Меню
Бесплатно
Главная  /  Развитие слуха и речи  /  Организация работы логопункта. Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Организация работы логопункта. Об организации работы логопедического пункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Врач работает с болезнью, священник с грехами, педагог с идеалами, психолог с иллюзиями...

Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии?
Думаю, что эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего дефектолога.
Работаю с детьми 37 лет, из них 23 года работаю учителем-логопедом. Всё это время не перестаю радоваться и удивляться тому, что в своё время выбрала себе особо актуальную и такую гуманную профессию.

Может быть потому, что учили сильные профессионалы, в моей душе загорелся огонёк интереса и огромного желания помогать детям, которые в самом начале своей жизни столкнулись с большими проблемами.

Хорошо, если помощь ребёнок получил в детском саду, ещё не осознав своего дефекта, хуже, когда уже будучи школьником, он оказался один на один с проблемами в общении, в усвоении программного материала. А проблемы, как снежный ком, накручиваются и накручиваются, ребёнок не понимает и не знает как это остановить, как догнать сверстников. И в это время я, как соломинку, протягиваю руку помощи. И понемногу, осторожно начинаем вместе распутывать этот ком, рассматривать, как и почему это произошло. И ещё до начала каких - либо успехов ребёнок успокаивается, я вселяю в него уверенность, он чувствует поддержку, мою искреннюю заинтересованность в его жизни. Первый успех, а затем множество маленьких побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов, Это помогает развить интерес. От интереса протягиваю ниточку - соломинку к его способностям, учу трудиться, познавать и открывать новое.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого школьного дня, за то, что моя профессия была и будет всегда.

В основе моей работы - Любовь и Доброта, ибо жизнь большинства моих детей не балует, а «уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни». Я работаю логопедом в сельской школе и дошкольном учреждении. Работая воспитателем, закончила в 1991 году очно - заочные курсы логопедов при Центральном институте усовершенствования учителей Министерства народного образования Казахской ССР.

Вместе с профессиональной подготовкой получила огромную любовь и интерес к проблемам логопедии от уважаемых учителей, заведующей кафедры дефектологии, кандидата педагогических наук Грушевской М.С. и доцентом кафедры дефектологии Луцкиной Р.К.

В условиях села, имея на территории 2 детских сада не было возможности открытия логопедической группы. Начиная работать в дошкольном логопункте, я не имела ни практического, ни теоретического опыта работы именно дошкольного логопункта. На страницах литературы освещается в основном организация и методика работы в логопедических группах. Не было и в г.Алма-Ата, Костанае дошкольных логопунктов, где можно было бы получить практическую помощь. И поэтому, что бы наладить работу и добиться результатов я использовала различные формы работы.

Сначала я попыталась организовать работу по принципу логопедической группы. Но дети на логопункте были из разных возрастных групп, с разными дефектами, с различной степенью тяжести. Приходилось или отрывать детей от занятий в своих возрастных группах, либо лишать их части прогулки. Затем попробовала заниматься только постановкой звуков, введением их в речь и дифференциацией. Но эта работа годиться только для детей с фонетическим недоразвитием и недостаточна для детей с ОНР, ФФН.

Организационная и содержательная сторона деятельности дошкольного логопедичесчкого пункта в определённой степени синтезируют элементы работы логопеда поликлиники и учителя - логопеда дошкольной группы для детей с нарушениями речи, но имеют свои особенности:

  1. В программе общеобразовательного дошкольного учреждения не предусмотрено специально отведённого времени для занятий с логопедом.
  2. В логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп.
  3. Состав детей в логопедическом пункте отличается большим разнообразием по структуре и степени выраженности их речевых дефектов в пределах даже одной возрастной группы, что ведёт к увеличению сроков коррекционной работы.

Поэтому в течение учебного года дети выводятся не всей зачисленной группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. Таким образом, состав детей представляет собой открытую и подвижную систему.

Коррекционно - речевой и дошкольный образовательный процессы должны быть органически взаимосвязаны. При большом количестве детей с ФФНР и ОНР одному учителю - логопеду решить задачу полной коррекции их речевых нарушений невозможно без вовлечения в эту работу родителей и специалистов ДДУ. Хотя включение педагогов требует больших усилий логопеда, поскольку педагоги общеобразовательных групп не получают надбавки за ведение коррекционной работы, работают с группой не в 12 - 15, а в 25 - 30 детей.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Чёткое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, гармонического развития и дальнейшего обучения.

Наличие логопункта в ДДУ - пример инклюзивного обучения, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.

Помощь ребёнку в условиях логопункта мало эффективна, если в неё не вовлечены родители воспитанников и воспитатели групп.

В инклюзивной группе логопед должен уделять внимание детям не только с речевой патологией, но и без таковой - поскольку совершенствование речи во всех её компонентах - важная задача для подготовки к обучению в школе. Для этой цели мной были подготовлены диагностические тесты для второй младшей, средней и старшей групп по обследованию лексико - грамматического строя речи детей.

Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно - речевой работы в ДДУ принадлежит логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

  • Диагностическая,
  • профилактическая,
  • коррекционно - педагогическая,
  • организационно - методическая,
  • контрольно - оценочная.

Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников коррекционного процесса - педагогическом коллективе, родителях и, наконец, самого ребёнка, которые существенным образом могут влиять на сроки и результаты логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность инклюзивного обучения.

В 2000 году в д/с пришли дети в группу предшкольной подготовки, не посещавшие прежде дошкольных учреждений. Дети с разным уровнем общего и речевого развития. Работаю с детьми в КПП четырнадцатый год. Имею опыт сравнения подготовки детей в КПП в условиях школы и детского сада, с большим преимуществом в пользу последнего, так как дети находятся в поле зрения педагогов весь день, с детьми работают дополнительно специалисты. До 60% от всех поступающих в КПП детей составляют дети с отклонениями в речевом развитии. В течение одного учебного года необходимо завершить коррекционную работу и нормализовать речь детей, руководствуясь степенью приближения уровня речевого развития к норме. После обследования я разбиваю детей на подгруппы.

Организую подгруппу для фронтальных занятий, которые провожу 2 раза в неделю. В задачи этих занятий включаю формирование фонетической стороны речи, обучение грамоте, формирование лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. В эту подгруппу включаю детей с ФФН, ОНР, дизартрией. Дети занимаются весь учебный год. Выделяю группу детей с фонетическим недоразвитием, объединяю их в подгруппы в зависимости от дефекта. Подгруппы эти не стабильны, подвижны, так как у всех детей разные сроки постановки, автоматизации звуков.



Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от полутора до шести месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонетическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле зрения логопеда, чтобы при необходимости оказать консультативную помощь им и родителям. На освободившиеся места зачисляются другие дети и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги, родители последовательно проходят с логопедом через все его этапы.

При зачислении детей учитываю характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному обучению в школе, а так же детям младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями.

По мере того, как освобождаются места, набираю детей среднего, затем младшего возраста с дефектами, имеющими не возрастные нарушения. Количество детей, постоянно занимающихся на логопункте 20-25 человек, за учебный год обучение проходят 30-35 детей. Для оптимизации работы объединяю детей, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (5-6 человек) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка). Продолжительность фронтальных занятий - 30 минут, подгрупповых - 10-20 минут, индивидуальных - 10-20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, индивидуальными психофизическими особенностями детей.

С каждой подгруппой планирую занятия не реже трех раз в неделю, при возможности провожу чаще (особенно в начальном периоде). И, хотя провожу большую работу по вовлечению в коррекционно-речевую деятельность родителей, воспитателей и других специалистов д\с, убеждаюсь, что занятия лучше сократить во времени, но увеличить по количеству в неделю, в отдельных случаях до ежедневных.

Большое внимание уделяю работе с воспитателями. Они имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми. Как вариант работы по автоматизации, дифференциации правильного звукопроизношения может быть выделено закреплением за каждым из воспитателей группы детей со сходными дефектами.

Например, один воспитатель курирует детей с дефектами произношения шипящих и свистящих звуков, а другой - с дефектами сонорных. После этапа постановки звука провожу консультацию для воспитателей «Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей, посещающих логопункт, в спонтанной речи»

Формирование правильной речи ребёнка - одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встаёт проблема создания оптимальных психолого - педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений её решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого - профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Для развития речи ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДДУ.

Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного изучения состояния речи каждого ребёнка.

В сентябре проводится обследование речи детей средней и старшей групп и групп КПП. По результатам обследования составляется «Речевой экран группы». В экране отражается состояние звукопроизношения детей данной группы. С итогами обследования знакомятся воспитатели и родители. Используя полученные данные, я определяю индивидуальные задачи развития звукопроизношения каждого дошкольника, этапы, последовательность и содержание коррекционно - воспитательной работы для каждого ребёнка или подгрупп детей. При большом количестве детей, нуждающихся в логопедической помощи, одному учителю - логопеду решить задачи их полной коррекции речевых нарушений невозможно без вовлечения в эту работу родителей и специалистов ДОУ.

Среди родителей существует иллюзия о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем ребёнка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи детей ни происходили на занятиях с учителем - логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная речевая динамика в ходе логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят отклика, понимания, оценки у воспитателей группы и родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие не видят истинного смысла этих изменений.

Взрослые в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочётов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует показать родителям, как важно правильно формировать речь детей, показать им, в чём состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.

В сентябре - октябре месяцах проводится подготовительная работа по подготовке артикуляционного аппарата, по развитию дыхания, мелкой моторики рук, по развитию фонематического слуха. Затем идёт этап постановки звука и автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. У каждого ребёнка свои, индивидуальные возможности. У кого-то получается с первых занятий, кому-то поставить нарушенный звук стоит больших трудов и значительного времени. Но каждый ребёнок нуждается во внимательном отношении на этапе автоматизации звука. Необходимо учить детей слышать и в повседневной речи поставленный звук и правильно им пользоваться. На занятиях у логопеда дети быстро привыкают к требованиям, к лексическому материалу, и неплохо «контролируют» свою речь. Но при переходе к общению в группе или с родителями не следят за речью. Поэтому стараюсь донести до каждого воспитателя и родителей успех ребёнка. Воспитатели групп должны контролировать речь детей во время своих занятий и режимных моментов, способствовать автоматизации поставленных или исправленных учителем - логопедом звуков, развивать мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй и связную речь.

Проводимая воспитателями грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важнейшее место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. В дошкольном учреждении работа по формированию речи проводится по двум направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения - это коррекционное направление. Но ещё в большей степени важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». В последние годы профилактическое направление получает всё большее развитие. Разрабатывается система мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения недостатков речи, в том числе и недостатков произношения. Логопеды, а также воспитатели занимаются в основном исправлением сформировавшегося в силу различных причин неправильного произношения. В настоящее время на первое место выходит вопрос формирования правильного звукопроизношения.

Книга Марии Фёдоровны Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения» помогает воспитателям детского сада в работе по формированию правильного произношения, знакомит с формами организации и методикой проведения этой работы, даёт практический материал.

Провожу консультацию для воспитателей: «Познавательно - речевое развитие детей: проблемы, пути их решения в условиях детского сада и семьи».

Значимую помощь в реализации профилактического и коррекционного воздействия логопед может получить и от педколлектива. Определив основные задачи индивидуальных и групповой программ - выношу из на обсуждение коллег - музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, казаховеда и руководителя кружковой работы.

Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы является включение в нее родителей. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно помогают работе логопеда. Стараюсь привлечь родителей к посещению занятий или провожу фрагмент занятия с ребёнком в присутствии родителя, руководствуясь пословицей «лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать»

Для ускорения процесса введения поставленного звука в речь ребёнка широко использую диалоги, которые помогают формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. Уметь подражать повадкам диких зверей и домашних животных. Развивать фонематический слух, произвольное внимание. Воспитывать чувство взаимопомощи. Формировать черты гармоничной и не закомплексованной личности ребёнка.

Одним из способов оценки достижений детей в результате специального обучения является итоговый концерт, который проводится в конце учебного года.

Каждый ребёнок имеет возможность продемонстрировать свои успехи, выступив перед большой аудиторией слушателей: детьми, родителями, учителями концерт способствует закреплению правильных речевых навыков. С ростом речевых возможностей у детей вырабатывается самоконтроль, повышается интерес к слову.

Эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями. Под стихотворный текст дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи. В ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко - слоговых сочетаний.

При отборе речевого материала необходимо учитывать уровень развития фонетико - фонематической стороны речи, достигнутым каждым ребёнком. Заучиванию стихотворений, чистоговорок предшествует большая подготовительная работа над их смысловой стороной, над звукопроизношением.

Речевой материал распределяется дифференцированно: ребёнку даётся такой текст, в котором он может продемонстрировать свои успехи.

Таким образом даже краткая характеристика работы логопеда в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении и в классах предшкольной подготовки убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки позволяет оказывать необходимую своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений.

1. Список детей на логопункт, нуждающихся в логопедической помощи. Резервный список.
2. Копии приказов о зачислении (отчислении) детей на логопункт.
3. График работы. Расписание занятий.
4. Поэтапно- творческий план учителя-логопеда.
5. Циклограмма деятельности учителя-логопеда
6. Речевая карта на каждого ребенка.
7. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы, на каждого ребенка.
8. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.
9. Журнал учета посещения занятий детьми, зачисленными на логопедический пункт.
10. Журнал первичного обследования.
11. Лист динамического наблюдения.
12. Планы индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
13. Перспективное планирование занятий по формированию фонетико- фонетической стороны речи у детей с ОНР, ФФНР. (Подготовительная группа)
14. Перспективное планирование занятий по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.(старшая группа)
15. Журнал регистрации учета индивидуальных консультаций, бесед.
16. Журнал движения детей.
17. Журнал взаимосвязи специалистов.
18. Экран звукопроизношения.
19. Акты обследования детей (средних, старших, подготовительных групп)
20. Инструкция по охране труда, должностная инструкция.
21. Положение о логопункте.

Индивидуальный план

Индивидуальный план работы на

_________________________________.

1. Уточнение произношения звуков

2. Постановка звуков

____________________________________________________________________

3. Автоматизация звуков

____________________________________________________________________

4. Дифференциация звуков

____________________________________________________________________

5. Развитие фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
6. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
7. Обучение грамоте.
8. Работа над слоговой структурой слова.
9. Развитие лексико-грамматического строя речи.
10. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
11. Обучение связной речи.
12. Совершенствование связной речи.
13. Развитие общих речевых навыков.
14. Совершенствование общих речевых навыков.
15. Развитие общей и мелкой моторики.
16. Совершенствование общей и мелкой моторики.
17. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.
18. Совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Параметры исследования и критерии оценки речи детей

(к речевой карте)

1. Звукопроизношение
2. Фонематический слух
3. Словарь
4. Грамматика
5. Связная речь

Критерии оценки.
Звукопроизношение .
1. Все звуки автоматизированы 3б.
2. Звуки поставлены, но требуют автоматизации. Нарушение звукопроизношения
в одной группе – 2б.
3. Звуки не поставлены. Звуки поставлены, но требуют автоматизации.
Нарушение звукопроизношения в двух и более группах – 1б.

Фонематический слух. Словарь. Грамматика.
1. Задание выполнено правильно – 3 балла.
2. Ошибки 1-2 -2балла.
3. Более двух ошибок – 1 балл.

Связная речь.
1. Самостоятельность – 3б; 1-2 раза оказана помощь – 2б; более – 1б.
2. Смысловая адекватность – 3б; 1-2 нарушения - 2б; более – 1б.
3. Последовательность полная – 3б; 1-2 нарушения – 2б; более – 1б.
4. Плавность полная – 3б; 1-2 нарушения – 2б; более – 1б.
5. Полнота воспроизведения – 3б; 1-2 пропуска смысловых единиц -2б; более – 1б.
6. Грамматическая правильность -3б; 1-2 ошибки – 2б; более – 1б.

Уровень:

0-1,4 балла – низкий уровень;
1,5- 2,4балла – средний уровень;
2,5- 3 балла – высокий уровень.



Основные направления в работе логопеда

Основные направления коррекции ФНР.


2. Развитие мелкой моторики.
3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа и синтеза.

Основные направления коррекции ФФНР.

1. Коррекция звукопроизношения.
2. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звуко – слогового анализа и синтеза.
3. Подготовка к обучению грамоте.

  • Формирование звукопроизношения.
  • Формирование навыков дифференциации звуков.
  • Формирование звуковой структуры слова и звуконаполняемости.
  • Формирование звуко – слогового анализа и синтеза.
  • Совершенствование лексики, грамматики и связной речи.
  • Подготовка к обучению грамоте.

Основные направления коррекции ОНР.

1. Коррекция звукопроизношения.
2. Формирование фонематического восприятия и навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
4. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи коррекционного обучения.

Формирование и развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия.
Формирование звукопроизношения.
Формирование навыков дифференциации звуков.
Формирование звуковой структуры слова и звуконаполняемости.
Формирование звуко – слогового анализа и синтеза.
Подготовка к обучению грамоте.
Образование множественного числа существительных.
Образование родительного падежа существительных.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование относительных прилагательных.
Согласование числительных с существительными.
Практическое употребление в речи существительных ед. и мн. числа.
Закрепление понимания и практическое употребление в речи предлогов.
Согласование существительных с прилагательными.
Практическое употребление в речи притяжательных местоимений.
Подбор прилагательных к существительным.
Закрепление слов - антонимов.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование и употребление в речи приставочных глаголов.
Согласование числительных с существительными и прилагательными

Лист взаимодействия логопеда и воспитателей

ФИ ребенка _____________________________________________________

Группа № _______________________________________________________

Дата ___________________________________________________________


Результат:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

4. Работа над слоговой структурой слова.

5. Автоматизация звука____

6. Автоматизация звука____

7. Дифференциация звуков_______

8. Развитие лексико-грамматического строя речи.

9. Закрепление материала

2.1 На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

Своевременным обследованием детей;

Рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;

Планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

Оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями

Совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

2.2 На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек) на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Комплектование групп и выпуск детей производится психолого-медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.

В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 2 лет при ФНР и ФФНР.

2.3 Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).

2.4 Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале. Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.

2.5 Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.

2.6 Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

2.7 В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть реко­мендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактичес­кие учреждения для обследования врачами-специалистами (невро­патологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.

3. Порядок организации обследования детей психолого-медико педагогической комиссией

3.1 Обследование детей психолого-медико-педагогической комис­сией осуществляется по инициативе родителей (законных предста­вителей), а также по инициативе специалистов учреждений обра­зования, здравоохранения, социальной защиты. Во всех случаях согласие родителей подтверждается их письменным заявлением.

3.2 Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей).

3.3 На комиссию представляются следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка (только предъявляется);

Заключение психолого-педагогического консилиума образо­вательного учреждения, в котором ребенок обучается;

Подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей (педиатра-психиатра, невропатолога; логопеда, оф­тальмолога, ортопеда);

Педагогическое представление (характеристика)

В диагностически сложных случаях, а также в случаях несог­ласия родителей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) рекомендуется обследовать ребенка специалис­тами конфликтной комиссии.

Родителям (законным представителям) выдается протокол обследования и заключение ПМПК с рекомендациями. Заключе­ние ПМПК является основанием (только с согласия родителей или законных представителей) для определения форм получения образования ребенком, создания адекватных его индивидуальным особенностям условий обучения.

Муниципальный орган управления образованием в случае необходимости обеспечивает организацию обследования детей лю­бой областной психолого-медико-педагогической комиссией. Вопросы финансирования решаются в таких случаях на договорной основе. Взимание денег с родителей не допускается. Дети-сироты обследуются бесплатно.

Елена Добрынина
Особенности работы на логопункте ДОУ.

Добрынина Елена Евгеньевна, учитель-логопед МБДОУ д/с №65 «Ласточка» г. Мытищи.

Особенности логопедической работы на логопункте ДОУ .

В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи . Вследствие этого все больше стало открываться логопунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях. И это очень хорошо, так как логопункт имеет возможность охватить большее число детей-логопатов . Но, чтобы коррекция речи в рамках логопункта велась более эффективно, необходимо пересмотреть и изменить некоторые аспекты этой работы .

Работаю в должности учителя-логопеда ДОУ Москвы и подмосковья более 20 лет, имею высшую квалификационную категорию. Имею опыт работы и на логопункте , и в логогруппе .

Сразу оговорюсь, что излагаю особенности работы на логопункте Московской области и других регионов России, поскольку в Москве имеются отличия «Положения о логопункте ДОУ » , в соответствии с которыми детей в группе до 25 и зачисляются на коррекцию речи дети только с легкими речевыми нарушениями ФНР и ФФНР.

В дошкольном образовательном учреждении, не имеющем в своем составе логопедических групп , коррекцию речи воспитанников проводит учитель-логопед (далее логопед ) в рамках логопункта .

Работа строится таким образом. В течение учебного года логопед проводит обследование речи детей от 3-х лет. По итогам обследования проводится отбор заданного количества детей-логопатов от 4 , 5 лет и старше на следующий учебный год. Весной, в конце текущего учебного года, проводится ПМПК (Психолого -медико-педагогическая комиссия, по результатам которой утверждается списочный состав группы логопункта . В логогруппе списочный состав от 12 до 16 детей. Группы - смешанные по речевому заключению, как и на логопункте . В г. Мытищи, согласно «Положению о логопункте » , численный состав группы 20 детей с речевым заключением : ФФНР, стертая дизартрия, ФФНР, ФНР, ОНР (III уровень, ОНР (IV уровень) . Родителям детей, имеющих ОНР, предлагается место в логопедической группе других детских садов города, но, как правило, родители (письменно) отказываются от перевода ребенка. Дети остаются в группе логопункта . В результате логопед вынужден строить работу исходя из наличия большого количества детей смешанного по речевому заключению состава.

Коррекционная работа с детьми , зачисленными на занятия, начинается с сентября месяца с углубленного обследования, согласно стандартному перспективному планированию и планированию индивидуальной работы и в соответствии со структурой речевого дефекта. Так как в группе есть дети как с ФФНР, так и с ОНР, коррекционная работа ведется по двум разным программам, что составляет определенные трудности для работы специалиста .

В конце текущего учебного года в ДОУ проводится ПМПК по выпуску детей из логопункта и набор детей на следующий учебный год.

В отличие от работы в логогруппе , коррекция речи на логопункте не подразумевает проведения фронтальных занятий по формированию лексической стороны речи, развитию фонематического слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь объем знаний, умений и навыков, помимо коррекции звукопроизношения, логопед должен дать в рамках индивидуальной и подгрупповой работы , что, в свою очередь, увеличивает количество времени на изложение учебного материала. Это тоже представляет определенные сложности в организации учебно-коррекционного процесса.

Логопед , согласно «Положению о логопункте ДОУ » , берет детей на занятия в первой половине дня, во время всех занятий в ДОУ, кроме физкультурных и музыкальных. Кабинет логопеда , работающего в логогруппе , как правило, находится рядом с помещением группы. Кабинет логопеда логопункта располагается в разной удаленности от помещений групп детского сада. Поэтому трудность для специалиста состоит еще и в том, что дети, проходящие коррекцию у логопеда , располагаются в разных группах учреждения. Времени, требующегося на перемещение ребенка или, тем более, сбор подгруппы по разным группам детского сада в кабинет логопеда , уходит значительно больше, чем в условиях организации логогруппы .

В рамках работы логогруппы программой и соответствующей системой оплаты труда предусмотрена работа воспитателей группы с детьми по закреплению полученных на логопедических занятиях знаний , умений и навыков во второй половине дня. В работе логопункта это не предусмотрено, что также представляет сложность для работы специалиста .

В дополнение к вышеизложенному должна добавить, что логопеду катастрофически не хватает времени на полноценное консультирование воспитателей, родителей детей-логопатов , а также родителей всех детей, посещающих дошкольное учреждение. Ведь рабочее время учителя- логопеда - с 9 .00 до 13.00, а большинство родителей также работают в это время . Программой и «Положением о логопункте ДОУ предусмотрена работа по этим направлениям, а время выделено исключительно для работы с детьми . В этих документах указано, что все 20 часов в неделю учитель-логопед обязан работать с детьми . Логопед вынужден выкраивать время для консультирования из этих 20 часов в неделю или проводить консультации в свободное от работы , т. е. личное, время. Этот аспект касается работы всех учителей- логопедов образовательных учреждений.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно ясно увидеть, как трудно логопеду добиться высокой эффективности коррекционной работы . На мой взгляд, необходимо внести изменения в «Положение о логопункте ДОУ » , а именно : разрешить один рабочий день работать во второй половине дня для консультирования родителей, увеличить численный состав детей, зачисленных на коррекцию, до 25, но при этом ограничить степень нарушений речевого развития заключениями ФНР и ФФНР, стертая дизартрия. Детям же с более тяжелым речевым недоразвитием оказывать коррекционную помощь только в условиях логогруппы .

В заключение хочется сказать, что, несмотря на все перечисленные сложности в работе логопеда в условиях логопункта , большинству специалистов удается добиваться хороших результатов в работе , что подтверждает их высокий профессионализм. В этом и состоит их личная заслуга и мастерство.

Уважаемые коллеги!

До настоящего времени не существует утвержденного Министерством Образования пакета документов регламентирующего работу дошкольного логопункта. Поэтому работа наших логопунктов и их документация строится в соответствии с положением «О логопедическом пункте при ДОУ», разработанном в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом Учреждения. Данное положение принято педагогическим советом и утверждено заведующей ДОУ.

Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 года № 2.

Положение имеет следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи работы логопедического пункта.
  • Организация работы логопедического пункта.
  • Руководство работой логопункта.
  • Материально-техническое обеспечение. Приложение 1 .

Документация, обеспечивающая эффективность работы дошкольного логопедического пункта.

Должностные обязанности.
В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, обязанности учителя-логопеда и его права. Должностная инструкция утверждается заведующей ДОУ. Приложение 2 .

Инструкция по технике безопасности.
Содержит требования, которые необходимо выполнять учителю-логопеду при подготовке к занятию и во время его проведения для обеспечения сохранности жизни и здоровья детей.

Инструкция по охране труда.
В инструкции по охране труда обозначены основные требования по обеспечению безопасности детей и самого специалиста при проведении занятий в логопедическом кабинете.

Рабочая программа.
Нами составлены две рабочие программы: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей 5–6 лет», «Коррекция фонетического недоразвития речи детей 5–7 лет».

Данные рабочие программы составлены на основе:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993.

В программу включены следующие методики:

  • Ткаченко Т.А.
Если дошкольник плохо говорит. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  • Каше Г. А.
  • Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М.
  • Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
    • Граб Л.М. Шибаева Л.В.
    «Индивидуальное планирование коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»,
  • Шибаева Л.В.
  • «Формирование грамматических категорий».

    Рабочие программы обсуждались и были согласованы на методическом объединении учителей-логопедов г. Снежногорска, приняты на методическом совете ДОУ, утверждены заведующей ДОУ.

    Настоящие Программы включают пояснительную записку, перспективное планирование и список используемой методической литературы.

    Годовой план работы учителя-логопеда.

    Годовой план пишется по следующему алгоритму:

    • Организационно-методический блок.
    • Диагностический блок.
    • Коррекционно-педагогический блок, включающий учебно-воспитательную работу.
    • Консультационный блок.
    • Участие в работе ППМС службы сопровождения.
    • Работа по повышению квалификации.

    В каждом разделе указывается содержание и сроки работы. Приложение 3 .

    Перспективные планы проведения индивидуальных и групповых занятий.
    В планировании раскрыта работа на каждом этапе, а именно указана тема занятия, количество часов по данной теме и направления коррекционной работы.

    На индивидуальные занятия берутся дети с фонетическим дефектом не менее 3 раз в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта (мономорфная, полиморфная дислалия, дизартрия). С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, логопед планирует свои занятия из расчёта: 2 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия в неделю.

    Работа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи включается в планирование на этапе автоматизации звуков.

    График работы учителя-логопеда.
    Этот документ также несёт организационную функцию, т.е. помогает планировать работу на разных этапах коррекционного процесса.

    Для достижения результативности проведения коррекционных мероприятий, как с детьми-логопатами, так и с их родителями в графике работы логопеда предусмотрены 3 рабочие смены в первую половину дня и 2 смены во вторую половину дня.

    Паспорт кабинета.
    Паспорткабинетавключает перечень материалов и оборудования, необходимых для организации коррекционного процесса.

    Отчёт о результатах работы логопеда, проделанной за учебный год.
    В этом документе должна отражаться следующая информация:

    • перечень организационных мероприятий, проводимых в логопункте в течение учебного года;
    • проведённая работа с воспитателями и родителями детей, зачисленных в логопункт;
    • описание оснащения логопедического кабинета, отчёт об изготовленных и приобретенных пособиях и оборудовании;
    • описание методической работы логопеда, творческой работы по повышению уровня профессионализма;
    • участие в работе методического объединения. Приложение 4 .

    Журнал обследования устной речи детей.

    В начале учебного года учитель-логопед проводит обследование речи детей дошкольного учреждения и фиксирует результаты в журнале обследования устной речи, где записывает: фамилию, имя ребёнка, дату рождения, возрастную группу, а также указывает логопедическое заключение с перечислением нарушенных звуков. В графе «Примечание» логопед делает отметку о зачислении/отчислении, переводе ребёнка в другое учреждение. Приложение 5 .

    Приказ «О зачислении воспитанников в логопункт».
    В соответствии с приказом Управления образования администрации ЗАТО Александровск «О результатах деятельности муниципальной ПМПК г. Снежногорска по набору воспитанников ДОУ в группы компенсирующей направленности» и на основании результатов логопедического обследования руководитель учреждения издаёт приказ о зачислении воспитанников ДОУ в логопункт.

    В первую очередь зачисляются дети, обследованные городской ПМПК с тяжёлыми нарушениями речи и не зачисленные в логопедические группы города. Далее при наличии мест зачисляются дети старших и подготовительных групп, имеющие речевые нарушения. В условиях логопункта с этими детьми согласно Положению о логопедическом пункте ведётся работа по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи логопед осуществляет на этапе автоматизации поставленных звуков и в рамках ППМП службы сопровождения.

    Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей в логопункте.
    Зачисление ребёнка в логопункт проводится с согласия родителей (законных представителей). В соглашении отражаются обязанности и ответственность заинтересованных сторон.

    Расписание занятий.
    На основании Приказа о зачислении учитель-логопед формирует группы детей и составляет расписание занятий.

    Расписание занятий помогает рационально спланировать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, а также организовать рабочее время учителя-логопеда.

    Список детей, зачисленных в логопункт.
    В список заносится следующая информация: фамилии и имена детей, возрастные группы, логопедические заключения.

    Речевые карты.
    На каждого ребёнка, зачисленного в логопункт, на основании протокола обследования учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой фиксирует особенности фонетико-фонематической стороны речи ребёнка, состояние лексико-грамматического строя и связной речи. В речевую карту (обязательно!) записываются ответы детей, план логопедической работы и заносятся результаты коррекции устной речи детей.

    Журнал посещения детьми логопункта.
    Оформляется в виде таблицы, в столбцах которой представлены список детей, тема логопедического занятия и дата его проведения.

    Журнал консультаций.
    Учитель-логопед ведёт учёт консультаций и фиксирует дату проведения консультации, её тему и непосредственно адресата. Приложение 6 .

    Экран звукопроизношения.
    Данный документ составляется на группу детей, зачисленных в логопункт. В документе фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки.

    Экран звукопроизношения позволяет логопеду формировать подгруппы из детей со сходными нарушениями звукопроизношения. Приложение 7 .

    Тетради взаимодействия с родителями и воспитателями.
    Для успешности коррекционного процесса обязательно взаимодействие логопеда и воспитателя, логопеда и родителей (законных представителей). Для достижения этой цели создаются тетради взаимодействия с родителями и тетради взаимодействия с воспитателями.

    Вся перечисленная документация позволяет создать оптимальные условия для работы логопункта дошкольного учреждения и достижения высоких результатов в коррекционной работе с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.