дождик» (диск Е. Железновой «Веселые уроки» ).

Осень – время дождей и туч. А сколько луж остается после дождя! (На полу раскладываются листы бумаги – «лужи» .) Движения – по тексту песенки.

«Дождик-дождик, понемножку, капай-капай на ладошку» -

пальчики стучат по ладошке как капельки дождя.

«Через лужи я скачу» -

перешагиваем «лужи» , можно учиться перепрыгивать через «лужи» одним прыжком.

«А теперь свои сапожки надеваем мы на ножки» -

делаем движения, как будто надеваем сапожки, ходим по «лужам» (стараемся шагать только по «лужам» , не наступая на пол).

4. Игра с музыкальными инструментами (песенка «Дождик» - диск Е. Железновой «Гав и мяу» ).

Педагог раздает детям металлофоны. Слушаем песенку и предлагаем детям изобразить дождик, «будем стучать, как капельки в этой песенке» . С началом песни начинаем отбивать ритм «один удар на каждое слово» (родители помогают малышам) .

Дождик, дождик – кап, кап, кап.

Ты не капай долго так.

Хватит землю поли-вать,

Нам пора идти гулять.

Кап, кап, кап…

III. Творческая мастерская

«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО» .

Материалы : для каждого ребенка – лист белого картона с изображением дерева, пластилин желтого, оранжевого, красного цветов.

Предлагаем малышам подарить деревцу яркий осенний наряд, украсить осенним листочками. Ребенок отщипывает кусочек пластилина и, «размазывая» , прикрепляет к ветке. Родители помогают малышам. Можно представить, что налетел ветерок, и листочки начали облетать с веток, тогда и под деревом лепим упавшие осенние листочки.

IV. ФизкультУРА!

Выстраивается полоса препятствий из спортивных снарядов.

1. Дети проходят по спортивной скамье.

2. Спускаются по наклонной доске.

3. Проходят по массажному коврику и проползают во воротики.

4. Перешагивают через гимнастические палки, которые педагог держит на расстоянии 15 см от пола.

V. Театрализация – сказка «ЯБЛОКО РАЗДОРА» (В. Сутеев) .

Звенит колокольчик, приглашая детей сесть на стульчики и посмотреть сказку. Каждый раз театрализация начинается словами :

Диди-дон, дили-дон,

К нам приходит сказка в дом.

Облачко поднимается.

Сказочка начинается. (открывается занавес)

*Одна сказка проигрывается в течение 2-3 занятий , затем меняется.

VI. Прощальный «круг» .

Хоровод (завершает занятие песенка «Всем домой пора» - диск Е. Железновой «Топ-топ» ); далее малыши задувают свечу со словами :

Фонарик и огонь погас,

Пора прощаться нам сейчас.

Друг другу ручками помашем

И «до свиданья» скажем.

Литература :

1. Е. В. Ларечина. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года) . - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

2. О. А. Новиковская. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста . - Спб.: Паритет, 2008.

Представлен опыт организации работы в группах раннего развития с детьми от 1 года до 3-х лет. Организация среды и деятельности, занятия и комплексы пальчиковой гимнастики. Данный материал поможет воспитателям построить свою работу в таких группах, которые сейчас очень востребованы.

В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая призвана наиболее полно раскрыть способности ребёнка и развить его. В группе представлены материалы на развитие разнообразных навыков и умений в игровой форме. Материалы лежат в доступной форме для ребёнка и имеют яркий и привлекательный вид. Вся среда разделена на зоны:

зона воды , которая призвана развивать координацию, моторику, навыки экспериментирования, навыки самообслуживания, через естественную для ребёнка стихию. Дети переливают, моют, вылавливают, вытирают, взбивают и т.д.
зона «сыпучки» , представлены материалы для развития моторики, координации, навыков самообслуживания. Ребёнок пересыпает ложкой, рукой, кувшином, совком, просеивает, сортирует и т.д.
зона развития мелкой моторики , где лежат разные материалы на развитие мелкой моторики: мозаики, баночки, палочки, природные материалы. Ребёнок сортирует, строит, закрывает, открывает и т.д.
зона развития сенсорных и элементарных математических представлений . Здесь подобраны материалы на развитие сенсорного восприятия, ознакомления с сенсорными эталонами развития органов чувств и развития математических представлений.
зона развития речи призвана расширить словарный запас детей, повлиять на речевое развитие детей и развития их связной речи. Материалы презинтируются в зависимости от развития ребёнка. Предметы (игрушки животных, муляжи растений, предметы окружающего мира), карточки, с изображением этих предметов, карточки обобщающих слов, карточки с новыми словами. Материалы для построения предложений, разные виды театров, и конечно книги.
зона развития творческих способностей , где ребёнок учится рисовать разными средствами, лепить, вырезать и делать аппликацию. Каждое занятие педагог предлагает ребёнку какое-либо творческое занятие, но ребёнок в праве сам выбрать себе занятие. Поэтому на полках лежат полуфабрикаты ранее деланных работ, а также другие интересные для ребёнка варианты деятельности.

Если ребёнок устал или не хочет заниматься, он может пойти подвигаться или насладиться сенсорными ощущениями в сенсорной комнате под тихую мелодичную музыку.
У нас в группе малыши работают с мамой, педагог наблюдает, направляет и показывает ребёнку и маме как правильно надо работать с материалом, как правильно показать и объяснить ребёнку, какой материал лучше следующим показать ребёнку. Педагог для этого должен хорошо знать зоны ближайшего развития детей, чётко прослеживать, когда и чем надо пополнить среду, чтобы она осталась для ребёнка развивающей. А когда ребёнок научился доверять педагогу, пошёл на эмоциональный и психологический контакт с педагогом, только тогда педагог непосредственно занимается с ребёнком. В конце занятия педагог собирает детей и их родителей на «круг». Для этого у нас есть колокольчик и песенка для него:

«Тили бом, тили бом убираем всё кругом.
Тили бом, тили бом собираемся кругом».

Родители и дети убирают всё на места и собираются на ковёр в круг. Для того, чтобы собрать внимание детей педагог с детьми
собирает солнышко. Каждый ребёнок прикладывает свой лучик к солнышку, пока не соберётся всё солнышко. После этого проходит пальчиковая гимнастика на 3-4 мин. в эмоциональной и игровой форме.

Комплекс пальчиковой гимнастики № 1

1. Есть у любого два кулачка Пальцы сжаты в кулачки.
Хлопнул один по-другому слегка. Стучим кулачками др.о др.
Ну а ладошки не отстают – Раскрываем ладошки.
Следом за ними весело бьют. Хлопаем в ладоши.
Кулачки быстрей стучат, Сжимаем пальцы в кулачки
До чего стараются! Стучим кулачками.
А ладошки – тут как тут, Хлопаем в ладошки.
так и рассыпаются.

2. Что за скрип? Сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Что за хруст?
Это что ещё за куст? Показываем растопыренные пальцы.
– Как же быть без хруста, Сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Если я – капуста? Кистями рук показываем шар.
Мы капусту рубим, рубим. Кистями рук двигаем вверх-вниз.
Мы морковку трём, трём. Кулачком одной руки трём о ладонь – другой.
Мы капусту солим, солим. Пальцами изображаем действие.
Мы капусту жмём, жмём. Изображаем действие сжатия.

3. Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, Показываем три пальца.
Две морковки, Показываем два пальца.
Лука полторы головки, Наполовину загибаем средний палец.
Да капусты кочешок. Руками показываем шар.
Потеснись-ка ты, капуста! Кистями рук делаем движения вправо и влево.
От тебя в кастрюле густо!

Комплекс пальчиковой гимнастики № 2

1. Бежит ёжик по дорожке и видит: Ладони соединены, пальцы рук переплетены.
Под высокой сосной Ладошки домиком.
Скачет зайчик косой. Из кулачка разгибаем указательный и средний пальцы.
Под другою сосной Ладошки домиком.
Скачет зайчик другой. Из кулачка левой руки разгибаем указ. и средн.пальцы.
Ушки длинные у зайки Правой рукой проводим по пальцам левой руки.
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет Указательным и средним пальцами левой руки двигаем вправо и влево.
Веселит своих зайчат.

2. Побежал ёжик дальше и увидел … Ладони соединены пальцы рук переплетены.
Сидит балка на тележке
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке, Поочерёдно разгибаем все пальцы, начиная с большого.
Воробью, синичке
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. Бежит ёжик дальше, Пальцы переплетены руки каются.
видит мостик горбатый… Кисть левой руки согнуть мостиком. А правой положить сверху.
Так бодались два барана, Оба кулачка «бодаются».
На мосточке утром рано Хлопки на ударные слоги.
Уступить не захотели – Снова «бодаются».
Вместе в речку полетели. Ладони «уронить» на колени.

После этого проходит тематическое занятие на 5-7 мин., в зависимости от собранности детей. Тематика занятий разнообразная:

– расширение словарного запаса, ознакомление с обобщающими понятиями и т.д.;
– развитие сенсорных ощущений, и закрепление знаний сенсорных эталонов;
творческие занятия;
– проведение разных видов театральной деятельности.

Главное, чтобы они проходили динамично, интересно, эмоционально, и задействовали всех детей. Например:

Комплекс занятий по ознакомлению детей с обобщающим словом «овощи»

Занятие 1.

Цели :

  • ознакомление с обобщающим словом «овощи».

Предварительная подготовка : подготовить обувную коробку, наполненную тёмной фасолью, и закопать в неё муляжи овощей по количеству детей, которые были детям уже знакомы.

Ход занятия : Воспитатель рассказывает, что у неё в коробке что-то спрятано и предлагает каждому ребёнку по очереди « откопать» то, что там спряталось. Каждый ребёнок достаёт овощ, и вместе называют название каждого, при этом постоянно повторяем слово
« овощ».Когда достали все овощи, воспитатель кладёт их все вместе,обводит рукой и говорит, что все они называются « овощи».

Занятие 2.

Цели :

  • расширение сенсорных ощущений;
  • закрепление обобщающего слова «овощи».

Предварительная подготовка : приготовить настоящие овощи по 2 шт.: картофель, свёкла, морковка, огурец, помидор. Один овощ почистить и порезать на маленькие кусочки.

Ход занятия : Воспитатель вносит ту же коробку с фасолью (см. занятие 1), достаёт из неё овощи и называет каждый, обводит их рукой и говорит, что это овощи. Предлагает попробовать их на вкус. Ставит поднос, на котором стоят тарелочки с нарезанными овощами (на каждой тарелочке – один овощ). Кладёт к нарезанному целый овощ и называет его. Предлагает детям и их мамам попробовать каждый овощ, при этом каждый раз называет, например, «картофель».

Занятие 3.

Цели :

  • закрепление обобщающего слова «овощи»;
  • совершенствование навыков наклеивания готовых форм.

Предварительная работа : на формате А3 нарисовать тарелку, вырезать из бумаги овощи, по количеству детей. Подготовить материал для аппликации(клеёночки, клей карандаш, тряпочки)

Ход занятия : Воспитатель показывает нарисованную тарелку и предлагает её наполнить овощами.

– Смотрите, сколько я овощей принесла – показывает и называет каждый. Даёт детям по одному, и спрашивает, что она ему дала.
Мама вместе с ребёнком называют овощ.
Воспитатель приклеивает один овощ на тарелку и предлагает всем приклеить свои овощи. Мамы вместе с детьми приклеивают овощи.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми и мамами рассматривают работу, хвалит детей и говорит, какая получилась тарелка с овощами. Работу можно повесить в группе, и дети долгое время будут смотреть и вспоминать, что это «овощи».
После серии занятий с обобщающим словом «фрукты», проводятся занятия по сортировке овощей и фруктов. Это могут быть занятия и с муляжами, и творческие с готовыми формами и даже с настоящими по определению вкуса.
На прощание педагог играет с детьми в подвижную игру малой подвижности, например «Зайка серенький сидит…» или хороводную « У Пети колокольчик, весёлый колокольчик…». Прощается с каждым ребёнком ладошкой к ладошке, и если ребёнок пошёл на тактильный контакт, значит он вам доверяет.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Управленческий аспект инновационной деятельности ДОУ по развитию познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у дошкольников гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи
Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения"
Конспект интегрированного занятия по музыкально-эстетическому воспитанию "Детство - это радуги краски"
День свободы игры и самостоятельности как форма работы с детьми, родителями и педагогами
Физкультурное занятие для детей подготовительной группы с применением нестандартного оборудования "Поиск нового спортивного оборудования"
| организация | организация работы | вакансии работа | группе | группы песен | пораньше | раннее | развития | развитие ребенка | для | детей | дитя | лет | года | детский | детский сад | Страничка психолога | Организация работы в группе раннего развития для детей от 1 до 3 х лет Детский сад