Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие творческих способностей  /  Психологическое занятие в детском саду. Пальчиковая гимнастика “Мои веселые пальчики”. Занятие «Сержусь, но улыбаюсь»

Психологическое занятие в детском саду. Пальчиковая гимнастика “Мои веселые пальчики”. Занятие «Сержусь, но улыбаюсь»

Цели:

  • способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой;
  • учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества;
  • развивать самосознание;
  • развивать вербальное и невербальное общение;
  • развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память;
  • тренировать мелкую моторику рук;
  • формировать отношения доверия, умения сотрудничать;
  • снять телесное и эмоциональное напряжение.

Материалы:

  • музыкальное сопровождение “Волшебная дорога”, “Таинственный сон”;
  • цветной песок;
  • белая бумага формата А3 (по количеству детей);
  • декоративные элементы: бусины, камушки, пуговицы, ракушки;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • бумага (по количеству детей);
  • волшебный стул.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра – приветствие “Я сегодня вот такой...”

(источник – Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011)

Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: “Здравствуйте. Я сегодня вот такой” – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: “Здравствуй, - называют имя водящего. Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: “Игорь сегодня вот такой” – при этом, стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключении все берутся за руки и хором говорят: “Здравствуйте ВСЕ!”.

Задание “Мое необыкновенное имя”

Педагог-психолог: Ребята, у каждого из нас есть имя, оно то и отличает нас от других людей. Давайте мы сейчас с вами произнесем наши имена, но не просто так, а необыкновенно... Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои имена... Дети произносят свои имена, передавая друг другу мячик. Молодцы! Ребята, а бывает и такое, что мы встречаем человека с таким же именем как у нас и это не удивительно... Что делать в этом случае? Ответы детей. Конечно, самое главное, не расстраиваться. Мы же можем себе в этом помочь... А как? Ответы детей. Правильно, сделать свое имя необычным. Для начала, мы с вами попробуем видоизменить наши имена, например, можно сократить свое имя, или сделать его ласковым, или даже назвать себя каким-то другим приятным словом...Я передам вам мячик, а вы по кругу, передавая его друг другу, будете произносить свои видоизмененные имена... Дети произносят свои придуманные видоизмененные имена, передавая друг другу мячик. Молодцы!

А сейчас мы попробуем нарисовать наши имена и сделать их самыми необычными...

Упражнение-игра “Рисование цветным песком своего необыкновенного имя”

Педагог-психолог: Ребята, а Вы любите рисовать? Ответы детей. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на цветном песке пальцами, руками. Давайте нарисуем наши красивые и необыкновенные имена на песке, а потом их украсим их волшебными предметами: бусинами, камушками, пуговицами, ракушками. Вы согласны? Ответы детей. Придумайте свой образ вашего имени. Дети рисуют под музыкальное сопровождение “Волшебная дорога” свои имена на бумаге формата А3 цветным песком и украшают декоративными элементами. Замечательно! Какие у вас получились красивые и необычные имена! Посмотрите на имена своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!

А сейчас мы с вами поиграем в одну очень интересную и волшебную игру...

Игра “Волшебный стул”

На “волшебный стул” приглашается один из детей: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными все его достоинства; остальные ребята рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой); говорят о внешних достоинствах (например: красивые волосы, глаза).

На стуле должен посидеть каждый ребенок. Дети играют в игру. После того, как все дети посидят на “волшебном стуле”, обсудить с ними:

  • что они чувствовали, когда сидели на “волшебном стуле”;
  • понравилось ли им слышать в свой адрес приятные слова и комплименты.

Пальчиковая гимнастика “Мои веселые пальчики”

Мои пальчики расскажут, (Поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь
Все умеют, все покажут. и наружу, затем хлопать в ладоши).
Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют, (Далее подражать движениям, соответствующим
Мячик бросают, содержанию текста).
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.

Визуализация “Волшебный цветок”

(источник - Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011)

Педагог-психолог: Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Итак, начнем...

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Дети под музыкальное сопровождение “Таинственный сон” удобно устраиваются на мягком диване, мягких креслах или ковре. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще не распустившееся бутоны...

Представьте теперь, что вы - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг вас, постарайтесь почувствовать, как вам хочется чтобы эта оболочка раскрылась и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету...

А теперь вы можете представить себе, как ваши бутоны постепенно раскрываются. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка... Рассмотрите цвет его лепестков... Посмотрите, как ярко они сияют... Если хотите, можете понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются такими прекрасными цветами... Слышите, они говорят: “Какой красивый цветок! Он так нравится мне! Восхищайтесь и вы этим цветком, повторяя про себя: “Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой”. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела. Например, вы можете вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения....

А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь ко мне в кабинет бодрыми и отдохнувшими.

Ребята, вы запомнили свои красивые и необыкновенные цветы? Ответы детей. Тогда я вам предлагаю нарисовать их.

Упражнение “Рисование волшебного дерева”

Педагог-психолог: Давайте нарисуем волшебные и необыкновенные деревья, на которых и будут расти все те прекрасные цветы и бутоны, которыми вы были. Вы согласны? Ответы детей. Тогда начнем... Дети рисуют цветными карандашами и фломастерами под музыкальное сопровождение “Таинственный сон”. Замечательно! Какие у вас получились необыкновенный деревья и цветы! Посмотрите на рисунки своих друзей, вам нравятся они? Ответы детей. Мне очень нравятся! Вы молодцы!

Упражнение “Необычное прощание”

Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр круга, и прощаться с нами каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним.

Список использованной литературы

1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. “Цветик-семицветик”. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.

2. Монина Г.Б., Е.К. Лютова-Робертс Е.К. “Игры-приветствия для хорошего настроения”. - СПБ.: Речь, 2011.

Занятие «Знакомство»

Цель: коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.

Игра «Здравствуйте»
Дети передают друг другу мягкую игрушку и говорят: «Здравствуй, меня зовут…., а тебя?»
Следующий ребенок берт (ловит) мягкую игрушку и говорит: «Здравствуй,…..,меня зовут …., а тебя?», поворачивается к следующему и так дальше по цепочке.

Игра «Огонь и лед», способствует развитию внимания, быстроты реакции.

Дети ловят мячик и отвечают на вопросы: Какой бывает огонь? Какой бывает лед?

По команде ведущего «Огонь!», стоящие в круге дети начинают двигаться. По команде: «Лед», они застывают в той позе, в которой их застала команда.

(под музыку «Полька» инструментальная обработка»

Игра «Настроение», коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выражать свое настроение.
Сначала ведущий предлагает рассказать на какое настроение похож «Лед», на какое настроение похож «Огонь». Затем ведущий спрашивает: «На что похоже хорошее настроение?» Выслушивает ответы детей. «На что похоже плохое настроение?».

Игра «Брыкание», коррекция эмоциональной сферы; эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Ведущий говорит: «Выглянуло солнышко, растаял весь «грустный и твердый лед» и на полянке появились жучки». Дети ложатся на пол, головы на одном уровне, ноги у соседей направлены а противоположные стороны.
Затем начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней.
В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая силу и скорость брыкания. При этом на каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
(под музыку «От улыбки» джаз). Ведущий говорит: «Жучки побегали по полянке, травка их щекотала и им стало смешно, весело и настроение стало…..»

Ведущий подводить детей к пониманию того, что настроение бывает разным, от прогулки и веселья становится хорошим, радостным, ярким, веселым и т.д.
Релаксация по спокойную музыку, слушаем свое дыхание.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску лицо с изображением «Своего настроения».

Занятие «Звездочки»

Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», принятие детьми друг друга, отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом.

Упражнение «Добрый день»
Дети вместе с психологом сидят на подушечках в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое надо не сказать, а пропеть:
«Добрый день, Андрюша (улыбнуться и кивнуть головой), Добрый день Светлана Викторовна, добрый день Солнце (поднять ручки вверх).

Упражнение «Мое имя»
Психолог задает вопрос, дети по кругу отвечают.

  • Как тебя зовут?
  • Как зовет тебя мама?
  • Как ласково называет тебя мама?
  • Хотел бы чтобы тебя звали по- другому? Как?

Упражнение «Угадай, кого не стало»
Дети должны догадаться, кого спрятал психолог, и описать его.

Упражнение «Кто здесь»
Психолог дотрагивается по очереди каждого ребенка до плеча, тот говори: «Я здесь », дети должны по голосу угадать ребенка.

Игровое упражнение «Зарядка»

Игра «Волшебная звезда»
«Я хочу рассказать вам одну историю. Она про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она не старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет?» В ответ на свой вопрос она услышала слова мудрого старца: «Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Я согласна», — ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение….Попробуй отгадай где? (ответ: в каждом из нас)»
А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке (ведущий разрезает яблоко и показывает звездочку внутри).
Рисунок «Звездное небо». Дети рисуют звезды. Вырезают и наклеивают на звездное небо.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение «Своего настроения».

Занятие «Сержусь, но улыбаюсь».

Цель: формирование элементов контроля в поведении, эмоциях.

  • Ритуал приветствия.

«Здравствуйте все мы!» (поем)

  • Упражнение «Отвечаем только «нет»

Психолог называет различные ситуации, а дети в конце на каждый вопрос должны отвечать «нет», как бы сильно не хотелось сказать «да».
Все любят праздник Новый год (нет),
Все любят смотреть телевизор (нет),
Все любят играть (нет),
Все любят игровые приставки (нет),
Все любят сказки (нет),
Все любят вкусненькое (нет),
Все любят веселиться (нет),
Любят ребята подарки (нет).
Все дети на свете любят мороженное (нет),
Любят конфеты, торт и пирожное (нет),
Любят играть, веселится, шуметь (нет),
Прыгать, скакать и смеяться и петь (нет).

  • Упражнение: А зеленым не рисовать.

На листе бумаги нарисованы предметы. Предложите детям разукрасить все картинки, но с условием, что зеленые предметы (крокодила, огурец, елку) зеленым цветом разукрашивать нельзя.


Упражнение «Тихо, очень тихо, еще тише»

Звучит музыка «Утро» Э. Григ. Дети сидят на подушках в руках у них бумага. По сигналу «Тихо!» дети начинают мять листы бумаги. По сигналу «Очень тихо!» — сжимают мятый лист бумаги в кулаке. По сигналу «Еще тише!» -закрывают глаза и ложатся на подушку.

Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение
«Своего состояния».



Занятие «Маленькие волшебники»

Цель: формирование навыков позитивного общения.

  • Вхождение в сказку.

«Расслабьтесь. Положите руки на колени ладошками вверх. Закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камушек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: гладкий или шершавый, холодный или теплый… Приготовились? Ведущий кладет каждому ребенку в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что все тело нужно расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают камушек. «Камни обладают такой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку». Теперь вы маленькие волшебники.

  • Когда работают настоящие волшебники главное в их работе внимание. Чтобы ничего не перепутать мы потренируемся с вами и поиграем в игру «Смотрю очень внимательно».

Дети сидят на подушках и очень внимательно осматривают комнату. Через три минуты дети закрывают глаза и по очереди называют предметы, которые они запомнили.

  • Злой волшебник заколдовал когда-то одну вашу руку. Ей труднее дается рисование. Сейчас мы будем расколдовывать ее. Садимся за столы. В одну руку берем кисточку в другую карандаш (фломастер) необходимо одновременно рисовать «магические круги» на бумаге. Рисовать необходимо одновременно двумя руками. Упражнение «Карандаш и кисточка».
  • «Почему нельзя». Для того, чтобы помогать хорошим людям совершать добрые дела необходимо самим точно знать почему нельзя делать то или иное. Психолог читает стихотворение и просит детей ответить: «Почему так делать нельзя». Сначала стихотворение читается целиком потом по строчке.

Нельзя царапаться, кусаться. Почему?
Нельзя с братишкой младшим драться. Почему?
Нельзя плеваться и кривляться. Почему?
В грязной луже нельзя купаться. Почему?
Нельзя капризничать и хныкать. Почему?
Нельзя на маму обижаться. Почему?

  • Маму надо любить и ценить. Оказывать знаки внимания, выражать свои чувства. Подарим маме рисунок. А рисунок у нас тоже будет волшебным: Мы будем рисовать манной крупой.

Разукрашиваем рисунок, обводим контур клеем, посыпаем манкой. Когда клей высохнет – лишнее стряхнуть.
Заключительный этап. Играем с камнями и возвращаемся из сказки.
Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску изображение «На что ты сейчас похож».

Занятие «Поступает хорошо»
Цель: развитие навыков общения, учить детей работать в команде.

  • Вхождение в сказку.

Сегодня помогать нам в путешествии будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце… Попросите своё сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя…
Получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце».

  • «Поссорились – помирились»

Психолог начинает предложение, а дети по очереди продолжают их.

  • Жили-были два друга. Как их звали?
  • Они всегда вместе играл и вдруг …..поссорились. Почему?
  • Они хотели помириться, но не знали как, вот один придумал….Что придумал один из друзей?
  • Они помирились т стали играть. Во что играли друзья?

Психолог должен выслушать все ответы и дополнения детей.
Наше доброе сердце помогает нам путешествовать дальше.

Вот какое у вас мудрое доброе сердце.
«Поступает хорошо. Поступает плохо».
Психолог читает стихотворение, а дети говорят после каждой строчки
«Поступает хорошо» или « Поступает плохо».

  • Даша маме помогает (поступает хорошо)
  • Дима кактус поливает (поступает хорошо)
  • Ваня рвет все время книжки (поступает плохо)
  • Саша в парк ведет братишку (поступает хорошо)
  • Лиля укусила Свету (поступает плохо)
  • Витя Свете дал конфету (поступает хорошо)
  • Гриша в грязь толкнул Катюшу (поступает плохо)

Лева всем дает игрушки (поступает хорошо)
Психолог просит объяснить, ПОЧЕМУ так поступать «хорошо» или «плохо».

Подвижная игра «Снегопад»
Дети сидят в кругу. Психолог говорит «Дети на улице пошел снег. Снег идет мягкий и пушистый и снежинки тихо опускаются на щечки, голову, ножки». И начинает постукивать по ладошке одним пальцем. Дети повторяют. Подул ветер и снегопад стал усиливаться. Дети стучат двумя пальцами, затем тремя, четырьмя. «Началась пурга, ничего не видно, дует ветер, идет снег», — дети хлопают в ладоши.
«Начался ураган» -дети топают ногами. «Вьюга перестала шуметь, снегопад становится все тише, — дети постукивают по ладошке пальцем. «На улице светло, и можно идти гулять» — все дети двигаются по комнате под спокойную музыку.

Ритуал прощания: прикрепить на магнитную доску магнит со смайликом, если вам сегодня на занятии было интересно.
«Мастерская деда мороза: Овечка»
Цель: формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками, формирование самоконтроля, развитие мелкой моторики чувствительности кончиков пальцев рук.

Наступает новый 2015 год. Год Овечки

Предлагаем вам вместе с детьми дома сделать веселый символ года:
Возьмите любой рисунок Овечки или козы. Распечатайте его на альбомном листе. Можно в черно-белом или цветном варианте.
Пусть ребенок помнет и порвет ненужные страницы из старых глянцевых журналов, нарвет много маленьких кусочков. На самом деле это не такое легкое задание (для некоторых ребят очень трудное) ккк может показаться на первый взгляд, но очень полезное.
Затем при помощи клея-карандаша наклеить эти кусочки на шерстку овечки. Можно украсить блестками. И волшебный символ 2015 года готов.

Цель: Развивать воображение, умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

Задачи:

Развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;

Развивать речевую активность, обогащать словарь;

Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение отстаивать свое мнение;

Воспитывать в детях внимание к своему здоровью, дружеское отношение к сверстникам.

1. Ритуал приветствия.

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро».

Доброе утро! Разводят руки в стороны и слегка кланяются

Улыбнись скорее! друг другу.

И сегодня весь день «Пружинка»

Будет веселее. Поднимают руки вверх

Мы погладим лобик Выполняют движения по тексту

Мы погладим носик.

Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому и левому плечу

Как в саду цветочки! поочерёдно.

Разотрём ладошки. Движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём

И здоровье соберём.

Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны

2. Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

Кто в дом не идет,

Меня за ручку берет.

Бьют его рукой и палкой —

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет —

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдет —

Там заметку кладет.

(Карандаш)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я …

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

2. Развитие воображения.

Все участники садятся на стулья, поставленные по кругу.

— Ребята, какие сказки вы знаете?

Совместно выбирают одну из сказок, и взрослый предлагает ее поменять, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перемену сам педагог. Вот, например, во что может превратиться известная сказка «Красная Шапочка»: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Башмачок. Позвал его как-то папа и говорит: «Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты». — Пошел Желтый Башмачок, а навстречу ему рыжий заяц…» и т. д. Педагог участвует наравне с детьми и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающуюся ситуацию. Обязательно отметить наиболее удачные варианты переделки.

— Ребята, мы с вами меняли слова. Пришло время поменяться местами.

4. Подвижная игра «Менялки».

Количество стульев становится на один меньше, чем игроков. Тот, кому не хватило места – ведущий (на этапе знакомства с игрой роль ведущего берет на себя педагог). Ведущий находится в центре круга и предлагает всем игрокам:

— Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (на ком надеты шорты, рубашки, юбки, белые носочки, одежда с карманами и др.).

Дети, которые соответствуют высказанному условию, должны поменяться местами.

5. Ритуал прощания.

Все участники разбиваются на пары и образуют круг. Повернуться к партнеру, взять его за руки и улыбнуться ему. Повернуться к соседу, взять его за руки и улыбнуться.

— Настроение каково?

Во! (вытягиваем вперед правый кулачок с поднятым вверх большим пальцем)

Список литературы

1. Тимофеева Н.В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками – Волгоград: Учитель, 2010

2. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога – Ростов н/Д: Феникс, 2007